Встречный иск по кас к налоговому органу образец

Опубликовано: 15.05.2024

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Таким образом каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, а в некоторых случаях и за её пределами, является участником налоговых правоотношений, а значит и потенциальным участником спора с налоговыми органами, которые, как правило, разрешаются в судах общей юрисдикции.

Административный ответчик, как известно, может защищаться от административного иска путем подачи возражений на административный иск и/или подачей встречного административного искового заявления. Отличия встречного административного иска от иных материально-правовых возражений административного ответчика выражаются, в частности, в следующем:

-встречный административный иск (равно как и первоначальный административный иск) должен быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства, и, соответственно, суд обязан разрешить по существу материально-правовое требование по встречному административному иску, в то время как материально-правовое возражение не порождает самостоятельного производства, являясь лишь аргументом, который может быть учтен (в зависимости от обстоятельств дела) судом при вынесении решения по первоначальному административному иску;

-предъявление встречного административного иска детально регламентировано специальными процессуальными правилами, в то время как для остальных материально-правовых возражений особая правовая регламентация отсутствует (они могут излагаться в отзыве на административное исковое заявление, в устных и письменных заявлениях, ходатайствах и объяснениях административного ответчика, в апелляционной и кассационной жалобах и т.п.);

-если о своих материально-правовых возражениях административный ответчик вправе заявлять в любой стадии процесса, то хронологическая возможность предъявления встречного административного иска ограничена рамками рассмотрения административного дела в первой инстанции.

Статья 131 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определяя правила подачи и условия принятия встречного административного искового заявления, по сути вводит в административный процесс (известную в цивилистическом процессе) конструкцию встречного административного иска.

Использованием института встречного административного иска достигаются самые разные цели.

Во-первых, обеспечивается концентрация в рамках одного судебного дела нескольких встречных административных требований, что в целом явление положительное, поскольку исключает дробление правового конфликта.

Во-вторых, совместное рассмотрение встречного и первоначального административных исков исключает вынесение противоречивых решений.

В-третьих, сам по себе институт встречного административного иска обеспечивает справедливый баланс процессуальных прав административного истца и административного ответчика: последний может не только пассивно возражать против требований административного истца, но и сам предъявить к нему материально-правовые требования.

Встречный административный иск - самостоятельное материально-правовое требование административного ответчика (ответчиков) к административному истцу (истцам), предъявленное в суд, рассматривающий первоначальный административный иск, для совместного рассмотрения с ним.

Совместное рассмотрение первоначального и встречного административных исков означает, что они рассматриваются в рамках одного судебного дела. Соответственно, судебное решение по такому делу должно содержать ответ как на первоначальные требования, так и на встречные (хотя ч. 6 ст. 180 КАС РФ и не содержит специальной нормы, традиционно и в гражданском, и в арбитражном процессе при разрешении дела, в котором рассматривались первоначальный и встречный иски, выносится одно решение - см., например, ч. 5 ст. 170 АПК РФ).

Судебная практика по принятию судами общей юрисдикции встречных административных заявления пошла следующими путями:

1. В апелляционном определении Свердловского областного суда от 15.05.2019 по делу N 33 а-7071/2019 указанно:

Оценивая доводы о нарушении судом норм процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности.

Из части 3 статьи 131 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Отказ в принятии встречного искового заявления протокольным определением не является существенным нарушением норм процессуального права, не влечет нарушение прав административного ответчика, поскольку он не лишен возможности предъявления самостоятельного иска по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Но, встречный иск – это способ защиты от первоначального иска и отказывая во встречном иске суд грубо нарушает право административного ответчика на защиту по данному делу. Также, это ведет к значительному увеличению срока на восстановление прав и законных интересов ответчика, что тоже является объектом правовой защиты суда.

2. В Апелляционном определении Челябинского областного суда от 21.11.2016 по делу N 11 а-16734/2016 указанно:

Из ч. 3 ст. 131 КАС РФ следует, что подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 КАС РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Акты налоговых органов ненормативного характера могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.

Таким образом, поскольку федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения требования указанного Т. во встречном исковом заявлении, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного Т. ходатайства о принятии встречного иска, с указанием на то, что обращение в суд с указанными требованиями возможно только после соблюдения досудебного порядка.

Как представляется, такой подход искажает смысл законодательства. Ч. 3 ст. 131 КАС РФ говорит об общих правилах предъявления административных исковых заявлений, то есть присущих всем административным исковым заявлениям, а досудебный порядок урегулирования административного спора обязателен не для всех административных исковых заявлений и значит является специальным. Специальные правила предъявления встречных административных исковых заявлений определены в ст. 131 КАС РФ и перечень их закрыт. В следствии того, что встречный иск подается тогда, когда дело уже находится в суде, говорить о каком-либо соблюдении досудебного порядка вообще необоснованно и противоречит его целям.

3. Некоторые суды ссылаются на п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ оставляют встречное административное исковое заявление без рассмотрения, но ст. 196 КАС РФ не касается общих правилах предъявления административных исковых заявлений, значит не может быть применена к встречному административному иску.

4. В Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 08.06.2016 N 33 а-10384/2016 по делу N 2 а-416/2016 указано:

В соответствии со статьей 131 Кодекса административного судопроизводства, административный ответчик может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу.

При этом подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

С. до вынесения судом решения не был лишен права в своих возражениях на административный иск налоговой инспекции ссылаться на те же основания, по которым им заявлялся встречный иск, - о несоблюдении инспекцией процедуры взыскания налоговых платежей, а также на пропуск срока на обращение в суд.

Из приведенного текста видно, что суд опять лишает административного ответчика (невластная сторона спора) права выбора способа защиты от административного иска.

5. В Решении Калининского районного суда г. Челябинска от 30 октября 2018 г. по делу № 2 А-4063/2018 указано:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Шарова Н.И. недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 1 680 руб., пени по транспортному налогу в размере 726 руб.

В обоснование административного искового заявления указано, что ответчик имел в собственности в период 2012-2013 году транспортное средство «ВАЗ 2121», государственный регистрационный знак № на которое был начислен транспортный налог. В связи с несвоевременной оплатой налога, была насчитана указанная сумма пени.

Впоследствии исковые требования были изменены, истец просит взыскать задолженность по транспортному налогу за период с 2012 по 2014 год в той же сумме.

Ответчик обратился со встречным административным иском к ИФНС по Калининскому району г. Челябинска, в котором с учетом дополнений, просит признать ИФНС по Калининскому району утратившей возможность взыскания с Шарова Н.И. задолженности по транспортному налогу за период с 2009 г. по 2013 год в сумме 3 360 руб., задолженность по пени за 2009-2014 год в сумме 1 746,39 руб.

Представитель административного истца – Лобанов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявление об отказе от исковых требований, ссылаясь на то, что задолженность по налогу за период с 2012 г. по 2013 год подлежит списанию в соответствии с действующим законодательством, налог за 2014 год оплачен ответчиком полностью в сумме 467 руб.

Определением Калининского районного суда от 23 июля 2018 года был принят отказ ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска от административного искового заявления к Шарову Н.И,, производство по административному иску о взыскании недоимки по транспортному налогу за период с 2012 г. по 2014 года в размере 1 680 руб., пени по транспортному налогу за период с 01.12.10 года по 11.11.2015 года в размере 726 руб. было прекращено.

Встречное исковое заявление Шарова Н.И. к ИФНС по Калининскому району г. Челябинска о признании ИФНС по Калининскому району утратившей возможность взыскания задолженности по транспортному налогу за период с 2009 г. по 2013 год в сумме 3 360 руб., задолженности по пени за 2009-2014 год в сумме 1 746,39 руб. было оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 сентября 2018 года определение суда от 23 июля 2018 года в части оставления без рассмотрения административного иска Шарова Н.И. было отменено, административный иск направлен на рассмотрение по существу.

Это единственный случай, который удалось найти, когда суд принял встречное административное исковое заявление.

6. В Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 04.07.2017 по делу N 33 а-6366/2017 указано:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска обратилась в суд со встречным иском к Г. о взыскании денежных средств, пени, мотивированным тем, что налоговый вычет Г. за 2012-2013 получил неправомерно в силу того, что собственные денежные средства на приобретение жилья не использовал, полученный им кредит на приобретение жилья погашается за счет средств федерального бюджета. Указанные обстоятельства были установлены в ходе проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой было вынесено оспариваемое Г. решение. Данным решением Г. предложено вернуть в бюджет полученные денежные средства в размере 242397 рублей, а также оплатить пени в размере 54581,94 руб. В адрес Г. было направлено требование об уплате данных средств в срок до 25.08.2016 г. В связи с неисполнением Г. данного требования, инспекция не обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Установленный ст. ст. 48, 70 НК РФ порядок и сроки взыскания задолженности по налогу ИФНС соблюден.

Но согласно п. 3 ст. 48 НК РФ: «Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа». Значит порядок предъявления административного искового заявления не соблюден - инспекция не обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, и он не отменялся.

Подводя итог приведенной судебной практике, можно обоснованно утверждать, что суды общей юрисдикции грубо нарушают процессуальные гарантии на защиту невластной стороны спора и закрывают глаза (а правильнее сказать покрывают) нарушения законодательства властной стороной спора, но важнейший аспект принципа справедливости в административном судопроизводстве - это повышенная защита невластной стороны спора, что отражено в целом ряде положений КАС РФ. В связи с чем автором делается неутешительный вывод о полной дискредитации административного судопроизводства в Российской Федерации.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ "О введении в действие КАС РФ").

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска
и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие "административный иск", не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

1. Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц

Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих

3. Оспаривание постановления, действий,
бездействия судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств

4. Оспаривание кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

5. Оспаривание отказа в согласовании
перепланировки, переустройства

Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

6. Изъятие земельного участка
для муниципальных (государственных) нужд

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

7. Перевод жилого помещения в нежилое

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое

8. Оспаривание отказа в госрегистрации права

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права

9. Оспаривание решения об отказе
в выдаче разрешения на строительство

Административное исковое заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

10. Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания

11. Компенсация за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

12. Административный надзор

Административное исковое заявление об установлении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений

13. Защита избирательных прав

Административное исковое заявление о защите избирательных прав
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата
Административное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии

14. Оспаривание решения призывной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии
Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФ
Административное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

15. Обжалование действий органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Административное исковое заявление об обжаловании действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

16. Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

1. Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

1) между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;

2) удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;

3) встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

2. До принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу, административный ответчик может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением.

3. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Положения ч. 1 ст. 131 КАС РФ, определяющие условия, при выполнении одного из которых допускается принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления, закреплены по аналогии с положениями ст. 138 "Условия принятия встречного иска" ГПК РФ, предусматривающими, что судья принимает встречный иск в случае, если: встречное требование направлено к зачету первоначального требования; удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.

В ч. ч. 2 и 3 ст. 131 КАС РФ вошли положения, аналогичные следующим содержащимся в ст. 137 "Предъявление встречного иска" ГПК РФ: ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском; предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления иска.

Соответственно, имеют значение следующие разъяснения, данные в п. 10 Постановления Пленума ВС России 2008 г. N 13:

- исходя из того, что встречный иск может быть принят судом лишь с соблюдением общих правил предъявления иска, кроме правил о подсудности (ст. 137, ч. 2 ст. 31 ГПК РФ), в случае, когда он заявлен в процессе рассмотрения дела, следует обсудить вопрос об отложении судебного разбирательства и предоставлении лицам, участвующим в деле, времени для соответствующей подготовки;

- откладывая разбирательство дела (ст. 169 ГПК), суд должен указать в определении мотивы отложения и назначить дату нового судебного заседания с учетом действий, которые должны быть произведены в период отложения. При этом на основании ч. 4 ст. 1 (аналогия закона) и ч. 3 ст. 39 данного Кодекса, регулирующей сходные отношения, установленный ст. 154 данного Кодекса срок рассмотрения и разрешения гражданского дела следует исчислять со дня принятия судом встречного иска;

- определение об отказе в принятии встречного иска по мотивам отсутствия условий, предусмотренных ст. 138 ГПК РФ, обжалованию в суд апелляционной или кассационной инстанции не подлежит, поскольку не препятствует реализации права на обращение за судебной защитой путем предъявления самостоятельного иска и возбуждения по нему другого производства (ст. ст. 331, 371 данного Кодекса).

Положения ст. 131 КАС РФ также аналогичны положениям ч. ч. 1 - 3 ст. 132 "Предъявление встречного иска" АПК РФ. В то же время названная ст. 132 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ) также содержит следующие положения, аналогичные которым не вошли в ст. 131 КАС РФ:

- арбитражный суд возвращает встречный иск, если отсутствуют условия, предусмотренные ч. 3 данной статьи, по правилам ст. 129 АПК РФ (ч. 4);

- арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеется несколько дел, требования по которым отвечают условиям первоначального и встречного исков, объединяет по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения по правилам, установленным ст. 130 АПК РФ (ч. 5);

- после принятия встречного иска рассмотрение дела производится с самого начала (ч. 6).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава, 2018. Издательство "ЮСТИЦИНФОРМ"

Встречное исковое заявление лучше поручить профессионалу. Почему? Судебные дела всегда будут делом сложным и эмоциональным. Чаще всего, в роли ответчика бывают люди, которые действительно совершили проступок и должны понести наказание. На этом этапе судебная практика знает огромное количество примеров, когда гражданина или организацию спасло ответное встречное заявление.

ВНИМАНИЕ : наш адвокат по гражданским делам не раз оказывал помощь по вопросу составление иска в суд, поэтому готов составить встречку для Вас уже сегодня.


Что такое встречное исковое заявление?

Встречное исковое заявление в гражданском процессе – требования, которые предъявляет обвиняемая сторона ответчик истцу. При этом, факты, на основе которых был возбужден встречный иск, будут рассматриваться в суде параллельно уже возбужденному гражданскому делу. Это отличная защита для ответчика.

Порядок составления встречного иска в суд

Встречное исковое заявление

  1. Связь с первым требованием, которое уже в производстве суда. Порядок составления встречного иска подразумевает соблюдение всех правил и законов. Особое внимание следует уделить, что встречное требование должно быть связано с первым. Если это не доказано, то суд имеет полное право отклонить предложение о принятии решения. Так, например, если к Вам заявлен иск о выселении, но при этом есть все основания разобраться с приобретением права на жилье – смело заявляйте встречный иск о признании права пользования жилым помещением. Удовлетворение вашего требования полностью исключит возможность положительного решения по первоначальному иску.
  2. Составлять документ нужно в соответствии с требованиями ГПК РФ для подачи иска в суд. Стоит упомянуть, что встречный иск на исковое заявление должен быть составлен по всем правилам (еще подробнее про то, как правильно составить исковое заявление в суд). В нем нужно указать полные имена истца и ответчика, быть сведения о номере гражданского дела, общей стоимости иска, расчет и оплата государственной пошлины и многое другое.
  3. Взаимные требования друг к другу. Возражение на встречное исковое заявление может быть оправданно при несоблюдении правил его составления или указывания в заявлении заведомо неправильных данных, которые противоречат первому иску, дело которого и рассматривается в суде. Так, если рассматривают иск о взыскании коммунальных услуг, то нет смысла заявлять требование о проведении капитального ремонта со стороны управляющей компании. А вот просительная часть иска о перерасчете размера задолженности в связи с неоказанием отдельных услуг (отсутствие воды, отопления) будет как нельзя в тему.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме, как составить исковое заявление и задавайте свой вопрос адвокату в комментариях к ролику на канале YouTube

Подача встречного искового заявления

Ходатайство о принятии иска можно заявить в любой момент судебного процесса, на любом его этапе, за исключением тех случаев, когда решение уже было принято. Документ будет обязательно рассмотрен после ухода судьи из зала для принятия справедливого решения.

Встречный иск можно до заседания суда:

Решение о принятии встречного иска может быть сразу оглашено судом или суд вправе отложить заседание для решения вопроса о принятии встречного иска. Впоследствии стороны узнают о том, принят судом встречный иск к производству или нет. Фактически вопрос о принятии встречного иска разрешается судом также, как и вопрос о принятии первоначального иска.

Как подавать встречное исковое заявление в арбитражный суд или суд общей юрисдикции быстро и грамотно можно узнать у наших юристов (также читайте порядок подачи исковых заявлений в суд по ссылке).

Что будет с процессом после принятия встречного заявления?

Принятие встречного иска приведет к тому, что заседание суда будет отложено, срок рассмотрения дела будет исчисляться со дня принятия иска.

Отложение заседания в случае принятия встречного иска просто необходимо, иначе ответчик по встречному иску будет лишен возможности предоставить письменные возражения на встречный иск, дополнительные доказательства, соответственно, будет нарушен принцип состязательности сторон.

А можно ли не согласиться с принятием встречного иска? Ответ на этот вопрос отрицательный, поскольку встречный иск никак не может нарушить чьи-либо права. Подача встречного иска аналогична подаче иска, т.е. истец реализует свое право на судебную защиту. Вы можете лишь ссылаться на свое недовольство в апелляционной жалобе, если итоговый судебный акт вас не устроит.

Основания отказа в принятии встречного иска

Причины отказа в принятии в производство суда встречного иска заключаются в том, что встречный иск не соответствует условиям для его принятия. Что это значит? Давайте разбираться:

  1. встречное требование не направлено на зачет первоначального требования
  2. удовлетворение встречного искового заявления не исключает удовлетворение первоначально поданного иска
  3. между первоначальным и встречным иском отсутствует какая-либо взаимная связь
  4. встречное исковое заявление составлено с нарушениями норм процессуального законодательства, препятствующим его принятию (например, не подписано лицом, подписано неуполномоченным представителем, иные причины)

Процессуальными кодексами установлены конкретные условия, при наличии которых суд должен принять встречный иск. Если же такие условия отсутствуют, у суда не будет законных оснований для принятия встречного иска и естественно он вынужден будет отказать.

ВАЖНО: не важно, если в настоящее время у вас нет возможности для оплаты большой госпошлины, которая выходит при предъявлении встречного иска. Вам в любом случае целесообразно все рассматривать в одном суде, а значит можно воспользоваться ходатайством о рассрочке (отсрочке) уплаты обязательного платежа (подробнее по ссылке, а также в видео на странице нашего сайта).

Обжалуется ли определение об отказе в принятии встречного иска?

Определение о принятии встречного иска не обжалуется. А если суд отказал в принятии встречного иска, тогда что, его можно обжаловать?

В данном случае закон нам говорит о том, что и определение об отказе в принятии встречного иска обжаловать нельзя, поскольку истец вправе обратиться с отдельным самостоятельным иском в суд, заявив соответствующие требования. Также у Вас есть возможность в доводах своей апелляции указать на данный факт, как о нарушении процесса со стороны суда, вышестоящий суд даст оценку данному обстоятельству.

В целом, поскольку лицо не лишено права подать вместо встречного иска отдельный иск с теми же самыми требованиями, на основании которого будет возбуждено отдельное дело, то его права отказом в принятии встречного иска по другому делу не могут быть нарушены.

Адвокат по составлению встречного иска в Екатеринбурге

Почему выгодно обратиться за помощью к нам?

Консультация с юристами также поможет ответить на вопрос – когда можно подать встречный иск? Как составить его правильно, чтобы был положительный результат по делу.

Образец для заполнения конечно существует. Ознакомиться с ним можно в Интернете. Но он вряд ли будет отвечать критериям вашего гражданского спора, отражать все нюансы и особенности ситуации.

Оформление производится после консультации с нашим адвокатом Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры». Для грамотного составления документа необходимо, чтобы требования были однородными и не выходили за пределы уже рассматриваемого спора.

Читайте о работе нашего адвоката по гражданским делам:


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Специалисты юридического центра ПРАВО ЛЕГ оказывают правовую помощь по ведению дел в порядке административного производства.

Содержание:

Порядок административного судопроизводства (КАС)

Административные дела рассматриваются судами по правилам Кодекса Административного Судопроизводства (КАС). В КАС строго регламентировано, кто может являться ответчиком по заявлению, кто вправе заявлять иск, какие именно решения (постановления), а также действия или бездействие должностных лиц можно обжаловать в судебном порядке.

Обратите внимание: если иск подается об отмене решений или об оспаривании действий (бездействия) к государственным или муниципальным органам, то производство ведется по правилам (КАС), которые отличаются от Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) или Арбитражно-процессуального (АПК).

Несоблюдение требований КАС приводит к оставлению заявлений без рассмотрения и возврату документов истцу без приостановления течения сроков, отведенных на обращение в суд.

Перед обращением в суд убедитесь, что Вами был соблюден претензионный порядок, предусмотренный ст. 125 КАС. Если претензия не направлялась ответчику, то административный иск будет возвращен истцу без рассмотрения в порядке ст. 129 КАС.

Обратите внимание: на соблюдение досудебного разрешения спора требуется около 1 месяца, что существенно сокращает сроки, отведенные для обращения в судебные органы. Очень важно своевременно обратиться с претензией к ответчику, а впоследствии с иском в суд.

Нарушение установленных сроков приведет к необходимости их восстановления и обоснования уважительности их пропуска, что значительно осложнит дело, а в некоторых случаях приведет к невозможности назначения судебного разбирательства.

Вопрос о принятии искового заявления к производству судья рассматривает единолично в течение 3 дней с даты его поступления, если иное не установлено законом (ст. 127 КАС).

Составление административного иска

При составлении (оформлении) административных исковых заявлений необходимо руководствоваться ст. 125 КАС. В указанной статье представлен перечень необходимой информации, отсутствие которой приведет к оставлению исковых заявлений без движения, а именно:

наименование суда, в который подается дело

наименование истца, с указанием ФИО (наименования), адреса регистрации (местонахождения), ФИО представителя, наличие высшего юридического образования у представителя, номера телефонов (факсов), адреса электронной почты и другая контактная информация;

наименование ответчика, с указанием всей известной контактной информации и адреса местонахождения (согласно регламентным документам);

указание на нарушенные права и свободы, а также указание на нормы права, их регламентирующие;

указание оспариваемых решений (действий, бездействия) с требованиями к ответчику;

доказательства соблюдения досудебного урегулирования спора;

результаты рассмотрения жалоб при их подаче;

документы (перечень приложений).

В административном иске важно грамотно обосновать свои требования в соответствии с законодательством РФ, а также правильно изложить просительную часть.

Подача административного искового заявления

Административный иск подается в соответствии со ст. 22 КАС.

Обратите внимание: административные иски могут быть поданы по месту нахождения ответчика, а также по месту нахождения истца.

При обращении в суд необходимо учитывать и соблюдать сроки исковой давности. Общий срок установлен равным трем месяцам с даты, когда права истца были нарушены или с даты, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Дела в соответствии с КАС рассматриваются в сокращенные сроки. Как правило, срок установлен – 2 месяца с даты обращения в суд, но при наличии уважительных причин сроки могут быть приостановлены и увеличены.

Услуги по искам

Представитель истца или ответчика по административному исковому заявлению обязательно должен иметь высшее юридическое образование.

При попытках самостоятельного обжалования действий госорганов, суды зачастую оставляют дела без движения, так как исковое заявление не соответствует нормам КАС.

Воспользуйтесь услугами профессиональных юристов!

Административное исковое заявление в центре ПРАВО ЛЕГ стоит от 3 000 до 5 000 рублей.

Административное исковое заявление 3000 руб — 5000 руб
Участие в судебном заседании 5000 руб
Подача иска 3000 руб
Под ключ 30000 руб

Для уточнения цены отправьте заявку на юридические услуги:

Через сервис онлайн заказа на сайте

Образец иска

Обратите внимание: все образцы носят информационно-справочный характер. Центр ПРАВО ЛЕГ гарантирует актуальность документов только при заказе юридических услуг. Все риски использования бесплатных образцов лежат на пользователе.

Читайте также: