Вшэ налоговая система россии

Опубликовано: 15.05.2024


  • Кратко об истории системы налогообложения в России
  • Налоговая система - это. (понятие и структура)
  • Элементы налоговой системы Российской Федерации
  • Какие бывают налоги в РФ
  • Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.
  • Как лучше выбрать систему налогообложения
  • Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - до 01.01.2021.

Данный спецрежим могли применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Высшая школа экономики (ВШЭ) предложила существенно поднять налоги на неинвестируемые личные доходы состоятельных граждан и неинвестируемые средства корпораций. Инициатива содержится в отзыве ВШЭ на проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Речь идет о ставке налога 20–24% для доходов физлиц свыше 12 млн и 24 млн руб. в год и о возвращении к ставке 24% или даже к 30% по налогу на прибыль (сейчас 20%) в сочетании с установлением эффективного инвестиционного вычета, отмечается в заключении ВШЭ. Достигнутый налоговыми органами уровень контроля и современная внешнеэкономическая ситуация «существенно ограничивают возможности бегства национального капитала» и вывода денег за рубеж, поэтому повышение налогов не приведет к массовой эмиграции налогоплательщиков, считают экономисты.

Фото:Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

С 2021 года в России впервые за 20 лет будет введен прогрессивный элемент при налогообложении доходов физических лиц: по поручению президента НДФЛ вырастет с 13 до 15% для граждан с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. руб. в месяц). Повышенным налогом будет облагаться часть доходов, превышающая 5 млн руб. При расчетах будут учитываться только периодические и активные доходы, например зарплата, дивиденды, доходы от продажи ценных бумаг, а разовые доходы, например от продажи личного имущества, из базы для повышенного налога будут исключены. За счет этой меры бюджет рассчитывает получить 60 млрд руб. дополнительных доходов в 2021 году, 64 млрд — в 2022 году и 68,5 млрд — в 2023 году. Средства будут направляться на лечение детей с редкими тяжелыми (орфанными) заболеваниями.

Минфин сообщил РБК, что другие варианты изменений по НДФЛ и налогу на прибыль сейчас не разрабатываются.

Тем не менее вероятность повышения НДФЛ в будущем есть, прокомментировал РБК партнер КПМГ Донат Подниек: «Это наглядно демонстрирует весь период действия плоской 13-процентной ставки — сразу после ее введения с 2001 года регулярно появлялись инициативы по возвращению к прогрессивной шкале, и 20 лет спустя эти инициативы концептуально реализовались. Как говорится, вода камень точит».

Запланированное повышение налогов хотя и затронет незначительную долю россиян, имеет большой потенциал расширения в будущем, отмечали ранее опрошенные РБК экономисты. После «тренировки» на небольшой группе граждан в дальнейшем возможно повышение НДФЛ и/или снижение планки доходов для применения повышенной ставки, допускали они.

Из стран с прогрессивной шкалой налогообложения самая высокая максимальная ставка подоходного налога установлена в Швеции — 61,85%. В Дании она составляет 55,8%, в Германии — 47,5%, в Китае, Великобритании, Испании, Франции и ЮАР — 45%, в США — 37%. Из стран ЕАЭС прогрессивную шкалу ввела Армения с максимальной ставкой 36%. В Белоруссии ставка НДФЛ равна 13%, в Казахстане и Киргизии — 10%.

Целесообразно ли повышать НДФЛ для состоятельных россиян

Поскольку ВШЭ предлагает облагать повышенным налогом только неинвестируемые доходы, такой подход «представляет собой своего рода штраф за накопление капитала», указывает Подниек. Подтолкнуть физлица вкладывать деньги может только повышение привлекательности таких инвестиций. «Стимулирование «кнутом» может сработать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе эффективным не станет», — уверен партнер КПМГ.

Фото:duma.gov.ru

«При цели увеличить налогообложение доходов богатейших лиц бессмысленно повышать НДФЛ: они получают основные доходы не в виде зарплат, а в виде дивидендов», — считает заведующая лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Корниенко. В связи с этим, по ее мнению, нужно вернуться к идее ужесточить правила налогового резидентства.

Сейчас платить налоги в России обязаны лица, находящиеся на ее территории 183 дня в год и более. Поэтому часть состоятельных бизнесменов покидают страну в сумме более чем на полгода, чтобы не платить здесь налоги. Минфин предлагал сократить лимит для признания налоговым резидентом до 90 дней и ввести критерий «центра жизненных интересов»: даже если гражданин находился в стране меньший срок, но у него остались недвижимость, бизнес и личные связи, он все равно будет обязан заплатить налоги в России. Позже Минфин отказался от этой идеи.

По мнению Подниека, более жесткие правила налогового резидентства логично вводить по мере роста привлекательности России для ведения бизнеса, совершенствования судебной системы, защиты предпринимателей от административного давления. В таком случае значительное улучшение условий ведения бизнеса должно компенсировать рост налогов. Сейчас Россия «проигрывает борьбу за налоговых резидентов многим странам, у которых шире арсенал средств для сбора налогов с доходов физлиц, получаемых за пределами страны резидентства», отмечает эксперт.

Уже состоявшееся повышение НДФЛ для граждан с доходами выше 5 млн руб. затронет средний класс, а не сверхбогатых, отмечала ранее РАНХиГС. При этом на фоне повышения НДФЛ для них государство вводит налоговую льготу для лиц со сверхвысокими доходами. С 2021 года владельцы зарубежных активов (в низконалоговых странах и офшорах) вместо налога 13% смогут платить фиксированный платеж 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности за все контролируемые иностранные компании (КИК).

Инициатива направлена на то, чтобы создать в России выгодный налоговый режим для бизнесменов с зарубежными активами и вывести их доходы из тени. За 2019 год в бюджет пришло лишь 4,1 млрд руб. НДФЛ с доходов бенефициаров КИК и налога на прибыль КИК, следует из данных ФНС. Причем большую часть выплат обеспечил один российский миллиардер — Владимир Лисин (бенефициар НЛМК), писал РБК.

Фото:Софья Сандурская / АГН «Москва»

При этом россияне держат за рубежом более $400 млрд активов, оценивала консалтинговая фирма BCG. Причина низких поступлений налогов от КИК — в том числе сложные правила налогообложения. Поэтому часть российских бизнесменов отказались от налогового резидентства России, чтобы не декларировать прибыль контролируемых офшорных компаний.

Подтолкнет ли инвестиции рост налога на прибыль

Помимо повышения подоходного налога для богатых ВШЭ выступает за повышение до 24% или даже до 30% ставки налога на прибыль на свободные неинвестированные средства корпораций. Компании в России накопили на корпоративных счетах и банковских депозитах более 31,8 трлн руб., следует из данных ЦБ на 1 октября 2020 года, что на 10%, или почти на 3 трлн руб., больше, чем год назад (28,9 трлн руб.). Сложно сказать, какую их часть можно отнести к неинвестируемым и по каким критериям.

В 1995–2001 годах базовая ставка налога на прибыль в России составляла 35%, а для банков, страховых компаний и ряда других организаций была еще выше. В 2002–2008 годах была введена единая ставка 24%, с 2009 года она снижена до 20%.

Счетная палата указывала в недавнем заключении на проект бюджета, что «значительные объемы средств, предоставленные государственным корпорациям и государственной компании [«Автодор»] в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым государственные корпорации (государственная компания) получают проценты». Общий объем временно свободных средств госкорпораций (их в России шесть) аудиторы оценили в 182 млрд руб. на 1 сентября 2020 года.

В общем случае повышать налоги, изымая деньги у производителей в пользу бюджета, когда сам бизнес должен искать пути выхода из кризиса, нецелесообразно, говорит Миронов. Но нынешняя ситуация — не обычная циклическая рецессия: кризис не связан со сменой технологического уклада или производственными шоками. На фоне пандемии нужно расширять вложения в здравоохранение и поддержку наиболее проигравших секторов: предприятия пострадали не в результате проигрыша в конкурентной борьбе, а из-за ограничений, введенных самим государством, и бизнесу нужно компенсировать затраты и потери, объясняет эксперт. В такой ситуации повышение налогов на неинвестируемые средства с эффективным инвестиционным вычетом может быть оправданной мерой, полагает Миронов. Это, по его мнению, могло бы активизировать инвестиционный процесс, подтолкнуть компании «не почивать на лаврах», а вкладываться и в основной бизнес, и в сопряженные отрасли.

Хотя в этом году прибыли корпораций не растут такими темпами, как в предыдущие годы (в первом полугодии упали в два раза), определенные средства заморожены на счетах крупных игроков, напоминает Миронов. «Если на Западе корпорации инвестировали в ценные бумаги и на этом фоне фондовые рынки росли, то в России ситуация иная из-за высоких рисков санкций; деньги «не работают» в полной мере. Предприятия продолжают осторожничать — накапливать ресурсы на черный день», — заключает Миронов.

Инвестиции в основной капитал в России упали на 7,6% (год к году, до 4,03 трлн руб.) во втором квартале 2020 года, на который пришелся пик первой волны пандемии, оценил Росстат. За первое полугодие инвестиции в основной капитал снизились на 4% по сравнению с первым полугодием 2019 года. Правительство в базовом варианте прогноза ожидает рост инвестиций на 3,9% в 2021 году после спада на 6,6% в текущем году.

Фискальная система государства: кратко об истории

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2020

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Однако положения, регламентированные местными и региональными властями, не могут противоречить федеральным нормам. То есть власти субъекта или муниципального образования могут снизить ставку, ввести льготу или освобождение, отменить или ввести отчетные периоды и авансовые платежи. Но дополнить или скорректировать налоговую систему, НК РФ и виды платежей не вправе. Подробно о действующей классификации мы рассказали в отдельном материале «Федеральные, региональные и местные налоги».

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 3397 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, Т. Н. Налоговая система России и перспективы ее развития / Т. Н. Дубровская, А. Р. Леденева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64068/ (дата обращения: 19.05.2021).

В современном мире у каждого на слуху словосочетание налоговая система, но если спросить у гражданина нашей страны что же это такое, то далеко не каждый даст четкий ответ на поставленный вопрос. Давайте попробуем разобраться что же такое Налоговая система на примере нашей страны.

Ключевые слова: налоговая система, налог, НДФЛ, НДС, Налоговый кодекс РФ.

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством.

Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах. А именно после распада СССР в 1991 году, когда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В течение 7 лет велись разработки материалов для создания Налогового Кодекса. И вот в 1998 году была издана 1 часть. А на разработку второй части НК РФ потребовалось еще 3 года, и наконец в 2001 году она была опубликована. Так, в России появился самый главный документ по регулированию отношений между налогоплательщиком и государством.

Итак, познакомимся поближе с главным налоговым законом России — Налоговым Кодексом Российской Федерации. НК РФ состоит из двух частей. 1-ая часть регулирует общие вопросы по налогообложению. В ней раскрываются понятия основных налогов и других платежей, расписан порядок исполнения обязательств, права и обязанности, ответственность участников налоговых отношений и другие аспекты.

2-ая часть отражает ставки, порядок и сроки уплаты всех налогов, которые есть и действуют на территории России.


Налоговая система РФ состоит из трех уровней. Как правило устанавливаются фиксированные ставки, исключения составляют акцизы (их ставки зависят от видов подакцизных товаров), водный налог зависит от способа водопользования, также от вида запрашиваемого действия зависит размер государственной пошлины, налог на добычу полезных ископаемых устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении.

Важно отметить, что с 1 января 2019 года повысился налог на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Это вызвало массу неудобств, так как уже за первый квартал организации обязаны были отчитаться по новой форме. Но так как система не была отлажена, многие предприятия очень понервничали при сдаче отчетности за 1 квартал.

Что же касается местных налогов и сборов, то здесь ставки плавающие, имеют место быть и прогрессивные. В основном это зависит от вида объекта [1].

Прежде чем начать открывать свой бизнес на территории Российской Федерации, необходимо изучить какие налоговые режимы действуют на территории нашей страны. С 2019 года их количество увеличилось до 6. Рассмотрим их в таблице 1.

Режимы налоговой системы РФ

Основная система налогообложения

Такой режим присваивается сразу после регистрации в ИФНС, его могут использовать и ООО, и ИП

Упрощенная система налогообложения

Здесь есть некоторые условия, такие как:

—среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;

—остаточная стоимость амортизируемых осн.ср-тв не более 150 млн руб.;

—доходы за 9 мес не превышают 112,5 млн руб..

Единый налог на вмененный доход

В п.2 ст. 346.2 НК РФ отражены те виды предпринимательской деятельности, которые могут применять этот спец режим, но при условии, что их среднечисленность не превышает 100 человек

Единый сельскохозяйственный налог

Данный режим имеют право использовать только сельскохозяйственные производители

Его вправе применять только индивидуальные предприниматели, смысл в том, что комерсант выкупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев

Налог на профессиональный доход или налог для самозанятых

Касается тех, кто работает не на работодателя, а на себя. Это могут быть как физ лица, так и ИП. Одним из условий является то, что не должны иметь нанятых работников. Кроме того, воспользоваться новой схемой могут только те, чей доход за год не превышает 2,4 млн руб (или 200 тысруб с мес).

Налоговые ставки: 4 % — если оказывают услуги физ лицам; 6 % — если деньги поступают от юр лиц

Ни для кого не секрет, что в нашей стране существует очень много минусов и недочетов в налоговой политике государства. Так, например, ежегодно в казну поступает всего лишь около 60 % из 100 %, остальные 40 % не доходят, так как имеет место быть теневому рынку и многие продолжают уходить от уплаты налогов. Все это негативно влияет на развития нашей страны и общество в целом. Ведь налоговые поступления формируют Федеральный бюджет нашей страны. Еще одним минусом является отсутствие стабильности, это вызвано большим количеством налогов. Люди путаются и ошибаются, так как правительство регулярно вносит поправки. Это несет за собой ошибки, за которые начисляются пени, из-за этого граждане несут убытки, а вместе с тем негатив относительно налоговой системы нашей страны [2].

В планах на 2019–2020 годы у правительства появилось много идей по изменению налоговой политики государства. Это стало связано с тем, что обещание, данное В. В. Путиным, истекло и с 01.01.2019 года развязались руки всем тех, кто давно хотел внести свои коррективы. Так одним из самых волнующий вопросов особенно для населения России стал об изменении ставки НДФЛ. На рассмотрение было представлен проект о смене регрессивной ставки на прогрессивную со следующими показателями [5]:

Изменение ставки НДФЛ сучетом разницы суммы годового дохода физлица

НДФЛ

Годовой доход

менее 100 тыс.руб.

100 тыс.руб-1 млн руб.

1 млн руб-5 млн руб.

свыше 5 млн руб

Рассмотрим на примере: «Сотрудник Иванова работает лаборантом в государственном образовательном учреждении, в связи с небольшой загруженностью занятость ее составляет пол дня, соответственно занимает она пол ставки. Оклад 1 ставки составляет 7100 руб в мес, соответственно 0,5 ставки 3550 руб в месяц. Но необходимо взять во внимание, что сумма заработной платы не должна быть ниже установленного в регионе МРОТа. Так минимальный размер оплаты труда по Воронежской области с 01.01.2019 года составляет 11 280 руб, соответственно за 0,5 ставки — 5 640 руб в месяц. Работодатель обязан доплачивать до минимального размера оплаты труда.

Рассчитаем размер заработной платы за год, чтобы узнать по какой ставке будет взиматься НДФЛ.

5 640 руб. x 12 месяцев = 67 680 руб за год

Таким образом, заработная плата за год менее 100 тысруб и соответственно ежемесячный доход будет облагаться по ставке в размере 5 % подоходного налога.

Проанализируем еще один пример. Бухгалтер одной логистической компании работает ежедневно по график 5/2, и имеет заработную плату в размере 29 300 руб. Как мы видим, размер заработной платы превышает МРОТ, поэтому производим расчет таким образом: 29 300 руб x 12 = 351 600 руб в год. Так, заработная плата бухгалтера попадает в промежуток от 100 тыс. руб — до 3 млн руб, соответственно заработная плата сотрудника будет облагаться ставкой в размере 13 %.

Рассмотрев два наглядных примера, я считаю, что прогрессивная шкала имеет свои плюсы и минусы. Конечно, такое решение могло бы наладить справедливые взимания подоходного налога с граждан. Действительно, у граждан, получающих больший доход — возможностей производить более высокие отчисления больше. Но как отмечалось раньше в России имеет место быть теневой рынок и заработные платы в конвертах. Такое введение сподвигнет работодателей вести еще большую теневую экономику. Они перестанут показывать реальный уровень продаж, начнут экономить на сотрудниках и производстве. Обороты и покупательная способность спадет и экономическое развитие страны остановится.

Я считаю, наиболее правильное решение — это рассмотреть законопроект о предоставлении льгот определенным гражданам, таким как, например, инвалиды, многодетные семьи и гражданам, имеющим доход ниже среднего.

Возвращаясь к примерам о повышении налоговых ставок, невозможно не согласиться с Алексеем Кудриным, который высказался, что позорно говорить о бедности в стране, имея такой уровень ВВП на душу населения, а именно, этот показатель на 2019 год составляет 1 935 147,6 руб.

Для развития налоговой системы необходимо:

1) Сделать налоговую систему простой и доступной, для этого нужно упростить систему налогообложения так, чтобы простым гражданам стало понятно за что с них взимается тот или иной налог;

2) Как отмечалось выше, продолжать борьбу с теневым рынком, ведь если государство будет получать налоговые вычеты в соответствии с установленными требованиями, то ему не придется создавать новые налоговые вычеты для пополнения Федерального бюджета;

3) Усилить контроль за взимание налогов в коммерческих и негосударственных организациях, чтобы бизнес был построен на законных основаниях;

4) Увеличить акцизы на алкогольную и табачную продукцию, тем самым мы поддержим проект «Здоровая нация», а также урегулируем правовые отношения между государством и производителями данной продукции;

5) Ввести льготы, о которых говорилось выше.

Таким образом, Налоговая система РФ требует еще много доработок. Наше правительство старается улучшить эту сферу экономики как может. Главное продолжать уделять должное внимание данному вопросу, а также прислушиваться к населению.

  1. Васильева О. Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018–2020 годах // Инновации в науке и практике. — 2018. — с.83–89.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
  3. Нововведения в бухгалтерском учете, налогообложении и аудите Дубровская Т.Н, Чугунов А. В. Серебрякова И. А. Научный Вестник Воронежского государственного технического университета. Серия «Экономика и предпринимательство» — Воронеж: ВГТУ, 2018 г. — Выпуск 13 — с.71–77
  4. Consultant.ru
  5. garant.ru
  6. nalog.ru
  7. nalogovaya-politika-rossii-na-2019–2020-gody

Налоговая система Российской Федерации

Похожие публикации

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.

Налоговая система РФ кратко

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации - это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Принципы построения налоговой системы РФ

Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

  • Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
  • Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
  • Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
  • Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
  • Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

Структура налоговой системы РФ

Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

Уровни налоговой системы РФ

Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

  • Федеральный.
  • Региональный.
  • Местный.

Налоговая система: классификация налогов в РФ

Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:

  • Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
  • Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
  • Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.

Элементы налоговой системы

Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.

Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

  • Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
  • Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
  • Способы и виды контроля в налоговой сфере.
  • Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
  • Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
  • Принципы установления налогов.
  • Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
  • Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

Функции налоговой системы

Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

  • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
  • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
  • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
  • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
  • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Читайте также: