Введение единой рублевой пошлины

Опубликовано: 19.09.2024

Одной из исторических дат, определивших в 1995 году установление профессионального праздника Дня таможенника Российской Федерации, стал день 25 октября 1653 года, когда царь Алексей Михайлович утвердил Именной с боярским приговором указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». В историю таможенного дела России данный Указ как законодательный акт, положивший начало введению единой ставки рублевой пошлины, вошел под названием Торгового устава 1653 года.

Ко времени введения Указа в Российском государстве сложилась развитая, но архаичная система сбора таможенных пошлин, формировавшаяся постепенно со времени образования в IX веке Древнерусского государства. К XVII веку возросла мелочная дифференциация торговых, проезжих, штрафных пошлин. Значительное количество и разнообразие внутренних таможенных пошлин тормозили экономическое развитие единого централизованного государства и приводили к многочисленным злоупотреблениям.

В августе 1653 года царю Алексею Михайловичу была подана «Сказка Строгонова с братьями и гостиной и других сотен торговых людей об искоренении злоупотреблений по таможенным сборам». В челобитной были изложены основные предложения «Московского государства торговых людей»:

-Установление единой рублевой пошлины со всех видов товаров с продажной цены как с местных жителей, так и с иногородних.

-Отмена практики наложения лишних пошлин на товары.

-Отмена проезжих пошлин.

-Установление единых клейменых мер и весов.

-Таможенные головы, осуществлявшие сбор пошлин «на верной службе», в челобитной выдвинули пожелания:

-Установление единообразия уставных таможенных грамот и доступность их всем людям.

-Право конфискации товаров, необъявленных в таможне.

-Обязательная выдача выписей «за таможенными печатьми» с перечислением товара торговцам, едущим в другие города.

-Предоставление права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.

-Невмешательство воевод в сбор пошлин.

-Установление ответственности таможенных голов и целовальников в случае недобора пошлин по уставной грамоте только после расследования причин недобора.

К Строгановской челобитной прилагалась «Царская уставная таможенная грамота», основные положения которой легли в основу Указа от 25 октября 1653 года.

Согласно Указу государева:

-таможенная пошлина с товаров в Москве и других городах впредь должна была браться с продавцов, а не с покупателей по 10-ти денегс рубля[1] с продажной стоимости

- С денег, на которые приобретался товар, должна была собираться пошлина по 5 денег с рубля. При этом давалась выпись, что товары были куплены на деньги.

-При продаже этих товаров в других местах также взималась пошлина 5 денег с рубля. Общая сумма сборов достигала, таким образом, 10 денег с рубля.

-С явленных денег на приобретение товара в других городах торговцы должны были платить 10 денег с рубля.

-С привозных золотых, ефимков[2] и денег, предназначенных не для торговли, а в уплату долга или для сдачи в казну, рублевая пошлина не взималась.

-Таможенным головам и целовальникам, под угрозой наказания, запрещалось накладывать «лишние цены» сверх продажной цены товара под предлогом дополнительного сбора пошлин. Торговым людям запрещалось скрывать денежные суммы, предназначенные на покупку товаров, и занижать стоимость товаров в целях уменьшения платы таможенной «рублевой пошлины».

-Продажная цена объявлялась при явке товара в таможне продавцом в соответствии с рыночными ценами.

-Товары из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней нельзя было скрывать и занижать их продажную цену. Сокрытие реальной цены товара, как и самого товара, вело после трех задержаний к его конфискации и наказанию владельца кнутом. Правило распространялось не только на хозяев товара, но и на родственников, приказчиков и доверенных лиц. При недоказанности вины хозяина к дворовым и приказчикам могла быть применена пытка. Правила Указа о сыске касались и иноземцев, но для них, во избежание убытков, дело обходилось без штрафов.

-Запрещалось продавать и покупать товар по пути следования между таможнями. При прибытии в конечный пункт в таможне предъявлялись выписи с указанием уже взятой пошлины.

-В порубежных городах, кроме товаров, вывозившихся в Персию, платилась «рублевая пошлина» по десять денег с рубля на товар без выписи, и по пять денег на товар с таможенной выписью. С иностранных купцов, торгующих привозными товарами в российских городах, кроме Архангельска, пошлина составляла по 2 алтына с рубля с продажной цены.

-При перевозке товаров из Архангельска в Москву и другие города и при вывозе русских товаров за рубеж с иностранных купцов, не имевших жалованных грамот, взимались проезжие «отъявочные» пошлины по 4 деньги с рубля.

-С иностранцев, торговавших в Архангельске без вывоза, пошлина составляла: с «весчих» товаров – 8 денег с рубля, с «не с весчих» – по алтыну с рубля, «за важенные, дрягильские, мостовые, за всякие мелкие пошлины и за амбарщину» взималось по 2 деньги с рубля. Российские купцы, продававшие греческие и персидские товары, приобретенные на Посольских дворах и у иноземных оптовых торговцев, платили «прежнюю пошлину» – по две деньги с рубля.

-С продавцов, привозивших соль из Астрахани на продажу в Москву и другие города взималась рублевая пошлина, по гривне[3] с рубля, и пошлины «за всякие мелкие статьи».

-Указ сохранял амбарную пошлину, которую должны были платить торговцы, складывающие в амбары свои товары на определенный срок. На гостиных дворах по-прежнему взимались весовые пошлины, а также «аршинное», «мостовое».

- важнях, на пристанях, у судов взимались весовые пошлины. На реках Волге и Оке в половодье взимался «перевоз»: с иногородних торговцев – по десять денег с товарной телеги, а с местных – шесть денег.

-В Указе подробно расписаны весенние и летние пошлины за перевоз товарных и пустых телег, всадников и пеших людей. «Перевоз» и «мостовщина» не взимались со служилых людей.




-Мытная пошлина на Москве «с лесу, и с животины и со всяких мелких товаров» должна была взиматься по десять денег с рубля с прямой продажной цены. Мелкие таможенные сборы, которые записывались в таможенные книги «в поденный сбор» отдельными статьями, отменялись.

Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой,положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России.

Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался из Приказов по городам таможенным головам и целовальникам, включался в Наказные памяти, в местные годовые списки и в книги таможенных сборов. Торговый устав хранился в таможенных избах на видном месте, «чтобы его государев указ всем людям был ведом».

Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины XVIII века.

10. Новоторговый устав 1667г., как инструмент защиты национальных экономических интересов России (формирование таможенной политики, направленной на защиту национального производства).

Новоторговый устав 1667г. является крупнейшим законодательным актом , определявшим нормы внешней и внутренней торговли.

С точки зрения экономической политики Новоторговый устав представляет собой памятник политики меркантилизма .Все статьи устава, посвященные внешней торговле, проникнуты протекционизмом , который нашел выражение в системе пошлин ,взимавшихся с иностранных купцов. Вопросы внутренней торговли трактовались на основе Торгового устава 1653г.,оформившего таможенную систему и вводившего единую пошлину.

Устав состоит из введения , 94 статей и 7 статей приложения-Устава торговли (для иностранцев). Во введении изложены принципы торгово-экономической политики, провозглашались забота о пополнении государственной казны ,поддержка купечества, высказывалась мысль об организации кредита. В Новоторговом уставе детализированы правила внутренней торговли, основанные на торговом уставе 1653 г. Организация торговли и таможенной службы изымалась из ведения воевод. Подробно рассмотрены вопросы о сроках и порядке уплаты пошлин. Многие статьи были посвящены регламентации торговли иностранцев. Их торг ограничивался местом, временем, перечнем товаров. Им запрещалась розничная торговля и торг между собой, детально регламентировался учет их товаров.

Одним из авторов Новоторгового устава являлся А.Л. Ордин-Нащокин ,один из крупнейших государственных деятелей России второй половины 17 столетия.

Таможенная политика-часть внешнеэкономической деятельности государства.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение эго экономических интересов. Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности ,под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования. Таможенная политика России призвана реализовывать внешнеэкономическое интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления ,оздоровления и последующего подьема.

11. Развитие таможенного дела в эпоху реформ Пётра 1 (первая четверть 18 века).

Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года . Произошло временное увеличение числа внутренних платежей – были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность .

Начало совершенствования организации таможенного дела относится к концу первой четверти XVIII века, когда в 1718 году была образована Коммерц-коллегия, которой была подчинена служба таможенных бурмистров. С 1720 года таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия была в 1784 году закрыта, в 1797 году – снова восстановлена, а в 1802 году – реорганизована в Министерство коммерции.

В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу» .

Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25% до 75% , вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке . Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.

Но повышенное обложение важнейших западноевропейских товаров и предметов роскоши вызвало сильное недовольство крупного русского купечества.

Поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I . Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.

Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 года проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход . Их ходатайство было удовлетворено.

12. Таможенный тариф 1724 года., его направленность и значение.

Все таможенные тарифы до 18 века были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10% стоимости товаров, то есть проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства. Лишь в начале 18 века, в связи с новыми взглядами на развитие страны и проведением крупных экономических мероприятий по созданию заводов, фабрик, мануфактур, расширяется внешняя торговля. Принимаются меры по защите экономических интересов России

В 1724 году был издан новый таможенный тариф. Тариф 1724 г. был охранительным, протекционистским. Тариф 1724г. оставил в силе запрет на ввоз краски бакана. На товары, которые привозились в достаточном количестве, назначалась пошлина в размере 75%. В их числе оказались скатерти, салфетки, парусина, шелковые парчи, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо, иглы, пергамент и другие. Высокопокровительственная пошлина в размере 50% с цены была наложена на голландские полотна, бархат, волоченное и пряденое серебро, карты, шелковые парчи. В 1724 года был издан новый таможенный тариф

Оригинальность тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами, остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. Система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров, без каких-либо дополнительных определений или объяснений.

Протекционистский тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю и ослаблял приток таможенных доходов. Кроме того, усилился контрабандный ввоз товаров. Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф.

Воронин С.И. Торговый устав 1653 года

Торговый устав 1653 года

Установление унифицированной системы

взимания таможенных сборов в России

Одной из исторических дат, определивших в 1995 году установление профессионального праздника Дня таможенника Российской Федерации, стало 25 октября 1653 года, когда царь Алексей Михайлович утвердил Именной с боярским приговором указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». В историю таможенного дела России данный Указ вошел под названием Торгового устава 1653 года как законодательный акт, положивший начало введению единой ставки рублевой пошлины в России.

Ко времени введения Указа в Российском государстве сложилась развитая, но архаичная система сбора таможенных пошлин, формировавшаяся постепенно с образования в IX веке Древнерусского государства. В XVII веке уже была широко развита мелочная дифференциация торговых, проезжих, штрафных пошлин и пошлин за обслуживание. Неопределенность и разнообразие внутренних таможенных пошлин тормозили экономическое развитие единого централизованного государства и приводили к многочисленным злоупотреблениям.

Увеличение размера таможенных пошлин произошло в связи с падением курса серебра в середине XVII века. Рублевая пошлина стала преобладать как наиболее выгодная в фискальном смысле, т.к. пошлина с цены товара обеспечивала быстрое возрастание казенных доходов. Разные ставки тамги во внутренней таможенной системе начинают исчезать. Необходимы были равные условия торговли на общероссийском рынке, что предполагало взимание со всех . рублевой пошлины в одинаковом размере. К середине XVII века происходит процесс постепенного стирания различий в уплате рублевой пошлины между местными и иногородними торговцами и покупателями. Размер пошлин перестал зависеть от места происхождения привозимого товара и имущественного положения торговца, которые ранее делились на «лучших», «средних» и «худых». К середине XVII века в России объективно назрела необходимость проведения таможенных реформ.

В течение 1652-1653 годов российские гости и купцы из важнейших торговых центров подавали челобитные на имя государя с просьбами о принятии неотложных мер по упорядочению сбора таможенных пошлин и реорганизации торговли на территории России. В августе 1653 года царю Алексею Михайловичу была подана «Сказка Строгонова с братьями и гостиной и других сотен торговых людей об искоренении злоупотреблений по таможенным сборам». В челобитной были изложены основные предложения «Московского государства торговых людей»:

Установление единой рублевой пошлины со всех видов товаров с продажной цены, как с местных жителей, так и с иногородних.

Отмена лишних пошлин на товары.

Отмена проезжих пошлин.

Установление единых клейменых мер и весов.

Для таможенных голов, осуществлявших сбор пошлин «на верной службе», в челобитной были выдвинуты пожелания:

Единообразие уставных таможенных грамот и доступность их всем людям.

Право конфискации товаров, необъявленных в таможне.

Обязательная выдача выписей «за таможенными печатьми» с перечислением товара торговцам, едущим в другие города.

Предоставление права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.

Невмешательство воевод в сбор пошлин.

Несение ответственности таможенных голов и целовальников в случае недобора пошлин по уставной грамоте только после расследования причин недобора.

К челобитной прилагалась «Царская уставная таможенная грамота», основные положения которой легли в основу Указа от 25 октября 1653 года.

Согласно Указу государева таможенная пошлина с товаров в Москве и других городах впредь должна была браться с продавцов (а не покупателей) по 10-ти денег с рубля с продажной стоимости (по ценам, установленным на эти товары в Москве и в других городах). Ряд мелких сборов и пошлин был упразднен. «Перекупные пошлины с весчих товаров» были оставлены без изменений (от 2,5 до 10 денег с рубля с надбавки на продажную цену). Пошлина 5-ти денег с рубля должна была собираться с денег, на которые приобретался товар. При этом давалась выпись, что товары были куплены на деньги. При продаже этих товаров также взималась пошлина 5 денег с рубля. Общая сумма сборов достигала, таким образом, 10 денег с рубля. Те, кто приобретал товар на вывоз, должны платить 10 денег с рубля. С привозных денег, предназначенных не для торговли, а в уплату долга или для сдачи в казну рублевая пошлина не взималась.

Таможенным головам, под угрозой наказания, запрещалось накладывать «лишние цены» сверх продажной цены товара в целях дополнительного сбора пошлин. Торговым людям запрещалось скрывать денежные суммы, предназначенные на покупку товаров, и занижать стоимость товаров в целях уменьшения платы таможенной «рублевой пошлины». Продажная цена объявлялась при явке товара в таможне продавцом в соответствии с рыночными ценами. Товары из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней нельзя было скрывать и занижать их продажную цену. Сокрытие реальной цены товара, как и самого товара, вело (после трех задержаний) к его конфискации и наказанию владельца кнутом. Правило распространялось не только на хозяев товара, но и на родственников, приказчиков и доверенных лиц. При недоказанности вины хозяина к дворовым и приказчикам могла быть применена пытка. Правила Указа о сыске касались и иноземцев, но для них, во избежание убытков, дело обходилось без штрафов.

Указ подтверждал практику выдачи таможенных выписей для вывозных товаров «за руками и за таможенными печатями». В таможенные книги таможенники обязаны были записывать количество и название товара, а также указывать пункт назначения. Запрещалось продавать и покупать товар по пути следования между населенными пунктами без предъявления выписей с указанием уже взятой пошлины в соответствующей таможне.

Важное место в Указе отводится системе взимания пошлин для торговых русских людей, направлявшихся с товаром, приобретенным в Москве и других городах, за рубеж. В зарубежных странах, кроме Персии, платилась «рублевая пошлина» по десять денег с рубля на товар без выписи, и по пять денег на товар с таможенной выписью. С иностранных купцов, торгующих привозными товарами, кроме Архангельска, пошлина составляла с продажной цены по 2 алтына с рубля. С иноземцев взимались проезжие «отъявочные» пошлины по 4 деньги с рубля с «весчих» товаров, а «не с весчих» - по 3 деньги с рубля. При перевозке товаров из Архангельска в Москву и другие города и при вывозе русских товаров за море иностранные купцы, не имевшие жалованных грамот, должны были платить «отъявочные» пошлины в том же размере. С иностранцев, торговавших в Архангельске без вывоза, пошлина составляла: с «весчих» товаров - 8 денег с рубля, с «не с весчих» - по алтыну с рубля, за важенные, дрягильские, мостовые, за всякие мелкие пошлины и за амбарщину взималось по 2 деньги с рубля. Российские купцы, продававшие греческие и персидские товары, приобретенные на Посольских дворах и у иноземных оптовых торговцев, платили «прежнюю пошлину» - по две деньги с рубля.

В связи с особым статусом Астрахани как центра торговли солью, в Указе представлены статьи, регулировавшие взимание таможенных пошлин с продажи соли, привезенной из Астрахани, в том числе и с учетом «Яицкого промысла» (рыбной ловли).

Важное место в Указе занимает требование единообразия «хлебным мерам, и всяким весам, саженям и аршинам». Амбарную пошлину или «анбарщину» должны были платить торговцы, складывающие в амбары свои товары на определенный срок. Купцы, в случае прямой продажи товара или его обмена без использования амбаров, освобождались от ее уплаты. С квасных мест, на рыбном дворе, у важен, на гостиных дворах, на реках по-прежнему взимались пошлины «аршинное», «мостовое». На реках Волге и Оке в половодье взимался «перевоз»: с иногородних торговцев - по десять денег с товарной телеги, а с местных – шесть денег. В Указе подробно расписаны весенние и летние пошлины за перевоз товарных и пустых телег, всадников и пеших людей. «Перевоз» и «мостовщина» не взимались со служилых людей. Мытная пошлина на Москве «с лесу, и с животины и со всяких мелких товаров» должна была взиматься по десять денег с рубля с прямой продажной цены. Мелкие таможенные сборы, которые записывались в таможенные книги «в поденный сбор» отдельными статьями, отменялись.

Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой, положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России.

Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался таможенным головам и целовальникам вместе с уставными таможенными грамотами по городам, «чтобы его государев указ всем людям был ведом», хранился в таможенных избах на видном месте.

Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины века XVIII века.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА

ИЗ ИСТОРИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В СИБИРИ

Таможенная политика, как часть экономической политики правительства, отражает уровень социально-экономического развития страны и характер ее экономических связей. Специфические особенности социально-экономической истории Сибири в XVII в. обусловили и своеобразие таможенной политики. Изучение этого своеобразия необходимо для познания процесса и закономерностей экономического развития Сибири и для правильного понимания многих сложных явлений общерусской истории XVII–XVIII вв.

Между тем история таможенного дела в Сибири XVII в. до недавнего времени не только не была предметом специального исследования, но даже в общих чертах не освещалась ни в работах по истории таможенного дела в России, ни в сибиреведческой литературе. В значительной мере это было связано с состоянием источников. Имелись лишь отдельные случайные публикации документов, а специальные архивные изыскания на эту тему, в силу их большой трудоемкости, были мало целесообразны без широкого изучения социально-экономической истории Сибири. Лишь в 1930-х годах К. В. Базилевич сделал некоторые наблюдения об отдельных особенностях таможенной политики в Сибири в XVII в. 1 Но по существу изучение этого вопроса начато только в самое последнее время.

В 1959 г. В. А. Александров и Е. В. Чистякова попытались впервые осветить таможенную реформу в Сибири 1687–1698 гг., опубликовав статью под названием «К вопросу о таможенной политике в Сибири в период складывания всероссийского рынка (вторая половина XVII в.)». Основанная на ограниченном круге источников, их статья представляет интерес в плане постановки вопроса 2 .

Два года спустя автор настоящих строк опубликовал статью о таможенной политике русского правительства в Сибири в XVII в. 3 Однако эта тема нуждается в дальнейшем изучении, для чего необходимо вовлекать в научный оборот новые архивные материалы. [351]

Публикуемые документы вместе с изданными ранее создают базу для изучения одного из узловых вопросов таможенной политики русского правительства в Сибири – таможенной реформы конца XVII в. 4 Вместе с тем они содержат богатый материал об условиях торговли в Сибири до проведения реформы (см. док. № 1, 2, 4, 6, 7).

Система взимания таможенных пошлин сложилась в Сибири в начале XVII в. и с самого начала существенно отличалась от общерусской ввиду наличия особой десятой пошлины, значительно превышавшей рублевую – основную торговую пошлину европейской части государства. Это отличие стало еще более заметным с середины XVII в., когда в Русском государстве по Уставной грамоте 1653 г. был введен новый порядок внутренней торговли, закрепленный затем Новоторговым уставом 1667 г. (ликвидация проезжих пошлин и унификация остальных сборов путем введения единой рублевой пошлины), а в Сибири осталась без изменения старая таможенная система с многочисленными торговыми и проезжими пошлинами, с дифференцированным обложением пошлинами покупателей.

Это объяснялось экономическим отставанием Сибири от центральных областей государства и особыми фискальными интересами царского правительства, не желавшего лишаться высоких доходов от сбора десятой пошлины.

Вопрос об изменении таможенных порядков в Сибири встал на очередь дня в начале 80-х годов XVII в. К этому времени экономика Сибири и характер ее торговли претерпели большие изменения. В результате русской крестьянской и посадской колонизации Сибирь достигла значительных успехов в хозяйственном развитии, особенно в развитии земледелия 5 . Сильно изменился характер сибирской торговли. В результате истощения пушных богатств к началу 80-х годов XVII в. наступил затяжной кризис сибирской пушной торговли, а доходы казны от ясака и таможенных сборов понизились 6 . В то же время в связи с установлением непосредственных торговых связей с Китаем через Восточную Сибирь изменились направления грузопотоков, а основные центры торговли из Западной Сибири переместились в Восточную 7 .

Сокращение оборотов внутрисибирской торговли и снижение к ней интереса со стороны русского купечества заставили правительство пойти навстречу требованиям последнего о реформе таможенного дела в Сибири.

Проведению таможенной реформы в Сибири содействовало также то обстоятельство, что укреплялся местный сибирский рынок и формировались кадры местных торговцев.

Реформа имела четыре этапа: 1) отмена в 1687 г. проезжих пошлин по царскому приговору от 13 декабря 1686 г.; 2) введение в 1689 г. для Сибири дополнительных статей к Новоторговому уставу 1667 г.; 3) введение первого таможенного кодекса для Сибири – статей 1693 г.; 4) введение таможенного устава 1698 г. [352]

Публикуемые документы относятся к двум первым этапам реформы. Основной, принципиальный вопрос реформы – ликвидация проезжих пошлин – был решен на первом этапе. На последующих этапах реформы речь шла главным образом о степени распространения десятой пошлины, об унификации ее сборов, об увеличении или об уменьшении тяжести обложения, о кодификации таможенного дела в Сибири.

Торговые люди подали в 1685–1686 гг. два челобитья. В первом (см. док. № 1), поданном в декабре 1685 г., они просили защиты от самовольных поборов со стороны воевод и подьячих, ликвидации лишних застав и сосредоточения сбора проезжих пошлин в одной тобольской таможне. Эти просьбы были частично удовлетворены. В Кай-городок и Соль-Камскую воеводам были посланы грамоты о запрещении брать с торговых людей «повозовщину» (см. док. № 1), а в сибирские города грамоты с запрещением брать «посотчину» и об оценке товаров местного «прямою ценою, как в котором городе те их руские товары купят и продают на деньги, а не по примерным ценам» (док. № 5).

В ноябре 1686 г. торговые люди подали второе челобитье (см. док. № 6), в котором просили брать с них в Сибири ежегодно только один указной оброк и выписи об этом зачитывать во всех городах, снять «вновь учиненную» в Верхотурье сенную пошлину и снова настаивали на сосредоточении сбора проезжих пошлин в Сибири в одном городе.

Еще при подготовке доклада царям по челобитью 1685 г. Сибирский приказ справлялся в Приказе большой казны об оценке товаров в «русских городах». Из Приказа большой казны прислали 10 мая 1686 г. выписку некоторых статей Уставной грамоты 1653 г. и Новоторгового устава 1667 г. (см. док. № 3), тогда же в докладе было отмечено, что эти документы ранее в сибирские города не посылали (см. док. № 4). При подготовке нового доклада по челобитью 1686 г. в Сибирском приказе снова обратили внимание на то, что в Русском государстве по Уставной грамоте 1653 г. и Новоторговому уставу 1667 г. введена единая рублевая пошлина и отменены проезжие и другие мелкие сборы.

13 декабря 1686 г. состоялся царский приговор о взимании с торговых людей в Сибири одного годового оброка и об отмене проезжих пошлин, с сохранением десятой пошлины (см. док. № 8).

На основании этого приговора 14 марта 1687 г. в сибирские города были посланы соответствующие грамоты 8 , а в Приказ большой казны царский указ о присылке полных списков с Уставных грамот 25 октября 1653 г. и 10 апреля 1654 г., с Новоторгового устава 1667 г. и с более поздних добавочных постановлений по таможенному делу (см. док. № 9). С этих списков в Сибирском приказе были сняты копии «за дьячьей приписью» и разосланы в сибирские города. Размножение и рассылка их продолжалась с 14 апреля 1687 г. и до середины 1688 г. В сопроводительных к ним грамотах было указано: грамоту, посланную в марте 1687 г., «отставить, для того что в той. грамоте написано не против торговых уставных статей», а отныне брать пошлины в таможне «против новоторговых уставных статей» 9 .

Наличие двух указанных противоречивых грамот повело к недоразумениям и разнобою в сборе пошлин в различных городах. Суммы таможенных сборов резко понизились. Так, в Тобольске в 1687 г. с 17 мая по 31 августа было недобрано по сравнению с предыдущим финансовым [353] годом 1367 руб. 9 алт. Это составило 36,4% к сбору предыдущего года 10 .

Поэтому в сентябре 1689 г. в Сибирском приказе были составлены и посланы в сибирские города дополнительные статьи к Новоторговому уставу 1667 г. с целью отразить специфику сибирской торговли, потому что в Новоторговых статьях «о сибирских пошлинах имянно не написано, да и для того, великим государем ведомо учинилось, что в сибирских городах по тем новоторговым уставным статьям в сибирских городах таможенной пошлины збор умалился» 11 . Однако введение «пополненных статей» 1689 г. не создало желаемого для правительства перелома, таможенные доходы продолжали сокращаться ввиду сокращения в Сибири пушной торговли.

Восстановить высокий уровень доходов казны от сибирской торговли правительство попыталось за счет купеческого капитала. Оно разработало специальный торговый устав для Сибири – статьи 1693 г., подтверждавшие отмену проезжих пошлин 12 . Провозглашенный в 1689 г. сбор второй («перекупной») десятой пошлины с пушнины был теперь распространен на моржовую кость и китайские товары. Был введен новый сбор перекупной пошлины при перепродаже пушнины. Таможенные статьи 1693 г. сильно увеличили тяжесть таможенного обложения в Сибири по сравнению со всеми предыдущими периодами. Выработка таможенного законодательства для Сибири шла в довольно острой борьбе между правительством и купечеством. Добиваясь удовлетворения своих требований, торговые люди продолжали отстаивать ту линию, которая обозначилась еще в середине столетия и нашла выражение в таких актах, как Уставная грамота 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г.

Вопреки ожиданиям правительства, введение жестких статей 1693 г. имело отрицательный эффект. Таможенные сборы продолжали уменьшаться, а торговые люди стали буквально бойкотировать сибирскую торговлю.

Через пять лет правительство вынуждено было отменить статьи 1693 г. и ввести новые «мерные» (умеренные) статьи 1698 г. 13 Свое решение оно мотивировало тем, что прежние статьи были «тягостны» для торговых людей и они «в Сибирь для торгов ехать отказали» 14 .

Таможенная реформа в Сибири, проводившаяся с большими колебаниями в течение 1687–1698 гг., закончилась компромиссом между правительством и купечеством. Проезжие пошлины были отменены, а торговые сборы унифицированы и кодифицированы, но таможенный барьер между европейской частью государства и Сибирью в виде десятой пошлины – важного источника перекачивания средств от сибирской торговли в казну – был сохранен. Таможенные статьи 1698 г. действовали вплоть до отмены в России в середине XVIII в. внутренних таможен 15 .

Публикуемые документы выявлены в Центральном государственном архиве древних актов СССР в фонде Сибирского приказа. При подготовке к печати часть повторяющихся текстов опущена автором публикации с отметкой об этом в подстрочных примечаниях.

Публикация подготовлена на основании «Правил издания исторических документов». М., 1955. [354]

Комментарии

1. К. В. Базилевич. Таможенные книги как источник экономической истории России.– «Проблемы источниковедения», т. I. М.–Л., 1933, стр. 110–129; его же. К вопросу об изучении таможенных книг XVII в. – «Проблемы источниковедения», т. II. М.–Л., 1936, стр. 71–89.

2. «Вопросы истории», 1959, № 2, стр. 132–143. Критический разбор этой статьи см. в моей работе «Таможенная политика в Сибири в XVII в.» (В сб. «Русское государство в XVII в. Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни». М., 1961, стр. 330–370).

3. А. Н. Копылов. Указ. соч.

4. По таможенной реформе в Сибири 1687–1698 гг. опубликованы таможенные статьи для Сибири 1693 г. (в наказе мангазейским таможенным головам, ПСЗ, т. III, № 1474) и таможенные статьи 1698 г. (ПСЗ, т. III, № 1654), а также две грамоты 1687 г. верхотурскому воеводе Г. Нарышкину: 1) от 14 марта, об отмене проезжих пошлин в Сибири (АИ, т. V, № 150) и 2) от 15 апреля, о присылке списков с Новоторгового устава 1667 г. и с других таможенных документов и о сборе пошлин по Новоторговому уставу, а не по грамоте от 14 марта (АИ, т. V, № 153).

5. См. В. И. ІІІунков. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.). М., 1956.

6. К. В. Базилевич. К вопросу об изучении таможенных книг XVII в., стр.86.

7. О. Н. Вилков. Китайские товары на тобольском рынке в XVII в.– «История СССР», 1958, № 1, стр. 105–124; В. А. Александров. Из истории русско-китайских экономических связей перед Нерчинским миром 1689 г.– «История СССР», 1957, № 5, стр. 203–208; его же. Русско-китайская торговля и нерчинский торг в конце XVII.– В сб. «К вопросу о первоначальном накоплении в России (XVII–XVIII вв.)». М., 1958, стр. 422–464.

8. Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), ф. Сибирского приказа (СП), стб. № 930, лл. 87–97; АИ, т. V, № 150.

9. ЦГАДА, СП, стб. № 930, лл. 109–110, 125–127. Один из таких списков (сборников), скрепленный приписью дьяка Сибирского приказа Афанасия Парфенова и присланный 24 мая 1688 г. в один из восточносибирских городов, хранится в настоящее время в фонде Сибирского приказа (оп. 5, № 289).

10. ЦГАДА, СП, стб. № 930, лл. 128–131.

11. ЦГАДА, СП, стб. № 1035, ч. 1, лл. 2–3: кн. № 1031, л. 12 об.; оп. 4, № 198, л. 1.

12. ПСЗ, т. III, № 1474; ЦГАДА, СП, кн. № 1031. лл. 35–49 об.; СП, оп. 4, № 143, лл. 1–23.

13. ПСЗ, т. III, № 1654.

14. Там же.

15. ПСЗ, т. XIV, № 10486, гл. XII; Г. Ф. Миллер. Описание о торгах сибирских. СПб., 1756, стр. 169.

Текст воспроизведен по изданию: Из истории таможенного дела в Сибири // Археографический ежегодник за 1964 год. М. 1965

© текст - Копылов А. Н. 1964
© сетевая версия - Strori. 2014
© OCR - Андреев-Попович И. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Археографический ежегодник. 1964

Указ Алексея Михайловича от 25 октября 1653 г. – именной Указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров»

В Указе Алексея Михайловича от 25 октября 1653 г. говорилось: «Великий государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостиной и суконной и черных сотен и слобод и городовых всяких чинов людей, указал, и Бояре приговорили: впредь свою Государеву и таможенную пошлину иметь с весчих и невесчих, со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городах с тутошних жилищных и с приезжих со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с рубля, почему который товар ценой на деньги в продаже будет».

Пошлины с иноземцев были повышены, т. е. стали взимать по 2 алтына (12 денег), а за товары, отвезенные в глубь страны или обратно за рубеж, – еще 4 деньги с рубля.

Данный указ от 25 октября 1653 г. рассматривается как Таможенный устав, а в большинстве случаев – как Торговый устав. Указ стал важной вехой таможенной реформы в России, документом, содержание которого положило начало перестройки таможенного дела в соответствии с потребностями экономического и торгового развития Московского государства.

Устав 1653 г. отменил все проездные и проплавные пошлины, за исключением перевоза и мостовщины на Волге и Оке, причем с проезжих людей взималось по 10 денег с телеги, а с «тутошних» людей – по 6 денег с телеги, «а с верхового человека по две деньги, а с пешего по деньге».

Из пошлин, взимавшихся на гостином дворе, была оставлена одна амбарщина, которую должны были платить торговцы в том случае, если они пользовались амбарами, а пользоваться амбарами было необязательно.

Во многих сельских местностях, главным образом на переправах через реки и во владениях отдельных помещиков, с торговых людей верные сборщики и таможенные откупщики продолжали взимать проезжие пошлины. Поэтому на основании положений уставной грамоты была составлена 30 апреля 1654 г. дополнительная уставная грамота. В ней говорилось о злоупотреблениях, связанных с отдачей на «богоненавистные откупы» мытов, мостов, перевозов, и приводящих торговых людей к разорению. В грамоте провозглашалась отмена откупов при сборе торговых пошлин и подтверждалось введение единой рублевой пошлины во всех городах и селах: «От сего времени проезжих пошлин и мытов, по рекам с судов посаженного и привального и грузового, и с людей головщины, и с саней полозового, и с телег […] не имати, и в откупы не отдавати. А те проезжие всякие мелкие пошлины и мыты, которые были в таможнях на вере сбираны и в откуп отдаваны […] велено приложити в торговую рублевую пошлину и сбирати в таможнях выборным верным головам и целовальникам».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

О должниках Именной указ [Января 15 дня 1718 года]

О должниках Именной указ [Января 15 дня 1718 года] Великий государь царь и великий князь Петр Алексиевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Указал по имянному своему великого государя указу, которые люди по подрядам и по откупам, и по верным таможенным и питейным

О покупке купечеству к заводам деревень Именной указ [Января 18 дня 1721 года]

О покупке купечеству к заводам деревень Именной указ [Января 18 дня 1721 года] В нынешнем 1721 году, генваря 18 дня.Его императорское величество указал по имянному своему императорского величества указу. Понеже, хотя по прежним указом, купецким людем деревень покупать было

О пошлинах на привозные иностранные иглы Именной указ [Июля 24 дня 1719 года]

О пошлинах на привозные иностранные иглы Именной указ [Июля 24 дня 1719 года] Великий государь царь и великий князь ПЕТР Алексеевич всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец указал со всех иностранных игол, которые в привозе в Российское государство будут водою и сухим

О пошлинах на товары, кои продаваны были из казны Именной указ, объявленный из Коммерц-коллегии [Октября 1 дня 1719 года]

О пошлинах на товары, кои продаваны были из казны Именной указ, объявленный из Коммерц-коллегии [Октября 1 дня 1719 года] В нынешнем 1719 году апреля в 8 день великий государь и великий князь Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, милосердуя к

Об отдаче погранишной пошлины на откуп Указ из Сената [Февраля 10 дня 1721 года]

Об отдаче погранишной пошлины на откуп Указ из Сената [Февраля 10 дня 1721 года] По его императорского величества имянному указу Правителствующий Сенат приказали в Великороссийских и Малороссийских городех пошлину по Польской и по всем границам, где наперед сего бывала и

О сборе с купечества единовременно в казну по объявленным ими капиталам по одному со ста и с какими капиталами считать впредь 2-ю, 3-ю, и 1-ю гильдии [Именной указ] [Июня 23 дня 1794 года]

О сборе с купечества единовременно в казну по объявленным ими капиталам по одному со ста и с какими капиталами считать впредь 2-ю, 3-ю, и 1-ю гильдии [Именной указ] [Июня 23 дня 1794 года] УКАЗ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИЙСКОЙиз Правительствующаго

О раздаче денег из коммерческого банка [Именной указ из Сената] [Июля 23 дня 1764 года]

О раздаче денег из коммерческого банка [Именной указ из Сената] [Июля 23 дня 1764 года] УКАЗ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ…Торгующим при Санктпетербургском порте российским подданным купцам деньги давать взаймы на месяц, на два, натри, на полгода и

Об учреждении воронежской торговой компании [Именной указ, данный воронежскому губернатору Маслову] [Октября 18 дня 1772 года]

Об учреждении воронежской торговой компании [Именной указ, данный воронежскому губернатору Маслову] [Октября 18 дня 1772 года] Рапорт ваш от 25 минувшего сентября и при том посыланный от нас к вам план Воронежской торговой компании, с нашею на каждый оного пункт резолюциею, мы

О установлении, по сколько весом и какой пробы делать золотую и серебренную монету [Именной указ] [Марта 30 дня 1764 года]

О установлении, по сколько весом и какой пробы делать золотую и серебренную монету [Именной указ] [Марта 30 дня 1764 года] Понеже МЫ, приняв в разсуждение, что золотая империальная и полуимпериальная монета поныне делана была не в такой против серебреной пропорции, как то во

О взыскании с купечества одного процента с капитала без различия вероисповедания и о собирании сих податей в декабре каждого года [Именной указ из Сената] [Марта 1781 года]

О взыскании с купечества одного процента с капитала без различия вероисповедания и о собирании сих податей в декабре каждого года [Именной указ из Сената] [Марта 1781 года] …МЫ токмо находим нужным дать вам приметить, первое, в разсуждении платежа, узаконеннаго для

Об издании общего тарифа для всех портов и пограничных таможен Российской империи, кроме Астрахани, Оренбурга и Сибири [Именной указ] [Сентября 27 дня 1782 года]

Об издании общего тарифа для всех портов и пограничных таможен Российской империи, кроме Астрахани, Оренбурга и Сибири [Именной указ] [Сентября 27 дня 1782 года] 1. Сила сего Тарифа простираться долженствует на все портовыя и пограничныя таможни империи НАШЕЙ, кроме

Статья 16. 3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации

Статья 16. 3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации 1. Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации

Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации

Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации 1. Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации

§ 4. Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. – важнейший памятник русского военного, уголовного и судебного законодательства XVII века

§ 4. Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. – важнейший памятник русского военного, уголовного и судебного законодательства XVII века Важнейшим памятником именно отечественного, а не иностранного происхождения, в XVII в. было Соборное Уложение 1649 г. Причины подготовки

3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах

3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах Наличие особенностей местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, а также в закрытых

3) Уложение царя Алексея Михайловича и новоуказные статьи

3) Уложение царя Алексея Михайловича и новоуказные статьи При изложенном выше характере движения законодательства после Судебника царского (т. е. при разнообразии и малоизвестности законов и при полной отмене норм обычного права), право сделалось трудно распознаваемым,

Переработчики жалуются на нехватку сырья и говорят, что они из последних сил не увеличивают цену на свою продукцию для потребителей. А в странах АТР сою любят, отечественные фермеры с удовольствием ее продают пока за 35- 40 тысяч рублей за тонну. Это рентабельно, никто не спорит, тем более что на экспорт сои до сих пор существовала нулевая пошлина. Именно это позволило дальневосточным фермерам, занимающимся бобовыми, сделать культуру стратегической, распахать под нее тысячи гектаров и заявить о ДФО как о надежном поставщике сырья в страны АТР. А в ушедшем году еще и в беспрецедентном количестве закупить новую технику, рассчитаться с кредитами, приобрести удобрения.

Больше всего сои выращивается в Амурской области. Фермеры Приамурья обратились к вице-премьеру - полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу, губернатору Василию Орлову, в Госдуму. По мнению аграриев, решение правительства о пошлине убьет соевый бизнес на Дальнем Востоке. За рубеж идет сырье, выращенное в ДФО, на переработку российским предприятиям на западе страны поступает соя из других регионов, так что пошлина не прибавит этим маслокомбинатам дальневосточных бобов.

Перерабатывающие мощности есть и в ДФО: одно предприятие в Хабаровском крае и три - в Амурской области, которые получают в качестве сырья треть выращенного в Приамурье. Амурские переработчики работают вполсилы и могли бы брать больше сырья. Но фермерам выгоднее продавать его в страны АТР: закупочные цены у тех же китайцев, как правило, гораздо выше.

Введение таможенной пошлины в 30 процентов сделает экспорт сои нерентабельным, считают сельхозпроизводители, лишит их основного рынка сбыта и, как следствие, приведет к банкротству хозяйств. В свою очередь глава минсельхоза Приамурья Олег Турков подчеркивает, что, выбирая между экспортом и переработкой сои в Амурской области, региональные власти поддержат работу заводов.

- Вывоз сои в чистом виде - это как вывоз леса-кругляка. Каждые 100 тысяч тонн сои, которые вывезены с территории РФ, это потеря двух миллиардов руб­лей ВРП области, - говорит он.

Амурчане скрепя сердце согласны на введение экспортной пошлины, но разумной считают 20-процентную.

- Пошлина в 30 процентов запредельна. Это решение поддержит переработчиков, но задавит производителей. Надо искать баланс, - считает исполнительный директор Амурского отделения Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Юсупов.

В Приморском крае сои выращивается в три раза меньше, чем в Приамурье, но структура производителей иная. Если в Амурской области соей занимаются 600 фермерских хозяйств, то в Приморье львиная доля приходится на компанию-монополиста "Русагро", а мелких хозяйств лишь несколько.

- Странное решение по отношению к дальневосточным производителям сои, ведь в регионе нет достаточных внутренних источников ее потребления (даже если переработать всю сою, на такое количество масла и шрота в ДФО нет покупателей. - Прим. ред.). А вывезти зерно в другие регионы невозможно: железнодорожные тарифы сделают его стоимость такой, что никто на западе страны не купит. В Приморье теперь нет перерабатывающего сою комбината. ОАО "Приморская соя", которое работало с мелкими производителями зерна, почило в бозе. "Русагро", выращивая сою на самых плодородных землях Михайловского, Хорольского, Октябрьского районов края, не стремится везти ее в центральные регионы страны переработчикам, а гонит за рубеж. Но оно-то, скорее всего, "переварит" вводимую пошлину, - машет рукой эксперт Елена Абашева.

Мелким производителям из Приморья остается пополнить нелегальный рынок экспорта, который, увы, существует. Или просто припрятать, придержать урожай. По словам главы "Совхоза Искра" Дмитрия Никифорова, уже сейчас наблюдается тенденция, когда крупные покупатели скупают сою с дисконтом 5 -10 тысяч рублей за тонну с тем, чтобы попридержать ее и через несколько месяцев спокойно вывезти за границу.

- Хотя в целом, конечно, странное решение. Существует национальный проект "Международная кооперация и экспорт", нам надо демонстрировать эту кооперацию. Для экспорта только-только открылись рынки Японии и Южной Кореи. Нам, например, удалось довести выращенную на приморских полях сою до тех стандартов качества, которые предъявляют корейские покупатели. В итоге через корейских партнеров "Совхоз Искра" выиграл один из аукционов, проводимых ежемесячно в этой стране. Я считаю, что нужны не пошлины, а квоты, чтобы не тащили с запада на Дальний Восток сою, не оформляли ее здесь по документам как местную и не гнали за рубеж, - говорит Дмитрий Никифоров.

В рамках мер по стабилизации цен на продовольственном рынке было принято решение о повышении экспортной пошлины и на другие масличные культуры. С 9 февраля по 30 июня 2021 года пошлина в размере 30 процентов, но не менее 165 евро за тонну будет действовать на подсолнечник и рапс.

- Мы подготовили письмо в адрес заместителя председателя правительства - полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, в котором просим его оказать содействие в том, чтобы правительство страны с июля будущего года не продлевало экспортную пошлину на рапс, - сообщил министр сельского хозяйства Забайкальского края Денис Бочкарев. - Если кабинет министров решит продлить действие этой экспортной ставки, то просим, чтобы из списка исключили Забайкальский край и другие регионы Дальнего Востока. В субъектах ДФО небольшие объемы производства рапса в масштабах страны, в связи с этим наши хозяйства не являются конкурентами крупным предприятиям из западных регионов страны и никак не влияют на ценовую политику. Вывозить рапс в другие регионы слишком дорого, высокие транспортные расходы делают нерентабельной отрасль для забайкальских предприятий. Поэтому ставка на экспорт в соседний Китай, а также увеличение объемов производства с последующим строительством перерабатывающих мощностей на территории Забайкалья являются приоритетными направлениями программы развития сельского хозяйства в крае.

Читайте также: