Если машина старше 10 лет какой налог

Опубликовано: 20.09.2024

Транспортный налог на старые машины

По закону, все средства передвижения облагаются налогом – обязательным платежом в государственный бюджет. Уплата предполагается физическими и юридическими лицами. Предусмотрен увеличенный транспортный налог на авто старше 25 лет, так как они несут повышенную угрозу для окружающей среды. Количество выхлопных газов от них существенно превышает нормы, что нарушает нормальную экологическую обстановку. Способ начисления проводится в строго установленном порядке, а величина зависит от ряда факторов, в том числе и региона, где поставлено на учет транспортное средство.

Что собой представляет налог на транспорт

Транспортный налог является строго установленным федеральными законами обязательством, который должны погашать все граждане Российской Федерации, имеющие в собственности самоходную технику и авто. Платить налоги должны не только обычные люди, но также коммерческие предприятия и государственные учреждения, не освобожденные от этого федеральным законом. Сумма определяется налоговым органом на основании предоставленных документов.

Объекты, облагаемые налогом – это легковые авто, мотоциклы, автобусы, грузовой транспорт, яхты, моторные лодки, снегоходы, катера, мотосани и другая техника, прошедшая регистрацию. Не обязаны платить сбор собственники следующих приспособлений:

  • Суда, ходящие по рекам или морям.
  • Весельные лодки или оборудованные мотором до 5 л.с.
  • Тракторы и комбайны, задействованные в с/х целях.
  • Воздушный транспорт, принадлежащий медицинским учреждениям и службам.
  • Установки на плаву, используемые для бурения шельфа.

Нет необходимости платить транспортный налог государственным органам исполнительной власти, у которых на балансе есть автомобили. Освобождаются от регулярного внесения средств физические лица и организации, обладающие машинами, числящимися в розыске, при условии предоставления документов, подтверждающих факт угона.

Правила начисления налога

Регулирует размер, временной промежуток для внесения средств, порядок и льготную категорию граждан законодательство, а именно Налоговый кодекс РФ. Вносятся деньги плательщиком по месту нахождения транспорта в сроки, установленные нормативными актами субъекта России. В процессе подсчета используется специальная формула, которая выглядит следующим образом:

  1. Для обычных граждан (физлица). Ставка налога х Налоговая база х (Количество месяцев владения/12) х Повышающий коэффициент = Размер налога
  2. Для юридических лиц. ¼ Налоговой базы х Налоговая ставка = Транспортный налог

Что влияет на сумму налога на автомобиль

У юрлиц способ расчета немного другой, так как они регулярно на протяжении всего года вносят авансовые платежи, которые в итоге вычитаются из полученной суммы. Подсчеты проводятся каждый налоговый период.

Влияют на тарифную ставку такие показатели, как мощность мотора, данные техосмотра, регион и длительность эксплуатации транспортного средства. Нормы экологического права предусматривают повышение обязательного сбора с владельцев личных авто, если возраст их «железного коня» больше 10 лет.

Если транспорт был модернизирован, переоборудован и урон окружающей среды от этого снизился, то об этом, для снижения налога, необходимо сообщить в Госавтоинспекцию.

Важно знать! Следует помнить, что неполучение квитанции не является основанием для неоплаты обязательного сбора. Поэтому если документ потерялся на почте, надо обратиться в уполномоченный орган для уточнения суммы. В противном случае будет начисляться пеня.

Интересная информация! Транспортный налог существовал не всегда, его ввели только в 2013 году. Расходуется он преимущественно на защиту экологии от вредных выбросов в атмосферу и ремонт дорог. Возмещение вреда окружающей среде также компенсируется через дорожные сборы, акциз на производство авто и бензин.

Особенности «возрастных надбавок»

Транспортный налог на авто старше 20 лет обычно на порядок выше, чем на аналогичные, но более «молодые» машины. Это объясняется наличием «возрастного коэффициента», который учитывается при подсчете. Начинают они действовать в следующих случаях:

Возраст авто (лет)Доп. ставка
1-3в 0,5 раза
5-10в 1,75 раза
10-15в 2 раза
Больше 15в 3 раза

Транспортный налог на старые автомобили 2021 году, если их возраст составляет больше 15 лет, увеличивается троекратно из-за того, что они абсолютно не соответствуют экологическим нормам. В то время как машины 10-15 лет лишь частично удовлетворяют установленным положениям. Во внимание также принимается мощность мотора, так как ставки для 230 л.с и для 255 л.с будут отличаться.

Размер налога на машину

Важно знать! Юридическое лицо самостоятельно рассчитывает обязательный платеж (используя специальный калькулятор-онлайн), в то время как для физических лиц налоговая организация сама определяет, сколько платить налог, если машине больше 10 лет. Поэтому они вносят оплату по квитанции, сформированной фискальным органом и направленной по месту регистрации. В ней указаны личные данные и реквизиты получателя.

Оплата официальных взносов в казну осуществляется в национальной валюте страны, то есть рублях. Это обязательное требование закона и положений Налогового кодекса. Это касается не только «дорожного» сбора, но и всех других аналогичных платежей.

Размеры коэффициентов

Налог на старые автомобили в России составляет существенную прибавку в регионах страны, так как гражданами эксплуатируются, в большинстве случаев, авто старше 10 лет. Как уже было сказано, на расчет суммы влияет ряд факторов, ключевыми из которых является объем двигателя, его возраст и стоимость. Выделяют следующие разновидности коэффициентов:

КоэффициентСтоимость авто (млн)Возраст (лет)
k13-52-3
k33-51-2
k53-5От 1
k25-10До 5
k310-15До 10
k3Больше 15До 20

Расчет сбора на машину

Некоторые ошибочно предполагают, что транспортный налог на авто старше 10 лет уменьшается в два раза, но это весьма распространенное заблуждение. С увеличением пробега машины, обязательный сбор также постепенно возрастает. Но если есть предположение, что налоговая служба провела неправильные расчеты и в отправленном уведомлении указана завышенная сумма, оспорить ее можно. Для этого необходимо обратиться лично в ближайшее отделение, предоставив оплаченную квитанцию и документы, подтверждающие снятие с учета авто или доказательство права на льготу. В этом случае налог на машину старше 10 лет может быть отменен или уменьшится.

Важно знать! Даже если автомобиль был в собственности всего один день, заплатить владельцу предстоит за полный месяц. В этом случае начисление не считается ошибочным.

Особенности налогообложения на старые авто

Приобретая подержанную машину, новому собственнику необходимо быть готовому к постоянным расходам, в том числе и к повышенному обязательному сбору в налоговую службу. Этот налог является компенсацией за износ дорог и причинение вреда экологии. И хотя постоянно рассматривается вопрос о его отмене, это не значит, что водителям не будут предложена альтернатива. Потери бюджета от такого решения возместятся за счет повышенного акцизного сбора на топливо.

Обязательный сбор в отношении авто старше 25 лет

Транспортный налог на старые автомобили, которым уже более 25 лет, не потребуется платить в Воронеже, Мурманске, Твери, Ингушетии и Санкт-Петербурге. А вот в Москве во внимание принимается в первую очередь мощность мотора, и подсчеты проводятся по общим правилам. Поэтому в отношении ретро решающим фактором зачастую является регион регистрации.

Право не платить обязательный сбор на авто старше 25 лет в государственную казну у юридических лиц есть только в Кабардино-Балкарии. Подоходный налог при продаже таких транспортных средств рассчитывается по общим правилам.

Налог с продажи старых машин

Законодательство нашей страны не освобождает от оплаты налога на машину старше 10 лет владельцев, которые решили их продать. Даже если они были в собственности несколько лет, внести обязательный сбор в казну все равно придется. Для этого налоговому органу необходимо предоставить информацию о первоначальной стоимости и цене при продаже. Потребуется внести 13% от полученного дохода. Узнать больше о процедуре можно на официальном сайте фискального органа.

Исключением из правила считается момент, когда авто продается дешевле, чем было приобретено. Иными словами, покупатель не должен получить со сделки никакого дохода. В этой ситуации платить налог не требуется. Но не стоит таким образом снижать ставку, так как указание ложной информации в официальном документе и предоставление этих данных в госорганы, влекут за собой серьезные неприятности.

Сегодня владельцы старых автомобилей оплачивают такие же налоги за продажу, как и собственники нового транспорта. Но разрабатывается законопроект, который может вовсе запретить реализацию подержанных авто из рук в руки. Дело в том, что таким образом многие продавцы уклоняются от оплаты налога. Нововведение же позволит вывести из тени рынок, урегулировать его. Опыт будет перениматься у Японии, где существуют специальные площадки-аукционы, предназначенные для такого транспорта. Прямая продажа там запрещена, только через официальных дилеров. Побеждает тот покупатель, который предложит лучшую цену, а так как она будет известна фискальному органу, то избежать оплаты налога не получится.

Налоговые льготы

Транспортный налог на автомобиль старше 10 лет могут не платить владельцы определенных машин. Льгота регулируется фискальным законодательством, субсидии выделяются из регионального или федерального бюджета для некоторых категорий граждан:

Категории граждан освобожденных от налога

  1. Участники Великой Отечественной воны и других военных действий.
  2. Граждане с присвоенным званием «Герой России» или Советского союза.
  3. Инвалиды или ветераны ВОВ, военные пенсионеры.
  4. Родители или другие законные представители (опекуны или попечители) ребенка с инвалидностью.
  5. Ликвидаторы последствий на ЧАЭС и другие приравненные к ним категории граждан.
  6. Инвалиды 1 и 2 группы.
  7. Многодетные семьи с детьми до 18 лет (только одно транспортное средство).

Власти регионов вправе ввести дополнительные субсидии на местах, поэтому сборы в разных субъектах Российской Федерации отличаются. И если льгота распространялась на определенную категорию граждан в одной области, совсем не обязательно, что расчет в другой будет идентичным.

В случае с социально незащищенными гражданами, от налога освобождаются авто, приобретенные за счет органов опеки и после получения удостоверения инвалида. 3 группа не претендует, так как люди, которые могут самостоятельно о себе позаботиться, являются полностью дееспособными.

Сумма транспортного налога на старые авто не установлена четко, так как подсчитывается индивидуально. Во внимание принимается целый ряд факторов, в том числе мощность двигателя, региона регистрации, наличие или отсутствие льгот у собственника. Для физических лиц подсчеты проводит налоговая инспекция, и оплата производится по составленным квитанциям.

Транспортный налог на старые автомобили

Транспортный налог на авто старше 25 лет в 2021 году распространяется только на дорогостоящие средства передвижения, однако указанная новелла может затронуть каждого любителя раритетного транспорта, поскольку подобные агрегаты неблагоприятно влияют на экологическую обстановку в стране и нарушают нормы соответствующей отрасли права.

Порядок исчисления транспортного налога

Владение автомобилем обязывает собственника уплачивать в региональную казну сбор, именуемый транспортным налогом. Под указанное правило попадают как юридические, так и физические лица.

При исчислении величины транспортной пошлины применяют специальные тарифные ставки, которые варьируются в зависимости от следующих показателей:

  1. Мощность двигателя;
  2. Длительность эксплуатации в отчетном периоде;
  3. Региональные повышающие/понижающие коэффициенты (если принят локальный нормативный акт).

Действующие на территории РФ нормы экологического права провоцируют налоговое законодательство предусматривать повышающие коэффициенты для собственников транспортных средств, чей автомобиль находится в эксплуатации более 10 лет.

На стадии рассмотрения находится законопроект, по которому планируется увеличить налог на авто старше 10 лет. Однако первые шаги по описываемому направлению уже совершены и транспортное бремя увеличилось для собственников дорогостоящих автомобилей, цена которых не менее 3 млн. рублей. Расчет сбора в рамках нового правового поля происходит на основе следующих показателей:

  • Возраст агрегата;
  • Уровень экологичности.

Чем старше и дороже транспортное средство, тем большее бремя ложится на плечи собственника агрегата. Например, если машине больше 25 лет, налог за использование такого агрегата будет ориентирован на данные технического осмотра и соответствие экологическим нормам.

Особенности

  1. Использование старого автомобиля стоимостью 10 млн. рублей и больше способно увеличить транспортный сбор троекратно;
  2. Если автомобиль подвергается переоборудованию, доработке, в результате чего, наносимый от его эксплуатации урон экологии может стать меньше, то о подобных манипуляциях следует своевременно уведомить ГИБДД по месту регистрации ТС;
  3. Внесение сбора физическим лицом за любое транспортное средство, вне зависимости от года выпуска агрегата, осуществляется на основании квитанции, сформированной фискальным органом, а отсутствие (не получение) такого документа не снимает обязанности перед ФНС.

Размеры коэффициентов

Размеры коэффициентов транспортного налога
Основное количество транспортных средств, проезжающих по российским дорогам, находятся в эксплуатации не один десяток лет, ввиду чего применение повышающего коэффициента сулит значительные прибавки к объемам региональных бюджетов.

Новелла транспортного налогообложения предусматривает повышение сбора не только в отношении старых, но и новых автомобилей, в частности (объектами обусловленной налоговой ставки становятся только дорогостоящие ТС):

  • На 0,5 - если автомобиль находится в эксплуатации от 1 до 3 лет;
  • На 1,75 – эксплуатация от 5 до 10 лет;
  • В 2 раза – автомобиль используется не менее 10 и не более 15 лет;
  • В 3 раза – автомобилю более 15 лет.

Не стоит забывать, что на итоговый размер пошлины будет влиять не только год выпуска, но и мощность двигателя, поэтому транспортные средства, запущенные в эксплуатацию в один и тот же период, но с разными единицами мощности мотора, будут оценены сотрудниками налоговой в разных эквивалентах.

Уплата ТН физическими и юридическими лицами

Уплата транспортного налога физическими и юридическими лицами
Согласно регламенту налогового законодательства, владельцы автомобилей, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму сбора на основании квитанции, сформированной фискальным органом. Указанная категория налогоплательщиков освобождена от необходимости самостоятельно подсчитывать издержки по транспортному бремени и отражать ее в декларации.

Представители налоговой службы направляют в адрес налогоплательщика (не позднее чем за 1 месяц) квитанцию, отражающую:

  1. Сумму сбора;
  2. Реквизиты получателя;
  3. Тарифы, применяемые при исчислении;
  4. Технические характеристики агрегата.

Если налогоплательщик имеет авторизированную учетную запись на официальном сайте ФНС, о сроках и величине налога он будет уведомлен не менее чем за 90 дней.

Владение автомобилем, пребывающем в эксплуатации от 10 лет никак не влияет на порядок уведомления собственника о предстоящих издержках за указанное движимое имущество.

Юридические лица, в отличие от физических, обязаны самостоятельно исчислять сумму транспортного сбора и отражать получившиеся данные в специальном отчете (декларации).

Продажа старого автомобиля

Закон обязывает каждого собственника автомобиля, владевшего агрегатом менее 3 лет, уплатить в пользу государства подоходный налог с выручки от его реализации. Это правило затрагивает также и старые машины.

В случае, если минимальный срок владения обусловленным движимым имуществом соблюден, налог с продажи автомобиля отменяется.

транспортный налог на старые автомобили

Старые автомобили не проходят тесты на экологические нормы. Это дает возможность применить повышающий коэффициент. Однако, его внедрение зависит лишь от областной политики. Большинство регионов отказались от использования подобных мер. Лишь в некоторых были разработаны льготы.

Какова сумма налога на авто старше 25 лет

Транспортный налог на машину старше 25 лет рассчитывается по стандартной методике.

Итоговая сумма зависит от:

  • Стоимости;
  • Мощности двигателя;
  • Наличия возрастного коэффициента;
  • Региональной ставки

Средства от уплаты налога идут в региональный бюджет. Именно поэтому, сумма во многом зависит от областной политики. Правительство региона самостоятельно утверждает коэффициенты, от которых будет напрямую зависеть размер сбора.

Для автомобиля с возрастом старше 25 лет, возможно внедрение повышающего коэффициента при расчете налога. Значение может варьироваться в пределах от 1,5 до 3.

Внедрение повышающего коэффициента может быть связано не только с нанесением вреда экологии. Большинство таких авто обладают небольшой мощностью, поэтому сумма сбора для них минимальна. За счет внедрения нового коэффициента, возможно ее повышение в два-три раза, что положительно скажется на региональном бюджете.



Владельцев автомобилей старше 10 лет освободят от транспортного налога

Собственников машин, чей возраст превышает десять лет, а рыночная стоимость составляет не более одного миллиона рублей, предлагают освободить от уплаты транспортного налога. Соответствующее предложение уже направлено министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову.

Депутат также выступает за внесение изменений в систему расчёта транспортного налога. Он считает несправедливым учёт мощности двигателей машин (чем выше отдача мотора, тем больше платит государству собственник). Он пояснил, что две машины с двигателями одинаковой мощности, но разных лет выпуска отличаются по стоимости. Судя по его словам, именно рыночная стоимость авто должна ложиться в основу расчёта транспортного налога.

Рекомендуем прочесть: Норма потребления воды на человека по счетчику в городе балашиха



Освобождение от оплаты налога на машину старше 25 лет

В России лишь малая часть регионов предоставляет льготы на транспортный налог владельцам старых автомобилей возрастом старше 25 лет:

  • Воронежская область – 100% освобождение от уплаты налога. Условие – мощность автомобиля не превышает 110 л.с.
  • СПБ – освобождаются от уплаты сбора отечественные авто, выпущенные до 1990 года, с мощностью до 80 л.с.
  • Ингушетия – сбор не оплачивают владельцы авто, выпущенных до 1994 года, мощностью до 90 л.с.
  • Хабаровский край – освобождаются от выплаты налога владельцы автомобилей, полученных в качестве меры поощрения. Условие – дата выпуска до 1991 года.

Узнать наличие льготы на транспортный сбор можно посетив налоговую службу. Сотрудники организации расскажут о возможности оформления преференции, либо разъяснят нюансы начисления повышенной суммы выплат.

Наши юристы ответят на ваш вопрос! Для принятия решения в вашей конкретной ситуации обратитесь, пожалуйста, к специалисту через форму онлайн-консультанта либо по телефонам:

Москва и область: +7(499) 577-00-25 доб. 691 Санкт-Петербург: +7(812) 425-66-30 доб. 691 Все регионы РФ: 8(800) 350-84-13 доб. 691 Это быстро, бесплатно и конфиденциально!

Отмена Транспортного Налога В 2020 Году Для Машин Старше 10 Лет

В пересчете на одного жителя больше всего платят в казну транспортный налог жители Камчатского края и Москвы, а меньше всего — Ингушетии, Чечни и Дагестана. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой группы «Финэкспертиза» в своем исследовании, с которым ознакомились «Известия».

Рекомендуем прочесть: Оформление дарственной на автомобиль

Депутаты считают, что в связи с падением доходов российских граждан, последние вынуждены приобретать больше подержанные авто. Поэтому законодатели стремятся поддержать тех людей, которые не имеют возможностей для приобретения нового отечественного авто. По мнению депутатов, если власти не обложат налогами наиболее уязвимую часть населения, то ее положение значительно улучшится.

Транспортный налог на старые автомобили

Транспортный налог на авто старше 25 лет в 2020 году распространяется только на дорогостоящие средства передвижения, однако указанная новелла может затронуть каждого любителя раритетного транспорта, поскольку подобные агрегаты неблагоприятно влияют на экологическую обстановку в стране и нарушают нормы соответствующей отрасли права.

Порядок исчисления транспортного налога

Владение автомобилем обязывает собственника уплачивать в региональную казну сбор, именуемый транспортным налогом. Под указанное правило попадают как юридические, так и физические лица.

При исчислении величины транспортной пошлины применяют специальные тарифные ставки, которые варьируются в зависимости от следующих показателей:

  1. Мощность двигателя;
  2. Длительность эксплуатации в отчетном периоде;
  3. Региональные повышающие/понижающие коэффициенты (если принят локальный нормативный акт).

Действующие на территории РФ нормы экологического права провоцируют налоговое законодательство предусматривать повышающие коэффициенты для собственников транспортных средств, чей автомобиль находится в эксплуатации более 10 лет.

На стадии рассмотрения находится законопроект, по которому планируется увеличить налог на авто старше 10 лет. Однако первые шаги по описываемому направлению уже совершены и транспортное бремя увеличилось для собственников дорогостоящих автомобилей, цена которых не менее 3 млн. рублей. Расчет сбора в рамках нового правового поля происходит на основе следующих показателей:

  • Возраст агрегата;
  • Уровень экологичности.

Чем старше и дороже транспортное средство, тем большее бремя ложится на плечи собственника агрегата. Например, если машине больше 25 лет, налог за использование такого агрегата будет ориентирован на данные технического осмотра и соответствие экологическим нормам.

Особенности

  1. Использование старого автомобиля стоимостью 10 млн.
    рублей и больше способно увеличить транспортный сбор троекратно;
  2. Если автомобиль подвергается переоборудованию, доработке, в результате чего, наносимый от его эксплуатации урон экологии может стать меньше, то о подобных манипуляциях следует своевременно уведомить ГИБДД по месту регистрации ТС;
  3. Внесение сбора физическим лицом за любое транспортное средство, вне зависимости от года выпуска агрегата, осуществляется на основании квитанции, сформированной фискальным органом, а отсутствие (не получение) такого документа не снимает обязанности перед ФНС.

Размеры коэффициентов

Основное количество транспортных средств, проезжающих по российским дорогам, находятся в эксплуатации не один десяток лет, ввиду чего применение повышающего коэффициента сулит значительные прибавки к объемам региональных бюджетов.

Новелла транспортного налогообложения предусматривает повышение сбора не только в отношении старых, но и новых автомобилей, в частности (объектами обусловленной налоговой ставки становятся только дорогостоящие ТС):

  • На 0,5 — если автомобиль находится в эксплуатации от 1 до 3 лет;
  • На 1,75 – эксплуатация от 5 до 10 лет;
  • В 2 раза – автомобиль используется не менее 10 и не более 15 лет;
  • В 3 раза – автомобилю более 15 лет.

Не стоит забывать, что на итоговый размер пошлины будет влиять не только год выпуска, но и мощность двигателя, поэтому транспортные средства, запущенные в эксплуатацию в один и тот же период, но с разными единицами мощности мотора, будут оценены сотрудниками налоговой в разных эквивалентах.

Уплата ТН физическими и юридическими лицами

Согласно регламенту налогового законодательства, владельцы автомобилей, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму сбора на основании квитанции, сформированной фискальным органом. Указанная категория налогоплательщиков освобождена от необходимости самостоятельно подсчитывать издержки по транспортному бремени и отражать ее в декларации.

Представители налоговой службы направляют в адрес налогоплательщика (не позднее чем за 1 месяц) квитанцию, отражающую:

  1. Сумму сбора;
  2. Реквизиты получателя;
  3. Тарифы, применяемые при исчислении;
  4. Технические характеристики агрегата.

Если налогоплательщик имеет авторизированную учетную запись на официальном сайте ФНС, о сроках и величине налога он будет уведомлен не менее чем за 90 дней.

Владение автомобилем, пребывающем в эксплуатации от 10 лет никак не влияет на порядок уведомления собственника о предстоящих издержках за указанное движимое имущество.

Юридические лица, в отличие от физических, обязаны самостоятельно исчислять сумму транспортного сбора и отражать получившиеся данные в специальном отчете (декларации).

Продажа старого автомобиля

Закон обязывает каждого собственника автомобиля, владевшего агрегатом менее 3 лет, уплатить в пользу государства подоходный налог с выручки от его реализации. Это правило затрагивает также и старые машины.

В случае, если минимальный срок владения обусловленным движимым имуществом соблюден, налог с продажи автомобиля отменяется.

Налог на старые авто будет увеличен

Так Минфин и Минпромторг решили подойти к решению этой проблемы с точки зрения налогообложения. Ведь отравлять воздух над просторами нашей Родины выхлопными газами и увеличивать аварийность на дорогах из-за неисправности транспортных средств опасно. Поэтому то сегодня на рассмотрение и вынесен вопрос о преобразовании транспортного налога в экологический: возможно в скором времени владельцы старых авто будет платить за свое движимое имущество не из расчета мощности двигателя, а с учетом возраста и экологического класса авто.

Однако такой вариант действий вполне может оставить малообеспеченные семьи без собственного авто вовсе: не все смогут поменять представителей старого отечественного автопрома на современные иномарки.

Целесообразности нового экологического налога разбиралась «Российская газета», посвятив своим открытиям целую статью.

20 лет – пенсионный возраст

В разговоре с Григорием Биргом, аналитиком российского автопрома, «Российская газета» подробно затронула вопрос возраста среднестатистического автомобиля в стране.

Так одним из основных вопросов стала идея о введении экологического налога: насколько разумна эта мысль в отношении отечественных машин, которые имеют существенно низкий класс экологичности в сравнении с современными представителями других стран.

Однако господин Бирг подробно прокомментировал задумку правительства, которое стремится сделать ставку на улучшение качества выпускаемого в стране топлива к 2020 году (переход на стандарт Евро-5) и, соответственно, повышение класса экологичности выпускаемых в России машин.

Будет ли налог на гибриды?

На вопрос, связанный с налогообложением гибридных автомобилей, Бирг сообщил, что введение экологического налога на данный момент является всего лишь законопроектом. И детали будущего закона в мельчайших подробностях пока еще не проработаны, хотя вероятнее всего владельцы гибридов также будут платить налог, но по минимально возможной ставке.

Каков возраст эксплуатируемых авто в России?

В разговоре с Григорием Биргом представители «РГ» уточнили, как быть с машинами, возраст которых позволял бы сослать технику на заслуженную «пенсию». На что аналитик отечественного автопрома отметил, что действительно, сейчас более половины авто на дорогах России представляют собой машины возрастом более 10 лет. При этом, если говорить об автобусах, то это процент существенно выше.

Однако выводить из оборота сегодня планируется лишь автотехнику с дизельными двигателями, срок эксплуатации которой превысил 20 лет – такие машине не только небезопасны, но и вредны с экологической точки зрения.

Что получат региональные дорожные фонды от замены транспортного налога на экологический?

И транспортный, и экологический налоги относятся к группе региональных, т.е. все средства, перечисляемые налогоплательщиками в рамках госпошлин должны полностью уходить в бюджеты субъектов.

Поэтому со слов Дмитрия Ширяева, руководителя направления судебной и налоговой практики аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз», замена одного налога другим будет проведена с целью увеличения объемов наполнения местных бюджетов.

Однако окончательно говорить об этом можно будет лишь тогда, когда будут утверждены такие параметры экологического налога, как:

  • объект налогооложения,
  • налоговая база,
  • ставка налога.

При этом для поддержки регионов со слов Ширяева достаточно было бы всего лишь перераспределить часть федеральных налогов еще на стадии их уплаты.

Насколько справедлив будет новый налог?

На данный момент ситуация в России складывается таким образом, что транспортный налог позволят взимать большую сумму денег с тех, кто владеет более мощными, а, значит, и более дорогими машинами. Однако при замене транспортного налога на экологический дорогостоящие авто будут обходиться их владельцам намного дешевле, нежели старые подержанные иномарки или представители советского автопрома.

Эту ситуацию господин Ширяев прокомментировал, сделав акцент на своем более раннем высказывании о том, что задача налогообложения – это не приход к справедливости и равенству, а всего лишь способ более выгодного и полного наполнения гос.казны.

Чуть иную позицию в этом вопросе занял управляющий партнер группы юридических и аудиторских Ольга Пономарева. Она отметила, что экологический налог – это мера улучшения экологического состояния городов России, а не способ взимать с автомобилистов большие суммы денежных средств. Так по ее мнению, ставка налога вряд ил будет существенно отличаться от транспортного. Изменению подвергнутся лишь принципы взимания госпошлины.

В какой форме лучше ввести налог?

На этот вопрос Дмитрий Ширяев предложил ввести акцизы на транспортные средства и топливо, не относящиеся к низкому экологическому классу. Такая мера позволила бы поддержать производителей высококачественных бензинов, а также тех покупателей авто, чей интерес прикован сегодня к гибридам.

Ольга Пономарева, также предложила обратиться к опыту европейских стран, где вопросы экологии изучаются достаточно давно. Она, как и господин Ширяев, предложила поддержку высококлассному топливу Евро-3 и Евро-4, а также автовладельцам экологичных авто.

Как ускорить обновление российского автопарка?

По мнению Ширяева, решением данного вопроса могут стать неналоговые меры «давления» на автовладельцев, как то:

  • Ужесточение правил техосмотра (с возможностью запрета эксплуатации старых авто),
  • Повышение стоимости полиса ОСАГО,
  • Выделение стары авто в специальную категорию.

Однако такие меры будут восприняты достаточно критично, ведь их нельзя назвать более лояльными, нежели введение экологического налога.

Ольга Пономарева, напротив, считает, что лишь новый налог поможет избавить дороги России от «древних» авто и улучшить состояние атмосферы и окружающей среды в городах и по стране в целом.

У каких стран нам стоит поучиться?

Ярким примером удачной политики по борьбе с «вредным» транспортом может служить налогообложение в Германии или во Франции. В этих государствах владельцы авто платят не только за количество лошадей под капотом машины, но и за объем выделяемого в атмосферу углекислого газа на один километр пути.

Подобная мера, по мнению госпожи Пономаревой, могла бы стать отличным вариантом революции в российском «автопарке». Тем более, что основу программы нам не придется разрабатывать с нуля, а лишь позаимствовать у западных соседей лучшее и применять это на нашей практике.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Минпромторг по поручению правительства готовит предложения по увеличению ставок транспортного налога для легкового и коммерческого транспорта. Инициатива должна коснуться автомобилей экологических классов Евро-1, 2 и 3, которые выпускались до 2008 года.

Сейчас ставки транспортного налога рассчитываются двумя способами. Закон устанавливает базовые величины, а региональные власти пользуются дифференцированными коэффициентами для увеличения суммы сборов в отношении каждой категории автомобилей. Размеры налога в целом рассчитываются исходя из мощности двигателя и пока никак не касаются возраста и экологического класса транспортных средств. Однако, по данным ИД «Коммерсант», ссылающегося на источник в Минтрансе, с 2021 года может быть введен иной порядок расчетов. Для старых грузовиков, производящихся до введения стандарта Евро-3, могут назначить новый повышающий коэффициент, который призван ограничить их использование и стимулировать перевозчиков приобретать современную технику взамен изношенной.



Какие старые машины попадут в чёрный список в России? Подробнее

Как рассчитывается транспортный налог на автомобиль старше 10 лет

Общие правила начисления налога закреплены в (гл. 28). Согласно пп.1 п.1 ст.359 НК база налога определяется по мощности двигателя автомобиля (в л.с.). Конкретная ставка устанавливается в расчете на 1 л.с. (п.1 ст.361 НК). Общая формула расчета выглядит следующим образом: ставка × количество л.с. × число месяцев владения в году/12.

В определенных случаях в эту формулу добавляются повышающие коэффициенты. Они применяются к легковым автомобилям дороже 3 млн. руб., список которых составляет и ежегодно обновляет Минпромторг. Перечни на текущий и прошлый годы можно найти на сайте министерства или скачать на нашем сайте (ссылки на 2018 г. и на 2020 г.).

Важно!

Размер коэффициента зависит не только от модели автомобиля и его стоимости, но и от года выпуска. Определяют возраст машины, считая с года выпуска.


Как видно из данных таблицы, повышающий коэффициент по транспортному налогу на авто старше 10 или 15 лет применяется только в случае, если средняя стоимость этого автомобиля превышает 15 млн. руб. и он входит в список Минпромторга. На практике согласно действующим спискам коэффициенты используются только для автомобилей не старше 5 лет.

Вывод!

В отчетных периодах 2020 и 2020 гг. при начислении налога на автомобиль старше 5 лет повышающий коэффициент не применяется.





Владельцев автомобилей старше 10 лет освободят от транспортного налога
Вся правда о налоге на старые автомобили
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов. Фото: Егор Алеев/ТАСС


Размер налога на машину

Какое количество автомобилей может затронуть нововведение?

Экологический класс Евро-3 был введен в России с января 2008 года. Он запрещает изготовление и ввоз техники, не удовлетворяющей установленным экологическим требованиям. С тех пор был прекращен выпуск карбюраторных бензиновых двигателей и дизелей для грузовиков и легковых машин, и на конвейер встали новые конструкции силовых агрегатов на основе технологий электронного впрыска. Однако ограничений на эксплуатацию старых машин тогда не вводилось. Сейчас по истечении 12 лет эта техника уже серьезно изношена и, как утверждается, представляет угрозу не только экологии, но и для других участников движения.

По данным ГИБДД на данный момент в России зарегистрировано порядка 6,5 млн единиц коммерческой техники и крупнотоннажных грузовиков. К классу Евро-0 относят 397,2 тыс., к Евро-1 ― 89 тыс., к Евро-2 ― 576,8 тыс. А неучтенных никакими стандартами грузовиков по дорогам России ездит порядка 2,5 млн штук. К классу Евро-3 приписано около 1 млн машин. Тем самым инициатива Минтранса может затронуть более 2/3 всего коммерческого парка страны.

На данный момент неизвестно, насколько повысится базовая ставка для таких категорий коммерческих автомобилей. Все цифры будут оглашены после консультаций с Минтрансом и перед представлением законопроекта в правительство.

Как проверить ставки и льготы

Согласно транспортный налог относится к региональным. Это дает право властям субъектов РФ самостоятельно вводить региональные льготы и устанавливать ставки. Их размер может зависеть от разных факторов, в том числе:

  • категории ТС;
  • возраста автомобиля;
  • экологического класса и др.

На сайте ФНС размещен специальный справочник, в котором собраны условия применения транспортного налога в конкретном регионе.

Как им пользоваться:

  1. Выбрать вид налога, отчетный период и регион.


  1. Раскрыть подробности появившегося закона. Если актов два, нужно проверить оба.


  1. В открывшейся таблице посмотреть ставки, действующие для ТС с нужной категорией и мощностью двигателя.


  1. Во вкладе с региональными льготами проверить, есть ли в регионе льготы при начислении налога на автомобиль свыше 10 лет и каковы условия их предоставления.


Так, в Воронежской обл. транспортный налог не платится, если машине больше 25 лет и мощность ее двигателя не превышает 100 л.с.


Согласно информации онлайн-справочника регионы вводят льготы в отношении подержанных автомобилей, руководствуясь различными критериями. Среди них:

  • возраст ТС;
  • год выпуска;
  • страна производства;
  • марка;
  • категория владельца;
  • мощность двигателя и т.д.

Некоторые региональные льготы (на отчетный период 2020 г.):

  1. В Тульской обл. не взимается налог на раритетные автомобили возрастом 50 лет и старше.
  2. В Новгородской обл. для налогоплательщиков-инвалидов отменен налог на грузовые автомобили 1994 года и старше мощностью до 100 л.с., если они изготовлены на базе легковушек отечественных марок (ГАЗ, УАЗ, ВАЗ, ИЖ, «Москвич»).
  3. Жители Мурманской обл. не платят налог на легковые авто старше 30 лет с мощностью не больше 100 л.с.

Важно!

Рассчитать сумма налога за конкретный год с учетом региональных льгот можно в налоговом калькуляторе ФНС.

Пример 1

У Леонида из Твери легковой ВАЗ 2007 г.в. Двигатель 81 л.с. При ставке 10 руб./л.с. Леонид за 2020 г. заплатит не 810 руб., а только 405 руб. На его отечественный автомобиль старше 10 лет налог рассчитывается с льготой 50%.


Пример 2

У Ольги из Ленинградской обл. отечественная легковушка 1998 г.в. (73 л.с.). В регионе от налогообложения полностью освобождены советские легковые ТС до 80 л.с., которые были выпущены не позднее 1990 г. Хотя машине Ольги 20 лет, транспортный налог нужно платить полностью, ведь автомобиль выпущен позднее 1990 г. Ставка на 2018 г. для указанной мощности составляет 18 руб./л.с.


Пример 3

У Сергея из Иркутска легковая иномарка 2005 г.в. Двигатель 92 л.с. В регионе ставки налога дифференцированы в зависимости от возраста ТС (больше или меньше 7 лет).


В 2020 г. Сергей заплатит налог на машину 2005 года по сниженной ставке (6,5 руб./л.с.)


Правила начисления налога

Регулирует размер, временной промежуток для внесения средств, порядок и льготную категорию граждан законодательство, а именно Налоговый кодекс РФ. Вносятся деньги плательщиком по месту нахождения транспорта в сроки, установленные нормативными актами субъекта России. В процессе подсчета используется специальная формула, которая выглядит следующим образом:

  1. Для обычных граждан (физлица). Ставка налога х Налоговая база х (Количество месяцев владения/12) х Повышающий коэффициент = Размер налога
  2. Для юридических лиц. ¼ Налоговой базы х Налоговая ставка = Транспортный налог

У юрлиц способ расчета немного другой,

так как они регулярно на протяжении всего года вносят авансовые платежи, которые в итоге вычитаются из полученной суммы. Подсчеты проводятся каждый налоговый период.

Влияют на тарифную ставку такие показатели, как мощность мотора, данные техосмотра, регион и длительность эксплуатации транспортного средства. Нормы экологического права предусматривают повышение обязательного сбора с владельцев личных авто, если возраст их «железного коня» больше 10 лет.

Если транспорт был модернизирован, переоборудован и урон окружающей среды от этого снизился, то об этом, для снижения налога, необходимо сообщить в Госавтоинспекцию.

Важно знать! Следует помнить, что неполучение квитанции не является основанием для неоплаты обязательного сбора. Поэтому если документ потерялся на почте, надо обратиться в уполномоченный орган для уточнения суммы. В противном случае будет начисляться пеня.

Интересная информация! Транспортный налог существовал не всегда, его ввели только в 2013 году. Расходуется он преимущественно на защиту экологии от вредных выбросов в атмосферу и ремонт дорог. Возмещение вреда окружающей среде также компенсируется через дорожные сборы, акциз на производство авто и бензин.

Нужно ли платить сбор с продажи старого авто

Необходимо ли платить подоходный налог в размере 13% на доход, полученный при продаже автомобиля. В соответствии со статьей 220 НК РФ доходом не облагаются средства, полученные от продажи движимого имущества, если автомобиль находился в собственности более 3 лет.

Однако стоить отметить, что при продаже любого имущества, в том числе и автомобиля в возрасте более 3 лет необходимо в налоговый орган подать декларацию о доходах, к которой приложить копии договоров на покупку и продажу транспортного средства, с указанием стоимости той или иной операции.

Решение о налоговом вычете будет принято сотрудниками налоговой инспекции самостоятельно.

Таким образом, в большинстве регионов РФ в 2020 году налог на транспортные средства возрастом старше 25 лет определяется по общим правилам.

Однако в Государственной думе рассматривается законопроект об увеличении налоговых ставок для этой категории автотранспорта, что связано в нанесением окружающей среде большего ущерба. Будет ли законопроект принят пока неизвестно.

Основания для оплаты

Транспортный налог


Размер налогового платежа напрямую зависит от региона, где регистрировалось ТС, его стоимости, объема двигателя и даты выпуска. Чем «взрослее» транспорт, тем существеннее расчетная ставка. То же самое касается автомобиля с датой выпуска более 25 лет. За подобное транспортное средство владелец должен платить повышенный налоговый сбор из-за введения экологических и возрастных ограничений. При «зрелом возрасте» и несоответствии экологическим стандартам за такой автомобиль платится больше.

ВАЖНО! Чтобы узнать, обязаны ли вы уплачивать транспортный налог за старую машину, следует обратиться в региональное отделение ФМС либо тщательно изучить постановление собственного региона.

Что говорится в законодательстве

Недавно в Минпромторге был разработан законопроект об уплате транспортного налога владельцами средств передвижения старше 10 лет.

Он гласит, что лица, которые не хотят расставаться с «автохламом», будут обязаны платить государственный налог по особому тарифу. Изменение ставки рассчитывается введением новых повышающих коэффициентов.

Всего их два и называются они следующим образом:

  1. Возрастной коэффициент.
  2. Экологический коэффициент.

Так, если авто является несоответствующим нормам экологической безопасности, введённым в Российской Федерации, и в то же время, имеют возраст более 10 лет, то ставка транспортного налога владельца такого средства передвижения будет увеличена с добавлением соответственных повышающих коэффициентов.

То есть, с утверждением указанного законопроекта налог на старые автомобили увеличится практически в 3 раза.

Но пока он находится на стадии доработки, налогоплательщики платят транспортный налог в соответствии со ставками, указанными в Налоговом кодексе субъекта.

Особенности

  • Если использовать старый автомобиль стоимостью от 10 млн. руб. для передвижения на дорогах, то этот факт увеличит размер транспортного налога в три раза.
  • Если с машиной выполнены мероприятия по переоборудования или доработке, впоследствии чего она стала наносить меньше вреда экологической системе, то об этом нужно своевременно рассказать в ГИБДД, в котором изначально ТС регистрировалось.
  • В не зависимости от года, в который было выпущено авто, автовладелец физическое лицо обязано вносить платежи согласно полученной квитанции, которую сформировал фискальный орган. А если оплата не была произведено из-за его отсутствия или вовсе не предоставления, то ФНС это веской причиной не посчитает.

Повышающие коэффициенты: размеры

Подержанные машины являются основной частью российского транспорта. Из-за наличия повышающих коэффициентов во многих регионах региональный бюджет пополняется большими суммами.

Подобные коэффициенты начинают действовать в следующих обстоятельствах (ст.362 НК РФ):

Дополнительная ставкаВозрастСоответствие экологическим нормативам
увеличение в 0,5 раз1-3соответствует/частично не соответствует
увеличение в 1,75 разаот 5 до 10 летсоответствует/частично не соответствует
увеличение в 2 разаот 10 до 15 летчастично соответствует
Увеличение в 3 разаболее 15 летне соответствует

При начислении транспортного налога во внимание также принимается мощность ТС. Например, суммы сбора на автомобили-одногодки (230 л.с. и 255 л.с.) существенно различаются. В старых машинах счет идет на десятки тысяч рублей.

Рядовые граждане не обязаны высчитывать размер ТН: уплата производится согласно сумме налога, указанного в ежегодно приходящем уведомлении. Иной порядок предусмотрен для юридических компаний. Здесь бухгалтер должен рассчитать налоговый платеж и оформить декларацию, которая отправляется в ФСН для сверки данных.

На видео о транспортном налоге

Читайте также: