Как белорусу подтвердить статус налогового резидента

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2019 г. N БС-4-11/19925 О признании физического лица налоговым резидентом РФ и подтверждении статуса налогового резидента иностранного государства

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.

1. В отношении признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации.

Для определения налогового статуса физического лица применяются соответствующие положения главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (пункт 3 статьи 207 Кодекса).

По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени нахождения физического лица в Российской Федерации в данном налоговом периоде, определяющий порядок обложения налогом на доходы физических лиц его доходов, полученных за налоговый период.

Кодекс не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных лиц на территории Российской Федерации. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, оформленных в установленном порядке, и позволяющих установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории Российской Федерации.

Критерии признания физического лица в качестве резидента Договаривающегося Государства, установленные в пункте 2 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение), применяются только для целей самого Соглашения в случаях, если в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи Соглашения физическое лицо, исходя из налогового законодательства каждого из Договаривающихся Государств, будет одновременно являться резидентом обоих Договаривающихся Государств, то есть как Российской Федерации, так и Республики Беларусь.

2. В отношении подтверждения у физического лица статуса налогового резидента иностранного государства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 232 Кодекса установлено, что налоговый агент - источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту - источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент - источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных пунктами 3 и 3.1 статьи 24 Кодекса, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом.

Действительный
государственный советник РФ
2-го класса
С.Л. Бондарчук

Обзор документа

Налоговый статус физлица зависит от периода его нахождения в России. НК РФ не содержит перечня документов, подтверждающих фактическое пребывание иностранца на территории нашей страны. Поэтому могут применяться любые документы, оформленные в установленном порядке и позволяющие установить количество календарных дней пребывания лица в России.

Также указано, что ответственность за правильность определения налогового статуса физлица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Граждане Республики Беларусь имеют привилегированное положение по сравнению с другими иностранными работниками. Они получают статус налогового резидента РФ и право на применение 13-процентной ставки НДФЛ с момента заключения трудового договора сроком не менее 183 дней. Между тем и такие работники не застрахованы от изменения налогового статуса и пересчета налоговых обязательств, если по итогам налогового периода выяснится, что они находились на территории нашей страны менее 183 дней. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 07.10.10 № 03-04-06/6-245)

ЛЬГОТНЫЙ ПОДХОД
Ставка налога на доходы физических лиц, применяемая в отношении иностранных работников, зависит от их налогового статуса. Налоговыми резидентами, доходы которых облагаются по ставке 13 процентов, признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Пока иностранный работник не приобрел статус налогового резидента, его доходы должны облагаться по ставке 30 процентов.

Исключение из этого правила сделано для граждан Республики Беларусь*.

* При определении налогового статуса таких работников необходимо учитывать нормы Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» от 21.04.95 (далее - Соглашение).

Граждане России и Белоруссии имеют равный режим налогообложения, при условии что они работают по найму в течение периода нахождения в другом государстве не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем. При этом для начала исчисления налога по одинаковым льготным ставкам не требуется отрабатывать вышеуказанный срок, а нужно лишь заключить трудовой договор, который предусматривает длительность работы по найму в течение не менее 183 дней (п. 1, 2 ст. 1 протокола от 24.01.06 к Соглашению).

В запросе к комментируемому письму компания, находящаяся на территории России, просит разъяснить данные нормы применительно к конкретной ситуации. А именно: с белорусскими гражданами заключены трудовые договоры сроком на один год для выполнения работы в качестве водителей, осуществляющих международные перевозки, при этом разъездной характер работы не позволяет им непрерывно в течение 183 дней находиться на территории Российской Федерации.

Минфин России ответил немного однобоко. Ведомство указало, что обязательным условием для применения ставки НДФЛ в размере 13 процентов к доходам, выплачиваемым работникам из Белоруссии, являются трудовые договоры, предусматривающие работу в РФ в течение не менее 183 дней в календарном году. Только в этом случае белорусские граждане признаются налоговыми резидентами Российской Федерации с даты начала работы по найму.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что воспользоваться льготными правилами налогообложения для работников из Белоруссии компания может, только если трудовые договоры были заключены не позднее 1 июля календарного года. Причем для исчисления НДФЛ с зарплат таких работников по ставке 13 процентов не имеет значения, непрерывно находятся данные налогоплательщики в стране или нет.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПОДСЧЕТ
Несмотря на привилегированное положение данной категории работников, по итогам налогового периода работодатель должен установить их окончательный налоговый статус. В конечном счете именно от него будет зависеть ставка НДФЛ, применяемая ко всем доходам, полученным такими работниками за налоговый период.

Для этого надо подсчитать фактическое количество дней нахождения работника на территории России в налоговом периоде (календарном году). Если 183 дня наберется, то никакого пересчета НДФЛ работодателю производить не придется. При нахождении работника в России в течение года менее 183 дней налог со всех доходов, выплаченных ему в этом году, необходимо пересчитать по ставке 30 процентов.

Что следует знать для подсчета фактического времени нахождения на территории Российской Федерации?

Во-первых, календарные дни необязательно должны идти подряд. Такое условие в статье 207 НК РФ отсутствует. Во-вторых, дни отъезда и дни возвращения в страну учитываются при подсчете дней нахождения на территории РФ. Об этом Минфин России уже говорил ранее в письме от 27.01.09 № 03-04-07-01/8.

Кроме того, при определении налогового статуса работника за год можно учитывать время его нахождения в стране и до заключения трудового договора**.

** Об этом не раз заявляли Минфин России и налоговые органы. См., например, письма Минфина России от 27.11.08 № 03-04-06-01/323, УФНС России по г. Москве от 21.05.10 № 20-20/3/1222, от 22.06.09 № 20-14/3/062806.

Время фактического пребывания белорусского гражданина в Российской Федерации может быть установлено по данным внутреннего учета организации (в том числе по табелю учета рабочего времени, транспортным документам и пр.). Период нахождения белорусского гражданина на территории России до заключения с ним трудового договора также должен быть документально подтвержден. Четкого перечня документов, подтверждающих пребывание иностранца в стране, нет. С этой целью можно использовать копию паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице, авиа- и железнодорожные билеты, справки с места учебы, подтверждающие посещение учебного заведения, другие документы, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ***. Причем соответствующие документы белорусский работник предоставляет налоговому агенту самостоятельно либо по его запросу.

*** См. письма Минфина России от 27.11.08 № 03-04-06-01/323, от 04.02.08 № 03-04-07- 01/20.

Фото с сайта krasnodonskiy.com.ua
Фото с сайта krasnodonskiy.com.ua

Если вы гражданин Беларуси и уезжаете работать за границу, то должны помнить, что переезд не отменяет ваших налоговых и валютных обязанностей перед страной. Что нужно учитывать, если вы решили открыть счет в иностранном банке или купить акции иностранной компании, получили от нее дивиденды или хотите продать свой автомобиль в Беларуси?

Юристы юридической компании REVERA Екатерина Попова и Ольга Полозова подготовили советы для тех, кто уже переехал или только планирует.

Отношения с налоговой

— Многие считают, что уехав за границу, они автоматически становятся свободными от налоговых обязательств перед своей страной. Но это не так.

1. Контролируйте свой налоговый статус.

В налогообложении физических лиц основную роль играет такое понятие как налоговый статус физического лица: то есть его налоговое резидентство. Фактически налоговое резидентство определяет страну, в которой человек должен уплачивать налоги со своего общемирового дохода.

Екатерина Попова
Екатерина Попова
Юрист REVERA
Ольга Полозова
Ольга Полозова
Юрист REVERA

Вы признаетесь налоговым резидентом Беларуси, если провели в стране более 183 дней в календарном году.

Пример. Если в октябре 2018 года вы переедете в США, то в 2018 вы еще будете считаться налоговым резидентом Беларуси, так как пробыли здесь более 183 дней. А это значит, что по доходам, полученным в 2018 из любых источников, вам нужно отчитаться перед белорусской налоговой, подав декларацию до 1 марта 2019 года включительно.

2. Подавайте налоговую декларацию. В этой же ситуации — когда вы переехали за границу и получаете там доход, но все еще являетесь налоговым резидентом Беларуси — вам нужно будет подать декларацию и заплатить подоходный налог в Беларуси. Таким доходом могут быть, например, дивиденды или зарплата.

Если вы получили доход от иностранных источников, сперва вам нужно подать декларацию по подоходному налогу в налоговый орган Беларуси по месту вашей регистрации не позднее 1 марта года, следующего за годом получения дохода. После этого не позднее 1 мая вы получите извещение с суммой подоходного налога к уплате и затем не позднее 15 мая — заплатите налог.

4. Заранее возьмите справку о том, что вы налоговый резидент Беларуси. Это поможет сэкономить на налогах. У страны, в которой вы работаете или получаете дивиденды от местной компании, может быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения с Беларусью. В таком соглашении может быть указано, что ваш доход облагается налогом по месту налогового резидентства.

Пример. Если вы еще являетесь налоговым резидентом Беларуси и получаете дивиденды от компании Великобритании, по соглашению налог уплачивается только в Беларуси. Для этого в Великобритании (то есть в месте получения дивидендов) нужно предоставить справку о том, что вы налоговый резидент Беларуси — ее выдает белорусская налоговая. Такая справка поможет сэкономить на налоге с дивидендов, ведь платить его нужно будет только в Беларуси.

Фото с сайта lifestyle.abs-cbn.com

Фото с сайта lifestyle. abs-cbn.com

Но даже если налог был уплачен или удержан за границей, в белорусскую налоговую вы можете представить справку, заверенную иностранной налоговой. В ней должна быть указана сумма дохода и уплаченного налога. Такая справка либо эквивалентно уменьшит сумму налога в Беларуси, либо его вообще не нужно будет платить.

Всегда ли можно сделать такой зачет? Нет. Если доход получен с территории, которую белорусское законодательство признает офшорной (например, американский штат Делавэр), налог все равно придется заплатить в Беларуси по ставке 13%. То, что он уже был уплачен в офшорных территориях, не будет учитываться.

Проверить, есть ли со страной специальное соглашение или она признается офшором, можно на сайте Министерства по налогам и сборам.

5. Заранее продать автомобиль и спланировать другие крупные сделки. Даже если вы перестали быть резидентом Беларуси или России, вам все равно придется платить налоги по доходам, полученным здесь.

Например, если вы продадите свой автомобиль. Резиденты имеют право продать 1 авто за календарный год и не платить подоходный налог с такого дохода. Утратив статус резидента, заплатить налог придется. Какой из этого следует вывод? Продавать авто стоит заранее, до переезда и до утраты статуса налогового резидента.

Если вы все-таки не успели продать авто вовремя, при расчете налога документально подтвержденные расходы по покупке этого же автомобиля будут учитываться, и сумма налога будет меньше.

Или автомобиль можно подарить близкому родственнику. Подоходного налога в таком случае не возникнет.

А тех, кто утратил статус налогового резидента России, ждет неприятный сюрприз при продаже недвижимости. Для нерезидентов ставка подоходного налога по такому доходу составит 30% вместо 13%. Поэтому недвижимость выгодней продавать еще будучи налоговым резидентом России.

6. Какое-то время сохраняйте документы, которые подтвердят, что вы больше не налоговый резидент Беларуси. То есть те, которые подтвердят, что вы находились за пределами Беларуси более 183 дней в году (например, авиа-, авто- и железнодорожные билеты; старый паспорт с визами и отметками о въезде и выезде; трудовой договор с условием о месте работы за границей и др.).

Дело в том, что в переходный период, когда вы меняете страну и у налоговой нет всех данных о вашем новом статусе, могут появиться вопросы. В спорной ситуации с документами на руках вы сможете доказать, что не являетесь налоговым резидентом Беларуси — а, значит, вам не нужно платить здесь налог с доходов из-за границы.

Счет в иностранном банке

Если открываете счет в иностранном банке — убедитесь, что не нарушаете валютное законодательство Беларуси.

По валютному законодательству, если белорус за границей открывает счет в банке или совершает операции, связанные с движением капитала (покупает акции, ценные бумаги, недвижимость, размещает денежные средства в банках иностранных государств), он должен получить соответствующее разрешение Национального банка.

Когда вы переезжаете за границу, это не означает, что вы автоматически теряете статус валютного резидента Беларуси и не обязаны запрашивать у Нацбанка разрешение.

Разрешение не нужно получать только в некоторых случаях.

  • При открытии счета за границей, когда вы законно проживаете там на основании визы, разрешения на временное проживание или вида на жительство
  • При операциях, связанных с движением капитала, если вы непрерывно проживаете за пределами Беларуси более одного года; при этом важно, чтобы операции были не связаны с предпринимательской деятельностью на территории Беларуси

Допустим, вы больше года непрерывно проживаете и работаете в Литве. Вы решили разместить вклад в местном банке или купить ценные бумаги. Если эти операции не связаны с вашей предпринимательской деятельностью на территории Беларуси, разрешение Нацбанка можно не получать.

Фото с сайта jp.wsj.com

Фото с сайта jp.wsj.com

По последней информации, Нацбанк собирается отменить требование о получении разрешения физическими лицами на открытие банковского счета за границей, но пока оно по-прежнему действует.

Рассмотрим на примере, который часто встречается в нашей практике.

Вы уже какое-то время живете за границей и решили купить акции у иностранной компании, в которой работаете. Для того, чтобы оплатить их, вы планируете открыть счет в этой стране. Как понять, нужно ли вам получать разрешение на открытие счета и оплату акций?

Что касается оплаты акций — посчитайте, как долго вы проживаете за границей: если больше года и это легко можно подтвердить иммиграционными документами, то разрешение получать не нужно.

Что касается открытия счета — если у вас есть иммиграционные документы, которые позволяют вам законно находиться за границей, разрешение получать также не нужно.

В нашей практике был случай, когда клиенту нужно было купить акции иностранной компании. При этом он уже около 10 месяцев находился за пределами Беларуси — работал там. Сделку нужно было проводить оперативно, не было возможности ждать 2 месяца, пока срок его проживания за границей составит больше 1 года. В итоге мы решили обратиться в Нацбанк за разрешением на оплату акций, чтобы обезопаситься и исключить привлечение к ответственности за сделку без разрешения.

Оформление миграционного статуса

Правильно оформите иммиграционный статус и решите, нужно ли оформлять постоянное проживание за границей. Начнем с простого. Когда вы переезжаете за границу, даже на небольшое время, вам нужно оформить иммиграционный статус в новой стране (получить рабочую визу, оформить разрешение на проживание).

Как правило, статус зависит от того, сколько вы пробудете за границей и от цели переезда. Чтобы все сделать правильно и не нарушить иностранное миграционное законодательство, рекомендуем обращаться к местным консультантам по вопросам иммиграции.

Если вы знаете, что переехали надолго, вам также нужно решить, оформлять ли постоянное проживание за границей. Оформляется оно в Беларуси, в результате вам выдадут паспорт серии РР и поставят на консульский учет.

Этот вопрос очень индивидуальный, в нем есть свои плюсы и минусы, преимущества и опасения. Вот некоторые из распространенных недостатков.

1. Для того, чтобы получить паспорт РР, нужно сняться с регистрационного учета по месту жительства, то есть выписаться из квартиры. Если у вас нет права собственности на жилье, а отношения с родственниками напряженные, есть риск, что обратно вас уже не пропишут. Для многих это основной аргумент против.

Фото с сайта pravo.by

Фото с сайта pravo.by

2. Нужно закрыть ИП — это тоже одно из условий получения паспорта PP. Возможный компромисс, если вы все же хотите продолжить заниматься бизнесом в Беларуси — закрыть ИП, но зарегистрировать юридическое лицо (например, ООО с одним участником).

3. Исполнить налоговые и алиментные обязательства: это не означает, что вы должны заплатить налоги или алименты наперед. Важно, чтобы на момент оформления паспорта серии РР у вас не было задолженности по этим платежам.

Плюсы паспорта серии PP очевидны.

1. Безопасность и обеспечение прав: если вы состоите на консульском учете, белорусскому государству легче обеспечивать ваши права и интересы в стране пребывания, в том числе и в кризисных ситуациях, гарантировать реализацию избирательного и других гражданских прав.

2. Перевозить через границу товары личного пользования и оформлять их будет проще и быстрее.

3. Дополнительное подтверждение статуса налогового нерезидента Беларуси: в спорных ситуациях на практике, паспорт серии РР и постановка на консульский учет — дополнительные аргументы при определении статуса.

Из всего этого можно сделать такой вывод: чем больше вы планируете оставаться за границей и чем тоньше связь с Беларусью, тем выгоднее оформить постоянное проживание за границей.

О том, каких правил стоит придерживаться, уезжая работать за границу из России, читайте в следующем материале.

19.04.2021
Обзор ФНС практики и требований к сертификатам и документам о налоговом статусе (резидентстве) иностранных лиц в целях соглашений РФ об избежании двойного налогообложения (СОИДН)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 20 февраля 2021 г. N ШЮ-4-13/2243@

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ РАСЧЕТОВ (ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ
ВЫПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ
И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ

Федеральная налоговая служба в целях выработки единообразных подходов при формировании доказательственной базы в рамках проводимых налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, по результатам которых предполагается неправомерное применение налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН), при выплате доходов иностранным организациям, сообщает следующее.

Большинством СОИДН предусмотрены преференции при налогообложении отдельных видов доходов, получаемых лицами с постоянным местонахождением в договаривающемся государстве от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выплаты налоговым агентом в адрес иностранной организации доходов, которые в соответствии с СОИДН облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, а именно:

- подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет СОИДН. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык;

- подтверждение того, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

В случае несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога, исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным Кодексом.

При анализе материалов камеральных налоговых проверок, в которых рассматриваются вопросы налогообложения сделок (операций) с иностранными лицами, ФНС России выявлены следующие основные вопросы, возникающие при формировании доказательной базы в отношении наличия налогового правонарушения при несоблюдении условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса:

1) Полнота и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН);

2) Правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода;

3) Особенности формулировок положений СОИДН, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств;

4) Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним СОИДН.

В этой связи при проведении мероприятий налогового контроля, направленных на подтверждение указанного предполагаемого нарушения, налоговым органам необходимо учитывать следующее.

1. В отношении подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено СОИДН.

1.1. Общие требования.

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве (далее - Сертификат) в значении СОИДН. В то же время такие документы могут рассматриваться как должное подтверждение российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в случае, если содержат, в том числе:

- подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;

- период действия (может быть не указан);

- наименование СОИДН (может быть не указано);

- указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

В случае, если комплект документов, подтверждающих налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, предоставленный налогоплательщиком, не соответствует вышеуказанным критериям, налоговым органам необходимо выставить в адрес налогоплательщика требование о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные налогоплательщиком документы не могут быть приняты во внимание или являются недостаточными.

При этом если налогоплательщиком не были представлены документы по требованию, то налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождении у источника выплаты.

1.2. Компетентный орган иностранного государства.

Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого входят, в том числе:

- выдача и заверение Сертификата, и (или) назначение уполномоченного должным образом представителя, ответственного за выдачу и заверение соответствующего Сертификата;

- регулирование процедуры и способа выдачи Сертификата (на бумажном носителе или в электронном виде).

Сведения о компетентном органе, как правило, указаны в положениях статьи "Общие определения" СОИДН. Так, например, в соответствии с подпунктом (i) пункта 1 статьи 3 "Некоторые общие определения" Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" термин "компетентный орган" применительно к Королевству Нидерландов означает Министра финансов или его уполномоченного должным образом представителя.

Методологическое и организационное обеспечение обмена указанными сведениями на текущий момент относится к компетенции Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России.

1.3. Период действия и сроки предоставления налоговым агентам Сертификатов.

В случае если Сертификат содержит указание на конкретный период, в рамках (пределах) которого подтверждается статус налогоплательщика как налогового резидента соответствующего государства, данный документ считается подтверждающим налоговое резидентство налогоплательщика в течение всего обозначенного периода. В случае если документ, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, не содержит информацию о периоде, за который подтверждается статус налогоплательщика, таковым считается календарный год, в котором упомянутый документ был выдан .

Письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-08-05/47828; от 19.12.2018 N 03-08-05/92537; от 15.04.2019 N 03-04-05/26553.

Согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса основанием для применения ставок налога, предусмотренных в СОИДН, является предоставление иностранной компанией соответствующих подтверждений, в том числе постоянного местонахождения в государстве, с которым заключено СОИДН, выплачивающему доход налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Однако, на практике нередко встречаются случаи, когда Сертификат содержит:

- указание на период выплаты дохода, но был выдан компетентным органом иностранного государства и (или) представлен налогоплательщику или проводящему камеральную налоговую проверку налоговому органу после даты выплаты дохода, или

- указание на более ранний/поздний период по сравнению с периодом выплаты дохода, вследствие чего налоговые органы по результатам проведенных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов приходят к выводу о неправомерном применении налоговыми агентами преференций, предусмотренных СОИДН.

Согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 Кодекса, предусматривающего подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, в нем отсутствуют нормы, ограничивающие период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду. Положениями пункта 1 статьи 312 Кодекса предусмотрена только обязанность подтверждения иностранной организацией своего статуса до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде .

Письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-08-13/40642, от 19.08.2015 N 03-08-05/47828, от 02.12.2015 N 03-08-05/70230; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 по делу N А53-20698/2014.

Одновременно, если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие Сертификатов за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений .

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 по делу N 305-ЭС14-1210, А40-14698/13.

С учетом вышеизложенного, согласно складывающейся практике рассмотрения данной категории дел отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СОИДН, не может считаться обоснованным в случаях, если представленные Сертификаты:

- содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода и (или) представлены в налоговый орган с нарушением срока, например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной налоговой проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган;

- содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода в случае, если правоотношения являются длящимися. При этом, необходимо отметить, что выплата дивидендов (даже при условии их регулярной выплаты) не относится к длящимся правоотношениям; в этом случае наличие Сертификата необходимо за каждый налоговый период.

Следовательно, привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, и начисление пени в соответствии со статьей 75 Кодекса в этих случаях необоснованно.

Во всех остальных случаях, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет суммы налога с применением ставки, предусмотренной статьей 284 Кодекса, в отношении соответствующего вида дохода. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, является основанием для привлечения налогового агента к налоговой ответственности в соответствии со статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.

2. В отношении подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода в связи с непредставлением соответствующих документов.

Из всех проанализированных материалов налоговых проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением "неполного" комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний, со стороны налогоплательщика.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении налогоплательщиками писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению налогоплательщика) фактическое право на доход (кредитных договоров (соглашений) - в случае выплаты процентов, лицензионных соглашений - в случае выплаты роялти).

ФНС России обращает внимание, что позиция налоговых органов не должна строиться на формальном подходе, выраженном, в том числе, в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо осуществлять проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

В соответствии со сложившейся практикой применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход, а также подходами Минфина России , иностранная компания признается технической, обладающей признаками "кондуитности", в случае если:

Письма ФНС России от 28.04.2018 N СА-4-9/8285; от 06.05.2019 N СА-4-7/8448.

Письма Минфина России от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236; от 27.03.2015 N 03-08-05/16994.

- деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);

- отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;

- платежи обладают "транзитным" характером;

- деятельность иностранной компании не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;

- иностранная компания не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;

- сотрудники иностранной компании фактически не осуществляют в отношении нее функций контроля и управления.

При анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход налогоплательщиком комплекта документов, налоговым органам следует также учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти налогоплательщику достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода, без соответствующего письма-подтверждения со стороны иностранного контрагента.

Основанные лишь на формальном подходе выводы налогового органа об отсутствии у иностранной компании статуса фактического получателя доходов, не подкрепляемые надлежащим образом сформированной доказательной базой и анализом профиля иностранной компании, не могут считаться обоснованными.

3. Особенности по уплате налога в отдельных случаях.

ФНС России обращает внимание, что положения СОИДН не предоставляют налогоплательщикам право произвольного выбора в отношении необходимости уплаты налога с соответствующего дохода на территории Российской Федерации или на территории другого Договаривающегося государства.

Наличие в ряде СОИДН формулировки о том, что доходы, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве "могут облагаться налогом в этом другом Государстве" и одновременно формулировки "могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают" означает, что государство, налоговым резидентом которого является получатель таких доходов, обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов. Одновременно данная норма сохраняет возможность взимания налога в Российской Федерации как государстве источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть двойное налогообложение устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в Российской Федерации. При этом участники указанных операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги .

Пункт 9 "Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

Неисполнение налогоплательщиками обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации в данном случае является основанием для привлечения налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.

4. Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц.

Налоговым органам при применении СОИДН также необходимо учитывать, что положения СОИДН могут не распространяться на отдельных лиц, поименованных в каждом конкретном соглашении.

Так, например, партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership, LLP), созданные в соответствии с законодательством Великобритании, прямо исключены из числа субъектов, к которым применяются положения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества". Указанная норма содержится в подпункте "е" пункта 1 статьи 3 Конвенции.

Аналогичные особенности предусмотрены абзацем 3 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 в отношении партнерств, созданных в соответствии с законодательством США.

ФНС России обращает внимание, что исключения отдельных категорий лиц из состава лиц, на которых не распространяются положения отдельных СОИДН, не ограничиваются указанными примерами, таким образом, налоговому органу в ходе анализа правомерности применения преференций, предусмотренных конкретным СОИДН, следует удостовериться в том, что налогоплательщик не относится к категории лиц, на которых не распространяются положения такого СОИДН.

Налоговым органам необходимо руководствоваться изложенными в настоящем письме рекомендациями при формировании доказательной базы по предполагаемым нарушениям, связанным с неисполнением налогоплательщиками обязанностей налоговых агентов при выплате доходов иностранным организациям по причине несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса; ошибочным/произвольным толкованием положением ряда отдельных СОИДН; применением преференций СОИДН в отношении лиц, на которых не распространяются положения соответствующего СОИДН.

Иные нарушения, которые могут быть установлены по результатам проведения камеральных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, в настоящем письме не рассматриваются.

В 2020 году в два раза сократился срок, который нужен, чтобы стать налоговым резидентом РФ. Теперь для этого достаточно провести в России 90 дней и написать заявление в налоговую инспекцию. Резидентство помогает экономить на НДФЛ и получать вычеты.

Вот что нужно об этом знать.

Кто такие резиденты

Налоговые резиденты — это люди, которые платят НДФЛ по ставке 13% и могут получать налоговые вычеты. Нерезиденты с тех же доходов платят налог по ставке 30 или 15%, а вычеты им вообще не дают.

При этом гражданство не имеет значения. Гражданин России может не быть резидентом, а иностранец может им оказаться.

Например, жил себе гражданин в России, а потом уехал на стажировку за границу. Вернулся и стал часто ездить в зарубежные командировки. Получилось, что за год он был в России 150 дней, а остальное время мотался по миру. И вот этот гражданин решает продать квартиру, чтобы купить новую. С продажи квартиры придется начислить не 13% НДФЛ, а 30%. А при покупке новой квартиры в том же году нельзя будет вернуть НДФЛ с помощью имущественного вычета. Притом что НДФЛ с доходов и так в 2,3 раза больше: российский работодатель должен начислять его по ставке 30%. Так из-за нерезидентства можно потерять сотни тысяч рублей.

Как определяют резидентство в общем порядке

Налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находились в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 183 дня могут идти с перерывами, главное — чтобы в общей сложности их было не меньше. А 12-месячный период — это не обязательно календарный год, могут учитываться и разные годы. Но месяцы должны быть последовательными.

Для налогового статуса учитывается 12-месячный период до даты получения дохода — он может начаться в одном году, а продолжиться в другом. Окончательный статус налогоплательщика, который влияет на налогообложение его доходов, определяется по итогам года.

Независимо от фактического времени нахождения в России, налоговыми резидентами признаются российские военные, которые служат в других странах, а также сотрудники ведомств в командировках за границей.

Что нового в 2020 году

В 2020 году стать резидентом можно на специальных условиях.

Сокращенный срок. Если с 1 января по 31 декабря физическое лицо находится в России от 90 до 182 календарных дней включительно, этого достаточно, чтобы стать налоговым резидентом — со всеми вытекающими последствиями.

Оформление по заявлению. Чтобы стать резидентом при сокращенном сроке пребывания в России, нужно подать заявление в налоговую инспекцию.

Как подать заявление, чтобы стать резидентом

В обычном порядке, при нахождении в России от 183 дней, заявление подавать не нужно. Но можно написать заявление, чтобы налоговая подтвердила статус резидента: такой документ пригодится для уплаты налогов в других странах.

Но в случае с сокращенным сроком пребывания в России заявление нужно писать обязательно. С его помощью налоговая поймет, хотите вы считаться налоговым резидентом РФ, если были в России меньше 183 дней, или нет. Такой статус получают добровольно. Если в 2020 году вы были в России 110 дней, то по желанию можете стать налоговым резидентом, а можете и не становиться.

Срок подачи заявления для резидентства — до 30 апреля 2021 года, то есть до последнего дня подачи декларации о доходах за 2020 год. Время на раздумья и расчет выгоды еще есть.

Стать налоговым резидентом РФ таким способом можно только на 2020 год. Для сделок 2019 или 2021 года это условие не действует.

Какими документами можно подтвердить нахождение в России

Для резидентства важна не прописка и даже не вид на жительство: эти документы дают право находиться в России, но сами по себе не подтверждают, что человек этим правом воспользовался и реально находился в стране положенное время.

Конкретного перечня подтверждающих документов в законах нет. Вот что можно использовать, чтобы доказать налоговой, что вы на самом деле находились в России как минимум 90 дней в 2020 году:

  • миграционные карты с данными о въезде и выезде;
  • справки с места работы;
  • приказы о командировках;
  • путевые листы;
  • проездные документы;
  • договоры на лечение или обучение;
  • справки, которые выдают по месту жительства.

Работодатель определит статус по табелю учета рабочего времени.

Что дает налоговое резидентство

Ставка НДФЛ. Налоговые резиденты РФ платят налог на доходы по ставке 13%. Нерезиденты с того же дохода заплатят 30%. С каждых 100 000 Р дохода экономия составит 17 000 Р .

Например, в российской компании работают два менеджера по рекламе — Иван и Герман. У них одинаковая зарплата — 80 000 Р в месяц. Но Иван ведет проекты в России, а Герман часто ездит за границу и считается нерезидентом. У Ивана за год удержат 124 800 Р НДФЛ, у Германа — 288 000 Р . Хотя оба они россияне, работают в одной фирме и получают одинаковую зарплату.

Повышенная ставка НДФЛ для нерезидентов касается не только налога с зарплаты, но и продажи имущества, когда речь может идти о миллионах рублей дохода единовременно.

Возврат НДФЛ с помощью вычетов. Налог по ставке 13% можно вернуть или уменьшить с помощью налоговых вычетов. Подойдут расходы на лечение, обучение, ДМС. Больше всего налога можно вернуть при покупке жилья. Вычет можно получить, если просто есть ребенок, и так уменьшить налог к уплате. Или если вносили деньги на ИИС. Но это сработает только для налога, который платят по ставке 13%, а не для любого НДФЛ.

Менеджер по рекламе Иван потратил на свое лечение 120 000 Р и еще 300 000 Р заплатил за дорогостоящее лечение мамы. Он использует социальный вычет и вернет за год 54 600 Р из уплаченных в качестве НДФЛ 124 800 Р . Менеджер Герман заплатил за свое лечение 150 000 Р , потратил на учебу сына в вузе 200 000 Р , отдал 100 000 Р на благотворительность и купил квартиру в ипотеку за 2 000 000 Р . Но уплаченные им в том же году 288 000 Р останутся в бюджете, потому что Герман — нерезидент. У него будет шанс вернуть налог с покупки квартиры позже — когда он вновь станет резидентом РФ. Расходы на лечение и учебу использовать в будущем не получится.

Уменьшение доходов при продаже имущества. Когда резидент продает квартиру, машину или унаследованный от дяди земельный участок, он может уменьшать доход на вычеты. При продаже квартиры — на ее стоимость при покупке или 1 000 000 Р , при продаже машины — на ее стоимость при покупке или 250 000 Р , при продаже участка — на 1 000 000 Р или расходы дяди. Нерезиденты так делать не могут, вычеты для уменьшения дохода при продаже имущества им не положены. А с дохода от сделки надо заплатить не 13, а 30% НДФЛ.

Иван продал машину за 800 000 Р . Покупал он ее за 900 000 Р , поэтому налога к уплате у Ивана нет: он уменьшит доходы на расходы, подаст декларацию, но в бюджет ничего не заплатит. Герман продал такую же машину за 650 000 Р . Он должен заплатить в бюджет 30% от всей суммы дохода — 195 000 Р , хотя фактически потерял на сделке больше Ивана.

Пересчет НДФЛ. Может быть так, что с начала года работник считался нерезидентом и у него удерживали НДФЛ по ставке 30%. А потом он использовал новые условия, подал заявление в налоговую и стал резидентом, пробыв в России 92 дня. Налог пересчитают с начала года по ставке 13%. Ранее удержанный налог по ставке 30% зачтут, а если будет переплата — ее можно вернуть в следующем году. В нюансах разберется работодатель. Если получаете доходы от иностранных источников и сами считаете налог, для пересчета НДФЛ лучше обратиться за помощью к эксперту, чтобы не оставить лишнего в бюджете.

До 2019 года нерезиденты не могли использовать минимальный срок владения, чтобы продавать имущество без налога и декларации. Но с 2019 года им дали такое право.

Если не получается стать резидентом, но есть доходы в России, используйте другие способы экономить на налогах:


А если у не резидента открыт брокерский счет в Тинькофф и имеются как иностранные так и российские акции, будет ли он платить 13% с прибыли при продаже акций, дивидендов и купонов или нет?

Дмитрий, конечно, будет, если не будут применены специальные льготы, например, льгота по долгосрочному владению. Причём от налога на дивиденды не избавиться никак. На купоны можно применить налоговый вычет.


а это только на 2020й год акция, или потом тоже можно?

Читайте также: