Введение косвенного налога приводит к сдвигу кривой

Опубликовано: 01.05.2024

Государственное регулирование цен может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование цен может осуществляться путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации). Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций. Проанализируем некоторые последствия такого вмешательства государства.

Прежде всего, рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых «потоварных», косвенных налогов.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки косвенного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S1. Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж – Q1.

Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1, если его цена составит Р1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1. В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р+, P-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, Р+ окажется выше первоначальной Р1. Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р- окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+ Е2 С Р-. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть «налогового бремени» ложится на покупателей. Степень воздействия косвенного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения.

Влияние косвенного налога на излишки, получаемые потребителями и производителями.Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка. Общественная выгода или суммарная рента на графике определяется как сумма площадей соответствующих треугольников.

В связи с введением косвенного налога излишки потребителей и производителей сократились выводы о влиянии косвенных налогов на равновесие рынка: 1. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж. 2. Косвенные налоги снижают выручку производителя. 3. Бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем. Воздействие на рыночное равновесие товарных дотаций.Дотация – это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Дотация– это ассигнования из государственного бюджета, направляемые для покрытия предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия. Товарная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Товарные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена – Р1. Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене Р1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до Р-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р+. Общая сумма дотации – площадь прямоугольника Р-Р+ КЕ2. Таким образом, введение товарной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то, что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.

Влияние товарных дотаций на излишки потребителей и производителей.Поскольку в случае получения дотации производителями происходит расширение рынка и снижение цен на нем, это должно привести к увеличению излишков потребителей и производителей. Рассмотрим эту модель

12. Гос. регулирование цен в РБ. Закон РБ «О ценообразовании»

Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования является создание такого механизма, который бы создавал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. В социально ориентированной переходной экономике приоритетной задачей выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. Концепцией были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учитывая специфику переходного периода, финансовую нестабильность национальной экономики в тактическом плане, предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. В перспективе взят ориентир на создание рыночного механизма ценообразования. Изменившиеся институциональные, макроэкономические и внешние условия выступили предпосылками необходимости обновления концепции ценообразования в Республике Беларусь, ориентации на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании с его гибким государственным регулированием. В новой редакции концепция утверждена постановлением Совета Министров от 20.07.2005 № 799. Данная концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования в стране. Вместе с тем она предполагает совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики, дальнейшего снижения уровня инфляции.




В качестве принципов ценообразования определены: • сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); • установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления. Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки на некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других. Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

Согласно закону РБ «О ценообразовании» в республике могут использоваться следующие основные способы государственного регулирования цен:

• установление фиксированных цен (тарифов);

• установление предельных цен (тарифов);

• установление предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

• установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

• установление порядка определения и применения цен (тарифов);

4.5. Практическое применение теории эластичности

Эластичность спроса и поведение фирм
Ранее уже отмечалось, что знание теории эластичности необходимо прежде всего представителям маркетинговых служб фирм. Оно дает возможность построить ценовую стратегию, принять верное решение относительно того, снижать или повышать цены,, если целью фирмы является увеличение дохода.
Теперь мы можем уточнить, что менеджер фирмы должен уметь учесть, что эластичность спроса на продукцию фирмы и эластичность рыночного спроса не совпадают. Эластичность спроса на продукцию фирмы, как правило, выше, чем эластичность рыночного спроса на данный вид продукции в целом. Это объясняется наличием у покупателя выбора на рынке между различными видами схожего товара.
Например, если эластичность рыночного спроса на стиральные порошки составляет 0,7, то это не означает, что такова же эластичность спроса на порошок марки «ОМО». Конкуренция может повысить коэффициент эластичности спроса на порошок какой-либо фирмы, и не исключено, что в данном конкретном случае он окажется больше единицы. А как уже было установлено, политика ценообразования в первом (при Epd = 0,7) и во втором (при Epd > 1) случаях должна быть противоположной.
Теория эластичности и налоговая политика государства
Другое применение теория эластичности находит при определении налоговой политики государства.
Одним из важнейших источников доходов государственного бюджета являются косвенные налоги, которые включаются в цену производимого товара и которые ведут поэтому к повышению цены этого товара. После его продажи сумма денег, соответствующая сумме налога, поступает в бюджет и может использоваться для различных целей, например для поддержания малоимущих, развития социальной сферы, финансирования отраслей народного хозяйства и т. д.
Разрабатывая налоговую политику, руководители государства должны решать ряд проблем.
Одна из них — какие товары освободить от обложения косвенным налогом. Ответ на этот вопрос кажется простым: те товары, спрос на которые неэластичен, не должны освобождаться от косвенного налога. Но в эту группу товаров попадут прежде всего товары первой необходимости, которые в больших количествах покупаются малоимущими людьми: соль, спички, молоко, хлеб, картофель и т. п. Если цены на них вырастут при введении косвенного налога, то при неизменном объеме их потребления расходы малоимущих людей возрастут и их материальное положение ухудшится.
В этом случае государство будет вынуждено увеличить выплаты из государственного бюджета средств на оказание помощи особо нуждающимся. Таким образом, деньги будут двигаться по кругу, сначала от малоимущих к государству, а потом назад, от государства к малоимущим. Этот пример свидетельствует о том, что правильный выбор товаров, подлежащих косвенному налогообложению, не может быть сделан без учета теории эластичности спроса.
Другую группу товаров, на которые, как правило, существует неэластичный спрос, покупают состоятельные люди, не нуждающиеся в материальной поддержке государства. К этой группе товаров относятся дорогие мебельные гарнитуры, изделия из дорогих мехов, ювелирные изделия и т. д. Введение косвенных налогов на товары этой группы повысит цены на эти товары, но не приведет к существенному сокращению величины спроса на них. Поэтому доходы государственного бюджета увеличатся и в то же время материальное благополучие потребителей бриллиантовых колье и котиковых манто практически не пострадает. Поэтому обложение косвенным налогом товаров подобного рода оправдано.
Введение косвенных налогов оправдано и в том случае, когда ими облагаются спиртные напитки и табачные изделия.
Распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе
Важной проблемой налоговой политики, проводимой государством, является распределение налогов между производителями товаров и услуг, с одной стороны, и их покупателями, — с другой. Кто должен нести большую тяжесть налогового бремени: тот, кто производит товары и услуги, или тот, кто их покупает? На этот вопрос нет и не может быть простого и однозначного ответа. Многое будет зависеть от экономического положения, в котором находится данная страна, от задач, которые стоят перед правительством, от того, должно ли оно принимать меры против инфляции, и т. д. Некоторые из этих проблем мы рассмотрим позднее. Сейчас же нам важно понять, как будет распределяться вводимый налог между продавцами и покупателями данного товара.
Предположим, что правительство приняло решение о введении косвенного налога на велосипеды. Допустим, что велосипеды продаются по цене 100 р. и что устанавливается косвенный налог 10 р. с одного велосипеда.
Рассмотрим, каковы будут последствия введения этого налога.
Еще раз вспомним, что косвенный налог включается в цену товара и после его продажи перечисляется в бюджет. Поэтому производители велосипедов будут рассматривать косвенный налог как составную часть издержек производства их продукции. Следовательно, они повысят цену на велосипеды. Казалось бы, что теперь они установят цену 110 р. Однако эта цена окажется выше равновесной, так как повышение цены повлечет за собой снижение величины спроса. Допустим, что новая цена равновесия установится на рынке на уровне 105 р. Таким образом, введение косвенного налога привело к тому, что покупатели велосипедов стали платить за каждую единицу товара на 5 р. больше, т. е. они оплачивают половину введенного косвенного налога. Другую половину налога оплачивают производители велосипедов.
Последствия введения косвенного налога при эластичном спросе показаны на рис. 4-9, а. Точка пересечения кривой спроса DD и кривой предложения S1S1 — Е1. Эта точка показывает, что при выпуске товара Q1 и цене Р1 на рынке устанавливается равновесие спроса и предложения. Введение косвенного налога вызовет повышение цены и сокращение объема спроса, что приведет к сдвигу кривой S1S1 и установлению нового равновесия спроса и предложения в точке Е2 — точке пересечения кривой DD и нового положения кривой S2S2.

Рис. 4.9. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (6) спросе

Рис. 4.9. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (6) спросе

Рисунок 4.9, а, показывает, что для покупателя расходы на велосипед повысились с уровня цены Р1 до цены Р2, и, следовательно, отрезок Р1Р2 — сумма косвенного налога с единицы продукции, оплачиваемая покупателем. Производитель, который повысил цену до Р2, выплачивает косвенный налог, выраженный на графике отрезком АЕ2. Но так как часть этого налога производители переложили на покупателей путем повышения цены, то для них введение косвенного налога равносильно снижению цены до уровня Ра, т. е. косвенный налог, выплаченный производителями, равен отрезку РаР1 или отрезку ВА.
Заметим, что площадь прямоугольника АРаР1В показывает сумму косвенных налогов, которые поступили в государственный бюджет за счет доходов производителей, а площадь прямоугольника ВР1Р2Е2 — сумму косвенных налогов, которые производители переложили на покупателей.
Как повлияло бы повышение эластичности спроса на распределение косвенного налога? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно провести кривую DD, которая имела бы угол наклона по отношению к оси абсцисс меньший, чем угол наклона кривой спроса на рис. 4.9, а. В этом случае отрезок Р1Р2 оказался бы меньше, а отрезок Р1Ра остался бы прежним. Это показывает, что чем выше эластичность спроса, тем меньше доля покупателей в оплате косвенного налога и тем больше доля производителей.
Если мы обратимся к случаю, когда спрос на товар неэластичен, то увидим, что введение косвенного налога окажется тем бременем, которое ляжет преимущественно на покупателя. На рисунке 49, б, общая величина налога определяется прямоугольником АРаР2Е2. Мы видим, что его площадь больше, чем площадь прямоугольника АРаР2Е2 на рис. 4.9, а. Следовательно, абсолютный размер налога при неэластичном спросе будет выше, чем при эластичном. Площадь прямоугольника АРаР1В показывает сумму налога, уплачиваемую производителем, а прямоугольник ВР1Р2Е2 — сумму налога, которую платит покупатель, и она значительно превосходит первую. Здесь отрезок Р1Р2 (или ВЕ2) показывает величину налога, оплачиваемого покупателем, в единице товара, а отрезок РаР1 (или AB) — производителем этого товара.
Вводя косвенные налоги на те или иные товары и услуги, руководители исполнительных и законодательных органов власти обязаны учитывать фактор эластичности спроса и представлять себе, как будет распределяться вводимый налог между различными слоями населения.

Реакция величины спроса на изменение цены товара называется ценовой эластичностью спроса. Спрос эластичен по цене, если процентное изменение объема спроса превышает процентное изменение цены. Если процентное изменение объема спроса отстает от процентного изменения цены, спрос по цене неэластичен.
При эластичном относительно цены спросе доход продавца и цена товара изменяются в противоположных направлениях. Если спрос на товар неэластичен, цены и доход изменяются в одном направлении.
На степень эластичности спроса влияют следующие факторы: наличие или отсутствие у товара заменителей; степень необходимости товара для потребителей; доля, которую занимают расходы, связанные с покупкой товара, в бюджете покупателя; фактор времени (эластичность ниже в краткосрочном периоде и выше в долгосрочном).
Эластичность спроса по доходу характеризует степень и характер реагирования спроса на изменение дохода потребителя. Если коэффициент эластичности спроса по доходу положителен, мы имеем дело с «нормальными» товарами, потребление которых растет с ростом доходов. Если же коэффициент эластичности отрицателен, речь идет о «низших» товарах, величина спроса на которые с ростом дохода будет уменьшаться.
Перекрестная эластичность спроса выявляет меру реакции объема спроса на один товар на изменение цены другого товара. Если коэффициент перекрестной эластичности выше нуля, мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами: при росте цены на один из них объем спроса на другой будет расти. Если коэффициент перекрестной эластичности меньше нуля, речь идет о товарах, дополняющих друг друга: при снижении цены на один из них спрос на другой будет расти.
Реакция величины предложения на изменение цены товара называется ценовой эластичностью предложения. Предложение эластично, если процентное изменение объема предложения превышает процентное изменение цены. Если же процентное изменение предложения меньше процентного изменения цены, предложение неэластично по цене.
На степень эластичности предложения главное влияние оказывает фактор времени, поскольку изменение объема предложения связано с перестройкой производства. В краткосрочном периоде предложение неэластично, в долгосрочном, наоборот, эластично.
Теория эластичности имеет широкое практическое применение. Знание ее важно для предпринимателей. Поскольку они стремятся максимизировать доход, постольку они должны принимать адекватные решения об изменении цены. Знание ее необходимо и при проведении государством налоговой политики, когда приходится выбирать круг товаров, которые не могут быть освобождены от косвенных налогов. Не меньшее значение это имеет и при определении налоговых ставок. Кроме того, государству необходимо учитывать распределение тяжести налогообложения между потребителями и производителями.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое эластичность спроса по цене?
2. Какой спрос называется эластичным, неэластичным и единичной эластичности?
3. Как рассчитывается коэффициент ценовой эластичности спроса?
4. Как степень эластичности влияет на объем выручки производителя?
5. Объясните, почему для «нормальных» товаров коэффициент эластичности спроса по доходу больше нуля, а для «низших» — меньше нуля.
6. Что такое перекрестная эластичность? Если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю, как связаны между собой товары?
7. Что такое ценовая эластичность предложения?
8. Объясните, почему при увеличении периода времени эластичность предложения возрастает.
9. Укажите, какие вам известны факторы (кроме временного), влияющие на эластичность предложения.
10. Почему государство не должно вводить высокие косвенные налоги на товары первой необходимости, имеющие неэластичный спрос?
11. Кто платит большую долю налога при неэластичном спросе: производитель или покупатель?
12. Кто платит большую долю налога при эластичном спросе: производитель или покупатель?

4.3.2. Введение налогов и предоставление субсидий

Другой формой действия государства, влияющего на цену равновесия, можно считать налоги. Они являются традиционным орудием государственного вмешательства и не нарушают условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктуют цены и физические объемы сделок. Тем не менее налоги включаются в цену продаваемого товара, а следовательно, влияют на равновесную цену. Последствия введения налогов для рынка могут быть значительными.

Рыночное равновесие и косвенные налоги

Именно таково влияние косвенных (по-товарных) налогов, к которым в России относятся, в частности, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы на некоторые виды товаров (бензин, табак, алкогольная продукция и др.). Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства.

В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара ( рис. 4.21).

Продавец вынужден будет запрашивать за любое количество товара цену большую прежней на величину налога. График отражает эту ситуацию сдвигом кривой предложения вверх на величину Т. При взаимодействии этой кривой со спросом установится точка равновесия О_1
, которой будет соответствовать новое, уменьшенное равновесное количество Q_1
и новая, повышенная равновесная цена (Р_1
).

Это значит, что покупателю придется платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придется отдать государству сумму, равную величине налога. В результате "цена за вычетом налога", т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только Р_S
, что явно меньше Р_0
.

Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, помноженной на число проданных товаров (Т x Q_1
). На графике они составят прямоугольник Р_S Р_1 О_1 А
. При этом произойдет распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть - продавцы. Соответствующие части упомянутого прямоугольника мы пометили словами "покупатель" и "продавец".

Обратим внимание на то, что налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя (см. рис. 4.7). Другими словами, государство с помощью налогов изымает в свою пользу часть тех и других. При этом заштрихованный на рис. 4.21 треугольник АОО_1
, отражающий еще одну часть сокращения объема излишков потребителя и производителя, не войдет и в доходы государства, т.е. просто пропадет, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.

Рыночное равновесие и субсидии

Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии, или дотации, т.е. доплаты производителю. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя. Так, оно может поддержать убыточную шахту, чтобы не допустить ее закрытия. Или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными. Или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники. Соответствующая ситуация изображена на рис. 4.22.

Субсидия (Н) вызывает понижение кривой предложения из положения S в положение S_1
. Тем самым возникает новая точка равновесия О_1
и соответствующие ей равновесная цена Р_1
и равновесный объем Q_1
. Очевидно, что общая сумма затрат государства на субсидии составит произведение Q_1 Н
или (на графике) площадь прямоугольника Р_1 О_1 ВР_S
.

За каждый проданный товар производитель получит доплату Н, т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет равна Р_S = Р_1 + Н
. Легко заметить, что по сравнению с прежней равновесной ценой Р0 производитель получит ценовую надбавку в размере (Р_S – Р_0
). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции Р_S ВОР_0
. В свою очередь потребители заплатят за товары на (Р_0 – Р_1
) меньше, чем прежняя равновесная цена Р_0
. Их выигрыш будет равен площади трапеции Р_0 ОО_1 Р_1
.

Обратим внимание на то, что из всей суммы субсидии величина, соответствующая заштрихованному треугольнику ОО1В, не досталась ни производителю, ни потребителю. Фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить - часть суммы дотации пропадает зря.

Распределение налогового бремени

Распределение налогового бремени, его воздействие на производство и потребление зависит в первую очередь от эластичности производства и предложения. Воспользуемся полученными знаниями об эластичности и проследим последствия этой зависимости.

Налоги и эластичность спроса

Например, при неизменной эластичности предложения налоги вводятся на двух рынках с различной эластичностью спроса ( рис. 4.23). При этом, чтобы сделать ситуацию особенно наглядной, предположим, что в первом случае спрос абсолютно эластичен, а во втором - абсолютно неэластичен.

В случае абсолютно эластичного спроса ( рис. 4.23 а) при введении налога равновесная цена не изменяется, зато заметно падает объем продаж. Действительно, именно к таким последствиям приводит сдвиг кривой предложения вверх при горизонтальной кривой спроса. Cхожей (малый подъем цен, большое падение производства) ситуация будет и при просто высоко эластичном (а не абсолютно эластичном спросе), когда его кривая пройдет с небольшим наклоном.

И это понятно, если вспомнить, что эластичный спрос, как правило, предполагает наличие товаров-субститутов, т.е. товаров, замещающих данный товар в потреблении. Если чуть повысишь цену на такой товар, то спрос резко упадет, переключившись на товары-заменители.

В силу равенства старой и новой цен в изображенном на рис. 4.23 а экстремальном случае с абсолютно эластичным спросом потери потребителей отсутствуют. В более реалистичном случае эластичного спроса они возникнут, но будут невелики из-за близости цен без налогообложения и с налогообложением. За Q_1
единиц продукции потребителям придется заплатить немногим больше, чем до введения налога.

В то же время резкое падение производства после увеличения акцизного сбора способно разорить производителя, поскольку налоговое бремя ему придется нести в одиночку. Ведь цена не изменилась (или почти не изменилась в более реалистическом случае), а налог государству платить надо.

В случае абсолютно неэластичного спроса ( рис. 4.23 б), т.е. в ситуации, когда у потребителя нет возможности ни перейти от подорожавшего вследствие введения налогов товара к более дешевому, ни отказаться от него вовсе, равновесная цена поднимется сильно, а объем реализуемой продукции не сократится. Рост налоговых поступлений в этих условиях будет велик (заштрихованный прямоугольник). Ведь Q_0
не сократилось и налог уплачивается со всей этой товарной массы.

Распределение налогового бремени будет следующим: потери производителя равны нулю, а потребитель оплатит весь прирост цены. Все это хорошо видно на рисунке: цена Р_1
больше Р_0
на Т. Это значит, что за вычетом налогов производитель получит столько же, сколько получал (Р_1 – Т = Р_0
, или, что то же самое, Р_S = Р_0
). Зато всё повышение налогов Т отразится на повышении цены, т.е. его придется полностью оплатить потребителю.

При более реалистичных допущениях - неэластичном, но не абсолютно неэластичном спросе - на потребителя ляжет большая часть налогового бремени, но небольшая доля ляжет и на производителя.

Налоги и эластичность предложения

Посмотрим теперь, что происходит при введении налогов на рынках с разной эластичностью предложения ( рис. 4.24 а, б).

Повторяя уже знакомый нам ход рассуждений, можно установить, что:

  • объем налоговых сборов значительно выше при неэластичном, чем при эластичном предложении;
  • при неэластичном предложении их бремя ложиться на производителя, а при эластичном - на потребителя.

Графическая иллюстрация ситуации станет понятной, если вспомнить, что для производителя высокая эластичность предложения означает, в частности, возможность маневрировать условиями и результатами своей деятельности. Например, изменять ассортимент, технологию и объем выпускаемой продукции. Закономерно, что все это позволяет, приспосабливаясь к рыночной конъюнктуре, перекладывать большую долю налога на потребителя. И наоборот, производители с неэластичным, "негибким" предложением вряд ли смогут переложить налоговое бремя на потребителей, что и отразила наша модель на рис. 4.24 а.

В целом результаты введения новых налогов при разной степени эластичности спроса и предложения сведены вместе в табл. 4.3.

Проблема государственного вмешательства в целом

Оба рассмотренных нами направления вмешательства государства в рыночный механизм ценообразования исходят из предпосылки, что государство заботится о благосостоянии общества. Однако на деле последствия такого вмешательства противоречивы.

Вмешиваясь в рыночное ценообразование, государство меняет размеры и направления денежных потоков, идущих от потребителей к производителям, т.е., по сути, ограничивает свободу потребительского выбора и берет на себя те функции, которые в идеальной рыночной модели должен выполнять потребитель. В результате снижается экономическая эффективность, возрастают административные затраты и бюрократическая опека. Рынок сопротивляется вмешательству извне и мстит за него. Рост бюрократии в свою очередь тянет за собой ряд очевидных, особенно в условиях России, последствий от искажения информации о реальных экономических процессах до возрастания коррупции.

Тем не менее без государственного вмешательства не существует современный рынок. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия. И задача общества - не устранить это вмешательство, а свести к минимуму его негативные последствия.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Читайте также: