Налога на имущество организаций история

Опубликовано: 15.05.2024

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ - обязательный платеж, введенный с 1 января 1992 в соответствии с Законом РСФСР «О налоге на имущество предприятий» (1991) в рамках общей налоговой реформы. Н. на и.о. относится к налогам субъектов РФ. Налогообложение имущества орг-ций осуществляется во всех развитых странах. Налог на недвижимость на Западе является одним из экономич. рычагов стимулирования гос-вом эффективного использования имеющегося капитала. В России налогу на имущество предшествовала плата за фонды, к-рую оргции вносили в бюджет. Этот платеж определялся по дифференцированным нормативам, устанавливаемым в процентах к среднегодовой стоимости осн. производств. фондов и нормируемых оборотных средств. Ставки и объекты постоянно изменялись; подвергалась изменению и сумма платежа, поступающего в бюджет. Платеж не был стабильным и не носил налоговый характер. Цель введения Н. на и.о.: обеспечить бюджеты регионов стабильными источниками доходов, необходимыми для финансирования программ соц. и экономич. развития; создать у орг-ции заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества или в вовлечении его в производств. процесс; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе орг-ции. Плательщики налога - орг-ции (включая банки, страховые орг-ции), в т.ч. с иностранными инвестициями, считающиеся юридич. лицами по законодательству РФ; иностранные юридич. лица, междунар. орг-ции и объединения, имеющие имущество на тер. РФ. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоят. налогоплательщиками, а выполняют обязанности орг-ций по уплате налога на той тер., где филиалы и обособл. подразделения функционируют. Объект налогообложения - стоимость имущества, находящегося на балансе плательщика: основные средства (здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, трансп. средства); нематериальные активы (права пользования природными ресурсами, земельными участками, торг. марки, патенты, лицензии, «ноу-хау» и др. результаты интеллектуальной собственности); вложения во внеоборотные активы по новому Плану счетов бухгалтерского учета (в части затрат на стр-во объектов основных средств, нематериальных активов) и запасы и затраты (производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, незавершенное произ-во, готовая продукция и товары, расходы будущих периодов и пр. запасы и затраты). Осн. средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. По орг-циям производственной сферы деятельности при определении стоимости имущества учитываются остатки средств по соответств. счетам бухгалтерского учета. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества. Льготы по Н. на и.о. объединяют в две группы: освобождается от налога имущество ряда орг-ций; освобождаются от налога нек-рые виды имущества, принадлежащего любым юридич. лицам. Не облагается налогом имущество: бюджетных оргций, органов законодательной и исполнительной власти, внебюджетных фондов соц. назначения, коллегии адвокатов; ЦБ РФ и его учр-ний; пр-тий по произ-ву, переработке и хранению сельскохоз. продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы, если выручка от указ. видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции; имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры; общественных орг-ций инвалидов, а также др. орг-ций, в к-рых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников, и др. Освобождаются от налогообложения отд. виды имущества. Напр., стоимость имущества орг-ций уменьшается на стоимость объектов (за минусом износа): жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; используемых для охраны природы, пожарной безопасности; для переработки, произ-ва, хранения сельхозпродукции, выращивания, лова и переработки рыбы и др. Сумму налога налогоплательщики исчисляют самостоятельно, ежеквартально, нарастающим итогом с начала года. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется с учетом ранее исчисленных платежей за отчетный период, т.е. как разница между исчисленной суммой налога за отчетный период и суммой налога, ранее уплаченной в бюджет. Уплата налога производится по квартальным или годовым расчетам. Предприятия вносят Н. на и.о. в бюджет в первоочередном порядке; налог относится на финанс. результаты деятельности предприятий, а по банкам и кредитным учр-ниям - на операционные и разные расходы. Налоговым кодексом РФ в составе региональных налогов предусмотрен налог на имущество организаций, но он будет функционировать в тех субъектах, где не будет введен налог на недвижимость, объединяющий 3 налога: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог

Налог на имущество организаций представляет собой один из видов региональных налогов, который вводится субъектами Российской Федерации путем принятия соответствующих законов. Правовая основа, определяющая принципы налогообложения рассматриваемым видом налога заложена в НК РФ. Рассмотрим, что представляет собой налог на имущество компаний, кто, как, и за что его уплачивает.

Общая характеристика налога на имущество организаций

Налог на имущество организаций представляет собой региональный сбор, который должны уплачивать как российские, так и зарубежные фирмы, ведущие деятельность и имеющие активы в России.

Закрепляется данный вид сбора в НК РФ, а также законах, принимаемых на уровне регионов.

НК РФ раскрывает общие вопросы, относящиеся к рассматриваемому сбору, такие как:

  • перечень юр. лиц, которые должны платить;
  • имущество, за которое необходимо заплатить налог;
  • база налога;
  • сроки уплаты;
  • максимальные размеры;
  • льготы;
  • порядок, в соответствии с которым сбор будет исчисляться.

Законы регионов же, конкретизируя положения федерального законодательства, в силу п. 2 ст. 372 НК РФ, устанавливают:

  • конкретные суммы, которые должны уплачиваться (их пределы не должны быть шире, чем указано в ст. 380 НК РФ);
  • дополнительные льготы, основания для их применения, и список лиц, на которых они распространяются;
  • порядок и специфику определения налоговой базы для тех различных видов активов.

Компании, которые находятся в различных регионах, должны учитывать не только положения федерального законодательства, т.е. НК РФ, но и региональных нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.

Кто является плательщиками налога (субъектами), и кто освобожден от его уплаты?

Список юр. лиц, которые должны платить налог указан в ст. 373-374 НК РФ.

К ним относятся:

  1. Компании, зарегистрированные в России.
  2. Зарубежные компании с представительствами в РФ.
  3. Зарубежные компании без представительств в РФ, но имеющие активы на территории страны.

Ст. 346.1 НК РФ устанавливает перечень режимов налогообложения, при применении которых фирмы не должны платить. К таким режимам относятся:

  • ЕСХН;
  • УСН (в отношении вещей, по которым налогооблагаемая база определяется как средняя годовая стоимость активов, кроме недвижимости, по которой налоговая база считается как кадастровая стоимость);
  • ЕНВД (в отношении активов, которые используются для ведения фирмой деятельности, которая облагается единым налогом, кроме недвижимости, по которой налоговая база считается как кадастровая стоимость).

Если ЕНВД применяется совместно с общей системой налогообложения, то учет имущества по разным видам деятельности должен вестись отдельно. Если это правило игнорируется, то фирма должна уплачивать налоги в полном объеме.

Объекты налога на имущество

В силу п. 1 ст. 38 НК РФ фирма должна платить рассматриваемый вид налога только тогда, когда владеет имуществом. Для российских фирм справедливо правило, что налогом облагается только имущество, учитываемое, как основные средства (в том числе движимое имущество, учтенное до 01.01.2013). Сбор придется уплатить и за активы, которые были переданы для пользования иным лицам.

В п. 4 ст. 374 НК РФ внесены поправки (действуют с 01.01.2013). В соответствии с ними, движимое имущество, учтенное как основное средство – это не объект уплаты налога.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

Основные средства учитываются исходя из предъявляемых требований нормативных актов в области бухучета. Учет ведется согласно:

  • Положению ПБУ 6/01, утв. Минфином России 30.03.2001 года за № 26н
  • Указаниям, утв. Минфином 13.10.2003 за № 91н.

Приведенные акты содержат основания, по которым имущество можно признать основным средством. Выделяется 4 основных критерия:

  1. Имущество должно предназначаться для производства ценностей, либо для нужд фирмы, или для сдачи в аренду. При этом, фактическое использование для этих нужд не обязательно, достаточно того, что активы предназначены для этого.
  2. Использование имущества будет осуществляться более 12 месяцев. Речь идет о планируемом сроке, а не о фактическом.
  3. Объекты не предназначаются для продажи.
  4. Имущество может приносить прибыль.

Налоговая база

Налоговая база — это среднегодовая цена вещей, которые учтены в фирме как основные средства.

В обязанность компаний входит рассчитать базу, используя среднюю цену имущества за год. Для некоторых недвижимых объектов необходимо использовать кадастровую цену (их перечень содержит ст. 378.2 НК РФ). Учет производится по отдельности.

Ранее, до 01.01.2014 база рассчитывалась только по среднегодовой стоимости.

Необходимо отметить, что законом предусмотрено правило в отношении отдельных активов, по которым база рассчитывается отдельно:

  • если объекты обложения принадлежат обособленным подразделениям компании;
  • если активы расположены не в местности, где фирма зарегистрирована;
  • в случае, если ставки обложения для разных видов активов различны;
  • когда имущество находится на территории различных субъектов РФ;
  • если налог уплачивается по стоимости, определенной в кадастре.

Сроки уплаты налога на имущество предприятий

Период, за который уплачивается налог – год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Когда период истекает, необходимо рассчитать сумму налога и уплатить ее. Информация отражается в декларации (п. 1 ст. 386 НК РФ).

В некоторых субъектах налоговый период разделяется на отчетные. Возможность разделения зависит от положений конкретного регионального закона. В случае, когда разделение не применяется, налог уплачивается за весь год.

Каким образом определяются периоды, зависит от того, из какой стоимости – среднегодовой или кадастровой, рассчитывается база по уплате налога.

В силу п. 2 ст. 379 НК РФ:

  1. Для юр. лиц, которые платят налог по среднегодовой стоимости, отчетные периоды – квартал, 9 месяцев.
  2. Для юр. лиц, которые платят налог по кадастровой стоимости, отчетные периоды наступают по истечении каждого квартала

После того, как период завершен, должны исчисляться и уплачиваться авансовые платежи (если иное не установлено законом конкретного региона). Кроме того, установлена обязанность предоставления в контролирующие органы расчета по авансовым платежам.

Таким образом, компании, владеющие различными активами, в некоторых случаях должны платить налог на имущество, информация о котором представлена в статье.

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В статье рассмотрена история становления и развития налога на имущество экономических субъектов, начало которого приходится на принятие в 1991 г. закона о налоговой системе России

налог на имущество организаций

Современная налоговая системы в России была установлена в октябре-декабре 1991 г, когда были принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [1].
До налоговой реформы 1992 г обложение имущества хозяйствующих субъектов в советской России также присутствовало и осуществлялось в виде уплаты в государственный бюджет за основные производственные фонды и запасы сверх норм собственных оборотных средств. Данная плата была введена в середине 60-х годов в ходе хозяйственной реформы СССР и являлась непосредственным предшественником современного налога на имущество [2].
Первый этап развития налога на имущество организаций начался в период формирования налоговой системы РФ. Так, налог на имущество юридических лиц был введен лишь в 1992 г. Карбушев Г.К отмечает, что по аналогии с налогом на имущество в других странах, налог рассматривался как источник доходов бюджетов региональных и местных уровней, однако за 23 года существования какой-нибудь заметного фискального значения в бюджетной системе налог на имущество организаций так и не сыграл [3].
На территории РФ основные принципы взимания налога на имущество хозяйствующих субъектов были определены Законом РФ 13.12.1991 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» [4]. Нематериальные активы, основные средства, запасы и стоимость затрат, которые находились на балансе налогоплательщика, признавались объектами налогообложения, а налоговой базой служила среднегодовая стоимость имущества налогоплательщика. Ставка налога была оговорена в размере двух процентов от налогооблагаемой базы. Для исчисления базы налогообложения данные исчислялись на 1-е число каждого квартала, которые также являлись отчетными периодами.
На рисунке приведены основные элементы налога на имущество предприятий, который существовал в то время.

Элементы устаревшего налога на имущество

Рисунок – Основные элементы налога на имущество, действовавшего в соответствии
с Законом «О налоге на имущество предприятий» до принятия НК РФ

Крутякова Т.Л. полагает, что одной из основных целей введения налога на имущество предприятий являлось повышение заинтересованности у налогоплательщиков в реализации неиспользуемого имущества [5]. Тем не менее, в последствие налог на прибыль свел на нет данную роль налога на имущество. По мнению Панскова В.Г., организациям стало невыгодно реализовывать свои активы, поскольку за их наличие они платили всего 2% от стоимости имущества, а в случае их продажи предприятия были вынуждены платить налог на прибыль по ставке, значительно более высокой [6].
Выполнению возложенных на этот налог назначений препятствовали и другие сложности налогообложения имущества юридических лиц, в частности, неадекватная рыночной стоимости бухгалтерская стоимость основных средств России, отмечает Парыгина В.А.. Переоценка основных фондов России осуществлялась несколько раз в 1991-1997 гг. Но при этом применялись индексные методы, и реальная рыночная оценка того, чем владели государство и предприятия, не удалось. Между тем рыночную стоимость активов в условиях перехода к рыночной экономике необходимо знать не только для целей налогообложения имущества, но и, например, для осуществления различных сделок с имуществом [7].
Существенным недостатком, по мнению Пятшевой Е.Н., закона «О налоге на имущество предприятий» являлось множество льгот по налогу, что ослабляло важнейший принцип справедливости налогообложения – равнозначная налоговая ответственность за равные объекты обложения [8].
Второй этап развития налога на имущество организаций начался с принятием 30 главы Налогового кодекса, которая была введена Федеральным законом от 11.11.2003 г. №139-ФЗ [9]. Глава 30 НК РФ значительно изменила порядок расчета налоговой базы и взимания налога в части объекта налогообложения. Изменилось и само название – вместо налога на имущество предприятий налог стал называться налогом на имущество организаций.
С 01.01.2004 г введена в действие 30 глава НК РФ, которая регламентирует порядок применения налога на имущество организаций. К сожалению, отмеченные выше недостатки, свойственные налогу на имущество не устранены. Повышение ставки налога, значительное сокращение льгот по нему призваны усилить его фискальную функцию, тогда как его регулирующая (стимулирующая, экономическая) функция по-прежнему не используются в полной мере.
Парыгина В. А. отмечает, что все элементы налога на имущество организаций было реорганизованы: детализирован состав налогоплательщиков, трансформирован объект налогообложения, что привело к значительному сокращению налоговой базы, изменен порядок расчета среднегодовой стоимости имущества [7]. Теперь для того, чтобы стать налогоплательщиком, хозяйствующему субъекту необходимо иметь статус юридического лица и имущество на территории РФ.
Максимальная ставка налога увеличилась до 2,2% (вместо 2%), однако налог по-прежнему является региональным налогом, и только субъекты РФ имеют право определять окончательный размер ставки налога. Налоговые льготы были резко сокращены, однако и в части льгот окончательное решение принимает субъект РФ: льготный список может быть расширен в законах субъекта о налоге на имущество организаций [2].
Нововведения по налогу на имущество организаций в 2005-2013 гг. лишь незначительно корректировали налог. Например, с 1 января 2013 г налогом на имущество стало облагаться только движимое имущество. Самым главным новшеством в отношении налога на имущество является его отмена в отношении всего движимого имущества, поставленного на баланс, начиная с 1 января 2013 г. Эти изменения закреплены законом 202-ФЗ от 29.11.12 г. и коснулись большого количества российских налогоплательщиков. Движимое имущество, принятое на учет организации до 01.01.2013 г, продолжает облагаться налогом [10]. В связи с этим у налогоплательщиков возникла необходимость вести раздельный налоговый учет движимого и недвижимого имущества.
Третий этап реформирования налога на имущество организаций связан с поэтапным переходом к единому налогу на недвижимость. Первые упоминания о налоге на недвижимость возникли во время налоговой реформы 2002-2003 гг., которая предполагала замену налога на имущество предприятий и земельного налога налогом на недвижимость, что отмечено в статье ученых Анисимова С.А., Остапенко В.В. и Погорелко И.А. [11].
2 ноября 2013 г Президент России подписал Федеральный закон № 307-ФЗ. Данный документ предусматривает, что с 1 января 2014 г налоговая база по налогу в отношении ряда объектов будет определяться исходя из их кадастровой стоимости, а не балансовой, как ранее. В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость основных средств, признаваемых объектами налогообложения [12]. Следовательно, 2014 г следует считать началом третьего этапа реформирования налога на имущество организаций, который продолжается по сей день.
Таким образом, с 2014 г субъекты РФ могут не только предусматривать дополнительные налоговые льготы, но и принципы определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости. Данное дополнение напрямую связано с изменениями, внесенными в статью 375 НК РФ: если раньше налоговая база определялась исключительно как среднегодовая стоимость активов, признаваемых объектами налогообложения, то с 2014 г, в отношении отдельных объектов недвижимости, налоговая база рассчитывается на основе их кадастровой стоимости [13].
Объекты, для которых при расчете нужно брать кадастровую стоимость, указаны в ст.378.2 гл.30 НК РФ, к ним относится:
– торговые центры;
– административно-деловые центры;
– нежилая недвижимость, в которой располагаются офисы, точки бытового обслуживания, общепита и торговые точки;
– недвижимость иностранных предприятий, не имеющих постоянного представительства в России [14].
В статью 381 НК РФ с 1 января 2015 года добавлен пункт 25 уточняющий, что освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (таблица).

Таблица - Включение движимого имущества в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года

tabl nalog na umushestvo

В общем случае налоговая база по налогу вычисляется как среднегодовая стоимость основных средств, признаваемых объектами налогообложения (ст. 375 Налогового кодекса РФ). В настоящее время, все движимое имущество, принятие на учет после 1 января 2013 г., не является объектом налогообложения. Движимое имущество 1-2 амортизационной группы, принятое на учет до 1 января 2013 г. также не является объектом налогообложения. А вот движимое имущество 3-10 амортизационной группы, принятое на учет до 1 января 2013 г., все еще входит в состав объектов, облагаемых налогом на имущество [15].
Для исчисления налога определяют среднегодовую стоимость имущества, а для расчета авансовых платежей по налогу – среднюю стоимость имущества. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении некоторых видов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения [16].
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год, а отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом субъекты РФ при установлении элементов налога отчетные периоды вправе не устанавливать (ст. 379 НК РФ) [14].
Ставку налога на имущество устанавливают региональные власти. При этом в отношении объектов имущества, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, она не может превышать 2,2 процента (п. 1 ст. 380 НК РФ). Если налоговые ставки региональными властями не определены, налог рассчитывается по ставкам, указанным в ст. 380 НК РФ [14].
В отношении недвижимого имущества с установленной кадастровой стоимостью ставка не должна превышать 2% в 2016 г. и последующие годы, что установлено подп. 1.1 п. 1 ст. 380 НК РФ [14].
Таким образом, история налогообложения налогом на имущество организаций в России насчитывает три этапа. Первый этап начался в период формирования налоговой системы РФ и продлился до введения в действие главы 30 НК РФ в 2004 г. Второй этап завершился в 2014 г, когда в некоторых региона РФ налог на имущество начал взиматься не с балансовой стоимости, а с кадастровой. Характерными особенностями первых двух этапов является низкая фискальная значимость налога: особенности определения налогооблагаемой базы не позволяли налогу занять соответствующее место в налоговых доходах бюджетов субъектов РФ. На третьем этапе начался постепенный переход к налогу на недвижимость, налогооблагаемая база по которому определяется как кадастровая стоимость.

Литература:
1. Закон РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003) (утратил силу).
2. Теория и история налогообложения: учебник / под редакцией Майбурова И. А. – М.: Юнити-Дана. – 2014. - 422 с.
3. Карбушев Г.К. Совершенствование налогообложения имущества организаций // ЭКО. – 2015. - № 7. – с. 23-30.
4. Закон РФ от 13.12.1991 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (ред. от 06.06.2003) (утратил силу).
5. Крутякова Т.Л. Налог на имущество: изменения продолжаются // Новая бухгалтерия. – 2014. - № 12. – с. 15-22.
6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2012. – 245с.
7. Парыгина В. А. Понятие, история и функции налогообложения имущества // Современное право. – 2015. - № 10. – с. 3-8.
8. Пятшева Е. Н. Тенденции развития системы имущественного налогообложения организаций в Российской Федерации // Вестник Российский Государственный Гуманитарный Университет. – 2014. - №21. – с. 157-167.
9. Федеральный закон «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» от 11.11.2003 №139-ФЗ.
10. Налог на имущество организаций: расчет, уплата и изменения 2016 года // Профессия бухгалтер. – Режим доступа: http://blog.ksio.ru/buch/nalogi/raschet-na-imuschestvo.
11. Анисимов С. А., Остапенко В. В., Погорелко И. А. Проблемы прогнозирования налоговых доходов // Аудит и финансовый анализ. – Режим доступа: http://www.auditfin.com/fin/2003/1/fin_2003_01_rus_01_04_Anisimov/fin_2003_01_rus_01_04_Anisimov.asp.
12. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года // КонсультантПлюc. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155268/7a7446c6bb140b76d08867abdb12226fc95e31c6/.
13. Власова М.А. Раздельный учет: движимое и недвижимое имущество в целях налогообложения по налогу на имущество // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2014. - № 4. – с. 24-32.
14. Налоговый кодекс РФ (Часть 2) от 05.08.2000 №117-Ф3 (ред. от 15.02.2016).
15. Стародубцева И. Новый порядок обложения налогом на имущество движимых объектов // Новая бухгалтерия. – Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/273059/.
16. Налог на имущество в 2014 году // Главбух. – Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/art/31545-nalog-na-imushchestvo-v-2014-godu.

Статья подготовлена Зачетным Александром для участия клиента в студенческой конференции

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

Читайте также: