Налоги в азиатских странах

Опубликовано: 15.05.2024

Налоговая система Китая

Налоги в Азии

Налоги в странах Азии

Налоговая система Китая является сборником постановлений, правил и отношений, которые регулируют процесс уплаты налогов предприятиями, предпринимателями и другими субъектами, обязанными к уплате налогов. В последние двадцать лет налоговая система Китая претерпела большое число изменений, целью которых было придание всей системе максимальной гибкости, а также высокой эффективности.

Для любого государства налоговые поступления – это основной метод наполнения бюджета, а Китай является одним из мировых лидеров по объему сбора налогов. Несмотря на наличие налоговых льгот для некоторых районов Китая, а также на малую дисциплинированность некоторых предприятий, сумма налогов, получаемых Китаем, ежегодно возрастает.

Налоговой системой Китая предусмотрено 25 видов различных налогов. Все эти налоги условно можно поделить на насколько групп:

  • с дохода;
  • с оборота;
  • имущественные;
  • взимаемые за использование природных ресурсов;
  • сельскохозяйственные;
  • налоги, которые необходимо выплачивать при совершении каких-либо действий (вывоз товаров из Китая, гербовый сбор и так далее).

К компаниям, работающим в Китае, но принадлежащим иностранцам, может быть применено 14 различных видов налогов. Тем не менее, все эти налоги позволяют получать прибыль, так как экономика Китая, как известно, растет во многом за счет того, что множество иностранных компаний открывают здесь свои производства.

Нам, конечно, тяжело представить, как происходит заполнение декларации по налогу на прибыль в Китае, но, думаю, китайцы делают это с большим удовольствием, чем мы, так как понимают, что на налоги уйдет не вся прибыль предприятия, а также, подтверждением необходимости выплаты налогов является стремительный рост экономики Китая.

Налоговая система Южной Кореи.

  • прямые налоги, к которым относятся налог на прибыль, корпоративный налог, налог с наследства и дарения
  • косвенные налоги, к которым относятся налог на добавленную стоимость, акциз на алкогольную продукцию, транспортный налог, налог на пользователей телефонов.
  • областные ( провинциальные) налоги: лицензионный сбор, налог на содержание автомобильных дорог, налог на развитие региона
  • городские налоги: акциз на табачную продукцию, налог на пользователей автодорог, регистрационный сбор.

Доля национальных налогов в общей сумме налоговых поступлений составляет 80,2 %, в то время как доля местных налогов – 19,8 %.
Наибольший удельный вес в структуре национальных налогов занимают: налог на добавленную стоимость — 23,6 %, налог с доходов (налог на прибыль) – 18,6 %, корпоративный налог –11,8 %.
Национальная налоговая политика находится под юрисдикцией Министерства Финансов и Экономики, которая также включает Национальное Налоговое управление и Национальный Налоговый Колледж.
Управление налогообложения Министерства Финансов и Экономики ответственно за планирование налоговой политики и разработки налоговых законов. Национальный Налоговый колледж ответственен за обучение студентов, которые впоследствии будут работать налоговыми инспекторами.
В основе налоговой системы страны лежит целенаправленная политика на стимулирование экспорта продукции за рубеж.:

  • — освобождение от налогов и пошлин импорта промежуточных товаров и оборудования
  • — скидки косвенного налогообложения (например товарного и корпоративного налогов) при производстве изделий, предназначенных на экспорт
  • — скидка на 50 % налога на прибыль от экспортных операций

Иностранным компаниям, работающим в непроизводственном секторе, предоставляются кредиты для уплаты налоговая на добавленную стоимость и расходов, связанных со становлением их бизнеса. Таким образом, иностранные корпорации имеют возможность покрыть расход на добавочную стоимость, выплачиваемого на закупки товаров и использование услуг в Корее. В эти услуги входят расходы на размещение сотрудников компании, выплаты на рекламу и аренду офисов, коммунальные услуги.
Как официально заявили представители Министерства финансов и экономики, введение кредитной системы по налогам на добавочную стоимость разработано для того, чтобы подвести ближе корейскую налоговую политику к прогрессивным странам, которые используют систему налога на добавленную стоимость. Введение схемы кредита по налогу на добавленную стоимость позволит корейским корпорациям, действующим в Германии, тоже получать кредиты на налог на добавленную стоимость, так как Германия применяет принцип взаимности в налогообложении зарубежных фирм, действующих на ее территории. Для того, чтобы получить кредиты на выплате налога на добавленную стоимость, иностранным корпорациям необходимо только представить соответствующие документы в налоговую службу.

Налоговая система Вьетнама

Несмотря на то, что налоговое законодательство Вьетнама составлено исключительно детально, оно подвержено (особенно в том, что касается иностранных инвестиций) постоянному пересмотру и изменениям. Поэтому всем потенциальным иностранным инвесторам рекомендуется обратиться к местному юристу во Вьетнаме, хорошо осведомленному о нюансах налоговых вопросов.

В целом, перечень налогов, с которыми наиболее часто сталкивается иностранный инвестор во Вьетнаме, на сегодня сводится к следующим видам:

  1. корпоративный налог на прибыль;
  2. налог на добавленную стоимость;
  3. специальный налог с продаж;
  4. возвратный налог у источника;
  5. налог на импорт и экспорт;
  6. налог на использование государственных природных ресурсов;
  7. подоходный налог с физических лиц.

Все юридические лица платят во Вьетнаме единый корпоративный налог в размере 25%.

Для предприятий нефтегазовой отрасли, а также других сфер, связанных с освоением природных ресурсов, ставка налога варьируется от 32% до 50% в зависимости от конкретного проекта.

С 2009 года малые и средние предприятия (с уставным капиталом менее VND10 млрд. и числом сотрудником менее 300) получили право на 30% сокращение налога.

Предприятия, инвестирующие в следующие проекты, могут также получить налоговые каникулы от 1 до 8 лет, или налоговые льготы от 2 до 15 лет, а в отдельных случаях — на весь срок действия проекта:

  1. сфера услуг, принадлежащих к перечню государственно стимулируемых проектов;
  2. развитие районов с социально-экономическими проблемами;
  3. экспорт, как минимум, 50% продукции из промышленных зон;
  4. инвестиции в специальные экономические зоны;
  5. развитие здравоохранения, образования, а также организация соответствующих тренингов и научных исследований;
  6. строительство и управление инфраструктурой в районах с социально-экономическими проблемами и т.п.

Налог на прибыль для таких предприятий может варьироваться от 10% до 20%.

К другим корпоративным налогам во Вьетнаме можно отнести такие, как:

  1. Налог на имущество, который взимается муниципальными налоговыми органами с фактически занятой собственности;
  2. Гербовый сбор, взимаемый в размере от 0,5% до 15% при передаче имущества;
  3. Лицензионная пошлина, которая уплачивается в конце первого месяца работы новых компаний и 31 января каждого года уже действующими компаниями.

Налоговая ставка лицензионной пошлины (годовая) зависит от уставного капитала следующим образом:

Более VND10 млрд. — VND3, 000,000

VND 5 млрд. — VND 10 млрд. — VND2, 000,000

VND 2 млрд. — VND 1 млрд. — VND5, 500.000

Менее VND1 млрд. — VND2, 000,000

Ставка налога на добавленную стоимость во Вьетнаме варьируется следующим образом:

  • нулевая ставка применяется к экспорту, перестраховке за границей, кредитным услугам за границей, заграничным финансовым инвестициям, заграничным портфельным инвестициям;
  • ставка в размере 5% применяется к таким товарам, как вода, удобрения, лекарства, образовательное оборудование, детские игрушки, книги по науке и искусству, натуральные агропромышленные продукты, корм для животных, услуги научного и агрокультурного назначения и т.п.;
  • стандартная ставка в 10% применяется к большинству товаров и услуг.

Некоторые виды товаров и услуг, например, передача прав на землю, определенные виды финансовых и медицинских услуг, обучение, страхование жизни и некоммерческое страхование, общественный транспорт, передача компьютерных технологий, материалы для производства экспортной продукции и т.п. освобождены от уплаты НДС.

Налог с продаж по ставкам от 10% до 80% налагается на следующие виды товаров и услуг: сигареты, пиво, алкоголь, легковые автомобили, бензин, кондиционеры, игральные карты, обрядовая рисовая бумага и предметы; торговля на дискотеках, массаж, караоке, игровые автоматы казино, продажа лотерейных билетов, продажа тренингов по гольфу.

Товары и услуги, которые облагаются во Вьетнаме налогом с продаж, не облагаются НДС, и наоборот.

В возвратный налог у источника попадают следующие налоги:

  1. на дивиденды по ставке 10% или иной ставке, если это предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения;
  2. на роялти по ставке 10%, за исключением случая, когда авторские права являются частью вносимых в уставной капитал средств;
  3. на лизинговые операции по ставке 5% удерживается с предполагаемой прибыли и по ставке 5% в виде НДС. От данного налога освобождаются сделки по лизингу самолетов и судов, которые не могут быть произведены во Вьетнаме, а потому импортируются.

Пошлины на импорт во Вьетнаме подразделяются на три категории:

  1. стандартной ставка, которая обычно на 50% больше льготной, применяется для тех стран, что не подписали с Вьетнамом соглашения о пошлинных тарифах;
  2. льготная ставка применяется для стран, подписавших соглашение о пошлинных тарифах (примерно 70 стран);
  3. особо льготная ставка (от 0% до 5%) применяется для стран азиатского региона, подписавших с Вьетнамом соответствующее соглашение (за исключением алкогольной продукции, на которую действует ставка в размере 100%).

Иностранные инвесторы освобождены от импортных пошлин (которые варьируются во Вьетнаме от 0% до 45%) на товары, ввезённые в качестве уставного взноса.

Все физические и юридические лица во всех секторах экономики Вьетнама уплачивают налог на использование государственных природных ресурсов — от 1% до 40%.

Иностранцы, проживающие во Вьетнаме более 30 дней, обязаны уплачивать подоходный налог по следующей схеме:

  1. иностранцы, проживающие во Вьетнаме от 30 до 183 дней, уплачивают подоходный налог по фиксированной ставке в 25%;
  2. иностранцы, проживающие во Вьетнаме от 183 и более дней (так называемые, «местные резиденты»), уплачивают подоходный налог по прогрессирующей шкале ставок — от 10% до 50%. Минимальная сумма дохода для исчисления налога составляет 8 млн. вьетнамских донгов (примерно US$ 500).

Иностранные инвесторы вправе репатриировать прибыль за границу только после окончания фискального года, подачи налоговой декларации и уплаты соответствующих налогов.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

Продолжая тему прошлогодних событий и уменьшения популярности офшорных юрисдикций, необходимо отметить, что предприниматели интересуются не только европейским рынком, но и азиатским. Восток – дело тонкое, не только с точки зрения истории и разнообразия культур, но и с точки зрения ведения бизнеса. И так как в данной статье речь пойдет про налоги на бизнес в Азии, сразу хочется сказать, что системы налогообложения в азиатских странах воплощаются с не меньшим разнообразием, чем культуры народов, что населяют эту часть света.

Налогообложение в Азии

Как и в других случаях, если рассматривать одну часть света как единое целое, наблюдается сильная разница между странами: как в уровне жизни или условиях ведения бизнеса, так и в ставках корпоративных налогов. Последнее наиболее удобно просматривается, если собрать данные в виде диаграммы.


Рассматривая и сравнивая 50 стран, замечаем, что высокие налоги – ещё не означают, что страна предлагает удобные условия, защиту или престиж, как это могло бы быть в случае с Европой. В то время как налогообложение по низким ставкам либо вообще по «нулевой» достигается путем соблюдения определенных, часто не сложных условий.

В целом, корпоративные налоги в Азии – сопоставимы с европейскими. И выбор юрисдикции для ведения бизнеса будет зависеть уже от оценки большего количества факторов, например, географического расположения, политической или экономической обстановки, развитости экономики, инфраструктуры и т.п.

Чтобы наглядно оценить общее положение вещей, взгляните на изображение ниже. Государства на карте выделены разными цветами. Каждый цвет соответствует определенному диапазону величины корпоративного налога.


Наиболее интересные юрисдикции для ведения бизнеса

15. Индонезия

К чистому налогооблагаемому доходу применяется фиксированная ставка корпоративного налога в размере 25%. Публичные компании, которые удовлетворяют минимальным требованиям листинга и некоторым другим условиям, имеют право на скидку 5%. Небольшие компании с годовым оборотом не более 50 млрд. IDR (около 3.15 млн. EUR) имеют право на 50% налоговую скидку. Некоторые предприятия, с оборотом не более 4.8 млрд. IDR (303 тыс. EUR) облагаются налогом в размере 0.5% от оборота. Можно утверждать, что регистрация компании в Индонезии – весьма интересное решение для молодого бизнеса.

14. Китай

Согласно законодательству, ставка корпоративного налога в Китае составляет 25%. Льготные ставки налога предусмотрены для: высокотехнологичных предприятий или предприятия, действующие по передовым технологиям (15%); предприятия по производству программного обеспечения или микросхем (10%); предприятия, входящие в льготные зоны (15%); квалифицированные малые предприятия с доходом менее 1 млн. CNY (примерно 130 тыс. EUR) – 10%.

13. Лабуан

Представляет собой небольшой остров, являющийся федеральной территорией Малайзии. Существует три варианта корпоративного налога на Лабуане: (1) для торговой компании (банковская деятельность, страхование, торговля, консультирование и т.п.) – 3%; (2) для неторговой (инвестиционной, холдинговой) компании – 0%; (3) нелабуанская бизнес компания – облагается, в соответствии с Законом о подоходном налоге Малайзии, по ставке 24%. При регистрации компании на Лабуане стоит учитывать, что налогом облагается чистая прибыль.

12. Япония

Компании-резиденты Японии облагается налогом на доходы по всему миру, включая доходы в иностранных филиалах, в то время как 95% дивидендов, полученных компанией от иностранной компании, в которой она владеет не менее 25% акций в течение шести месяцев и более, могут быть исключены из налогооблагаемой прибыли компании. Компании-нерезиденты облагаются налогом только на доход из Японии.

Величина компании и доход Ставка корпоративного налога (%)
Оплаченный капитал в размере 100 млн. JPY (804 тыс. EUR) 23.2
Оплаченный капитал менее 100 млн. JPY (кроме компаний, входящих в другие компании с уставным капиталом более 500 млн. JPY):
Налог на первые 8 млн. JPY (65 тыс. EUR) 15
Более 8 млн. JPY 23.2

Стоит отметить, что криптовалюты в Японии давно регулируются. Поэтому регистрация компании под ICO в Японии или получение лицензии на криптовалюты – здесь обычное дело.

11. Южная Корея

Компании-резиденты выплачивают налог на их мировой доход, в то время как корпорации-нерезиденты с постоянным представительством в Корее облагаются налогом только на доход, полученный внутри страны. Ставка налога зависит от объемов дохода: 0-200 млн. KRW (от 0 до 157 тыс. EUR) – 10%; 200-20000 млн. KRW – 20%; 20-300 млрд. KRW – 22%; более 300 млрд. KRW (235 млн. EUR) – 25%.

10. Туркменистан

В стране действует территориальный принцип обложения налогами. С филиалов компаний взимается налог на прибыль величиной 20%, в то время как местные компании облагаются по ставке 8% (2%, если компания считается малым или средним предприятием). Компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых, облагаются налогом по ставке 20%.

9. Тайвань

Налогообложение происходит как на национальном, так и на местном уровне управления. Стандартная ставка корпоративного налога на Тайване составляет 20%. Компании, у которых налогооблагаемый доход составляет менее 500 тыс. TWD (14315 EUR) в год, облагаются корпоративным налогом по ставке 19%. Предвидится, что налог будет поднят в 2020 году до 20%.

8. Таиланд

Если зарегистрировать компанию в Таиланде, она будет облагаться налогом на доходы по всему миру. Компании, зарегистрированные за границей, и имеющие представительства в Таиланде, выплачивают налог только с той прибыли, которая была получена внутри страны. Ставка корпоративного подоходного налога в Таиланде составляет 20%. Его сумма основана на чистом доходе, который компании получают при осуществлении своей предпринимательской деятельности, в течение одного финансового года.

7. Армения

В Армении действует территориальная система обложения налогами. Стандартная ставка корпоративного налога на прибыль в Армении составляет 20%. Налогооблагаемый доход определяется как разница между валовым доходом налогоплательщика и вычитаемыми расходами.

6. Киргизия

В соответствии с Налоговым кодексом, компании-резиденты облагаются корпоративным подоходным налогом на их общий годовой доход, полученный во всем мире. Юридические лица-нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Киргизии, облагаются налогом на прибыль с доходов, которые были получены в Киргизии. Корпоративный налог рассчитывается по ставке 10% от общего годового дохода с вычетом разрешенных вычетов.

5. Грузия

4. Сингапур

3. Катар

Если предприятие не освобождено от уплаты налога (является собственностью гражданина Катара или стран GCC), оно облагается налогом по ставке 10% с некоторыми исключениями. Компании, ведущие деятельность нефтегазодобывающей отрасли, облагаются налогом не менее 35%.

2. ОАЭ

В Эмиратах отсутствует корпоративный налог. Налогом облагаются только некоторые предприятия:

Задействованные в туристической (отели, агентства) и банковской сферах 20%
Занимающиеся добычей природных ресурсов от 50%

Кроме того, в ОАЭ был введен НДС (5%) и действуют зоны свободной торговли (ЗСТ), которые предлагают те или иные льготные условия (зависят от конкретной ЗСТ). Среди преимуществ, например, налоговые каникулы сроком от 15 до 50 лет (в основном, возобновляемые).

1. Гонконг

В Гонконге действует территориальный принцип налогообложения. Ставка корпоративного налога в Гонконге – двухуровневая: 8.25% на первые 2 млн. HKD (225 тыс. EUR) прибыли, 16.5% на остаток. Неинкорпорированные предприятия 7.5% и 15%, соответственно.

Выводы

Эксперты IQ Decision UK готовы сопроводить при регистрации компании в ОАЭ или Сингапуре, а также оказать сопровождение в получении лицензии на ICO в Японии, либо предоставить услуги в другой, выбранной вами стране.

Высокий уровень экономического развития Китайской Народной Республики связан с регулярными налоговыми платежами, которые поступают в государственную казну. Правительство страны, проведя ряд реформ, избавилось от понятия теневая экономика. Граждане КНР и иностранцы платят налоги, освободиться от них мигранты не могут.

Система налогообложения в Китае

Налоговая система отличается сбалансированностью, что обеспечивает высокие позиции Китая в мировом ВВП. Система обложения состоит из трех уровней:

  • Центральный – это таможенные сборы, НДС от проводимых таможенных операций, налоги на бизнес, хозяйственную, финансовую, банковскую и торговую деятельность, госпредприятия.
  • Совместный – все виды НДС, кроме таможенного, бизнес-налоги, поступления от ценных и банковских бумаг, страхования.
  • Местный – налог на прибыль и недвижимость, гербовый сбор, подоходный с граждан страны.

Радикальное реформирование системы происходило в 1994 г. После этого изменения вносятся точечно.

Сбором налогов управляет Главное государственное налоговое управление, в подчинении которого находятся центральная и местная подсистемы налогов.

Какие налоги платят в Китае – виды

Платят китайцы и нерезиденты страны немало налогов. Общее их число составляет 25 видов, разделенные на группы:

  • С оборота. Размер определяется объемом проданной продукции.
  • Ресурсные – использование госземли.
  • На прибыль – платят физлица, китайские и иностранные компании.
  • Целевые – за пользование с/х землями, вложение средств в проекты, за проживание в мегаполисах и крупных населенных пунктах.
  • Недвижимость и имущество.
  • Пользование автомобилем и водным транспортом.
  • Передача имущества.
  • Доходы от ведения сельскохозяйственной деятельности.
  • Таможенные сборы за экспортные и импортные операции.

Есть и уникальные налоги – добычу сырой нефти, железной руды, газа, природных ископаемых. Налог на нефть не взимается, когда ее используют для восстановления скважин.

Налоги в Китае для физических лиц

Физлица платят сборы на доходы, которые получены на территории Китая и из-за границы. Налоговая ставка определяется видом дохода:

  • Работа по найму, которая приносит человеку зарплату, оклад, премии, бонусы, субсидии, компенсации, прибыль с дохода предприятия. Ставка варьируется от 3% до 45%, в зависимости от размера зарплаты (т.н. прогрессивная шкала налогообложения).
  • Проценты, дивиденды, роялти, сдача недвижимости в аренду – 20%.
  • Индивидуальные торгово-промышленные хозяйства и доходы от ведения деятельности по контракту подряда – от 5 до 35%.

С доходов, которые возникают в работе по найму, налог удерживают работодатели. Налог с роялти, процент взимает налоговый агент. Остальные виды налогов физлица платят самостоятельно.

Подоходный налог (прогрессивный)

Существует размер заработной платы, когда китаец платит всего 5% от суммы дохода. Так, если человек получает меньше 825 долл. США, то они платят 5%, если оклад доходит до 1000 долл. США, то ставка повышается до 10%. Заработок в размере 1350 долл. повышает ставку подоходного налога до 15%.

Другие тарифы указаны ниже:

  • От 5 тыс. до 20 тыс. юаней – 20%.
  • От 20 тыс. до 40 тыс. юаней – 25%.
  • От 40 тыс. до 60 тыс. – 30%.
  • От 60 тыс. до 80 тыс. юаней – 35%.
  • От 80 тыс. до 100 тыс. юаней – 40%.
  • Больше 100 тыс. юаней – 45 %.

Для каждой суммы месячного заработка есть своя сумма разовых отчислений.

Подобная прогрессивная система налогообложения позволяет равномерно распределять доходы по стране.

Налогом не облагается заработная плата, которая меньше 750 долл. США.

Отчисления на пенсию

В Китае существует накопительная пенсионная система, которая формируется за счет отчислений работодателя и работающего. Размер сборов равен 28%: из них 8% платит работник, а 20% – работодатель.

Государственная пенсия положена только людям, которые проработали на местную экономику не меньше 15 лет.

Налоги в Китае для бизнеса

Этот сбор идет в государственную казну в процессе ведения хозяйственной деятельности. Платят предприятия, которые созданы за счет иностранных вложений. Единой ставки нет, поскольку учитывается характер работы компании или фирмы.

Платится каждый месяц. Виды выплат:

  • Предприятия, занимающиеся транспортом, выплачивают 3% от прибыли.
  • Строительство и инженерные работы – 3%.
  • Финансовые услуги – почти 8%.
  • Спортивная деятельность, культурная работа, телекоммуникации – 3%.
  • Услуги, продажа недвижимости и покупка нематериальных активов – 5%.
  • Развлечения – от 5% до 20%.

Подоходный налог в Китае для иностранцев

Все нерезиденты в республике обязаны платить налоги. При найме на работу все иностранные граждане заключают договор о двойном налогообложении в Китае. Размер сборов зависит от периода проживания в стране:

  • Меньше 180 дней – никаких налогов платить не надо. Для этого между страной, откуда приехал мигрант, и КНР должен быть заключен договор о двойном налогообложении.
  • От 180 до 360 дней – вносят в казну налог для физических лиц.
  • От 1 года до 5 лет – индивидуальный подоходный налог со всех поступлений, полученных на территории Китайской Народной Республики.
  • От 5 лет – надо отчислять сборы с прибыли и зарплаты.

Иностранцы декларируют свои доходы путем подачи декларации в налоговую, но только если сумма заработанных средств больше 120 тыс. юаней (около 17,5 тыс. долл. США). Отчисления надо делать со всего размера заработной платы. Исключение – доход, который тратится на аренду жилья, командировку и обучение в школе.

Иностранцы должны платить налог на недвижимость – от 3% до 5%. Сборы за ведение фермерства или с/х зависит от отрасли и доходов предприятий. Средний размер составляет 15%.

Иностранные компании получают большие размеры налоговых льгот от государства, что стимулирует дополнительные потоки финансов в казну. Льготное налоговое законодательство разработаны и для иностранных ученых.

Размер НДС в Китае

Налог на добавленную стоимость применяется к продаже товаров, предоставлению услуг по обработке и ремонту, импорту товаров в Китай. Ставки зависят от размера выручки, от продаж, типа товара, типа сектора экономики.

Ставка налога составляет 16% (снижена в мае 2018 года). Другие ставки:

  • Ставка для малых налогоплательщиков – 3%.
  • Льготная ставка для обычных налогоплательщиков – 13%.
  • Реализация средств б/у – 2%, но нельзя вычитывать входной НДС.
  • Реализация товаров, которые были получены по итогам комплексного использования ресурсов – 0%.
  • Экспорт товаров также налогами не облагается.

Когда реализуются определенные услуг на территории Китая, то взимается особый вид НДС, который называется предпринимательский налог. Его размер варьируется от 3% до 50% от доходов. Платиться этот вид налога только при наличии специальной лицензии, которая нужна на продажу сигарет и алкоголя.

Нарушение налогового законодательства – последствия

Уклоняться в Китае от выплаты налогов не рекомендуется, поскольку нарушитель попадает под серьезную сумму штрафа. Сумма составляет пятикратную сумму невыплаченного налога.

Кроме того, налоговые органы имеют право забрать лицензии у предприятий и бизнесменов, забирать средства. Если иностранец сомневается в правильности выплаты налогов, лучше сходить в налоговый орган за консультацией, чтобы потом не платить штрафы за нарушение законодательства.

Подоходный налог


Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Таблица со средней налоговой ставкой в мире

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. Швеция. Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % — это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка — 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный — 50 %.
  • Социальный взнос — 13 %.
  • Муниципальный — 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. Финляндия. Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь — 13 %.
  2. Болгария — 10 %.
  3. Латвия — 25 %.
  4. Литва — 15 %.
  5. Эстония –— 20 %.
  6. Россия — 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:

  1. Австралийский Союз. При доходе до 4600 USD взнос не платится. Если прибыль больше 4600 USD, но меньше 28 800 USD, налог равен 9 %. При прибыли свыше 140 000 USD ставка варьируется от 30,3 до 44,9 %.

Налогообложение в Австрилии

Налогообложение в Австрилии

Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
Португалия 56,50
Зимбабве 45,00
Франция 50,30
Израиль 50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа — Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
Швейцария 40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
Соединенные Штаты Америки 39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
Турция 35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
Польша 32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
Армения 25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
Украина 17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
Казахстан 10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Государства без подоходного налога

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:

  1. Андорра.
  2. Багамские острова. Вся экономика страны построена на туризме. Багамы — один из самых посещаемых курортов мира.
  3. Бахрейн.
  4. Бермуды.
  5. Бурунди.
  6. Кувейт.
  7. Оман.
  8. Катар. Самая богатая страна в мире по показателю ВВП. Данное государство приобрело капитал благодаря добыче и экспорту нефти.
  9. Сомали.
  10. Объединенные Арабские Эмираты.
  11. Уругвай.
  12. Вануату.
  13. Виргинские острова.
  14. Острова Кайман.
  15. Монако.
  16. Саудовская Аравия.

Читайте также: