Спонсорская помощь в рб с освобождением от налогов

Опубликовано: 16.05.2024


Министерство здравоохранения Республики Беларусь


Об оказании безвозмездной спонсорской помощи системе здравоохранения


Министерство здравоохранения приняло решение по открытию благотворительного счета

В Минздраве принято решение по открытию благотворительного счета на такие цели, как - проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий и содействие деятельности в области охраны здоровья населения в рамках работы по выявлению и лечению пациентов с COVID-19. Счет открыт в государственном учреждении «Республиканский центр организации медицинского реагирования» для аккумулирования и дальнейшего распределения поступивших денежных средств, в соответствии с потребностью конкретных учреждений здравоохранения, по согласованию с Минздравом.

Мы приветствуем поддержку общества и сможем использовать благотворительную помощь в целях закупки оборудования для лабораторной диагностики COVID-19, диагностических наборов, защитных средств, лекарственных препаратов, а также на оказание помощи больным.

Расчетный счет в белорусских рублях: BY29AKBB36429000000800000000 В ОАО «АСБ Беларусбанк» БИК: AKBBBY2X УНП: 190263723

Расчетный счет в евро: BY93AKBB36429000003150000000 В ОАО «АСБ Беларусбанк» БИК: AKBBBY2X УНП: 190263723

При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» необходимо заключать договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (образец договора).

Контактное лицо по вопросам заключения договора - главный бухгалтер государственного учреждения "Республиканский центр организации медицинского реагирования", Малиновская Светлана Владимировна, тел. 8 (017) 360 49 35, 8 (029) 677 95 45.

В ЕРИП предоставлена возможность внести свой вклад в борьбу с COVID-19. Для проведения благотворительного платежа необходимо последовательно выбрать:

1.Система "Расчет" (ЕРИП)
2."Борьба с COVID-19"
3."Благотворительный взнос"
4.Ввести ваши фамилию, имя, отчество
5.Проверить корректность информации и завершить платеж

Письмо Государственного таможенного комитета Республики Беларусь О перемещении безвозмездной помощи из КНР для предупреждения COVID-19

Порядок оказания/получения иностранной безвозмездной помощи

1. Готовит пакет документов:

– договор, или иной документ, содержащий сведения об условиях и целях использования помощи (дарственную меморандум, соглашение и др.);

– документы, подтверждающие качество товара (сертификат партии лекарственных препаратов, или сертификат исследования, или сертификат качества, или сертификат выпускаемой партии, или сертификат ISO, декларация о соответствии).

2. Подписывает документы со своей стороны и отправляет их для подписания Получателю.

3. Получает соответствующий подписанный Получателем документ и убеждается в наличии у Получателя необходимых разрешений:

3.1 заключение Министерства здравоохранения Республики Беларусь на ввоз зарегистрированных и незарегистрированных лекарственных средств, которые выдаются в виде разрешительного документа;

3.2 разрешение Министерства здравоохранения Республики Беларусь на применение незарегистрированной медицинской техники и изделий медицинского назначения.

4. Направляет товары в адрес Получателя.

В случае предоставления иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств необходимо заключить с Получателем договор, или иной документ, содержащий сведения об условиях и целях использования помощи (дарственную и др.).

1. Получает пакет документов от Спонсора:

– договор, или иной документ, содержащий сведения об условиях и целях использования помощи (дарственную меморандум, соглашение и др.);

– товарная накладная / Счет-проформа;

– документы, подтверждающие качество товара (сертификат партии лекарственных препаратов, или сертификат исследования, или сертификат качества, или сертификат выпускаемой партии, или сертификат ISO, декларация о соответствии);

подписывает договор (дарственную меморандум, соглашение и др.) и направляет его спонсору.

2. Обращается в Министерство здравоохранения Республики Беларусь для получения:

заключения Министерства здравоохранения Республики Беларусь на ввоз зарегистрированных и незарегистрированных лекарственных средств, которые выдаются в виде разрешительного документа;

разрешения Министерства здравоохранения Республики Беларусь на применение незарегистрированной медицинской техники и изделий медицинского назначения.

3. Направляет вышеуказанные документы Спонсору.

4. Обращается с письмом в таможенный орган с просьбой открыть зону временного хранения иностранной безвозмездной помощи.

5. Подает в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь заявление по установленной форме с приложением документов, указанных в п. 22 Положения, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» для регистрации иностранной безвозмездной помощи.

В отношении иностранной безвозмездной помощи получаемой в виде товаров (имущества) на сумму более 80 000 долларов США, поступающей на цели указанные в абзацах втором - девятом пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» требуется заключение Министерства здравоохранения Республики Беларусь о согласовании целей использования иностранной безвозмездной помощи и (или) целесообразности ее освобождения от налогов, сборов (пошлин).

6. После регистрации получить товары на складе временного хранения.

Приемка получателем помощи в виде товаров (имущества) осуществляется комиссией, созданной по решению (распоряжению) руководителя в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа, расположенного по месту хранения помощи.

По результатам приемки помощи составляется акт приемки помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь, в котором отражаются фактическое наличие товаров (имущества), соответствие их наименования, количества, стоимости сведениям, указанным в транспортных (перевозочных) и иных документах (инвойсы, счета-фактуры, накладные), в соответствии с которыми товары (имущество) ввозились (приобретались).

В случае предоставления иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств Получателю необходимо обратиться в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь с заявлением по установленной форме с приложением документов, указанных в п. 22 Положения, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» для регистрации иностранной безвозмездной помощи.

Есть ли различия между благотворительной и спонсорской помощью? Как отразить спонсорскую помощь в учете и как ее оформить? Давайте разбираться.

Вопрос: В соответствии с заключенным договором спонсор предоставляет денежные средства на условиях размещения рекламной информации о спонсоре театрального представления путем указания названия и логотипа организации как спонсора на сайте организатора мероприятия и на афишах. Организация-спонсор применяет метод начисления. Какие документы нужны спонсору для учета расходов по налогу на прибыль, связанных с оказанием спонсорской помощи в проведении театрального представления организатору мероприятия?
Посмотреть ответ

Спонсорство и порядок его оформления

Для начала разберемся, в чем разница между благотворительной и спонсорской помощью, поскольку это прямо влияет на отражение сумм в учете и оформление документов при получении соответствующих сумм. Обратимся к федеральным законам.

ФЗ-135 от 11/08/95 г. определяет благотворительность как безвозмездную или на условиях льготы передачу гражданам и организациям денег, имущества, выполнения для них работ, услуг на тех же условиях. Регламентируются законом и цели благотворительности. В ст. 2 ФЗ зафиксирован список целей, он достаточно обширен и является закрытым: поддержка малообеспеченных, преодоление последствий стихий, ЧП, защита семьи и семейных ценностей, содействие физкультурным и спортивным организациям и др.

Благотворительностью не признается помощь политическим партиям и коммерческим фирмам, даже в целях, обозначенных выше. К примеру, бескорыстная помощь в организации конкурса детского рисунка, проводимого некоммерческой организацией «Дом детского творчества», — это благотворительность. Если конкурс проводит коммерческая фирма, о благотворительности говорить нельзя.

ФЗ-38 от 13/03/06 г. «О рекламе» дается в ст. 3 понятие спонсорства.

Спонсорская помощь не ограничена целями, как благотворительная. Уже само наименование ФЗ говорит о том, что речь идет о рекламе.

Отличительные черты спонсорской помощи следующие:

  • спонсор предоставляет средства или обеспечивает предоставление средств для проведения мероприятия;
  • мероприятия могут не только иметь отношение к культуре, спорту, но и носить иной характер;
  • средства могут предоставляться для создания и проведения теле- и радиопередач (иного результата творческой деятельности);
  • спонсорская помощь связана с рекламой спонсора в ходе мероприятия.

Таким образом, спонсорские средства не что иное, как плата за рекламу спонсора, спонсорские средства «оплачиваются» рекламой, имеют коммерческую основу. Спонсор здесь выступает как рекламодатель, а получатель помощи – как распространитель рекламы.

Формы спонсорского договора в законодательстве нет. Получатель помощи и спонсор заключают договор оказания рекламных услуг (ГК РФ гл. 39).

В некоторых случаях спонсорская помощь имеет признаки благотворительности: если спонсор не ставит условие рекламы своей деятельности или торговой марки (в то же время помощь противоречит в каких-то моментах ст. 2 ФЗ-135, например, оказывается политической партии или коммерческой организации). На наш взгляд, здесь целесообразно заключить договор, идентичный по смыслу договору дарения (ГК РФ гл. 32).

В спонсорском договоре указывается:

  • что именно и как рекламируется (торговая марка, фирменный знак, кроме бренда как такового);
  • способы рекламы (плакаты, рекламные листовки, объявления в СМИ и пр.);
  • место (места) размещения рекламы;
  • время, частота рекламы.

Кроме этого, сторонами оформляются:

  • документы на поступление спонсорской помощи: банковские или кассовые, в зависимости от способа внесения средств;
  • акт сдачи-приемки материальных ценностей либо накладная, если помощь оказывалась в форме передачи ТМЦ;
  • акт об оказанных рекламных услугах (подтверждается текстом рекламного объявления, справкой об эфирном времени, экземпляр газеты, журнала, где фактически размещена реклама, и пр.).

На заметку! Если спонсорский договор отсутствует, спонсору и получателю целесообразно обменяться деловыми письмами, содержащими информацию, аналогичную договору. В них обязательно должна быть указана четкая цель оказания спонсорской помощи.

Бухгалтерский учет у спонсора

Спонсорские взносы, не имеющие целью распространения рекламы, относят к прочим расходам, не относящимся к реализации (ПБУ 10/99 п. 11). Они относятся на Дт 91/2.

Если помощь спонсора предполагает его рекламу, речь, по сути, об оплате за рекламу. Она отражается в рекламных расходах, связанных с продажей продукции (ПБУ 10/99 п. 5). Их можно включить в общую сумму затрат на дату подписания акта об оказании услуг, в то время как спонсорская помощь осуществляется, как правило, в форме предоплаты.

Пример. ООО «Лидер» оказал спонсорскую помощь на условиях рекламы спортивной школе на сумму 180000 рублей, в т.ч. НДС. 180000/1,2 = 150000. 180000-150000 = 30000 — НДС.

  • Дт 60-2 Кт 51 180000 руб. – перечисление аванса спортшколе.
  • Дт 44 (20) Кт 60-1 150000 руб. – включение суммы затраты.
  • Дт 19 Кт 60-1 30000 руб. – отражение НДС.

Эта проводка делается на дату получения счета-фактуры за оказанные рекламные услуги.
Дт 60-1 Кт 60-2 180000 руб. – это контрольная проводка, она делается для того, чтобы сумма не отразилась на счете дважды.

Бухгалтерский учет у получателя

Получатель для учета пришедшей ему спонсорской помощи использует стандартные счета и проводки, согласно плану счетов.

Пример. Детский спортклуб «Звездочка» получил спонсорскую помощь от ООО «Лидер» в сумме 80000 рублей на проведение спортивного праздника. Средства внесены в кассу спортклуба наличными. Затраты спортклуба на рекламу — 7000 рублей. Спортклуб работает на упрощенной системе налогообложения.

В проводках также используются субсчета, с целью выделить авансовый платеж:

  • Дт 50 Кт 62-2 80000 руб. – внесены спонсорские средства в кассу.
  • Дт 62-2 Кт 90-1 80000 руб. – учтена в расчетах с ООО «Лидер» сумма помощи.
  • Дт 90-2 Кт 44 7000 руб. – учтены затраты на рекламу.
  • Дт 62-1 Кт 62-2 80000 руб. – зачтен аванс.

Налог на прибыль и НДС

У спонсора такие суммы – это оплаченные рекламные услуги, которые относят к прочим при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Рекламные расходы разделяют на нормируемые и ненормируемые. Фактические затраты на рекламу можно включать в полном объеме в расчет базы, если они указаны в ст. 264-4 НК РФ. К примеру, это реклама в СМИ, наружная реклама, расходы на участие в выставках и др.

Если виды рекламы в этой статье не поименованы, их можно включать в расчеты только в объеме 1% от выручки за период (ст. 249 НК РФ). В качестве примера можно привести расходы на покупку призов спортсменам.

Рекламные услуги облагаются НДС и могут быть приняты к вычету на основании полученного счета-фактуры. При этом учитывается и получение счета-фактуры на авансовый платеж.

У получателя спонсорские суммы от налогообложения не освобождаются и включаются в базу (см. ст. 251 НК РФ, 346.15 НК РФ).

Расходы на проведение мероприятий, инициированных спонсором (расходы на рекламирование спонсора), можно включать в базу по налогу на прибыль (ст. 264-4). Что касается УСН, то здесь ситуация может оказаться спорной, т.к. в ст. 346.16 подобные расходы поименованы лишь в целом (п. 20).

В нашей рубрике "Советы юриста" мы собрали практические рекомендации, которые помогут белорусским некоммерческим организациям использовать возможности местного фандрайзинга для своих проектов. Каким образом белорусские некоммерческие организации могут получать финансовые средства, и как отечественное законодательство регулирует вопросы оказания спонсорской помощи? Руководитель Центра правовой трансформации (Lawtrend) Ольга Смолянко, приглашенный эксперт семинара "Доступный фандрайзинг для НКО", делится практическими советами с нашими читателями. Предлагаем Вашему вниманию первую публикацию из серии.


Ольга Смолянко, директор Центра правовой трансформации (Lawtrend), Беларусь

ОДБ: Участники наших семинаров "Доступный фандрайзинг для НКО" часто интересуются, как юридически правильно оформлять средства пожертвований от физических лиц, которые являются гражданами Беларуси? Что именно необходимо указывать в назначении банковских платежей и из каких источников некоммерческая организация может использовать средства для покрытия административных расходов: зарплата директора, бухгалтера, аренда, коммунальные платежи, транспортные, хозяйственные, канцелярские расходы и пр.?

О.С.: Согласно статье 553 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пожертвование является разновидностью договора дарения. Статья 543 Кодекса определяет, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право/требование к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Под пожертвованием, в свою очередь, понимается дарение вещи или права в общеполезных целях. Указанный вид дарения отличается от обычного дарения целью, ради которой совершается дар, а также субъектным составом одаряемых и возможностью обусловить целевое назначение дара. На практике в отношении пожертвований используются также термины "безвозмездный взнос", "благотворительный взнос", использование первого понятия предпочтительней, так как белорусское законодательство не даёт определения "благотворительность".

В Налоговом кодексе Республики Беларусь в контексте налогообложения не используется понятие "пожертвование", а вводится более широкое, по сравнению с Гражданским кодексом, понятие "безвозмездно полученные денежные средства, товары (работы, услуги), имущественные права".

Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Дарение всегда имеет бескорыстный характер для дарителя. В случае пожертвования это означает, например, что некоммерческая организация не может принимать на себя обязанность выполнить какие-либо услуги (например, рекламные) или передать в безвозмездное пользование часть своего офиса. Если такой договор будет все же заключен, то денежные средства, полученные от "жертвователя", могут быть расценены проверяющими органами как выручка от оказания рекламных услуг или как внереализационный доход от сдачи помещений в аренду с применением соответствующих санкций за уклонение от уплаты налогов.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь безвозмездно полученные некоммерческими организациями суммы денежных средств, иное имущество, товары (работы, услуги), имущественные права и использованные по целевому назначению не являются внереализационным доходом и, следовательно, не облагаются налогом на прибыль. Важным правилом является то, что указанные денежные средства, иное имущество, товары (работы, услуги), имущественные права, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению в общем порядке. Если целевое назначение не определено передающей стороной, денежные средства, имущество, услуги, имущественные права используются на выполнение задач, определенных уставами некоммерческих организаций, их принимающих. Таким образом, законодатель определяет, что пожертвования могут направляться на:

- цели, указанные передающей стороной – жертвователем;
- реализацию уставных задач некоммерческой организации.
Исходя из этого, можно сделать вывод, если пожертвование идет не на реализацию уставных задач, а, например, на выплату вознаграждений или зарплаты, уплату арендной платы, коммунальных услуги т.п., жертвователь должен выразить свою волю о таком направлении пожертвования. Жертвователь может выразить свою волю любым образом:
- указать цель непосредственно в банковском документе (можно указать конкретную цель, например, оплата аренды либо более широкую цель, например, поддержка организации);
- написать письмо на имя руководящего органа/руководителя некоммерческой организации, в котором указывается сумму и цель/цели пожертвования;
- заключить договор пожертвования с некоммерческой организацией в письменной форме;
- сослаться в банковском или ином документе на публичную оферту о заключении договора пожертвования, размещенном некоммерческой организацией в публичном доступе, например, на своем сайте.

Обратите внимание! С 4 марта 2016 года, с даты вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 года № 5 "Об иностранной безвозмездной помощи", пожертвования, полученные некоммерческими организациями от граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Беларуси, будут относится к иностранной безвозмездной помощи, следовательно, подлежать регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Беларуси. В то же время средства, полученные некоммерческими организациями от иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, не будут рассматриваться в качестве иностранной помощи.

Помимо пожертвований для покрытия административных расходов могут быть использованы средства, полученные из иных источников. Например, собранные членские взносы либо полученная иностранная безвозмездная помощь, исходя из бюджета и плана ее распределения, доходов от предпринимательской деятельности в случае возможности ее осуществления.

ОДБ: Как юридически правильно оформлять средства безвозмездной (спонсорской) помощи? В каком виде должен быть оформлен отчёт об использовании средств? Можно ли в приложении к договору о спонсорской помощи указать, например, цель помощи – финансирование «проекта реабилитации детей с инвалидностью» с общим бюджетом. При этом бюджет будет включать, в том числе и административные расходы?

О.С.: Безвозмездная (спонсорская) помощь – это безвозмездная безвозвратная помощь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь белорусским организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предоставляемая им на основе добровольности в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. Порядок получения безвозмездной (спонсорской) помощи регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 "О безвозмездной (спонсорской) помощи".
Обратите внимание! В соответствии с указом такая безвозмездная помощь предоставляется не только юридическим, но и физическим лицам. Среди исключений - не относится к безвозмездной (спонсорской) помощи предоставление общественными объединениями, в соответствии с их уставами, денежных средств, иного имущества, имущественных прав своим членам, а также социальной помощи в виде денежных средств, другого имущества иным физическим лицам на сумму, не превышающую 10 базовых величин в год на одного человека.

Не является безвозмездной помощью предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями некоммерческим организациям в безвозмездное пользование помещений и иного имущества, а также беспроцентного займа, в связи с тем, что условием безвозмездной помощи является ее безвозвратность.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2005 года № 779 "Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи" утверждает примерную форму такого договора. Несмотря на то, что утвержденная форма является примерной, рекомендуем использовать её при заключении договора безвозмездной (спонсорской) помощи.
Указ № 300 закрепляет процедуру получения безвозмездной (спонсорской) помощи, указывая на необходимость заключения договора на оказание безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 5 Указа №300). В договоре необходимо указать, среди прочего, цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а также виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства указанной помощи.
Целями предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи являются:
- создание и укрепление материально-технической базы;
- приобретение сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержка мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;
- поддержка олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
- охрана историко-культурного наследия, развитие библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развитие и поддержка народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями;
- приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействие деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
- проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома;
- выпуск учебных изданий и средств обучения, организация питания учащихся и воспитанников учреждений образования;
- поддержка организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством);
- поддержка зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь религиозных организаций;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- проведение научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ;
- развитие особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы).
Таким образом, указ содержит четкий закрытый перечень целей, на которые может быть получена безвозмездная (спонсорская) помощь. Предоставление безвозмездной помощи на цели, непоименованные в указе, возможно только по решению или с согласия президента.
Из изложенного выше следует, что в договоре безвозмездной (спонсорской) помощи цель необходимо указывать или в четком соответствии с указом, или близко к формулировке цели, указанной в нем. Помимо цели, как уже отмечалось, в договоре безвозмездной (спонсорской) помощи либо приложении к нему должен быть указан перечень товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства указанной помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается. Соответственно, необходимо разграничивать два понятия: 1) цель предоставления безвозмездной помощи, 2) виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены за счет безвозмездной помощи.
Также в договоре в обязательном порядке должно содержаться положение о порядке представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи жертвователю отчета о ее целевом использовании. В случае если получателем помощи выступает физическое лицо отчет предоставлять не обязательно. Законодательство не предъявляет требований к отчету о целевом использовании безвозмездной помощи. Однако, во избежание конфликтных ситуаций с жертвователями в дальнейшем, рекомендуем в договоре указать те положения, которые должны быть отражены в отчете, а также приложения к нему.
Юридические лица обязаны в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи.


Ольга Смолянко

Ольга Смолянко, юрист, выпускница факультета Международного права и международных экономических отношений Международного института трудовых и социальных отношений, магистр политических наук (ЕГУ), выпускница Высшего международного курса по правам человека Хельсинкского Фонда по Правам Человека (Польша).

В 1996-2004 гг. член Правления Общественного объединения «Независимое общество правовых исследований». В настоящее время директор Просветительского учреждения «Центр правовой трансформации» (Lawtrend), руководитель программы по свободе ассоциаций.
Ольга Смолянко является одним из ведущих экспертов по свободе ассоциаций. В качестве тренера провела многочисленные семинары в области прав человека, правового регулирования некоммерческих организаций. Практикующий консультант. Автор публикаций и монографий по вопросам некоммерческого права: “Создание некоммерческих организаций в Беларуси. Правовые аспекты” (пособие выдержало 4 издания), “Правовое регулирование финансовой деятельности некоммерческих организаций в Беларуси». Также Смолянко О. является автором и соавтором ряда исследований в области правового регулирования деятельности НКО, разработчиком и преподавателем онлайн курса «Право НКО».

Центр правовой трансформации
Просветительское учреждение
«Центр правовой трансформации» (Lawtrend) – некоммерческая организация, целью которой является повышение правовой культуры, организация просветительской, аналитической и исследовательской деятельности в области права.
Свобода ассоциаций является одним из экспертных направлений деятельности Lawtrend. В рамках данного направления эксперты организации проводят консультирование ОГО, осуществляют аналитическую, просветительскую деятельность, проводят мониторинговые исследования.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

С 27 августа 2020 года начнет действовать новый Декрет № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» — pravo.by

Напомним, что на сегодня порядок получения и использования, а также налогообложения иностранной безвозмездной помощи регулировался Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи».

Декрет № 3 не содержит существенных новаций в части налогообложения ИБП — как и ранее, основополагающим является правило, согласно которому возможно освобождение ИБП от налогообложения в порядке, определенном Декретом.

1. НДС

На сегодняшний день в соответствии с Декретом № 5 от НДС освобождается только получатель ИБП при получении такой помощи. Соответственно, получатель помощи не уплачивает НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, получаемых (полученных) в качестве ИБП.

Указанная налоговая преференция сохранена и в Декрете № 3.

Помимо этого, согласно Декрету № 3 дополнительно будут освобождаться от НДС операции, совершаемые как получателем ИБП, так и вторичным (последующим) получателем:

  • по дальнейшей безвозмездной передаче ИБП в виде товаров, ввезенных получателем ИБП на территорию Республики Беларусь с освобождением от НДС;
  • по безвозмездной передаче товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве ИБП и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения п. 15 ст. 133 НК получателем ИБП (вторичным (последующим) получателем) не применяются.

Таким образом, со вступлением в силу Декрета № 3 при совершении операций по безвозмездной передаче указанных выше товаров (имущества), работ, услуг не нужно исчислять НДС на всех этапах такой передачи, вплоть до получения такой помощи конечным ее потребителем.

Установленное Декретом № 3 ограничение на применение нормы п. 15 ст. 133 НК фактически означает:

  • ограничение в осуществлении вычетов для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые в основном и выступают получателями помощи (п. 12 ст. 132, пп. 24.3 п. 24 ст. 133 НК).

При этом, поскольку при безвозмездной передаче согласно Декрету № 3 исчисления НДС не происходит, то у общественной организации не возникает необходимости выделения НДС расчетным путем согласно пп. 26.4 п. 26 ст. 133 НК;

  • отражение оборота по безвозмездной передаче в строке 8 налоговой декларации (расчета) по НДС как организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность и признаваемыми плательщиками НДС, так и общественными организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вычеты сумм НДС, приходящиеся на такую безвозмездную передачу, производят в общеустановленном порядке без применения особенностей п. 15 ст. 133 НК, относят суммы «входного» НДС на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в соответствии с положениями п. 3 ст. 133 НК.

2. Налог на прибыль

Предусматривается возможность освобождения ИБП от налогообложения налогом на прибыль.

Так, пунктом 11 Декрета № 3 установлено, что ИБП может освобождаться от налога на прибыль, обязанность по уплате которого возникает:

  • у получателей — в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;
  • у вторичных (последующих) получателей — в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей.

Помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогов, сборов (пошлин) (п. 8 Декрета № 3).

При этом, перечень общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, определяется Управлением делами Президента Республики Беларусь (абз. 14 п. 1 Декрета № 3).

Следовательно, суммы помощи, подлежащие направлению на оплату общехозяйственных расходов, наравне с другими суммами помощи, не освобожденными от налогообложения, будут формировать состав внереализационных доходов на даты, определенные п. 12 Декрета № 3.

Так, указанным пунктом в отношении помощи, подлежащей регистрации, но не освобожденной от налогообложения, определено, что для целей исчисления налога на прибыль такая помощь, признаваемая внереализационными доходами в соответствии с налоговым законодательством, включается в состав внереализационных доходов:

  • получателями в причитающемся им размере — на дату выдачи удостоверения;
  • вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере — на дату фактического получения таких доходов.

ВНИМАНИЕ!

В настоящее время, на основании ч. 3 пп. 3.7 п. 3 ст. 174 НК доходы в виде стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, денежных средств, полученных в качестве ИБП и не освобожденных от налогообложения Президентом Республики Беларусь, отражаются на дату выдачи удостоверения о регистрации ИБП.

Кроме того, внереализационный доход будет возникать в случаях, когда на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, будет направлена помощь, освобожденная от налогообложения при ее регистрации.

Внимание, Новшество Декрета №3!

Взимание платы в размере 0,5% от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).

Денежные средства, поступающие в качестве платы за регистрацию помощи на текущий (расчетный) банковский счет Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, налогами, сборами (пошлинами) не облагаются (п. 6 Декрета № 3).

У получателей помощи, суммы уплачиваемой ими платы, осуществляемые за счет включаемых в состав внереализационных доходов сумм помощи, будут формировать состав внереализационных расходов на основании абз. 3 ч. 2 п. 2 ст. 178 НК.

Пунктом 14 Декрета № 3 предусмотрена возможность изменения целей использования помощи, видов и размера расходов, перечня вторичных (последующих) получателей. При этом оговорено, что при рассмотрении вопроса об изменении целей использования помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).

В таких случаях, а также при направлении помощи, освобожденной от налогообложения, на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, датой включения получателем суммы указанной помощи в состав внереализационных доходов для целей налогообложения является дата согласования Департаментом изменения плана.

3. Налог при УСН, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Для плательщиков налога при УСН и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции Декрет №3 предусматривает возможность (в установленном в нем порядке) освобождения от указанных налогов, обязанность по уплате которых возникает:

  • у получателей — в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;
  • у вторичных (последующих) получателей — в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей.

Сведения об освобождении помощи от налога при УСН и единого налога указываются в приложении к налоговой декларации (расчету) по налогу при УСН и единому налогу «Сведения о размере и составе использованных льгот» соответственно.

В случае, если помощь, подлежащая регистрации и признаваемая внереализационными доходами, не освобождена от налогообложения, то для целей исчисления налога при УСН и единого налога такая помощь включается в состав внереализационных доходов и отражается:

  • получателями в причитающемся им размере — на дату выдачи удостоверения;
  • вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере — на дату фактического получения таких доходов.

Кузнецова Юлия

Сегодня как никогда актуален вопрос о благотворительной помощи. Огромное число бизнесменов оказывают безвозмездную помощь гражданам, благотворительным организациям и лечебным учреждениям: делают денежные пожертвования, предоставляют помещения, автомобили, бесплатные обеды, продукты питания, медицинские изделия, лекарства, средства индивидуальной защиты.

Безусловно, жизнь и здоровье людей являются определяющими факторами, и мало кто задумывается, какие налоговые последствия возникают для благотворителя. А они могут оказаться неприятным сюрпризом, если не учесть некоторые нюансы налогового законодательства, официальной позиции контролеров и судебной практики.

Так, если помощь оказывается в виде передачи денежных средств, вопрос о начислении НДС с такой передачи не возникает, это не признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей обложения данным налогом (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Не будет вопросов с начислением НДС и тогда, когда благотворитель использует специальный налоговый режим или освобожден от уплаты данного налога.

Если же передаются товары (выполняются работы, оказываются услуги), необходимо обратить внимание на документальное оформление данной помощи. В частности, норма подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС, если товары (работы, услуги) передаются в рамках благотворительной деятельности.

В то же время освобождение от НДС неприменимо, если речь идет о передаче подакцизных товаров (например, передаются дезинфицирующие средства). Не действует освобождение и в случае спонсорского взноса: он не является благотворительным пожертвованием, носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по оказанию услуг рекламного характера 1 .

При этом и Минфин России, и УФНС по г. Москве настаивают, что для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС необходимо представить следующие документы 2 :

  • договор о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу;
  • документы, доказывающие целевое использование полученного.

В отсутствие подтверждающих документов высок риск того, что благотворитель не сможет подтвердить право на освобождение от НДС.

Справедливости ради отмечу, что нормами гл. 21 НК РФ перечень таких документов не предусмотрен. В соответствии с нормами гражданского законодательства пожертвование является односторонней сделкой и не требует чьего-либо согласия на его принятие (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Это подразумевает, что оформление дополнительных двусторонних документов не требуется.

Судебная практика, в свою очередь, также неоднозначна. Одни суды исходят из того, что получение средств в рамках благотворительной помощи подтверждается письмом от ее получателя с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежным поручением о перечислении средств благотворителем 3 .

Другие считают 4 , что пожертвования в одностороннем порядке (без заключения договора) согласуются с положениями Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: передача товаров (услуг) осуществляется на основании соответствующих распоряжений и писем.

Учитывая противоречивость позиций официальных органов и судов, целесообразно все-таки формировать пакет документов, подтверждающих передачу товаров (работ, услуг) на благотворительные цели. Это поможет снизить риски и подтвердить смысл хозяйственной операции 5 . Конечно, к данному вопросу нужно подходить и с позиции экономической целесообразности.

Еще один немаловажный момент: если товары (имущество) были специально приобретены для целей благотворительности, то НДС, уплаченный при их приобретении, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (имущества) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если же такие товары (имущество) были приобретены для облагаемых НДС операций ранее и НДС по ним был принят к вычету, его придется восстанавливать в том налоговом периоде, когда товары (имущество) были переданы на благотворительные цели (п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако поскольку восстановленный НДС связан с благотворительной деятельностью (и не будет отвечать требованиям ст. 252 НК РФ для учета расходов), то учитывать его в составе прочих расходов (как предусмотрено в общих случаях по правилам подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) крайне рискованно. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в учете такого расхода для целей налога на прибыль будет отказано.

Также если доля расходов на необлагаемые операции превысит 5% в общей сумме расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ), возникает обязанность вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций и сумм «входящего» НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Это требование актуально и при осуществлении благотворительной деятельности 6 .

Кроме того, можно отказаться от применения данного освобождения на срок не менее года, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета не позднее первого числа налогового периода, с которого намерены отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Что касается налога на прибыль, то расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и трат, связанных с такой передачей, в составе затрат не учитываются, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ (п. 16 ст. 270 Кодекса) 7 . Исключений в отношении благотворительной помощи нормы гл. 25 НК не содержат.

Нельзя учитывать в составе расходов и суммы целевых отчислений, произведенных на содержание некоммерческих организаций (п. 34 ст. 270 НК РФ), а также средства и иное имущество, имущественные права, переданные на содержание некоммерческих организаций, включая благотворительную деятельность (подп. 4 п. 2 ст. 251 Кодекса).

Поскольку расходы на товары (работы, услуги), переданные в виде благотворительной помощи, не связаны с получением доходов, воспользоваться положениями подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (в части возможности учесть иные обоснованные внереализационные расходы) не получится.

Следует иметь в виду, что не могут быть приняты не только затраты на приобретение товаров (работ, услуг), переданных в благотворительных целях, но и амортизация по объектам основных средств за период их передачи в безвозмездное пользование, а также расходы на оплату труда (и страховые взносы) персонала, занятого в производстве переданных на благотворительность товаров (работ, услуг), и другие подобные расходы.

При исчислении единого налога при УСН (база «доходы минус расходы») действует аналогичное правило: расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, не принимаются 8 .

Законами субъектов РФ может быть установлено право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов, – применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 286.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что:

  • данное право должно быть предусмотрено законом субъекта Федерации (но не везде такие законы приняты);
  • пожертвования должны быть перечислены государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. То есть если помощь оказывается, например, непосредственно гражданам, применить вычет будет невозможно;
  • право на вычет распространяется не на все организации (это относится, например, к резидентам особых экономических зон, участникам региональных инвестиционных проектов, свободных экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития. Перечень таких организаций установлен п. 11 ст. 286.1 НК РФ).

Для благотворительных организаций законами субъектов Федерации могут быть также предусмотрены пониженные ставки налога, подлежащего зачислению в местные бюджеты (п. 1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы субъектом РФ был принят соответствующий закон и соблюдены условия для применения пониженной ставки, предусмотренные этим законом (такие законы приняты не везде).

Если благотворителем выступает физлицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), оно имеет право на получение социального налогового вычета (п. 3 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Реализовать данное право можно при соблюдении следующих условий:

  • вычет применяется только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть, например, индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД и патенте воспользоваться вычетом не смогут;
  • вычет предоставляется в сумме, направленной физлицом в течение года на благотворительные цели в виде денежной помощи определенным категориям получателей (благотворительным и религиозным организациям, НКО. Перечень и некоторые условия приведены в п. 1 ст. 219 НК РФ). Если помощь оказывалась гражданам, право на вычет не возникает;
  • нельзя заявить вычет и в том случае, если помощь оказывалась неденежными средствами 9 . Правда, есть примеры, когда суды не согласились с такой трактовкой 10 . В указанных случаях существует риск возникновения спора с налоговым органом;
  • вычет не может превышать 25% дохода, полученного физлицом за год.

Кроме того, не использованный в налоговом периоде остаток вычета на следующие налоговые периоды не переносится.

Законом субъекта Федерации может быть увеличен предельный размер вычета (но не более 30% суммы дохода физлица) и установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что в сложившихся тяжелых для экономики условиях одной из мер поддержки окажутся действия властей, которые путем снижения налогового бремени поддержат тех, кто в весьма сложных условиях проявил гражданскую ответственность, оказывая столь необходимую сейчас помощь.

Кроме того, на встрече с волонтерами, состоявшейся 30 апреля, Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости поддержки благотворительных организаций.

1 Письмо Минфина от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/72.

2 Письмо Минфина от 26 октября 2011 г. № 03-07-07/66, письма УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2009 г. № 16-15/126825, от 5 марта 2009 г. № 16-15/019593.1, от 2 августа 2005 г. № 19-11/55153.

3 Постановления ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16, от 9 января 2008 г. № КА-А40/13490-07-2 по делу № А40-74705/06-126-466, ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2005 г. по делу № А56-11300/2005.

4 См., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2005 г. № А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.

5 Постановления ФАС Поволжского округа от 10 ноября 2005 г. по делу № А55-2057/2005-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 августа 2013 г. по делу № А32-26727/2012.

6 Постановление ФАС Московского округа от 11 октября 2011 г. по делу № А40-138316/10-90-799.

7 См. также письма Минфина России от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40.

8 Пункт 2 ст. 346.16 НК РФ. См. также Постановление ФАС Уральского округа от 26 июня 2012 г. № Ф09-4813/12 по делу № А50-19121/2011, Письмо Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 03-04-14/06.

9 Письмо Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-04-05/8-78.

10 Постановления ФАС Уральского округа от 8 декабря 2008 г. № Ф09-9086/08-С2 по делу № А50-6933/08, Поволжского округа от 28 июня 2006 г. по делу № А12-29703/05-С51.

Читайте также: