Возврат акциза на бензол

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 24 сентября 2020 г. № СД-4-3/15637 О применении налоговых вычетов исчисленных сумм акциза на бензол, параксилол, ортоксилол, в отношении нормативных и сверхнормативных технологических потерь, возникающих при их использовании в производстве продукции нефтехимии

Федеральная налоговая служба по вопросу применения налоговых вычетов исчисленных сумм акциза на бензол, параксилол, ортоксилол, в отношении нормативных и сверхнормативных технологических потерь, возникающих при их использовании в производстве продукции нефтехимии в соответствии с главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.

В соответствии с подпунктами 25 - 27 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом обложения акцизом признаются следующие операции:

получение (приобретение в собственность по договору с российской организацией) бензола, параксилола или ортоксилола лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;

оприходование лицом, имеющим установленное статьей 179.4 Кодекса свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом (далее - свидетельство), указанных видов товаров, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;

оприходование в структуре лица, имеющего свидетельства, бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности.

Необходимо отметить, что свидетельство выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство продукции нефтехимии (в том числе на основе договора об оказании указанным лицам услуг по производству продукции нефтехимии), при котором в качестве сырья (в том числе на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства продукции нефтехимии) используется бензол, параксилол или ортоксилол, принадлежащие указанным лицам на праве собственности.

Согласно пункту 20 статьи 200 Кодекса вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, указанных в подпунктах 25 - 27 пункта 1 статьи 182 Кодекса, при представлении в налоговые органы документов, установленных пунктом 20 статьи 201 Кодекса.

При использовании полученного (оприходованного) бензола, параксилола, ортоксилола для производства продукции нефтехимии коэффициент применяется в размере 3,4. В иных случаях выбытия (использования) полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола коэффициент принимается равным 1.

Что касается учета технологических потерь, возникающих в процессе производства продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется бензол, параксилол или ортоксилол, при применении вычета сумм акциза, исчисленных при получении такого сырья, то необходимо отметить, что согласно пункту 7 статьи 254 Кодекса технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

На основании пункта 5.1 Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, утвержденной приказом Минэнерго России от 17 ноября 1998 г. N 371, планирование себестоимости продукции осуществляется непосредственно предприятием. Планирование затрат на производство и расчет плановой себестоимости должны осуществляться с использованием оптимальных технико-экономических показателей: по среднесуточной производительности установок, отбору основных нефтепродуктов от сырья, технологическим потерям и другим показателям, характеризующим эффективность производства.

В соответствии со СП 157.1328500.2014. Свод правил. Правила технологического проектирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, утвержденный приказом Минэнерго России от 23 июня 2014 г. N 360, технологические потери - это безвозвратные потери (уменьшение массы) нефти или нефтепродуктов, обусловленные особенностями технологических процессов переработки нефти, а также их физико-химическими свойствами. Товарный материальный баланс технологической установки или нефтехимического комплекса составляется на их балансовую производительность с учетом технологических потерь.

Технологические потери, рассчитанные при составлении товарных материальных балансов технологической установки, используемой для получения из бензола, параксилола, ортоксилола продукции нефтехимии, являются неотъемлемой частью производства и фактически входят в соответствующие балансы выхода продукции (являются частью продукции).

Указанные нормируемые объемы потерь могут быть приняты к вычету на основании пункта 20 статьи 200 Кодекса с коэффициентом 3,4 при использовании полученного (оприходованного) бензола, параксилола, ортоксилола для производства продукции нефтехимии. При этом потери, превышающие нормативы, не являются неотъемлемой частью производства, и, соответственно, не входят в расчетный товарный материальный баланс технологической установки.

В то же время, исходя из положений подпункта 18 пункта 1 статьи 183 Кодекса и подпунктов 25 - 27 пункта 182 Кодекса исчисление сумм акциза в отношении бензола, параксилола, ортоксилола производится исключительно в случаях совершения операций по их получению или оприходованию лицом, имеющим свидетельство.

Таким образом, в части сверхнормативных потерь, а также нормативных потерь при производстве из указанного сырья иной продукции, отличной от продукции нефтехимии, может применяться вычет в соответствии с пунктом 20 статьи 200 Кодекса, равный 1.

Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС выпустила разъяснения по применению вычетов акциза на бензол, параксилол, ортоксилол, в отношении нормативных и сверхнормативных технологических потерь, возникающих при их использовании в производстве продукции нефтехимии. Указаны коэффициенты.

Какие суммы акцизов принимаются к вычету

«Акцизные вычеты» — это суммы, на которые можно уменьшить акцизы, начисленные по реализованным (или переданным) подакцизным товарам (ПТ).

К налоговым вычетам относятся суммы акцизов, описанные в ст. 200, 201 НК РФ, предусматривающих разные алгори:

  • по уплаченным при покупке ПТ акцизам;
  • по акцизам, уплаченным в связи с операциями по отдельным видам продукции (денатурированный этиловый спирт, прямогонный бензин);
  • при возврате ПТ или их утере;
  • для производителей алкогольной продукции.

О разновидностях ПТ читайте в материале «Что относится к подакцизным товарам — перечень 2015?».

К вычету принимаются акцизы:

  • по фактически уплаченным продавцам ПТ суммам;
  • при полном комплекте подтверждающих документов.

Если подакцизные товары использованы в качестве сырья для производства других ПТ («подакцизное сырье»), для вычета требуется подтверждение фактов:

  • оплаты «подакцизного сырья»;
  • списания стоимости «подакцизного сырья» на затраты по производству проданных ПТ.

Для получения «акцизного вычета» коммерсанту необходимо учесть множество нюансов, например:

Если указанные единицы измерения налоговой базы не совпадают, налоговые вычеты не применяются, а акциз включается в стоимость приобретенного ПТ

Об отдельных нюансах «акцизных вычетов» расскажем в следующих разделах.

Налоговый период по акцизам

Налоговым периодом по акцизам признается только 30 дней одного месяца практически для всех налогоплательщиков. Специальным сроком на оплату акцизного обязательства пользуются компании, работающие по трем категориям продукции:

  • перерабатывающие прямогонный бензин, денатурат и средний дистиллят. Вносят платеж до 25 числа третьего месяца следующего периода налогообложения;
  • реализующие средние дистилляты иностранным фирмам на территории РФ. Срок выплаты до 25 числа шестого месяца, следующего налогового периода;
  • реализующие средние дистилляты за пределами страны иностранным организациям. Также, до 25 числа шестого месяца.

Остальные компании сдают финансовую декларацию и выплачивают акцизные оплаты до 25 числа следующего месяца. Сдав отчет 25 февраля, внести платеж нужно до 25 марта. Процедура повторяется ежемесячно. За несоблюдение сроков налогового периода нарушителя ждут штрафные санкции.

Организации, которые изготавливают крепкие спиртные напитки, платят акциз в два этапа. Сначала за объем сырья, из которого планируют произвести алкоголь. За него выплачивают авансовый акцизный платеж до 15 числа месяца, в котором данные напитки будут проданы. И финальный платеж вносят в бюджет до 25 числа следующего месяца.

Требования для получения вычетов при возврате подакцизных товаров

Если ПТ возвратился продавцу (при расторжении договора и в иных случаях), для получения вычета необходимо выполнить следующие условия:

  • в учете продавца произвести все связанные с возвратом товаров корректировки;
  • акциз по возвращенному ПТ должен быть полностью уплачен продавцом при его реализации;
  • продавец в течение года представил в налоговый орган декларацию и подтверждающие документы (подтвердить требуется факт возврата ПТ и факт возврата покупателю 100% уплаченной им суммы за ПТ).

Описанная схема не применяется, если вернули подакцизную спиртосодержащую и (или) алкогольную продукцию.

Учетные и налоговые тонкости, связанные с реализацией алкоголя и спиртосодержащей продукции, изучайте с помощью подготовленных нашими специалистами материалов:

  • «Спирт для производства косметики, бытовой химии и медицинских товаров хотят обложить акцизами»;
  • «Услуги общепита с продажей алкоголя подпадают под ЕНВД».

Налоговики в своем письме от 06.12.2016 № СД-4-3/[email protected] уточнили следующее:

  • продавец не может заявить «акцизный вычет», если возвращен изготовленный после 01.06.2016 алкогольный продукт;
  • продавец обязан уплатить акциз при повторной продаже возвращенной продукции (акциз по которой был уплачен), при этом право на вычет уплаченного при первоначальной продаже продукции акциза у него отсутствует.

Ставки акцизов

Востребованные у граждан страны товары государство облагает дополнительным налогом. Усиление налоговой нагрузки ведет к росту конечной цены подакцизной продукции. Большими темпами пополняют бюджет дорогие автомобили, крепкий алкоголь, табак и бензин. Акцизные ставки на перечисленные категории продуктов увеличиваются раз в 2-3 года, а по некоторым – ежегодно. Изготовитель каждый год платит за одинаковое изделие большее отчисление в государственный бюджет. Поэтому и рыночная стоимость акцизного товарного ряда растет вместе с налогами.

Ставки акцизов устанавливаются Правительством страны. Принятые ценовые корректировки начинают действие с 1 января следующего года. Обновленные акцизные условия публикуют в 193 статье Налогового Кодекса. Затем бизнесмены и организации ежемесячно отчитываются в налоговый орган о количестве проданных подакцизных изделий. Категории продуктов, попадающих под действие закона, зафиксированы в 181 статье.

В налоговых операциях участвуют три типа налогоплательщиков. Бизнесмены, чье предпринимательство связано с подакцизной продукцией. Фирмы, которые изготавливают или продают акцизный продукт. Люди, участвующие в вывозе и ввозе изделий с акцизом через таможню. Предприниматель, частное лицо и изготовитель платят акцизный сбор по единой налоговой ставке.

Виды ставок акцизов

В налоговом законодательстве действуют тарифы, которые установлены на конкретные категории изделий. По трем типам ставок плательщики рассчитывают налог для уплаты в бюджет. Важно использовать принятые Правительством официальные виды ставок акцизов.

Твердые

Твердые ставки акцизов исчисляются в абсолютной сумме – это точное число в рублях и копейках на единицу продукта. Такая ставка фиксирована и для расчета налога плательщик умножает объем изготовленной за 1 месяц продукции на ставку. Применяется в отношении этилового спирта и алкогольных напитков, нефтепродуктов, сигарет и других товаров.

Бюджетный взнос = Объем продукции * Твердая ставка

Допустим, пивоварня изготовила за месяц 85 литров пива с алкогольностью 4%. Твердая ставка за литр напитка установлена в 21 р. Чтобы узнать стоимость сбора, умножаем 85 литров на 21 рубль. Налоговый платеж составит 1 785 рублей.

Адвалорные

Адвалорные ставки акцизов рассчитываются из процентной доли от стоимости товара. Процентная ставка действует на природный газ. Сбор на газ составляет – 30% от стоимости произведенного объема в месяц. Налогом облагается сумма, из которой вычли расходы на транспортировку газа за пределы РФ и таможенные платежи.

Платеж = Стоимость товара * Адвалорная ставка %

Предположим, цена за 1 кубический метр природного газа 23 рубля, к финансовой сделке подготовлено 25 млн. кубов. Бюджетный платеж по адвалорной ставке составит 30% от произведения 25 млн.* 23 рубля. Отчисление в бюджет по приведенному примеру равно 172 500 000 руб.

Комбинированные

Комбинированные ставки акциза сочетают твердую и адвалорную ставки. Чтобы вычислить бюджетную нагрузку в расчете применяются обе ставки одновременно, их сумма и подлежит уплате государству. Этот тип косвенного налога применяют к табачным изделиям.

Вычет в бюджет = (Объем продукции * Твердая ставка) + (Стоимость товара * Адвалорная ставка %)

Табачный концерн выпустил 3 500 пачек сигарет, в одной пачке 20 штук. Стоимость пачки 120 рублей. Торговая сеть единовременно выкупила полную партию. А концерн вносит за нее акцизные отчисления.

Стоимость партии вышла на 420 тысяч рублей. Количество сигарет 70 тысяч штук. Твердая тарификация в 2021 году на 1 тысячу сигарет равна 1890 р., адвалорная – 14,5%. Бюджетное отчисление = (70 000 * 1890 / 1000) + (420 000 * 14,5%) Налоговая нагрузка за партию составила 193 200 руб.

Таблица ставок акцизов на 2018-2019 год

По каждому виду подакцизных продуктов действует собственная налоговая тарификация. С 1 января 2021 года по ряду продукции произошли изменения. Приводим ставки акцизов на 2021 год. Таблица показывает увеличение тарифа или прежний уровень налоговой нагрузки.

Алкогольная продукция

Государственный сбор на спиртные напитки в 2021 году не отличается от тарифов прошедшего года. Изменения произошли не в ценах, а в способе подсчета алкогольной продукции. До 1 января 2019 налогоплательщики закупали акцизные марки на партию спиртного, теперь государство учитывает каждую бутылку отдельно. Марка в наступившем году приобрела статус отчетного документа.

Наименование спиртного Стоимость в рублях за 1 литр
2018 2019
Алкоголь с содержанием спирта менее 9 % 418
Алкоголь с содержанием спирта выше 9% 523
Вино с защищенным географическим указанием 5
Вина без географического указания 18
Игристое вино с защищенным местом происхождения 14
Игристые вина без защищенного места изготовления 36
Пиво с объемной долей спирта до 0,5% 0
Пиво с долей алкоголя от 0,5 до 8,6% 21
Пиво с долей алкоголя выше 8,6% 39
Медовуха, пуаре, сидр 21

Этиловый спирт

По этиловому спирту тарификация осталась на прежних позициях. Фирмы используют спирт для изготовления продуктов массового потребления без вреда для здоровья. Поэтому цены на сырье не высокие и растут постепенно.

Категория продукции Цена в рублях за литр
2018 2019
Безводный спирт, который продают компаниям производителям парфюма, косметики, бытовой химии. Тем, кто платит авансовый акцизный налог 0
Спирт для компаний, которые не работают с авансовым акцизным платежом 107

Бензин

Поправки в топливном налогообложении в наступившем году коснулись трех категорий горючего. Но тарифы на бензин продолжат рост и в 2021.

Тип горючего Налог в рублях за 1 тонну
2018 2019
Бензин ниже 5 класса 13 100
Бензин 5 класса 11 892 12 314
Дизельное 8 258 8 541
Масла моторные 5 400
Прямогонный бензин 13 100
Бензол, ортоксилол, параксилол 2 800
Керосин авиационный 2 800
Средние дистилляты 8 662 9 241

Сигареты

Государственный сбор на изделия с никотином самый быстрорастущий косвенный налог. Он повышается в среднем на 10% ежегодно и за 5 лет вырос вдвое. Стремительное увеличение рыночной цены на никотин позволяет сделать его менее доступным продуктом для широких слоев населения. Так страна борется с зависимостью людей от сигарет.

Разновидность табачных изделий Платеж в рублях
2018 2019
Нюхательный, жевательный, трубочный, сосательный, кальянный табак 2 772 за 1 кг. 3 050 за 1 кг.
Сигары 188 за 1 шт. 207 за 1 шт.
Сигариты, сигариллы, биди, кретек 2 671 за 1000 шт. 2 938 за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1 718 за 1000 штук + 14,5% розничной стоимости, но не менее 2 335 рублей за 1000 шт. 1 890 за 1000 шт. + 14,5% розничной стоимости, но не менее 2 568 рублей за 1000 шт.
Табак для потребления через нагревание 5 280 за 1 кг. 5 808 за 1 кг.
Электронные устройства для курения 44 за шт. 48 за шт.
Жидкость для курения через электронное устройство 11 за 1 мл. 12 за 1 мл.

Вычет в повышенном размере по прямогонному бензину РФ в 2021 году

Переработчики прямогонного бензина (ПРБ) имеют возможность применения «акцизных вычетов» в увеличенном размере, применив к сумме акциза специальные коэффициенты. Однако получить такие «повышенные» вычеты могут только определенные категории коммерсантов:

  • имеющие свидетельство на переработку ПРБ;
  • совершающие действия, перечисленные в подп. 21, 23, 24 п. 1 ст. 182 НК РФ и (или) изготавливающие из ПРБ: нефтехимическую продукцию, произведенную особым способом (при температуре выше 700 градусов Цельсия или в результате дегидрирования бензиновых фракций);
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • собравшие подтверждающую первичку по списку п. 15 ст. 201 НК РФ (см. схему ниже).

    Вычеты в увеличенном размере применяются не только переработчиками ПРБ — порядок применения повышающих коэффициентов в 2016–2017 годах представлен на рисунке.

    Как повышающие коэффициенты способствуют ускорению списания стоимости имущества — узнайте из материала «Суть и особенности применения ускоренного метода начисления амортизации».

    Вычет превысил начисленный к уплате акциз (схема действий)

    Возможность применения увеличенных вычетов, описанная в предыдущем разделе, может привести к ситуации, когда вычет акциза (ВА) превысит начисленный к уплате акциз (НА).

    В этом случае применяется следующая схема действий:

    Если ВА > НА → (ВА – НА) = ВЗВ,

    где ВЗВ — разница между «акцизным вычетом» и начисленным акцизом, подлежащая возврату, зачету или возмещению.

    ООО «Нефтехимик» — производитель полиэтилентерефталата, имеющий соответствующее свидетельство, — приобрело в ноябре 2021 года 1 528 т исходного сырья. Ставка акциза — 3 000 руб./т. Для расчета своих акцизных обязательств ООО «Нефтехимик» использовало следующий алгоритм:

    • расчет НА при получении (оприходовании) параксилола — 4 584 000 руб. (1 528 т × 3 000 руб./т);
    • подтверждение права на применение повышающих коэффициентов (сбор и представление документов);
    • расчет ВА (повышающий коэффициент К = 2,84) — 13 018 560 руб. (4 584 000 руб. × 2,84);
    • расчет подлежащего возврату (зачету, возмещению) акциза:

    ВЗВ =13 018 560 – 4 584 000 = 8 434 560 руб.

    Чтобы ООО «Нефтехимик» смогло получить эту сумму, ему потребуется:

    • составить и передать налоговикам заявление о возмещении;
    • дождаться решения налоговиков;
    • получить сумму на расчетный счет от территориального фонда Федерального казначейства — поручение от налоговиков должно поступить в казначейство на следующий день после принятия решения по заявлению ООО «Нефтехимик».

    Если по истечении 12 дней после подачи заявления на расчетный счет ООО «Нефтехимик» указанная сумма не поступит, просрочка оплаты увеличит сумму к получению за счет начисленных процентов.

    Как определить ставку рефинансирования, определяя сумму процентов, можно узнать из материала «Как рассчитать проценты за просрочку возврата налога».

    Документ полезен? 0 m n 0

    В целях реализации Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" применять ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, обеспечив учет акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета, в соответствии с кодами вида платежа и кодами бюджетной классификации Российской Федерации согласно приложению.

    Заместитель руководителя
    генерал-лейтенант таможенной службы
    Е.В.Ягодкина


    Приложение
    к письму ФТС России
    от 6 апреля 2020 г. N 01-11/19309

    1 Для целей применения ставок акцизов необходимо руководствоваться наименованием товара и кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), за исключением позиции "средние дистилляты".

    2 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные следующие товары: подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти.

    3 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные следующие товары: лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и (или) включенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные препараты для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    4 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные товары препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости объемом не более 100 мл.

    5 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные следующие товары: спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости.

    К спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 179.2 Налогового кодекса Российской Федерации относится:

    спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно, разливаемая в емкости не более 100 мл;

    спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разливаемая в емкости не более 100 мл;

    спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов исключительно, разливаемая в емкости не более 3 мл.

    6 Согласно Перечню пищевой продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. N 1344 "Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции", к алкогольной продукции не относятся смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, в другом месте не поименованные или не поименное или не включенные, с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно, классифицируемые в товарных подсубпозициях 2206 00 390 1, 2206 00 590 1, 2206 00 890 1, 2206 00 890 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

    7 Согласно пункту 19 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении табака кальянного определяется как масса табачного сырья в табаке кальянном, но не менее 20 процентов массы нетто табака кальянного при условии указания на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья. В случае отсутствия на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья налоговая база определяется как масса нетто табака кальянного.

    8 Курительный табак не облагается акцизами в том случае, если он предназначается для производства сигарет способом, отличным от ручной набивки, и ввозится предприятиями, непосредственно занимающимися производством табачной продукции, для его использования в качестве сырья при ее производстве, либо организациями или физическими лицами, ввозящими данные товары по договорам с вышеуказанными предприятиями.

    Курительный табак, предназначенный для использования в качестве сырья для производства табачной продукции и ввозимый предприятиями - производителями табачной продукции для собственных нужд, освобождается от акциза при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий (учредительных документов, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции).

    В случае, если данный товар ввозится организациями или физическими лицами по договору с организацией - производителем табачной продукции, целевое назначение ввозимого товара как сырья для промышленного производства табачных изделий подтверждается представлением заверенной согласно установленному порядку копии договора между импортером и потребителем товара, извлечений из учредительных документов предприятия - производителя табачной продукции, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции.

    При выпуске курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.

    9 Согласно пункту 1 статьи 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, ввозимых в Российскую Федерацию.

    10 Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации для целей взимания акциза электронными системами доставки никотина признаются электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.

    11 Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации устройствами для нагревания табака признаются электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления.

    12 Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации для целей взимания акциза жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина.

    Перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС приведен для удобства пользования и не является исчерпывающим. Для отнесения товаров к подакцизным следует руководствоваться наименованием (описанием) товаров.

    13 Для целей применения справочника нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в описании товаров при их таможенном декларировании с использованием декларации на товары следует указывать объем товара в соответствии с классификатором единиц измерения, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций", в литрах.

    14 Для целей взимания акциза под легковым автомобилем понимают транспортные средства категорий М 1 , M 1 G, определяемых в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).

    15 Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате:

    перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

    переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

    Бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:

    плотность не менее 650 кг/м 3 и не более 749 кг/м 3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;

    значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.

    не признаются бензиновой фракцией следующие виды фракций:

    фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

    фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

    фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов карбоновых кислот;

    фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

    фракция, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

    фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

    фракция, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;

    фракция, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов.

    16 В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м 3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением:

    прямогонного бензина, циклогексана, конденсата газового стабильного, автомобильного бензина;

    фракции, полученной в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

    фракции, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

    фракции, полученной в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов карбоновых кислот;

    фракции, полученной в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

    фракции, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

    фракции, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

    фракции, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;

    фракции, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов;

    авиационного керосина, дизельного топлива;

    высоковязких продуктов, в том числе моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

    продуктов нефтехимии, получаемых в процессах химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технологической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;

    иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

    Высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба) с одной или несколькими из следующих физико-химических характеристик:

    кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистоксов и более;

    температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия.

    17 С 1 апреля 2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значения показателя плотности которых не превышают 1015 кг/м 3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением:

    авиационного керосина, авиационного керосина марки Джет-А 1;

    высоковязких продуктов, в том числе моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

    продуктов нефтехимии, получаемых в процессах химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технологической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;

    газового конденсата, смеси газового конденсата с нефтью, непосредственно полученных с применением технологических процессов деэтанизации и (или) стабилизации и (или) фракционирования (при условии комбинации процесса фракционирования с процессом деэтанизации и (или) стабилизации);

    битума, асфальта, кокса, технического углерода, серы;

    иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

    В целях настоящей главы высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате применения хотя бы одного из следующих технологических процессов:

    депарафинизация селективными растворителями;

    В целях настоящего подпункта смеси высоковязких продуктов с неподакцизными товарами признаются высоковязкими продуктами.

    При этом такие смеси углеводородов, их смеси с неподакцизными товарами должны соответствовать одной или нескольким из следующих физико-химических характеристик:

    кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистокса и более;

    температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия.

    С 1 апреля 2020 года ставка акциза на средние дистилляты определяется в порядке, установленном пунктом 9.1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации.

    В коде подвидов доходов (14 - 17 разряды кода бюджетной классификации) указывается:

    18 1000 - сумма платежа;

    19 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу.

    Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

    Акцизы в налоговой системе РФ

    Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

    Классификационные признаки акциза:

    • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
    • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
    • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
    • косвенный налог (по методу изъятия);
    • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
    • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

    Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

    Подакцизные и неподакцизные товары

    Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

    • спирты и содержащую их продукцию;
    • напитки, содержащие алкоголь;
    • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
    • легковые авто и мотоциклы;
    • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
    • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
    • параксилол, бензол, ортоксилол.

    Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

    Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

    Облагаемые и необлагаемые операции

    Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

    Основу составляют такие операции, как:

    • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
    • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
    • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
    • ввоз товаров подакцизного характера;
    • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
    • получение бензина прямогонного.

    На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

    Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

    • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
    • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
    • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
    • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

    Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

    На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

    Акциз в цене товара

    При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

    Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

    • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
    • адвалорная, или в процентах от стоимости;
    • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

    Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

    • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
    • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
    • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
    • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

    Формулы расчета акциза:

    • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
    • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

    Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

    Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

    Преимущества и недостатки акцизной системы

    Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

    • стабильно наполнять бюджет;
    • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

    Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

    Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

    Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

    Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

    • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
    • к переходу на производство электромобилей.

    Заключение

    С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

    В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

    Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

    Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

    1883

    (Рейтер) Российские нефтепереработчики намерены продолжить производство и реализацию на внутреннем рынке РФ суррогатного дизтоплива, по-прежнему избегая уплаты акциза на средние дистилляты, несмотря на ужесточение налогового законодательства с 1 апреля, говорят источники в отрасли.

    Лазейкой для небольших и средних независимых НПЗ с простой схемой переработки станут существующие исключения в статье 181 пункт 11 Налогового кодекса, согласно которым не признаются средними дистиллятами смеси, содержащие более 30% ароматических соединений, а также авиационный керосин.

    Между тем правительство уже готовит новые поправки в Налоговый кодекс, которые ставят производителей суррогата перед выбором: продолжать уходить от акциза на средние дистилляты или сохранить субсидию от государства, которая очень поддерживает НПЗ с простой схемой переработки.

    Источники в отрасли оценивают годовой объем рынка суррогатного дизтоплива России от 6 до 8 миллионов тонн.

    С прошлого года и до начала апреля производители суррогатного дизтоплива преимущественно избегали начисления акциза на средние дистилляты, паспортизируя свои продукты как высоковязкие или низкозастывающие (пункт 11 статьи 181 Налогового кодекса).

    Акциз в 2019 году составлял 9.241 рубль за тонну, в первом квартале 2020 года - 9.535 рублей за тонну.

    Согласно редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 апреля этого года, недостаточно просто указать в паспорте параметры застывания, вязкости и температуры вспышки. Теперь, чтобы признать средний дистиллят безакцизным высоковязким и низкозастывающим, требуется доказать применение для его производства специфических технологических процессов: каталитической депарафинизации, гидроизодепарафинизации, депарафинизации селективными растворителями, деасфальтизации пропаном, селективной очистки.

    Такие процессы применяются для производства масел и, как правило, отсутствуют на НПЗ с простой схемой переработки, или мощности таких установок значительно ниже объемов производства средних дистиллятов.

    ДЕМПФЕР В АКЦИЗЕ

    Дополнительным барьером на пути средних дистиллятов к российскому потребителю в новой редакции Налогового кодекса стало формульное определение акциза для средних дистиллятов.

    С 1 апреля по 31 декабря 2020 года акциз определяется как сумма 9.585 рублей за тонну и абсолютного значения демпфирующей надбавки для дизтоплива, если она имеет отрицательное значение, как сейчас.

    Если демпфер для дизтоплива за апрель вычислялся бы по сегодняшним котировкам, он составил бы минус 11.000 рублей за тонну, в этом случае полный акциз для средних дистиллятов достиг 20.500 рублей.

    Неизбежность начисления такого акциза делает поставки на внутренний рынок неинтересными для производителей суррогатного дизтоплива.

    Новый способ ухода от акциза с использованием предусмотренного Налоговым кодексом исключения для смесей, содержащих более 30% ароматики, уже анонсировали отдельные независимые НПЗ с простой схемой переработки.

    Другие НПЗ, реализующие средние дистилляты российским потребителям, пока не определились, и приостановили отпуск топлива, желая изучить опыт коллег.

    По словам нефтепереработчиков, в дизельных фракциях, получаемых из большинства сортов российской нефти, содержание ароматических соединения значительно ниже 30%. Поэтому для того, чтобы честно обойти акциз, потребуется добавить недостающее количество ароматических соединений. Источником таких веществ, по словам специалистов, могут быть: ксилольная фракция, газойли коксования и каткрекинга, смола пиролизная. Однако все эти добавки ухудшат основные параметры дизтоплива, пусть даже суррогатного.

    "В дизеле ароматики 15%-16% в лучшем случае. Можно влить ксилол, смолу пиролизную, например. Но все это испортит продукт. Разве только какой-нибудь трактор может быть не заметит", - считает инженер-технолог одного из российских НПЗ.

    Вместе с тем, полагают источники в отрасли, реальное содержание ароматики доводить до 30% может и не потребоваться.

    "Думаете в низкозастывающих вспышка была 81 градус и застывание минус 35 на самом деле? Сейчас так же будет - только на бумаге 30% (ароматики)", - уверяет трейдер на рынке суррогатов.

    Вместе с тем другие источники на рынке говорят о том, что налоговые органы последнее время стали намного внимательнее проверять обоснованность ухода в безакцизные продукты.

    "Несколько проверок в 19 году было с проведением анализа образцов. Суды были. Всё заканчивалось доначислением огромных сумм по акцизам", - рассказал источник в отрасли.

    По его мнению, долго приписывать обычному суррогатному дизтопливу 30% ароматики для ухода от акциза не получится, так как подготовлены новые поправки в Налоговый кодекс, не позволяющие НПЗ со свидетельством переработчика нефтяного сырья уходить от акциза на средние дистилляты через ароматику.

    "Или все средние с акцизом, или отказывайся от свидетельства, но тогда не получишь субсидию в виде обратного акциза на нефтяное сырье", - пояснил источник.

    Пока возможность продавать средние дистилляты на внутреннем рынке РФ без акциза сохраняется, обеспечивая мини-НПЗ очень хорошую маржу и позволяя им оставаться на плаву, когда более оснащенные НПЗ нефтяных компаний начинают работать в убыток.

    Экспортная альтернатива для средних дистиллятов производства небольших и средних простых НПЗ сегодня, по расчетам трейдеров, ниже 16.000 рублей за тонну, однако на внутреннем рынке топливо продается по 39.000-41.000 рублей за тонну.

    Цены на дизельные фракции таких производств традиционно определяет не экспортная альтернатива, а текущая стоимость товарного дизтоплива Евро-5 ближайших НПЗ, уменьшенная на скидку 1.500-2.000 рублей за тонну.

    Сегодня высокая премиальность внутреннего рынка возникла за счет того, что производители дизтоплива, соответствующего техническому регламенту, поддерживают его стоимость значительно выше экспортной альтернативы, так как вынуждены закладывать в цену продукции помимо акциза еще демпфирующую надбавку , ставшую отрицательной из-за обвала мировых котировок и подлежащую уплате государству.

    Абсолютная величина демпфера для дизтоплива за март превысила 7.000 рублей за тонну, а по текущим котировкам апреля составляет около 11.000 рублей, показали расчеты Рейтер.

    Таким образом, акциз (8.835 рублей за тонну) и демпфер (11.000 рублей за тонну) с учетом НДС составляют сегодня в сумме почти 24.000 рублей в цене товарного дизтоплива, являясь основой заработка изготовителей безакцизного суррогатного дизтоплива.

    По информации источников, некоторые производители в апреле решили не искать новые лазейки в Налоговом кодексе и не оставлять средние дистилляты для внутреннего рынка, направив все апрельские объемы на экспорт и уступив место другим изготовителям суррогатов или товарного дизтоплива.

    Так, по данным источников, Новошахтинский ЗНП уведомил трейдеров о том, что в апреле, после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, не планирует продавать средние дистилляты на внутреннем рынке.

    Эта информация перед началом полевых работ обеспокоила многих потребителей, которые в последние дни марта устремились за топливом на соседние НПЗ - Ильский и Славянск-ЭКО, чтобы сделать запасы на период неопределенности с новыми безакцизными технологиями для суррогатов.

    "С Новошахтинского не будет дизеля в апреле, а колхозникам сейчас уже надо. На Ильский все поехали - там очереди на два дня" - рассказал трейдер.

    В случае потери выгоды от эффекта отрицательного демпфера в перспективе за счет роста мировых цен и ожидаемой корректировки Налогового кодекса, производители прямогонного дизтоплива могут окончательно покинуть внутренний рынок. Товарное подакцизное дизтопливо будет вытеснять безакцизный суррогат на экспорт, занимая его место на внутреннем рынке и принося российской казне дополнительный доход. (редактор Людмила Зараменских)

    Читайте также: