Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора

Опубликовано: 30.04.2024

Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо- раж доход государства ог печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспреде-ляется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вы-теснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной полигики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет уг-розы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В кратко-срочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во- первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономи-ческое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-тре- тьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.3

Более подробно о государственном долге см. гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление государственным долгом", а также Приложение 1.

Подробный анализ типов финансирования бюджетного дефицита см. в кн.: Агапова Т.А. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной экономике: макроэкономический аспект. - М., 1998.

Подробнее об этом см. гл. 10 "Совокупное предложение и кривая Филлип-са. Политика стимулирования предложения".

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед осталь-ными и не является полностью неинфляционным.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) Мультипликатор государственных расходов Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор) Мультииликатор сбалансированного бюджета Предельная налоговая ставка

Дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит)

Дискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика

Чистые налоговые поступления в бюджет

Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики

Циклический дефицит госбюджета

Структурный дефицит госбюджета

Инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета Монетизация дефицита Сеньораж

Долговое финансирование Эффект вытеснения Налоговая реформа Кривая Лаффера Эффект Оливера-Танзи

Вопросы для обсуждения

а) При прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП.

б) Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

в) Дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта.

г) Бюджетно-налоговая политика проводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции.

д) Циклический дефицит госбюджета возникает в результате антициклической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста.

е) Снижение предельных налоговых ставок уменьшает встроенную стабильность экономики.

ж) Встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов.

з) Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при превышении уровня государственных расходов над налоговыми поступлениями, то возникает структурный де-фицит госбюджета.

Государственный бюджет объединяет государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между го-сударственными закупками и трансфертами?

Какой из нижеперечисленных индикаторов следует расценивать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства (ответ аргументируйте):

а) размер фактического дефицита или излишка государствен-ного бюджета;

б) размер бюджетного излишка или дефицита при полной занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

Какие из нижеперечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напря-жения в экономике:

а) правительство повышает налоги;

б) правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

в) Центральный банк осуществляет финансирование правительственных социальных программ по льготным ставкам процента;

г) Государственное казначейство выпускает в обращение казначейские билеты.

Задачи и решения

1. Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (У - Т + F) (потребление);

/ = 60 (инвестиции); Т - 40 (налоги); F = 10 (трансферты); G - 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях сти му- лирования экономики:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора госрасходов?

как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G - 30):

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора налогов?

как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

что происходит с эффектом мультипликатора?

как изменится сальдо госбюджета?

а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, А Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно У:

У =20 + 0,8 (У 40 + 10)+ 60 + 30.

После алгебраических преобразований получаем: У = 430 => это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4): 134

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

AY — AG - т^—г = 10 • -—= 50.

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен: = 5.

1-0,8 До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалан сирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -АТх МРС -

ДУ = -ДГ- —= -10--^ = -40. 1-6

1-0,8 Экономика переместится из точки А в точку В, где равновес ный объем производства составит 390. 135

Глава б. Бюджетно-налоговая политика

Мультипликатор налогов равен После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем нало-говое сдерживание (см. рис. 6.6):

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

У = 20 + 0,8 (У- 50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

1 -b 1 — 1 — 0,8 1-0,8" "

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4 У, функция трансфертов F - 0,2 У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D - 1000 при ставке процента R- 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или от-рицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета - госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления

(Т) = 0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета - 1000 - 800 - 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит - = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит структурный дефицит — 200 - 100 - 100.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политыка

3- Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при прочих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

Правильным ответом является отрицательный, то есть б). При указанных условиях модель бюджета имеет вид t У -G ,

где / - налоговая ставка, Т общие налоговые поступления в бюджет, G - расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода У приводит к росту налоговых поступлений в бюджет t • У и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значительной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюджетные расходы G из- за автоматического сокращения пособий по безработице.

Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

Экономика находится в состоянии равновесия, причем пре-дельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд руб.;

б) возрастет на 4 млрд руб.;

в) возрастет на 8 млрд руб.;

г) возрастет на 2 млрд руб.

Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд руб. и одновременно увеличить налоги,

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд руб.;

в) менее 10 млрд руб., но не нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть уменьшены.

Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

где BS - бюджетный излишек; t - налоговая ставка; У - доход;

G - расходы бюджета.

В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в гос-бюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в ве-личине равновесного уровня выпуска приведут соответственно:

увеличение госрасходов на 10 млн руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн руб.; снижение трансфертов на 10 млн руб.?

а) В результате роста госрасходов равновесный доход уве-личится на 25 млн руб.; он снизится на 28,125 млн руб. в результате повышения налогов и на 18,75 млн руб. - в результате снижения трансфертов.

б) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн руб.; он снизится на 25 млн руб. в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн руб. - в результате повышения налогов.

в) В результате роста госрасходов равновесный доход увели-чится на 18,75 млн руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн руб.; в результате повышения налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн руб..

г) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 18,75 млн руб. в результате повышения налогов и на 28,125 млн руб.

в результате снижения трансфертов.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

Макконнелл К, Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, §4-7; гл. 5; гл. 16,

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

Хейне Я. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.

Главная > Решение

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тесты

1. Что из ниже перечисленного является неверным:

а) при равновесном уровне дохода планируемые и фактические расходы равны;

б) в условиях равновесия отсутствуют инвестиции в товарно-материальные запасы;

в) равновесный уровень выпуска не может быть равен потенциальному ВВП;

г) в условиях равновесия совокупные расходы равны совокупным доходам всех экономических агентов.

2. Если совокупное предложение превышает совокупный спрос при условии, что государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, то:

а) сумма потребительских и инвестиционных расходов равна сбережениям;

б) сбережения равны инвестициям;

в) сбережения превосходят планируемые инвестиции;

г) номинальный объем выпуска останется неизменным;

д) реальный ВВП будет возрастать.

3. Изменение величины автономного потребления может быть графически представлено, как:

а) перемещение вдоль кривой планируемых расходов;

б) изменение угла наклона кривой планируемых расходов;

в) сдвиг кривой планируемых расходов;

г) перемещение вдоль кривой потребительской функции по мере изменения уровня дохода.

4. Если величина располагаемого дохода равна нулю, то можно утверждать, что:

а) уровень потребления равен нулю;

б) уровень сбережений равен нулю;

в) уровень инвестиций равен нулю;

г) исчезает эффект мультипликатора;

д) все вышеперечисленные ответы неверны.

5. Если домашние хозяйства не тратят весь свой доход на потребление и помещают неизрасходованную сумму в банк, то можно сказать, что они:

а) и сберегают, и инвестируют;

б) сберегают, но не инвестируют;

в) инвестируют, но не сберегают;

г) не сберегают и не инвестируют;

д) сберегают, но не инвестируют часть сбережений, которая используется для покупки ценных бумаг.

6. Пусть инвестиционная функция задана уравнением I = 1000-30r , где r - реальная ставка процента. Номинальная ставка процента равна 10%, темп инфляции составляет 2%. В этом случае объем инвестиций будет равен:

7. Когда планируемые потребительские расходы равны 40+0,9 Yd и планируемые инвестиции составляют 50, тогда равновесный уровень дохода равен:

8. Когда планируемые сбережения равны -40+0,27 Yd и планируемые инвестиции составляют 60, тогда равновесный уровень дохода и величина мультипликатора автономных расходов составляют соответственно:

9. Если величина потребительских расходов составляет 9000, тогда как располагаемый доход равен 10000, то предельная склонность к потреблению равна:

д) является неопределенной величиной.

10. Экономика описана следующими данными:

Равновесный уровень дохода и величина мультипликатора автономных расходов соответственно равны:

а)4000; 4,5; б)5000; 4,0; в)4000; 2,0; г)4000; 4,0.

1. а) Первоначальный равновесный уровень выпуска может быть найден в результате решения уравнения

После алгебраических преобразований имеем значение равновесного объема производства:

б) В равновесии соблюдается равенство сбережений и инвестиций, то есть равновесный уровень сбережений S = I = 50. Равновесный уровень потребления равен:

С = Y - S = 750 - 50 = 700.

Равновесный уровень потребления может быть найден из потребительской функции после подстановки в нее равновесного дохода:

С = 100 + 0,8 х 750 = 100 + 600 = 700.

в) Если фактический объем выпуска равен 800, а равновесный составляет 750, то незапланированный прирост запасов продукции составит:

г) Если автономные инвестиции возрастут с 50 до 100, то кривая планируемых расходов сдвинется вверх и объем выпуска возрастет на величину:

ΔY— прирост равновесного выпуска;

ΔI — прирост автономных инвестиций;

m — мультипликатор автономных расходов.


Экономика переместится из точки А в точку В (см. рис. 7.), где равновесный выпуск составит:

Y= 100 + 0.8Y+ 100 => Y=1000. Прирост равновесного выпуска: ΔY=1000-750=250.

Мультипликатор автономных расходов:

2. а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим функции потребления, инвестиций и чистого экспорта, а также величину госрасходов в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно Y:

Y= 300 + 0,8(Y-0,2Y) + 200 + 0,2Y+ 200 + 100 - 0,04Y.

После алгебраических преобразований имеем:

У == 4000 => равновесный уровень дохода.

б) Для расчета величины мультипликатора автономных расходов необходимо посчитать суммарные автономные расходы А:

А = Автономное потребление 300 + Автономные инвестиции 200 + Госрасходы 200 + Автономный чистый экспорт 100 = 800.

Мультипликатор автономных расходов = 4000 / 800 = 5.

3. Для нахождения правильного ответа из четырех предложенных рекомендуется использовать диаграмму креста Кейнса (см. рис. 8).


Из условия задачи следует, что экономика находится правее равновесного выпуска Y 0 , так как фактический выпуск превышает планируемые расходы. Допустим, что фактический выпуск равен Y 1 . При таком уровне производства совокупное предложение превышает совокупный спрос — нереализованная продукция "оседает" в товарно-материальных запасах фирм и они возрастают. Это служит сигналом того, что необходимо снижать занятость и выпуск: последний постепенно упадет от Y 1 до Y 0 . Поэтому правильным является ответ а).

Ответы к тестам

1)в 2)в 3)в 4)д 5)б 6)в 7)г 8)в 9)д 10)г

Упражнение 1. Для каждого из приведенных ниже утвер­ждений подберите правильный термин или понятие.

1. Целенаправленная деятельность государства направленная на создание правовых, экономических и социальных предпосы­лок необходимых для эффективного функционирования рыноч­ного механизма и минимизации его отрицательных последствий.

2. Обеспечение экономического роста, стабильности цен и полной занятости.

3. Непосредственное установление определенных обязатель­ных норм во взаимоотношениях экономических субъектов.

4. Система мероприятий государства, нацеленных на ре­шение экономических проблем общества.

5. Государственные закупки, налоги, трансферты, денеж­ная эмиссия и т. п.

6. Влияние на деятельность экономических субъектов с помощью изменения условий, в которых эта деятельность осу­ществляется.

7. Правовые условия деятельности экономических субъектов.

8. Переход некоторых издержек или выгод, связанных с производством и потреблением определенных товаров, к субъектам, не являющимся их непосредственными продавца­ми или покупателями.

9. Раздел экономической науки, изучающий процесс при­нятия решений государством.

Упражнение 2. Найдите единственно правильный ответ.

1. Какие факторы вызывают в современных условиях не­обходимость государственного вмешательства в экономику:

а) субъекты рынка заинтересованы в снижении (устранении) конкуренции, а поэтому необходимо защищать конкуренцию;

б) неконтролируемая дифференциация доходов угрожает социальной стабильности, усложняет прогресс общества;

в) рыночный механизм не может обеспечить достаточную заинтересованность субъектов бизнеса в производстве опреде­ленных товаров и услуг;

г) правильный ответ указан в пунктах а, б;

д) правильный ответ указан в пунктах а, б, в;

е) правильный ответ указан в пунктах а, в?

2. Необходимым условием эффективного государственно­го регулирования экономики является:

а) преобладание государственной собственности над частной;

б) преобладание государственного капитала в энергетике, транспорте, банковской сфере;

в) отсутствие противоречий между законодательной и ис­полнительной властью;

г) достаточно стабильные основы хозяйственного законо­дательства;

д) правильный ответ указан в пунктах в, г;

е) правильный ответ указан в пунктах б, в, г.

3. К экономическим функциям государства в современ­ных общественных системах не относится:

а) защита конкуренции;

б) социальное обеспечение определенных слоев населения;

в) стабилизация экономики;

г) перераспределение доходов;

д) устранение побочного (внешнего) эффекта;

е) гарантирование определенного минимума дохода каж­дому трудоспособному члену общества;

ж) правильный ответ отсутствует.

4. Внешние (побочные) эффекты в экономике — это:

а) переход некоторых выгод или затрат, связанных с про­изводством или потреблением определенных товаров, к субъек­там, не являющимся их непосредственными продавцами или покупателями;

б) вредное влияние производства на окружающую природ­ную среду, связанное с недостаточно эффективной системой технологической защиты;

в) элементы недобросовестной конкуренции в предприни­мательской деятельности, которые наносят ущерб покупате­лям определенных товаров или услуг;

г) в целом положительные новые нормативные документы государства, которые, в силу определенных обстоятельств, привносят и некоторые отрицательные моменты в условия хозяйственной деятельности;

д) правильный ответ указан в пунктах б, в, г;

е) правильный ответ отсутствует.

5. Государство в системе смешанной экономики:

а) использует только методы косвенного (экономического) влияния на поведение экономических субъектов;

б) использует методы прямого (административного) и кос­венного влияния на поведение экономических субъектов;

в) стремится избегать методов административного влия­ния на поведение экономических субъектов;

г) может обойтись без методов административного влия­ния на поведение экономических субъектов, к чему следует стремиться;

д) правильный ответ указан в пунктах б, г.

6. Стабилизационная макроэкономическая функция госу­дарства должна обеспечить:

а) сдерживание инфляции;

б) возрастание объемов национального производства;

в) сокращение государственных расходов;

г) абсолютную занятость;

д) развитие мелкого бизнеса;

е) правильный ответ указан в пунктах а, б, в, г, д;

ж) правильный ответ указан в пунктах а, б, в, г;

з) правильный ответ указан в пунктах а, б.

7. Что здесь логически лишнее:

б) государственные расходы;

в) антимонопольная политика;

г) кредитно-денежное регулирование;

е) ценовая конкуренция?

8. В модели кругооборота ресурсов, товаров и денег домохо­зяйства выступают:

а) субъектами рынка ресурсов;

б) субъектами рынка конечных продуктов;

в) покупателями ресурсов;

г) правильный ответ указан в пунктах а, б.

9. К основным экономическим целям общества не относится:

а) экономический рост;

б) обеспечение занятости;

в) социальная защита определенных слоев населения;

г) достижение стабильного общего уровня цен;

д) поддержка малых предприятий.

10. Государственные дотации — это:

а) денежные средства, которые безвозмездно направляют­ся только государственным производителям определенных товаров и услуг;

б) все расходы государственного бюджета;

в) направление государственных денежных средств на при­обретение важнейших для страны импортных товаров;

г) прямая или косвенная государственная финансовая поддержка предприятий;

д) правильный ответ отсутствует.

11. Границы и направления государственного регулирова­ния в системе смешанной экономики определяются:

а) амбициями государственных служащих;

б) неспособностью рынка эффективно регулировать неко­торые экономические процессы;

в) необходимостью координации спроса и предложения с целью регулирования цен;

г) правильный ответ отсутствует.

12. Экономисты кейнсианского направления рекоменду­ют в период экономического спада:

а) увеличивать косвенные налоги;

б) увеличивать прямые налоги;

в) увеличивать государственные расходы;

г) стимулировать импорт, ограничивая экспорт.

13. Любое частное предприятие в системе смешанной эко­номики:

а) заинтересовано в развитии конкуренции;

б) не заинтересовано в развитии конкуренции;

в) с одной стороны заинтересовано в наличии конкурен­ции, с другой стороны, — нет;

г) заинтересовано в поддержании конкуренции;

д) правильные ответы указаны в пунктах а, г.

14. К прямому государственному регулированию не отно­сится:

а) установление минимальных размеров уставных фондов предприятий;

б) установление размера минимальной заработной платы;

в) непосредственное установление цен на определенные товары и услуги;

г) установление экспортных пошлин;

д) установление требований по сохранению специализа­ции предприятия после его приватизации.

15. Увеличение количества частных предприятий в стра­не — признак:

а) эффективности прямого государственного регулирова­ния;

б) эффективности косвенного государственного регулиро­вания;

в) уменьшения объемов производства в государственном секторе экономики;

г) благоприятных условий для развития бизнеса в стране;

д) правильные ответы указаны в пунктах в, г.

Упражнение 3. Определите, какие из положений пра­вильные, а какие ошибочные.

1. Общественные товары должны производиться только государством.

2. Побочные эффекты в экономике — это отрицательные эффекты производства товаров.

3. В смешанной экономике должны четко определяться максимальные пределы вмешательства государства в эко­номику.

4. Регулирование экономических отношений со стороны государства неизбежно в любом обществе.

5. У рынка нет внутренних "врагов".

6. Среднее образование, за которое родителям не нужно платить деньги, является примером перераспределения доходов.

7. Домашние хозяйства не являются субъектами предло­жения на рынках ресурсов.

8. Государство не может быть покупателем потребитель­ских товаров.

9. "Правила игры", устанавливаемые государством, рас­пространяются только на предприятия частного сектора эко­номики.

10. Любое предприятие совершенно не заинтересовано в конкуренции.

11. Частный сектор не проявляет достаточного интереса к созданию определенных товаров и услуг, необходимых обществу.

12. Рынок обладает должным иммунитетом против моно­полизма.

13. Внешний эффект — это отрицательный для "третьего" лица эффект.

14. Прямое государственное регулирование неблагоприят­но для экономики.

15. Выявление общественных экономических предпочте­ний абсолютно невозможно в современном обществе.

16. Необходимость государственного вмешательства в эко­номику определяется неспособностью рынка решать ряд эко­номических проблем.

Рекомендуемая учебная литература

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл. 12, 13.

3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, § 1—3; гл. 8; гл. 9, § 1.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 25.

5. Долан Э. Макроэкономика. Гл. 5, 6.

6. Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

7. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, § 1—3.

8. Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 18.

9. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Гл. 3.

Тема 8. Фискальная политика

Количество часов: аудиторные занятия – 2

самостоятельная работа –8

Целью данного занятия является изучение студентами механизма фискальной политики и ее связей с государственным бюджетом. Следует учитывать, что бюджетная политика государства зависит от фазы экономического цикла: в условиях сокращения производства целесообразной является стимулирующая фискальная политика, которая вызывает бюджетный дефицит или повышает его уровень. В период инфляционного роста эффективной является сдерживающая фискальная политика, которая вызывает сокращение бюджетного дефицита или возникновение бюджетного излишка (профицита). В то же время на состояние государственного бюджета также влияют циклические колебания в экономике. Поэтому чтобы определить эффективность фискальной политики, необходимо различать влияние на государственный бюджет фискальных мероприятий и циклических колебаний.

Основные вопросы по семинарскому занятию

Цели и инструменты фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Дискреционная политика и встроенные стабилизаторы экономики.

Бюджетные дефициты и излишки. Циклический и структурный дефициты государственного бюджета.

Практические задания

Вопросы для обсуждения

Верны ли следующие утверждения?

При прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП.

Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

Дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта.

Бюджетно-налоговая политика проводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции.

Циклический дефицит госбюджета возникает в результате антициклической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста.

Снижение предельных налоговых ставок уменьшает встроенную стабильность экономики.

Встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов.

Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при превышении уровня государственных расходов над налоговыми поступлениями, то возникает структурный дефицит госбюджета.

Государственный бюджет объединяет государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между государственными закупками и трансфертами?

Какой из нижеперечисленных индикаторов следует расценивать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства? Ответ аргументируйте.

размер фактического дефицита или излишка государственного бюджета;

размер бюджетного излишка или дефицита при полной занятости ресурсов;

уровень личного подоходного налога;

величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

Какие из ниже перечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напряжения в экономике?

правительство повышает налоги;

правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

Центральный банк осуществляет финансирование правительственных социальных программ по льготным ставкам процента;

Государственное казначейство выпускает в обращение казначейские билеты.

Методологические основы

Вопросы семинарского занятия

Бюджетно-налоговая политика

Тема 9. Государственные расходы и налоги.

Цель семинара: изучить эффективность бюджетно-налоговой политики с учетом циклического развития экономики.

1. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

2. Эффективность бюджетно-налоговой политики.

Задачи соответствующей темы, построены по принципу нарастания сложностей их решения и требует привлечения дополнительных знаний. Такой метод усложнений способствует усвоению учебного материала студентами, развивает у них оценку взаимосвязи явлений и ситуаций. Более того, решение задач по данной теме подготавливает студента к восприятию последующих тем курса.

Основные теоретические положения и базовые понятия по данной теме, используемые при решении задач и выполнении заданий: Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор налогов и мультипликатор сбалансированного бюджета. Предельная налоговая ставка. Дефицит государственного бюджета и бюджетный излишек. Дискреционная фискальная политика и недискреционная фискальная политика. Чистые налоговые поступления в бюджет. Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики. Циклический дефицит госбюджета. Структурный дефицит госбюджета. Инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета. Монетизация дефицита. Налоговая политика и долговое финансирование.

Задание 9.1.Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (Y- Т + F) (потребление);

I = 60 (инвестиции);

G = 30 (государственные расходы).

а)Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б)Правительство увеличивает расходы до 40 в целях стиму­лирования экономики:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора госрасходов?

- как изменится сальдо госбюджета?

в)Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G = 30):

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора налогов?

- как изменится сальдо госбюджета?

Задания для самостоятельного выполнения

Задание 9.2.Экономика страны характеризуется следующими данными: Фактический доход (Y) = 4000 долл.; Предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,8; Равновесный доход (Y*) = 4200 долл.

а) Как должны измениться правительственные расходы (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния (Y* = 4200 долл.)?

б) Как должна измениться величина налоговых поступлений (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?

Задание 9.3. В таблице 20.1 приведены данные, отражающие реальный объем ЧНП. (NNP) и величину чистых налоговых поступлений (в долл.).

Реальный ЧНП Чистые налоговые поступления Государственные закупки Бюджетный дефицит/излишек

а) Определите характер зависимости (прямая, обратная) между динамикой ЧНП и изменением налоговых поступлений.

б) Предположим, что мультипликатор инвестиций равен 10. Объем инвестиционных расходов уменьшается на 10 долл. На какую величину сократится объем равновесного ЧНП, если сумма налоговых поступлений не
изменяется? Будет ли ответ таким же, если сокращение объема ЧНП сопровождается уменьшением налоговых поступлений?

в) Предположим, что мультипликатор государственных закупок товаров и услуг также равен 10. Правительство планирует увеличить равновесный объем реального ЧНП на 50 долл. На какую величину необходимо повысить объем государственных закупок, если сумма налоговых поступлений не изменяется? Будет ли эта величина достаточной для запланированного увеличения равновесного ЧНП, если повышение его уровня сопровождается возрастанием налоговых поступлений?

г) Предположим, что в условиях полной занятости величина ЧНП равна 1150 долл., а объем государственных закупок составляет при всех уровнях реального ЧНП 200 долл. Заполните таблицу 9.1, рассчитав величину дефицита/излишка госбюджета при каждом уровне реального ЧНП (дефицит со знаком минус).

д) Экономика страны находится в состоянии рецессии (реальный ЧНП равен 900 долл.). Если правительство не изменяет величину чистых налоговых поступлений, то оно может увеличить объем равновесного ЧНП с 900 долл. до 1150 долл., повысив сумму государственных закупок на 70 долл. Какова будет величина дефицита/излишка госбюджета при объеме реального ЧНП 1150 долл., соответствующем полной занятости?

е) Если правительство не изменяет сумму государственных закупок, то оно может увеличить объем равновесного ЧНП с 900 долл. до 1150 долл., снизив чистые налоговые поступления при всех значениях реального ЧНП на 80 долл. Какова будет величина дефицита/излишка госбюджета при объеме ЧНП 1150 долл.?

Задание 9.4.Определите, верны ли следующие утверждения?

1. В результате реализации фискальной политики государственные расходы снижаются.

2. При прочих равных условиях, повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВНП.

3. Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

4. Государственные расходы учитываются отдельно от инвестиционных, так как они по-разному влияют на экономику.

5. Дефицит государственного бюджета не связан с размером чистого экспорта.

6. Бюджетный дефицит возникает всякий раз, когда государственные расходы превышают налоговые поступления.




7. Рост государственных трансфертных платежей не оказывает влияния на равновесный уровень ВНП.

8. Все автоматические, или встроенные, стабилизаторы могут снизить уровень безработицы и инфляции, но не в состоянии избавить экономику ни от первого, ни от второго.

9. Политика в области государственных расходов и налогообложения проводится только с целью снижения уровня безработицы и инфляции.

10. Даже сбалансированный бюджет может быть использован для сокращения безработицы и преодоления депрессии.

11 . Циклический дефицит это результат антициклйческой политики государства, направленной на стимулирование экономического роста.

12. Автоматические, или встроенные, стабилизаторы увеличивают размеры государственных расходов и мультипликатор инвестиций.

13. Если экономика достигла уровня производства при полной занятости, а налоговые поступления меньше, чем государственные расходы, то образовавшийся дефицит носит структурный характер.

14. Эффект чистого экспорта частично может нейтрализовать стимулирующую фискальную политику.

15. Снижение суммы налоговых поступлений в период рецессии приводит к сокращению государственного’ сектора в экономике.

16. Цели дискреционной фискальной политики - снижение уровня инфляции, сокращение безработицы и стимулирование экономического роста.

17. Сторонники теории экономики предложения утверждают, что уровня налогообложения уменьшает совокупное предложение и понижает уровень инфляции.

18. Рост государственных расходов сдвигает кривую спроса влево.

Тестовые задания

Вариант 1

1.Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлено следующим:

а) несовершенством рыночной системы;

б) установлением экономических связей между фирмами;

в) необходимостью решения социальных задач

г) все ответы верны.

2.Необходимость государственного регулирования макроэконо­мического равновесия впервые было обосновано в теории:

3.Основные направления государственного участия в экономике:

а) структурное регулирование экономики;

б) стабилизация экономики;

в) обеспечение экономического роста;

г) обеспечение собственников факторными доходами;

д) обеспечение эффективного денежного обращения;

е) все ответы верны.

4.В компетенцию государства по регулированию экономики входит:

а) создание и регулирование правовой и институциональной рыночной среды;

б) формирование экономического, предпринимательского и инвестиционного климата;

в) содействие в совершенствовании рыночной инфраструк­туры;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

5.Высшие цели государственного регулирования:

а) формирование наиболее благоприятных условий для под­держания экономического развития;

б) рациональное использование ресурсов;

в) общественная стабильность;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

6.Основные цели госрегулирования (цели первого порядка):

а) обеспечение темпов роста ВВП с учетом потенциала страны;

б) минимизация безработицы;

в) стабильность цен;

г) умеренно-дефицитный платежный баланс;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7.Государство может участвовать:

а) в сырьевых и топливных отраслях;

в) любых отраслях;

г) наиболее прибыльных сферах.

8.Основная цель государственной антиинфляционной политики:

а) снижение уровня инфляции до оптимального;

б) полное устранение инфляции, так как она снижает жиз­ненный уровень населения;

в) государственное регулирование цен, чтобы не снижалась покупательная способность населения;

г) все ответы верны.

9.Административные методы государственного регулирования экономики:

а) штрафы и санкции;

б) меры по разрешению, запрету и ограничению деятельно­сти экономических субъектов;

в) изменение налоговых ставок;

г) все ответы верны.

10.Косвенные методы государственного регулирования:

а) государственные расходы;

б) государственные субсидии;

в) налоговое регулирование;

г) денежно-кредитная политика;

д) все ответы верны.

Вариант 2

1. Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

ж) все предыдущие ответы неверны.

2.Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

3.Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

4. Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расхо­дов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

5.Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

6.Экономика находится в состоянии равновесия, причем предельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд. руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд. руб.;

б) возрастет на 4 млрд. руб.;

в) возрастет на 8 млрд. руб.;

г) возрастет на 2 млрд. руб.

7. Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд. руб. и одновременно увеличить налоги, избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд.руб.;

в) менее10 млрд.руб. но не нулю;

8.Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

где BS-бюджетный излишек; t-налоговая ставка; Y-доход; G-расходы бюджета. В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

9.Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд.руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд. руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в госбюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд. руб.;

б) на 20 млрд. руб.;

10. Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20% пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в величине равновесного уровня выпуска приведут соответственно: увеличение госрасходов на 10 млн. руб. ;увеличение автономных налогов на 15 млн. руб.; снижение трансфертов на 10 млн. руб.

а) в результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн. руб.; он снизится на 28,125 млн. руб. в результате повышения налогов и на 18,75 млн.руб. в результате снижения трансфертов;

б) в результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн. руб.; он снизится на 25 млн. руб. в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн. руб. – в результате повышения налогов;

в) в результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 18,75 млн. руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн. руб.; в результате повышения налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн. руб.;

г) в результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн. руб.; он снизится на 18,75 млн. руб. в результате повышения налогов и на 28,125 млн. руб. - в результате снижения трансфертов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования и изменения величины и структуры государственных расходов и системы налогообложения в целях экономического развития страны.

После Второй мировой войны фискальная политика стала основным средством ослабления колебаний экономического цикла, обеспечения устойчивого экономического роста, достижения высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Основой фискальной политики государства являются следующие положения.

1.Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, так как AD=C+J+G+Xn и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции (ВВП), увеличению доходов, снижению безработицы.

Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Предположим, государство решило увеличить свои расходы. Используя модель «совокупный спрос – совокупное предложение», мы видим, что эта мера ведет к росту совокупного спроса. При этом кривая AD смещается вправо из положения AD0 в положение AD1. Поскольку экономика функционирует с недогрузкой и цены в краткосрочном периоде полагаются постоянными (P0), краткосрочная кривая совокупного предложения SRAS является горизонтальной (рис. 1).

Рисунок 1. Рост государственных расходов

В результате равновесный ВВП увеличивается с Y0 до Y1, т.е. достигает своего потенциального уровня.

Следует при этом иметь в виду, что на рост совокупного спроса оказывает воздействие не только первоначальное увеличение государственных расходов, но и эффект мультипликатора государственных расходов.

Этот эффект состоит в том, что рост государственных расходов (например государство размещает государственный заказ на приобретение самолетов) вызывает рост доходов производителей. Часть полученных доходов производители тратят, еще больше увеличивая совокупный спрос, а значит – доходы других производителей. В экономике возникает, таким образом, цепная реакция повышения совокупного спроса: рост государственных расходов – рост доходов производителей – рост расходов производителей – новый рост доходов – опять рост расходов, и т.д.

В конечном счете, прирост совокупного спроса (DY) составляет:

где: MRG – мультипликатор автономных расходов, DG – начальный прирост государственных расходов.

В свою очередь мультипликатор автономных расходов исчисляется по формуле:

где: MPC – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению.

Для расчета мультипликатора автономных расходов MRG с учетом ставки налога (t) используется формула:

Действие мультипликатор автономных расходов вызывает прирост совокупного спроса по формуле:

Например, если предельная склонность к потреблению MRC составляет 0,8 (тогда MRS = 0,2), то мультипликатор государственных расходов MRG равен 5.

Следовательно, каждый дополнительный рубль увеличения государственных расходов ∆G вызывает прирост совокупного спроса ∆Y на 5 руб.

Таким образом, в краткосрочном периоде рост государственных расходов способен улучшить состояние экономики. Нельзя, однако, забывать, что увеличение государственных расходов ведет бюджетному дефициту, что подрывает экономику в более отдаленной перспективе.

Снижениегосударственных расходов вызывает обратную реакцию: снижение совокупного спроса, падение объема производства и доходов, рост безработицы (рис. 2).

Рисунок 2. Снижениегосударственных расходов

Если государство снижает свои расходы, то в результате кривая совокупного спроса сдвигается влево из положения AD0 в положение AD1, что ведет к сокращению ВВП до его потенциального уровня (с Y0 до Y1) при прежнем уровне цен (P0).

Нельзя забывать, что мультипликационный эффект при этом действует в обратном направлении: сокращение государственных расходов вызывают цепную реакцию уменьшения расходов домашних хозяйств и фирм.

2. Направленность воздействия налогов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию государственных расходов.

Повышение налоговснижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает:

– пропорциональные (аккордные) налоги, не зависящие от уровня доходов;

– прогрессивные налоги, величина которых зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (YT). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:

где: С1 – уровень потребления до введения налога;

С2 – уровень потребления после введения налога;

С0 – уровень потребления при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае, общая сумма налоговых выплат равна Т = t(Y), а величина располагаемого дохода:

соответственно, потребление после введения налога (С2) составит:

Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном ВНП.

Влияние введения налога на равновесный ВНП представлено на рисунке 3.

Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С0 + МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС х (Y–Т), что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.

Снижение налогов вызовет противоположный эффект – объем производства будет увеличиваться.

Рисунок 3. Влияние увеличения налогов на объем производства (ВНП)

Таким образом, повышение налогов, снижает располагаемый доход, потребление, что приводит к сокращению совокупного спроса. В результате кривая совокупного спроса сдвигается влево из положения AD0 в положение AD1, что ведет к сокращению ВВП до его потенциального уровня (с Y0 до Y1) при прежнем уровне цен (P0) (рис. 4).

Рисунок 4. Повышение налогов

Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – увеличение налогов вызывают цепную реакцию уменьшения расходов домашних хозяйств и фирм. То есть если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину ∆Т, то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем ∆Т.

Налоговый мультипликатор(MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Тогда: ∆ВНП = MRT х ∆Т

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS):

В общем случае рост совокупного спроса (DY) можно рассчитать по формуле:

DY = MRT х DT = (MPC / MPS) х DT,

где: DT – изменение налогов.

В случае, если речь идет о прогрессивных налогах, зависящих от дохода, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

∆ВНП = ∆Т х MRT

Государство может стимулировать совокупный спрос не только увеличением своих расходов, но и сокращением налогов. В этом случае домашние хозяйства и фирмы получают дополнительные средства, которые они могут использовать для увеличения своих расходов.

Снижение налоговувеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает увеличение совокупного спроса (кривая совокупного спроса смещается в результате вправо), что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы (рис. 5).

Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

Рисунок 5. Снижение налогов

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор также действует в обоих направлениях.

Предположим, государство сокращает налоги на 100 руб., а предельная склонность к потреблению составляет 0,8. Поэтому, сэкономив 100 руб. на налогах, домашние хозяйства увеличивают свои расходы на 80 руб., а остальные 20 руб. они сберегают.

Эти 80 руб. превращаются в доходы производителей. Из полученных денег производители тратят 64 руб. (80%), сберегая 16 руб. (20%), и т.д.

Таким образом, мы опять же наблюдаем цепную реакцию повышения совокупного спроса: снижение налогов – рост расходов – рост доходов – рост расходов…

В нашем примере совокупный спрос возрастает в конечном счете на: 80+64+51,2+40,96+…+0=400 руб., или (4 х 100), т.к. MRT = MPC/ MPS = 0,8 / 0,2 = 4.

Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов «сильнее», больше налогового мультипликатора.

Так как чистые налоги (налоги за вычетом трансфертных платежей), изменяя величину располагаемых доходов, влияют на потребление, инвестиции, и опосредованно на совокупный спрос.

Как видно из предыдущего изложения, изменения налогов и государственных расходов действуют на экономику разнонаправленно. Тогда что же происходит при одновременном изменении налогов и государственных расходов?

Предположим, что налоги и государственные расходы возросли на одну и ту же величину. К чему это приведет?

Под влиянием роста государственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равному величине увеличения налогов и государственных расходов.

Рассмотрим следующий пример.

Предположим, что налоги и государственные расходы увеличились на одинаковую величину – на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8, соответственно, предельная склонность к сбережениям – 0,2.

Тогда, мультипликатор государственных расходов равен 5 (1:0,2)[1], а налоговый мультипликатор – 4 (0,8 : 0,2)[2].

В результате увеличения налогов ВНП сократится на 400 ден. ед. (100 х 4), а следствием увеличения государственных расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5).

В итоге ВНП возрастет на 100 ден. ед. (500 – 400), т.е. на столько, на сколько увеличились налоги и государственные расходы.

Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и государственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.

Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Этот вывод, сделанный норвежским экономистом, лауреатом нобелевской премии Т. Хаавельмо, получил название «теоремы Хаавельмо».

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 3297 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается. При этом государственные закупки, непосредственно присоединяясь к потребительским и инвестиционным расходам, оказывают и по величине, и по направленности такое же влияние на экономику, что и инвестиции. Что касается трансфертных платежей, то они, участвуя в формировании личных доходов, отражаются на потребительских расходах.

Влияние государственных закупок на национальный объем производства (ВНП) показано на рис. 12.1.

Валовой национальный продукт (доход)

Рис. 12.1. Влияние государственных закупок на национальный

объем производства (ВНП)

При совокупном спросе, включающем потребительские и инвестиционные расходы ( AD 1 = С + I), макроэкономическое равновесие достигается при ВНП, равном Q е 1 . Присоединение к частным расходам государственных закупок ( AD 2 = С + I + G ) увеличивает совокупный спрос ( AD 2 > AD 1 ) и стимулирует расширение национального объема производства. В этом случае макроэкономическое равновесие достигается при Q е 2 ( Q е 2 > Q е 1 ).

Таков краткосрочный эффект государственных закупок. Однако в долгосрочном плане последствия возрастания государственных закупок иные. Рост доходов (как следствие возрастания государственных закупок) повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если же объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных закупок может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций. Это, в свою очередь, в перспективе ведет к снижению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в экономике возникает эффект вытеснения частных инвестиций государственными. Величина «вытеснения» зависит от уровня процентной ставки.

Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса. При этом, однако, надо иметь в виду, что абсолютное изменение уровня потребления зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Расширение совокупного спроса в результате увеличения потребления стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен.

Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВНП, доходов и рост безработицы.

Анализируя влияние изменения налогов на экономику, необходимо рассмотреть два случая: 1) когда правительство взимает аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и 2) когда взимаются пропорциональные налоги, величина которых зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога снижает личный доход до уровня располагаемого. Уменьшение дохода приводит к соответствующему сокращению потребления:

С = C 0 + МРС ( YT ),

С – уровень потребления;

C 0 уровень потребления при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае общая сумма налоговых выплат равна t ( Y ), где t – налоговая ставка. Величина располагаемого дохода тогда составит:

Yt ( Y )=(1 – t ) Y,

а потребление соответственно:

С= C 0 + МРС (1 – t) Y.

Влияние введения налогов на объем национального производства представлено на рис. 12.2.

Рис. 12.2. Влияние налогов

на объем национального производства

Первоначально экономика находится в состоянии равновесия в при Q , . Введение налога ( T ) снижает уровень потребления до C 0 + МРС ( YT ) и, следовательно, совокупный спрос до AD 2 . В результате равновесный объем производства падает до Q е 2 .

Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.

Рост государственных расходов ведет к росту ВНП, причем росту большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов ( MRg ) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

ΔGNP = ΔG · MRg .

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВНП и доходов на величину большую, чем уменьшились правительственные расходы.

Изменение налогов также порождает мультипликационный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Последний «сильнее», больше первого. Дело в том, что, как уже отмечалось, правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. Что касается налогов, то они, воздействуя на величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Отсюда налоговой мультипликатор ( MR T ) зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он равен отношению предельной склонности к потреблению МРС к предельной склонности к сбережению MPS :

Отсюда изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно:

ΔGNP = ΔT · MR T

Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики. Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов (правительственных расходов).

Итак, фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводите эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину. Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Разберем следующий пример. Налоги и правительственные расходы увеличились одинаково – на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8. Тогда: мультипликатор правительственных налогов равен 5[1 : (1 – 0,8)], а налоговый мультипликатор – 4(0,8 : 0,2). Отсюда следствием увеличения налогов станет снижение ВНП на 400 ден. ед. (100 × 4), а следствием расширения правительственных закупок – увеличение ВНП на 500 ден. ед. (100 × 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и правительственные расходы – на 100 ден. ед. (500–400). Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Смотрите также:

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности
юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и .
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2/25.htm

Раздел: Экономика . Это обусловливало широкое развитие деятельности
юристов. . их к старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авторитет
старых юристов: в этом сказывался присущий римским юристам
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2/27.htm

Литературные произведения старых юристов. В соответствии с
практическим характером деятельности старых республиканских юристов их .
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2/26.htm

Раздел: Экономика . Правопреобразующая деятельность юристов
обеспечивала взаимосвязь различных источников римского . Правда,
положения юристов классического периода сохраняли свой авторитет и в

Раздел: Экономика. 306. Единый тип совокупного обязательства у юристов-классиков
. Юрист Помпоний, написавший краткую историю римского . .
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2-2/14.htm

Раздел: Экономика . 10. Юриспруденция. 24. Деятельность старых
республиканских юристов · 25. Литературные произведения старых юристов
www.bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-2/

Раздел: Экономика. (I.4.5) Деятельность юристов . В целом
сформировалось несколько видов правотворческой деятельности юристов.
bibliotekar.ru/rimskoe-pravo-1/14.htm

Старые законы республиканской эпохи, магистратское право (воплощенное
прежде всего в преторском эдикте), истолкования юристов-классиков, ..

Читайте также: