Введение подушной подати учреждение губерний отмена внутренних таможенных пошлин

Опубликовано: 01.05.2024


Налоговая реформа.

Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.

Причины и предпосылки реформы.

  • Создание и поддержание регулярной армии.
  • Строительство флота.
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик за казённый счет

Цель:

пополнение государственной казны.

Два направления реформы:

  • прямое налогообложение (налог зависит от дохода)
  • косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
    Кто собирал налоги?
  • Учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Прибыльщики должны были изыскивать новые источники наполнения казны.
  • Указом от 30 января 1699 г. торгово -промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управляться своими выборными бурмистрами. Они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги.
  • В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей.

С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей,

налоги с плавучих судов,

с постоялых дворов,

с продажи съедобного,

с 1705 году – налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города,

с 1719 году – горный налог (одна десятая доли всей добычи ископаемых).

Введение монополии на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.

1718 г. - Указ о переписи населения (ревизии).

Цель: подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога).

С 1720 года перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.


Введение подушной подати.

1724 г.- введение подушной подати (с каждого лица мужского пола, кроме дворян и духовенства) вместо подворной (с одного двора).

Суть подушной подати.

Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население. Крестьяне должны были содержать армию, посадские люди – флот.

Требуемую сумму делили на лиц мужского пола. В итоге крестьяне в год платили 74 коп., посадские – 1 рубль 14 коп.

Для сбора подушной подати в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.

Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов Между проведениями ревизий из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Из истории.

  • До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор.
  • Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем.

Реформа финансового аппарата.

  • 1699 г. - в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
  • 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.
  • Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат — в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.
  • В 1717—1722 гг были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия - надзор за государственными доходами за окладными и неокладными поступлениями. Окладные доходы – размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладные были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Берг-коллегия - сбор доходов от монетной и горной регалий.

Коммерц-коллегия - таможенные сборы и таможенные тарифы.

Ревизион-коллегия - ревизия и контроль финансового управления, то есть контроль расходования денежных средств.

  • В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Итоги и значение реформы.

ПЛЮСЫ.

  • Реформа стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие.
  • Введенный единый налог – подушная подать заменил множество мелких сборов.
  • Значительно увеличилось число налогоплательщиков.
  • Стабилизировалась финансовая ситуация в стране.
  • Правительство могло более точно формировать бюджет.
  • Организовано снабжение армии и флота.
  • Получены дополнительные средства для финансирования промышленности.

МИНУСЫ.

  • Реформа легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения.
  • Значительно ухудшилось материальное положение большей части населения.
  • Введение большого количества косвенных налогов вызвало рост социальной напряжённости.
  • Произошло закрепощение ранее свободных категорий крестьян.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Доступно для пользователей, имеющих экспертный статус на портале история.рф. Вы можете высказать свои рекомендации и предложения по презентации документа и привлечению дополнительного материала.
Оставить комментарий

  • X-XVI
  • XVII
  • XVIII
  • XIX
  • XX



Этот небольшой по объему документ завершал собой целую эпоху подушной подати в России, введенной Петром I. Согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета с 1 января 1887 г. отменялась подушная подать для всех плательщиков Российской империи, кроме Сибири. Для основной территории Сибири (Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний) подушная подать была отмена С.Ю. Витте с 1 января 1899 г. законом 19 января 1898 г. Однако действие закона не распространялось на Алтайский округ Томской губернии, Приамурское генерал-губернаторство, Якутскую область, Киренский округ Иркутской губернии, Туруханский край Енисейской губернии, Нарымский край Томской губернии, Березовский и Сургутский округа Тобольской губернии.

Введение подушной подати в России Петром I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью источников для ее содержания. В 1718 г. была проведена народная перепись, чтобы разложить на число душ мужского пола сумму, потребную на обеспечение армии. Первоначально было велено писать в подушную подать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей, и однодворцев. В 1720 г. в подушную подать были записаны дворовые люди и церковники. По итогам переписи оказалось чуть более 5 млн душ, что и определило суму подати с души в 74 коп. В 1722 г. подушная подать была распространена и на посадских людей в размере 1 руб. 20 коп. с души. Но взимание подушной подати началось только с 1724 года.
Подушная подать была сословным, а не общим налогом. Уже при Петре I в ревизские сказки не вносились дворяне и представители высшего духовенства. В 1775 г. от подушной подати было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. подушную подать перестали платить мещан: вместо нее был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Но на мещан Сибири эта мера была распространена только в 1873 г.После того, как от уплаты подушной подати были освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать превратилась исключительно в крестьянский налог.
Повышение подушной подати с конца ХVIII в. было связано с расходами на устройство и содержание сухопутных и водных путей сообщения. Очередной виток повышения подушной подати начался с 1861 г. Причем повышение происходило с учетом региональных особенностей. После 1867 г. до самой отмены уже не происходило повышений подушной подати.
При Петре I подушную подать собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала сбор подати опять военным. Наконец, при Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост. С учреждением в 1775 г. Казенных Палат, именно последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати. Подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным: умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в них. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. В свою очередь, распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами с учетом размера наделов, числа душ в семье и т.п.
Чем больше усиливался разрыв между хозяйствами по мере развития их в капиталистических условиях, тем менее приемлемой для государства становилось подушное обложение, этого разрыва не учитывавшее. Вследствие существования подушной подати существовала круговая порука, потому что иначе нельзя было обеспечить подать, наложенную на отдельных лиц. В свою очередь, круговая порука влекла за собой и ограничение свободы передвижения крестьянства, и фактическое ограничение крестьян в праве выбора занятий. Поэтому с начала 1860-х гг. вопрос об отмене подушной подати поднимался неоднократно вместе с подготовкой отмены крепостного права. Большую важность этот вопрос получил, начиная с 1870 г., когда он впервые был поставлен перед земствами, был ими обсужден и так или иначе разрешен, но не получил никакого дальнейшего движения в правительственных сферах.
Наконец, в 1879 г. была образована комиссия для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников доходов для ее замены. Комиссия, состоявшая из чиновников разных ведомств и приглашенных экспертов, составила проект о трех видах замены подушной подати: подоходным налогом на 35 млн руб. с доходов от торговых и промышленных капиталов, промыслов и личного труда; личным налогом на 16 млн руб. с лиц рабочего возраста; усадебным налогом на 18 млн руб. с усадеб всех без различия сословий.
Прежде всего, власть попыталась ослабить социальную напряженность в деревне. В 1881 г. были понижены выкупные платежи, поскольку с освобожденных от крепостной зависимости крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. При помощи учрежденного в 1882 г. Крестьянского поземельного банка, который оказывал крестьянам содействие в приобретении бывших помещичьих земель, власть пыталась решить проблему крестьянского малоземелья. Благодаря поддержке этого банка, крестьяне приобрели в 1883–1900 гг. 5 млн десятин земли.
Когда во главе Министерства финансов стал Бунге, он решился в 1882 г. окончательно приняться за разрешение этого вопроса. В мае 1882 г. последовал Высочайший указ Александра III, которым было велено отменить: подушный сбор в пользу казны с мещан; подушную подать с приписных к волостям безземельных крестьян и дворовых людей; подушную подать с крестьян, получивших от помещика надел на основании статьи 123 Общего Положения и статьи 116 малороссийского местного положения. Также министру финансов Н.Х. Бунге было велено выработать соображения о постепенной (в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.) отмене подушной подати с остальных разрядов населения.
Коронационным манифестом от 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати. В том же месяце от подушной подати были освобождены безземельные, фабричные и заводские крестьяне. Для бывших помещичьих крестьян (в некоторых местностях и для других плательщиков) подушная подать была снижена наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. императором было утверждено мнение Государственного Совета о прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: со всех крестьян, на которых распространялось действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; с прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. А с 1 января l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.
Бунге старался идти навстречу народным нуждам даже тогда, когда это было сопряжено с некоторыми жертвами для казны. При отмене подушной подати ему пришлось встретиться с большими трудностями именно по вопросу о равновесии бюджета, в который подушная подать ежегодно давала около 40 млн руб. Предполагалось частично возместить это увеличением налога на спирт и оброчной подати с государственных крестьян, от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет. Компромисс был найден в переводе государственных крестьян с оброка на обязательный выкуп, входе которого их подати за землю были повышены в среднем на 45%. То есть перевод государственных крестьян на выкуп оказался ни чем иным, как увеличением оброка. Впрочем, эта реформа была проведена с некоторой рассрочкой: с 1 января 1883 г. и с 1 января 1884 г. подушная подать была сложена с наиболее переобремененных крестьян, а с крестьян остальных местностей - с 1 января 1886 г.
Кроме налога на спирт, были увеличены налоги на сахар и табак, повышен гербовый сбор и таможенные ставки на многие предметы ввоза, введен налог на золотопромышленность. Также вырос налог с недвижимых имуществ в городах и поземельный налог, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на дарения и наследства, повышены налоги на заграничные паспорта и т.п.
К числу мероприятий министра финансов относилось и создание института податных инспекторов, на которых было возложено как взыскание податей, так и собирание сведений о зажиточности и платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования податной системы. До этого взимании податей производилось полицией с применением жестких форм взыскания, вплоть до распродажи необходимого в крестьянском быту имущества и даже хлеб на корню.
В итоге преобразований основным крестьянским налогом в госбюджет стал государственный оброчный сбор, в котором стал более ярко проявляться подоходный принцип. Привязка к наделу сохранилась: платежу оброчного сбора подвергались лишь пользователи государственных земель. При этом основным критерием определения оклада налога выступала стоимость или доходность земли. Но принимались в расчет и вспомогательные признаки, позволяющие оценить хозяйственную состоятельность данного селения: сумма числящихся недоимок, численность жителей и т.п. Хотя реформированное крестьянское обложение оставалось далеким от полноценного воплощения подоходного принципа, наиболее явный анахронизм в налоговой системе был устранен.

Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета (Собр. Узак. 1885 г. Июня 14, ст. 551а) – Об отмене подушной и преобразовании оброчной подати
Государственный Совет, в Соединенных Департаментах Государственной Экономии и Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Министра Финансов об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, мнением положил:
1. Прекратить взимание подушной подати с 1 января 1886 года:
а) со всех крестьян, бывших помещичьих, удельных и других, на которых распространяется действие Положения 19 февраля 1861 года и 26 июня 1863 года (36657, 39792);
б) с состоящих на особом положении крестьян Прибалтийских губерний, за исключением водворенных на казенных землях и
в) с малороссийских казаков и других поселян, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать.
2. С 1 января 1887 г. отменить подушную подать окончательно для всех плательщиков в Империи, за исключением Сибири.
3. С того же 1 января 1887 года, в виду окончания к тому времени срока, на который был назначен постоянный размер оброчной подати с государственных крестьян [Выс. ук. 24 ноября 1866 г. (43888)], произвести преобразование этой подати на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в 44-х-летний срок.
4. Предоставить Министру Финансов приступить безотлагательно к подготовительным действиям и составлению предположений: а) о преобразовании оброчной подати с государственных крестьян, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более, чем на 45 процентов, нынешнюю общую сумму этой подати, и чтобы распределение упомянутых платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов, и б) об изменениях, которые должны быть сделаны в узаконениях, основанных на счет населения по ревизским душам, о порядке ответственности по уплате в казну окладных сборов и о паспортной системе. Предположения по упомянутым предметам, по сношении с подлежащими ведомствами, внести на рассмотрение, установленным порядком, с таким расчетом времени, чтобы приведение их в действие могло последовать с 1 января 1887 года.
Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета, об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.

Барабанов О.Н. Реформы и контрреформы в России XIX-XX вв.: Международный «круглый стол» ассоциации выпускников ист. фак. МГУ // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1995. № 5. С. 64-65.

Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.

Корелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX - начала ХХ века // Отечественная история. 1999. № 3. С. 42-64

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.

Степанов В.Л. Н.Х. Бунге: Судьба реформатора. М., 1998.

С каких категорий населения прекращалось взимание подушной подати с 1 января 1886 г.?

На какой регион Российской империи не распространялась отмена подушной подати с 1 января 1887 г.?

Когда была введена подушная подать и как она рассчитывалась?

Советниками, идеологами и проводниками реформ стали либеральные бюрократы - круг высших чиновников, сформировавшийся в последнее десятилетие николаевского царствования в недрах административного аппарата и вокруг идеологов реформ - великой княгини Елены Павловны, тетки Александра II, "первой пружины освобождения крестьян", и великого князя Константина Николаевича, брата императора, убежденного либерала и сторонника коренных преобразований.

Факсимиле Манифеста 19 февраля 1861 года по изданию

Документы

Манифест от 19 февраля 1861 года "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей". "Высочайше утвержденное Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Фото: Артем Локалов

Крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Имущество крестьян было признано личной собственностью, однако землю они должны были выкупить у помещика. До заключения выкупной сделки крестьяне оставались "временнообязанными" и за пользование земельными наделами несли прежние повинности. Размеры наделов и повинностей фиксировались в уставных грамотах, составлявшихся помещиком и его крестьянами при участии мировых посредников из дворян. (Одним из мировых посредников был Л.Н. Толстой, который "всегда держал сторону крестьян в ущерб помещикам, чем вызвал неудовольствие как владельцев, так и мирового института"). Выкупать землю крестьяне должны были общиной. 20% выкупной суммы вносила община, а остальные 80% крестьяне получали в кредит от государства под 6% годовых сроком на 49 лет. С 1 января 1907 года выкупные платежи были отменены.

Итоги

23 миллиона подданных получили гражданские права. Начал формироваться рынок рабочей силы, однако крестьянское малоземелье породило болезненный аграрный вопрос.

Реакция современников

"Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами". Н.А. Некрасов.

"Закон 19 февраля 1861 года не мог остаться отдельным, изолированным актом: это был краеугольный камень общей переработки всего государственного строя". Д.А. Милютин.

"Одна из ярчайших страниц, украсивших историю всего человечества, с той поры как люди пишут ее, была начертана рукою Вашего императорского величества, когда эта рука расторгла узы двадцати миллионов рабов. Американцы особо ценят возможность чествовать государя, совершившего столь великое дело". Марк Твен.

Осмысление историков

"Крестьянская реформа была исходным моментом и вместе конечной целью всего преобразовательного дела. С нее предстояло начинать это дело, и все другие реформы, из нее вытекавшие как неизбежные следствия, должны были обеспечить успехи ее исполнения и в успешном ее исполнении сами находили себе опору и оправдание." В.О. Ключевский.

"В целом реформа 1861 г. была для России самой важной из реформ за всю ее историю. Она послужила юридической гранью между двумя крупнейшими эпохами российской истории - феодализма и капитализма". Н.А. Троицкий.

"Под влиянием ряда факторов в пореформенной деревне сохранилось много пережитков крепостного права. Их изживание в общих чертах завершилось только к 1907 году, вместе с прекращением выкупных платежей, отменой подушной подати и круговой поруки". Б.Н. Миронов.

Б. Кустодиев. Чтение Манифеста об освобождении крестьян. 1907 год.

Отражение

А.Н. Майков. Поля.
Г.П. Данилевский. Воля (Беглые воротились).
Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
Л.Н. Толстой. Плоды просвещения.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Убежище Монрепо, Портной Гришка.
Б.М. Кустодиев. Освобождение крестьян. 1907.
Г.Г. Мясоедов. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года. 1873.
А.Л. Красносельский. Сбор недоимок. 1869.
А.И. Корзухин. Сбор недоимок. 1868.
В.В. Пукирев. Сбор недоимок. 1870.
К.А. Трутовский. Сбор недоимок на селе. 1886.

А. Красносельский. Сбор недоимок. 1869 год.

Документы

"Судебные Уставы 20 ноября 1864 года с изложением рассуждений, на коих они основаны".

Фото: Государственный Эрмитаж

По новым судебным Уставам судебный процесс организовывался как состязание адвоката (присяжный или частный поверенный) и прокурора. Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации. Вводился принцип бессословности суда. Основными судебными инстанциями становились мировой и коронный суд. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал гражданские иски до 500 рублей и мелкие уголовные преступления, мировые судьи избирались уездными земскими собраниями. Коронный суд состоял из Окружных судов и Судебных палат. Кассационные департаменты Правительствующего сената и Верховный уголовный суд рассматривали дела о преступлениях чиновников высшего ранга. Предварительное следствие из ведения полиции передавалось судебным следователям. C 1871 года следствие по политическим делам осуществляла политическая полиция - жандармерия, с 1878 года решение таких дел было передано военным судам.

В связи с подготовкой судебной реформы 17 апреля 1863 года именным высочайшим указом были отменены телесные наказания по приговорам гражданских и военных судов.

Итоги

Судебная власть полностью отделялась от административной, судебное следствие от полицейского, появилась процессуальная независимость, суд становился бессословным и гласным.

В. Маковский. Осужденный. 1879 год.

Реакция современников

"Гласность суда устранила влияние канцелярии и взяточничество; состязательность повела к развитию более энергичной деятельности сторон в процессе; устранение формальной теории доказательств оградило общественную безопасность от преступников наиболее опасных; ограничение судебного разбирательства по существу двумя инстанциями значительно ускорило ход уголовных дел; отделение судебной власти от административной "поставило судебную деятельность на высоту, какой она никогда прежде не достигала". И. Я. Фойницкий.

"Мировой суд - краеугольный камень главного, скорого, правого и милостивого суда". Д. Н. Замятин.

"Судебная реформа. заменила процедурой гласной, скорой, публичной, с адвокатами и присяжными, старую процедуру писания при закрытых дверях, которая медленно тянулась через дюжину инстанций". А. В. Головнин.

Осмысление историков

"Судебная реформа являлась наиболее последовательной из буржуазных преобразований этого периода, однако и она содержала известные феодально-крепостнические пережитки, что отразилось в сохранении крестьянского, военного и духовного судов, а также в порядке подсудности должностных лиц". П. А. Зайончковский.

"Позитивные нормы, доктрина, судебные разъяснения (толкования) Сената конца XIX века и сейчас воспринимаются как более чем актуальные и современные. Однако и те "недоумения". которые вызывали изменяющаяся судебная практика, пробелы в законодательстве, нелогичные и неточные толкования законов, неверная правоприменительная практика, все еще не разрешены." Н. С. Бочарова.

К. Лебедев. В земском собрании. 1907 год.

Отражение

А. П. Чехов. Сирена, Унтер Пришибеев.
Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы.
Л. Н. Толстой. Живой труп, Воскресение.
Н. А. Касаткин. В коридоре окружного суда, 1897.
М. И. Зощенко. Волостной суд. 1888.
В. Е. Маковский. Оправданная. 1882., Осужденный. 1879.

Документы

"Положение о губернских и уездных земских учреждениях" 1 января 1864 года; "Городовое положение" 16 июня 1870 года.

В губерниях и уездах были учреждены земства - выборные органы местного самоуправления. В их компетенцию входили хозяйственные вопросы, земства были лишены политических функций. Земскими учреждениями являлись уездные и губернские земские собрания, а также уездные и губернские управы как их распорядительные исполнительные органы. Гласные избирались от трех курий - уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Земства развернули широкую практическую деятельность, прежде всего в области медицины и образования. Одной из важнейших заслуг земской медицины стало возникновение врачебного участка на селе. Земства создали широкую сеть начальных сельских школ.


Городская реформа строилась на тех же принципах, что и земская, - бессословности и выборности. В выборах могли принимать участие мужчины старше 25 лет, удовлетворявшие требованиям имущественного ценза, в соответствии с которым выделялось три разряда (курии) избирателей. Сначала создавалось городское избирательное собрание, которое раз в четыре года выбирало "гласных" в городскую думу. Та в свою очередь выбирала городскую управу - исполнительный орган общественного самоуправления. В ведении городской управы были проблемы городского хозяйства, составление общегородских смет, взимание местных сборов.

Итоги

Реформы местного самоуправления содействовали развитию местной инициативы, хозяйства и культуры, стали первыми шагами к становлению гражданского общества.

Цензурный комитет. Редакторы журналов отстаивают свои статьи 1. Н. А. Некрасов. 2. В. С. Курочкин. 3. С. С. Громека. 4. М. М. Достоевский. Карикатура из журнала

Реакция современников

"Они (земские учреждения. - Авт.) как бы намек на что-то, как бы начало неизвестно чего-то и походят на гримасу человека, который хочет чихнуть, но не может". М. Н. Катков.

"Слово "земство" наводит страх в сферах". Великая княгиня Елена Павловна.

"С самого открытия земских учреждений возникали недоразумения, повредившие в самом корне развитие у нас местного самоуправления. С одной стороны, выразилось явное недоверие правительства, которое поставило себе задачей ревниво ограждать свое самодержавие от всякой возможной попытки земства присвоить себе самостоятельное значение. С другой стороны - земство оказалось неудовлетворенным предоставленным ему кругом действий и с первых же своих шагов уже выказало неосторожно желание выйти из предназначенных ему рамок". Д. А. Милютин.

Билет цензурного комитета. 1870 год.

Осмысление историков

"Возникновение в 70-80х годах XIX века земского либерально-оппозиционного движения, с которым вынуждено было считаться правительство, стало важным фактором общественно-политической жизни страны. тот авторитет, который они имели среди широких слоев населения благодаря своей эффективной, часто построенной на одном энтузиазме работе, создавал в их лице альтернативный центр силы в провинции". Г. И. Герасимов.

"Начала "самоуправления", положенные в основу земской, а затем и городской реформ, в известной мере отвечали интересам и самого правительства, так как позволяли ему передать общественному управлению некоторую часть дел, с которыми все сложнее было справляться бюрократическому аппарату". В. А. Нардова.

"Принципиальной основой земского самоуправления явилось привлечение к непосредственному участию в работе тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. Так ломалась строгая корпоративность российского общества, и складывалось общество граждан". В.Ф. Абрамов.

Отражение

М. Е. Салтыков-Щедрин. Земский деятель.
М. А. Булгаков. Записки юного врача.
А. П. Чехов. Неприятность, Темнота, Беглец и др.
Г. Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872.

Документы

"О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати", "О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях" 6 апреля 1865 года.

Кто отменил подушную подать в России?

Система налогообложения в России существовала с давних времен. Сегодня мы обязаны платить в казну подоходный налог, вычисляемый в процентном соотношении от совокупных доходов, а когда-то в нашей стране использовалась подушная подать, не зависящая от размеров заработка.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “На жнитве”

Что это был за налог? Почему его отменили и кто принял решение о прекращении налоговых выплат?

Что такое подушная подать?

Хотя обычно мы связываем подушную подать с петровской Россией, на самом деле впервые ее ввели еще в Древнем Риме. Тогда она называлась tributum capitis и изначально распространялась на граждан, проживавших в провинциях.

Позже подать появилась во всех европейских странах и действовала на протяжении многих столетий, а в XIX веке была отменена в связи с принятием новой реформы и введением подоходного налога.

Кто отменил подушную подать в России?

Подушная подать представляла собой налог, который уплачивался всеми людьми, подлежащими обложению. Его насчитывали по итогам переписи населения и взимали примерно в одинаковых размерах с каждого человека. Отсюда и появилось название «подушный», что означает «с каждой души».
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “Крестьяне на покосе”
В России податью облагались все мужчины от младенцев до стариков, за исключением духовенства и лиц дворянского сословия. Ставка налога могла изменяться в зависимости от категорий граждан. Как правило, с государственных крестьян брали меньше, чем с крепостных.

Кто ввел подушную подать в России?

Инициатором введения подушной подати был Петр I. Такое решение он принял в 1718 году в связи с необходимостью увеличить численность регулярной армии, для содержания которой потребовались дополнительные источники средств. Царь посчитал, что наилучшим вариантом будет привлечение денег с собственных подданных, и приказал произвести перепись населения, а затем разделить требуемую сумму на всех посчитанных.

Кто отменил подушную подать в России?

Изначально считались только крестьяне, одинокие мужчины и задворные люди, но к 1720 году было решено учитывать церковников и дворовых людей. В итоге получилось более 5 млн. человек, которым постановили выплачивать по 74 копейки.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “На сенокосе около привала”
К 1722 году стали учитывать и городских жителей, причем на них назначили подать в 1 рубль 20 копеек. К взиманию подушного налога приступили в 1724 году.

Кто отменил подушную подать в России?

Подушная подать действовала в России до конца XIX века. Со временем ее размеры повысились и в некоторых регионах достигали 2 рубля 61 копейки. С введением косвенного налогообложения ее начали отменять. В 1866 году налоги перестали взимать с цеховых и мещан, а в 1882 году император Александр III подписал указ о постепенной отмене подати со всех людей на протяжении 8 лет.

По мере нахождения новых источников для замены налог сначала упразднили в центральной части России, а к 1897 году и в Сибири.

Почему отменили подушную подать?

Одной из причин отмены подушной подати стало нарушение равенства между гражданами перед налоговым законодательством. Дело в том, что с течением времени от уплаты налога последовательно освобождались некоторые сословия.

Кто отменил подушную подать в России?

В результате к концу XVIII столетия подать взималась только с крестьян, причем при ее расчете учитывались многие обстоятельства – количество душ в семье, размер земельных наделов и т. д. Существование налогов, которые уплачивались лишь частью населения государства, рассматривалось как дискриминационное.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “Горные работы на Бакальском руднике на Урале”
Другая причина отмены подати – сложность с ее сбором и большие недоимки. К середине XIX столетия население было должно государству огромные суммы. После подписания указа об упразднении подати Александр III издал манифест, по которому простил гражданам все задолженности по состоянию на 1883 год.

В дальнейшем подушная подать была заменена пошлинами с передачи имущества, повышением таможенных тарифов и акцизного сбора, а также увеличением оброчной подати с государственных крестьян.


Налоговая реформа.

Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.

Причины и предпосылки реформы.

  • Создание и поддержание регулярной армии.
  • Строительство флота.
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик за казённый счет

Цель:

пополнение государственной казны.

Два направления реформы:

  • прямое налогообложение (налог зависит от дохода)
  • косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
    Кто собирал налоги?
  • Учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Прибыльщики должны были изыскивать новые источники наполнения казны.
  • Указом от 30 января 1699 г. торгово -промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управляться своими выборными бурмистрами. Они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги.
  • В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей.

С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей,

налоги с плавучих судов,

с постоялых дворов,

с продажи съедобного,

с 1705 году – налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города,

с 1719 году – горный налог (одна десятая доли всей добычи ископаемых).

Введение монополии на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.

1718 г. - Указ о переписи населения (ревизии).

Цель: подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога).

С 1720 года перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.


Введение подушной подати.

1724 г.- введение подушной подати (с каждого лица мужского пола, кроме дворян и духовенства) вместо подворной (с одного двора).

Суть подушной подати.

Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население. Крестьяне должны были содержать армию, посадские люди – флот.

Требуемую сумму делили на лиц мужского пола. В итоге крестьяне в год платили 74 коп., посадские – 1 рубль 14 коп.

Для сбора подушной подати в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.

Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов Между проведениями ревизий из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Из истории.

  • До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор.
  • Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем.

Реформа финансового аппарата.

  • 1699 г. - в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
  • 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.
  • Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат — в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.
  • В 1717—1722 гг были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия - надзор за государственными доходами за окладными и неокладными поступлениями. Окладные доходы – размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладные были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Берг-коллегия - сбор доходов от монетной и горной регалий.

Коммерц-коллегия - таможенные сборы и таможенные тарифы.

Ревизион-коллегия - ревизия и контроль финансового управления, то есть контроль расходования денежных средств.

  • В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Итоги и значение реформы.

ПЛЮСЫ.

  • Реформа стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие.
  • Введенный единый налог – подушная подать заменил множество мелких сборов.
  • Значительно увеличилось число налогоплательщиков.
  • Стабилизировалась финансовая ситуация в стране.
  • Правительство могло более точно формировать бюджет.
  • Организовано снабжение армии и флота.
  • Получены дополнительные средства для финансирования промышленности.

МИНУСЫ.

  • Реформа легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения.
  • Значительно ухудшилось материальное положение большей части населения.
  • Введение большого количества косвенных налогов вызвало рост социальной напряжённости.
  • Произошло закрепощение ранее свободных категорий крестьян.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Читайте также: