Введение налога на обмен валюты является примером какой политики

Опубликовано: 30.04.2024

валюта и налог

Рассуждения о том, нужно ли платить налоги при операциях покупки/продажи валюты, c определенной периодичностью возникают в различных СМИ.

Интересной была ситуация, случившаяся пару лет назад, когда министр финансов РФ высказался о том, что Минфин будет рассматривать введение налога на валютные операции. После этого в СМИ поднялся шум, и уже на следующий день министру пришлось опровергать свой предыдущий комментарий, заявляя, что никаких налогов на обменные операции с валютой для граждан вводиться не будет.

Тем не менее, исходя из существующих разъяснений Минфина, ответ на вопрос о том, облагается ли НДФЛ доход, полученный в результате операций обмена валюты, достаточно однозначный — да, эти операции подпадают под налогообложение.

В соответствии с российским законодательством (Гражданский кодекс, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») и письмами Минфина, валюта признается «иным» имуществом (к этой категории обычно относится имущество, которое не является недвижимостью или ценными бумагами). Поэтому на валюту распространяются все те же правила, что и при продаже любого другого «иного» имущества, которые прописаны в Налоговом кодексе.

Предположим, что инвестор обменял рубли на доллары США, а затем во что-то их инвестировал (например, приобрел какие-нибудь ETF). Вопрос о том, нужно ли рассчитывать НДФЛ с дохода, полученного в результате обмена валюты, не возникнет до того момента, пока инвестор не будет обменивать доллары США обратно на рубли или на какую-то другую валюту.

Если такая операция происходит, необходимо посмотреть, сколько лет инвестор владел валютой, которая сейчас обменивается. Если срок владения окажется более трех лет, тогда нет необходимости подавать налоговую декларацию, а также не нужно рассчитывать и уплачивать НДФЛ с осуществленных операций.

Если же срок владения валютой менее трех лет, тогда, согласно Налоговому кодексу, как минимум придется подавать налоговую декларацию. Причем инвестору это нужно будет делать самостоятельно, т.к. банк или брокер в данном случае не будут являться налоговыми агентами.

Однако даже если декларацию придется подавать, НДФЛ в результате обмена валюты может и не возникнуть. Инвестор может воспользоваться налоговыми вычетами: доход, полученный в результате обмена валюты, можно уменьшить либо на величину понесенных ранее расходов (т.е. на ту сумму, которую пришлось заплатить при покупке валюты), либо на фиксированную сумму в размере 250 000 руб.

Хотя в некоторых подобных случаях есть определенные нюансы, но в целом на текущий момент в российском законодательстве отражен именно такой порядок действий.

Другой вопрос, насколько все это реально применяется и контролируется на практике. На сегодняшний день налоговым органам достаточно сложно отследить и сопоставить подобные операции обмена валют. Поэтому в большинстве случаев декларирование таких доходов и уплата с них налога происходит либо, если сам инвестор добровольно подает все документы в налоговую инспекцию, либо же, если налоговая инспекция, к примеру, в результате проверки какого-либо банка или брокера каким-то образом отдельно выявит подобные операции и тот факт, что с них не был уплачен налог.

Тем не менее, если придерживаться некоторых правил, инвестор самостоятельно может избежать подачи декларации и уплаты НДФЛ в случае операций покупки/продажи валюты, а также снизить риск получения претензий от налоговой инспекции:

1) Необходимо быть готовым документально подтвердить срок владения валютой или величину понесенных расходов при ее приобретении. Лучше всего где-то отдельно хранить все связанные с этим документы.

К примеру, если инвестор один раз приобретал валюту 3 года назад, второй раз — в прошлом месяце, а сегодня продает часть валюты, при наличии подтверждающих документов всегда можно сослаться на то, что продается именно та валюта, которая приобреталась 3 года назад, поэтому подавать декларацию и платить НДФЛ в этом случае будет не нужно.

2) По возможности избегать операций обмена валюты в тех ситуациях, когда срок владения валютой можно четко установить, и он будет меньше трех лет.

Допустим, инвестор покупает валюту на Московской бирже через брокерский счет, полученную валюту никуда не выводит и держит на счете, а затем через месяц ее продаёт. В данном случае срок владения валютой будет однозначно меньше трех лет, и этот факт можно достаточно легко установить по брокерским отчетам. Поэтому, если инвестор не подаст налоговую декларацию, риск получения претензий со стороны налоговой инспекции в подобной ситуации будет выше.

3) Помнить о минимальном сроке владения (3 года), по итогу которого не нужно будет подавать декларацию и не нужно платить НДФЛ, а также про налоговые вычеты (на сумму понесенных расходов и на сумму 250 000 руб.).

Таким образом, в результате операций покупки/продажи валюты может возникнуть необходимость подачи налоговой декларации и уплаты НДФЛ. При этом всегда важно знать те способы, с помощью которых можно всего этого избежать.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Про ETF и пассивные инвестиции» — в нем можно найти статьи, которых нет на сайте

Макроэкономика. Тесты с ответами. Финансы. Налогово-бюджетная политика.

1. К числу основных целей фискальной политики государства относится:

а) создание условий для успешного ведения бизнеса;

б) антициклическое регулирование экономики;

в) повышение состояния граждан;

г) перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения.

2. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

3. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов.

4. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название:

а) прогрессивного;

5. К числу инструментов фискальной политики относится:

а) увеличение нормы обязательных резервов;

б) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;

в) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций.

6. Увеличение ставок налогов является примером

а) кредитно-бюджетной политики;

б) фискальной политики;

в) монетарной политики;

г) денежно-финансовой политики.

7. Какая из перечисленных мер не является фискальной?

а) Изменение ставок налогов на прибыль банков;

б) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.

в) Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство.

г) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.

8. Какое из утверждений является верным?

а) Сложная схема начисления процента всегда более выгодна, чем простая схема начисления процента;

б) С одинаковых сумм индивидуального дохода всегда платится одинаковый подоходный налог;

в) налоги платят как при получении заработной платы, так и при ее расходовании;

г) Банковский процент по кредиту всегда выше банковского процента под депозиту.

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

а) Фискальная политика – это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.

б) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты.

в) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

г) Фискальная политика – это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

10. Государственный долг – это

а) сумма дефицитов государственного бюджета (за вычетом суммы излишков государственного бюджета), накопленная к настоящему моменту;

б) превышение расходной части годового государственного бюджета над его доходной частью;

в) сумма задолженности государства другим странам;

г) сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам.

11. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита?

а) сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

б) увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

в) повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований;

г) увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей.

12. Бюджет существует:

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

в) у всех экономических субъектов;

г) у важных структур федерального уровня.

13. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

а) текущими государственными расходами и доходами;

б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости;

в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу;

г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости.

14. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета:

а) выплаты по государственному долгу;

б) арендная плата;

в) доходы от государственной собственности;

г) административно-управленческие

д) займы и помощь иностранным государствам

15. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся:

а) расходы по обслуживанию государственного долга;

б) подоходные налоги и пособия по безработице;

в) расходы на охрану и защиту природной среды;

Операции купли-продажи валюты на бирже облагаются НДФЛ. Как правильно рассчитать налог? Можно ли уменьшить сумму к уплате? Нужно ли сдавать декларацию? В этом материале - все о нюансах налогообложения сделок по купле-продаже валюты на бирже.

Почему физлица покупают и продают валюту на бирже

Чаще всего граждане хотят сохранить свои сбережения или инвестировать свободные средства для последующего получения дохода. Основные причины, по которым покупка валюты на бирже выгоднее, чем в обменных пунктах:

  1. В обменниках не всегда есть наличная валюта. Например, так было в 2014 году, когда произошел резкий скачок доллара, и банки не продавали валюту по причине ее отсутствия.
  2. В обменниках цена валюты обычно выше, чем на бирже. Это связано с тем, что прибыль пункта обмена складывается из объема продаж за минусом затрат на содержание самого пункта.
  3. Наличную валюту нужно где-то хранить и защищать от физической утраты. На бирже все просто: сделки происходят на электронной площадке, где нет посредников, значит курс выгоднее. При этом можно сэкономить свое время, кроме того - все операции отслеживаются в режиме онлайн.

Когда возникает обязанность по уплате налога при торговле валютой

Иностранная валюта - это имущество (ст. 141 ГК РФ). На этом настаивает и Минфин (см., например, письмо от 20.02.2015 № 03-04-06/8370). А при продаже любого имущества физлица должны платить налог на доходы и самостоятельно отчитываться о полученной прибыли (ст. 228 НК РФ). Отчет подается по форме 3-НДФЛ в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным. Например, если продали валюту в 2020 году, то отчитаться нужно до 30.04.2021.

Куда и как правильно отчитаться, смотрите в разделе "Как отчитаться в налоговую".

А если сделка оказалась убыточной и дохода не было? Отчитаться все равно придется. В этом случае в 3-НДФЛ следует указать сумму дохода и сумму расхода. При этом налогооблагаемой базы для НДФЛ не будет, поэтому налог перечислять не нужно. Если же декларацию не сдать вовремя, налоговики начислят штраф.

Размер санкций смотрите в разделе "Какие штрафы и за что грозят инвестору".

Если с момента покупки иностранной валюты прошло более трех лет, декларировать ничего не нужно, и налог с полученного в результате сделки дохода также не уплачивается.

Обратите внимание! Налог при покупке валюты на бирже с физлица не взимается.

Есть ли налоговый агент по валютным операциям на бирже

Налоговый агент по НДФЛ - это организация или ИП, которые при выплате дохода физлицу обязаны удержать сумму налога и перечислить ее в бюджет, а по итогам года отчитаться о полученном физлицом доходе и уплаченном НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Чаще всего в качестве агента на бирже выступает брокер.

Но при осуществлении обменных операций с валютой брокер не является налоговым агентом. Об этом говорит Минфин в письме от 02.10.2014 № 03-04-06-49524. Соответственно, физлицу нужно отчитаться и заплатить налог самостоятельно.

Если брокерский счет открыт на иностранной площадке, брокер также не является налоговым агентом.

При подсчете НДФЛ, который нужно заплатить в бюджет, физлицо, оно же инвестор, вправе заявить налоговые вычеты. Какие именно, рассмотрим в следующем разделе.

Какие налоговые льготы по НДФЛ есть при продаже валюты

Поскольку валюта признается имуществом, в отношении доходов от ее продажи применяются имущественные вычеты.

Статья 220 НК РФ предусматривает два вида вычетов:


То есть именно на эти суммы можно уменьшить доход от продажи валюты.

ВАЖНО! Вычет в размере 250 000 руб. - годовой лимит, он не применяется к каждой операции. Кроме того, доходы от продажи любого имущества, которое было в собственности менее трех лет, суммируются. То есть, если в отчетном году продана машина и валюта, все доходы от такой продажи нужно сложить, рассчитать НДФЛ и показать в декларации 3-НДФЛ (см. пример 4).

Инвестор вправе самостоятельно выбрать наиболее выгодный для него вариант. Как выбрать наиболее выгодный вид вычета, рассмотрим на примерах далее.

Примеры расчета размера налога

Пример 1

Артеменко В. И. в начале 2020 года купил 10 000 долларов на бирже по цене 65 руб. То есть вложил 650 000 руб. В 2024 году он выведет эти же 10 000 долларов, допустим, по цене 76 руб., то есть 760 000 руб. Сумма дохода составит 110 000 руб. Платить налог не нужно, так как с момента покупки до вывода средств пройдет более трех лет.

Пример 2

Возьмем те же условия примера, но предположим, что с момента покупки валюты прошло менее трех лет, т. е. продажа состоится, например, в 2021 году. Платить и декларировать налог в этом случае придется. Артеменко вправе заявить имущественный вычет по НДФЛ. Рассмотрим, какой из вычетов выгоднее использовать:

  • При применении вычета в сумме 250 000 руб. сумма налога составит: (760 000 – 250 000) × 13% = 66 300 руб.
  • При применении вычета в сумме затрат, связанных с покупкой валюты, налог составит: (760 000 – 650 000) × 13% = 14 300 руб.

ВНИМАНИЕ! В сумму затрат можно включить и другие расходы, связанные с покупкой валюты, например комиссию брокера.

Как видно из примера, вычет в размере расходов на покупку валюты применять в данном случае выгоднее.

Пример 3

В 2020 году Виктор Н. купил 1 000 долларов по цене 74 руб. (т. е. вложил 74 000 руб.), а продал в том же году за 75 руб. (т. е. сумма сделки составила 75 000 руб.) Срок владения - менее трех лет. Налога к уплате не будет, так как Виктор Н. заявил имущественный вычет в размере 250 000 руб. Но декларацию 3-НДФЛ за 2020 год подать все же придется.

Пример 4

Если же у Виктора Н. сохранились документы, подтверждающие покупку автомобиля, он сможет заявить вычет в сумме затрат на покупку валюты и на покупку автомобиля. Предположим, Виктор Н. купил автомобиль за 250 000 руб.; расходы на покупку валюты составили 74 000 руб. Тогда сумма налога к уплате составит: (300 000 + 75 000 – 250 000 – 74 000) × 13% = 6 630 руб.

Как видим, наличие подтверждающих документов на покупку автомобиля и валюты позволяет физлицу существенно снизить сумму НДФЛ к уплате (6 630 руб. вместо 16 250 руб.).

Пример 5

Игнат Р. в течение нескольких месяцев 2020 года покупал и продавал валюту:

1 000 долларов по 76 руб.

1 000 долларов по 74 руб.

5 000 долларов по 77 руб.

5 000 долларов по 79 руб.

10 000 долларов по 78 руб.

10 000 долларов по 80 руб.

Итого: 1 241 000 руб.

Сумма дохода составила 28 000 руб. Игнат Р. заявил вычет в сумме затрат на приобретение валюты - 1 241 000 руб. Величина налога к уплате составила 3 640 руб. ((1 000 × 76 + 5 000 × 79 + 10 000 × 80 – 1000 × 74 + 5 000 × 77 – 10 0000 × 78) × 13% или (1 269 000 – 1 241 000) × 13%).

Не стоит путать имущественные вычеты при продаже валюты и вычеты при операциях с валютой на индивидуальном инвестиционном счете (далее - ИИС). Рассмотрим виды вычетов на ИИС и порядок расчета налога на валюту на бирже.

Нюансы налогообложения при торговле валютой на ИИС

Согласно п. 1 ст. 10.2-1 закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 № 39-ФЗ индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) - это:

Счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента - физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента, и который открывается и ведется в соответствии с настоящим федеральным законом и нормативными актами Банка России.

Индивидуальный инвестиционный счет открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, которые предусматривают открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета (далее также - договор на ведение индивидуального инвестиционного счета).

Внесение средств на ИИС возможно только в рублях. Но счет открывается с целью инвестиций в разнообразные активы, включая иностранную валюту или ценные бумаги зарубежных компаний. А их продают исключительно в иностранной валюте. Следовательно, покупка валюты на ИИС возможна. Но приобретенную валюту на ИИС можно только хранить или использовать для покупки ценных бумаг. Вывести с ИИС можно исключительно рубли.

Обо всех рублевых доходах физлица, полученных от операций на ИИС, отчитывается брокер, т. к. он выступает налоговым агентом. Но по операциям с валютой физлицу нужно будет отчитаться самостоятельно. Налог с дохода от валютных сделок также придется рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно.

Вычет по НДФЛ операций на ИИС (за исключением купли-продажи валюты) может быть предоставлен на выбор физлица (ст. 219.1 НК РФ):


ВНИМАНИЕ! Если физлицо закроет счет до истечения трехлетнего периода, он обязан вернуть все полученные вычеты по НДФЛ государству.

Вычет по операциям на ИИС можно заявить через брокера или подать декларацию по форме 3-НДФЛ самому.

ВАЖНО! При продаже валюты в течение трех лет с момента ее приобретения нельзя заявить вычет 2 на сумму прибыли, полученной по операциям, учитываемым на ИИС.

Однако вернемся к основной теме статьи и рассмотрим, как уплатить и отчитаться в ИФНС по налогу с продажи валюты на брокерском счете без учета операций на ИИС.

Как отчитаться перед налоговой

В срок до 30 апреля инвестор-физлицо обязан подать форму 3-НДФЛ в свою ИФНС по месту регистрации. Если 30 апреля выпадает на выходной, срок переносится на следующий ближайший рабочий день.

Сдать отчет можно несколькими способами:

  • Лично, предъявив налоговикам два бумажных носителя, на одном из которых инспектор поставит штамп, подпись и дату приема документа (один экземпляр - для налоговой, второй с отметками – для физлица, сдающего 3-НДФЛ);
  • Отправив бумажный носитель почтой;
  • Через уполномоченного представителя по телекоммуникационным каналам связи;
  • В электронном формате через личный кабинет налогоплательщика.

Для подготовки отчета за 2020 год используется новый бланк, утвержденный приказом ФНС от 28.08.2020 № Е-Д-7/11/615@.

Формуляр имеет несколько разделов и приложений. Но заполнять нужно только следующие листы:


Причем заполнять рекомендуем именно в такой последовательности.

Порядок уплаты НДФЛ при торговле валютой

По общему правилу срок уплаты налога установлен на 1 июля года, идущего за отчетным. Если эта дата выпадает на выходной день, срок переносится на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! Налог платится одной суммой один раз в год. Перечислять его при выводе валюты с брокерского счета не нужно.

Уплатить налог можно в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС либо в банке по квитанции.

Чтобы правильно сформировать банковскую квитанцию, лучше воспользоваться сервисом от ФНС "Уплата налогов физических лиц", выбрав способ уплаты. Рекомендуем выбрать первый - "Уплата имущественных налогов и НДФЛ единым налоговым платежом", т. к. перечисленная сумма поступит на единый лицевой счет налогоплательщика, а налоговики самостоятельно распределят налог на правильный КБК.


В соответствующие поля следует внести данные о плательщике и сумме налога. Далее выбрать способ оплаты. Система предлагает несколько способов оплаты: картой на сайте, через сайт кредитной организации или через банк путем формирования квитанции.

Какие штрафы и за что грозят инвестору

За неподачу 3-НДФЛ инвестора ждет штраф, минимальная сумма которого составляет 1 000 руб. Если в декларации заявлена сумма налога к уплате, но 3-НДФЛ сдали не вовремя, штраф составит 5% от величины налога за каждый месяц просрочки, но не более 30%. Даже если сумма налога, которую вы рассчитали, равна нулю, при несвоевременной сдаче декларации будет начислен штраф в размере 1 000 руб.

Если не уплатить налог своевременно, налоговики начислят пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Как ИФНС узнает, что инвестор не отчитался о полученном доходе?

Согласно закону "О противодействии легализации доходов…" от 07.08.2001 № 115-ФЗ банк обязан сообщать обо всех операциях физлиц, превышающих лимит в 600 000 руб. Эта информация передается банком в автоматическом режиме.

Если сумма выведенных средств не превышает данный лимит, ИФНС может узнать о сумме дохода, лишь запросив у банка сведения по операциям на расчетных счетах физлица.

Исключением является открытие брокерского счета у зарубежного брокера. Согласно изменениям, внесенным в закон "О валютном регулировании" от 10.12.2003 № 173-ФЗ, с января 2020 года физлицо обязано самостоятельно уведомить ИФНС об открытых (закрытых) счетах и о движении денежных средств не счете. Срок представления отчета - 1 июня года, следующего за отчетным. Впервые отчет нужно представить не позднее 01.06.2021.

За неподачу документов инвестора также ждут санкции по ст. 15.25 КоАП в размере:

  • до 1 500 руб. за представление уведомления не по утвержденной форме;
  • до 5 000 руб. за неподачу уведомления об открытии/ закрытии счета;
  • до 3 000 руб. за неподачу отчета о движении денежных средств.

Штрафы вдвое увеличатся, если нарушения будут выявлены повторно.

Резюме

При покупке валюты через брокерский счет налоги не уплачиваются. При продаже валюты необходимо уплатить НДФЛ при условии, что с момента приобретения валюты до даты ее реализации прошло менее трех лет. Декларация сдается в срок до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода. Налог оплачивается до 1 июля. В случае нарушения этих сроков инвестору грозят штраф и пени.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

Читайте также: