Возникновение изменение и прекращение налоговых правоотношений

Опубликовано: 16.05.2024

В Налоговом кодексе РФ не дается толкование термина "налоговые правоотношения", а определяются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Очевидно, что данное определение строится на основе перечисления тех групп отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, но не выделения признаков этих отношений.

В литературе дается множество дефиниций данного института налогового права. Налоговые правоотношения определяют как:

отношения, возникающие при уплате налогов предприятиями, организациями и гражданами, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных законом [17, с. 28];

общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов [8, с. 130];

разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права [5, с. 87];

общественные отношения, возникающее на основе реализации норм налогового права [10, с. 194];

обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства [12, с. 55];

урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций [14, с. 332];

урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности [4, с. 25];

отношения, которые возникают в соответствии с налоговыми нормами (регулируют установление, введение и отмену налоговых платежей) и юридическими фактами, при этом участники отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, связанными с уплатой налогов и сборов в бюджет [7, с. 31];

общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами) [1, с. 141];

существующие исключительно в правовой форме публично-правовые общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения [11, с. 120];

юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также по осуществлению налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, закрепленные в налоговых правовых нормах и возникающие на основе фактов, содержащихся в данных нормах [3, с. 28];

охраняемые государством общественные отношения, урегулированные налоговым правом и характеризующиеся наличием субъективных прав и обязанностей у его участников [13];

урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационные публичные властные общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которых является публично-правовое образование [2, с. 4];

вид финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права, возникающих в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [9, с. 52];

публичные отношения, урегулированные нормами налогового права, имеющие властный характер и выражающие публичные интересы государства и муниципальных образований [16, с. 346];

общественные отношения, существующие исключительно в правовой форме, имеющие властно-имущественный характер и возникающие между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах [18, с. 7-8].

Структура налогового правоотношения, как у любого правоотношения, представляет триаду элементов - субъекты налоговых правоотношений, объект налогового правоотношения и содержание налогового правоотношения, под которым понимаются как права и обязанности субъектов правоотношения, так и реализация прав и обязанностей в поведении субъектов.

Наиболее полно описал признаки данного вида правоотношений Н.П. Кучерявенко:

опосредованность их движением публичных денежных фондов;

их специфическое место в системе правоотношений, поскольку они обеспечивают финансовые основы целостности, сбалансированности развития общества;

исключительно денежный характер;

их возникновение, изменение и прекращение непосредственно на основании закона;

специфическая характеристика субъектного состава и особенности правосубъектности участников налоговых правоотношений;

необходимость наличия в основе правового регулирования уплаты и взимания налогов и сборов четкой иерархической структуры элементов, без которых невозможна реализация налоговой обязанности;

уровень проявления властного характера при регулировании налогообложения (практически всегда это безусловная императивность);

целевая системность отношений, предполагающая реализацию основной цели поступления денежных средств в доходные части бюджета [6, с.165-169].

Что касается видов налоговых правоотношений, то они классифицируются по следующим основаниям:

в зависимости от функций, выполняемых нормами права - регулятивные и охранительные отношения;

по характеру правовых норм - материальные и процессуальные налоговые отношения;

по структуре юридического содержания - простые и сложные правоотношения;

в зависимости от их юридического объекта - основные и производные налоговые отношения;

по субъектному составу - отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; и отношения между государством в лице его органов (муниципальными образованиями) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;

по структуре межсубъектных связей - относительные и абсолютные;

по времени: временные и постоянные [все изложенное по: 18, с. 9-10];

в зависимости от функций, выполняемых нормами права, - общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные и охранительные [7, с. 31];

общие (носят денежный характер и возникают по поводу исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности) и специальные (возникают в процессе реализации этой обязанности налогоплательщика перед государством между плательщиком, банком, налоговыми органами и т.п.) [8, с. 130];

имущественные и неимущественные [11, с. 122].

1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.

2. Евтушенко В.Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права // Финансовое право. 2005. N 9. С. 2-4.

3. Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения - основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право. 2011. N 7. С. 26-28.

4. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.

5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.

6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.

8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

9. Налоговое право: учебник. Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2012.

10. Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Карасева М.В.). М., 2004.

11. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

12. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М., 1997.

13. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций.

14. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева (автор главы Химичева Н.И.). М., 2003.

15. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2000.

16. Финансовое право. Учебник. Под ред. И.И. Кучерова (автор главы Кобзарь-Фролова М.Н.). М., 2010.

17. Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955.

18. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Обязанность по регулярной уплате налогов и сборов давно стала неотъемлемой частью жизни граждан.

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов

Обязанность по регулярной уплате налогов и сборов является одним из главных оснований для формирования и поддержания полноценных налоговых отношений.

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов представляет собой перечень определенных обязательств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, невыполнение которых является нарушением действующих норм законодательства РФ.

Своевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов гарантирует налогоплательщикам защиту их прав и законных интересов.

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов включает в себя регулярные денежные обязательства, которые должны быть исполнены.

Действующие налогового права РФ устанавливают порядок и перечень определенных оснований, при которых происходит возникновение, изменение, приостановление или прекращение данных обязанностей.

Возникновение данной обязанности у того или иного налогоплательщика может случиться только тогда, когда обстоятельства, необходимые для уплаты налога были подтверждены, в соответствии с нормами налогового права. Ее приостановление, изменение или прекращение также возможно только в том случае, если исчезли все обстоятельства, порядок и способы, ранее приводившие к необходимости регулярной уплаты налогов.

Способы обеспечения обязанностей по уплате налога или сбора

Действующим налоговым законодательством были установлены определенные способы обеспечения обязанностей налогоплательщика, а также порядок их применения. Обеспечение данной обязанности включает в себя следующие способы: залог имеющегося имущества, оформление поручительства, принятие решения об установлении пеней и штрафов, либо о наложении ареста на имущество налогоплательщика и на его права собственности, в счет образовавшейся задолженности и т.д.

Залог имущества, как юридическая процедура, регистрируется между залогодателем и уполномоченным налоговым органом. В роли залогодателя может выступать как сам должник, так и представитель данного налогоплательщика.

Понятие и порядок процедуры поручительства заключаются в том, что поручитель принимает на себя определенное обязательство перед налоговыми органами, которое он обязуется исполнить в установленные сроки.

Пени представляют собой определенные денежные суммы, обязательные к выплате, в том случае, если налогоплательщик нарушил допустимые сроки, способы, порядок и не осуществил платеж в положенный временной период.

Понятие ареста имущества заключается в наложении определенных санкций на материальные ценности налогоплательщика, выражающихся, прежде всего, в ограничении права собственности на данное имущество. Установленный порядок и нормы налогового права предусматривают, что прекращение действия данных санкций может произойти только в случае погашения имеющегося долга.

Исполнение обязанностей по уплате налога и сбора

Обязанность по уплате налога и сбора возникает у налогоплательщика в определенный период, когда факт необходимости данной уплаты был правомерно зафиксирован и утвержден.

При этом факт самого исполнения данного обязательства налогоплательщика может быть подтвержден только с момента предъявления в банковскую организацию соответствующего поручения на оплату определенного налога, сумма которого устанавливается уполномоченным налоговым органом.

Налог будет признан неуплаченным в тех случаях, когда платеж был отозван, либо на счету налогоплательщика не оказалось достаточного количества денежных средств для оплаты регулярного налога.

Понятие неуплаченного платежа может включать в себя и иные случаи.

Главным обстоятельством здесь будет являться тот факт, что назначенный платеж не дошел до счета адресата – уполномоченного налогового органа. Установленный порядок и нормы налогового права допускают возможность совершения платежей через налогового агента. В таком случае платеж будет считаться совершенным и обеспечение обязательства произойдет, когда соответствующая сумма была удержана налоговым агентом, имеющим данные права и полномочия.

Подтвержденный факт неисполнения обязательств налогоплательщиком в отношении регулярной уплаты налогов и сборов, будет являться правовым основанием для дальнейшего применения принудительных мер, направленных на скорейшее погашение существующей задолженности. Порядок и особенности применения данных мер регулируются нормами действующего налогового права.

Изменение обязанности по уплате налога или сбора

С процедурой обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога или сбора рано или поздно сталкивается каждый гражданин. Под категорию обязательных налогоплательщиков попадают не только физические лица, но и различные организации, учреждения, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Саму юридическую процедуру по исполнению данных обязанностей можно назвать достаточно сложной и важной. В ее понятие и порядок входит не только обеспечение внесения регулярных денежных сумм на счет уполномоченного налогового органа, но и ряд иных обязанностей:

  • первоначальная постановка на учет в налоговом органе. Данный этап является обязательным, так как во время него осуществляется регистрация физического, либо юридического лица в качестве налогоплательщика. Без данного этапа любые требования об уплате налогов будут признаны недействительными;
  • ведение налогового учета. Также является неотъемлемым этапом в комплексе обязанностей. Ведение учета, особенно если речь идет об организации, как правило, поручается одному лицу – бухгалтеру. В это понятие входит постоянный контроль налоговых выплат, регулярное отслеживание текущих платежей, изменение определенных нюансов и иные действия для обеспечения полноценных налоговых правоотношений;
  • самостоятельное исчисление текущей налоговой базы и дальнейшее определение суммы задолженности, если таковая имеется, в целях обеспечения ее скорейшего погашения;
  • обеспечение перечисления налога на имеющийся расчетный счет налогового органа.

Изменение обязанности по уплате налога и сбора представляет собой определенные изменения, возникшие в порядке уплаты, установленном размере налога и т.д. Изменение также может касаться и допустимых сроков обеспечения уплаты налогов.

Изменение обязательно должно быть подтверждено налоговым органом, вместе с соответствующими разъяснениями, относительно сущности изменений и дальнейшего порядка осуществления налоговых правоотношений.

Причины прекращения обязанности по уплате налога или сбора

Действующие нормы налогового права и установленный порядок трактуют понятие прекращения обязанности по уплате налога или сбора как полное аннулирование данных обязанностей налогоплательщика вследствие определенных обстоятельств. Данное понятие также содержит в себе и причины, по которым может произойти прекращение обеспечения налоговой обязанности:

  • возникновение определенных обстоятельств, предусмотренных нормами налогового права РФ, при которых обязательным является прекращение данных обязанностей, а не их приостановление;
  • зафиксированная и подтвержденная смерть лица, являющегося налогоплательщиком;
  • полная ликвидация организации-налогоплательщика, которая произошла на основании решения, вынесенного ликвидационной комиссией, либо иным уполномоченным органом.

Перечень обстоятельств для прекращения налоговых обязательств может быть дополнен и иными причинами, в зависимости от конкретной ситуации и дополнительных нюансов.

1. Налоговые правоотношения -это охраняемые государством об­щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъек­тов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
В литературе налоговые правоотношения, как правило, опреде­ляются как вид финансовых правоотношений, урегулирован­ных нормами налогового права, представляющих собой сово­купность следующих правовых отношений:
по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
возникающих в процессе исполнения соответствующими ли­цами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе об­жалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

2.Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями :
это общественное отношение, то есть отношение между юриди­ческими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретно­го налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют обще­ственной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права;
правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;
социально значимое отношение - регулируется нормами налого­вого права. Налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями; они неразрывно свя­заны с нормами налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;
представляет собой юридическую связь субъектов таких право­вых отношений посредством субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), кото­рое обладает определенными правомочиями. Носитель юриди­ческой обязанности является в правоотношении обязанным ли­цом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий;
основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

Под составом конкретного налогового правоотношения понима­ется совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным под­ходом права и обязанности указанных субъектов (налогопла­тельщиков и др.) в составе налогового правоотношения вы­ступают в качестве их юридических свойств.
Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее

строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента:
субъекты правоотношения;
содержание правоотношения;
объект правоотношения.

Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъ­ектов - участников рассматриваемых общественных отноше­ний. При этом материальное содержание налоговых правоот­ношений представляет собой поведение сторон (действие либо
бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом налоговых правоотношений выступает то, по поводу
чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налого­
обложения вступают в правовую связь. В качестве объекта пра­воотношений выступают разнообразные материальные И нема­териальные блага.
В процессе налогообложения структура налогового правоот­ношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, она проявляется в поведении субъектов в ходе реали­зации прав и обязанностей (фактическая структура). При пра­вомерном поведении участников налогового правоотношения имеет место совпадение юридической и фактической структур налогового, при несовпадении - нарушение налогового законо­дательства РФ, правонарушение либо налоговое преступление.
Согласно ст. 9 НК РФ участники отношений, регулируемые за­конодательством о налогах и сборах:
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в России;
Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;

государственные органы исполнительной власти и исполнитель­ные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установ­ленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
Министерство финансов РФ, министерства финансов респуб­лик, финансовые управления (департаменты, отделы) админи­страций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
органы государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:
• органы, осуществляющие регистрацию организаций и индиви­дуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию иму­щества и сделок с ним (регистраторы);
органы опеки и попечительства, социальные учреждения,
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогово­го контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели),
кредитные организации (банки).

1. Основания динамики гражданских правоотношений подразделяются на материальные (экономические) и правовые. В качестве материальных оснований следует рассматривать потребности лиц и те экономические отношения, в которые они вступают для получения материальных и иных благ в целях удовлетворения своих потребностей. Так, в качестве материальных оснований следует рассматривать потребности в пище, в жилье, в одежде и т.д. и т.п.

Правовые основания неоднородны. Существуют, во-первых, нормативные основания — нормы права, регулирующие отношения, входящие в предмет гражданского права, ибо если отношение не регулируется правом, то не появится и правоотношение. Во-вторых, правосубъектные основания: в гражданском правоотношении может участвовать только тот, кто обладает правосубъектностью, кто является субъектом права гражданского, ибо невозможно существование бессубъектного правоотношения. В-третьих, юридико-фактические основания, т.е. факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей у субъектов.

Первые два из названных оснований — нормативные и правосубъектные — именуют предпосылками движения гражданских правоотношений, поскольку они создают лишь абстрактную возможность динамики правоотношения, а основаниями движения правоотношений называют юридические факты, благодаря которым абстрактно существующая возможность динамики правоотношения становится реальностью.

Из сказанного вполне очевидно значение оснований динамики гражданских правоотношений — юридических фактов. Кроме того, понимание категории юридических фактов способствует совершенствованию правовых норм, устанавливающих, какие юридические факты влекут те или иные правовые последствия. Понимание учения о юридических фактах дает возможность знать, вследствие чего появляется то или иное право, откуда появилась обязанность, что повлекло изменение права или обязанности либо прекращение того или другого и т.д.

2. Юридический факт представляет собой факт реальной действительности, с которым нормы действующего права связывают возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения.

В данном определении отражены существенные признаки юридического факта: 1) это факт реальной действительности, он существует вне зависимости от сознания; 2) юридический факт предусмотрен правовой нормой, он потому и юридический (факт), что назван в норме права как основание динамики правоотношения; 3) на основе норм права юридический факт влечет динамику правоотношения.

Перечисление разных групп юридических фактов содержится в ст. 8 ГК.

3. Юридические факты классифицируются по различным основаниям, в первую очередь в зависимости от того, какие они влекут правовые последствия:

1) правообразующие, например, изготовление вещи влечет возникновение права собственности;

2) правоизменяющие, например, соглашением сторон изменяется цена за проданный товар (правоизменяющий юридический факт — соглашение об изменении цены);

3) правопрекращающие, например, уничтожение вещи влечет прекращение права собственности на эту вещь.

Такая классификация имеет значение прежде всего с познавательной точки зрения. Однако необходимо иметь в виду, что один и тот же юридический факт может быть одновременно правообразующим для одного лица и правопрекращающим — для другого. Например, договор дарения вещи влечет прекращение права собственности на нее у дарителя и возникновение права собственности у одаряемого. Бывает даже, что один факт является одновременно и правообразующим, и правоизменяющим, и правопрекращающим. Так, при уступке требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) происходит прекращение права цедента, появляется право у цессионария и изменяется адресат исполнения обязанности у должника (должен был исполнить цеденту, после уступки требования — цессионарию ( ст. ст. 388 — 389 ГК)). Поэтому следует иметь в виду некоторую условность указанной классификации. Иногда в этот же логический ряд включают правоподтверждающие и правопрепятствующие юридические факты. К числу первых относят, например, акт регистрации права собственности на недвижимое имущество, если закон предусматривает возникновение такого права независимо от того, была ли регистрация ( п. 2 ст. 8.1 , ст. 131 ГК). Правопрепятствующим юридическим фактом именуют факт, наличие которого препятствует возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей. Например, состояние в браке препятствует заключению нового брака.

4. Наиболее значимой и с теоретической, и с практической точки зрения является классификация юридических фактов на действия и события. Критерий деления — наличие или отсутствие воли субъектов в появлении данного факта.

5. Юридические события — факты реальной действительности, развивающиеся независимо от воли субъекта. Они бывают абсолютными и относительными. Абсолютные события как при появлении, так и в ходе развития ни в коей мере не связаны с волей субъектов (землетрясение, ураган и т.п.). Относительные события характеризуются тем, что появление их в той или иной мере связано с волей, но развитие их происходит независимо от воли субъектов. Хрестоматийными примерами относительных событий являются такие факты, как пожар в результате поджога, рождение человека, смерть человека, наступившая в результате нанесения тяжких телесных повреждений, и т.д.

События в данном случае называют юридическими потому, что в нормах права они указываются в качестве обстоятельств, влекущих правовые последствия.

Разграничение событий на абсолютные и относительные необходимо в связи с тем, что закон соответственно различает правовые последствия (чаще всего такое различие проявляется при рассмотрении ряда взаимосвязанных норм права). Так, гибель или уничтожение имущества приводят к прекращению права собственности ( п. 1 ст. 235 ГК). Если, предположим, это произошло в результате такого события, как пожар, то необходимо выяснить, было это событие абсолютным (например, удар молнии во время грозы) или относительным (например, пожар в результате поджога). В первом случае (абсолютное событие) риск случайной гибели имущества несет собственник ( ст. 211 ГК), т.е. неблагоприятные последствия несет собственник (в происшедшем нет ничьей вины, нельзя ни у кого ничего требовать). Во втором случае (относительное событие) гибель имущества обусловлена действием события, появившегося по воле человека. И, хотя развивалось оно по законам природы, виновник пожара должен возместить причиненный вред ( ст. 1064 ГК).

Довольно часто установление того, является событие относительным или абсолютным, представляет известную сложность. Упоминавшаяся молния обычно есть природное явление (абсолютное событие), но она может быть связана с деятельностью людей, вызвана ею (относительное событие). Существуют мнения, что различные природные явления (даже такие, как землетрясения) могут быть обусловлены действиями человека. Если в конкретном случае это будет установлено, то соответствующее явление будет квалифицировано как относительное событие. И возможна ответственность за причинение вреда.

6. Юридические действия — волевые акты субъектов, с которыми закон связывает правовые последствия. Действие есть проявление воли вовне — волеизъявление. Поэтому намерения, желания, мотивы к юридическим фактам не относятся (хотя и могут иметь правовое значение). Волеизъявления бывают положительные — активное поведение, собственно действие и отрицательные — пассивное поведение, бездействие. Когда в нормах права и в доктрине говорится о действиях, то, поскольку не оговорено иное, подразумеваются как положительные волеизъявления (собственно действия), так и отрицательные (бездействие).

Чаще всего гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании действий.

Юридические действия классифицируются на правомерные и неправомерные. В большинстве случаев динамика гражданских правоотношений происходит на основании правомерных действий.

7. Правомерными являются действия, соответствующие, т.е. не противоречащие, нормам гражданского права.

В правовых нормах указывается, какие действия влекут те или иные последствия. Например, по договору дарения (правомерное действие) даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому вещь в собственность (правовые последствия действия) ( ст. 572 ГК). Допустимы также действия (являются правомерными), которые хотя и не предусмотрены актами гражданского законодательства, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Например, собственник жилого помещения заключает с кем-либо соглашение, в соответствии с которым оно станет общей собственностью. Если это возмездная сделка, то она похожа на куплю-продажу, а если безвозмездная — то на дарение. Но это не купля-продажа и не дарение в чистом виде. Это отношения, не предусмотренные законодательством, но ему не противоречащие и поэтому признаваемые и защищаемые государством. Соответствующее соглашение в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождает гражданские права и обязанности (в гражданско-правовой сфере разрешено все, что не запрещено).

Среди правомерных действий выделяются юридические акты и юридические поступки. Юридическим актом является правомерное действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Наиболее распространенным юридическим актом является сделка, и прежде всего договор.

К договорам относятся гражданско-правовые соглашения о купле-продаже, дарении, найме, безвозмездном пользовании и т.д. В ряде случаев закон не упоминает о договоре, но договорная природа отношений не вызывает сомнения, например соглашение о вселении временных жильцов ( ст. 680 ГК). Сделками являются составление завещания, принятие наследства, выдача доверенности и т.д.

Юридические акты иной (не гражданско-правовой) природы также могут влечь гражданско-правовые последствия. Так, акты государственных органов и органов местного самоуправления могут порождать (изменять, прекращать) гражданские права и обязанности. К их числу относятся, например, акты государственной регистрации прав на недвижимость ( ст. 131 ГК), государственной регистрации юридического лица ( ст. 51 ГК), решения об изъятии земельного участка ( ст. 279 ГК) и др. Решение суда чаще всего призвано защитить уже существующее право. Вместе с тем нередко решение суда порождает (изменяет, прекращает) гражданские права и обязанности. Так, по решению суда может быть признано право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь ( п. 3 ст. 225 ГК). В установленных законом случаях по решению суда договор может быть изменен или расторгнут ( ст. 450 ГК). На основании решения суда возможно принудительное изъятие имущества у собственника путем обращения взыскания по обязательствам собственника ( ст. 237 ГК).

Юридический поступок представляет собой правомерное юридическое действие, с которым закон связывает определенные правовые последствия независимо от того, было данное действие направлено на эти последствия или нет. К юридическим поступкам относятся такие действия, как создание произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности, находка, исполнение обязательства и т.д.

8. Неправомерными являются действия, противоречащие действующему праву, нарушающие условия обязательства. Противоправным является действие, нарушающее чужое субъективное право.

Неправомерным действием является, например, причинение вреда (уничтожение или повреждение чужого имущества и т.д.).

9. Часто правовые последствия (права и обязанности) порождаются не одним юридическим фактом, но юридическим составом, под которым принято понимать совокупность юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления юридических последствий, предусмотренных нормой права. Так, наследование по завещанию осуществляется на основании юридического состава, включающего в себя следующие юридические факты: а) смерть завещателя или объявление его умершим; б) завещание; в) принятие наследства.

Аналогичным образом могут быть охарактеризованы и многие другие юридико-фактические основания движения иных гражданских правоотношений.

Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений — это определенный комплекс различных по своему содержанию взаимосвязанных юридических явлений, взаимодействие которых влечет за собой движение гражданского правоотношения. То есть в данном случае речь идет об основаниях динамики правоотношения в целом.

К ним относят, прежде всего, нормативные основания как нормы права, регулирующие определенный вид общественных отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения называются юридическими фактами. Название «юридический» означает, что обстоятельства имеют своим следствием действие юридических норм. Причем факты предусматриваются прежде всего в гипотезе правовой нормы. Юридические факты — это важная сторона в существовании и динамике правоотношений.

Юридический факт - это всякое обстоятельство, предусматриваемое гипотезой юридической нормы и влекущее за собою как следствие возникновение, равно изменение и прекращение юридического отношения.

Каждый юридический факт, порождая определенное правоотношение, корректирует соответствующие права и обязанности участников правоотношения. (Договор о поставке продукции, являясь юридическим фактом, расширяет права и обязанности поставщика и потребителя в соответствии с договором).

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Эти факты становятся юридическими только в результате признания их таковыми государством, законом. Лишь от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников общественных отношений зависит придание правового характера тем или иным жизненным обстоятельствам.

Признаки юридического факта:

  1. конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне и реально существующее определенный период времени;
  2. обстоятельство, предусмотренное нормой права, которая предопределяет его юридические свойства;
  3. факт, содержащий информацию об определенном состоянии вида общественных отношений (наличие собственности, правонарушения и др.);
  4. наличие данных обстоятельств, вызывающее определенные правовые последствия.

Юридические факты в силу своего разнообразия классифицируются по различным основаниям. По признаку зависимости от воли субъектов они подразделяются на действия и события.

Юридические факты - действия. В действиях проявляется воля субъектов - физических и юридических лиц. При этом действие определяется применительно к данной ситуации как единство воли и волеизъявления.

Действия - по признаку дозволенности законом - бывают правомерные и неправомерные. Правомерные — это действия, соответствующие требованиям законов, иных правовых актов и принципов права. Неправомерные — это действия, нарушающие предписания законов, иных правовых актов и принципов права.

К числу неправомерных действий, порождающих гражданские правоотношения, можно отнести:

  • причинение вреда (ущерба) (так называемые деликты);
  • нарушения договорных обязательств;
  • неосновательное обогащение — приобретение или сбережение имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований;
  • злоупотребление правом;
  • действия, совершенные в виде сделок, признанных недействительными;
  • действия, нарушающие исключительные права авторов произведений науки, литературы, искусства и патентообладателей и др.

Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - правомерные действия субъектов, имеющие целью возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений.

Юридические акты, в свою очередь, делятся на:

  • односторонние;
  • двусторонние;
  • многосторонние.

Односторонний акт влечет за собой правовые последствия независимо от воли других лиц. К ним относятся завещания, административные акты, судебные решения и другие властные акты государственных органов и др. Двусторонние юридические акты требуют наличия соглашения между двумя лицами. Важно при этом, чтобы воля обеих сторон была выражена в едином акте, порождающем одни и те же последствия (договор купли-продажи, договор аренды и др.).

Многосторонние — требуют согласия более чем двух лиц или организаций.

Основным видом гражданско-правовых юридических актов являются сделки — волевые действия юридического или физического лица, направленные на достижение определенного правового результата. (Субъект, совершая сделку купли-продажи, стремится приобрести право собственности на деньги или вещь).

При этом, поскольку большинство сделок представляет собой договоры, говорят о том, что в понятии договор (сделка) смешиваются два разных понятия — договор (сделка) как юридический факт и договор (сделка) как форма существования правоотношения. Поэтому юридическим фактом - сделкой - следует считать действие, направленное на движение конкретного правоотношения. Само же правоотношение, основанием движения которого является договор-сделка, точнее именовать договорным правоотношением.

Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений закон нередко связывает с властными действиями органов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, с административными актами. К числу таких действий относят, например, акты органов регулирования естественных монополий, определяющие потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, акты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Гражданские правоотношения также могут порождаться административными актами государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренными законом и иными правовыми актами в качестве основания возникновения гражданских правоотношений. Такие акты являются по своей природе ненормативными и непосредственно направлены на возникновение гражданских прав и обязанностей у адресата акта.

Так, выдача государственным органом или органом местного самоуправления какому-либо субъекту права лицензии означает предоставление ему права осуществлять в границах лицензии определенную деятельность (например, оказание платных юридических, банковских услуг и т.д.) либо совершать определенные сделки (внешнеэкономические по вывозу стратегически важного сырья, валютные операции, связанные с движением капитала, и т.д.).

Судебные решения, устанавливающие гражданские права и обязанности, являются особым видом юридических актов. О месте и роли судебного решения в возникновении, развитии и прекращении (движении) гражданского правоотношения до сих пор в юридической литературе нет единого мнения.

Некоторые ученые придерживались мнения, что судебное решение не может являться фактом материального права. Представители противоположной точки зрения признают в судебном решении значение юридического факта. (Например, решение суда о признании права собственности на самовольное строение при условии, что земельный участок в установленном порядке будет предоставлен застройщику; решение суда о принудительном заключении договора на условиях, определенных в судебном решении, и т.п.)

Юридические поступки - правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенные юридические последствия независимо от того, была ли у субъектов цель достижения того или иного правового результата. Например, находка потерянной вещи, обнаружение клада. Эти действия, если даже субъекты не предполагали этого, при определенных условиях порождают у них право собственности на найденную вещь, обнаруженный клад. В отличие от юридических актов поступки могут совершаться недееспособными лицами.

К юридическим поступкам относится и создание произведений литературы, науки и искусства. Авторское право на них возникает в силу самого факта их создания. Автор, даже не зная о комплексе прав, которые возникают у него, становится их обладателем при наличии факта создания произведения.

Нельзя отнести к юридическим поступкам создание изобретения, полезной модели и промышленного образца, так как права на них могут возникнуть лишь при признании указанных технических решений таковыми патентным ведомством и выдаче патентов на изобретение, промышленный образец и свидетельства на полезную модель.

Юридические факты - события. События — это явления реальной действительности, происходящие независимо от воли человека. Такое событие, как смерть человека, может породить многочисленные правовые последствия, в том числе правоотношения по наследованию имущества.

События подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные события - это явления, возникновение и развитие которых не связаны с волевой деятельностью субъектов (стихийные бедствия и другие природные явления). Относительные события — это явления, возникающие по воле субъектов, но развиваются и проистекают они независимо от воли субъектов. (Смерть потерпевшего - относительное событие, так как само событие (смерть) возникло в результате волевых действий убийцы, но одновременно это событие (смерть) явилось следствием патологических изменений в организме потерпевшего, уже не зависящих от воли убийцы).

Близки к относительным событиям такие юридические факты, как сроки, которые по происхождению зависят от воли субъектов или воли законодателя, но их течение подчинено объективным законам течения времени. В механизме гражданско-правового регулирования общественных отношений сроки играют самостоятельную и многогранную роль. Наступление или истечение срока в одних случаях автоматически порождает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности (авторское право наследников прекращается из одного факта истечения 50 лет со дня смерти автора).

В других случаях — наступление или истечение срока порождает гражданско-правовые последствия в совокупности с определенным поведением субъектов. (Истечение срока приобретательной давности при условии добросовестного, открытого и непрерывного владения субъектом не своим имуществом порождает у него право собственности на это имущество и т.п.).

Для субъектов, представляющих стороны в правоотношении, один и тот же юридический факт одновременно может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим. Факт смерти человека является обстоятельством, прекращающим правовые отношения между умершим и его супругом, детьми, компаньонами; и в то же время этим фактом открывается право на наследство (правообразующий факт).

Юридические составы. Возникновение, изменение или прекращение правоотношений может быть обусловлено не одним юридическим фактом, а совокупностью юридических фактов, которая именуется юридическим составом. Юридические составы могут содержать в различных комбинациях как действия, так и события.

В одних случаях юридические составы порождают правовые последствия при условии возникновения составляющих их юридических фактов в строго определенном порядке и наличия их, вместе взятых, в нужное время. (Наследник, указанный в завещании, может стать собственником наследуемого имущества при наличии юридических фактов, разворачивающихся в строгой последовательности: составление завещания наследодателем; открытие наследства; принятие наследства). Такие юридические составы именуются сложными (связанными) системами юридических фактов.

В других случаях юридические составы порождают правовые последствия только при наличии всех, вместе взятых, необходимых юридических фактов независимо от того, в какой последовательности они возникли. Юридические составы указанного вида именуются в общей теории права простыми (свободными) комплексами юридических фактов.

Составы, обязательным элементом которых является такой юридический факт, как государственная регистрация действия или события, представляют собой особую разновидность юридических составов в механизме гражданско-правового регулирования. Само по себе наличие юридического факта в форме действия или события при отсутствии факта их государственной регистрации не вызывает гражданско-правовых последствий.

Так, сделки с недвижимым имуществом порождают права на такое имущество только при условии их государственной регистрации, а такое событие, как смерть человека, может породить наследственные правоотношения, только будучи зарегистрированным в качестве акта гражданского состояния. Государственная регистрация прав, действий, событий является средством публичного контроля над гражданским оборотом в целях обеспечения наиболее полной охраны имущественных и личных прав, благ и свобод субъектов.

На практике также возникает вопрос: имеет ли юридическое значение возникновение одного элемента юридического состава? Один и тот же юридический факт может служить основанием возникновения одного правоотношения и в то же время входить в юридический состав, служащий основанием возникновения другого правоотношения. Незавершенный юридический состав не порождает юридические последствия. Только завершенный состав становится юридическим.

Читайте также: