Этапы формирования системы налогов и сборов в российской федерации

Опубликовано: 15.05.2024

дЕКУФЧХАЭБС ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ ЙНЕЕФ ПФОПУЙФЕМШОП ЛПТПФЛХА ЙУФПТЙА. ч ЕЕ ТБЪЧЙФЙЙ, ЛБЛ ПФНЕЮБАФ рБОУЛПЧ ч.з. Й лОСЪЕЧ ч.з, НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ ЬФБРЩ: УФБОПЧМЕОЙС, ОЕХУФПКЮЙЧПЗП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, РПДЗПФПЧЛЙ ОБМПЗПЧПК ТЕЖПТНЩ, ТЕЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ.

рЕТЧЩЕ РТЙЪОБЛЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ РПСЧЙМЙУШ ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ 80-И ЗПДПЧ РТПЫМПЗП УФПМЕФЙС, ЛПЗДБ УХЭЕУФЧПЧБМП ЕЭЕ УПАЪОПЕ ЗПУХДБТУФЧП, ОП ОБЮБМПУШ РПУФЕРЕООПЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП УФТПС ПВЭЕУФЧБ. лТПНЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ОБЮБМЙ ПВТБЪПЧЩЧБФШУС РТЕДРТЙСФЙС ДТХЗЙИ ЖПТН УПВУФЧЕООПУФЙ: БЛГЙПОЕТОЩЕ, У ХЮБУФЙЕН ЙОПУФТБООПЗП ЛБРЙФБМБ, УПЧНЕУФОЩЕ Й ДТХЗЙЕ.

у 1 СОЧБТС 1991 ЗПДБ ВЩМ ЧЧЕДЕО Ч ДЕКУФЧЙЕ ъБЛПО ууут ПФ 14 ЙАОС 1990 З. "п ОБМПЗБИ У РТЕДРТЙСФЙК, ПВЯЕДЙОЕОЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК", Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛПФПТЩН ВЩМЙ ХУФБОПЧМЕОЩ УМЕДХАЭЙЕ ПВЭЕУПАЪОЩЕ ОБМПЗЙ:

  • ОБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ;
  • ОБМПЗ У ПВПТПФБ;
  • ОБМПЗ ОБ ЬЛУРПТФ Й ЙНРПТФ;
  • ОБМПЗ ОБ ЖПОД ПРМБФЩ ФТХДБ ЛПМИПЪОЙЛПЧ;
  • ОБМПЗ ОБ РТЙТПУФ УТЕДУФЧ, ОБРТБЧМСЕНЩИ ОБ РПФТЕВМЕОЙЕ;
  • ОБМПЗ ОБ ДПИПДЩ Й ДТХЗЙЕ.

оБ ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ ВЩМБ ХУФБОПЧМЕОБ "ПДОПЛБОБМШОПУФШ" УВПТБ ОБМПЗПЧ. ьФП ПЪОБЮБМП, ЮФП ЧУЕ ОБМПЗПЧЩЕ РМБФЕЦЙ РТЕДЧБТЙФЕМШОП РПУФХРБМЙ Ч ТПУУЙКУЛЙК ВАДЦЕФ, Б ЪБФЕН ЮБУФШ ЙИ РТЕДХУНБФТЙЧБМПУШ РЕТЕЮЙУМСФШ Ч УПАЪОЩК ВАДЦЕФ ОБ УПЗМБУПЧБООЩЕ ТБУИПДЩ.

пУОПЧЩ УФБОПЧМЕОЙС УПЧТЕНЕООПК ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ (ДБМЕЕ тж) ВЩМЙ ЪБМПЦЕОЩ Ч ЛПОГЕ 1991 ЗПДБ. вЩМ РТЙОСФ ъБЛПО тж ПФ 27.12.91 З. "пВ ПУОПЧБИ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ", ЛПФПТЩК ХУФБОБЧМЙЧБМ ПВЭЙЕ ЧПРТПУЩ ОБМПЗПЧЩИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ЗПУХДБТУФЧПН Й ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБНЙ.

ьФПФ ЪБЛПО ЧРЕТЧЩЕ Ч ОПЧЕКЫЕК ЙУФПТЙЙ тПУУЙЙ ХУФБОПЧЙМ ПВЭЙЕ РТЙОГЙРЩ РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, ПРТЕДЕМЙМ РЕТЕЮЕОШ ОБМПЗПЧ, УВПТПЧ, РПЫМЙО Й ДТХЗЙИ ПВСЪБФЕМШОЩИ РМБФЕЦЕК, РТБЧБ Й ПВСЪБООПУФЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ Й ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ. ч ОЕЗП ВЩМЙ ЧЛМАЮЕОЩ РПМПЦЕОЙС П РТБЧЙМБИ ХУФБОПЧМЕОЙС Й ЧЧЕДЕОЙС Ч ДЕКУФЧЙЕ ОПЧЩИ ОБМПЗПЧ.

у 1 СОЧБТС 1992 ЗПДБ ЧУФХРЙМЙ Ч ДЕКУФЧЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЪБЛПОЩ РП ЛПОЛТЕФОЩН ЧЙДБН ОБМПЗПЧ: "п РМБФЕ ЪБ ЪЕНМА", "оБМПЗ ОБ ДПВБЧМЕООХА УФПЙНПУФШ", "бЛГЙЪЩ", "рПДПИПДОЩК ОБМПЗ У ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ", "оБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ РТЕДРТЙСФЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК", ДТХЗЙЕ ОБМПЗЙ Й РПЫМЙОЩ.

у РТЙОСФЙЕН ЧЩЫЕ ОБЪЧБООЩИ ЪБЛПОПЧ ЧРЕТЧЩЕ Ч тПУУЙЙ ВЩМБ УПЪДБОБ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ. оЕПВИПДЙНПУФШ ЕЕ УПЪДБОЙС ВЩМБ ЧЩЪЧБОБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙНЙ РТЕПВТБЪПЧБОЙСНЙ, РЕТЕИПДПН Л ТЩОПЮОПК ЬЛПОПНЙЛЕ. оБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ ДПМЦОБ ВЩМБ ПЗТБОЙЮЙФШ УФЙИЙКОПУФШ ТЩОПЮОЩИ ПФОПЫЕОЙК, БЛФЙЧОП ЧПЪДЕКУФЧПЧБФШ ОБ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК Й УПГЙБМШОПК ЙОЖТБУФТХЛФХТЩ, УРПУПВУФЧПЧБФШ УОЙЦЕОЙА ЙОЖМСГЙЙ.

уПЪДБООБС ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ Ч РЕТЧЩЕ ЗПДЩ ТЕЖПТН Ч ЬЛПОПНЙЛЕ тПУУЙЙ Ч ПРТЕДЕМЕООПК УФЕРЕОЙ ЧЩРПМОСМБ УЧПА ТПМШ. пОБ ПВЕУРЕЮЙЧБМБ НЙОЙНБМШОЩЕ РПФТЕВОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ Ч ЖЙОБОУПЧЩИ ТЕУХТУБИ ОБ ЧУЕИ ХТПЧОСИ ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ.

пДОБЛП РП НЕТЕ ХЗМХВМЕОЙС ТЩОПЮОЩИ РТЕПВТБЪПЧБОЙК ЧУЕ ПЮЕЧЙДОЕЕ ЧЩСЧМСМЙУШ ОЕДПУФБФЛЙ ДЕКУФЧХАЭЕК ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, ПОБ ЧУЕ ВПМЕЕ УФБОПЧЙМБУШ ОЕУППФЧЕФУФЧХАЭЕК РТПЙУИПДСЭЙН ЙЪНЕОЕОЙСН Ч ЬЛПОПНЙЛЕ.

рПЬФПНХ УМЕДХАЭЙК ЬФБР ТБЪЧЙФЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ЛБЛ ЬФБР ОЕХУФПКЮЙЧПЗП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС . ч ФЕЮЕОЙЕ ТСДБ МЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ТЕЖПТН Ч ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП П ОБМПЗБИ ЕЦЕЗПДОП, Б ОЕТЕДЛП Й РП ОЕУЛПМШЛП ТБЪ Ч ЗПД ЧОПУЙМЙУШ НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ РПРТБЧЛЙ. пОЙ ТЕЫБМЙ МЙЫШ ХЪЛЙЕ ЧПРТПУЩ Й ОЕ ЪБФТБЗЙЧБМЙ ПУОПЧОЩЕ РПМПЦЕОЙС РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ. рТЙ ЬФПН ЧОПУЙНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч ОБМПЗПЧПЕ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП ОЕ ЧУЕЗДБ ВЩМЙ ПВПУОПЧБООЩНЙ. фБЛ, Ч ДЕЛБВТЕ 1993 ЗПДБ ВЩМП РТЕДПУФБЧМЕОП РТБЧП ТЕЗЙПОБМШОЩН Й НЕУФОЩН ПТЗБОБН ЧМБУФЙ ЧЧПДЙФШ ОЕПЗТБОЙЮЕООПЕ ЮЙУМП ОБМПЗПЧ. фБЛЙН ПВТБЪПН ВЩМ ОБТХЫЕО ПДЙО ЙЪ ПУОПЧОЩИ РТЙОГЙРПЧ РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ - РТЙОГЙР ЕЕ ЕДЙОУФЧБ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ, ЛПФПТБС УМПЦЙМБУШ Л ЛПОГХ 90-И ЗЗ. Ч тПУУЙЙ, ЙЪ-ЪБ ОЕУПЧЕТЫЕОУФЧБ ЕЕ ПФДЕМШОЩИ ЬМЕНЕОФПЧ УФБМБ РТЕРСФУФЧПЧБФШ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ ТБЪЧЙФЙА УФТБОЩ.

йНЕМБ НЕУФП ЧЩУПЛБС ОБМПЗПЧБС ОБЗТХЪЛБ ОБ ЪБЛПОПРПУМХЫОЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ. вПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП МШЗПФ, НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ МБЪЕКЛЙ ДМС УПЛТЩФЙС ДПИПДПЧ Й ОЕХРМБФЩ ОБМПЗПЧ УПЪДБМЙ Ч УФТБОЕ БФНПУЖЕТХ ПФУХФУФЧЙС ЮЕУФОПК ЛПОЛХТЕОГЙЙ ЪБЛПОПРПУМХЫОЙИ Й ОЕЪБЛПОПРПУМХЫОЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ. ьФП УРПУПВУФЧПЧБМП ТБЪЧЙФЙА ФЕОЕЧПК ЬЛПОПНЙЛЙ. чУЕ ВПМЕЕ РТПСЧМСМБУШ ЖЙУЛБМШОБС ЖХОЛГЙС ОБМПЗПЧ, Б ОБМПЗПЧЩЕ РПУФХРМЕОЙС Ч ВАДЦЕФ ЗПУХДБТУФЧБ УПЛТБФЙМЙУШ, ЮФП РТЙЧПДЙМП Л ТПУФХ ВАДЦЕФОПЗП ДЕЖЙГЙФБ. оБМПЗЙ ЧУЕ Ч НЕОШЫЕК УФЕРЕОЙ УФБМЙ ЧЩРПМОСФШ ЖХОЛГЙА ТЕЗХМСФПТБ РТПЙЪЧПДУФЧБ. чПЪОЙЛМБ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЙЪНЕОЕОЙС ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ ЗПУХДБТУФЧБ.

рПЬФПНХ У УЕТЕДЙОЩ 90-И ЗПДПЧ ОБЮЙОБЕФУС ЬФБР РПДЗПФПЧЛЙ ОБМПЗПЧПК ТЕЖПТНЩ . у 1996 ЗПДБ РПУМЕДПЧБФЕМШОП УПЛТБЭБМПУШ ЮЙУМП НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФ, ПФНЕОСМЙУШ ПФДЕМШОЩЕ ОБМПЗЙ, ЛПФПТЩЕ ЙУЛБЦБМЙ УХФШ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ. вЩМ ЧПУУФБОПЧМЕО РТЙОГЙР ЕДЙОУФЧБ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, МЙЛЧЙДЙТПЧБОП РТБЧП ТЕЗЙПОБМШОЩИ Й НЕУФОЩИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ ХУФБОБЧМЙЧБФШ ОПЧЩЕ ОБМПЗЙ. пДОПЧТЕНЕООП У ЬФЙН ЫМБ ТБЪТБВПФЛБ Й РПДЗПФПЧЛБ Л РТЙОСФЙА оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ, ЛБЛ ЕДЙОПЗП ОБМПЗПЧПЗП ДПЛХНЕОФБ.

рПУМЕ ОБЪЧБООПЗП ЬФБРБ ОБЮБМУС ЬФБР ТЕЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ. ч 1998 ЗПДХ ВЩМБ РТЙОСФБ Й У 1 СОЧБТС 1999 ЗПДБ ОБЮБМБ ДЕКУФЧПЧБФШ РЕТЧБС ЮБУФШ оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ. ьФП ПВЭБС ЮБУФШ, ЛПФПТБС ТЕЗМБНЕОФЙТХЕФ ЧБЦОЕКЫЙЕ РПМПЦЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ тПУУЙЙ, Ч ЮБУФОПУФЙ РЕТЕЮЕОШ ДЕКУФЧХАЭЙИ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ Ч тПУУЙЙ, РПТСДПЛ ЙИ ЧЧЕДЕОЙС Й ПФНЕОЩ, Б ФБЛЦЕ ЧЕУШ ЛПНРМЕЛУ ЧПРТПУПЧ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК ЗПУХДБТУФЧБ У ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБНЙ Й ЙИ БЗЕОФБНЙ.

у 1 СОЧБТС 2001 ЗПДБ ЧУФХРЙМБ Ч ДЕКУФЧЙЕ ЧФПТБС ЮБУФШ оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ, ЛПФПТБС ТЕЗМБНЕОФЙТХЕФ ЧПРТПУЩ ЛПОЛТЕФОПЗП РТЙНЕОЕОЙС ПУОПЧПРПМБЗБАЭЙИ ОБМПЗПЧ.

рП УПУФПСОЙА ОБ 1 СОЧБТС 2004 З. ЙЪ РТЕДРПМБЗБЕНЩИ РТЙНЕТОП ФТЙДГБФЙ ЗМБЧ ЧФПТПК ЮБУФЙ оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ ДЕКУФЧХЕФ ЮЕФЩТОБДГБФШ.

рТЕДРПМБЗБЕФУС ЪБЧЕТЫЙФШ ТБВПФХ ОБД ЧФПТПК ЮБУФША оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ Ч 2004 З., У ФЕН ЮФПВЩ ЕДЙОБС ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ ОБЮБМБ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБФШ У 2005 З.

оБМПЗПЧЩК ЛПДЕЛУ - ЬФП ЕДЙОЩК ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩК Й ЛПНРМЕЛУОЩК ДПЛХНЕОФ, ЛПФПТЩК ХЮЙФЩЧБЕФ ЧУА УЙУФЕНХ ОБМПЗПЧЩИ ПФОПЫЕОЙК Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.

у ЕЗП РТЙНЕОЕОЙЕН Ч ГЕМПН Ч тПУУЙЙ ВХДЕФ ПЛПОЮБФЕМШОП УЖПТНЙТПЧБОБ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ.

© жзпх чрп лТБУОПСТУЛЙК ЗПУХДБТУФЧЕООЩК БЗТБТОЩК ХОЙЧЕТУЙФЕФ, 2005

Новая современная налоговая система в России появилась в ответ на переход от административно-командной к рыночной экономике. Представлялось, что новая система должна сочетаться с налоговыми системами развитых западных стран, которые выступали экономическими партнёрами России. Более того, нужно отметить, что введение налоговой системы было крайне необходимо и даже неизбежно, поскольку внутриэкономические отношения строились на основе замены государственной собственности на все предприятия и организации на частную, кооперативную, акционерную, иностранную, смешанную и иные виды собственности.

Между государством и хозяйствующими субъектами выстроились налоговые правоотношения.

При создании налоговой системы в России широко использовались знания и опыт зарубежных стран, а иногда даже опыт дореволюционной России.

Этапы развитие налоговой системы РФ

По мере того, как налоговая система врастала в рынок, на неё возлагались обязанности решения различных практических задач. При переходе к рынку происходит эволюция налоговой системы.

Укрупнённая классификация этапов эволюции налоговой системы в России выглядит следующим образом:

  • Первый этап (1990-1991 гг.) – начальный или, по-другому, подготовительный. На этом этапе происходит разработка и принятие пакета законов в отношении отдельных налогов.
  • Второй этап (1991-1998 гг.) – этап формирования и становления налоговой системы.
  • Третий этап (1999-2000 гг.) – этап, когда вступил в законную силу Налоговый кодекс РФ в своей первой части, где были определены общие принципы налогообложения.
  • Четвёртый этап (2001-октябрь 2008 гг.) – этап, на котором вступил в законную силу Налоговый кодекс РФ в своей второй части, где были прописаны принципы обработки отдельных налогов, которые регулировались основными главами НК РФ.
  • Пятый этап (октябрь 2008-2011 гг.) – налоговая система экономического кризиса.
  • Шестой этап (2012 г. – настоящее время) – этап, который относится к экономике после кризисного периода, когда были предложены и до сих пор выдвигаются идеи по модернизации системы, а также внедрению инноваций современной экономики.

Каждый этап решал свои проблемы и специфические задачи. Главная ключевая проблема всех этапов –формирования единой налоговой системы, которая будет отвечать всем требованиям субъектов Федерации.

Налоги и сборы

Для полного понимания налоговой системы необходимо рассмотреть термины налога и сбора с теоретической точки зрения и с практической.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, которые уходят на обеспечение государственной деятельности или деятельности муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, который взимается с организаций или физических лиц, который представляет собой важнейшее условие для совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного управления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе и предоставление конкретных прав и свобод, а также выдачу разрешений и полномочий.

Кроме сборов и налогов существует ещё один стратегически важный вид платежа, который имеет прямое отношение к налоговой системе – пошлина.

Пошлина – это оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика.

Государственная пошлина может быть уплачена за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, за регистрацию сделок с недвижимым или движимым имуществом, записи актов гражданского состояния, выдачу справок, свидетельств, выписок, удостоверений и т.п. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через границу.

Основные признаки и элементы налога

Опираясь на определение налога, можно выделить несколько ключевых признаков и элементов налога. К основным признакам налога относятся:

  • Императивность или абсолютная обязательность уплаты налога.
  • Индивидуальная безвозмездность, т.к. налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не рассчитывает на получение конкретной пользы от государства.
  • Законность, поскольку налог устанавливается исключительно государством и взимается на законных основаниях.
  • Налог взимается регулярно
  • Налог представляет собой финансирование государственной деятельности.

Налог устанавливается в законе благодаря следующим элементам:

  • Субъекту налогообложения, здесь подразумевается налогоплательщик или плательщик сбора.
  • Объекты налогообложения и единицы обложения.
  • Налоговой базе.
  • Налоговой ставке.
  • Налоговому окладу, иными словами той сумме налога, которая получена с единицы обложения.
  • Налоговому периоду.
  • Налоговым льготам.
Замечание 2

Налоговые льготы нельзя считать обязательным элементом в силу того, что налог может быть установлен и без них.

Налоги – это основа формирования бюджета, но это не все функции, которые они выполняют. Стоит заметить, что учёные до сих пор не выработали единую точку зрения по поводу функций налогов. Различные учебники и другие научные источники иногда представляют даже противоположные точки зрения по вопросу функций налогов.

Функции налогов

Наиболее распространённым и точным вариантом функций является следующий:

  • Фискальная.
  • Распределительная или социальная.
  • Регулирующая.
  • Контрольная.
  • Внешнеэкономическая.

Фискальная функция

Фискальная функция получила своё название в Римской империи от слова фиск. Так называлась казна императора, которая произошла от воинской кассы.

Фискальная функция выполняет прежде всего задачу наполнения деньгами казны, проецируя на современность – государственного бюджета. Важно понимать, что здесь имеется в виду бюджет любого уровня, будь то общегосударственный, региональный или местный.

Распределительная или социальная функция

Посредством распределительной или социальной функции государство осуществляет перераспределение финансовых средств, в том числе из производственной сферы в социальную.

Благодаря данной функции существуют школы, детские сады, больницы, поликлиники, организации социального обслуживания, происходит выплата пенсий и других видов пособий, а также поддерживается культурная сфера.

Налоговая система помогает государству сглаживать имущественное и материальное неравенство граждан.

Можно вспомнить слова Наполеона Бонапарта, которые он сказал после провозглашения его императором Франции: «Монарх обязан пристально следить за тем, чтобы раздел материальных благ происходил равномерно, в противном случае он не сможет удержать бедных и защитить богатых».

Регулирующая функция

Эта функция служит для определения задач налоговой политики государства. Налоговые методы помогают стимулировать или дестимулировать развитие различных отраслей или регионов, помогает достигать желаемых изменений, которые касаются структуры производства или его размещения. С помощью данной функции можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, предоставлять свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций.

Д. М. Кейнс – основоположник научного регулирования экономики, выступал с идеями уничтожения свободного рынка как базы для капиталистического общества. Его оппоненты постоянно обвиняли его в этом. Но Д. М. Кейнс всегда говорил и был уверен в том, что именно эти меры смогут спасти капитализм.

Контрольная функция

Контрольная функция налогов позволяет получать налоговую статистику и анализировать налоговые декларации. Это, в свою очередь, является источником информации для составления картины истинного финансового положения страны. Даёт возможность получить представления о финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также об источниках доходов юридических и физических лиц.

Точные знания о состоянии экономики дают возможность вносить адекватные изменения и предложения в бюджетную и налоговую политику.

Эту функцию налогов первым выделил У. Петти ещё в XVII в.

Внешнеэкономическая функция

Особенность этой функции заключается в том, что зачастую она противоречит фискальной. Это связывают с тем, что в разных странах разные режимы налогообложения.

В недавнем времени было заключено соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу страны назначения.

Внешнеэкономическая функция не относится к новым функциям налогов. Можно вспомнить князя Олега и его отношения с днепровскими северянами и радимичами. Также в качестве примера можно вспомнить и Гая Юлия Цезаря, которые применял налоги как рычаг политического давления.

Кроме основных перечисленных функций чаще всего упоминается ещё поощрительная, которая выполняет роль установления налоговых льгот. Однако, выделять её в качестве самостоятельной не совсем верно, т.к. она поглощается социальной и регулирующей функциями.

Очевидно, что функции налогов тесно связаны с налоговыми теориями. До сих пор среди учёных нет единого мнения по поводу регулирующей функции налогов. В современном мире можно столкнуться с мнением финансистов-практиков, которые значительно преувеличивают фискальную функцию, при этом отрицают социальную функцию налогов.

Налоговая политика государства

Теория и функции налогов – основные критерии, которые определяют налоговую политику государства.

Налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства, которые направлены на формирование налоговой системы страны, с целью обеспечить финансовую потребность государства, а также отдельных социальных групп общества и развитие экономики страны посредством перераспределения финансовых ресурсов.

Для налоговой политики характерны последовательные действия государства, которые сконцентрированы на выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы по определению важнейших направлений применения налогового механизма, а также разработка мер по внедрению налоговой системы и контролю за её эффективностью.

От состояния экономики, от целей, которые видит государство приоритетными в данный момент, зависят те методы, которые будут использоваться для осуществления налоговой политики. Он проводится с помощью следующих методов:

  • Управления.
  • Информирования.
  • Воспитания.
  • Консультирования.
  • Льготирования.
  • Контроля.
  • Принуждения.

Согласно основам экономической теории, выделяют три основные формы налоговой политики, однако на практике в чистом виде они не встречаются.

Первая форма. Выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Это тот случай, когда государство всеми методами повысить налоги и наполнить казну, чтобы покрыть превышение доходов над расходами. Такая политика чаще всего не достигает своей конечной цели и имеет крайне негативные последствия.

А. Лэффер говорил, чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив появляется у индивидуумов для уклонения от них. Люди не работают для того, чтобы платить налоги.

Население регулярно оказывает пассивное сопротивление данному курсу, что провоцирует массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогов рождает теневую экономику.

Вторая форма – налоговая политика экономического развития. Суть состоит в том, что государство массово снижает налоги, перекладывая финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты. На первый взгляд может показаться, что именно эта политика является идеальным вариантом. Однако она влечёт за собой весьма тяжёлые последствия, такие как: сокращение социальных программ, снижение уровня качества жизни работников бюджетных организаций, в том числе врачей, учителей и т.д.

Третья форма – оптимальная налоговая политика. Она строится только после проведения детального анализа экономической ситуации. Только после этого можно прогнозировать последствие любых налоговых изменений и комплексно принимать решения. Успех этой формы заключается в том, что она строится на опыте предыдущих лет, учитывая национальные особенности экономики.

Оптимальная налоговая политика основывается на научной теории налогов.

При проведении налоговой политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Чтобы достичь гармонии в этом процессе необходимо учитывать интересы бюджета и широких масс населения. Это вполне реально. Поскольку все до единого заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного производства с применением новых технологий, а также в решении социальных задач.

Инструменты налоговой политики

Каждая система располагает собственными инструментами, налоговая политика следующими:

  • Налоговые ставки.
  • Налоговые льготы и вычеты.
  • Санкции за неуплату налогов.
  • Порядок формирования налоговой базы.

Важно сказать о том, что сама налоговая система определяет приоритеты прямых и косвенных налогов, налогов на производство или потребление, налоги для физических и юридических лиц, налоги на имущество или на доходы, налоги для малого или крупного бизнеса, роль таможенных налогов и пошлин, соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

Стоит обратить особое внимание на то, что налоговая политика представляет собой часть экономической политики.

В XXI в. Россия занимается по-прежнему переходом к рынку. Развитие налоговой системы всячески способствует этому.

Важно понимать, какой именно рынок строим или хотим построить в итоге.

Рыночная экономика – это система организации хозяйства страны, которая основывается на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности на средства производства, экономической свободе граждан, а также на конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.

Рыночная экономика состоит из трёх основных рынков: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок финансовых ресурсов. Спрос и предложение формируют цену на рынке. На рынке труда ценой выступает заработная плата наёмного работника.

Юридические лица могут выполнять сразу несколько функций как потребителя, так и производителя. На товарном рынке выполняют роль потребителя и производителя, на финансовом – эмитента и инвестора, на рынке труда – работодателя. Физические лица могут быть продавцами своей рабочей силы на рынке труда, потребителями – на товарном рынке и инвесторами – на финансовом.

Рыночные модели

Рыночные модели разных стран существенно отличаются друг от друга. Но в целом выделяют две модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально ориентированного рынка.

Суть либеральной модели в том, что государство незначительно вмешивается в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Нет огромного государственного сектора предприятий, а для хозяйствующих субъектов предоставляется максимальная свобода действий. Государство мало участвует в решении социальных проблем, заботясь лишь о незащищённых слоях населения, а также регулирует монетарную политику и участвует в макроэкономических процессах. Либеральная модель характерна для США, Канады, Англии и Франции.

Стоит заметить, что классическая либеральная модель скорее свойственна прошлому этих стран, поскольку в настоящее время они активно движутся в сторону социально ориентированной модели.

Для социально ориентированной модели характерна высокая степень государственного регулирования экономики. Здесь внушительных государственный сектор, предпринимательская деятельность обязательно регламентируется, государство даёт гарантии на определённый уровень удовлетворения потребностей. Такая модель свойственна Германии, Австрии Нидерландам, Швеции, Норвегии, а также очень близка Японии.

Логично предположить, что либеральная и социально ориентированная модели требуют наличия у государства финансовых ресурсов. Очевидно, что налоги в странах с социально ориентированной экономикой должны быть выше. Уровень этих налогов должен соответствовать целям и задачам, которые государство ставит перед собой.

А. Лэффер – сторонник либеральной модели, говорит о 30% налогов.

Задачи, которые в настоящее время ставятся перед Россией, требуют проведения адекватной налоговой политики. В стране давно созрели предпосылки для модернизации экономики, внедрения новейших технологий, решения крупных социальных проблем. Эти и многие другие задачи опубликовал в своей предвыборной кампании В. В. Путин.

Налоговая политика на данном этапе развития страны имеет особое значение, поскольку выступает как инструмент для решения важнейших стратегических задач в России.

Налоговая система и этапы ее становления в Российской Федерации.

Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих на данный момент в конкретном государстве условий налогообложения. Налог. Сист. Гос-ва формир.: -совокупность налогов и сборов, - система налоговых органов, - налоговая политика, - налоговое законодательство,- распределение налогов по бюджетам. Группы налоговых систем: 1.Налоги развитых стран(сша, англия, испания, италия, германия), 2. Развивающихся стран (с переходной экономикой). 3. Имеющие большую часть полезных ископаемых( Страны эмирата). В современной России «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27.12.1991 г. № 2118-1), и специальные, посвященнные отдельным налогам – на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, подоходному, акцизам, налогам на рекламу и др. В каждом из этих законов были изложены общие положения и характеристики элементов конкретного налога.

Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2 % налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 1992 и 1993 годах (для сравнения – 12,0 % в 2003 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых).Система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости – заработной плате, ренте, капитале, - которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.Другие элементы налога – ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты – в концептуальном плане являются второстепенными и могут быть использованы в качестве инструментов регулирующего воздействия на уровень и структуру налогового бремени экономики. в 1990-е годы новыми налогами, сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3-4 года. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1994-1995 гг.), транспортный налог с коммерческих предприятий (1994-1997 гг.),. Местными властями вводились менее значимые налоги и сборы и в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 « О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», В своем Послании Федеральному собранию РФ президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в 1997 г. признал, что частые изменения в налоговом законодательстве, неполнота и противоречивость нашей налоговой системы расширяют возможности для произвола власти, и налогоплательщик от этого никак не защищен. В связи с этим президент обозначил следующие направления реформирования налоговой системы:— кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо в РФ;— расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;— установление предельных ставок для региональных и местных налогов;— кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.Осуществление принципов налоговой реформы приведет к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабит стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволит стабилизировать, а затем и начать снижение номинальных ставок налогов. Становление российской системы налогообложения методом «проб и ошибок» продолжалось вплоть до принятия и введения в действие части первой Налогового кодекса (НК) РФ с 1 января 1999 г. (кардинально переработанной в июле 1999 г.).

Налоговая реформа в СССР в 1930-1932гг.

1930 – пропорциональная система обложения, инд обложение -кулацких хоз-в, колхозы по доходности по данным годовой доходности. Значит часть с/х налога передавалась в местные бюджеты, налог стал по валовому доходу за год (исключались доходы от рыболовства. 1931 – с единоличных хоз-в был взыскан единовременный сбор на хоз и культурное строительство в с/х р-нах 1932 г – единовременный налог на единичные крест хоз-ва, для изъятия части доходов единоличных хоз-в, не вошедших при обложении с/х налогом.

Система налогов и сборов в РФ и их классификация.

Формирование системы налогообложения как составной части налоговой системы после введения части первой НК РФ связано с налоговой реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени экономики и его структурной перестройке, оптимизации количественного и качественного состава налогов и сборов. Система налогообложения характеризуется рядом показателей, в числе которых: количественный состав налогов и сборов; количественный состав и структура налогоплательщиков; налоговый потенциал экономики; налоговое бремя экономики; собираемость налогов и сборов; состояние налоговой дисциплины.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС);акцизы на отдельные виды товаров;налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц (НДФЛ);единый социальный налог (ЕСН);налог на добычу полезных ископаемых;водный налог;сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;государственная пошлина; К региональным налогам относятся:налог на имущество организаций;транспортный налог;налог на игорный бизнес. К местным налогам относятся:1) земельный налог;2) налог на имущество физических лиц.

Кроме перечисленных налогов в налоговой системе РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица): система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);упрощенная система налогообложения;система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных вводов деятельности;система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый потенциал: виды и методы оценки.

Налоговый потенциал экономики – совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений. мера налогового потенциала определяет финансовые ресурсы государства и налоговое бремя экономики.Развитие экономического потенциала страны, конкурентоспособности товаров и услуг на отечественном и мировом рынках зависит от налоговой политики властей.

Количественная оценка налогового потенциала экономики включает: налоговые поступления в бюджетную систему страны; недоимку по налогам и сборам (отчетного финансового года); налоговые льготы, предоставленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.Налоговый потенциал экономики без учета льгот по налогам и сборам представляет собой налоговое бремя экономики. Уровень налогового бремени измеряется путем деления суммы налоговых поступлений в бюджетную систему и недоимки по налогам и сборам финансового года к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Другими словами, налоговое бремя экономики представляет собой часть ВВП, подлежащая изъятию в бюджетную систему государства посредством действующей системы налогообложения. Уровень налогового бремени определяется бременем государства, т.е. совокупностью и содержанием функций, реализуемых властями, и зависит от уровня экономического развития, национальных традиций, принципов налогообложения, реализуемых в налоговой системе.

Налоговая система и этапы ее становления в Российской Федерации.

Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих на данный момент в конкретном государстве условий налогообложения. Налог. Сист. Гос-ва формир.: -совокупность налогов и сборов, - система налоговых органов, - налоговая политика, - налоговое законодательство,- распределение налогов по бюджетам. Группы налоговых систем: 1.Налоги развитых стран(сша, англия, испания, италия, германия), 2. Развивающихся стран (с переходной экономикой). 3. Имеющие большую часть полезных ископаемых( Страны эмирата). В современной России «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27.12.1991 г. № 2118-1), и специальные, посвященнные отдельным налогам – на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, подоходному, акцизам, налогам на рекламу и др. В каждом из этих законов были изложены общие положения и характеристики элементов конкретного налога.

Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2 % налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 1992 и 1993 годах (для сравнения – 12,0 % в 2003 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых).Система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости – заработной плате, ренте, капитале, - которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.Другие элементы налога – ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты – в концептуальном плане являются второстепенными и могут быть использованы в качестве инструментов регулирующего воздействия на уровень и структуру налогового бремени экономики. в 1990-е годы новыми налогами, сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3-4 года. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1994-1995 гг.), транспортный налог с коммерческих предприятий (1994-1997 гг.),. Местными властями вводились менее значимые налоги и сборы и в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 « О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», В своем Послании Федеральному собранию РФ президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в 1997 г. признал, что частые изменения в налоговом законодательстве, неполнота и противоречивость нашей налоговой системы расширяют возможности для произвола власти, и налогоплательщик от этого никак не защищен. В связи с этим президент обозначил следующие направления реформирования налоговой системы:— кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо в РФ;— расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;— установление предельных ставок для региональных и местных налогов;— кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.Осуществление принципов налоговой реформы приведет к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабит стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволит стабилизировать, а затем и начать снижение номинальных ставок налогов. Становление российской системы налогообложения методом «проб и ошибок» продолжалось вплоть до принятия и введения в действие части первой Налогового кодекса (НК) РФ с 1 января 1999 г. (кардинально переработанной в июле 1999 г.).

В формировании налоговой системы в России можно выделить 3 этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона об основах налоговой системы РФ.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения от налогообложения. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу.

3 этап (1998-наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам.

Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

21 июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.

1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование.

Содержание

1.Этапы становления налоговой системы в России
2.Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

3.Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ

Кафедра налогов и налогообложения

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему «Налоговая система и этапы её становления в РФ»

1.Этапы становления налоговой системы в России

2.Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

3.Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником доходов казны.

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В условиях современных рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

1.Этапы становления налоговой системы в России

В формировании налоговой системы в России можно выделить 3 этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона об основах налоговой системы РФ.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения от налогообложения. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу.

3 этап (1998-наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам.

Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

21 июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.

1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.

2.Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо или косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации ( нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип определённости правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присуши следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Фискальная функция (фискас — государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

• регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", т. е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

• регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении.

Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Распределительная или вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Читайте также: