Временного положения о налоговой системе

Опубликовано: 20.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 9 марта 2021 г. № АБ-4-19/2990 “О направлении Временного порядка проведения совместной сверки расчетов”

ФНС России в целях актуализации и оптимизации процедуры проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам направляет для применения в работе Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.

Одновременно ФНС России сообщает о признании утратившим силу письма ФНС России от 16.04.2020 N АБ-4-19/6371@ "О направлении Временного порядка проведения совместной сверки расчетов".

Настоящее письмо довести до подведомственных налоговых органов и обеспечить его применение.

Приложение: на 7 л. в 1 экз.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В. Бударин

Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам

Общие положения

1. Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее - сверка расчетов, Временный порядок) устанавливает последовательность действий налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента), состоящего на учете в налоговом органе, либо его представителя, полномочия которого подтверждены в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - налогоплательщик) и налогового органа при проведении сверки расчетов.

2. Сверка расчетов проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о предоставлении акта сверки расчетов (далее - заявление);

в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Представление акта сверки расчетов по ТКС осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи".

4. Полученные в бумажной форме заявления регистрируются в информационном ресурсе налогового органа не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления, должностным лицом структурного подразделения, ответственного за сверку расчетов.

5. Максимальный период проведения сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.

6. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, вправе отказать в приеме заявления в бумажной форме в следующих случаях:

при обращении налогоплательщика не по месту учета;

при отсутствии в заявлении наименования организации (ФИО индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН (КПП организации), подписи руководителя организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);

в случае представления заявления представителем налогоплательщика без приложения документа, подтверждающего полномочия представителя (копии документа, заверенной в установленном порядке), в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса Российской Федерации.

7. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 6 настоящего Временного порядка, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов по заявлению, представленному по почте или через МФЦ, в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления в налоговый орган, направляет налогоплательщику уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причины отказа (приложение 1 к настоящему Порядку).

При личном обращении налогоплательщика, должностное лицо, ответственное за прием заявления, проверяет представленное заявление на наличие оснований для отказа, указанных в пункте 6 настоящего Временного порядка. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 6 настоящего Временного порядка, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за прием заявления, вправе не принять заявление, вернуть его налогоплательщику, проинформировав о причинах отказа в приеме, и предложить устранить выявленные причины.

8. В случае указания в заявлении даты окончания периода проведения сверки расчетов, превышающей дату представления заявления в налоговый орган, датой окончания периода проведения сверки расчетов считается дата представления заявления в налоговый орган.

9. В случае отсутствия в заявлении периода проведения сверки расчетов, сверка расчетов проводится за период с 1 января текущего года, по состоянию на дату регистрации заявления.

10. В случае отсутствия в заявлении указанного кода бюджетной классификации (далее - КБК), сверка расчетов проводится по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, указанном в заявлении.

11. В случае отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по всем указанным в запросе КБК за запрашиваемый период, формируется уведомление об отказе в проведении сверки расчетов по причине отсутствия обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (приложение 2 к настоящему Порядку).

12. При получении ответа налогоплательщика по разделу 1 акта сверки расчетов о согласовании с разногласиями должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, осуществляет сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения разногласий. Для выявления и фиксирования разногласий оформляется раздел 2 акта сверки расчетов. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, при необходимости направляет служебную записку в заинтересованное структурное подразделение для устранения разногласий.

13. При получении акта сверки расчетов лично налогоплательщик проставляет на втором экземпляре этого акта сверки расчетов отметку в получении оригинала акта сверки расчетов и подпись, указывает свои фамилию и инициалы, дату получения. Также на акте сверки расчетов проставляется подпись должностного лица структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

14. При получении от налогоплательщика раздела 1 акта сверки расчетов с разногласиями после завершения процедуры сверки (позднее 10 рабочих дней после регистрации заявления) должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, рассматривает акт сверки расчетов с разногласиями и приложенные к нему документы (при наличии) с привлечением соответствующих структурных подразделений инспекции и направляет налогоплательщику ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки расчетов с разногласиями.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика на основании заявления, представленного на бумажном носителе

15. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, с помощью программного обеспечения налогового органа формирует акт сверки расчетов не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления. Сформированный акт сверки расчетов подписывается должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

16. Акт сверки расчетов может быть получен налогоплательщиком непосредственно при предъявлении должностному лицу структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика на получение акта сверки расчетов).

В случае, если налогоплательщиком не предъявлен документ, удостоверяющий личность (подтверждающий полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика на получение акта сверки расчетов), должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчётов, сообщает, что указанный акт сверки расчетов направляется по почте по имеющемуся у налогового органа адресу налогоплательщика.

17. В случае, если акт сверки расчетов направляется налогоплательщику по почте (через МФЦ), должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления его налогоплательщику по почте (через МФЦ).

18. В случае, если налогоплательщик, указавший в письменном запросе о представлении акта сверки расчетов о его получении лично, не обратился за получением этого акта сверки расчетов в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, не позднее следующего рабочего дня передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления его налогоплательщику по почте.

19. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за делопроизводство, не позднее следующего рабочего дня за днем получения акта сверки расчетов направляет его налогоплательщику по почте заказным письмом.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика на основании заявления в электронной форме, представленного по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика

20. Передача акта сверки расчетов в электронной форме по ТКС осуществляется в соответствии с порядком направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержденным в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации.

Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, после регистрации заявления формирует акт сверки расчетов с помощью программного обеспечения налогового органа не позднее трех рабочих дней с момента получения заявления, подписывает акт сверки расчетов усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа и направляет налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогового органа

21. В случае, если налогоплательщик взаимодействует с налоговым органом в электронной форме, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, формирует акт сверки расчетов, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет его налогоплательщику в электронной форме по ТКС.

22. В случае, если налогоплательщик не является участником электронного документооборота, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, формирует и передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления по почте.

23. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за делопроизводство, не позднее следующего рабочего дня за днем получения акта сверки расчетов, направляет его налогоплательщику по почте заказным письмом.

Приложение 1
к Временному порядку проведения
сверки расчетов по налогам,
сборам, страховым взносам,
пеням, штрафам, процентам

(полное наименование организации,

ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального

предпринимателя, ИНН; Ф.И.О.

физического лица, ИНН (при

наличии); адрес места нахождения

организации; адрес места жительства

об отказе в приеме заявления на проведение сверки расчетов с бюджетом

(наименование налогового органа)

уведомляет Вас об отказе в приеме заявления на проведение сверки

расчетов с бюджетом по заявлению N_________ от ____________ по причине:

(номер) (дата) (причина отказа)

Руководитель (заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

___________________ ____________ _______________

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)

Приложение 2
к Временному порядку проведения
сверки расчетов по налогам,
сборам, страховым взносам,
пеням, штрафам, процентам

(полное наименование организации,

ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального

предпринимателя, ИНН; Ф.И.О.

физического лица, ИНН (при

наличии); адрес места нахождения

организации; адрес места жительства

об отказе в проведении сверки расчетов с бюджетом

(наименование налогового органа)

уведомляет Вас об отказе в проведении сверки по заявлению

N_________ от ____________

"отсутствуют открытые налоговые обязательства по всем КБК, указанным в

Руководитель (заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

___________________ ____________ _______________

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)

Обзор документа

ФНС обновила временный порядок совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам.

В обязательном порядке сверка проводится по инициативе налогоплательщика при подаче заявления о предоставлении акта сверки расчетов, а также в иных случаях, установленных налоговым законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 10 апреля 2007 г. N ММ-3-25/219@

О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ

(РАСЧЕТОВ) И ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ

В целях реализации положений статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации в части представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Временный порядок обеспечения представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через специализированных операторов связи (далее - Временный порядок).

2. Действие Временного порядка распространяется на период до внедрения в промышленную эксплуатацию унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

3. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам уведомить специализированных операторов связи об утверждении Временного порядка.

4. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.

5. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.А. Чушкина.

от "___" _______ 2007 г.

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ

НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ (РАСЧЕТОВ) В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ

ЧЕРЕЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ

Налогоплательщики, состоящие на учете по месту нахождения обособленных подразделений, а также по иным основаниям (владение транспортными средствами, имуществом, земельными участками) на территории разных субъектов Российской Федерации (далее - "межрегиональные налогоплательщики"), и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 250 человек (с 1 января 2008 года превышает 100 человек) могут представлять налоговые декларации (расчеты) в соответствующие налоговые органы по месту их учета через специализированного оператора связи, обслуживающего головную организацию данного налогоплательщика и имеющего Договор о совместных действиях по организации и функционированию регионального сегмента системы представления налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС России), на территории которого состоит на учете данный налогоплательщик по месту его нахождения.

Специализированные операторы связи до внедрения в промышленную эксплуатацию унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи имеют право заключить Соглашение о совместных действиях по организации и функционированию обособленного сегмента системы представления налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, где "межрегиональный налогоплательщик" состоит на учете.

Для обеспечения приема налоговых деклараций от "межрегионального налогоплательщика" через специализированного оператора связи, обслуживающего головную организацию данного налогоплательщика, устанавливается следующий порядок обеспечения информационного взаимодействия с налогоплательщиками.

1. Специализированный оператор связи представляет в УФНС России следующие документы:

перечень инспекций ФНС России данного региона и перечень "межрегиональных налогоплательщиков", которые состоят на учете в указанных инспекциях ФНС России и имеют договор со специализированным оператором связи;

заверенная копия Договора о совместных действиях по организации и функционированию регионального сегмента системы представления налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи между специализированным оператором связи и УФНС России, на территории которого состоит на учете "межрегиональный налогоплательщик" по месту его нахождения;

перечень программно-аппаратных средств для функционирования комплекса приема налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи.

2. УФНС России в течение пяти рабочих дней проводит проверку постановки на учет в территориальных налоговых органах "межрегиональных налогоплательщиков", указанных в представленном специализированным оператором связи перечне.

3. УФНС России и специализированный оператор связи в течение семи рабочих дней после представления документов разрабатывают и подписывают схему подключения телекоммуникационных средств налогового органа и специализированного оператора связи, используемых в обособленном сегменте, а также границы зон ответственности за поддержание работоспособности телекоммуникационных средств (приложение 2 к Договору о совместных действиях, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@) и заключают Соглашение о совместных действиях по организации и функционированию обособленного сегмента системы представления налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации (приложение 1).

4. Специализированный оператор связи совместно с УФНС России в десятидневный срок после выполнения пункта 3 настоящего порядка обеспечивает ввод в промышленную эксплуатацию программно-аппаратных средств специализированного оператора связи в территориальных налоговых органах региона, подтвердивших факт постановки на учет "межрегионального налогоплательщика".

Одним из наиболее важных принципов налоговой системы является установление всех элементов обязательных платежей в нормативных актах.

Характеристика нормативных актов о налогах и сборах

Законодательство РФ не содержит определения нормативного акта о налогах и сборах. Однако общие начала его применения, а также признаки, помогут сформулировать подходящее понятие.

Чем характеризуется нормативный акт о налогах и сборах в РФ:

  • это решения, устанавливающие обязанности, связанные с переходом частных финансов в публичную сферу;
  • любой из субъектов, принимающий их, должен обладать соответствующими полномочиями;
  • они должны обладать признаками документа, включающими дату принятия, принявший орган, место утверждения, а также номер;
  • такие акты должны четко занимать свое место в правовой иерархии и не противоречить имеющим большую юридическую силу документам;
  • исполнение требует опубликования. До субъектов налогообложения должна быть доведена такая информация. Это может быть, как газета, так и другое издание, например, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • такие нормативно-правовые акты, если они относятся к законодательству, должны содержать все элементы налогообложения. К ним относятся объекты, база, налоговые периоды, налоговые ставки, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты.

На основании этих характеристик получается следующее определение. Налоговый нормативный акт – документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий обязанности по внесению обязательных платежей в казну, не противоречащий актам, имеющим большую юридическую силу, опубликованный в установленном порядке и содержащий все элементы налогообложения.

Разделение нормативных актов на категории

Согласно Конституции РФ (ст. 72), установление принципов налогообложения относится к числу предметов, которые находятся в совместном ведении центра и субъектов федерации. Кроме того, налоговый кодекс включает в него законодательство акты, принятые представительными органами на всех уровнях, в том числе и местного самоуправления.

Указанные документы принимаются:

  • на уровне РФ – в виде поправок и дополнений в налоговый кодекс;
  • на уровне субъектов федерации – в виде его законов;
  • на уровне местного самоуправления – в виде решений или постановлений.

Документы регионального и местного характера должны соответствовать нормам НК РФ и принимаются исключительно в предусмотренных им рамках. Примером служит законодательство о транспортном налоге. Базовые ставки этого платежа и ряд элементов установлены в НК РФ, но вопрос о его конечном размере решают власти субъектов.

Общее правило, касающееся установления правовых оснований для взимания налогов заключаются в том, что они должны устанавливаться органами представительной власти.

Однако возникает вопрос о том, как быть с многочисленными подзаконными актами как на уровне РФ, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления? Налоговый кодекс в ст.4 выделил их в отдельную категорию и установил правила принятия и действия таких документов. Понятие, содержащееся в ней подразумевает нормативно-правовые акты о налогах и сборах, за исключением законодательных.

Кто может принимать подзаконные правовые акты в налоговой сфере

В ч. 1 ст. 4 НК РФ перечисляются органы, которые вправе издавать такие нормы. В некоторых случаях место конкретных субъектов закон содержит лишь общие формулировки, поскольку структура и названия элементов исполнительной власти может регулярно меняться.

Важным моментом является то, что они не могут дополнять и изменять законодательство о налогах и сборах.

1. Правительство России.

Правительство России является высшим исполнительным органом, определяющим основы государственной политики в основных сферах. И в ряде случаев закон делегирует ему права по решению частных вопросов, которые не затрагивают основы регулирования.

Примером служит ч. 2. Ст. 149 НК РФ, освобождающая от уплаты НДС случаи реализации определенных товаров. Их перечень определяется соответствующим постановлением Правительства России.

Предполагается, что текст закона не может учитывать развитие медицинских технологий, а правительственный акт можно быстро принять. Кроме того, его издание служит проявлением как стимулирующих экономических мер, так и проявлением политики, направленной на поддержание социальной сферы.

2. Органы исполнительной власти России.

Ст. 4 предоставляет такие права органам ответственным за выработку политики государства в сфере налогов и сборов, а также в таможенных вопросах. В настоящее время, обе этих функции объединены в рамках министерства финансов.

Примерами нормативно-правовых актов этого органа являются многочисленные положения по бухгалтерскому учету, по которым рассчитывается база по многим налогам и сборам.

Они также носят конкретизирующий характер.

Структурные подразделения министерства финансов могут издавать акты, устанавливающие формы тех или иных документов, связанных с требованиями законодательства о налогах и сборах, а также в таможенном деле. К ним относятся ФТС и ФНС. А примерами актов служат приказы об утверждении форм деклараций.

В то же время контрольные органы, связанные со сбором обязательных и таможенных платежей, и их территориальные подразделения не вправе издавать такие акты.

3. Региональные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов России также вправе издавать нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Их полномочия должны предусматриваться законодательным актом (в нем говориться об уполномоченном органе) и не выходить за рамки предусмотренной положением о них компетенции. Как правило, к ним относятся региональные правительства.

Примером служит установление различного рода технических показателей, влияющих на размеры итоговых платежей субъектов налогообложения.

4. Местные исполнительные органы.

Существенное значение могут играть и решения исполнительных органов местного самоуправления.

Ряд обязательных платежей предполагает сложно исчисляемую базу, которая зависит от локальных условий. Если они имеют непостоянный характер, то возможность принятия ряда актов местными органами способствует наиболее эффективному применению закона.

При этом, издающий это решение орган должен обладать соответствующей компетенцией, определенной положением о нем.

Кто не может принимать нормативные акты по вопросам налогов

Определить перечень таких органов достаточно просто. К ним относятся все прочие исполнительные структуры РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

К примеру, МЧС или региональное министерство культуры не имеют правовые основания для принятия актов о налогах и сборах.

От правильного решения вопроса о пределах действия актов налогового законодательства РФ во времени нередко зависит, какой закон ("новый" или "старый") будет применяться судом или другим правоприменительным органом (например, нало­говым органом) к конкретным отношениям, как будут осуще­ствляться его предписания.
Для разрешения вопроса о временных рамках действия акта нало­гового законодательства РФ на практике необходимо установить:
момент (дату) вступления акта налогового законодательства РФ в силу, то есть порядок введения его в действие;
пределы действия этого акта после вступления в силу;
момент (дату) прекращения действия акта налогового законо­дательства РФ.

По общему правилу, федеральный конституционный закон, федеральный закон (а значит и содержащиеся в нем нормы налогового права) вступают в силу через 10 дней после офици­ального опубликования (в "Российской газете", "Собрании за­конодательства Российской Федерации"), если законодатель не установит иной срок.
При этом может оговариваться разное время начала действия
разных норм (статей, пунктов), содержащихся в одном законе. Например, часть первая НК РФ была введена в действие Фе­деральным законом "О введении в действие части первой НК РФ" от 31:07.98 № 147-ФЗ1. При этом было оговорено, что в целом часть первая вступает в силу с 1 января 1999 года. Но для отдельных ее положений был установлен другой срок вве­дения в действие - п. 1 ст. 1, статьи 12, 13, 14, 15 и 18 части первой НК РФ будут введены в действие только со дня введе­ния в действие полностью всей Особенной части НК РФ (то есть когда все действующие сейчас законы о конкретных нало­гах и сборах, принятые с 1991 по 1999 гг., будут заменены со­ответствующими главами части второй НК РФ) и признания полностью утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Такие, не введенные на момент принятия акта статьи или
пункты закона именуют "спящими нормами". Таким образом, сроки вступления в силу актов налогового зако­нодательства РФ могут быть следующими:
10 дней после опубликования;
немедленно;
специально названный в этом или в ином акте срок.

Таким "иным актом" к частям Кодекса является Вводный закон, а к актам специального налогового законодательства РФ - НК РФ.
3. Налоговым Кодексом РФ предусматривается, что акты законо­дательства РФ о налогах и сборах, изменяющие условия взимания установленных налогов, вступают в силу не ранее чем по исте­чении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соот­ветствующему налогу.
Федеральные законы, устанавливающие новые налоги и сборы, а также акты законодательства субъектов Федерации и органов
СЗ РФ, 1998, № 31. Ст. 3825; СЗ РФ, 1999, 28. Ст. 3488.
местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, могут вступать в силу не ранее / января года, следующего за голом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официально­го опубликования.
Нормативные акты, регламентирующие изменения порядка пра­вового регулирования сборов (разовых платежей, применительно к которым налоговый период не устанавливается), могут всту­пать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства.
Однако существуют определенные особенности пределов дей­ствия во времени и порядка вступления в силу актов налогово­го законодательства, которым в установленном порядке прида­на обратная сила. Тогда общие правила вступления в силу применимы к ним, если иное не оговорено в самом таком за­конодательном акте.
4. Введенный в действие акт налогового законодательства РФ об­
ладает юридической силой вплоть до его отмены. Различают три варианта пределов действия такого акта во времени:
перспективное действие (действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после даты вступления такого акта в силу);
немедленное действие (действие акта распространяется на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления такого акта в силу);
действие с обратной силой (действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу, но с более ранней даты, например, акт, который устраняет, смягчает ответственность за совершение налогового правонарушения).

По общему правилу, согласно ст. 54 Конституции РФ "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавалось право­нарушением. Если после совершения правонарушения ответствен­ность за него установлена паи смягчена, применяется новый закон".
В ст. 57 Конституции РФ предусмотрено, что обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.
В соответствии с конституционным принципом в п. 2 ст. 5 НК РФ установлено, что обратной силы не имеют следующие акты законодательства РФ о налогах и сборах:
устанавливающие новые налоги и сборы;
повышающие налоговые ставки;
устанавливающие или отягчающие ответственность за налого­вые правонарушения;
устанавливающие новые обязанности;
иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отноше­ний, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Конституционный запрет на придание законам о новых нало­гах обратной силы распространяется только на случаи ухудше­ния положения налогоплательщиков и плательщиков сборов. Од­новременно Конституция РФ допускает придание обратной силы актам налогового законодательства РФ, если они улуч­шают положение налогоплательщиков.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает два режима обратной си­лы для актов, улучшающих положение налогоплательщиков (пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ всегда имеют обратную силу законы:
устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах;
устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав на­логоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ законы имеют обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено в следующих актах:
отменяющих налоги и сборы;
снижающих размеры ставок налогов и сборов;
устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным обра­зом улучшающих их положение.

5. Акт налогового законодательства РФ отменяется:
прямо (законодателем четко определяется дата, когда положе­ния отмененного акта перестают действовать);
косвенно (действие старого акта прекращается со дня вступле­ния в силу заменяющего его нового акта).

Постановление Правительства РФ
от 30.09.04 № 506

У налоговиков остались полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по валютному контролю, контролю за применением ККТ и контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. Теперь бывшее главное налоговое ведомство будет находиться в подчинении Минфина России.

Опубликованный выше документ (далее - Положение) определяет статус и полномочия Федеральной налоговой службы (ФНС России), в которую преобразовано главное налоговое ведомство.

Положение вступило в силу 14 октября 2004 года. Но МНС России будет окончательно преобразовано в ФНС России только после того, как запись об этой реорганизации появится в Едином государственном реестре юридических лиц.

ИСТОРИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Реорганизация МНС России началась весной 2004 года и продолжалась полгода. Сначала Президент РФ принял Указ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ). Пункт 15 Указа преобразовал МНС России в Федеральную налоговую службу. Однако эта норма должна была вступить в силу не сразу, а только после того, как законодатель внесет поправки в соответствующие законы.

Эти поправки внес Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»; опубликован в «ДК» № 14, 2004 (далее - Закон № 58-ФЗ). Причем изменения в Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вступили в силу 1 июля 2004 года, а в Налоговый кодекс РФ - 2 августа 2004 года (часть первая Налогового кодекса РФ в редакции Закона № 58-ФЗ опубликована в «ДК» № 14, 2004). Суть этих изменений была одинакова.

Законодатель описал новую структуру налоговых органов и перераспределил полномочия между ними и Минфином России.

С момента вступления в силу этих изменений формально начала действовать и норма Указа о преобразовании МНС России в ФНС России. Однако реорганизация не может считаться завершенной, пока нет документа, устанавливавшего статус ФНС России, и записи о реорганизации в Едином государственном реестре юридических лиц. Теперь ситуация складывается таким образом, что документ есть, но записи о реорганизации пока что нет.

Все это время налогоплательщиков волновало, как же на практике изменятся их отношения с налоговиками. Положение дало окончательные ответы на эти вопросы.

НОВАЯ СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» (опубликован в «ДК» № 16, 2004) внес в НК РФ изменения, которые окончательно уточнили статус налоговых органов.

В систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ).

Положение уточняет, что ФНС России как раз и является этим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В систему ее территориальных органов входят управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня. Фактически это те же органы, которые раньше назывались управлениями МНС России по субъектам РФ, межрегиональными налоговыми инспекциями, районными и межрайонными налоговыми инспекциями.

То есть у территориальных налоговых органов поменялись только названия.

А самое существенное изменение состоит в том, что сама ФНС России теперь находится в ведении Минфина России.

Что это значит на практике?

Нормативные правовые акты Минфина России будут обязательны для ФНС России. Министр финансов РФ теперь будет назначать заместителей руководителя ФНС России, а также руководителей территориальных налоговых органов. Наконец, налоговики будут представлять в Минфин России отчет об исполнении плана деятельности ФНС России.

А можно ли обжаловать действия налоговиков в Минфине России?

Статья 138 НК РФ по-прежнему говорит, что акты налоговых органов, а также действия и бездействие их должностных лиц можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. Минфин России не является налоговым органом. Значит, статья 138 НК РФ на него не распространяется.

Тем не менее налогоплательщик все же может подать жалобу на налоговиков в Минфин России. И по результатам рассмотрения этой жалобы Минфин России может дать указание налоговикам в рамках своих полномочий по координации их деятельности.

ПОЛНОМОЧИЯ ФНС РОССИИ

Положение четко определило, какие полномочия остались у налоговых органов.

Издание нормативных актов

Налоговый кодекс РФ оставил за ФНС России полномочия выпускать отдельные нормативные документы, связанные с налоговым контролем. Полный перечень этих документов приведен в пункте 5.9 Положения. В частности, налоговики по-прежнему будут утверждать формы налогового уведомления и требования об уплате налога, формы свидетельства и уведомления о постановке на учет, форму решения о проведении выездной налоговой проверки, форму и требования к составлению акта налоговой проверки.

Контроль за обязательными платежами

Основным полномочием налоговых органов, как и прежде, является контроль и надзор в налоговой сфере. Но тут есть противоречие между Положением и Налоговым кодексом РФ.

Статья 30 НК РФ относит к полномочиям налоговых органов контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. А также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Пункт 5.1.1 Положения повторяет это правило, но с искажением. Он говорит не о «законодательстве о налогах и сборах», а о «законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах». Но законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит только из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Получается, что Положение не разрешает налоговикам контролировать соблюдение региональных законов и местных нормативных правовых актов о налогах и сборах.

Однако это не повлечет каких-либо практических последствий. Положение сузило полномочия ФНС России по сравнению с теми, которые установлены в Налоговом кодексе РФ. Поэтому в этой части оно не соответствует Налоговому кодексу РФ. Значит, налоговики будут просто ссылаться на то, что НК РФ предоставил им эти полномочия, и не будут обращать внимания на неточность в Положении.

Отметим еще одну проблему, связанную с формулировкой полномочий налоговых органов в статье 30 НК РФ. Какие именно иные обязательные платежи будут контролировать налоговики? В первую очередь это могут быть природоохранные платежи. Но только если законодатель прямо отнесет контроль за этими платежами к полномочиям налоговиков. Пока такой нормы в законодательстве нет.

Какие полномочия не изменились

Положение называет еще три сферы контроля, которые по-прежнему находятся в ведении налоговиков.

Во-первых, у налоговиков остались полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Во-вторых, налоговые органы контролируют осуществление некоторых валютных операций резидентами и нерезидентами. Например, налоговиков надо уведомлять об открытии счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств. А в некоторых случаях такой счет надо зарегистрировать у налоговиков еще до открытия. Это требуют части 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (опубликован в «ДК» № 2, 2004).

В-третьих, не изменились и полномочия налоговиков по контролю за применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (опубликован в «ДК» № 12, 2003).

Наконец, у налоговых органов остались полномочия, не связанные с контролем и надзором. Они продолжают регистрировать юридических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Новые полномочия по контролю

Налоговики получили новые полномочия в сфере налоговых отношений. Теперь именно они, а не финансовые органы принимают решения об изменении срока уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ).

Кроме того, новые полномочия у ФНС России появились и в других сферах.

Во-первых, налоговики теперь будут представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (п. 5.11 Положения).

Во-вторых, к компетенции налоговых органов теперь относится контроль за проведением лотерей (п. 5.1.8 Положения), а также лицензирование всероссийских лотерей (п. 5.2.6 Положение) и деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции (п. 5.2.5 Положения).

Разъяснения законодательства

Особенно волнует налогоплательщиков вопрос о том, куда обращаться за разъяснениями спорных вопросов в законодательстве о налогах и сборах.

К сожалению, Положение просто повторило то, что записано в новой редакции Налогового кодекса РФ, и не внесло особой ясности. Пункт 5.6 Положения говорит, что налоговики должны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Проблема в том, что одновременно с этим Налоговый кодекс РФ поручил финансовым органам давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Так как же налогоплательщику определить, в каких случаях надо обращаться в Минфин России и в территориальные финансовые органы, а в каких - к налоговикам?

Об этом вы можете узнать из комментария к письму Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 (опубликовано в этом номере «ДК» на стр. 25).

Эксперт «ДК»
Н.М. Чудаков

При участии начальника отдела координации и контроля ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Читайте также: