Возвратный акциз на нефтяное сырье

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 марта 2020 г. N 03-13-12/23662 Об определении ставки акциза на нефтяное сырье

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел проект ответа ФНС России на письмо ООО по вопросу определения ставки акциза на нефтяное сырье и сообщает.

Согласно подпункту 13.1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нефтяное сырье относится к подакцизным товарам.

В целях главы 22 "Акцизы" Кодекса нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов:

газовый конденсат стабильный;

вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов);

гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 );

Согласно пункту 8 статьи 193 Кодекса, если иное не установлено в данном пункте, ставка акциза на нефтяное сырье (А НС ) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:

где - удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья.

При этом определяется по формуле:

где - количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - передан налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде) и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, выраженное в тоннах;

- количество товарного бензина, легких и средних дистиллятов в жидком виде (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), бензола, толуола, ксилола, масел смазочных, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах.

Как следует из обращения, организация, имеющая свидетельства на производство и переработку прямогонного бензина, производит продукты (полупродукты) из собственного нефтяного сырья, в том числе прямогонный бензин. В дальнейшем произведенный прямогонный бензин передается в структуре предприятия на переработку в компоненты автомобильного бензина и смесь ксилолов. Произведенная смесь ксилолов, а также полученные при ее производстве побочная продукция и отходы, будут признаваться продукцией нефтехимии.

Таким образом, при переработке собственного нефтяного сырья налогоплательщиком, имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и операции по переработке нефтяного сырья, количество произведенного прямогонного бензина, переданного в налоговом периоде в структуре организации на переработку в продукцию нефтехимии, в которую включается, в том числе ксилол, учитывается в величине .

Врио директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

Минфин указал, по какой формуле рассчитывается ставка акциза на нефтяное сырье (Анс). Учитывается в т. ч. удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья. При его определении применяется показатель Vпб - выраженное в тоннах количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол.

При переработке собственного нефтяного сырья налогоплательщиком, имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и операции по переработке нефтяного сырья, количество произведенного прямогонного бензина, переданного в налоговом периоде в структуре организации на переработку в продукцию нефтехимии, в которую включается в т. ч. ксилол, учитывается в величине Vпб.

Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой на фоне завершения налогового маневра к 2024 году не универсальная и не идеальная, но она будет работать и станет основой налогового регулирования нефтеперерабатывающей отрасли на среднесрочную перспективу, сошлись во мнении эксперты и чиновники Минэнерго и Минфина на пресс-конференции в "Интерфаксе" на тему "Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?".

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

В 2019 году в России стартует новая налоговая реформа нефтяной отрасли, которая предполагает постепенную отмену экспортной пошлины на нефть при соизмеримом повышении налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно предполагается введение обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. Обратный акциз на нефть будет выплачиваться нефтеперерабатывающим заводам при условии: 1) если их материнские компании находятся под санкциями, 2) если они переработали в 2017 году более 600 тыс. тонн нефти и 3) если в течение квартала производство бензина или нафты для нефтехимии составляет не менее 10% от переработанной на НПЗ нефти, а общий объем поставок этих продуктов на внутренний рынок достигает не менее 5 тыс. тонн. При этом государство может предоставить независимым НПЗ, которые не выходят на объемы необходимого производства бензина, шанс на получение обратного акциза на нефть, если они заключат с Минэнерго соглашение о модернизации с 2015 по 2024 год на сумму не менее чем 60 млрд рублей.

Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии , а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента.

Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин Аи-92 и дизельное топливо. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть внутренний рынок. Главным условием демпфера является не повышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством.

В целом, государство компенсирует НПЗ потери от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель. При снижении цены ниже $55 за баррель обратный акциз на нефть начинает действовать как обыкновенный налог, который уже выплачивают компании государству.

Новая система налогообложения с обратным акцизом на нефть является отечественной разработкой, и аналогов в мире ей нет, отмечают ее разработчики. Поэтому на текущий момент не существует практики ее применения, на основе которой будут выявлены риски и недостатки данной системы. Теоретические исследования указывают на необходимость ее дальнейшей доработки.

ПЛЮСЫ НОВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Как говорится в исследовании группы "Петромаркет", новая реформа позволит увеличить доходы государства примерно на 9,3%, или 631 млрд рублей за счет средств, которые ранее оседали у НПЗ и потребителей нефтепродуктов, а также за счет прекращения субсидирования экономик стран СНГ. Новая налоговая система позволит обеспечить надежное снабжение внутреннего рынка топливом при минимальных поставках сырья. При этом государство может обеспечить полный контроль над ценами на такой социально значимый продукт как бензин. Реформа позволит стимулировать инвестиции в модернизацию независимых НПЗ и прекратить работу примитивных в технологическом отношении НПЗ.

По оценке "Петромаркет" обратный акциз не получают 8 нефтеперерабатывающих заводов России: Анжерский НГК, "ВПК-ОЙЛ", "Краснодарэконефть", "Новошахтинский НПЗ", "Первый завод", "Славянск Эко", "Томскнефтепереработка" и "Трансбункер" с общим суммарным объемом переработки - 17,1 млн тонн.

Остальные НПЗ, так или иначе, имеют право на получение обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. При этом для большинства собственников НПЗ налоговый маневр останется нейтральным с точки зрения получаемых от государства субсидий.

МИНУСЫ СИСТЕМЫ В РАСЧЕТАХ АНАЛИТИКОВ

В тоже время новая налоговая система имеет ряд недостатков и недоработок, отмечают эксперты "Петромаркета".

Налоговый маневр не сможет решить одну из главных задач - снижение объема переработки нефти. "По завершении налогового маневра в 2024 году объем переработки в стране не только не упадет до целевого уровня, но и заметно превзойдет его, достигнув 303,9 млн тонн", - отмечается в исследовании. При этом профицит производства бензина будет достигать 10 млн тонн. Причины этого кроятся, с одной стороны, в реализации программ модернизации НПЗ, а с другой - в продолжении работы технологически отсталых НПЗ. В 2017 году эти заводы суммарно переработали 17,5 млн тонн, а в 2024 они будут производить 8,6 млн тонн низкокачественного суррогатного топлива, за который не будут уплачивать акциз.

Адресное субсидирование работы НПЗ может привести к тому, что заводы крупнейших вертикально интегрированных компаний, находящихся под санкциями, могут проводить "незатейливые" программы модернизации с минимальным объемом инвестиций, тогда как небольшие независимые НПЗ для получения субсидии вынуждены будут инвестировать не менее 60 млрд рублей.

Крупные потребители нефтепродуктов, в свою очередь, либо ничего не получают от новой налоговой системы, либо теряют часть своей маржи. Так, судовладельцы, использующие темное бункеровочное топливо, могут потерять до 89% государственных субсидий, а авиакомпании - до 32%.

Кроме того, демпфирующая надбавка имеет характер коллективной ответственности. Она будет применяться к обратному акцизу только, если средние оптовые цены не росли больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%.

Аналитики также отмечают, что обратный акциз на нефть с демпфером работает только в строго определенном диапазоне цен на нефть. Так, для бензинов демпфирующая надбавка будет работать при номинальном курсе рубля в 60-70 рублей и цене нефти в $55-$76 за баррель. Если цена опускается ниже $55 за баррель, обратный акциз становится обыкновенным налогом, и нефтеперерабатывающим заводам придется делиться с государством своей премией, а при цене выше $76 за баррель производителям топлива выгоднее будет отказаться от демпферной надбавки и продавать бензин на внутреннем рынке по экспортной цене. Для дизельного топлива интервал цены нефти составляет $61-80 за баррель.

"Например, если бы демпфирующий механизм был введен в текущем году, то к сентябрю, когда цена на нефть на Brent держалась на уровне $79 за баррель, а курс доллара был 68 рублей, он не смог бы остановить рост цен на топливо до уровня экспортных", - отмечается в исследовании.

МИНУСЫ СТАНОВЯТСЯ ПЛЮСАМИ В ОЖИДАНИЯХ ЧИНОВНИКОВ

Впрочем, Минфин и Минэнерго отмечают, что выявленные недостатки не являются существенными. Так, отказ от субсидирования бункеровочного топлива ударит в основном по иностранным судам, которые заправлялись в России дешевым топливом.

Отмеченный рост переработки нефти до 304 млн тонн и профицит бензина в 10 млн тонн необходим для обеспечения энергетической безопасности на случае, если возникнут незапланированные остановки действующих заводов.

"Нужно понимать, что объем производства и мощность НПЗ это разные вещи. Мы даем такие стимулы, чтобы у заводов была возможность в случае необходимости дать в рынок продукт. Как они им будут распоряжаться, будут ли ставить на внутренний рынок или экспортировать, будут ли уменьшать загрузку, чтобы работать не на 100%, а на оптимальном режиме в 80%", - сказал на пресс-конференции директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов.

Кроме того, по его словам, количество НПЗ - "лишенцев" акциза на нефть - может быть иным, так как ряд из перечисленных заводов собираются заключить с Минэнерго соглашения о модернизации.

По словам директора департамента Минфина по налоговой и таможенной политике Алексея Сазанова, указанный в исследовании диапазон работы демпфирующей надбавки по расчетам министерства значительно шире.

"Влияние демпфера ограничено, но не при $76 за баррель, а как минимум, при $90 за баррель, а при оптимистичном прогнозе по курсу и при $100 за баррель он будет работать. Но при этом необходимы меры административного характера, чтобы полностью изолировать наш рынок от внешнего воздействия. Это позволит сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке при самом широком колебании цен на нефть", - отметил он.

Кроме того, Минэнерго и Минфин подчеркивают, что налоговый маневр имеет еще ряд плюсов, незатронутых в исследовании. Например, он позволяет прекратить непрозрачную систему предоставления адресных льгот в нефтедобыче, и постепенно вводить налогообложение с дополнительного дохода.

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Приложение №1 к протоколу ОК Нефтегаз/ГДП №1 от 2020-01-20

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-ОК НЕФТЕГАЗ
«ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦИЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Организция, совершающая операции по переработке нефтяного сырья, продала продукцию нефтепереработки (автомобильное топливо, моторное масло и т.д.) на территории РФ.

В связи с этой операцией организация должна начислить акциз к уплате с проданной продукции и акциз к вычету по сырью, использованному при производстве этой продукции.

Итоговая сумма акциза является отрицательной, то есть имеет место зачет/возмещение акциза (далее – отрицательный акциз).

В этой связи возникает вопрос: каков ПОРЯДОК УЧЕТА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО АКЦИЗА?

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ

1. Отрицательный акциз учитывается в качестве отдельного актива (Д 19 счета) в момент понесения затрат, с которыми будет увязываться последующий расчет размера акциза к вычету.

2. Отрицательный акциз увеличивает выручку.

3. Отрицательный акциз уменьшает себестоимость продаж.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В 2018 году завершен «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли. Маневр реализован посредством внесения изменений в Закон «О таможенном тарифе» (Закон 1) и в НК РФ (Закон 2).

Изменениями в Закон 1 установлено постепенное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет, начиная с 2019 года, путем умножения текущей ставки таможенной пошлины на корректирующий коэффициент (Ккорр.) для достижения полного обнуления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с начала 2024 года.

Так как ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

В связи со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с целью компенсации выпадающих доходов государства, повышена ставка НДПИ на нефть.

По своей экономической сути отрицательный акциз – это компенсация государством роста себестоимости нефтепродуктов в результате роста НДПИ (например, в результате роста цен на международном рынке), транспортных расходов и в случае роста объемов переработки и сбыта на внутреннем рынке вместо экспорта сырого сырья.

Таким образом, под формой акциза введен принципиально новый механизм косвенного регулирования цен и стимулирования переработки и сбыта на внутреннем рынке.

Так, вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на величину 2 («отрицательный акциз»), и увеличенные на величину Кдемп («демпфирующий коэффициент»), при предоставлении установленных документов.

В настоящее время цена на нефть на внутреннем рынке формируется по формуле: «мировая котировка минус вывозная таможенная пошлина минус стоимость транспортировки» (экспортный «нетбэка»). Соответственно, в связи с обнулением вывозной таможенной пошлины на нефть, произойдет увеличение внутренних цен на сырье, что повлечет рост расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

С целью поддержки НПЗ Законом 2 вводится новый подакцизный товар – нефтяное сырье (пп.13.1, п.1, ст.181) , механизм расчета акциза на нефтяное сырье (пп.34, п.1, ст.182) , порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента (п. 27, ст.200).

Закон 2 – это Федеральный закон от 03.08.2018 №301-ФЗ, вносящий изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным Законом список подакцизных товаров дополнен позицией «Нефтяное сырье» - смесь углеводородов (нефть, стабильный конденсат, вакуумный газойль, гудрон, мазут).

В соответствии НК РФ:

Статья 182. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;

Статья 200. Налоговые вычеты

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 18 2 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Статья 202. Сумма акциза, подлежащая уплате

5. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату

4. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма акциза, подлежащая возмещению по решению налогового органа, подлежит возврату налогоплательщику…

Право на вычет организации получают при условии реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В случае получения права на вычет, организация признает актив (или уменьшение обязательства) по расчетам с бюджетом в момент реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке .

24.01.2020, 10:35 | 3250 просмотров | 784 загрузок

1621

(Рейтер) Правительство РФ рассчитывает на дополнительные доходы для бюджета в рамках завершающего этапа налогового маневра для нефтяной отрасли, однако несколько компонентов расчёта, которые могут повлиять на конечный результат, правительство пока не определило.

Кабинет министров утвердил законопроект в четверг.

"Были проведены согласования, встречи с представителями отрасли, сегодня обсудим доработанный документ, чтобы в ближайшее время внести в Госдуму", - сказал журналистам отвечающий в правительстве за энергетический комплекс вице-премьер Дмитрий Козак.

Согласно документу, копия которого есть у Рейтер, к 2024 году власти планируют поэтапное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и зеркальное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) такими же темпами и на такую же величину. Рейтер пока не удалось подтвердить, является ли копия законопроекта окончательной версией документа.

Поскольку обнуление экспортной пошлины сократит маржу НПЗ, а также грозит значительным повышением внутренних цен на топливо из-за роста экспортного паритета, законопроект предусматривает субсидию для нефтепереработки в виде отрицательного акциза на нефть и дополнительную демпфирующую надбавку к нему, сглаживающую влияние мировых цен на внутренний рынок.

Согласно законопроекту, основным условием предоставления отрицательного акциза на нефть является наличие у компании перерабатывающих мощностей и выполнение требования о производстве и поставке на рынок РФ автобензина класса Евро-5 в количестве более 10 процентов от объема переработки нефти.

Безусловное право на получение отрицательного акциза получают НПЗ компаний, против которых действуют иностранные санкции.

Также его смогут получить НПЗ, завершающие модернизацию.

"Предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабатывающих производств, которые возьмут на себя обязательства, кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию, в течение трёх лет модернизировать производство", - сказал Козак журналистам.

Федеральный бюджет в ходе реализации заключительного этапа налогового маневра, по словам Козака, в течение шести лет дополнительно получит 1,3-1,6 триллиона рублей.

Однако предусмотренная законопроектом демпфирующая надбавка к возвратному акцизу, призванная защищать внутренний рынок от резких скачков мировых цен, потребует дополнительных расходов из госбюджета. Объём её применения оценить заранее невозможно, поскольку он зависит от колебаний мировых цен а сама формула будет уточнена, как предполагается, ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Другой неопределённый компонент расчётов - повышающий коэффициент к отрицательному акцизу в размере 1-1,6 в зависимости от удаленности НПЗ от рынков сбыта. Он должен компенсировать заводам логистические издержки при экспорте. По словам Козака, Минфин и Минэнерго планируют внести его в документ ко второму чтению в Думе.

ЗАЩИТА ОТ САНКЦИЙ

Условие, позволяющее получить возвратный акциз - если в компании-заявителе по состоянию на 1 января 2018 года "прямо и (или) косвенно участвуют российские организации, которые на указанную дату подпадали под действие введенных иностранными государствами. в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер", говорится в законопроекте.

При этом совокупная доля участия санкционных компаний должна составлять не менее 50 процентов.

Из российских переработчиков под это условие подпадают Роснефть и Новатэк. Причём Новатэк сможет воспользоваться отрицательным акцизом для своего завода в Усть-Луге, поставляющем продукцию исключительно на экспорт, а не на внутренний рынок, где применяются акцизные сборы.

Законопроект предусматривает, что экспортная пошлина будет равномерно уменьшаться на 1/6 ежегодно с 2019 года. Для этого к действующей формуле экспортной пошлины вводится корректирующий коэффициент - 0,833 в 2019 году, 0,666 в 2020 году и так далее, до 0 в 2024 году.

В четверг на брифинге Козак сообщил журналистам, что законопроект предусматривает возможность для правительства временно устанавливать повышенную экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты для защиты в внутреннего рынка.

"Предусмотрена возможность правительства введения на временной основе, в случае форс-мажорных обстоятельств, чтобы не допустить галопирующий рост цен на моторное топливо, вводить (повышенные) экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть", - сказал Козак.

Ранее сообщалось, что верхняя граница временных заградительных пошлин на нефтепродукты сможет достигать 90 процентов от пошлины на нефть.

Пошлина на нефть в 2018 году, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть марки Urals, составляет $124,7 за тонну, пошлина на корзину нефтепродуктов из тонны нефти по общим выходам НПЗ РФ в 2018 году - $63,1 за тонну.

Законопроект дополняет формулу расчёта НДПИ новым слагаемым, которое в точности повторяет формулу экспортной пошлины в рублевом выражении (умноженную на средний за месяц курс доллара) с корректирующим коэффициентом, который в 2019 году устанавливается в размере 1/6, ежегодно увеличивается на 1/6 до 1 (единицы) в 2024 году.

Сумма прироста НДПИ за 2019-2024 годы, по расчётам Рейтер, составит 9,4 триллиона рублей. Расчёт экстраполирует объём добычи в 2017 году нефти, не подпадающей под льготную ставку, и сложившиеся в 2018 году средние значения цены Urals и курса доллара к рублю.

Сумма экспортных пошлин на корзину выпускаемых заводами нефтепродуктов сейчас в среднем вдвое меньше экспортной пошлины на объем нефти, из которой они были получены. Эта разница многие годы обеспечивала значительную маржу НПЗ, которую владельцы заводов, как предполагалось, направят на модернизацию для повышения глубины переработки и увеличения выпуска высококачественного топлива.

Поэтапное снижение и обнуление в итоге экспортной пошлины на нефть и зависящих от нее пошлин на нефтепродукты и одновременное удорожание сырья за счет роста НДПИ существенно снизит маржу НПЗ, а для заводов с простой схемой переработки окончательно сделает ее убыточной.

Манёвр предоставит самим себе мини-НПЗ, давно вызывавшие раздражение и властей, и нефтяных компаний, но крупные НПЗ, которые производят в том числе качественное моторное топливо для внутреннего рынка, государство решило поддержать отрицательным акцизом, который будет примерно соответствовать существующему диспаритету экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Введение обратного акциза на нефть для переработчиков потребовало бы от государства выплатить 3,4 триллиона рублей в 2019-2024 годах, показали расчёты Рейтер для объема переработки по итогам 2017 года и при сложившихся за январь-июнь 2018 года средней цене Urals и курсе доллара.

Предложенная в законопроекте формула акциза на нефть содержит ту же формулу экспортной пошлины и корректирующий коэффициент, возрастающий на 1/6 в год, как и в расчёте НДПИ, а также ещё один коэффициент (обозначенный как "Спю"), который рассчитывается исходя из объемов производства нефтепродуктов: нафты (в формуле обозначается "пб"), светлых нефтепродуктов ("св"), включая масла и подакцизную ароматику, кокса ("кс") и темных нефтепродуктов ("т"), соотнесенных с объёмом сырья ("нс").

Документ приводит следующую формулу расчёта коэффициента:

Спю = (Vнс − 0,55×Vпб − 0,3×Vсв − 0,065×Vкс − Vт)/ Vнс

Чтобы исключить занижение значений в числителе формулы, законопроект содержит условие, согласно которому сумма использованных в формуле весов нефтепродуктов должна составлять не менее 0,8 от переработанного нефтяного сырья.

Наибольший эффект от введения отрицательного акциза могут получить НПЗ, выпускающие моторное топливо 5 класса (Евро-5) и светлые нефтепродукты, то есть или хорошо оснащённые, или перерабатывающие газоконденсат, практически не содержащий тёмных фракций.

Представленная в законопроекте формула дает среднее значение акциза на нефть для НПЗ РФ в 2019 году - 610 рублей за тонну при текущих значениях средней цены на нефть, курсе доллара и показателях производства, а к 2024 году, по мере роста корректирующего коэффициента - 3.640 рублей за тонну. Примерно столько же составляет разность пошлин на нефть и нефтепродукты, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть.

Для хорошо оснащенных НПЗ: ТАНЕКО Татнефти, Новойл, Уфанефтехим Роснефти, ПермНОС, Волгоградского НПЗ Лукойла, а также газоконденсатных Сургутского ЗСК и Астраханского ГПЗ Газпрома расчётное значение отрицательного акциза на нефть в 2024 году составляет около 4.500 рублей за тонну и больше.

Наименьший акциз на нефть, с учетом показателей производства в первом полугодии 2018 года, получат заводы Роснефти - Саратовский НПЗ (2.900 рублей за тонну), Уфимский НПЗ (2.750), Ачинский (3.000) и Ухтинский НПЗ Лукойла (3.000).

(при участии Полины Никольской, Натальи Чумаковой, Александра Шкурина, редактор Александр Ершов)

  • Открытые данные
  • Общественная приемная
  • Обязательные требования

Вы здесь

Москва, 8 июля. - Правительство Российской Федерации поддержало и внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье)», разработанный Минфином России и Минэнерго России.

Законопроект направлен на развитие нефтегазохимического комплекса Российской Федерации путем создания стимулирующих налоговых условий для сжиженных углеводородных газов в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию. Кроме того, в целях стимулирования глубокой переработки нефти законопроектом предусмотрена возможность применения дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье при строительстве новых установок вторичной переработки.

Законопроектом предлагается установить в отношении переработчиков этана или СУГ применение с 1 января 2022 года права на налоговый вычет по акцизам с повышающим коэффициентом 2 при условии введения ими новых производственных мощностей по переработке этана или СУГ в эксплуатацию после 1 января 2022 года (проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн этана в год) или обязательного осуществления новых инвестиций в объекты основных средств, вводимых в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, в размере не менее 65 млрд рублей, по заключенному до 1 января 2023 года с Минэнерго России соглашению о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии.

С 1 января 2022 г. этан признается подакцизным товаром со ставкой акциза в размере 9000 рублей за тонну, а также СУГ со ставкой акциза в размере 4500 рублей за тонну с правом предоставления двойного налогового вычета на них в случае переработки этана и СУГ в нефтегазохимическую продукцию. При этом в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд рублей законопроектом предусмотрена ежегодная равномерная индексация ставки акциза на СУГ АО 100 руб. в год с 1 января 2024 года с 4500 руб./т до 7500 руб./т к 2027 году.

Нефтегазохимия является одной из наиболее быстрорастущих отраслей в мировой экономике. В то время как Россия, являясь страной с крупнейшими запасами природного газа, обладает уникальной сырьевой базой для развития нефтегазохимии.

С учетом потенциальных проектов российских компаний инвестиции в нефтегазохимические проекты в 2020‒2030 гг. могут суммарно составить около 3,1 трлн руб., из которых проекты на СУГ ‒ 570 млрд руб., на этане – около 1600 млрд руб. Реализация предлагаемых мер стимулирования также позволит обеспечить 12 млн тонн дополнительной нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Сверх того, это означает снижение импорта полимеров и более 14,5 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест.

В целях стимулирования увеличения глубины переработки нефти и выработки светлых нефтепродуктов законопроектом предусмотрено применение дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье, для нефтепереработчиков, заключивших до 1 июля 2021 года с Минэнерго России соглашение о создании новых мощностей (увеличению мощности действующих мощностей не менее чем на 15% по сырью) по глубокой переработке нефтяного сырья и (или) новых объектов основных средств, согласно которому налогоплательщик обязан осуществить начиная с 1 января 2019 года по любую дату после 1 января 2023 года капитальные вложения в объекты основных средств нефтеперерабатывающего завода в размере свыше 30 млрд рублей или осуществить с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года введение в эксплуатацию на таких предприятиях объектов основных средств, указанных в инвестиционном соглашении, в размере, не менее 50 млрд рублей.

Такая мера позволит дополнительно инвестировать около 0,8 ‑ 1 трлн рублей в строительство около 30 установок глубокой переработки нефти в следующие 6‒10 лет.

Читайте также: