Деятельность земств была направлена на осуществление контроля за уплатой налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Тест по теме «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века»

1. Реформы 60-70-х гг. XIX века носили либеральный характер, т.к.

а) были направлены на сохранение прежних порядков

б) были направлены на укрепление авторитета Александра II

в) были направлены на укрепление самодержавия

г) способствовали улучшению жизни в стране и расширению прав граждан

2.Согласно утвержденному 1 января 1874г. уставу общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался

а) в 15 лет, из них 6 лет действительной службы, 9 лет – в запасе

б) в 15 лет, из них 5 лет действительной службы, 10 лет – в запасе

в) в 12 лет, из них 6 лет действительной службы, 6 лет – в запасе

г) в 12 лет действительной службы

3. Правом выбора в городскую думу пользовались

а) все без исключения граждане, достигшие совершеннолетия

б) мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги

в) мужчины, достигшие 21 года и платившие городские налоги

г) мужчины, достигшие 21 года

4. Деятельность земств была направлена на

а) осуществление контроля за уплатой налогов

б) укрепление позиций дворян в деревне

в) улучшение положения широких народных масс

г) решение неограниченного круга вопросов

5. Высшей судебной инстанцией являлся

б) Судебная палата

в) суд присяжных

6. Основные положения военной реформы разрабатывались под руководством

7. К реформам Александра II не относилась

8. Установите соответствие между историческим деятелем и сферой его деятельности

1) генерал-губернатор, начальник Верховной распорядительной комиссии;

2) министр внутренних дел, исполняющий обязанности с 1861г.;

3) военный министр, участник разработки положений военной реформы 1874г.;

4) генерал, Председатель Редакционных комиссий;

5) министр просвещения, участник разработки положений реформы в области просвещения.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Установите соответствие между датой и событием

А) городская реформа

Б) введение « Положения о губернских и уездных земских учреждениях»

В) покушение на Александра II члена тайной революционной организации Д.Каракозова

Г) открытие Военно-юридической академии

Д) одобрение Александром II проекта Лорис-Меликова

Е) утверждение нового устава для университетов, устанавливающего их автономию

Ж) открытие Морской академии

З) принятие « Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

И) на вооружение русской армии были приняты винтовки-берданки

К) реформирование военно-учебных заведений

1) 19 февраля 1861г.

9) 1 марта 1881г.

10) 1 января 1864г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Установите соответствие между реформой и временем ее проведения

В) реформа в области народного образования

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Установите соответствие между термином и его определением

Б) правовое государство

Д) гражданское общество

1) идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам;

2) это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций;

3) форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху;

4) один из видов обжалования не вступивших в законную силу решений суда в уголовном и гражданском процессе;

5) выборные органы местного самоуправления

6) государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права;

7) общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь людей;

8) изменение, преобразование.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Расположите в хронологической последовательности события

А) проведение городской реформы

Б) принятие « Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

В) проведение военной реформы

Г) одобрение Александром II проекта Лорис-Меликова

Д) проведение судебной реформы

13. Назовите черты, характеризующие русскую армию после проведения военной реформы

2) отмена телесных наказаний

3) рекрутские наборы

4) всесословная воинская повинность

5) военная служба продолжалась 25 лет

6) вооружение гладкоствольными ружьями

7) сокращение срока действительной службы

8) расширение сети военных учебных заведений

14. Назовите, кто согласно военной реформе не подлежал призыву на военную службу

1) единственные сыновья в семье

2) единственные кормильцы семьи

3) представители дворянского сословия

4) представители народов Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири

5) граждане, имеющие высшее образование

15. Назовите черты, характеризующие судебную систему на основе новых судебных уставов 1864г.

1) равенство всех сословий перед законом

2) длительные судебные разбирательства

3) деятельность судей контролировалась императором

1. Реформы 60-70-х гг.XIX века носили либеральный характер, т.к.

1) были направлены на сохранение прежних порядков

2) были направлены на укрепление авторитета Александра II

3) были направлены на укрепление самодержавия

4) способствовали улучшению жизни в стране и расширению прав граждан

2.Согласно утвержденному 1 января 1874г. уставу общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался

1) в 15 лет, из них 6 лет действительной службы, 9 лет – в запасе

2) в 15 лет, из них 5 лет действительной службы, 10 лет – в запасе

3) в 12 лет, из них 6 лет действительной службы, 6 лет – в запасе

4) в 12 лет действительной службы

3. Правом выбора в городскую думу пользовались

1) все без исключения граждане, достигшие совершеннолетия

2) мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги

3) мужчины, достигшие 21 года и платившие городские налоги

4) мужчины, достигшие 21 года

4. Деятельность земств была направлена на

1) осуществление контроля за уплатой налогов

2) укрепление позиций дворян в деревне

3) улучшение положения широких народных масс

4) решение неограниченного круга вопросов

5. Высшей судебной инстанцией являлся

2) Судебная палата

3) суд присяжных

6. Основные положения военной реформы разрабатывались под руководством

7. К реформам Александра II не относилась

8. Установите соответствие между датой и событием

А) городская реформа

Б) введение « Положения о губернских и уездных земских учреждениях»

В) утверждение нового устава для университетов, устанавливающего их автономию

Г) принятие « Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

1) 19 февраля 1861г.

9. Установите соответствие между реформой и временем ее проведения

Б) реформа в области народного образования

10. Расположите в хронологической последовательности события

А) утверждение «Положения о начальных народных училищах"

Б) принятие « Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

В) утверждение нового устава для университетов

Г) введение всеобщей воинской повинности

11. Дайте определение понятий:

1. Отрезки- 4. Мировой суд-

2.Отработки- 5. Гласные-

3. Земское собрание- 6. Манифест-

12. Существуют 2 точки зрения на характер Крестьянской реформы 1861 г.:

1) Крестьянская реформа была проведена в интересах дворян

2) Крестьянская реформа была проведена в интересах крестьян.

Какую точку зрения вы считаете наиболее правильной? Приведите не менее 3-х аргументов.

13. Определите сумму выкупного платежа, который получал помещик, если сумма годового оброка с крестьянина составляла 15 рублей.

8- \u0410-5, \u0411-3 , \u0412-2 , \u0413-1 .

9-\u0410-2 , \u0411-3 , \u0412-1 .

11-\u041e\u0442\u0440\u0435\u0437\u043a\u0438-\u043d\u0430\u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0442\u0440\u0435\u0437\u0430\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0442 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043d\u0430\u0434\u0435\u043b\u043e\u0432 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0438 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043f\u043e\u043c\u0435\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0432\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0444\u043e\u0440\u043c\u044b 1861 \u0433\u043e\u0434\u0430.

\u041e\u0442\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0438-\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d \u0441\u043e \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u0438\u043d\u0432\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u0435\u043c \u0438 \u0441\u043a\u043e\u0442\u043e\u043c \u0432 \u043f\u043e\u043c\u0435\u0449\u0438\u0447\u044c\u0438\u0445 \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u0430\u0445 \u0437\u0430 \u0432\u0437\u044f\u0442\u0443\u044e \u0432 \u0430\u0440\u0435\u043d\u0434\u0443 \u0437\u0435\u043c\u043b\u044e, \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0441\u0443\u0434\u044b.

\u0417\u0435\u043c\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u0438\u0435-\u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b \u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u0430\u043c\u043e\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f.

\u0413\u043b\u0430\u0441\u043d\u044b\u0435- \u0447\u043b\u0435\u043d \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u0438\u044f \u0441 \u0440\u0435\u0448\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u043c \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u0438.

\u041c\u0430\u043d\u0438\u0444\u0435\u0441\u0442-\u043e\u0441\u043e\u0431\u044b\u0439 \u0430\u043a\u0442 \u0433\u043b\u0430\u0432\u044b \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0432\u044b\u0441\u0448\u0435\u0433\u043e \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438, \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043a \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044e.

Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 23.04.2021).

Актуальность исследования обусловлена усиливающимся экономическим кризисом и падением доходности бизнеса в современных условиях. Статистика правонарушений и преступлений свидетельствует об учащении случаев уклонения от исполнения налоговых обязательств. Сказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности налогового администрирования путем совершенствования как форм, так и методов налогового контроля.

Для определения места налогового контроля в системе финансового контроля, воспользуемся классификацией видов финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности, предложенной Химичевой Н.И. [1] (рисунок 1).


Рисунок 1 – Виды финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности [1]

Таким образом, отметим, что налоговый контроль является видом финансового контроля.

Легальное определение налогового контроля содержится в Налоговом кодексе. Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Для понимания природы налогового контроля как правовой категории, следует дать оценку научным взглядам на данное юридическое явление. Отметим, что в науке отсутствует единообразное понимание налогового контроля (таблица 1).

ФИО автора Формулировка налогового контроля
Нестеров Н.Н. [2] …охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов.
Ильин А.Ю. [3], Курбатов Т.Ю. [4] …контроль государства за соблюдением налогового законодательства…
Брызгалин А.В.[5] … установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Кучеров И.И. [6] … деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов нацеленную на создание совершенной системы налогообложения…
Ногина О.Н. [7] … собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения…
Поролло Е. В.[8] как функция или элемент государственного управления экономикой, как особая деятельность по исполнению налогового законодательства…
Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д.[9] …регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Макарова О. А. [10] …деятельность должностных лиц налоговых органов с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов…

Отметим, что большинство ученых формулирует понятие исследуемой категории через «деятельность уполномоченных органов», однако используя при этом различный перечень действий. Согласимся с учеными, трактующими «налоговый контроль» как деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах [6].

Таким образом, основываясь на проведенном анализе научных подходов к понятию налогового контроля, в широком смысле эта категория включает в себя всю совокупность действий, направленных на соблюдение налогового законодательства, в узком смысле непосредственную деятельность уполномоченных лиц по проведению налоговых проверок.

Отметим, что исследуемая категория может рассматриваться только как совокупность составляющих ее элементов, т.е. как система, включающая в себя субъекты, предмет, объект, методы и формы налогового контроля:

  • субъектами налогового контроля являются контролирующий уполномоченный налоговый орган, а также подконтрольные лица;
  • предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений (например, налоговый контроль при применении упрощённой системы налогообложения);
  • объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков;
  • методы налогового контроля включают в себя совокупность приемов и способов, применяемых управомоченными субъектами для установления объективных данных по выполнению налоговых обязательств субъектами налоговой проверки;
  • формы налогового контроля установлены ст. 82 НК РФ и представляют собой установленную законодательством совокупность способов осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля [11].

Отметим, что синтезированная нами совокупность элементов налогового контроля подвергается в науке сомнению и дискуссиям. В частности, по прежнему спорной остается категория «объекта налогового контроля». Ряд авторов под объектом налогового контроля понимает проверяемые организации, другие считают, что это действия конкретных должностных лиц по выполнению своих должностных обязанностей, третьи считают объектом процессы формирования и использования денежных фондов. В контексте данного исследования, присоединимся к точке зрения Кормилицына А.С. [12] считающего объектом налогового контроля действия (бездействие) подконтрольных лиц.

Также отсутствует единообразие взглядов по поводу форм и методов налогового контроля. Подчеркнем, что даже принятие Бюджетного и Налогового кодексов, урегулировавших формы финансового и налогового контроля, не привело к единым взглядам на соотношение форм и методов. Отметим, что ст. 82 НК РФ установила конкретные формы проведения налогового контроля, при этом не указав на это прямо:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы в частности, учет организаций (ст. 83 НК РФ); обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ) и др.

В подтверждение высказанной точки зрения укажем на Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками”, где вышеперечисленные действия названы формами в рамках мероприятий налогового контроля.

Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля в системе финансового контроля позволил обнаружить ряд теоретико-методологических проблем, требующих законодательного закрепления:


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятых или ожидаемых к принятию мерах, направленных на поддержку отдельных отраслей экономики и изменение порядка налогового администрирования в период эпидемии коронавируса

В соответствии с поручениями Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 и 20.03.2020 ФНС России и иные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить:

1) предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г., в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма, авиаперевозок, а также налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии.

Указанная отсрочка предоставляется за счет введения до 1 мая 2020 года моратория на направление требований об уплате налога в отношении имеющейся недоимки[1] и принятие решений о взыскании налогов, страховых взносов[2].

Предоставление такой отсрочки влечет лишь перенос срока уплаты налогов и страховых взносов, но не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по их исчислению и уплате, а также от начисления пени на имеющуюся сумму недоимки. Возможность признания эпидемии коронавируса обстоятельством непреодолимой силы, причинившим ущерб налогоплательщикам и дающим право на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налога в соответствии с текущей редакцией ст. 64 НК РФ, требует оценки применительно к каждому конкретному налогоплательщику и налогу (страховым взносам, сборам)[3].

Вместе с тем, Минфину России поручено подготовить законопроект, обеспечивающий отказ от начисления пени по налоговой задолженности, на взыскание которой до 1 мая 2020 г. введен мораторий, а также введение дополнительного основания для получения отсрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов для указанных категорий налогоплательщиков без начисления процентов, включая упрощение процедур предоставления такой отсрочки.

2) отложение до 1 мая 2020 г. сроков подачи заявлений о банкротстве в отношении лиц, имеющих задолженность перед бюджетами бюджетной системы РФ, государственными корпорациями, федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, кредитными организациями в случаях, если по ним ранее не возбуждено дело о банкротстве.

comment.jpg
По нашему мнению, указанный срок до 1 мая 2020 г. должен быть использован хозяйствующими субъектами для реструктурирования существующей налоговой и иной задолженности с целью избежать начала процесса банкротства после окончания моратория, в том числе за счет получения отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам на основании подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ[4].

3) приостановление до 1 мая 2020 г. назначения новых и приостановление проведения уже назначенных проверок хозяйствующих субъектов, в т.ч. в отношении выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, а также проверок, регулируемых Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

comment.jpg
Указанные меры на текущей стадии направлены не столько на поддержку субъектов хозяйственной деятельности, сколько на исключение непосредственного взаимодействия сотрудников государственных органов с неопределенным кругом лиц в ходе проведения проверок с целью минимизировать распространение коронавирусной инфекции.

Во исполнение поручения премьер-министра руководитель ФНС России издал приказ от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, согласно которому:

Как можно видеть, обозначенные ФНС России меры направлены исключительно на предотвращение непосредственного контакта сотрудников ФНС с налогоплательщиками и иными лицами.

Инициирование и проведение камеральных налоговых проверок, контрольно-аналитической работы (предпроверочных мероприятий) не приостанавливается. Установленные НК РФ сроки предоставления налоговой отчетности, исполнения требований налогового органа о предоставлении документов (информации) и пояснения от налогоплательщиков остаются неизменными.

Нарушение таких сроков, как и обязанностей по приему документов от налогового органа (передаче квитанций о приеме) по ТКС не освобождает от установленных НК РФ мер ответственности.

В отдельных случаях, например, при приостановлении работы организации в связи с карантинными мерами на основании распоряжения уполномоченного государственного органа или же при нахождении должностных лиц организации, ответственных за исполнение соответствующих обязательств налогоплательщика на карантине / в режиме самоизоляции, избежать ответственности можно будет на основании подп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ. Однако оценивать применимость данной нормы к конкретной ситуации необходимо в каждом отдельном случае.

Нарушение срока представления отчетности, как и неисполнение налогоплательщиком обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может повлечь приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банке. В случае такой просрочки необходимо рассмотреть вопрос о коммуникации с налоговым органом по этому поводу.

Обращаем внимание: в период приостановления выездных проверок инспекции не вправе выставлять новые требования о представлении документов и информации (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Более того, если в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка, требование не может быть направлено как «уточнение» требований, которые ранее выставлялись в рамках предпроверочного анализа. Мы столкнулись с тем, что некоторые инспекции игнорируют эти запреты, в связи с чем полагаем необходимым письменно реагировать на выставление инспекцией таких требований, указывая на их незаконность.


О чем подумать, что сделать

В сложившихся условиях налоговым подразделениям необходимо наряду с выполнением действующего законодательства, избежанием штрафных санкций и других негативных последствий необходимо максимально использовать возникающие послабления и преференции в интересах компаний, принять превентивные меры.

С учетом перевода основной части сотрудников компаний на удаленную работу необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение бесперебойного получения от налогового органа документов в электронной форме по ТКС и своевременное реагирование компании на указанные документы.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в связи с текущей ситуацией изменения в налоговом законодательстве и налоговом администрировании и готовы оказать любую поддержку с целью превентивного выявления возможных рисков и потребностей, правильной оценки конкретной ситуации, поиска путей решения возникающих задач и их реализации.

[1] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для направления требований, установленных ст. 70 НК РФ

[2] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для принятия таких решений, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ

[4] Если в ближайшее время в ст. 64 НК РФ не будет внесено обусловленное сложившейся ситуацией дополнительное основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.

[5] За исключением случаев, когда по уже начатым проверкам соблюдения валютного законодательства выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020

Правда ли, что комиссии рассматривают вопросы уплаты налогов, которые не входят в их компетенцию, а на заседаниях на предпринимателей могут оказывать психологическое давление? Как тогда подготовиться к даче пояснений в налоговой инспекции?

За последние несколько лет налоговый контроль претерпел значительные изменения. Выездных налоговых проверок с каждым годом становится все меньше. Согласно статистике ФНС России, в 2015 г. их количество составило 30,7 тыс., а в 2018 г. – всего 14,2 тыс. Теперь контроль состоит в основном в проведении камеральных проверок и аналитической работы.

АСК-НДС, АИС «Налог» и другие программы позволяют отслеживать движение товаров, вычеты по НДС и выявлять налоговые нарушения. Налоговым органам остается только анализировать полученные данные. Для этого были созданы комиссии по легализации налоговой базы.

Как регулируется деятельность комиссий?

Более пяти лет назад ФНС России издала Письмо от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Деятельность таких комиссий была направлена на контроль уплаты почти всех видов налогов: НДФЛ, НДС, налогов на прибыль и на имущество организаций, земельного, транспортного налогов и др.

В 2017 г. это письмо было отменено. Его сменило Письмо ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Этим документом регулировалась деятельность уже «зарплатных» комиссий. В их зону контроля должны попадать только страховые взносы и НДФЛ. Вопросы уплаты других налогов в их компетенцию не входят. Однако налоговые органы продолжают организовывать комиссии для осуществления контроля за уплатой НДС и иных налогов, а потому налогоплательщикам приходится регулярно являться в инспекцию для дачи пояснений.

Кто входит в состав комиссий и как проходят их заседания?

Состав комиссии и порядок проведения ее заседания зависят от налога, по вопросам уплаты которого вас вызвали, и от суммы предполагаемой недоимки.

Представим, что был выявлен небольшой разрыв по НДС у вашего контрагента либо, например, контрагента 2-го или 3-го звена цепочки. Скорее всего, вас пригласят в кабинет, в котором работают рядовые сотрудники инспекции. Они принимают налогоплательщиков, которые, как и вы, «попали на комиссию». Вы сядете рядом с вызвавшим вас сотрудником. Он расскажет, что у вашего поставщика выявлен разрыв по НДС, налог не уплачен в бюджет. Вам предложат самостоятельно сдать уточненную декларацию, исключив НДС-ные вычеты по данному контрагенту, или разобраться с ним, чтобы он сдал уточненную декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога.

Иногда приходить в инспекцию необязательно. Достаточно предоставить проверяющим копии интересующих их документов. Это можно выяснить, позвонив ответственному сотруднику инспекции, который указан в уведомлении.

Однако, если инспекция в ходе аналитической работы установит крупную сумму налоговой недоимки, будет организовано заседание комиссии. Если речь идет о нескольких миллионах рублей предполагаемых начислений, вас пригласят в кабинет начальника или замначальника инспекции. Там вы окажетесь единственным гостем, и внимание проверяющих будет направлено только на вас. В такую комиссию помимо начальника или замначальника инспекции будут входить начальники профильных отделов инспекции (камеральных проверок, выездных проверок, предпроверочного анализа и др.). В состав комиссии также могут входить сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, инспекции труда, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В ходе таких встреч на предпринимателей порой оказывают психологическое давление. Скажем, вам наверняка напомнят о возможной уголовной ответственности.

Как вести себя предпринимателю в случае вызова на заседание комиссии?

Главное – не паниковать и начать заблаговременно готовиться к претензиям налоговой инспекции.

Вы получите уведомление о вызове в налоговый орган. В нем перечислят вопросы, которые станут обсуждаться на заседании. Если какой-то из них касается НДС, будут указаны контрагенты, к которым у проверяющих есть вопросы.

Пожалуй, лучшее, что можно сделать в данной ситуации, – это подключить ваших сотрудников и консультантов к выработке правовой позиции по интересующим инспекцию вопросам.

Попросите бухгалтера найти первичные документы по контрагенту. Менеджеру поставьте задачу поднять деловую переписку с ним. Служба безопасности или юротдел должны выяснить, в каком состоянии контрагент пребывает: не находится ли он в процессе ликвидации или банкротства, есть ли у него задолженности по налогам, не возбуждено ли в отношении него исполнительное производство, нет ли судебных споров и проч. Юристам или адвокатам поручите дать оценку документам, которые касаются взаимоотношений с контрагентом.

На заседание комиссии может прийти любое уполномоченное лицо, в том числе представитель по доверенности. Это необязательно должен быть руководитель бизнеса, хотя инспекция будет убеждать вас в обратном. В любом случае предпринимателю не стоит приходить на заседание без адвоката или юриста, обладающего специальными знаниями и опытом взаимодействия с налоговыми органами.

По результатам заседания, скорее всего, будут предъявлены претензии, связанные с неуплатой налогов. Поэтому вам и вашей команде, в которую обязательно должны входить бухгалтер, налоговый юрист и другие ответственные сотрудники, необходимо адекватно оценить перспективы предстоящего спора с налоговой инспекцией.

Если, например, ваш контрагент оказался фирмой-однодневкой, а из документов у вас есть только договор с общими условиями и несколько товарных накладных, возможно, наиболее эффективным решением будет добровольно удовлетворить требования проверяющих. Просто сдайте уточненную декларацию и уплатите налог в бюджет 1 .

Однако если вы уверены в своей правоте, у вас имеются первичные документы и иные доказательства реальности сделки и добросовестности контрагента (показания свидетелей, журналы учета транспортных средств и посещений, сайт контрагента и т.д.), предоставьте налоговой инспекции мотивированный ответ о том, что спорная сделка соответствует требованиям ст. 54.1 НК РФ, а налоги правильно исчислены и своевременно уплачены в бюджет.

При принятии решения необходимо учитывать актуальную судебную практику. На ее основании ваш адвокат или юрист должен будет оценить перспективы налогового спора.

Что будет, если не удовлетворить требования комиссии?

Если после общения с представителями комиссии вы пришли к выводу, что претензии к вам необоснованны и вы сможете отстоять свою позицию в суде, а потому отказались удовлетворять предъявленные требования, будьте готовы к тому, что вас могут включить в план выездных налоговых проверок. Однако зависеть это будет от того, какой объем доказательств удастся собрать проверяющим. План выездных проверок формируют сотрудники инспекции, и им нужно защитить его в региональном управлении ФНС. Предпринимателя включают в план, только если необходимость проверки является обоснованной: имеются весомые доказательства его виновности и сведения о наличии у него имущества, достаточного для взыскания недоимки 2 . Таким образом, если в отношении вас назначили выездную налоговую проверку, будьте уверены, что налоговая уже запаслась необходимыми доказательствами: допросила директоров контрагентов, провела встречные проверки и т.д. 3

Именно поэтому к любой проверке важно готовиться заранее. Нельзя забывать о проявлении должной осмотрительности: нужно обязательно собирать досье на своих контрагентов, сохранять их лицензии, деловую переписку и выполнять иные стандартные мероприятия 4 . А уж если налоговая начала проявлять интерес к конкретному контрагенту, лучше сыграть на опережение: попросить своего адвоката провести адвокатский опрос или нотариальный допрос руководителя контрагента, попросить последнего предоставить возможность сфотографировать офисные и складские помещения и т.д.

1 О новой методике оценки финансового положения налогоплательщика для предоставления ему возможности выплачивать сумму налоговой задолженности поэтапно читайте в публикации «Получить рассрочку по уплате налогов стало проще».

2 В публикации «Почему после налоговой проверки счета компании могут заблокировать?» вы прочитаете о том, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только после вступления в силу решения о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм налога, но и сразу после выездной налоговой проверки, а также о том, какие выплаты можно производить с заблокированного счета и когда его «разморозят».

3 При планировании выездных проверок налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика и определяют перспективы взыскания налоговой задолженности, анализируя информацию из внутренних и внешних источников ФНС. Читайте об этом в публикации «Как налоговый орган оценивает платежеспособность налогоплательщика».

4 Об оценке добросовестности и благонадежности контрагентов как ключевом элементе эффективных комплаенс-программ читайте в публикации «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста» и «Минтруд: Бороться с коррупцией обязана каждая компания».

Читайте также: