Возврат земельного налога бюджетному учреждению

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 6 февраля 2020 г. N 02-07-10/7764 Об использовании денежных средств, поступивших бюджетному учреждению в связи с возвратом сумм земельного налога, уплата которого осуществлялась за счет средств субсидии на государственное задание

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел письмо (далее - Письмо) и сообщает следующее.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Одновременно сообщаем, общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).

Согласно части 5 статьи 69.2 Бюджетного кодекса порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, устанавливаемые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса, должны определять в том числе:

1) правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, отчета о его выполнении;

2) правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным;

3) правила осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Согласно части 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

Согласно пункту 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

Аналогичные нормы предусмотрены положениями пункта 3.15. статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации не содержит правовых норм, устанавливающих обязанность возврата в бюджет остатка средств субсидии на государственное (муниципальное) задание (в том числе поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет) (далее - остаток субсидии) в случае исполнения государственного (муниципального) задания.

Восстановление остатка неиспользованных средств в связи с возвратом дебиторской задолженности прошлых лет, финансовым источником которой являлись средства субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, подлежит отражению в бухгалтерском учете по коду вида финансового обеспечения (деятельности) 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" по статье классификации операций сектора государственного управления 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов".

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением вышеуказанных средств является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации (начиная с Плана ФХД на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов - приказ Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н "О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения").

Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента, денежные средства, поступившие бюджетному учреждению в связи с возвратом сумм земельного налога, уплата которого осуществлялась за счет средств субсидии на государственное задание, могут использоваться в соответствии с Планом ФХД на цели, соответствующие целям создания данного учреждения, с учетом положений части 1 пункта 17 статьи 30 Закона N 83-ФЗ и пункта 3.15. статьи 2 Закона N 174-ФЗ.

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Романов

Обзор документа

Деньги, поступившие бюджетному учреждению в связи с возвратом сумм земельного налога, уплаченного за счет субсидии на госзадание, могут использоваться в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности на цели, соответствующие целям создания данного учреждения.

Автор: Белецкая Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Нередко учреждение сталкивается с такой ситуацией: в бюджет перечислена излишняя сумма того или иного налога. Это может произойти, к примеру, при неверном заполнении «платежки» на перечисление налога или при завышении облагаемой базы. При этом завышение может быть не только следствием бухгалтерской ошибки, но и иметь другие причины (изменение законодательства задним числом, что приводит к появлению налоговой льготы с начала периода). Например, согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ. Закон был принят в сентябре прошлого года, а изменения следовало применять с 01.01.2019. В итоге в учреждениях возникла переплата по налогу на прибыль.

В подобных ситуациях налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговый орган обязан вернуть эти суммы (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ). О данных процедурах и поговорим в консультации.

Сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена или зачтена

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 НК РФ. Правила, установленные этой нормой, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов (п. 14).

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит:

зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по данному налогу или иным налогам;

зачету в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;

Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией.

К сведению: согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Форма сообщения приведена в приложении 2 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа.

Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом, который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@.

Итак, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату. Начнем с зачета.

Зачет излишне уплаченных сумм налога

Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется:

в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ);

  • в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, в случаях, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • Обратите внимание: с 01.10.2020 утратил силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов должен был осуществляться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

    Что здесь имеется в виду? Формулировка «по соответствующим видам» означала, что зачет федеральных налогов мог осуществляться только в отношении федеральных налогов, региональных – в отношении других региональных налогов, соответственно, местные налоги шли в зачет исключительно местных налогов.

    Например, к федеральным налогам относятся НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, водный налог (ст. 13 НК РФ), к региональным – налог на имущество организаций, транспортный налог (ст. 14 НК РФ), к местным – земельный налог (ст. 15 НК РФ). Таким образом, переплату по какому-либо федеральному налогу можно было зачесть в счет уплаты либо по тому же налогу (авансовым платежам), либо по любым другим налогам из перечня, приведенного в ст. 13 НК РФ. Допустим, переплату по НДФЛ можно было зачесть в счет уплаты налога на прибыль и наоборот.

    Теперь (с 01.10.2020) правило о зачете налогов «внутри вида» не применяется и налог можно зачесть в счет уплаты другого налога любого вида, а также сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

    Зачет в счет погашения недоимки по иным налогам

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, осуществляется налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ).

    Решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по иным налогам должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней:

    со дня обнаружения им факта излишней уплаты налогов;

    со дня подписания им и налогоплательщиком акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась);

    со дня вступления в силу решения суда (если налогоплательщик обращался в суд).

    При этом положение п. 5 ст. 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о проведении зачета.

    Форма заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога (сбора, пеней, штрафа) приведена в приложении 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

    Заявление может быть представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

    В таком случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней:

    со дня получения заявления налогоплательщика;

    со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если она проводилась).

    Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или об отказе в зачете в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

    Например, проведя сверку расчетов с бюджетом, учреждение выявило переплату по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. Оно обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете переплаты в счет погашения недоимки по налогу на имущество, которая к моменту обращения составляла 150 000 руб. В течение 10 дней с момента подписания акта сверки ИФНС приняла решение о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в размере 100 000 руб. в счет погашения недоимки по налогу на имущество.

    Зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам

    Если у налогоплательщика нет недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. На основании письменного заявления налогоплательщика такое решение принимает налоговая инспекция. Решение должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления от налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки (п. 4 ст. 78 НК РФ).

    Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (об отказе в зачете) сумм излишне уплаченного налога в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

    Обратите внимание: с 01.01.2021 ст. 78 НК РФ будет дополнена п. 5.1, согласно которому зачет сумм излишне уплаченных учреждением транспортного и земельного налога осуществляется не ранее дня направления такому налогоплательщику налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со ст. 363 и 397 НК РФ.

    Возврат излишне уплаченной суммы налога

    Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

    Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) приведена в приложении 8 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Заявление может быть представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

    Если у налогоплательщика имеется недоимка по иным налогам (задолженность по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ), возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Обратите внимание: до 01.10.2020 абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ предусматривал перед возвратом излишне уплаченного налога обязательный зачет задолженности (при ее наличии) по налогам «соответствующего вида». Теперь переплату можно будет вернуть только после погашения недоимки по налогам любого вида.

    Например, у учреждения имеется переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет на сумму 100 000 руб. Оно обратилось в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога. В то же время за данным налогоплательщиком числится недоимка по налогу на имущество (региональному налогу) в размере 40 000 руб.

    Переплата по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. будет распределена следующим образом: 40 000 руб. пойдет на погашение недоимки по налогу на имущество, а оставшаяся часть переплаты по налогу на прибыль в сумме 60 000 руб. (100 000 – 40 000) будет возвращена налогоплательщику.

    Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней:

    со дня получения заявления налогоплательщика о возврате;

    со дня подписания акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась).

    До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога (оформленное на основании решения налогового органа) подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для возврата налогоплательщику (п. 8 ст. 78 НК РФ).

    В течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику:

    о возврате сумм излишне уплаченного налога;

    об отказе в возврате.

    Сообщение передается руководителю учреждения, его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения документа (п. 9 ст. 78 НК РФ).

    Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, должен уведомить налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 11 ст. 78 НК РФ).

    Об исчислении срока для принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченного налога в случае КНП

    В силу ст. 78 НК РФ налоговый орган принимает в отношении излишне уплаченного налога решение о зачете суммы в счет предстоящих платежей (абз. 2 п. 4), решение о зачете в счет погашения недоимки (абз. 3 п. 5), решение о возврате (абз. 1 п. 8) в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки расчетов с бюджетом.

    При этом на основании п. 8.1 ст. 78 НК РФ в случае проведения камеральной налоговой проверки (КНП) сроки, установленные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 данной статьи, начинают исчисляться:

    при отсутствии нарушений, выявленных в результате КНП, – по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения КНП за соответствующий налоговый (отчетный) период, или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ;

    при выявлении нарушения налогового законодательства в ходе КНП – со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

    Введение правила было обусловлено тем, что без КНП и подтверждения налоговым органом права на возврат денежных средств из бюджета суммы излишне уплаченного налога у налогоплательщика не возникает (см. письма Минфина РФ от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, 03-02-08/30802, от 21.02.2017 № 03-04-05/9949, от 09.11.2016 № 03-02-08/65564).

    Проценты за несвоевременный возврат налога

    Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

    Так, в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ при нарушении сроков возврата излишне уплаченного налога налоговый орган на сумму, не возвращенную в срок, начисляет проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата. С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки, определенному на соответствующую дату. Самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается. Правила применяются в том числе в отношении нарушения сроков возврата излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов (п. 14 ст. 78 НК РФ).

    К сведению: при определении суммы процентов ставка рефинансирования должна делиться на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней) (см. Письмо Минфина РФ от 18.07.2017 № 03-05-04-03/45570).

    Аналогичный расчет процентов приведен также в п. 3.2.7 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных Приказом ФНС РФ от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@.

    В случае изменения ставки в отдельные периоды времени проценты исчисляются отдельно за каждый период действия соответствующей ключевой ставки.

    Пример.

    Налоговой инспекции необходимо было не позднее 11.06.2020 вернуть излишне уплаченный учреждением налог на прибыль в размере 36 600 руб. Но фактически это было сделано 31.07.2020.

    С 27.07.2020 ключевая ставка установлена в размере 4,25 %, до нее действовала ставка 4,5 % (с 22.06.2020), а до этого – 5,5 % (с 27.04.2020).

    Рассчитаем размер процентов, причитающихся налогоплательщику за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога:

    • за период с 12.06.2020 по 21.06.2020 – 55 руб. (36 600 руб. x 10 дн. x 5,5 % / 366 дн.);

    • за период с 22.06.2020 по 26.07.2020 – 157, 5 руб. (36 600 руб. x 35 дн. x 4,5 % / 366 дн.);

    • за период с 27.07.2020 по 31.07.2020 – 21,25 руб. (36 600 руб. x 5 дн. x 4,25 % / 366 дн.).

    Всего налогоплательщику причитается 233,75 руб. (55 + 157,5 + 21,25).

    В заключение отметим, что при обнаружении излишне уплаченной суммы налога учреждение может обратиться в налоговый орган с заявлением о ее возврате (зачете) в срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, – в течение трех лет со дня уплаты данных сумм (если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах). По общему правилу налоги считаются уплаченными с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).

    Если налогоплательщик пропустил этот срок, он вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности.

    2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

    Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

    В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

    • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
    • если участок находится в бессрочном пользовании.

    Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

    • получены в пользование по договору аренды;
    • находятся на праве безвозмездного пользования.

    По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

    • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
    • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

    Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

    Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

    Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

    • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
    • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
    • по решению суда.

    За 2019 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2020 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2020 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

    Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

    Изменения по земельному налогу с 2020 года

    В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

    Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

    • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
    • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
    • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
    • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
    • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка - в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

    Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

    С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

    Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

    • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
    • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
    • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
    • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
    • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

    Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

    Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС - такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

    КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

    Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Арендные отношения
    Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

    Если земля принадлежат арендодателю, то он вправе переложить на арендатора уплату земельного налога. При этом арендатор, конечно, не будет непосредственно осуществлять платеж в бюджет, поскольку плательщиком данного налога является владелец участка – арендодатель. Но условиями сделки на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю сумму уплаченного земельного налога. Между тем экономия на земельном налоге в подобной ситуации может обернуться для арендатора дополнительными расходами, в частности, в виде НДС, так как обозначенную сумму компенсации следует включить в налоговую базу по нему. Судьи категоричны – сумма возмещения земельного налога является дополнительным доходом от реализации, подлежащим налогообложению.

    Арендатор не является плательщиком земельного налога

    Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ [1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

    Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03‑05‑04‑02/51336.

    С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

    О компенсации суммы земельного налога

    В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч. 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

    Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного. Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды. Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налого­обложении.

    Компенсацию земельного налога нужно включить в налоговую базу. Почему?

    При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

    По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется какстоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

    Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

    Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

    • является составной частью арендной платы;
    • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.
    Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязануплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

    Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

    В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

    Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

    Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

    • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
    • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
    Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

    В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

    При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж [2] ).

    Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

    И это не считая пеней, исчисление которых производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). В данном случае пени начнут исчисляться с 21.10.2016. День погашения налоговой задолженности не должен учитываться при ее расчете, что следует из Письма Минфина России от 05.06.2016 № 03‑02‑07/39318.

    Итак, Гражданский кодекс не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога по участку, являющемуся предметом аренды. Между тем сумма компенсации налога (если она имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду) может быть квалифицирована в качестве дополнительной платы по договору аренды. С точки зрения уплаты НДС обозначенная компенсация связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Следовательно, ее нужно учесть в базе при налогообложении. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ № 305-КГ16-10312. Не учитывать его – рискованно.

    [1] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    [2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

    Письмо Министерства финансов РФ №03-03-07/67349 от 31.07.2020

    По мнению финансистов, если в одном из прошедших периодов произошло завышение земельного налога, в налоговом учете ошибки из-за этого не возникнет. Излишне начисленную сумму (отраженную ранее в прочих расходах) следует включить во внереализационные доходы в периоде корректировки. Трогать «старую» базу по прибыли не нужно.

    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам относятся суммы налогов и страховых взносов, за исключением перечисленных в статье 270 данного НПА (например, самого налога на прибыль). Эти расходы принимают в том объеме, который соответствует величине земельного (транспортного и др.) налога, отраженной в своей декларации (подробности – в письмах Минфина от 14.11.2019 № 03-03-06/1/88005 и ФНС России от 22.08.2012 № ЕД-4-3/13851@).

    Равнение на выгодную судейскую позицию

    Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса закреплен порядок действий при обнаружении ошибок (искажений) в определении налоговой базы. В частности, сказано – если такие погрешности относятся к прошлым периодам, перерасчет производят за тот период, в котором они совершены. Иными словами, здравствуй, «уточненка» и пени! Однако, по мнению арбитров, исчисление налогов, учитываемых в расходах, в излишнем размере (из-за неприменения какой-то льготы, использования завышенной ставки и др.) – не ошибка для «прибыльных» целей. Исполнив свою фискальную обязанность в соответствии с первоначально поданной декларацией, организация понесла в прошлых периодах затраты, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ. А значит, она правомерно учла данные расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11).

    Руководствуясь этой позицией высших арбитров, специалисты Минфина отметили: учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы земельного налога нельзя квалифицировать как ошибочный. Стало быть, при подаче «уточненок» в связи с излишней уплатой земельного налога такую корректировку в «прибыльных» целях надо рассматривать как новое обстоятельство. В результате него возникнет внереализационный доход текущего отчетного (налогового) периода (письмо от 31.07.2020 № 03-03-07/67349).

    То есть, корректировать «прибыльную» базу периода, в котором были завышены расходы, не нужно. Сумму «земельной» переплаты показывают в доходах, что называется, здесь и сейчас. Допустим, в августе 2020 года компания обнаружила, что завысила земельный налог за 2018 год. Тогда уточненная декларация по налогу на прибыль не потребуется. Сумму «излишка» надо отразить во внереализационных доходах текущего отчетного периода, то есть, девяти месяцев нынешнего года.

    Отметим, что коллег из ВАС несколько лет спустя поддержали судьи ВС РФ. Они подчеркнули – излишне исчисленную в прошедшем периоде сумму НДПИ учитывают в периоде корректировки во внереализационных доходах, перечень которых в силу статьи 250 Кодекса не исчерпывающий (Определение от 08.11.2016 № 308-КГ16-8442). Примечательно, что этот вердикт включен в Обзор правовых позиций КС и ВС РФ, направленный для использования в работе письмом ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@.

    Высшим арбитрам вторят и федеральные судьи (см., например, Постановление АС Центрального округа от 17.11.2016 № Ф10-4450/2016).

    Тенденция радует

    Отрадно, что позиция ВАС уже давно является флагманом для чиновников по рассматриваемому вопросу. Из-под их пера вышло немало схожих разъяснений, в основе которых лежит этот вердикт высокой инстанции. Так, был дан зеленый свет отражению в текущих доходах былой переплаты:

    • по налогу на имущество (письма Минфина России от 09.09.2019 № 03-03-06/1/69400, от 03.04.2019 № 03-03-06/1/23109 и от 15.10.2015 № 03-03-06/4/59102);
    • по страховым взносам (см. письмо Минфина от 23.01.2014 № 03-03-10/2274, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС от 12.02.2014 № ГД-4-3/2216@). Уточнено, что если фирма в периоде корректировки является участником КГН, «излишек» следует включить в консолидированную налоговую базу в соответствии со статьей 278.1 НК РФ;
    • госпошлины. В этом случае доход признается на дату вынесения госорганом решения о возврате данной суммы (письмо Минфина России от 02.03.2018 № 03-03-06/1/13312).

    А если в текущем отчетном (налоговом) периоде фирмой получен убыток? На наш взгляд, вышеописанный механизм работает и в этом случае. Финансовый результат (прибыль или убыток) может иметь значение лишь при исправлении ошибок, однако в нашей ситуации пункт 1 статьи 54 Кодекса не применяется. Следовательно, «уточненка» опять-таки не потребуется. Косвенно этот вывод подтверждает письмо финансового ведомства от 27.12.2018 № 03-03-06/1/95703.

    Описанный подход распространяется и на «упрощенцев». В письме от 10.10.2018 № БС-4-21/19773 ФНС указала: «излишек» налога на имущество организаций, ранее учтенный в расходах на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса, в УСН-целях отражают в доходах текущего периода.

    А если в периоде завышения земельного («имущественного» или какого-то другого) налога компания была на общем режиме, но в периоде корректировки она уже находится на «упрощенке»? Переход на спецрежим в данном случае принципиального влияния не окажет – организация увеличит на сумму переплаты УСН-доходы (письмо Минфина России от 30.08.2019 № 03-11-06/2/66836).

    Распечатать

    НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
    Электронная версия популярного журнала

    Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

    Читайте также: