Чтобы выйти из финансового кризиса во франции был введен 45 налог на собственников

Опубликовано: 15.05.2024

В 1924 г. началась стабилизация французской экономики. Это выразилось в том, что в 1924 гг. объем промышленного производства впервые превысил довоенный уровень, а сельского хозяйства достиг этого уровня. Темпы промышленного роста были сравнительно высоки – 5% в год. По этим показателям Франция уступала только США. Однако развитие французской экономики в годы стабилизации капитализма имело некоторые своеобразные черты. Проблемы стабилизации наталкивались на значительные трудности. Слабая энерговооруженность французской промышленности и ее недостаточная техническая оснащенность приводили к удорожанию французских товаров, затрудняли их сбыт на внешних рынках. По мере восстановления германской промышленности появлялся все более опасный конкурент для французских предпринимателей.

Сельское хозяйство Франции переживало упадок. Многие важные отрасли – хлопчатобумажная, шерстяная и др. – находились в состоянии застоя. Однако тяжелая промышленность развивалась сравнительно быстрыми темпами. Уже в 1925 г. она превзошла довоенный уровень. Рост экономики Франции был вызван: 1) воссоединением Эльзаса и Лотарингии; 2) обширными работами по восстановлению разрушенных областей, что создавало для французской тяжелой промышленности сравнительно широкий и устойчивый внутренний рынок; 3) получением немецких репараций.

Рост промышленного производства во Франции продолжался и в последующие годы. В 1930 г. объем промышленной продукции во Франции достиг 140 % от уровня 1913 г. Возросли мощности французской металлургической промышленности.

По репарациям Франция получила более 8 млрд. золотых марок, причем в значительной мере в виде натуральных поставок: угля, леса, цемента. С помощью государственных субсидий было восстановлено или отремонтировано около 8 тыс. промышленных предприятий, построены новые заводы, электростанции, проложены железные дороги.

В период стабилизации возрос удельный вес тяжелой промышленности, что свидетельствовало о дальнейшем изменении в структуре экономики (табл. 5.1).

Быстро развивались новые отрасли: автомобилестроение, авиация, радиотехника, кинопромышленность и др. На промышленных предприятиях вводились наиболее передовые методы и технологии.

В январе 1923 г. Франция совместно с Бельгией оккупировала Рурскую область. Немецкое правительство объявило политику "пассивного сопротивления". Добыча каменного угля в Руре прекратилась. Десятки французских металлургических заводов стали из-за нехватки угля. Расходы на оккупацию Рура росли из месяца в месяц. Правительство вынуждено было увеличить налоги. В стране усиливается инфляция. Правительство Эррио столкнулось с большими трудностями в области финансовой политики. Социалисты, проводившие предвыборную кампанию под лозунгом "Заставим платить богатых!", предлагали ввести налог на капитал. Однако правительство не решалось идти на конфликт с крупными капиталистами и ограничивалось полумерами. Выпущенный в декабре 1924 г. 4-миллиардный внутренний заем потерпел неудачу. Монополистический капитал через посредство Французского банка искусственно вызвал падение курса франка. Дороговизна быстро росла.

В апреле 1925 г., когда правительство согласилось с предложением о введении налога на капитал, сенат резко отклонил это предложение. Эррио подал в отставку.

При правительстве Пэнлеве был отклонен проект введения налога на капитал. В то же время все налоги на трудящихся были сохранены. Чтобы покрыть дефицит государственного бюджета за счет широких масс населения, правительство прибегло к инфляции.

Колониальные войны в Марокко и Сирии поглощали огромные средства и ложились тяжелым бременем на государственный бюджет. Финансовые трудности продолжали нарастать. Курс франка неуклонно падал. В мае 1926 г. фунт стерлингов стоил 170 франков, а в июле – уже 250 франков. Правительство добилось от парламента разрешения на дополнительную эмиссию в сумме 7,5 млрд. франков. Инфляция принимала все более грозные масштабы.

В этих условиях парламент предоставил правительству Р.Пуанкаре неограниченные полномочия по проведению финансовой реформы. Пуанкаре осуществил план стабилизации валюты за счет трудящихся, разработанный комитетом финансовых экспертов. Были значительно повышены косвенные налоги, а также тарифы на железных дорогах и водных путях. Правительство сократило жалованье государственным служащим и пенсии инвалидам войны. В декабре 1926 г. была проведена девальвация франка до 1/5 его довоенной стоимости. На этом уровне франк стабилизировался и приобрел некоторую устойчивость. В декабре 1926 г. фунт стерлингов котировался в 123 франка. В июне 1928 г. стабилизация франка была закреплена в законодательном порядке.

Стабилизация франка и другие экономические мероприятия монополистической буржуазии сопровождались усилением капиталистической рационализации – введением новых изнурительных методов труда, сокращением количества рабочих.

Правительство Пуанкаре сделало значительный шаг по пути милитаризации страны. Военный бюджет в 1927 – 1928 гг. достиг 2 млрд. золотых франков, т.е. увеличился в 2 раза по сравнению с довоенным временем.

В марте 1927 г. был принят закон "Об организации нации в военное время", предусматривавший всеобщую военную подготовку.

Для государственного регулирования экономикой были созданы координирующие органы – Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет, в состав которых входили и крупные предприниматели. Государственный банк "Национальный кредит" был центром распределения субсидий на восстановление и развитие разрушенных войной районов.

За годы стабилизации завершается процесс превращения Франции в индустриально-аграрную страну, где в 1931 г. впервые городское население оказалось больше сельского. Хотя в промышленности увеличилось значение крупных предприятий, но численно преобладали мелкие и средние. 25 % торговых заведений и 53% сельских хозяйств не применяли наемного труда.

Несмотря на рост промышленности, частичную потерю капиталовложений за рубежом, Франция оставалась государством-рантье. Так, в 1929 г. доходы от ценных бумаг почти в 3 раза превышали доходы от промышленности.

Стабилизация французской экономики оказалась кратковременной. Осенью 1930 г. несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался, но 1935 г. включительно.

Падение промышленного производства наметилось в конце 1930 г. и было не таким быстрым, как в США и Германии, но зато более длительным. В развитии кризиса во Франции можно выделить два наиболее тяжелых периода: 1932 и 1935 гг. Так, в 1932 г. объем промышленного производства сократился на 44% по сравнению с 1930 г. и на 4% — по сравнению г 1913 г. После оживления 1933 – 1934 гг. кризис вновь обострился. В 1935 г. темпы промышленного производства на 4 % отставали от темпов 1930 г. За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6% от уровня 1929 г., производство средств производства – до 80, выплавка чугуна и стали – почти на 50%. Сократилось производство автомобилей, цветных металлов, алюминия, цинка. В тяжелом положении находилась текстильная промышленность, которая еще с середины 20-х гг. переживала хроническую недогрузку предприятий и застой.

Внешняя торговля за годы кризиса уменьшилась более чем в 2 раза. Не выдерживая конкуренции Англии, США и Германии, Франция уступала свои позиции на внешних рынках. Внутренняя торговля также была нарушена. Резко снизились цены на пшеницу, ячмень, овес, шерсть, сахар. Импорт и экспорт сократились на 65% от уровня 1930 г.

В области кредитно-денежного обращения наступление кризиса ознаменовалось крахом банка Устрика – одного из крупнейших во Франции. Затем последовал ряд других банкротств. Мелкие вкладчики были ограблены на сумму не менее 3 млрд. франков.

От кризиса сильно пострадало крестьянство. Доходы сельского хозяйства в 1934 г. составили 17 млрд. франков против 44,8 млрд. франков в 1929 г. Вследствие неуплаты долгов, налогов и арендной платы массовый характер приняла продажа имущества крестьянами. Многие мелкие крестьяне, гонимые нуждой, оставляли свои хозяйства и уходили в города.

Намного ухудшились материальные условия жизни рабочих. В добывающей промышленности общая сумма заработной платы рабочих с 1930 по 1934 г. уменьшилась на 38%. Десятки фабрик и заводов бездействовали. В стране росла армия безработных. Число безработных в 1935 г. превысило 1 млн. человек. От кризиса очень пострадали средние слои городского населения: доходы мелкой городской буржуазии с 1929 по 1934 г. снизились на 30%, разорились более 100 тыс. мелких торговцев.

Очевидно, что кризис нанес Франции большой экономический ущерб. Однако он выполнял и важные оздоровительные функции, прежде всего поразил архаичные, неэффективные звенья экономики, ускорил ее структурную перестройку на базе последних достижений науки и техники и явился важнейшим историческим рубежом между стихийным, классическим и современным высокоорганизованным капитализмом.

Выход из создавшегося тяжелого положения французское правительство искало на путях реформирования экономики, используя уже известную теорию английского экономиста Кейнса. Сторонников государственного управления экономикой называли дирижистами.

Правительство предоставило предприятиям "защищенного сектора", прежде всего ВПК, государственные заказы и кредиты, обеспечило им налоговые и таможенные льготы.

Крестьянам государство выплачивало премии за сокращение посевных площадей, уничтожение части урожая. Была разработана и социальная программа помощи безработным.

Государственное регулирование проводилось в рамках рыночной экономики при соблюдении принципа частной собственности и затрагивало в основном государственный сектор. Это регулирование помогло избежать экономической и социальной катастрофы, реформировать классический капитализм, придать существующей экономической системе социальную направленность

Прямые налоги Франции

Во Франции три вида основных прямых налогов:

  • подоходный налог (impôt sur le revenu)
  • социальные отчисления (charges sociales/cotisations sociales)
  • НДС (taxe sur la valeur ajoutée TVA)

Так же необходимо оплатить налог на жилье и недвижимость. При продаже недвижимости или земли на сумму более 1,3 млн евро — налог на прирост капитала (impôt sur les plus values).

Социальные отчисления

Взносы на социальное обеспечение (sociales или cotisations sociales) собираются государством для финансирования системы социального обеспечения Франции: здравоохранение и выплата больничных пособий,выплата семейных пособий, пенсий, пособий по безработице и страховых выплат, при несчастных случаях на рабочем месте.

Сборы делятся между работодателем и работником: работодатели платят около 40–45%, а большинство сотрудников платят около 20–25% от валового дохода. Работодатель ежемесячно удерживает деньги из зарплаты. Самозанятые платят около 40% своего заработка на социальные нужды с момента начала деятельности.

Подоходный налог

Ставки подоходного налога во Франции зависят от того, состоите ли вы в браке или нет, есть ли у вас дети и, если да, сколько их, а также от вашего дохода и от того, работаете ли вы на себя.
Налог охватывает все доходы, полученные как во Франции, так и за ее приделами. При расчете налогооблагаемой суммы учитывают заработную плату, пенсию, ренты, награды, проценты по депозитным вкладам и прочие виды доходов.

Ставки подоходного налога для резидентов
  • до 10 064 €: 0%
  • 10 064 — 25 659 €: 11%
  • 25 659 — 73 369 €: 30%
  • 73 369 — 157 806 €: 41%
  • более 157 806 €: 45%
Ставки подоходного налога для нерезидентов Франции

Нерезиденты Франции платят подоходный налог по минимальной ставке. Если доход не превышает 275 19 € — 20%, если превышает, то 30% от общей суммы дохода.

Налог на налогооблагаемую прибыль от продажи французской собственности для нерезидентов, но граждан ЕС составляет 19% и 36,2% для всех остальных.

Система оплаты подоходного налога PAYE

Благодаря новой системе PAYE с каждой получаемой ежемесячной заработной платы вы будете платить подоходный налог сразу же в режиме реального времени. Так будет с разными источниками дохода, например, если вы официально трудоустроены, работодатель вычитает ваш подоходный налог из вашей заработной платы и уплачивает его непосредственно в налоговые органы. Через систему PAYE не оплачивается налог на инвестиционный доход (включая прибыль от полисов страхования жизни), прирост капитала от финансовых вложений и недвижимости, а также налог за доход, полученный вне Франции.

Система PAYE введен в начале 2019 года. Позволяет выплачивать подоходный налог с источника дохода ежемесячно.

  • заработная плата, в том числе полученная за рубежом,
  • пенсия,
  • больничный, в том числе декретный отпуск,
  • доходы от аренды недвижимости.

Тарифы

НДС во Франции (VAT или Taxe sur la valeur ajoutée) — налог на определенные товары и услуги, который включен в продажную стоимость.

  • 20 % — стандартная ставка
  • 10 % — сниженная ставка на некоторые лекарства, общественный транспорт, отели, рестораны, билеты на спортивные и культурные мероприятия
  • 5,5% — еда и книги
  • 2,1% — газеты

Возврат НДС

Если вы не резидент ЕС, то можете подать заявление на возврат НДС.

Обязательно перед выходом из магазина попросите форму Detax и поинтересуйтесь есть ли в магазине стойка для возврата налогов. Если такой стойки нет, то заполненную форму и чеки отнесите на стойку Tax Refund в главном фойе аэропорта.

На недвижимость

Если вы покупаете или уже владеете недвижимостью во Франции, вам придется заплатить налог на недвижимость (taxe fonciere) , даже если вы сдаете ее в аренду. Сумма налога основана на расчетной годовой арендной стоимости, умноженной на процент, установленный коммуной ( детали узнать можно в местной мэрии). Счет выставляется в последнем квартале текущего года. Вы можете оплатить налог в рассрочку или предварительно авторизованным платежом

Налоговая ставка на первичную недвижимость составляет 1 %, на вторничную и последующие — 3%. Так же вам придётся оплачивать дополнительные налоговые сборы prélèvements pour base élevée et sur les maison secondaire и страховые взносы.

На вывоз мусора

Налог на вывоз мусора (TEOM) оплачивается вместе с налогом на недвижимостью. Некоторые населенные пункты решают финансировать эту услугу из общего бюджета, но многие предпочитают облагать налогом жителей.

На жилье

Выплачивается при аренде жилья. С 2020 года, если облагаемый налогом ежегодный доход не выше 27 706 €, аренда не облагается налогом. Рассчитать налог (taxe d’habitation) на жилье можно тут

На ТВ

Одноразовый налог (redevance audiovisuelle) в размере 139 € выплачивается за наличие одно или нескольких телевизоров в квартире или доме. Если у вас нет телевизора, необходимо указать эту информацию в годовой налоговой декларации.

На прирост капитала

Налог (impôt sur les plus values) уплачивается при продаже зданий, земли и акций. Начиная с 2018 года, единая фиксированная ставка налога в размере 30% применяется к сберегательным и инвестиционным доходам и прибыли, включая подоходный налог в размере 12,8% и социальные отчисления в размере 17,2%.

Федеральные налоги

Если вы живете и/или работаете во Франции, вы можете оплачивать следующие налоги за:

  • личный годовой доход
  • доход от бизнеса или корпорации
  • инвестиции
  • наследство
  • имущество
  • богатство
  • купленные товары и услуги

На богатство

В 2018 году была введена многоуровневая система налога на имущество со следующими сборами:

  • 800 000 — 1 300 000 €: 0.50%
  • 1 300 000 — 2 570 000 €: 0.70%
  • 2 570 000 — 5 000 000 € : 1%
  • 5 000 000 — 10 000 000 €: 1.25%
  • свыше 10 000 000 €: 1.5%

На наследство

Налог на наследство во Франции известен своей сложностью. Для умерших резидентов Франции все активы по всему миру облагаются французским налогом на наследство, в то время как все французские владения подлежат налогообложению, даже если бенефициар не является резидентом Франции.

Для нерезидентов многие двусторонние налоговые соглашения с Францией предоставляют освобождение от уплаты французского налога на активы по всему миру.

После любых применимых отчислений и льгот, а также после добавления любых подарков, полученных от умершего в течение предыдущих 15 лет, ставки наследования составляют:

  • свыше 8 072 €: 5%
  • 8 072 — 12 109 €: 10%
  • 12 109 — 15 932 €: 15%
  • 15 932 — 552 324 €: 20%
  • 552 324 — 902 838 €: 30%
  • 902 838 — 1 805 667 €: 40%
  • свыше 1 805 667 €: 45%

Братья и сестры умершего облагаются налогом в размере 35% для сумм до 24 430 € и 45% для больших сумм, с последующим возвратом налога в размере 15 932 €. Остальные члены семьи будут облагаться налогом в размере 55% или 60% в зависимости степени родства.

На прибыль юридических лиц

Когда вы управляете собственной компанией во Франции, вы можете облагаться налогом в соответствии с системой подоходного налога с физических лиц (Impôts sur le Revenu, IR) или французской системой корпоративного налогообложения (Impôts sur les Societiés, IS).

Если вы работаете в качестве индивидуального предпринимателя или внештатного работника в рамках малого бизнеса, вы будете платить налоги и социальные сборы в зависимости от оборота (дохода от бизнеса).

Кто платит налоги во Франции

Вы обязаны платить налоги, если:

  • постоянно проживаете во Франции или имеете недвижимость. В случаях когда ваш супруг/супруга и дети проживают во Франции, а вы работаете заграницей, вы все еще можете считаться налоговым резидентом Франции.
  • проживаете во Франции более 183 дней в календарном году — не обязательно подряд.
  • ведется финансовая деятельность во Франции.
  • есть активы во Франции.

Возврат налогов, льготы и пособия во Франции

Вы можете уменьшить налоговый счет , за счет возмещения налогов, выплат пособий и предоставления льгот.

Возврат налогов, льготы и пособия предоставляются в этих случаях:

  • если вы работаете по профессии и зарабатываете ниже определенного уровня — la prime pour l’emploi (PPE)
  • выплачиваете отчисления на социальное страхование наемных рабочих
  • имеете любые расходы, связанные с профессиональной деятельностью (до 12 305 €)
  • ухаживаете за пенсионером старше 75 лет
  • потеряли прибыль от аренды недвижимости (до 10 700 €)
  • есть убытки от деловой или профессиональной деятельности
  • выплачиваете алименты на несовершеннолетних детей, не являющихся членами вашей финансовой семьи
  • используете энергосберегающие приборы в доме
  • инвестируете средства в французскую страховую компанию Assurance Vie.

Налоги во Франции для иностранцев

Иностранные граждане облагаются налогом на доход, заработанный во Франции. Таким образом, даже если вы не проживаете во Франции постоянно, но работаете во французской компании, вы будете облагаться налогом с этого дохода. Тем не менее, у Франции есть налоговые соглашения с рядом стран, которые позволяют резидентам некоторых стран избегать двойного налогообложения.

Франция присоединилась к системе автоматического обмена информацией (AEOI), которая направлена ​​на борьбу с уклонением от уплаты налогов, требуя от финансовых посредников прозрачности в отношении налоговых сборов среди стран-участников, подключенных к системе.

Подача налоговой декларации

Заполнение деклараций

Получить форму для заполнения декларации можно в налоговой инспекции (centre des impôts), в мэрии или на сайте министерства финансов.

Вы обязаны заполнить и подать французскую налоговую декларацию, даже если вы считаете, что упадете ниже порогового уровня дохода для уплаты любого французского налога.

Срок подачи налоговой декларации

Сроки подачи заявок меняются ежегодно, а сроки объявляются в марте или апреле того же года.

Если вы не уложитесь в срок, вы понесете штраф в размере 10% от суммы вашего налогового счета.

Оплата подоходного налога для самозанятых

Если вы работаете не по найму и являетесь единственным сотрудником (например, фрилансер), вы считаются микропредпринимателем и получаете налоговый статус, который значительно упрощает ваши налоговые и бухгалтерские требования. Налог будет высчитываться по системе прогрессивного налогообложения.

Если вы владеете более крупным бизнесом, который не может соответствовать статусу микропредпринимателя, вы подаете налоги в обычном режиме, когда ваш подоходный налог и отчисления на социальное страхование основываются на прибыли и вычитаются соответствующие коммерческие расходы.

Налоговая консультация

Если вы впервые столкнулись с выплатой налогов во Франции или получили наследство, лучше всего обратиться за помощью к бухгалтеру, который проанализирует финансовую ситуацию, поможет избежать ошибок и последующих штрафов.


Во Франции наследование имущества, в частности, детьми, облагается весьма высоким налогом. При этом налог начисляется на имущество с первого евро (в некоторых случаях возможны вычеты).
Этого правила не избежать и тем лицам, которые постоянно не проживают на территории Франции, но владеют имуществом, находящимся в этой стране (движимым и недвижимым).

ШКАЛА НАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА НАСЛЕДСТВО ПО ПРЯМОЙ ЛИНИИ

Налог на наследство (droits de succession) во Франции является прогрессивным, т.е. ставка налога увеличивается с увеличением суммы налогооблагаемого имущества наследодателя.

С 1-го января 2019 г. налог на наследство по прямой линии (от родителей к детям) насчитывается согласно шкале ниже:

Стоимость имущества Применяемая ставка
До 8 072 € 5%
От 8 072 до 12 10910% 10%
От 12 109 до 15 932 € 15 %
От 15 932 до 552 324 € 20 %
От 552 324 до 902 838 € 30 %
От 902 838 до 1 805 677 € 40 %
Свыше 1 805 677 € 45%

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Прежде чем перейти к описанию дарения с разделением права собственности во Франции, следует уяснить, в чем заключается принцип действия разделения права собственности (démembrement de propriété).
Для этого следует обратиться к вещественному праву в Древнем Риме. Так же, как и в наши дни, древние беспокоились о судьбе наиболее слабых членов своих семей (вдов, больных детей). Для того, чтобы обеспечить им безбедное существование после смерти наследодателя, в правовую систему было введено понятие разделения собственности. Упрощая — речь шла об умозрительной операции с участием двух лиц, одно из которых получало право пользования имуществом наследодателя до своей смерти. Это лицо получило названия фруктуария, или пользовладельца. Второе лицо становилось номинальным владельцем: обладая правом распоряжения собственностью, оно было лишено права пользования объектом или извлечения из него доходов. Однако после смерти пользовладельца номинальный владелец получал право пользования умершего и становился полноправным владельцем имущества. Подобное разделение права собственности на два вида в Древнем Риме было унаследовано и французским правом.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Еще со времен Наполеона Гражданский кодекс Франции различает два вида права владения:
• Право пользования имуществом, включающее право извлечения доходов (иначе – узуфрукт) (usufruit) (cт. 578 и след. ГК Франции), которое может быть как пожизненным, так и ограниченным во времени; и
• Право распоряжения имуществом – так называемое номинальное, или голое, право владения (nue-propriété) (cт. 544 ГК Франции).

Законодатель исходит из постулата, что пользовладелец является временным обладателем имущества и что обременять его существенными расходами неправомерно.
Применительно к недвижимости, эти два права распределяются следующим образом:
• Пользовладелец, или узуфруктарий (usufruitier), которому передается узуфрукт, получает право (пожизненное или ограниченное во времени) как на проживание в объекте недвижимости, так и на передачу объекта в аренду другим лицам с целью извлечения дохода. Пользовладелец обязан производить только текущий ремонт недвижимости и осуществлять оплату только текущих расходов, связанных с его проживанием (ст. 605 ГК Франции). Он несет ответственность перед номинальным владельцем за целостность объекта, назначение и порядок пользования им. Он несет налоговые обязательства в связи с использованием недвижимости, например, уплачивает налоги на недвижимость, а именно – налог на владение (taxe foncière) и налог на проживание (taxe d'habitation).

В случае заключения некоторых видов аренды, а именно:
— договора аренды сроком свыше 9 лет,
— сдачи в аренду объекта хозяйственного назначения (например, помещения магазина),
пользовладелец обязан получить согласие номинального владельца.

Собственник имущества, обремененного узуфруктом, или собственник узуфрукта, он же номинальный владелец (nu-propriétaire) не имеет права пользования недвижимостью или извлечения из нее доходов до смерти пользовладельца. Однако номинальный владелец может отказаться от права собственности, либо уничтожив объект (что на практике маловероятно), либо юридически передав его в собственность другого лица, например, путем продажи или дарения. Разумеется, номинальному владельцу запрещается каким-либо образом ущемлять права пользовладельца. Согласно законодательству, номинальный владелец обязан выполнять капитальный ремонт опорных стен, балок, крыш (ст. 605 ГК Франции).

Резюмируя вышесказанное: в том, что касается содержания объекта, пользовладелец оплачивает текущие расходы по недвижимости, в то время как номинальный владелец берет на себя расходы по капитальному ремонту.

Смерть пользовладельца влечет за собой слияние узуфрукта (включающего, напомним, право пользования и право извлечения доходов) и номинального права владения, в результате чего номинальный владелец становится полноправным владельцем собственности.

Отметим, что помимо указанного основания к прекращению узуфрукта ведет, в частности:
• совпадение в одном лице пользовладельца и номинального владельца- собственника узуфрукта
• истечения периода времени, на которое было произведено разделение собственности, если таковое имело место
• отказ фруктуария от предоставленного ему права
• неосуществление права пользования в течение 30 лет
• полная потеря (разрушение) объекта
Система разделения права существует и в других странах (например, в Голландии), однако в каждой из этих стран существуют свои особенности.

Уточним, что разделение права собственности во Франции может применяться к следующему имуществу:
• недвижимому имуществу;
• долям в компании (коммерческой или гражданской), в т.ч., компании по владению недвижимого имущества;
• договорам страхования жизни (contrats d›assurance-vie).
В повседневной жизни разделение права собственности применяется весьма нередко, причем в разных ситуациях, например: перевод недвижимости в пожизненную ренту (vente en viager), дарение по завещанию номинального владения жилья детям, а пожизненного пользования – супруге, и т.д.
Этот механизм также помогает решить налоговый вопрос. Так, номинальный владелец, который не имеет возможности пользоваться своим имуществом, будет освобожден от уплаты ряда имущественных налогов (налога на богатство в форме недвижимости (IFI), налога на недвижимое имуществе (taxe foncière), налог на доход с движимого (revenus des valeurs mobilières) или недвижимого имущества (revenus fonciers) и т.д. Таким же образом после смерти пользовладельца номинальный владелец вступит в полное владением имущества без дополнительной уплаты налогов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

Дарение номинального права владения (donation de nue-propriété) является распространенным механизмом передачи имущества от родителей детям, и в таких случаях производится преимущественно в целях налоговой оптимизации.
При такой операции сумма выплачиваемого при дарении налога зависит от стоимости объекта, передаваемого в дарение, а также от возраста пользовладельца. Для расчета стоимости налога применяется особая шкала (ст. 669 Общего налогового кодекса Франции) — чем старше пользовладелец, тем меньше его ожидаемая продолжительность жизни и, соответственно, тем меньше стоимость узуфрукта и выше сумма налога на право номинального владения.

Возраст пользовладельца Стоимость узуфрукта (%)
Меньше 21 90 %
Меньше 31 80 %
Меньше 41 70 %
Меньше 51 60 %
Меньше 61 50%
Меньше 71 40%
Меньше 81 30%
Меньше 91 20%
Больше 91 10%

Пример: если пользовладельцу от 61 до 70 лет, то стоимость узуфрукта составит 40%, а стоимость номинального права владения — 60%. Так, при стоимости имущества 300 000€, стоимость узуфрукта составит 120 000€,
а стоимость номинального права владения — 180 000€. Соответственно, налог, который будет оплачен при совершении сделки дарения номинального права владения, будет рассчитан исходя из стоимости объекта
180 000€, а не 300 000€. Сумма налога составит 14 194€ вместо 38 194€, которые бы пришлось уплатить наследникам в случае обычного наследования.
На практике считается, что по достижении 81-летнего возраста пользовладельца операция дарения номинального права владения не представляет интереса с налоговой точки зрения.
Таким образом, при разделении собственности налоги оплачиваются непосредственно при заключении акта дарения, а после смерти пользовладельца (которая может произойти и много лет спустя) номинальный владелец становится полным владельцем без уплаты каких-либо новых налогов.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ДАРЕНИИ НОМИНАЛЬНОГО ПРАВА ВЛАДЕНИЯ

Если операция с дарением разделенного права собственности касается недвижимого имущества, то она обязательно осуществляется при участии нотариуса. Работа нотариуса оплачивается дополнительно, однако сумма его услуг тарифицирована и не является слишком высокой.
Если операция с дарением разделенного права собственности касается движимого имущества (например, дарение долей компаний держания недвижимости (SCI)), то участие нотариуса не является обязательным, однако остается желательным, в частности, во избежание возможных споров между наследниками. Во всех случаях, акт дарения подлежит регистрации в налоговых органах.

Наследование имущества во Франции предполагает оплату довольно значительных сумм налогов французскому государству наследниками, и это независимо от страны их проживания. Одним из способов организовать передачу наследства и при этом уменьшить налоговое бремя наследников, является дарение номинального права владения собственности.
Вместе с тем, стоит отметить недавно возникший риск для успеха таких операций. В конце 2018 г. французский законодатель усилил меры, направленные на борьбу с уклонением от налогов и предоставил право налоговой администрация оспорить любую сделку, основной целью которой является уклонение от налоговых обязанностей или уменьшение их бремени (так называемое налоговое злоупотребление) (ст. 64 A Кодекса налоговых процедур Франции). Это новое положение будет применяться к сделкам, совершенным с 1 января 2020 г. Несмотря на то, что министерство финансов заявляет о том, что данное положение не затронет сделки, в которых даритель сохраняет за собой право пользования, осторожность не окажется лишней.
В связи с неопределенностью применения нового закона, порекомендуем тем, кто намечает осуществить такую операцию, запланировать ее реализацию до конца 2019 г.

Сидорова Ирина Михайловна, Президент ассоциации русско-французских адвокатов и юристов при Парижской коллегии адвокатов.
тел. + 33629902859
e-mail:
ims@avocatsidorova.fr

Материалы автора ранее публиковались в №10 за 2015 год с.13 и № 04 за 2009 год с.28.

Урок 10: Революция 1848 года



План урока:

Кризис Июльской монархии. Причины революции во Франции

Период с 1830 по 1848 год принято называть Июльской монархией. После июльской революции в 1830 году во Франции установилась конституционная монархия. Законодательная власть перешла к французскому королю - Луи Филиппу и двухпалатному парламенту. При выборах в парламент был сохранен имущественный ценз [1] , поэтому большинство рабочих и мелких собственников были лишены права голоса. На принятие законов решающее влияние оказывала финансовая аристократия, сосредоточившая в своих руках все промышленные предприятия, банки, железные дороги.

В период Июльской монархии положение рабочих, городской и деревенской бедноты ухудшилось. Особенно тяжелыми выдались 40-е годы. В 1847 году начался кризис перепроизводства товаров, охвативший все промышленные страны, в том числе и Францию.В результате экономического кризиса во Франции началось сокращение производства, сотни тысяч рабочих оказались выброшены на улицу без средств к существованию. Усугубили тяжелую экономическую ситуацию неурожаи 1845-1847гг. картофеля и хлеба, из-за них резко выросли цены на продукты питания, что усилило недовольство народа Июльской монархией.

Революционные настроения подогревала коррупция [2] властей, продвижение французским королем в парламент своих сторонников, покровительство короля финансовой аристократии и игнорирование интересов низших слоев населения.

2france

Таким образом, главными причинами революции во Франции стали:

  1. Высокий имущественный ценз, позволявший принимать участие в выборах в парламент лишь 1-2% от всего населения.
  2. Господство во Франции финансовой аристократии.
  3. Игнорирование королем Луи Филиппом интересов мелкой и средней буржуазии, рабочего класса и интеллигенции [3] .
  4. Экономический кризис 1847 г, приведший к сокращению производства и росту безработицы.
  5. Неурожайные 1845-1847 годы, рост цен на продовольствие, голодные бунты.
  6. Консервативная политика Луи Филиппа и его министров, отсутствие реформ, направленных на облегчение положения рабочих.

В результате кризиса Июльской монархии к 1848 году во Франции сложилась революционная обстановка. Волнения городских низов поддерживала мелкая и средняя буржуазия, обвинявшая правительство Луи Филиппа в продажности, расточительности и предательстве национальных интересов.

Свержение монархии и провозглашение республики

22 февраля 1848 года, в ответ на запрет правительства устраивать собрания оппозиции, тысячи жителей Парижа вышли на баррикады [4] , начались первые столкновения с полицией и правительственными войсками. Среди восставших преобладали рабочие и городская беднота, в меньшей численности были представители мелкой и средней буржуазии, торговцы, интеллигенция. Правительственные войска уклонялись от борьбы с восставшими, а иногда даже переходили на их сторону.

Запоминаем новые слова!

Оппозиция - группа лиц, противопоставляющая себя господствующей власти, правящей политической партии.

С началом революции во Франции король Луи Филипп отправил в отставку ненавистное народу правительство. Однако восставших это не удовлетворило, они требовали отречения Луи Филиппа от престола.

3gettyimages 18

Луи Филипп

24 февраля 1848 года последний король Франции подписал отречение от престола и бежал в Англию. Его королевский трон народ торжественно сжег на площади, как символ окончательного уничтожения монархии. Для управления страной было сформировано Временное правительство, которое уже на следующий день -25 февраля 1848 года провозгласило Францию республикой.

Сразу после провозглашения республики были приняты реформы:

  • Декрет о введении всеобщего избирательного права – им наделялось все мужское население Франции достигшее 21 года.
  • Утверждение свободы собраний и печати.
  • Отмена всех сословий и дворянских титулов.
  • Отмена запрета на создание рабочих союзов.

Дальнейшие реформы Временного правительства были направлены на борьбу с безработицей. К маю Временное правительство организовало национальные мастерские, чтобы обеспечить всех французских граждан работой. Национальные мастерские занимались благоустройством городских улиц, мощением дорог, земляными работами. Оплата для всех рабочих была одинаковой- 2 франка в день, что вполне устраивало разоренных ремесленников и оставшихся без работы рабочих.Со снижением уровня безработицы в обществе постепенно снижалась напряженность, этому также способствовало сокращение рабочего дня до 10 часов и снижение расценок на продукты питания.

После революции во Франции революционные настроения охватили Германию, итальянские государства и Австрийскую империю. За несколько лет народные восстания и национально-освободительные движения охватили большинство стран Западной Европы. Таким образом, Франция стала символом революционной борьбы за свободу народа и общественную справедливость.

Вторая республика во Франции

В апреле 1848 года состоялись выборы в Учредительное собрание, была принята конституция. Конституция провозглашала высшие ценности: свободу, равенство и братство, гарантировала право на труд. После принятия конституции во Франции законодательная власть была передана Учредительному собранию, а исполнительная власть – президенту.

Запоминаем новые слова!

Учредительное собрание – представительный орган власти во Франции, созданный на основе всеобщего избирательного права.

Однако вскоре все гражданские права и свободы правительство отменило из-за прошедших по всей стране восстаний рабочих и крестьян. Причиной восстаний стал роспуск национальных мастерских, которые слишком дорого обходились для французского бюджета. Для их содержания правительство увеличило налог на собственность на 40%, однако уже к концу июня национальные были распущены. В ответ на принятые правительством меры в Париже начались восстания рабочих. В них участвовало более 40 тысяч человек.

В этих условиях, чтобы противостоять новому революционному движению в декабре 1848 года были проведены выборы президента, была принята новая конституция, установившая Вторую республику во Франции. Свои голоса избиратели отдали за племянника Наполеона - Луи Наполеона Бонапарта. Получив власть в свои руки, президент свернул все демократические преобразования, ограничил свободу собраний, печати, запретил рабочим объединяться в союзы.

4napoleonIII

Уже в первые годы Второй республики Луи Наполеон получил широкие полномочия, а прибрав к своим рукам полицию и армию, он в 1851 году разогнал Учредительное собрание. Таким образом, президент совершил государственный переворот, захватил власть в стране.

Провозглашение Второй империи

2 декабря 1852 года президент Луи Наполеон провозгласил себя императором Наполеоном 3. Большая часть французов его поддержала, проголосовав за восстановление во Франции империи. Таким образом, вся власть в стране сосредоточилась в руках императора, который единолично мог издавать законы, назначать и смещать министров, объявлять войну и заключать мир. Парламент утратил реальные полномочия, так как был лишен права законодательной инициативы.

Луи Наполеон Бонапарт установил в стране режим военно-политического террора [5] . Французы лишились большинства демократических преобразований революции. Была восстановлена цензура [6] , печать строго контролировалась полицией. Редакторов газет и журналов теперь назначал министр внутренних дел. По приказу Наполеона 3 над школами и университетами восстановило свой контроль католическое духовенство, внедренные туда тайные агенты тщательно следили за деятельностью учителей и преподавателей.

Вторая империя опиралась на поддержку крупных промышленников и капиталистов, финансовой и банковской буржуазии, разбогатевших крестьян. Развитие капитализма приводило к имущественному расслоению крестьян - одни богатели, другие окончательно разорялись. Благодаря внедрению в сельском хозяйстве механических жаток, сеялок, молотилок и других машин – сельскохозяйственная производительность резко возрастала. Около миллиона зажиточных крестьян сконцентрировали в своих руках всю землю, остальные крестьяне владели небольшими клочками земли, находились на грани нищеты.

Приход к власти Наполеона 3 совпал со временем завершения промышленного переворота во Франции. В стране активно строились железные дороги, внедрялись машины на производство, открывались новые фабрики. Железнодорожное строительство требовало поставок железа и стали, поэтому их производство увеличилось более чем в три раза. Вместе с металлургической активно развивалась хлопчатобумажная, химическая, шелковая, горнорудная и шерстяная промышленность. С развитием промышленности развивалась кредитно-финансовая система Второй империи. Возникшие во Франции крупные банки выдавали компаниям кредиты под строительство железных дорог, открытие промышленных предприятий, проведение строительных работ.

5old paris 23

Внешняя политика Луи Наполеона Бонапарта

После учреждения Второй империи во Франции Луи Наполеон Бонапарт установил курс на укрепление ее позиций в Европе и расширение ее колониальных владений. Начались непрерывные экспедиции французских войск в Азию, Океанию, Африку, Южную Америку. В 1850-1860 гг. Франция проводила военную экспансию в Алжире, Китае, Вьетнаме, Японии, Сенегале, Мексике.По мнению Луи Наполеона Бонапарта, агрессивная внешняя политика и захват новых колониальных владений должны были усилить его авторитет, сплотить воедино империю. Своим главным препятствием на пути славных завоеваний Луи Бонапарт видел Россию, из-за чего принял участие в Крымской войне на стороне противника России – Турции.

Запоминаем новые слова!

Военная экспансия - это вооруженный захват иностранных территорий с целью установления там своего влияния.

Колониальные войны отвечали интересам торгово-промышленной буржуазии, одобрялись высшими слоями французского населения. Однако большая часть французов была недовольна такой активной внешней политикой, так как колониальные войны Франции требовали больших денег. Попытка Луи Наполеона Бонапарта отвлечь народ от внутренних проблем военными победами не принесла успеха, к концу 1860-х годов положение Второй империи было катастрофическим. Спасти положение дел, по мнению императора, могла только победоносная война. Однако начавшаяся 19 июля 1870 года война между Францией и Пруссией закончилась для Наполеона 3 пленом и свержением правительства императора.

Словарь

1. Имущественный ценз – предоставление избирательного права исключительно гражданам, владеющим определенным количеством имущества.

2. Коррупция – это подкуп должностных лиц взятками.

3. Интеллигенция – это представители умственного труда: юристы, ученые, деятели культуры.

4. Баррикады - это заграждения, сооруженные из подручных материалов, установленные на улицах во время уличных боев.

5. Военно-политический террор – устрашение политических противников, применение к ним насилия вплоть до полного уничтожения.

6. Цензура – контроль за содержанием печатной продукции, музыкальных и сценических произведений.


Российское налоговое законодательство не стоит на месте, а его интерпретация и практика применения зачастую заставляет бизнес следовать не только букве закона и судебной практике, но и искать смысл законодателя между строк, интерпретировать логику официальных разъяснений, учитывать фискальный интерес контролирующих органов, а также заглядывать в будущее как минимум в пределах срока исковой давности.

Решения, которые были безопасными 5 лет назад, сейчас могут быть высокорискованными и грозить потенциальными налоговыми доначислениями, а также 40% штрафами. Одним из таких вопросов для многих французских компаний в этом году стал вопрос применения пониженной 5% ставки налога у источника при выплате дивидендов.

Российская компания, имеющая многоступенчатую структуру владения, включая несколько технических компаний, находящихся в Европе, решает выплатить дивиденды. Какую ставку налога у источника применить?

Теоретически ничего сложного: нужно определить бенефициарного собственника (далее – “фактического получателя дохода”/”ФПД”); выяснить, есть ли соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - «СИДН») между Россией и той юрисдикцией, в которой зарегистрирован ФПД; посмотреть требования статьи «Дивиденды» для применения пониженной ставки, проверить, выполняются ли такие требования для российской компании, получить необходимые подтверждающие документы и уверенно выбрать ставку. Последний шаг самый интересный.

Итак, в ст. 10 Конвенции между Россией и Францией от 26 ноября 1996 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество” (далее - «СИДН с Францией») установлены три потенциальные ставки:

a) 5 процентов валовой суммы дивидендов:

(i) если этим фактическим получателем является компания, которая вложила инвестиции в компанию, выплачивающую дивиденды, независимо от формы или вида этих инвестиций, общей стоимостью не менее 500000 французских франков или эквивалентную сумму в другой валюте, при том, что стоимость каждой инвестиции оценивается на дату ее осуществления; и

(ii) если этим фактическим получателем является компания, которая подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права, предусмотренным налоговым законодательством Договаривающегося государства, чьим резидентом она является, и которая освобождается от уплаты этого налога из расчета этих дивидендов;

b) 10 процентов валовой суммы дивидендов, если выполняются только условия (i) подпункта a) или только условия (ii) подпункта a);

c) 15 процентов валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Для применения наиболее выгодной ставки установлен распространенный в СИДН “критерий инвестирования” (например, он знаком по СИДН с Кипром, есть в СИДН с Нидерландами, Швейцарией, Испанией и др.). При этом нет требования инвестирования “напрямую”, как, например, в СИДН с Кипром, что важно, поскольку существенно расширяет возможности доказывания соответствия этому критерию налогоплательщиком. Сумма, в целом, небольшая - 500 тыс. французских франков, что в пересчете около 77 тыс. евро.

Второе условие, предусмотренное абз. «ii» пп. «a» п. 2 ст. 10 «СИДН с Францией» при первом прочтении менее очевидное: ФПД должен подлежать обложению налогом на прибыль с соответствии с режимом общего права (в англ. переводе “according to the regime of common law”)? При втором прочтении это требование не становится понятнее. В российской конструкции гражданского и налогового права нет понятия “режим общего права”, а Франция, как известно, не относится к англо-саксонской системе общего права.

Используя привычный инструментарий налоговых терминов и конструкций, можно попытаться интерпретировать “режим общего права” и сопоставить с российской общей системой налогообложения (ОСНО), то есть по аналогии не должен применяться льготный налоговый режим как, например, УСН, патентная система или единый сельскохозяйственный налог. Таким образом, ФПД должен платить корпоративный налог по стандартной ставке во Франции.

Следующее условие абз. «ii» пп. «a» п. 2 ст. 10 «СИДН с Францией» - для применения 5% налога у источника полученные дивиденды должны быть освобождены от налогообложения корпоративным налогом во Франции. Это требование чуть более очевидное. Непонятным оно становится при более детальном погружении и совсем загадочным при получении почти полной картины. При этом остается условное «почти», потому что (и тут небольшой спойлер) окончательного решения в административной и судебной практике еще нет. Более того, текущая позиция российских налоговых органов такова, что данное условие фактически не может быть выполнено, и ставка 5% налога у источника для российских налогоплательщиков с материнской компанией во Франции не применима.

Позиция налоговых органов основывается на том, что в соответствии со ст. 216 Налогового кодекса Франции (Code général des impôts, далее – “CGI”), начиная с 01.01.2016 1 % от суммы внутригрупповых дивидендов добавляется к налоговой базе и облагается корпоративным налогом на общих условиях. Таким образом, дивиденды…в соответствии с законодательством Франции подлежат налогообложению». В этом есть определенная логика.

Во Франции режим освобождения от уплаты дивидендов (“participation exemption”) применяется при выполнении определенных условий, в частности, при владении 5% долей в компании-плательщике дивидендов в течение не менее 2х лет. Однако речь не идет о полном освобождении, на что указывают налоговые органы, только 99% от суммы полученных дивидендов освобождаются от обложения корпоративным налогом.

При невыполнении критериев, необходимых для participation exemption, ст. 216 CGI в редакции, действующей на момент заключения “СИДН с Францией” в 1996, предполагала освобождение дивидендов от включения в налоговую базу по корпоративному налогу. Однако в данную статью впоследствии несколько раз были внесены изменения. Так с 1999 г. доля дивидендов стала входить в базу по корпоративному налогу в размере 2,5%, а с 2000 г. и вовсе 5%. В текущей редакции доля 5% сохраняется, то есть только 95% дивидендов освобождается от корпоративного налога. Соответственно, требование «СИДН с Францией» формально в части абз. «ii» пп. «a» п. 2 ст. 10 СИДН Франции не может быть выполнено, а норма 5% налога у источника не может быть применена.

Возникло очевидное несоответствие смысла пониженной ставки, предусмотренной «СИДН с Францией», и французского налогового кодекса. Как выяснилось из Выписки из официального Бюллетеня Государственных финансов[1], для обсуждения возникшего конфликта в рамках двухсторонних согласительных процедур уполномоченные представители двух стран провели совместную встречу 22 января 2001 г., по результатам которой определили, что:

Французская сторона пояснила, что это условие связано с применением режима «материнских-дочерних» компаний, как это предусмотрено составными положениями ст. 145 и ст. 216 CGI. Исходя из этого, компетентные органы договорились о том, чтобы французские предприятия, получатели дивидендов, требующие применения уменьшенной ставки по удержанию налога у источника, могли предоставить любым способом доказательство того, что они удовлетворяют условиям, требуемым ст. 145 и ст. 216 CGI”[2], но что это за доказательства?

Разыскивая смысл между строк, учитывая изменение законодательства во времени и принимая во внимание намерения сторон, хочется сделать вывод, что внесенные изменения в ст. 216 CGI и установление необходимости включения 5%/1% в налоговую базу по корпоративному налогу все равно соответствуют условию «СИДН с Францией». Однако прямо и однозначно из Выписки такой вывод не следует. При этом дополнительных материальных следов о проведенной встрече, в том числе протоколов заседаний, в открытом доступе нет, поэтому данные аргументы российским налоговым органом на текущий момент воспринимаются с определенной долей скептицизма, иначе говоря, не принимаются вовсе.

В рамках проверок налоговые органы настойчиво просят компании, применившие 5% налога, предоставить любой официальный документ от налоговых органов Франции, где было бы указано, что, несмотря на 5% включение дивидендов в налоговую базу по корпоративному налогу, по смыслу абз. «ii» пп. «a» п. 2 ст. 10 ст. «СИДН с Францией», это не препятствует выполнению условия об освобождении. Однако на практике такого документа французские компании еще не получали. При этом в том же документе написано, что “российская сторона в случае необходимости может в рамках обмена данными, предусмотренного статьей 26 налоговой конвенции, получить подтверждение требуемых данных”[3], однако этот механизм по каким-то причинам не используется, и бремя доказывания перекладывается на налогоплательщика.

Хочется надеяться, что вопрос с противоречием положений французского законодательства и рассматриваемого СИДН будет разрешен положительно на досудебной стадии, ну, а пока - штраф и доначисления при применении 5% налога у источника никто не отменял.

Читайте также: