Вто выступает за сокращение таможенных пошлин

Опубликовано: 15.05.2024

Российская Федерация находится в процессе присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО), являющейся главной международной организацией, регулирующей торговлю между государствами.
Для того чтобы присоединиться к ВТО, России предстоит принять нормы и правила международной торговли, разработанные странами-участницами ВТО в течение последних пятидесяти лет. Кроме того, Россия должна обеспечить доступ на свои рынки товарам и услугам других стран-участниц, а они, в свою очередь, - обеспечить доступ российских товаров и услуг на свои рынки. Условия присоединения являются предметом как многосторонних переговоров в рамках ВТО, так и двусторонних переговоров по вопросам доступа на рынок с заинтересованными странами-участницами ВТО.
Переговоры по вопросам присоединения проводятся Правительством Российской Федерации. По их результатам на ратификацию Государственной Думы будет вынесен Протокол о присоединении, представляющий со-бой международное соглашение. Оценка общего баланса преимуществ и затрат, связанных с присоединением, является ключевым вопросом в процессе ратификации. Также, к моменту присоединения Российская Федерация должна будет завершить обширную программу законодательных реформ в целях обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО.

Всемирная торговая организация: основные принципы, функции
и преимущества для стран-участниц
Всемирная торговая организация (ВТО), функционирующая с 1 января 1995 года, является преемницей действовавшего с 1947 года генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и основывается на соглашениях, достигнутых в рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 – 1994 годы).
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 136 государств, более 30 стран (включая Россию) имеют статус наблюдателя и на-ходятся на различных стадиях присоединения. На страны-участницы ВТО приходиться 92 % всей мировой торговли товарами и услугами.

Принципы ВТО
Многосторонние торговые соглашения ВТО базируются на следующих основополагающих принципах:
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ): страны-участницы обязаны предоставлять для товаров и услуг других стран-участниц режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется для товаров из какой-либо страны-участницы.
Национальный режим: режим в отношении иностранных товаров и услуг на отечественном рынке должен быть не менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении отечественных товаров (в частности, в области налогообложения).
Справедливая конкуренция: разрешение применять санкции против субсидируемого или демпингового импорта в случае нанесения ущерба для отечественных производителей; поэтапный отказ от мер, оказывающих «искажающее» воздействие на торговлю.
Либерализация торговли: регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от количественных ограничений; последовательное сокращение уровня таможенных пошлин с целью развития международной торговли благодаря специализации на производстве конкурентоспособности продукции.
Предсказуемость и транспарентность (прозрачность) торгового режима: мониторинг торговой политики и обязательность нотификации (уведомления) о вводимых торговых мерах.
Специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран: более мягкие обязательства по сравнению с развитыми странами и более продолжительный период их реализации (в частности, по таможенной защите, внутренней поддержке сельского хозяйства и субсидированию экспорта).

Функции ВТО
Руководствуясь вышеупомянутыми принципами, ВТО выполняет следующие основные функции:

  • Обеспечивает разработку и реализацию системы многосторонних торговых соглашений и соглашений с ограниченным кругом участников;
  • Устанавливает правила и процедуры и действует в качестве форума для разрешения международных споров;
  • Осуществляет мониторинг национальной торговой политики стран-участниц;
  • Сотрудничает с международными организациями, участвующими в формировании глобальной экономической политики.

Преимущества членства в ВТО
Присоединение России к ВТО определяется стратегическим курсом современной внешнеэкономической политики России, который направлен на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю. Членство в данной влиятельной международной организации даст возможность:

  • Обеспечить более благоприятные, стабильные и не дискриминационные условия доступа для российских экспортеров товаров и услуг на зарубежные рынки, в том числе с помощью отлаженного механизма разрешения торговых споров;
  • Сохранить достаточную защищенность отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики;
  • Обеспечить предсказуемость, транспарентность и унифицированность правовой среды внешнеэкономической деятельности;
  • Влиять на формирование многосторонних торговых правил с учетом российских национальных интересов.

Присоединение России к ВТО не является самоцелью, и получение членства в этой организации не может быть достигнуто любой ценой. Главная задача России на переговорах – присоединение на таких условиях, кото-рые бы исключали ущемление ее прав в международной торговле и обеспе-чили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.
Реальные сроки интеграции России в мировое хозяйство, включая эффективную реализацию преимуществ членства в ВТО, будут определяться, прежде всего, перспективами развития российской экономики в целом.

Обязательства стран-участниц ВТО по сельскому хозяйству
Одним из важнейших результатов Уругвайского раунда стало распространение многосторонних торговых правил на сельское хозяйство с целью обеспечить справедливую конкуренцию и проведение рыночно ориентированных реформ в аграрном секторе.
Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает преимущественно использование таких мер поддержки национальных производителей сельскохозяйственной продукции, которые в меньшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю.
Странам также разрешено принимать меры, облегчающие проведение структурных преобразований в аграрном секторе и дающие определенную гибкость в выполнении взятых обязательств. В соглашении особо учитываются интересы развивающихся стран, в частности тех из них, которые являются нетто-импортерами продовольствия, а также наименее развитых стран.
Соглашение по сельскому хозяйству устанавливает, что присоединяющиеся страны принимают на себя обязательства по четырем основным направлениям:

  • Доступ на рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров;
  • Государственная поддержка сельского хозяйства;
  • Экспортная конкуренция в сельскохозяйственной и продовольственной торговле;
  • Санитарные и фитосанитарные меры.

Доступ на рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров
В соглашении заложены основы для преодоления проблем, негативно влияющих на сельскохозяйственную торговлю, в частности:
Тарификация: все нетарифные торговые ограничения (квоты, переменные пошлины, монополия внешней торговли и т.д.) должны быть отменены и преобразованы в тарифные эквиваленты (обычные таможенные пошлины) с учетом разницы между средними внутренними ценами и репрезентатив-ными мировыми ценами. Защита внутреннего рынка должна осуществляться исключительно тарифными мерами. Тарификация позволяет обеспечить транспарентность и определить действительный уровень протекционизма.
Связывание тарифов: страны-участники ВТО обязаны «связать» уровни тарифов, то есть зафиксировать в перечне обязательств максимально допустимые с момента присоединения к ВТО ставки ввозных таможенных пошлин. Страна не вправе устанавливать таможенные тарифы, превышающие уровень связывания, в противном случае пострадавшей стране должна быть предоставлена компенсация.
Снижение уровней связывания: после присоединения к ВТО средняя максимально допустимая ставка ввозных таможенных пошлин должна быть снижена на 36 % в течение 6 лет (для развитых стран). Сокращение должно осуществляться ежегодно равными долями, при минимальном сокращении на 15 % отдельных товарных позиций (по 9 кодовым знакам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). Данное положение соглашения дает некоторую возможность обеспечить избирательно адекватную защиту для наиболее чувствительных товарных групп.
Специальные защитные меры: для защиты наиболее чувствительных секторов предусматривается возможность временного введения специальной защитной пошлины в дополнение к действующему тарифу. Специальные защитные меры могут применяться в случае резкого увеличения объема импорта или падения импортной цены на данный товар. В целях обеспечения минимального доступа на рынок для иностранных поставщиков временные дополнительные пошлины не могут использоваться в отношении импорта, подпадающего под тарифные квоты, а также, если увеличение импорта компенсируется расширением внутреннего спроса. Присоединяющаяся страна вправе использовать специальные защитные меры только по тем товарным позициям ТН ВЭД, которые зафиксированы в перечне обязательств по тарифной защите.

Государственная поддержка сельского хозяйства
Принцип справедливой конкуренции в Соглашении по сельскому хозяйству наиболее последовательно реализован в отношении бюджетного финансирования. Все меры внутренней поддержки классифицируются на основе главного критерия: оказывают ли они «искажающее» воздействие на торговлю и производство.
Группа мер так называемой «зеленый корзины» включает меры государственной поддержки, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю или воздействие на производство. Данные меры финансируются из государственного бюджета (а не за счет средств потребителей) и не имеют следствием поддержание цен производителей.
Государственные расходы в рамках «зеленой корзины» могут осуществляться по следующим направлениям:

  • Научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;
  • Ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания;
  • Содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации;
  • Совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений), за исключением операционных расходов на поддержание ее функционирования;
  • Содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;
  • Обеспечение гарантированного дохода сельхозпроизводителям, улучшение землепользования и т.д.
  • Поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства;
  • Страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихий-ных бедствий;
  • Содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства;
  • Охрана окружающей среды;
  • Программы регионального развития.

Учитывая минимальное негативное воздействие на торговлю, меры «зеленой корзины» освобождаются от обязательств по «связыванию» и сокращению. Государство вправе финансировать вышеупомянутые программы в любом необходимом объеме, исходя из возможностей бюджета.
Такой же режим действует в отношении мер, направленных на ограничение перепроизводства ( «голубая корзина» ). Соответствующие расходы должны выделяться на фиксированные сельскохозяйственные площади или фиксированное поголовье.
Меры внутренней поддержки, оказывающие искажающее воздействие на торговлю и влияющие на производство, классифицируются как меры «желтой корзины»:

  • Дотации на продукцию животноводства и растениеводства;
  • Дотации на племенное животноводство;
  • Дотации на элитное семеноводство (на реализованные семена);
  • Дотации на комбикорма;
  • Компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
  • Компенсация части затрат на энергоресурсы;
  • Компенсация части расходов по повышению плодородия почв;
  • Компенсация стоимости техники, приобретенной в порядке встречной продажи сельхозпродукции;
  • Расходы на ремонт и текущее содержание мелиоративных систем;
  • Расходы лизингового фонда;
  • Расходы на создание сезонных запасов запчастей и материально-технических ресурсов;
  • Капиталовложения производственного назначения, кроме капитальных расходов на мелиорацию и водное хозяйство;
  • Ценовая поддержка: компенсация разницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию;
  • Предоставление производителю товаров (услуг) по ценам ниже рыночных;
  • Закупка у производителя товаров (услуг) по ценам выше рыночных;
  • Льготное кредитование сельскохозяйственных производителей за счет средств федерального и регионального бюджетов, включая списание и пролонгацию долгов;
  • Льготы на транспортировку сельскохозяйственной продукции.

В отношении вышеупомянутых мер внутренней поддержки государство должно взять обязательства по сокращению бюджетного финансирования. Максимально допустимый уровень поддержки рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов на меры «желтой корзины» за по-следние три года (базовый период), как на федеральном, так и на региональном уровне.

Агрегированная мера поддержки
АМП является интегрирующим показателем и составляет ежегодную сумму всех видов государственной поддержки, на которые распространяются обязательства по сокращению. В течение шестилетнего переходного периода агрегированная мера поддержки должна быть сокращена на 20 % (для развитых стран).
Данный подход обеспечивает определенную гибкость в регулировании сельскохозяйственного производства, так как позволяет устанавливать различные уровни сокращения для конкретных секторов и, соответственно, сохранять адекватную поддержку для наиболее чувствительных видов продукции.
Страна-участница ВТО вправе не сокращать расходы «желтой корзины», если обязуется обеспечить поддержку в размере не более 5% от валовой стоимости сельскохозяйственного производства для развитых стран и 10% для развивающихся стран.

Экспортные субсидии
Субсидирование экспорта рассматривается ВТО как один из инструментов внешнеторговой политики наиболее противоречащий принципу справедливой конкуренции. Наиболее конкурентоспособные страны – аграрные экспортеры активно выступают за полную и незамедлительную отмену экспортных субсидий.
Соглашение по сельскому хозяйству запрещает применять экспортные субсидии кроме тех, которые зафиксированы в перечне обязательств страны. Данный запрет распространяется как на виды субсидирования, так и на виды продукции. Присоединяющаяся страна должна предоставить информацию по фактическим затратам на субсидии и объему субсидируемого экспорта за последние три года и взять обязательства в течение 6-летнего периода провести сокращение по затратам – на 36 % и по объему – на 21 % (для развитых стран).
Соглашением предусматриваются следующие виды экспортных субсидий:

  • Прямые экспортные субсидии;
  • Предложение на экспорт некоммерческих запасов сельскохозяйственной продукции государством по ценам ниже, чем на внутреннем рынке;
  • Выплаты при экспорте, финансируемые в силу действий правительства, в том числе, за счет налогообложения производителей;
  • Субсидирование сбытовых и международных транспортных издержек;
  • Установление государством более льготных тарифов на перевозки экспортируемой продукции, чем для внутренних поставок;
  • Субсидирование сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве сырья, предназначенной на экспорт продукции.

Соглашение по сельскому хозяйству предполагает продолжение рыночной реформы, долгосрочной задачей которой является дальнейшее значительное уменьшение государственной поддержки, экспортного субсидирования и защиты внутреннего рынка.

Обязательства по применению санитарных и фитосанитарных мер
Помимо вышеупомянутых многосторонних правил, сельскохозяйственная торговля также регулируется Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер (статья 14 Соглашения по сельскому хозяйству).
В отношении санитарных и фитосанитарных мер принципы транспарентности, предсказуемости и справедливой конкуренции реализуются следующим образом:
Гармонизация : при разработке национальных санитарных и фитосанитарных мер страны-участницы ВТО должны руководствоваться международными правилами, рекомендациями и нормами.
Научная обоснованность: при угрозе здоровью людей, животных и растений страны-участницы ВТО вправе устанавливать более жесткие, нежели международные, меры при соответствующем научном обосновании и оценке санитарного и фитосанитарного риска. Национальные меры должны ограничивать торговлю не более чем требуется для достижения надлежащего уровня защиты.
Транспарентность: правительства обязаны заблаговременно уведомлять о введении новых или изменении действующих санитарных и фитосанитарных мер через специально создаваемые национальные информационно-справочные центры.
Эквивалентность: страны-участницы ВТО обязуются признавать санитарные и фитосанитарные меры экспортирующих стран как эквивалент собственных мер, в том случае, если они создают тот же уровень санитарной и фитосанитарной защиты.
Отсутствие дискриминации: национальные санитарные и фитосанитарные меры не должны применяться таким способом, который представлял бы средство произвольной или неоправданной дискриминации межу странами, в которых преобладают одинаковые условия, включая и их собственную территорию.


Фото: ссылка

Россия стала членом Всемирной торговой организации семь лет назад. Соглашение о вступлении России в ВТО вступило в силу 22 августа 2012 года. Нынешний 2019 год знаменателен для России еще тем, что в этом году завершается выполнение нашей страной всех тех обязательств, которые были зафиксированы в соглашении о вступлении в ВТО. В первую очередь, это обязательства по снижению импортных пошлин. По большинству товарных групп переход на целевые уровни тарифов был произведен еще в первые два-три года. Но по ряду товаров нам на переговорах о вступлении удалось добиться семилетнего переходного периода.

В прошлом месяце (с 10 сентября) были снижены до целевого значения ввозные пошлины на легковые автомобили с 17% до 15% и на самолеты — с 14% до 12,5%. Пожалуй, единственный шаг, который еще предстоит сделать, — перевести с 1 января 2020 импортные пошлины на свинину на плоский тариф в 25% (сейчас в рамках импортной квоты действует нулевой тариф, а сверх квоты он равен 65%). «В части либерализации импортного тарифа это будет самый последний шаг, больше мы ВТО ничего не должны по нашим тарифным обязательствам», — заявила директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова.

Многие в нашей стране за последние семь лет успели подзабыть те острые баталии, которые велись по поводу вступления России в ВТО в начале десятилетия. Власти были за вступление. Их позицию отстаивало и озвучивало Министерство экономического развития, конкретно данным вопросом занимался руководитель специально созданного в министерстве департамента торговых переговоров Максим Медведков.

Против были многие представители реального сектора экономики, особенно сельского хозяйства и отраслей обрабатывающей промышленности. Что касается представителей сырьевого и энергетического секторов экономики, то они не проявляли особого интереса к той борьбе, которая развернулась вокруг вопроса о возможном членстве России в ВТО. И это понятно. Ведь Россия была и остается в международной торговле крупным экспортером нефти, природного газа, руды, леса, угля, калийной соли, фосфатов, иных сырьевых товаров, которые, как правило, не облагаются импортными пошлинами.

Вопрос о членстве страны в ВТО чувствителен для тех предприятий и организаций, которые являются производителями и потребителями товаров, относящихся к группе обработанных изделий. И чем более глубокая степень обработки, тем, как правило, более высокими являются импортные пошлины. Любая страна стремится в системе международных экономических отношений выступать в качестве производителя и поставщика товаров с высокой степенью обработки. Специализация страны на сырье — признак ее отсталости, колониального характера экономики, политической зависимости.

Аргументы власти, добивавшейся вступления России в ВТО, были крайне «мутными». Скорее это были даже не аргументы, а лозунги и заклинания. Типа: «Россия должна интегрироваться в мировую экономику», «Россия не может находиться в стороне от процессов экономической глобализации», «Если Россия не вступит в ВТО, то окажется на обочине мирового прогресса» и т. п. Молодой чиновник Максим Медведков как образцовый комсомолец произносил зажигательные речи в пользу ВТО с разных трибун. В наиболее серьезных аудиториях (там, где собирались предприниматели) Максим Медведков и другие чиновники уверяли, что членство России в ВТО даст толчок развитию отечественной обрабатывающей промышленности. Мол, это развитие тормозится из-за того, что продукция обрабатывающей промышленности не может реализовываться на внешнем рынке из-за высоких импортных пошлин. А они для отечественной промышленности оказываются высокими потому, что Россия не является членом ВТО и не может пользоваться режимом наибольшего благоприятствования, который распространяется на все страны-члены.

Оппоненты ярых сторонников членства России в ВТО резонно утверждали, что вступление в организацию может иметь хоть какой-то смысл, если бы правительство действительно предпринимало усилия по развитию обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения. Вместе с тем, на протяжении предыдущих двух десятилетий все отрасли обрабатывающей промышленности медленно, но верно «загибались».

В качестве примера правильной стратегии и тактики приводился Китай, который стал членом ВТО в декабре 2001 года. Там, на протяжении, по крайней мере, двух предыдущих десятилетий развивалась обрабатывающая промышленность. И к концу прошлого века импортные пошлины действительно стали серьезным барьером для дальнейшего ее развития. Вступление Китая в ВТО действительно дало мощный толчок развитию промышленности страны.

Всякий грамотный экономист прекрасно понимает, что провести индустриализацию в стране можно лишь при условии проведения протекционистской политики. Известная всем из учебников истории индустриализация (промышленная революция) Англии в конце 18 — начале 19 вв. проходила в условиях жесткого протекционизма. И лишь когда Англия прочно утвердилась в качестве «мастерской мира», она перешла к политике фритредерства (либерализации импортных тарифов). Англия сама начала снижение тарифов и добивалась в «порядке взаимности» снижения тарифов от других стран. Таким образом английские товары завоевывали мир. Примерно по такой же схеме проходила индустриализация в США, Германии и других странах Запада.

Вступление России в ВТО означало, что она лишала себя возможности проведения индустриализации. По крайней мере, резко осложняла такую возможность. Все прекрасно знают, что в ВТО все страны-члены делятся на две группы: 1) богатые страны с экономиками, характеризующимися высоким развитием экспорта готовых товаров и услуг (почти исключительно страны «золотого миллиарда»); 2) бедные страны с монокультурными экономиками, специализирующимися на экспорте сырья и некоторых видов продовольствия (страны периферии мирового капитализма; по терминологии международных организаций — развивающиеся страны и страны с переходными экономиками). Первая категория стран — бенефициары членства в ВТО. Вторая категория — объекты эксплуатации бенефициарами в рамках «единого торгового пространства».

Россию самым наглым образом загоняли в эту торговую резервацию под названием «ВТО» для того, чтобы Запад мог ее более эффективно «доить». Я прекрасно помню уверения чиновников из правительства (А. Кудрин, А. Дворкович, И. Шувалов и др.), которые говорили, что все эффекты от вступления России в ВТО просчитать заранее невозможно. И что, мол, после вступления правительство будет внимательно мониторить влияние членства на российскую экономику.

Некоторых из этих чиновников уже нет в поле зрения (например, А. Дворковича), другие занялись совершенно иными делами. Пытался найти хоть какие-то исследования результатов членства России в ВТО на сайте Министерства экономического развития (вроде бы оно курирует данный вопрос). Ничего обобщающего найти не удалось.

В 2014 году по инициативе Минэкономразвития Высшей школой экономики (ВШЭ) и Сбербанком был учрежден «Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации». Центр стал издавать ежемесячные бюллетени. Последний номер (восьмой), который удалось отыскать на сайте Минэкономразвития, датирован августом 2015 года. Ничего содержательного и конкретного по членству России в ВТО найти на сайте не удалось. Одни лишь трескучие мантры господина Максима Орешкина.

Вот, например его слова комментарий по поводу 11-й министерской конференции ВТО, проходившей в конце 2017 года в Аргентине: «Итоги конференции больших результатов не принесли, но для России то, что мы повышаем свою роль и статус в ВТО — это главный результат».

Судя по всему, господин Орешкин оценивает роль России в ВТО по количеству документов, в разработке которых участвует наша страна уже многие годы. Похоже, нашему министру важен не результат, а процесс. В упомянутом документе нет ни одной конкретной цифры, которая бы позволила оценить значимость организации для Российской Федерации. Там сплошь фразы типа следующих: «Сорок три члена ВТО, включая Россию, приняли решение о создании платформы для обсуждения вопроса об упрощении инвестиций»; «Заинтересованные члены ВТО договорились начать переговоры по электронной коммерции»; «Россия входит в состав основных переговорщиков по тексту проекта будущего соглашения, в том числе и по разделу транспарентности» и т. п.

Для людей, далеких от тематики ВТО, скажу, что переговоры в ВТО идут годами и даже десятилетиями. И иногда кончаются ничем. Нас же, граждан России, интересует не процесс и не затраты времени и денег на сомнительные командировки чиновников Минэкономразвития в Женеву (там расположена штаб-квартира ВТО), а конкретные результаты, выраженные в количественных показателях.

Приведу некоторые цифры, относящиеся ко времени, когда Россия уже пребывала в рядах ВТО. Еще в 2013 году ее доля в мировом экспорте составляла 2,8%. В 2017 году она уже упала до 2,0%. Апологеты членства России в ВТО говорят, что, мол, ослабление позиций России в мировой торговле обусловлено не ее вступлением в организацию, а тем, что с весны 2014 года Вашингтон стал вводить экономические санкции против нашей страны. Но ведь накануне вступления в ВТО те же самые апологеты утверждали, что членство в организации нам нужно для того, чтобы влиять на торговую политику других стран. Что-то не слышал я, чтобы Российская Федерация поднимала в ВТО вопрос о грубом нарушении Вашингтоном и его ближайшими союзниками правил мировой торговли. Так что снижение доли России в мировой торговле нельзя списывать исключительно на такой форс-мажор, как экономические санкции. Это (хотя бы отчасти) результат нашего бездействия в ВТО.

А вот еще цифры — из статистики Федеральной таможенной службы РФ. В 2012 году доля товарной группы «Машины, оборудование и транспортные средства» в экспорте России составляла 5,0%. За последний год (с августа 2018 по август 2019 гг.) доля машин, оборудования и транспортных средств составила 4,8%. Где же здесь прорыв, где обещанное изменения структуры экспорта в пользу высокотехнологичной продукции? По-прежнему Россия остается «экономикой трубы». По данным ФТС, в прошлом году на товарную группу «минеральные продукты» (а это нефть, природный газ, уголь, руда и др.) пришлось 54,5% всего экспорта.

Что касается импорта, то в 2012 году примерно 50% приходилось на машины, оборудование и транспортные средства. Сегодня — около 47%. Россия совершенно разучилась производить машиностроительную продукцию. А некоторое снижение ее доля можно объяснить тем, что иностранный капитал обосновался внутри России и поставляет эту продукцию как отечественную, а не импортную. Например, автомобили.

Что же касается мышиной возни в Женеве, называемой «переговорами в рамках ВТО», то она может в один прекрасный момент «накрыться медным тазом». Я имею в виду угрозы американского президента Трампа выйти из этой организации. Не буду сейчас погружаться в размышления по вопросу о том, зачем Трамп делает такие заявления и действительно ли США могут покинуть ВТО. Это не так важно. Дело в том, что де-факто ВТО уже «приказала долго жить». От ВТО осталась лишь вывеска и офис в Женеве. А устав организации уже никто не соблюдает.

Трамп заявил, что, мол, Пекин игнорирует правила ВТО (мол, пошлины у Китая очень высокие, имеет место государственное субсидирование экспорта, практикуются нетарифные ограничения импорта и т. п.). Трамп без каких-либо обиняков требует исключить главную торговую страну мира (сегодня КНР занимает первое место как по экспорту, так и импорту товаров) из членов ВТО. Трамп замечает соломинку в глазу Китая, но почему-то не видит бревна в глазу Америки. Более нагло и беспардонно, чем Вашингтон, правил ВТО не нарушает ни одна страна мира. Вашингтон объявил в этом десятилетии экономические санкции против России. Ранее уже действовали санкции против КНДР, Ирана, Кубы, Судана и других стран. Сегодня с большой степенью вероятности санкции могут быть объявлены против Турции и ряда других стран. Апогей либерализации мировой торговли был достигнут на стыке 20−21 веков. Сегодня начинается новая волна протекционизма, и идет она из Вашингтона.

Когда Россия была на пороге вступления в ВТО, российские сторонники членства напирали на то, что Вашингтон отменит пресловутую поправку Джексона-Вэника, которая была введена еще против Советского Союза в разгар «холодной войны». Она не позволяла нам получить режим наибольшего благоприятствования в торговле с США и их ближайшими союзниками. Да, действительно, Вашингтон отменил указанную поправку, но заменил ее на не менее дискриминационный закон, получивший название «Акт Магницкого» (принят через четыре месяца после вступления России в ВТО). А через полтора года, в мае 2014 года Вашингтоном был принят первый пакет антироссийских санкций, что грубо попирало правила ВТО.

Напомню, что в начале прошлого года «народные избранники» (члены верхней и нижней палат Федерального Собрания РФ) вдруг эмоционально продемонстрировали свое неприятие ВТО. Евросоюз подал в суд ВТО иск против России на сумму 1,4 млрд евро из-за ограничений нашей страной импорта свинины. Первый заместитель главы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников тогда, между прочим, напомнил, что Евросоюз ввёл против России санкции, что «противоречит принципам международной организаци». Впервые наши политики задумались о том, надо ли нам оставаться в ВТО. Увы, до конкретных резолюций дело не дошло. История со свининой постепенно забылась.

Но мы не имеем права реагировать на действия конкурентов рефлексивно. Нам по вопросу членства в ВТО нужны стратегические решения. Уверен, что нам надо покинуть эту организацию. И не столько по причинам политического характера, сколько исходя из того, что стратегической целью экономической политики России должна стать индустриализация страны. Без нее Россия не сможет обрести реального суверенитета. А индустриализация, еще раз повторю, возможна лишь в условиях защиты внутреннего рынка, т.е. нужен жесткий протекционизм.

Опыт советской индустриализации показывает, что высокие импортные пошлины — необходимое, но недостаточное условие успешной индустриализации. Надёжная защита национальной экономики возможна лишь в условиях государственной монополии внешней торговли. Она призвана защищать национальную экономику не просто от конкурентов, а от геополитических противников, ведущих откровенную экономическую войну против ненавистной им России.

Публикация: Свободная Пресса

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»


Россия, в рамках соглашения о присоединении к ВТО, приняла на себя обязательства снизить тарифы по большому числу товарных групп — именно эти изменения зафиксированы в 57 двусторонних соглашениях, заключенных Россией со странами-членами ВТО и по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 9,5% в 2011 году.

К снижению импортных пошлин наиболее чувствительными оказались машиностроительная и сельскохозяйственная отрасли, а также отрасли легкой промышленности и строительных материалов. Импортом товаров данной категории занимаются около 1300 участников ВЭД Ростовской области и на их долю в 2011 году пришлось 50% внешнеторгового импорта области или более 2,5 млрд долл. США.

Большое беспокойство при вступлении России в ВТО выражали отечественные предприятия, выпускающие сельхозтехнику. В этой связи следует отметить, что введение более жестких протекционистских мер для защиты отечественных производителей с февраля 2009 года привело к десятикратному сокращению количества ввозимых импортных зерноуборочных комбайнов. Если ежегодно парк зерноуборочных комбайнов в период 2006-2009 г.г. пополнялся в среднем на 600 машин, то после установления более высокой ставки таможенной пошлины в период 2009-2010 г.г. - в среднем на 60 шт. ежегодно, а в 2011 году ввоз этого товара не осуществлялся. К группе риска относятся также производства, характеризующиеся высоким исходным уровнем протекционизма и незначительной долей экспорта в выпуске.

Кстати, меры таможенного тарифного регулирования являются действенным регулятором объемов внешнеторговых потоков. Снижение тарифов, как правило, обуславливает наращивание объемов импорта, усиливает конкуренцию на внутреннем рынке.

Так, если в период действия 15%-й ставки импортной пошлины на картофель за 1 полугодие 2009-2010 г.г. ввоз картофеля составлял порядка 140 тыс. тонн, то при установлении 0-й ставки пошлины объемы ввоза в 1 полугодии 2011г. выросли почти в 2,5 раза, составив 340 тыс. тонн. При этом цена увеличилась в среднем на четверть с 0,46 долл. США/ кг до 0,61 долл. США/кг.

К таким же результатам привела отмена пошлины на цемент в 2008 году. Несмотря на то, что импортная пошлина на цемент невысока и составляет всего 5%, установление 0-й ставки пошлины в январе-октябре 2008 года привело к увеличению ежемесячных объемов ввоза в 7 раз (с 47 тыс. тонн до 340 тыс. тонн ежемесячно).

Учитывая тот факт, что многие позиции, по которым Россия приняла обязательства по снижению тарифов, являются значимыми статьями импорта Ростовской области, а также корреспондируют с выпускаемой в регионе продукцией сельского хозяйства и товаров с глубокой степенью переработки, в частности, сельскохозяйственной техники, вопросы конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке в условиях жесткой конкуренции станут еще более актуальными. Следует ожидать ассортиментных сдвигов в товарной структуре: увеличения удельного веса импортных продуктов на 15-20%, с/х техники, лекарственных препаратов, компьютерной техники, одежды и т.д.

В экспорте наиболее важными для участников ВЭД Ростовской области являются вопросы, связанные с поставками зерна. Зерно не попадает в перечень позиций, по которым Россия взяла на себя обязательства по экспортным пошлинам. Еще одним фактором последствий вступления России в ВТО станет снижение суммы доходов, администрируемых таможенными органами, поступающих в федеральный бюджет. Общая сумма потерь федерального бюджета от снижения импортного тарифа при сохранении прошлогоднего объема импорта, декларируемого участниками ВЭД ЮФО, предположительно может составить 440 млн руб.

Присоединение к ВТО непосредственным образом отразилось на размере ставок таможенных сборов за таможенные операции. С даты присоединения России к ВТО снижен верхний предел ставок таможенных сборов за таможенные операции - 30 тыс. рублей за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку и более (до вступления в ВТО - 50 тыс. рублей за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 30 000 тыс. рублей включительно, 100 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 30 000 тыс. рублей 1 копейку и более).

Следует отметить, что важной задачей большинства государств мира является ограничение и защита, как национальных производителей, так и потребителей. Поэтапное снижение уровня тарифной защиты странами в процессе реализации своих обязательств в силу условий присоединения к ВТО вывела в качестве эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия в силу недостаточной определенности применения и возможности многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара. К нетарифным мерам относятся практически все меры, используемые государством для регулирования торговли (за исключением тарифов) и направленные на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров. Нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер. С момента вступления России в ВТО списки товаров, попадающих под те или иные ограничения при перемещении товаров и помещении их под таможенные процедуры , практически не изменились и продолжают действовать.

Россия снижает ввозные пошлины на ряд товаров

После вступления в ВТО ввозные пошлины на ряд товаров, ввозимых в Россию, будут снижены.

Так, Россия с 23 августа в рамках ВТО снизит пошлины на ввоз риса почти в 2,7 раза.

Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, пошлина на ввоз риса составит 15%, но не менее 0,045 евро за 1 кг против сегодняшних 0,12 евро за 1 кг.

Как заявил «Интерфаксу» генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко, это может привести к увеличению импорта риса, поскольку он станет привлекательным по цене. «Привлекательность его повысится, по крайней мере, на три тысячи рублей за тонну, хотя надо учитывать то, что почти половина импорта риса идет в преференционном режиме», - заявил он.

Вместе с тем Петриченко считает, что снижение пошлины не приведет к резкому росту импорта риса. «Лавинообразного роста ждать не стоит, будет определенный всплеск», - заявил он. Не будет и критичного снижения цен на рис.

Россия, став членом ВТО и являющаяся одним из крупных импортеров яблок, существенно снизит ввозные пошлины на эти фрукты.

Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, пошлина на яблоки составит 0,06 евро за 1 кг. Она будет действовать в течение всего года. Пошлина на ввоз яблок (навалом) для производства сидра с 16 сентября по 15 декабря не изменится и составит 0,2 евро за 1 кг.

В то же время вступление РФ в ВТО в этом году не изменит пошлину на импорт груш, она останется на уровне 10%. Затем последует снижение до 5% в 2015 году.

Присоединение РФ к ВТО не изменит в этом году режим поставок бананов, они по-прежнему будут облагаться пошлиной в 5%, но не менее 0,02 евро за 1 кг. Не изменится и пошлина на апельсины, грейпфруты и некоторые другие цитрусовые (5%, но не менее 0,02 евро за 1 кг), мандарины, клементины и др. (5%, но не менее 0,03 евро). В то же время пошлина на лимоны и лаймы снизится с сегодняшних 5%, но не менее 0,035 евро, до 5%, но не менее 0,02 евро за 1 кг.

Поставки абрикосов, вишни, черешни, сливы будут, как и прежде, облагаться пошлиной в 5%, земляники и клубники - 10%. Сохранится нулевая импортная пошлина на нектарины, персики, киви.

Импорт груш в РФ превышается 400 тысяч тонн. Основные поставщики - Бельгия, Франция, Испания, Аргентина. В России продается около 60% европейских груш. Потребление груш в России приближается к 500 тысяч тонн в год.

Россия с 23 августа также вводит новые пошлины на импорт некоторых видов мяса и живых животных.

Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, пошлина на ввоз живых свиней, которая составляла 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг, снизится до 5%. Поставки чистопородных племенных свиней, как и прежде, будут облагаться нулевой пошлиной.

Кроме того, изменения коснутся и импорта свинины. Пошлина на ее ввоз в рамках квоты снизится до 0% против действовавшей до последнего времени 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Пошлина на поставки свинины вне квоты снизится с 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг до 65%.

Пошлины на мясо птицы не изменятся. В рамках квоты поставки будут облагаться пошлиной в размере 25%, но не менее 0,2 евро за 1 кг, вне квоты - 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг.

Практически сохранятся пошлины на ввоз говядины. В рамках квоты поставки этого мяса будут облагаться пошлиной в размере 15% (в настоящее время 15%, но не менее 0,2 евро за 1 кг), вне квоты пошлина не изменится - 50%, но не менее 1 евро за 1 кг.

По оценке Национального союза свиноводов, потери отрасли от введения нового режима отрасли могут составить до 20 миллиардов рублей.

По данным Минсельхоза РФ, в январе-июле этого года сельхозпредприятия страны произвели 1 млн 88 тысяч тонн свиней (в живом весе), что на 13,2% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Поголовье свиней увеличилось на 12,6% - почти до 13 млн голов. Импорт свинины с начала года по 15 августа снизился до 405,5 тысяч тонн против 418,4 тысяч тонн за аналогичный период прошлого года.

Россия в рамках ВТО также снижает специфическую составляющую пошлины на импорт чая в одноразовых пакетиках.

Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, пошлина составит 20%, но не менее 0,5 евро за 1 кг против прежней 20%, но не менее 0,8 евро за 1 кг.

Пошлины на ввоз других видов чая в этом году не изменятся.

Не изменится и режим ввоза кофе. Поставки жареного кофе будут облагаться пошлиной в размере 10%. Но не менее 0,2 евро за 1 кг, нежареного - 0%.

Сегмент чая в одноразовой упаковке является одним из быстро развивающихся сегментов российского рынка чая. По данным Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе»), его доля выросла с 34% в 2006 году до 56% в 2011 году.

В 2011 году Россия увеличила импорт чая на 5%, до 188 тысяч тонн, кофе - на 3,5%, до 117 тысяч тонн. Объем рынка чая в 2011 году вырос до $1,5 миллиарда, кофе - до $2,2 миллиарда.

Россия в связи со вступлением в ВТО частично изменит и режим импорта молочной продукции.

Изменения коснутся, в частности, сгущенных сливок и молока, сливочного масла, сыров и творога. Так, пошлина на ввоз «сгущенки» снизится до 20% против сегодняшних 25%. Поставки сливочного масла будут облагаться пошлиной в размере 15%, но не менее 0,29 евро за 1 кг против 15%, но не менее 0,4 евро за 1 кг. Пошлина на импорт сыров зависит от их видов, но на большую часть поставок она составит 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг вместо 15%, но не менее 0,3 евро. Поставки плавленого сыра и сыра «Бри» будут облагаться пошлиной в 15%, но не менее 0,3 евро за 1 кг против сегодняшних 15%, но не менее 0,6 евро за 1 кг.

Не изменятся пошлины на импорт молока - 15%, молока для детского питания - 5% и некоторые виды сыра.

Российская Федерация после вступления во Всемирную торговую организацию с четверга снижает ввозные пошлины также на ряд наименований новой автомобильной техники, говорится в материалах Евразийской экономической комиссии.

Пошлины на новые легковые автомобили в зависимости от объема двигателя снизятся до 25%, но не менее 1 евро за 1 куб. см при объеме двигателя до 1 тысячи куб. см с прежних 30% и не менее 1,45 евро за 1 куб. см.

Пошлины на легковые машины с двигателями от 1,5 тысяч куб. см до 3 тысяч куб. см сократятся до 25% и от 1,25 евро до 2,35 евро за 1 куб. см в зависимости от объема.

При объеме бензинового двигателя более 3 тысяч куб. см размер пошлины составит 25%, но не менее 2,35 евро за 1 куб. см против 30% и не менее 2,8 евро за 1 куб. см ранее.

Размер пошлины на новые автомобили с дизельным двигателем до 1,5 тысяч куб. см составит 25%, но не менее 1,2 евро за 1 куб. см, ранее - 30% и не менее 1,45 евро за 1 куб. см.

На автомобили с дизельным двигателем от 1,5 тысяч до 2,5 тысяч куб. см пошлина будет находиться на уровне 25%, но не менее 1,8 евро за 1 куб. см против прежних 30% и не менее1,9 евро за 1 куб. см; при объеме более 2,5 тыс. куб. см размер пошлины - 25%, но не менее 2,35 евро за куб. см по сравнению с 30% и 2,8 евро за куб. см ранее.

Также будут снижены пошлины на грузовую и спецтехнику, в частности, на автомобили-самосвалы до 15% с 25% в зависимости от полной массы и объема двигателя, на кузова, включая кабины для грузовых транспортных средств - до 2,907 тысяч евро и 15% за штуку против 5 тысяч евро за штуку и 15% ранее.

Пошлины на ряд наименование прицепов и полуприцепов будут понижены, в частности, на рефрижераторы до 10% с 15%.

Пошлина на ряд типов новых тракторов снизится до 15% с 25%, при этом на подержанные тракторную технику возрастом более 7 лет пошлина составит 1 евро за 1 куб. см объема двигателя, от 5 до 7 лет - 15%, но не менее 0,6 евро за 1 куб. см (ранее пошлина была на тракторы возрастом более 5 лет - 2,2 евро за 1 куб. см). Прочие подержанные тракторы будут облагаться пошлиной в 15% (ранее - 30%, но не менее 2,2 евро за 1 куб. см).

Пошлины на новые автобусы вместимостью более 120 человек четвертого экологического класса будут снижены до 20% с 30% в зависимости от объема двигателя. Например, на новые автобусы с объемом двигателя более 2,8 тысяч куб. см пошлина снижается до 10% с 25%.

При этом Россия после вступления в ВТО сохранит запретительные ввозные пошлины на легковые автомобили возрастом более 7 лет в зависимости от типа и объема двигателя от 1,4 евро до 3,2 евро за 1 куб. см от объема двигателя.

Ранее сообщалось, что пошлины на новые легковые автомобили, оборудованные бензиновым двигателем объемом до 1 тысячи куб. см, к 2020 году уменьшатся до 15% с 25% и не менее 1 евро за 1 куб. см объема двигателя с момента вступления РФ в ВТО.

При объеме бензинового двигателя от 1 тысячи куб. см до 1,5 тысяч куб. см пошлина упадет к 2020 году до 15% с 30% и не менее 1,45 евро за 1 куб. см объема двигателя.

Пошлины на новые легковые автомобили с дизельным двигателем объемом свыше 2,5 тысяч куб. см к 2020 году снизятся до 15% с 25% и не менее 2,35 евро за 1 куб. см.

Россия также снизила специфические таможенные пошлины на одежду в соответствии с обязательствами в рамках ВТО. При этом адвалорная часть пошлины (выражена в процентах от стоимости товара) в большинстве случаев осталась неизменной.

Так, пошлина на ввоз пальто, плащей, курток, штормовок с 23 августа составляет 10%, но не менее 3 евро за килограмм (до этого действовала пошлина в размере 10%, но не менее 5 евро за килограмм).

Пошлина на ввоз костюмов, жакетов, платьев, юбок, комбинезонов, брюк и шорт с 23 августа составляет 10%, но не менее 2,5 евро за 1 кг вместо действовавшей до четверга пошлины в размере 10%, но не менее 4 евро.

Импортная пошлина на рубашки и блузки, пижамы, трусы, купальные и домашние халаты, комбинации, пеньюары, майки, а также на свитера, пуловеры, джемперы установлена на уровне 10%, но не менее 2 евро за килограмм (ранее - 10%, но не менее 3 евро). Новая пошлина на ввоз детской одежды составляет 10%, но не менее 1,5 евро за килограмм (ранее - не менее 2 евро), на импорт спортивных и купальных костюмов - 10%, но не менее 2 евро (ранее - не менее 3 евро).

При этом действующая пошлина в размере 10% ниже предельно допустимого значения, предусмотренного требованиями ВТО (20% на момент присоединения по большинству предметов одежды).

Неизменными остаются пошлины на некоторые изделия не трикотажного производства, в том числе на бюстгальтеры, пояса, корсеты, подтяжки, платки, шали, шарфы, перчатки.

Также неизменными останутся ввозные пошлины на основные виды тканей (на хлопчатобумажные и ткани из шерстяной пряжи - 15%, на шелковые ткани - 5%). Требования ВТО предусматривают снижение импортных пошлин на ткани в будущем. Так, пошлина на шелковые ткани снизится с 5% до 4% в 2013 году и до 3% в 2014 году.

По данным Минпромторга, в структуре импорта основных видов продукции легкой промышленности в 2011 году основная доля - 49% - пришлась на готовые изделия. 25% импорта пришлось на обувь, 14% - на нити, пряжу, ткани, 4% - на сырье. Общий объем импорта составил $17,2 млрд против $14,6 млрд в 2010 году.

Производство тканей в РФ в прошлом году увеличилось на 4,6% по сравнению с 2010 годом, до 3,5 млрд кв.м., при этом выпуск хлопчатобумажных тканей сократился на 20,3%, шерстяных - на 11,4%, шелковых - на 45,3%, льняных - на 9,8%.

Производство трикотажных изделий сократилось на 6,6%, до 128,4 млн штук, костюмов - на 2,6%, до 3,8 млн штук. При этом выросло производство платьев и сарафанов - на 36,7%, до 4,1 млн штук.

Вступление в ВТО и последующее изменение ставок таможенных пошлин приведут к прямым потерям для отрасли российской легкой промышленности, которые Минпромторг ранее оценивал на уровне 2,7 млрд рублей.

Содержание

Членами ВТО на июль 2019 г. являются 164 страны. После присоединения России ВТО регулирует 95%-97,1% мировой торговли (по разным оценкам).



Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Генеральный директор ВТО — Паскаль Лами (январь 2013).

Бюджет организации составляет порядка 163 млн. евро по состоянию на 2012 год.

В ВТО работают 640 человек (январь 2013).

Официальные языки: английский, французский, испанский.

Принципы и функции ВТО

Основополагающие принципы и правила ВТО:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшие функции ВТО:

  • содействие либерализации торговых режимов и устранению барьеров в торговле между странами-членами;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО.

ВТО и Россия

К осени 2011 года РФ получила согласие на вступление в организацию от всех ее участников, кроме Грузии. В начале ноября 2012 года Москва и Тбилиси при посредничестве Швейцарии смогли согласовать двустороннее соглашение по ВТО, а затем подписали его.

Россия стала полноправным членом ВТО 22 августа 2012 года. Переговоры о присоединении России продлились рекордные 18 лет с июня 1993 по декабрь 2011.

Россия - это последний член двадцатки крупнейших национальных экономик и ЕС (G20), а также последняя из пяти быстроразвивающихся стран группы БРИКС, которая стала 156 членом организации с 22 августа 2012. За эти годы рабочая группа провела 29 регулярных сессий по согласованию условий присоединения.

Некоторые последствия вступления для России:

  • Недискриминационный доступ к экономикам 156 стран мира.
  • Постепенное снижение средней ставки российских таможенных тарифов с 10% до 7,8%. В отдельных секторах, таких как машиностроение, ставки ввозных таможенных пошлин должны быть снижены с текущего среднего уровня 25% (январь 2013 г) до 15%. Снижение ввозных таможенных пошлин на 1/3 товаров начиная с 2012 года, на 1/3 товаров начиная с 2015 года, на оставшиеся 1/3 товаров начиная с 2018 года. Ожидается, что эти сокращения значительно увеличат импорт товаров. Европейский союз, как основной торговый партнер России, оценивает, что снижение тарифов сэкономит на импортных пошлинах для европейских экспортеров 2,5 млрд. евро в год. Это позволит одному только Европейскому союзу экспортировать в Россию дополнительно товаров на сумму 3,9 млрд. евро в год
  • До 11% роста ВВП в долгосрочной перспективе (оценка Всемирного банка).
  • Устранение экспортных ограничений на 2 млрд. долларов США в год (оценка Министерства экономического развития России).

Обязательства России перед членами ВТО зафиксированы в Протоколе, Перечне обязательств по товарам, Перечне обязательств по услугам, являющихся частями Протокола, а также Докладе Рабочей группы по присоединению России к ВТО.

Права и обязательства перед членами ВТО повлияют на Россию в трех основных направлениях (прогнозы января 2013 г):

  • Во-первых, членство повлияет на импорт и экспорт продуктов.
  • Во-вторых, обязательства повлияют на рынок услуг. Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. Виды услуг включают в себя: банковские и услуги на рынке ценных бумаг; страхование; бухгалтерский учет и аудит; телекоммуникации и другие. Всемирный банк оценивает, что в результате присоединения к ВТО потребление услуг в России вырастет на 5,3%
  • В-третьих, затронет сферы инвестиций и интеллектуальной собственности.

В рамках присоединения к ВТО Россия принимает на себя обязательства, гарантирующие иностранным компаниям доступ к национальному режиму, то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила что и для российских. А также доступ к режиму наибольшего благоприятствования (РНБ), означающий, что если Россия предоставит благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО, то он должен действовать для лиц из любого другого члена ВТО.

Основой ВТО являются системы договоренностей по шести направлениям (текущий статус по ним для России представлен ниже):

  • По торговле товарами (регулируется Соглашением по товарам).
  • По торговле услугами (регулируется Соглашением по услугам).
  • По инвестиционным мерам (регулируется Соглашением по инвестициям (TRIMs - Agreement on Trade-Related Investment Measures). В части обязательств по инвестиционным программам в автомобильной промышленности Россия сохранила возможность применения временно противоречащих ВТО мер.
  • По интеллектуальной собственности (регулируется Соглашением по интеллектуальной собственности (TRIPS - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights). Определяет условия распространения режима ГАТТ 1994 года на результаты интеллектуальной деятельности, определяет права и обязательства России, как члена ВТО, в области защиты прав интеллектуальной собственности при торговле товарами.
  • По механизмам разрешения споров (регулируется Соглашением о правилах и процедурах разрешения споров (DSU - Understanding on rules and procedures governing the settlement of disputes). Разрешение торговых споров осуществляется различными способами в рамках ВТО. Предпочтительнее разрешать споры путем консультаций и переговоров, и данная процедура является обязательной на первоначальном этапе возникновения споров, но не всегда эффективной. Доступ к механизмам ВТО по разрешению споров предоставляет возможность защиты российских интересов в случае, если они ущемляются другими членами ВТО. * По госзакупкам (регулируется Соглашением по госзакупкам (TPRM - Trade Policy Review Mechanism) – (еще не подписано). Регулирует правила и процедуры, связанные с проведением тендеров при осуществлении государственных закупок товаров и услуг. Государственные органы будут заключать договоры на основе принципа транспарентности, согласно опубликованным законам, правилам и рекомендациям. Россия направила запрос о получении статуса наблюдателя по данному Соглашению после присоединения к ВТО и начала соответствующие переговоры об участии в Соглашении.

В принятых обязательствах Россия оговорила некоторые ограничения в отношении иностранных партнеров. Ограничения коснутся:

  • ценообразования (переходный период для гармонизации железнодорожных тарифов, носящих дискриминационный характер по отношению к импорту товаров);
  • особых экономических зон (переходные периоды для Калининградской и Магаданской ОЭЗ);
  • технического регулирования (возможность сохранения ГОСТов, противоречащих ВТО, если они не оспариваются членами ВТО);
  • сельского хозяйства (возможность повысить уровень поддержки сельского хозяйства);
  • инвестиционного регулирования (Соглашения по инвестициям (TRIMs) (в части обязательств по инвестиционным программам в автомобильной промышленности Россия сохранила возможность временного применения мер, противоречащих ВТО).

После получения Россией статуса члена ВТО российские компании получили право входить на иностранные рынки, причем с учетом тех обязательств, которые взяли на себя соответствующие члены ВТО. И такие обязательства могут быть для российских компаний более благоприятными, нежели тот режим, который распространялся на них до вступления России в ВТО.

Соглашение по услугам

Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. На сайте www.Russia-WTO.ru доступны юридические обзоры по 16 видам услуг, в том числе:

Как следует из проведенного анализа, обязательства, которые Россия берет на себя при вступлении в ВТО в отношении различных сфер услуг, крайне неоднородны. Россия открывает широкий доступ иностранцам в ряд отраслей, как, например, в телекоммуникации, в то время как в страхование и другие секторы приход иностранных игроков, напротив, ограничивается. В русскоязычной версии обязательств России также есть ряд серьезных юридико-технических неточностей, в частности, в отношении услуг банков, что может создавать для бизнеса потенциальные риски.

В обзорах также показывается, как позиция России в ходе переговорного процесса изменялась в сторону все больших уступок иностранным лицам по отдельным секторам услуг. Кроме того, обязательства Россия сравниваются с аналогичными обязательствами стран БРИКС, которые в большинстве случаев сохранили более серьезные ограничения в отношении допуска иностранных лиц на свои рынки услуг.

История

2021: ВТО впервые возглавила женщина

В феврале 2021 г ВТО впервые в истории возглавила женщина, на пост гендиректора организации назначена экономист из Нигерии Нгози Оконджо-Ивеала.

У Оконджо-Ивеалы довольно богатый послужной список.

  • Два срока была министром финансов Нигерии (2003-2006, 2011-2015), несколько месяцев - министром иностранных дел Нигерии.

  • Являлась членом совета директоров транснациональной банковской корпорации Standard Chartered, членом совета директоров Twitter, старшим советником инвестиционного банка Lazard.

  • Поработала на руководящих должностях во Всемирном банке, МВФ, Африканском банке развития. В это время является членом консультативного совета Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Дольше всего проработала во Всемирном банке - 25 лет.

  • В 2015 году Нгози Оконджо-Ивеала занимала пост председателя GAVI (Global Alliance for Vaccines and Immunisation, или Глобального альянса по вакцинам и иммунизации), который был создан в 2000 году миллиардером Биллом Гейтсом.

2020: США "намерены принять меры в отношении ВТО" из-за решения не в их пользу

Соединенные Штаты намерены принять меры в отношении Всемирной торговой организации (ВТО). С таким заявлением в сентябре 2020 г выступил президент США Дональд Трамп, комментируя решение третейской группы ВТО, признавшей незаконным повышение Вашингтоном пошлин на китайские товары.

«

»

Третейская группа ВТО признала противоречащим правилам коммерции повышение Соединенными Штатами в 2018 и 2019 годах пошлин на китайские товары. Свое решение арбитры опубликовали во вторник на сайте ВТО. Уточняется, что «оспариваемые [Китаем] меры не соответствуют» ряду статей Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года.

В свою очередь, по словам арбитров, «США не смогли продемонстрировать, что эти меры являются оправданными». В связи с этим китайская сторона выразила надежду, что Вашингтон будет соблюдать данное постановление ВТО. Министерство коммерции подтвердило, что КНР «согласна с объективным и справедливым решением экспертной группы».

Как стало известно 12 декабря 2014 года, подписание договора по уменьшению и устранению таможенных пошлин на ИТ-продукты для стран-участников Всемирной торговой организации (ВТО), включая Россию, отложено. Камнем преткновения стали взаимоотношения между Китаем и Южной Кореей.

1995: Основание ВТО на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле

ВТО основана 1 января 1995 года в результате Уругвайского раунда переговоров, проходившего с 1986 по 1994 годы, и на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле, заключенного в 1947 году.

Читайте также: