Антидемпинговые пошлины в беларуси

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. № 113 “О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза”

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года, на основании доклада Департамента защиты внутреннего рынка и после консультаций с Консультативным комитетом по торговле Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Применить антидемпинговую меру посредством введения антидемпинговой пошлины в размерах согласно приложению в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза легких коммерческих автомобилей, представляющих собой моторные транспортные средства с полной массой от 2,8 тонны до 3,5 тонны включительно, с дизельным двигателем с рабочим объемом цилиндров не более 3000 куб. сантиметров, с типом кузова «фургон» модификации «грузовой цельнометаллический фургон» (предназначен для перевозки грузов до 2 тонн включительно) либо модификации «комби – грузопассажирский фургон» (предназначен для комбинированной перевозки грузов и людей), происходящих из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики, классифицируемых кодами 8704 21 310 0 и 8704 21 910 0 ТН ВЭД ТС, установив срок действия данной антидемпинговой меры 5 лет.

Для целей применения указанной антидемпинговой меры товар определяется как кодами ТН ВЭД ТС, так и наименованием товара.

2. Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, Комитету таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан и ФТС России обеспечить взимание антидемпинговой пошлины, предусмотренной настоящим Решением.

3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Председатель
Коллегии Евразийской
экономической комиссии
В. Христенко

Приложение
к решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 14 мая 2013 г. № 113

Размеры ставок
антидемпинговой пошлины на легкие коммерческие автомобили

Код ТН ВЭД ТС Марка автомобиля, производитель Размер ставки антидемпинговой пошлины (процентов от таможенной стоимости)
Федеративная Республика Германия
8704 21 310 0,
8704 21 910 0
все марки автомобилей и производители 29,6
Итальянская Республика
8704 21 310 0,
8704 21 910 0
марки «Пежо» и «Ситроен», произведенные Sevel S.p.A. (Zona Industriale, Strada Statale 154, Valle del Sangro, 66041, Atessa, Italy) 23,0
8704 21 310 0,
8704 21 910 0
прочие марки автомобилей, все производители 23,0
Турецкая Республика
8704 21 310 0,
8704 21 910 0
марки «Форд», произведенные Ford Otomotiv Sanayi Anonim Sirketi (юридический адрес: Akpinar Mahalessi Hasan Basri Caddessi No.: 2 Sancaktepe, Istanbul, Turkey; фактический адрес: Izmit Golcuk Yolu, 14 km., 41670, Ihsaniye, Golcuk, Kocaeli, Turkey) 11,1
8704 21 310 0,
8704 21 910 0
прочие марки автомобилей, все производители 11,1

Обзор документа

На 5 лет вводится антидемпинговая пошлина в отношении некоторых легких коммерческих автомобилей, происходящих из Германии, Италии и Турции, ввозимых на территорию ТС. Речь идет о моторных транспортных средствах с полной массой от 2,8 до 3,5 т включительно, дизельным двигателем с рабочим объемом цилиндров не более 3 тыс. куб. см, с типом кузова "фургон" модификаций "грузовой цельнометаллический фургон" (для перевозки грузов до 2 т включительно) либо "комби - грузопассажирский фургон" (для комбинированной перевозки грузов и людей). Коды 8704 21 310 0 и 8704 21 910 0 ТН ВЭД ТС.

Размер пошлины в отношении авто из Германии составляет 29,6% от таможенной стоимости, из Италии - 23%, из Турции - 11,1%.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Каждое государство стремится защитить свой внутренний рынок от недобросовестной конкуренции. Известно, что для продвижения на рынки третьих стран отдельные производители могут умышленно занижать цену производимых ими товаров, а уполномоченные органы – предоставлять субсидии для целей удешевления производства такой нацеленной на покорение внешних рынков продукции. Для нейтрализации недобросовестной конкуренции при импорте товаров и ее последствий предусмотрено введение « адресных » защитных мер. « Адресными » их можно назвать потому, что такие меры применяются в отношении четко определенных, конкретных товаров, происходящих из конкретных государств, а в ряде случаев – и с детализацией по конкретным производителям.
Данные меры широко используются в международной торговой практике. Применяются они и в рамках Таможенного союза.

Меры, призванные в рассматриваемом контексте ограничивать, противодействовать и нейтрализовывать, подразделяются на три вида. Нормативное определение им дает Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 в ред. Протокола от 18.10.2011 (далее – Соглашение), которое определяет правовую основу применения на единой таможенной территории Таможенного союза анализируемых мер, представляющих собой важнейший элемент регулирования внешней торговли. Итак,
специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта товара на единую таможенную территорию Таможенного союза, которая применяется по решению Евразийской экономической комиссии (ранее – Комиссии Таможенного союза) (далее – Комиссия) посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины;
антидемпинговая мера мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером;
компенсационная мера мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств – членов Таможенного союза, применяемая по решению Комиссии посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером.
Введению таких мер предшествует расследование, проводимое Департаментом защиты внутреннего рынка Комиссии в целях установления наличия возросшего, демпингового или субсидируемого импорта и определения обусловленного этим ущерба для соответствующей отрасли экономики государств – членов Таможенного союза. Упомянутые выше меры, как явствует из их определений, реализуются посредством введения соответствующего вида пошлины либо импортной квоты (специальная защитная мера) или одобрения обязательств (антидемпинговая и компенсационная меры). Порядок применения форм реализации рассматриваемых мер детально прописан в Соглашении, как и порядок проведения расследования, определения демпинговой маржи, нормальной стоимости товара, экспортной цены товара, установления ущерба отрасли экономики, определения специфической субсидии и ее размера и т.п.
В настоящее время в Таможенном союзе в отношении ряда товаров действуют специальные защитные и антидемпинговые меры : по следующей ссылке – http://www.tsouz.ru/db/spec_measures/Pages/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%8B,%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%A2%D0%A2%D0%A2%D0%A1.aspx – в исчерпывающе систематизированном виде представлены положения всех решений Комиссии, в соответствии с которыми эти меры установлены и подлежат применению.

При рассмотрении вопроса уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин прежде всего следует обратить внимание на то, что данные виды пошлин не являются таможенными пошлинами и не относятся к таможенным платежам. Эти пошлины имеют иную природу, нежели ввозные таможенные пошлины (взимаются независимо от ввозной таможенной пошлины), и их применение связано с принципиально иными функциональными задачами. Между тем взимание специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин возложено на таможенные органы. Напомним, что виды таможенных платежей определены ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) .
Исчисление специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, взимаемых в соответствии с решениями Комиссии, возникновение и прекращение обязанности по уплате данных видов пошлин, определение сроков и порядка их уплаты осуществляются в порядке, предусмотренном ТК ТС для ввозных таможенных пошлин. Соответственно специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. В то же время в счет уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи (за исключением ввозных таможенных пошлин, вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти (нефтепродуктов), вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза), поступившие на единый счет государственного органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета государства – члена Таможенного союза. С даты вступления в силу решения Комиссии о применении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры суммы специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин подлежат зачислению и распределению в порядке, определенном ТК ТС и Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 и предусмотренном для ввозных таможенных пошлин. Учитывая, что международными правовыми актами не установлено иное, исчисление и уплата данных видов пошлин на территории Республики Беларусь производятся в белорусских рублях. При исчислении сумм пошлин пересчет иностранной валюты осуществляется в порядке, определенном ст. 78 ТК ТС. Уплата данных видов пошлин производится на коды раздела и подраздела бюджетной классификации, специально предназначенные для уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных международными правовыми актами Таможенного союза, с последующим их распределением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Следует отметить, что уплата предварительных специальных, предварительных антидемпинговых и предварительных компенсационных пошлин (далее – предварительные пошлины) имеет некоторую специфику. Так, предварительные пошлины устанавливаются Комиссией в критических обстоятельствах, до завершения в установленном порядке соответствующего расследования, и носят временный характер. Если по результатам расследования будет установлено отсутствие оснований для введения соответствующей меры, суммы уплаченных предварительных пошлин подлежат возврату плательщику. Если по результатам расследования соответствующая мера вводится, в случае установления более низкой ставки соответствующей пошлины, чем ставка ранее установленной предварительной пошлины, разница между суммами (т.е. уплаченное свыше) подлежит возврату плательщику, если же устанавливается более высокая ставка пошлины, разница между суммами устанавливаемой и предварительной пошлин (т.е. недоплаченное плательщиком) не взимается.
В соответствии со ст. 28-1 Соглашения предварительные пошлины уплачиваются (взыскиваются) не на упомянутый выше единый счет, а на счет, определенный законодательством государства члена Таможенного союза, таможенными органами которого взимаются такие пошлины. Суммы таких пошлин подлежат зачету в специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины с зачислением на единый счет в случаях принятия Комиссией по результатам проводимых расследований соответствующих решений о применении (продлении, распространении на составные части и (или) производные) специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин. Возврат плательщику уплаченных сумм предварительных пошлин осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, в котором такие пошлины уплачивались (взыскивались).
В связи с истечением срока действия применяемой меры или при установлении фактов ее обхода может быть проведено повторное расследование. Во время его проведения в отношении подлежащих расследованию импортируемых товаров, их составных частей и (или) производных согласно решению Комиссии рассматриваемые пошлины уплачиваются в порядке, установленном для взимания соответствующих предварительных видов пошлин.
Таким образом, при уплате специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин плательщику при составлении платежных инструкций банку на перечисление причитающихся сумм данных пошлин в бюджет необходимо обратить внимание на вид пошлины, которая подлежит уплате (специальная, антидемпинговая, компенсационная или предварительная специальная, предварительная антидемпинговая, предварительная компенсационная, или специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлина, уплачиваемая в порядке, установленном для взимания соответствующих предварительных видов пошлин). Напомним, что актуальной редакцией классификации доходов бюджета, утв. Министерством финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 « О бюджетной классификации » , предусмотрены следующие коды платежей:
2700 специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные и зачисленные в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
3115
предварительные специальные, предварительные антидемпинговые, предварительные компенсационные пошлины;
3116
специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, уплаченные в порядке, установленном для взимания соответствующих предварительных видов пошлин.
Взимание специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин производится при помещении товаров, в отношении которых приняты решения о применении таких пошлин, под таможенные процедуры, условия которых в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза предусматривают соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В настоящее время взимание специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления (ст. 210 ТК ТС) и переработки для внутреннего потребления (ст. 264 ТК ТС). В соответствии с подп. 2) п. 2 ст. 63 ТК ТС в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения, помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется при условии обеспечения уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины (до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений). Обеспечение уплаты специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин производится в порядке, предусмотренном главой 12 ТК ТС.
Плательщиками специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не производится. Льгот по уплате данных видов пошлин законодательством Таможенного союза не установлено. В случае неуплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленные сроки их взыскание осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, в порядке, предусмотренном ТК ТС для взыскания ввозных таможенных пошлин, налогов, с начислением пеней. При этом порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней аналогичен порядку, установленному для пеней, уплачиваемых (взыскиваемых) в связи с неуплатой или неполной уплатой ввозных таможенных пошлин. Возврат плательщику излишне уплаченных (излишне взысканных) специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин производится с единого счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета государства – члена Таможенного союза, в порядке, аналогичном установленному для возврата излишне уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин.
Поскольку специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины не являются таможенными пошлинами, подлежащая уплате сумма таких пошлин не включается в налоговую базу для исчисления налогов, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (налога на добавленную стоимость и акцизов).

Исчисление рассматриваемых видов пошлин производится плательщиком в декларации на товары. Для отражения в ней сведений об исчисленных и уплаченных суммах данных пошлин применяются следующие коды классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, утв. Решением Комиссии от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» (с изм. и доп.):
2040 специальная пошлина, установленная в соответствии с международными договорами государств членов Таможенного союза ;
2050
антидемпинговая пошлина , установленная в соответствии с международными договорами государств членов Таможенного союза ;
2060
компенсационная пошлина , установленная в соответствии с международными договорами государств членов Таможенного союза ;
2140 предварительная специальная пошлина;
2150
предварительная антидемпинговая пошлина;
2160
предварительная компенсационная пошлина;
2240
специальная пошлина, уплачиваемая в порядке, установленном для взимания соответствующих предварительных видов пошлин;
2250
антидемпинговая пошлина, уплачиваемая в порядке, установленном для взимания соответствующих предварительных видов пошлин;
2260
компенсационная пошлина, уплачиваемая в порядке, установленном для взимания соответствующих предварительных видов пошлин.

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создан единый механизм применения защитных мер в отношении импорта товаров из третьих стран. Всего существует три вида защитных мер:

— специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию ЕАЭС. Применяется посредством введения импортной квоты (количественного ограничения) или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

— антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту на единую таможенную территорию ЕАЭС. Применяется посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

— компенсационная мера – мера по ограничению импорта товара, производимого и (или) экспортируемого с использованием специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на единую таможенную территорию ЕАЭС. Применяется посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер определен статьями 48 и 49 Договора о Евразийском экономическом союзе, а также приложением 8 к Договору – Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

В соответствии со статьей 48 Договора решение о применении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры, об изменении или об отмене специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры либо о неприменении меры принимает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) по итогам расследования, которое проводится в соответствии с приложением № 8 к Договору.

На национальном уровне в странах–членах защитные расследования не проводятся. В рамках Евразийского экономического союза полномочия на проведение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований, а также принятие решений о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер предоставлены Департаменту защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.

Договором предусмотрена возможность обращения в Суд Евразийского экономического союза хозяйствующих субъектов третьих стран по спорам, связанным с реализацией Договора о Союзе, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза. В том числе это касается споров по применению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер.

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами в дополнение к ввозным таможенным пошлинам, установленным Единым таможенным тарифом Евразийского экономического .

— Перечень действующих в ЕАЭС защитных мер;

— Перечень проводимых специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований.

Контактная информация:

По вопросам применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер, подачи заявления для проведения расследования необходимо обращаться в Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (орган, проводящий расследования) по адресу:

119121, г. Москва, Смоленский б-р, 3/5, стр. 1.
Контактный телефон: +7 495 669 24 00, доб.12-72.
Факс: +7 495 669 24 00, доб.11-09.
E-mail: tradedefence@eecommission.org

Методические рекомендации по подготовке заявлений о применении антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер и Руководство по подготовке неконфиденциальной версии документов доступны здесь.

ВНИМАНИЕ!

При направлении конфиденциальной информации на конверте обязательно указывается в качестве адресата: «орган, проводящий расследования» или «Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии».

Международный демпинг однозначно вреден для экономики государства-импортера. Если товар из-за рубежа ввозится по цене ниже, чем он производится и продается на внутреннем рынке экспортирующей страны, это крайне негативно скажется на отечественном производителе. Поэтому государство стремится не допустить демпинга, защищая свою экономику.

Вопрос: Организация ввозит товар стоимостью 3 000 евро, страна происхождения подтверждена сертификатом качества завода. В отношении данного товара, происходящего из Китая, установлена антидемпинговая пошлина. Правомерно ли требование таможенного органа о внесении изменений в декларацию на товары в части указания сведений о том, что страна происхождения не определена, и заявления сведений об исчислении и уплате антидемпинговой пошлины?
Посмотреть ответ

Одним из способов такой защиты являются антидемпинговые пошлины. Рассмотрим, в чем заключается эта мера, а также внесем ясность относительно расчета их суммы. Важно правильно отразить эти пошлины в бухгалтерском учете.

Суть антидемпинговых пошлин

Международный бизнес предполагает ввоз различной заграничной продукции. Довольно часто аналоги таких вещей или продуктов производятся и в принимающей стране. Если происходит экспорт по так называемой «бросовой» стоимости, то есть цены на него занижены, если сравнивать с аналогичной продукцией, производящейся для себя страной-экспортером, такая ситуация называется демпингом. Международное использование демпинговых цен законодательно запрещено в большинстве государств из-за своего деструктивного экономического влияния.

Вопрос: В каких случаях в соответствии с п. 3 ст. 121 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций от имени и по поручению декларанта таможенным представителем, который в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин может не предоставляться?
Посмотреть ответ

Чтобы исключить возможность экспортного демпинга, на таможне вводится особый вид сборов, а именно антидемпинговые пошлины – специальные платежи, взимаемые дополнительно к обычным тарифам таможни. Эти спецмеры вводятся, если расследованием компетентных органов установлено, что ввоз импорта по заявленной стоимости:

  • материально повредил какой-либо сфере экономики Российской Федерации;
  • потенциально может угрожать материальным ущербом;
  • мешает или способен помешать прогрессу в данной отрасли отечественной экономики.

Вопрос: Каким образом соотносятся ввозные таможенные пошлины и специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины?
Посмотреть ответ

Под потенциальным или реальным материальным ущербом, причиняемым экономике России, понимается создание ситуации, при которой:

  • объемы производства ввозимого товара сокращаются внутри страны;
  • отечественная продукция реализуется в значительно меньших объемах либо вообще становится дефицитом;
  • производство этой продукции теряет рентабельность;
  • уменьшаются товарные запасы;
  • растет уровень незанятости и уменьшаются заработные платы в соответствующей экономической отрасли;
  • снижается или прекращается инвестирование в данную сферу экономики.

Вопрос: Российская организация ввозит из Китайской Народной Республики грузовые шины, классифицируемые в товарную подсубпозицию 4011 20 100 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемые антидемпинговой пошлиной согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Обязана ли российская организация предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате антидемпинговой пошлины при помещении данного товара под таможенную процедуру таможенного транзита?
Посмотреть ответ

Если такая ситуация подтверждена, справедливо, чтобы сторона, ввозящая товар, понесла дополнительную финансовую нагрузку, которая отойдет в пользу российского бюджета – в компенсацию причиняемого вреда. Предприниматель-экспортер сам вправе решать, будет ли ему выгодно поставлять в страну товар по демпинговым ценам вкупе с такими таможенными пошлинами или же установить так называемую «нормальную» цену.

Нормальная цена

Нормальной считается цена, действующая на аналогичный товар на внутреннем рынке страны-поставщика.

Вопрос: Необходимо ли российской организации при помещении ввезенного из Польши товара (прутки стальные горячекатаные, код 7213 10 000 0 по ТН ВЭД ЕАЭС) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждать страну его происхождения, если таможенная стоимость товара составляет 750 евро и в отношении товара уплачена антидемпинговая пошлина согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.03.2016 N 28?
Посмотреть ответ

Если аналогичный товар в стране не производится, нормальную цену можно посчитать путем расчета себестоимости, добавив к ней разумную наценку, либо посмотреть, по каким ценам этот товар идет на экспорт в другие страны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Демпингом не является снижение цен по сравнению с внутренним рынком принимающей стороны. Сравнение идет с ценами для потребителей в стране-экспортере.

Например, во Франции банка растворимого кофе стоит 2 евро, а в России аналогичный кофе можно купить за 150 руб., это примерно 2,2 евро. Если из Франции привезут такой кофе для продажи в РФ по 2 евро (около 134 руб. по курсу), это не будет демпингом. А вот продавать его дешевле этой цены уже запрещено.

Как закон регулирует антидемпинговые пошлины

Основным законодательным актом, регламентирующим введение антидемпинговых пошлин, порядок их взимания и размер, является «Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода», ратифицированное на основании Федерального закона от 19.10.2011 №274-ФЗ. Руководствуясь им, Комиссия Таможенного союза принимает решения относительно особых пошлин или иных ограничений на ввоз конкретных товарных групп из определенных стран.

Подтверждение вероятности оснований для особых пошлин

Антидемпинговая пошлина вводится по итогам доклада, составленного по результатам экономического расследования компетентного органа – представительства Комиссии Таможенного союза. Чтобы решение о введении антидемпинговой пошлины было принято, расследование нужно проводить не быстрее 6 месяцев.

Можно ввести эту пошлину, сделав лишь предварительное заключение (не раньше чем спустя 2 месяца), тогда пошлина тоже считается предварительной, то есть будет взята, но не поступит в федеральный бюджет до окончательных выводов (еще около 120 дней). Если в итоге демпинг не констатируют, пошлину вернут плательщику.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если экспортер сам по собственной воле пересмотрит цены на свой товар в приемлемых размерах, расследование правомерно прервать досрочно, так как для него уже не будет оснований.

Заключение о демпинге не может действовать дольше 5 лет, по истечении этого срока нужно отменять антидемпинговые меры или предпринимать новое расследование. Спустя год после введения антидемпинговых пошлин экспортеру позволено заявить требование о пересмотре ставки или назначении нового расследования, инициирующего отмену этих пошлин.

Поэтому список антимонопольных пошлин постоянно обновляется как в отношении наименований ввозимой продукции, так и в отношении стран-экспортеров. Его актуальность нужно постоянно уточнять у таможенного брокера.

Ставка антимонопольной пошлины

Сумма ставки рассчитывается таким образом, чтобы при уплате она покрыла ущерб, который продажа данных товаров нанесет или может нанести отечественной экономике. Она устанавливается по окончании предпринятого длительного расследования.

ВАЖНО! Если к плательщику была применена предварительная пошлина, а в итоге расследования демпинг подтвержден, но принята ставка ниже уже оплаченной, разница будет возвращена экспортеру. Повышение же ставки не грозит плательщику доплатой – разницу ему прощают.

Ставку устанавливает Комиссия таможенного союза при вводе в действие регламента антидемпинговой пошлины. Если происходит импорт товара, на который соответствующую ставку еще не успели рассчитать, такой товар особой пошлиной не облагается либо она вычисляется индивидуально.

Так как ставка этой пошлины относится к особым, ее нельзя рассчитывать по обычным формулам таможенных ставок (адвалорной, специфической или комбинированной). Они устанавливаются исключительно по итогам специального расследования и могут изменяться или отменяться с течением времени.

Бухгалтерский учет антидемпинговой пошлины

Антидемпинговая пошлина никак не связана с обычной ввозной, они платятся по отдельности. В бухгалтерских документах необходимо отражать импорт из страны, не входящей в Таможенный союз, следующими проводками:

  • дебет 76 «Таможня», кредит 51 «Расчетные счета» – уплата авансовых платежей органам таможни;
  • дебет 41.01 «Товары на складах», кредит 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте» – получение товаров;
  • дебет 41.01 (или 44.01), кредит 76 «Таможня» – авансовый платеж по уплате ввозных пошлин и сборов.

ВНИМАНИЕ! Если пошлины учитываются в стоимости товара, применяется счет 41 «Товары», а если в составе текущих расходов – счет 44 «Расходы на продажу» (в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Поскольку антидемпинговая пошлина является специальной мерой, ее относят к нетарифному способу урегулирования, а не к ввозным таможенным пошлинам, и на этом основании не включают в налоговую базу для расчета налога на добавленную стоимость.

Антидемпинговые , специальные защитные, и компенсационные меры – это особые виды пошлин, которые уплачиваются при ввозе помимо обычной ввозной пошлины.

Как посчитать?

Считается она достаточно легко, как простая пошлина.

Для этого нужно таможенную стоимость товара умножить на ставку пошлины.

Но в отличие от ввозной пошлины, величина такой пошлины не участвует в расчете НДС (не прибавляется к основе начисления).

Куда платить?

Платится заранее на ЕЛС , как и все остальные виды таможенных платежей, только для этих пошлин есть свой КБК: 153 1 10 11160 01 1000 110

К каким товарам относится?

Для этого нужно определить код ТН ВЭД и страну происхождения.

Но, если вы определили код и такая пошлина существует (по этому коду) для той страны, которая не является страной происхождения вашего товара, то вам нужно доказать страну происхождения.

Поясню на самом частом примере

Везете вы подшипники (коды ТН ВЭД в конце статьи). Товар как товар. Ничего особенного.

Ввозная пошлина – 10%.

Уточняете антидемпинговую пошлину, а там написано – 41,5% для Китая.

Ну, Вы, конечно, спокойны, ведь Ваши подшипники родом из Германии. И даже в инвойсе это написано. Подаете декларацию, а таможня у Вас запрашивает оригинал сертификата происхождения.

Что вообще происходит?

А то, что с 12 января 2019 г. вступило в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 , которым утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных правил определения происхождения товаров). Эти Правила применяются, в том числе, для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию для целей применения мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры).

Если почитать п.25 этих Правил, все становится на свои места.

Презумпция невиновности — это не для наших широт.

Априори, теперь декларант должен доказать, что у него не китайские подшипники, а немецкие. И сделать это можно одним единственным способом — предоставить оригинал сертификата происхождения.

образец сертификат происхождения Австрия

Естественно, это процесс не быстрый и существенно затормаживает время таможенного оформления. Поэтому, об этом стоит позаботиться заранее, и пусть поставщик его Вам пришлет почтой или передаст с водителем.

А если нет, что будет дальше?

Как вариант, можно выпустить под обеспечение уплаты этой пошлины. Т.е. таможенный орган зарезервирует эти деньги с авансовых платежей и у Вас будет время предоставить оригинал происхождения.

В итоге, если Вы его не предоставите, через 2 месяца эти деньги окончательно спишутся.

Какие еще варианты?

Если Вы не надеетесь на то, что ваш поставщик предоставит оригинал сертификата, а груз едет и выпустить надо срочно, и Ваши потери от простоев будут существенно выше размера этой пошлины, то можно попробовать сразу указать код страны происхождения (графа 34) 00 (два нуля). Тогда программа сразу предлагает к расчету эту пошлину.

Коды ТН ВЭД , которые попадают под действие антидемпинговой пошлины:

подшипники

8482101001, 8482101002, 8482101009, 8482109001, 8482109002, 8482109003, 8482109008, 8482200001, 8482200002, 8482200009, 8482300001, 8482300009, 8482500001, 8482500002, 8482500009, 8482800001, 8482800002, 8482800009, 8482911000, 8482919000, 8482990000 — пошлина 41,5%.

трубы

7304410001, 7304410005, 7304410008, 7304491000, 7304499301, 7304499309, 7304499501, 7304499509, 7304499900, 7304900001, 7304900009 — пошлины: Китай- до 19,15%, Украина- до 18,96% в зависимости от производителя.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: