Возможность оспаривания размера налога на земельный участок

Опубликовано: 25.03.2024

Как оспорить кадастровую стоимость, и не переплачивать налог на имущество

С 1 января 2015 года в России постепенно вводится новый порядок расчета налога на имущество физических лиц. Пионерами его применения стали 28 регионов, в том числе Москва, Самарская, Рязанская и Тверская области, применяющие его уже с 2015 года. С 2016 года на новый порядок перешли жители еще 21 региона России, в том числе Санкт-Петербурга, Вологодской, Брянской и Воронежской областей. Остальные регионы России также обязаны перейти на новый порядок до 2020 года.

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  • жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

Если ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, то новый порядок предусматривает его исчисление по кадастровой стоимости, которая обычно максимально приближена к рыночной цене. Однако встречаются случаи, когда кадастровая стоимость превышает рыночную ввиду наличия неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете или в связи с падением рыночной стоимости объекта по различным причинам. А переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Алексей Мазуров,
к. ю. н., эксперт по земельному и смежному законодательству ООО "Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского".

Реформа земельного кодекса РФ: анализ актуальных новелл законодательства и практики применения.

В такой ситуации владелец недвижимости, имеющей завышенную кадастровую стоимость, может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог. Для этого потребуется доказать факт неверного определения кадастровой стоимости. К сожалению, вернуть переплаченную сумму не получится, так как установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

Как узнать кадастровую стоимость вашей недвижимости

Прежде чем оспаривать кадастровую стоимость, необходимо узнать, в какую сумму оценили вашу недвижимость. Оценку производят независимые оценочные компании по договору с органами власти, а кадастровая стоимость каждого объекта недвижимости размещена в открытом доступе на официальном сайте Росреестра. Для поиска объекта недвижимости потребуется ввести его кадастровый номер или адрес, а жилой дом или иной объект, представляющий отдельное строение, можно просто найти на публичной кадастровой карте (maps.rosreestr.ru/PortalOnline/).

Если в форму поиска ввести кадастровый номер нужного объекта (его можно посмотреть в свидетельстве о праве собственности) или адрес и нажать кнопку "Сформировать запрос", то в базе данных будет найден нужный объект недвижимости и показаны имеющиеся источники данных.

Затем нужно выбрать в качестве источника данных "ГКН" (Государственный кадастр недвижимости), после чего будет выдана справочная информация по объекту недвижимости, в том числе кадастровая стоимость и дата ее утверждения. Кадастровую стоимость можно сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. К примеру, если на 16 декабря 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости составляла 17 млн руб., а реальная стоимость на эту дату составляла 15 млн руб., то кадастровая оценка превышает рыночную стоимость на 2 млн руб. При расчете налога следует учитывать, что налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 м 2 общей площади этой квартиры (п. 3 ст. 403 НК РФ), поэтому размер налоговой базы будет ниже кадастровой стоимости. Если же доказать, что кадастровая стоимость для данного объекта недвижимости является завышенной, а реальная рыночная стоимость составляет 15 млн руб., то размер налоговой базы также уменьшится.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать размер налога для московской недвижимости можно с помощью нашего калькулятора расчета налога на имущество физических лиц в Москве

Следует учитывать, что за первый год налог исчисляется с понижающим коэффициентом 0,2. В течение последующих пяти лет размер налога будет постепенно расти, а с 2020 года понижающий коэффициент применяться не будет.

Основания для пересмотра кадастровой стоимости

Оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости существует только два:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под недостоверными сведениями обычно понимаются ошибки, допущенные при проведении оценки, в том числе неправильное определение характеристик объекта недвижимости, повлиявшее на кадастровую стоимость. Верховный суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указывал, что допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки включает следующие обстоятельства:

  • неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе:
    • местоположение объекта оценки;
    • его целевое назначение;
    • разрешенное использование земельного участка;
    • аварийное состояние объекта;
    • нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории;
    • иные условия;
  • неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  • неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Чтобы определить наличие или отсутствие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости жилья, можно запросить сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости у заказчика проведения кадастровой оценки, сведения о котором можно узнать в территориальных подразделениях Росреестра. Ответить на такой запрос заказчик и оценщик обязаны в семидневный срок с момента его поступления (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Если же основанием к оспариванию кадастровой стоимости является превышение ею рыночной цены недвижимости, следует принять во внимание, что рыночная цена должна определяться не на текущий момент, а на момент установления кадастровой стоимости. Таким образом, даже резкое падение стоимости недвижимости, произошедшее позднее установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить. Не получится оспорить кадастровую оценку и жителям тех регионов, в которых налог по прежнему исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. № 18-АПГ15-6).

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Действующее законодательство предусматривает два варианта процедуры оспаривания кадастровой стоимости:

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в суде (п. 2 ст. 403 НК РФ).

Заявитель самостоятельно выбирает, в каком порядке оспаривать кадастровую стоимость. В случае судебного рассмотрения спора предварительного обращения в комиссию для физических лиц не требуется, но для организаций этот этап является обязательным. При этом, рассмотрение в комиссии имеет ряд преимуществ перед судебным:

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать размер госпошлины, подлежащей уплате при обращении в суд, можно с помощью нашего калькулятора госпошлины

  • быстрое рассмотрение спора (в течение месяца);
  • отсутствие судебных расходов, в том числе, необходимости уплачивать госпошлину;
  • возможность оспорить решение комиссии, если оно не устроит заявителя, в судебном порядке.

Такие комиссии функционируют при каждом управлении Росреестра в регионах России.

Необходимые документы

По делам о пересмотре кадастровой стоимости каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением заявлением (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).

БЛАНКИ

Таким образом, заявителю потребуется представить документы, доказывающие его позицию. Кроме того, как в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, так и в суд помимо заявления потребуется предоставить ряд документов (ст. 246 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"):

  • кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчет об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший вышеуказанный отчет, о его соответствии требованиям законодательства и стандартов;
  • документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости) (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

При подаче административного искового заявления в суд дополнительно необходимо представить:

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления (либо копии документов для направления этим лицам);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца;
  • документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора (если в суд обращается юридическое лицо).

Заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов Комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к рассмотрению не принимается, а судом оставляются без движения.

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное в комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления.

В течение семи дней с момента поступления заявления, комиссия сообщает об этом с указанием даты рассмотрения дела в орган местного самоуправления и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения, комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Если основанием оспаривания кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  • об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (в случае, если использованные сведения будут признаны достоверными);
  • о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (если использованные сведения будут признаны недостоверными).

В случае, если основанием оспаривания явилось установление рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает одно из следующих решений:

  • об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • об отклонении заявления.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде. Кроме того, заявитель имеет право оспаривать в суде не само решение комиссии, а результаты определения кадастровой стоимости. В этом случае решение комиссии не будет являться предметом рассмотрения в суде.

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Процедура рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 КАС РФ.

В судебном порядке граждане могут обжаловать как непосредственно результаты оценки кадастровой стоимости квартиры, так и решение комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, если предварительно заявитель в такую комиссию обращался. Соответственно, административный истец может заявить одно из следующих требований:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии Росреестра.

Рассмотрение других требований не может производиться одновременно с оспариванием кадастровой стоимости, поскольку подсудны другим судам. Это значит, что если владелец квартиры хочет вернуть переплаченные налоги, то сначала ему нужно получить судебное решение по результатам рассмотрения его административного искового заявления, а потом уже обращаться с иском о взыскании переплаченных денежных средств.

Первой инстанцией для данной категории споров являются верховные суды республик; краевые, областные суды; суды городов федерального значения; суды автономных областей и округов (п. 15 ст. 20 КАС РФ).

Административными ответчиками по спорам о кадастровой стоимости будут являться Росреестр и орган, утвердивший оспариваемые результаты оценки кадастровой стоимости.

Законом установлены ограниченные сроки для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Обратиться в суд по этой категории споров можно лишь в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов. Однако если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя (п. 3 ст. 245 КАС РФ).

Срок рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости в суде составляет два месяца, но он может быть продлен еще на месяц в связи со сложностью дела (ст. 141 КАС РФ).

О месте и времени рассмотрения дела суд извещает стороны, однако их неявка не препятствует его рассмотрению, если стороны были извещены надлежащим образом (п. 4 ст. 247 КАС РФ).

Следует учитывать, что поскольку стороны обязаны самостоятельно доказывать те обстоятельства, на которые ссылаются, то суд удовлетворит их ходатайства об истребовании дополнительных доказательств только в том случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства без помощи суда. Тем не менее, суд не лишен права запрашивать необходимые доказательства по своей инициативе (п. 6 ст. 247 КАС РФ).

При оспаривании кадастровой стоимости со стороны не единоличного собственника, а участника долевой собственности, суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом. Возражения других собственников оцениваются судом наряду с другими доказательствами по делу и не влекут обязательного отказа в удовлетворении заявленных требований (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

Если по результатам рассмотрения дела суд удовлетворяет заявленные требования о пересмотре кадастровой стоимости, то в резолютивной части такого решения должна быть указана величина установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Принятое судом по результатам рассмотрения дела решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Последняя актуализация: 14 июля 2017 г.

Документы по теме:

Уточнено, с какого момента можно использовать новую кадастровую стоимость для исчисления налогов
Речь идет о ситуациях, когда результаты кадастровой оценки были успешно оспорены налогоплательщиком в суде.

Как многим компаниям удается оспорить кадастровую стоимость

Какие документы нужно собрать для оспаривания в суде

Когда суды отказывают компаниям в снижении стоимости

  • Арбитражная практика по налоговым спорам
  • Земельный налог организаций

В последнее время большинство компаний пытается снизить свои обязательства по земельному налогу путем оспаривания кадастровой стоимости участков. И, как показывает судебная практика, многим налогоплательщикам это удается (постановления арбитражных судов Волго-Вятского от17.10.14 №А17-1024/2013, от22.09.14 №А17-4169/2013, Дальневосточного от07.10.14 №Ф03-3776/2014, от05.09.14 №Ф03-2590/2014 и Московского от30.10.14 №Ф05-12096/14, от20.10.14 №Ф05-11427/14 округов). Причем в отношении земельных участков такой способ оптимизации налоговых обязательств применяется уже достаточно давно.

Однако с 2014 года с помощью оспаривания кадастровой стоимости можно снизить и налог на имущество. Поскольку теперь в отношении определенной недвижимости (например, административно-деловые и торговые центры) налог на имущество рассчитывается исходя из ее кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НКРФ)*. Впрочем, оспаривание кадастровой стоимости недвижимости не совсем корректно называть способом оптимизации налога на имущество. Поскольку сумма налога, рассчитываемая исходя из кадастровой стоимости, практически всегда больше суммы налога, исчисляемой исходя из среднегодовой стоимости недвижимости.

* Подробнее об этом читайте в статье «Насколько выгодно облагать налогом наимущество оборудование отдельно отздания» в «ПНП» № 7, 2014.

Оспорить кадастровую стоимость может не только собственник, но и арендатор земельного участка

Для того чтобы рассчитать земельный налог, нужно знать кадастровую стоимость земельного участка и налоговую ставку (ст. 390, 394, 396 НК РФ). При этом под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной оценки или в процессе рассмотрения споров о результатах ее определения (ст. 3 Федерального закона от29.07.98 №135-ФЗ «Обоценочной деятельности», далее — Закон № 135-ФЗ).

Кадастровая стоимость по своей сути очень приближена к рыночной. Однако зачастую кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его реальную рыночную цену. Основной причиной таких расхождений является невозможность определения кадастровой стоимости каждого конкретного участка при массовой государственной оценке (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). В то же время рыночная стоимость рассчитывается индивидуально для конкретного объекта (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» , утвержденного приказом Минэкономразвития России от22.10.10 №508).

Кроме того, при определении кадастровой стоимости заказчиком работ является, как правило, исполнительный орган власти субъекта РФ. При этом оценка производится не реже одного раза в течение пяти лет с момента проведения последней госоценки (ст. 24.12 Закона №135-ФЗ). Получается, что компания вынуждена уплачивать земельный налог исходя из стоимости, существенно превышающей рыночную. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или в территориальной комиссии по рассмотрению споров о результатах ее определения (абз. 1 ст. 24.18 Закона №135-ФЗ). При оспаривании кадастровой стоимости организация может ссылаться на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является (ст. 24.18 Закона №135-ФЗ):

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Закона № 135ФЗ юридические лица могут оспорить результаты государственной оценки в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. На основании этой нормы можно сделать вывод, что снизить кадастровую стоимость участка на основании решения суда может не только собственник, но и арендатор земли. Это позволит ему уменьшить арендную плату за пользование участком. Но только в том случае, если кадастровая стоимость является базой для расчета арендных платежей.

Аналогичного мнения придерживаются и судьи. К примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от09.06.12 №Ф09-3272/12 указано, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки с наличием исключительно права собственности на объект. Наличие права аренды на земельный участок, плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации предоставленного законом права на пересмотр этой стоимости. И, соответственно, для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов (ст. 6 Закона №135-ФЗ).

В то же время некоторые арбитражные суды отказывают в удовлетворении подобных исков арендаторов (в частности, решения Арбитражного суда г. Москвы от21.01.14 №А40-96560/13, от25.10.13 №А40-59687/2013, от27.12.13 №А40-104707/2013). Поскольку считают, что независимая оценка может быть проведена только в отношении объектов, принадлежащих компании на праве собственности.

Для юрлиц предусмотрен досудебный порядок обжалования размера кадастровой стоимости

Конечно, для того, чтобы оценить экономический эффект от уменьшения кадастровой стоимости, необходимо сравнить налоговую экономию, полученную вследствие ее снижения, с суммой затрат, связанных с оспариванием в арбитражном суде. Если экономический эффект от снижения кадастровой стоимости очевиден, то компании можно приступить непосредственно к ее оспариванию. Для юридических лиц предусмотрен досудебный порядок обжалования, который является обязательным и предполагает обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В настоящее время указанные комиссии функционируют во многих регионах России.

Перечень территориальных комиссий и информацию об их работе можно найти на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru — Кадастровая оценка — Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости — Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости). Порядок создания и работы территориальных комиссий зафиксирован в приказе Минэкономразвития России от04.05.12 №263.

Для обращения в территориальную комиссию необходимо оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. К заявлению нужно приложить следующие документы (ст. 24.18 Закона №135-ФЗ)*:

* Подробнее об этом читайте в статье «Заявление опересмотре кадастровой стоимости поможет снизить земельный налог» в «ПНП» № 3, 2014.

  • справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости;
  • отчет оценщика об установлении рыночной стоимости объекта, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа;
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом СРО, членом которой является оценщик.

Самым длительным на практике оказывается получение отчета независимого оценщика и положительного заключения эксперта СРО. Как правило, на это уходит не менее трех-четырех недель.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде. Как правило, рассмотрение споров проходит «по шаблону». То есть если представлен полный пакет документов (отчет об оценке, положительное экспертное заключение), то суды удовлетворяют требования компаний (например, постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от12.12.13 №А53-35595/2012, Уральского от06.06.14 №Ф09-2904/14, Восточно-Сибирского от13.08.13 №А33-15595/2012 округов). Отметим, что рассмотрение исков в арбитражном суде занимает не менее полугода. Кроме того, с середины 2014 года полномочия по рассмотрению кадастровых споров перешли от арбитражных судов к судам общей юрисдикции. Поэтому новая практика только начинает формироваться.

Что же касается физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, то досудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости для них не предусмотрен (абз. 3 ст. 24.18 Закона №135-ФЗ). То есть предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Поэтому можно сразу подавать исковое заявление в суд. Правда, отчет оценщика и экспертное заключение СРО все равно придется заказывать.

Самая распространенная причина отказа в снижении стоимости — отсутствие экспертного заключения

Конечно, в процессе оспаривания кадастровой стоимости можно столкнуться с рядом подводных камней, на которые следует обратить внимание. Практика показывает, что основные причины отказа со стороны комиссий в удовлетворении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости следующие:

  • экспертное заключение не соответствует требованиям Закона №135-ФЗ или Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от20.07.07 №256;
  • вместо кадастрового паспорта представлена выписка из государственного кадастра недвижимости;
  • отсутствует положительное экспертное заключение СРО, членом которой является оценщик, выполнивший отчет;
  • дата оценки в отчете независимого оценщика об определении рыночной стоимости не соответствует дате установления кадастровой стоимости;
  • экспертное заключение не соответствует требованиям Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от04.07.11 №328.

Для успешного оспаривания размера кадастровой стоимости в суде необходимо тщательно относиться к подготовке всех необходимых документов. Поскольку любое отступление от требований к оформлению документов (ст. 24.18 Закона №135-ФЗ) предоставляет комиссии возможность отклонить заявление компании. В частности, если к заявлению будут приложены отчет оценщика или экспертное заключение в электронном виде, но без электронной подписи.

Зачастую участники территориальной комиссии оспаривают сами расчеты или применяемые в отчетах оценщиков подходы, выполняя тем самым немного не свойственную им функцию. Как правило, такие претензии являются следствием не совсем добросовестных действий оценщика, который занижает рыночную стоимость в отчетах.

Примечательно, что самой распространенной причиной отказа судов в снижении кадастровой стоимости является отсутствие положительного экспертного заключения СРО оценщиков. Такой вывод можно сделать из множества судебных решений (например, постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от04.06.14 №А12-18919/2013, Уральского от09.12.13 №Ф09-12774/13 , от06.08.13 №Ф09-11230/12, от09.08.13 №Ф09-6243/13, Волго-Вятского от08.10.12 №А29-9636/2010 округов).

Отметим также, что зачастую, если рыночная стоимость участка существенно отличается от его кадастровой стоимости, то и комиссии, и суды отказывают компаниям в снижении кадастровой стоимости (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от26.07.13 №Ф09-6527/13).

Как рассчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости

Если кадастровая стоимость земельного участка изменяется по решению суда или комиссии по рассмотрению споров, то измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января года, в котором было подано заявление о ее пересмотре. Такой порядок следует из положений абзаца 5 статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ и подтверждается письмом Минфина России от29.09.14 №03-05-РЗ/48574.

К примеру, в декабре 2014 года общество обратилось в суд с заявлением об уменьшении кадастровой стоимости участка. При этом кадастровая стоимость была введена в действие 1 января 2013 года. Решение суда вступило в силу в апреле 2015 года. В этом случае для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2014 года. Пересчитывать земельный налог за предыдущие налоговые периоды не нужно.

Такой подход разделяют и судьи. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от07.05.14 №А65-3769/2013 указано, что в случае установления арбитражным судом кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной перерасчет сумм земельного налога ретроспективно не осуществляется. Новая кадастровая стоимость не распространяется на более ранние периоды. Аналогичные выводы содержатся во множестве других подобных споров (например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от14.02.14 №Ф09-14604/13).

Если у вас в собственности есть земля или имущество, которые оцениваются по кадастровой стоимости, возможно, вы переплачиваете налог. Рассказали о трёх ситуациях, в которых суммы налога можно снизить.


Есть три ситуации, при которых предприниматели по вине государства переплачивают налог на имущество или земельный налог. Иногда в таких случаях они и вовсе не должны платить эти налоги.

Имущество необоснованно включили в кадастровый перечень

Имущество, которое облагается по кадастровой стоимости, перечислено в статье 378.2 НК РФ. Это:

  • административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения;
  • нежилые помещения, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения на земельных участках для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

При этом, согласно НК РФ, административно-деловой центр — это отдельно стоящее здание, которое отвечает хотя бы одному условию:

  • оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • хотя бы 20 процентов площади предназначено или фактически используется под эти цели.

Аналогичное правило действует для торговых центров. Но этого недостаточно. Должны быть соблюдены еще несколько условий.

  1. Объект недвижимости принадлежит вам на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, праве пользования по концессионному соглашению.
  2. Региональные власти приняли соответствующий закон.
  3. До принятия такого закона в вашем субъекте РФ утвердили результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
  4. Уполномоченный орган определил перечень объектов имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, направил этот перечень в налоговое управление и разместил его на официальном сайте.

Только при соблюдении этих условий имущество облагается налогом по кадастровой стоимости. Если условия не соблюдаются, спецрежимники вообще не платят налог, а на ОСНО платят со среднегодовой стоимости имущества.

Но иногда власти руководствуются чисто формальными признаками и необоснованно включают имущество в кадастровый перечень. Бывает, что назначение у земли и здания другое, и используется оно в других целях, а в перечень попало.

Пример 1.

Организация разрабатывала парашюты, проводила научные исследования в области парашютостроения и авторский надзор в процессе производства и эксплуатации парашютных систем. Здание, где всё это делали, попало в кадастровый перечень, хотя земельный участок не предназначался для размещения офисов, назначение и фактическое использования здания тоже были другими. Оказалось, что инспекторы включили его в перечень на основе акта обследования здания. Причём на самом деле в здание они даже не заходили, а свои выводы делали по фототаблице фасада здания и поэтажному плану, в котором часть помещений обозначена как кабинет. Суд решил, что само по себе наименование «кабинет» не означает, что помещение является офисом в том смысле, который использует законодательство для налогообложения. Компания выиграла дело и здание исключили из кадастрового перечня (Решение Московского городского суда от 01.04.2019 по делу N 3а-735/2019).

Если вы считаете, что ваше имущество ошибочно попало в кадастровый перечень, отправьте письмо в региональное отделение Минимущества о неправомерном включении в перечень.

В этом письме как можно подробнее опишите имущество: адрес, наименование, как вы его на самом деле используете, на каком участке оно находится. Приложите фотографии помещений, здания и прилегающих территорий, а также копии всех документов, которые могут доказать вашу правоту: выписка из ЕГРН, устав и т.д.

Если эти аргументы убедят местные власти, они вынесут решение об исключении имущества из перечня. Если не исключат, а вы уверены в своей правоте, можно обратиться в суд.

Кадастровая стоимость имущества или земли завышена

Оценка стоимости имущества или земельных участков, которую массово проводят государственные специалисты, не всегда бывает объективной и не учитывает индивидуальные особенности объектов. Кадастровая стоимость часто завышена по сравнению с рыночной. Соответственно, вы платите больше, чем должны.

Если это ваш случай — вы можете оспорить кадастровую стоимость. Если это удастся, вы не только будете платить меньше в будущем, но и сможете вернуть переплату за последние три года.

По данным Росреестра, за 9 месяцев 2020 года в судах рассмотрели 6 198 исков по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Подавляющее большинство исков касалось установления кадастровой стоимости в размере рыночной. 5 934 исков суды удовлетворили. В результате суммарно кадастровую стоимость спорных объектов снизили на 136,427 млрд. руб. (53,2 %).

Чтобы узнать, стоит ли затевать процесс пересмотра, закажите оценку имущества или земельных участков у независимых экспертов. Если окажется, что кадастровая стоимость завышена, обратитесь либо в комиссию территориального подразделения Росреестра, либо сразу в суд. Раньше до суда нужно было обязательно сначала обратиться в комиссию. Сейчас такого требования нет, при желании можно идти сразу в суд.

Кадастровая стоимость может быть завышена ещё и из-за того, что при оценке использовали недостоверные сведения об объекте, в том числе из-за технической или кадастровой ошибки. Например, площадь помещения 250 квадратных метров, а в сведениях указано 300 метров. В таких случаях тоже нужно обращаться в Росреестр для исправления данных, или в суд.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно с помощью электронного сервиса Росреестра.

Имейте в виду, что оспорить можно только действующую кадастровую стоимость. Госорганы периодически проводят переоценку. Сейчас оценку проводят не чаще одного раза в 3 года, но не реже одного раза в 5 лет (не чаще одного раза в 2 года в городах федерального значения). С 2022 года землю будут переоценивать каждые 4 года, а с 2023 года и недвижимость.

Если кадастровая стоимость вашего имущества или земли была завышена, но власти уже провели новую оценку, оспорить старую стоимость и вернуть переплату по налогу вы не сможете. Поэтому, если сейчас видите, что кадастровая стоимость завышена, не тяните с обращением в суд или комиссию. Главное — успеть подать заявление до переоценки. Если все получится, вы сможете вернуть переплату за всё время, пока действовала оспоренная стоимость, но только в пределах трёх лет.

Оспорив кадастровую стоимость, можно снизить и арендные платежи, если вы арендуете муниципальное имущество и плата зависит от кадастровой стоимости.

Пример 2.

Завод металлоконструкций арендовал земельный участок, который был в муниципальной собственности. Арендные платежи считали от кадастровой стоимости. Обратившись в суд, компания добилась снижения кадастровой стоимости со 109 до 33 миллионов рублей. Соответственно уменьшились и арендные платежи (постановление ВС Республики Татарстан по делу № 3А-401/2019).

Кадастровая стоимость включает НДС

Если налог считают со стоимости, которая включает НДС, получается двойное налогообложение. Верховный суд считает, что так быть не должно (Определения от 15 февраля 2017 г. по делу № 5-КГ17-258 и от 9 августа 2018 г. по делу № 5-КГ18-96) и что НДС из кадастровой стоимости в целях исчисления налога на имущества надо исключать.

Судебная практика по этом вопросу неоднозначная, но можно попытаться добиться, чтобы НДС из стоимости исключили. Сделать это получится только при оспаривании самой кадастровой стоимости. Попросите оценщика выделить НДС и при оспаривании проследите, чтобы судебная экспертиза тоже в своём отчёте выделила НДС и чтобы в ЕГРН внесли новую стоимость без НДС. Самостоятельно вычитать НДС при расчёте налога нельзя, его нужно считать строго со стоимости, отражённой в ЕГРН (письмо Минфина от 19 ноября 2018 г. № БС-4-21/22415@).

Выводы

Вы можете снизить платежи по налогу на имущество или землю, если перепроверите, справедливая ли стоимость отражена в кадастровых данных, и оспорите завышенную стоимость в специальной комиссии или в суде. Иногда имущество и вовсе необоснованно включают в кадастровый перечень, и можно добиться его исключения.

Спасти рядового налогоплательщика, или Можно ли пересчитать земельный налог после снижения кадастровой стоимости земли

Кадастровая оценка земли становится для ее собственников все более болезненным вопросом. Цена земельного участка, установленная государством, может превышать его рыночную стоимость в разы. Это не праздный вопрос – ведь именно кадастровая стоимость служит базой для исчисления земельного налога (ст. 390 НК РФ).

Конечно, собственник земли может побороться за снижение кадастровой стоимости до уровня рыночной – в специальной комиссии при Росреестре или суде. Однако проблема переплаты налога земельного налога сохраняется.

Дело в том, что сумма этого налога определяется на основе кадастровой стоимости участка на 1 января года, за который уплачивается налог (п. 1 ст. 391 НК РФ). К примеру, результаты кадастровой оценки были утверждены в 2013 году, и земельный налог за 2014 год был исчислен именно из этой суммы. Даже если в течение 2014 года собственник сможет доказать, что кадастровая стоимость земли необоснованно завышена (а налог, соответственно, переплачен), его усилия могут оказаться бесполезными. Суды не всегда применяют рыночную стоимость «задним числом», с пересчетом сумм налога за прошедшие периоды в сторону уменьшения.

Совсем недавно по этому поводу высказался и КС РФ. Для налогоплательщиков его выводы оказались неутешительными. Впрочем, заявителем была допущена очень грубая ошибка в стратегии оспаривания кадастровой стоимости. Обо всем по порядку.

Фабула дела

КРАТКО

Реквизиты решения: Определение КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания „Возрождение“ на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».

Требования заявителя (собственник земельного участка): Признать неконституционной норму п. 1 ст. 391 НК РФ, поскольку она не позволяет пересчитывать фактически уплаченный земельный налог в случае уменьшения кадастровой стоимости земли в течение налогового периода.

Суд решил: Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

ОАО «Производственная компания «Возрождение», как и многие, оспорила кадастровую стоимость своего земельного участка и добилась снижения ее более чем в три раза, до уровня рыночной цены (с 9,9 млн руб. до 3,1 млн руб.). Решение в пользу общества суд вынес 7 апреля 2012 года, однако реальная стоимость земли была определена оценщиком по состоянию на 26 июля 2010 года. Основываясь на этом, общество направило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2011 год. Налог был рассчитан и уплачен исходя из рыночной стоимости – соответственно, его сумма уменьшилась в три раза.

Инспекция вежливо ответила, что не оспаривает судебное решение об установлении новой кадастровой стоимости земли, однако считает, что земельный налог на ее основе должен рассчитываться только за 2013 год и позже. После чего налоговики наложили на общество штраф, а также предложили уплатить недоимку и пеню по налогу. ОАО «Производственная компания «Возрождение» было вынуждено инициировать новый судебный процесс.

Аргументы судов

Налогоплательщик проиграл дело во всех инстанциях (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 ноября 2012 г. по делу № А27-17487/2012, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2013 г. № 07АП-10827/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2013 г. № Ф04-1410/13).

Суды пояснили, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость, и момент ее определения закреплен совершенно однозначно: по состоянию на 1 января года, за который исчислен налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).

А поскольку 1 января 2011 года кадастровая стоимость составляла 9,9 млн руб. – пусть потом она и была признана не соответствующей действительности – то именно эта сумма и должна лежать в основе расчета. Конечно, новая цена земли после вступления в силу судебного решения должна быть внесена в ГКН. Однако, посчитали суды, это не аннулирует прежнюю запись со старой, завышенной стоимостью участка. Поэтому решение суда 2012 года, приравнявшее кадастровую стоимость к рыночной, не подлежит применению к спорному налоговому периоду 2011 года.

«Тройка» судей ВАС РФ также признала логичность выводов нижестоящих судов, отказавшись передавать дело на рассмотрение Президиума (Определение ВАС РФ от 4 июля 2013 г. № ВАС-7917/13).

ОАО «Производственная компания «Возрождение» не сдалось и решило оспорить конституционность п. 1 ст. 391 НК РФ, который устанавливает момент определения кадастровой стоимости для целей налогообложения. Общество требовало признать законность пересмотра налоговой базы «задним числом».

Однако КС РФ отказался даже принимать жалобу к рассмотрению. Судьи отметили, что рыночная стоимость имеет преимущество перед кадастровой, однако это не означает, что последняя лишена экономических оснований и не имеет связи с фактической ценой.

А затем КС РФ и вовсе пошел против логики. По мнению Суда, установление кадастровой стоимости участка, в размере рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Иными словами, если, к примеру, государство оценило земельный участок в 10 млн руб., а независимый оценщик – в 2 млн руб. (и впоследствии кадастровая стоимость официально снизилась до этого значения), то с точки зрения КС РФ обе эти оценки верны. И да – внесение новой записи о цене земли в ГКН не может, с точки зрения КС РФ, считаться исправлением ошибки в реестре.

От рассмотрения же ключевого момента жалобы Суд уклонился. Общество поставило вопрос о нарушении своих прав как налогоплательщика, поскольку было вынуждено переплатить налог трехкратном размере из-за «неверной» стоимости земли (то есть налоговой базы).

Комментировать это КС РФ отказался, потому что: а) суды уже рассматривали возможность пересмотра налоговой базы, и б) проверка законности и обоснованности их решений, исследование и установление фактических обстоятельств (включая сопоставление кадастровой и рыночной оценки земельного участка) в компетенцию КС РФ не входит (Определение КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О).

Без права на ошибку

Теперь к просчету заявителя. Сложность заключается в том, что независимый оценщик был привлечен спустя полтора года после утверждения результатов кадастровой оценки. Кадастровая стоимость земли была утверждена в ноябре 2008 года, а рыночная — по состоянию на июль 2010 года. Получилось, что формально разницу в кадастровой и рыночной стоимости можно объяснить изменением обстановки на рынке и колебанием цен на землю.

Странно, что рыночная стоимость земли не была установлена на дату окончания кадастровой оценки, как это делается обычно (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 июня 2014 г. по делу № А82-9984/2013, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 ноября 2013 г. по делу № А33-3207/2013). Скажем больше, сам закон об оценочной деятельности обязывает устанавливать рыночную стоимость на ту же дату, что и день утверждения результатов кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.19). Если же даты установления рыночной и кадастровой стоимости серьезно разнятся, это не позволяет сопоставить их между собой. На это, кстати, обращает внимание судья КС РФ Константин Арановский в своем мнении к решению.

В копилку аргументов

На руку налогоплательщикам играет официальная позиция Минфина России, причем выражена она была неоднократно. Так, ведомство прямо указывает на возможность перерасчета налога и возврата излишне уплаченного в бюджет при соблюдении двух условий:

  • рыночная оценка земли проведена на ту же дату, что и кадастровая;
  • кадастровая стоимость приведена в соответствие с рыночной (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-05-05-02/89, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-05-05-02/112).

Правда, судебная практика пока складывается очень неоднозначно. Некоторые суды осторожно занимают сторону налогоплательщика. К примеру, ФАС Западно-Сибирского округа признает, что закон молчит о том, как следует исчислять земельный налог в такой ситуации. Однако нет и прямого запрета на корректировку налога за тот год, в котором суд приравнял кадастровую стоимость к рыночной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2014 г. по делу № А27-12625/2013).

Другие же подчеркивают, что на новую кадастровую стоимость можно опираться только с момента внесения ее в ГКН, а на правоотношения, возникшие до этого, она распространяться не может. Так, ФАС Московского округа посчитал, что рыночная стоимость определяется на дату проведения кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка) (постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2014 г. № Ф05-5024/2014 по делу № А41-23001/13, постановление ФАС Московского округа от 21 апреля 2014 г. № Ф05-2845/14 по делу № А41-23739/13).

К сожалению, эта позиция основана на небезызвестном решении ВАС РФ, в котором Суд пришел к аналогичному выводу (Постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11).

Ситуация парадоксальная – Минфин России поддерживает налогоплательщиков, а ВАС РФ фактически не оставляет возможности пересчитать налог в сторону уменьшения. Остается сожалеть о том, что поводом для «показательного судебного процесса» в КС РФ послужило дело с тактической ошибкой заявителя – ведь у судов может появиться соблазн применять его вообще ко всем спорам о пересчете налога.

Правда, ситуацию несколько поправили изменения в закон об оценочной деятельности (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Сниженная кадастровая стоимость теперь применяется с 1 января того года, в котором заявитель обратился в комиссию. За прошлые годы пересчитать налог не получится.

Собственники земельных участков находятся сейчас в непростой ситуации. Об утверждении новой кадастровой стоимости им никто не сообщает. Конечно, соответствующий акт публикуется, но персональные извещения гражданам и предпринимателям не приходят — такой обязанности у государства нет.

Раньше существовала и еще одна проблема. Согласно предыдущей редакции ст. 24.12 закона об оценочной деятельности, которая действовала до 22 июля 2014 года, региональные власти были обязаны проводить кадастровую оценку земель не реже одного раза в пять лет. Вся сложность заключалась в том, что закреплена только нижняя планка периодичности оценки, а значение «не чаще» не ограничено. Поэтому многие регионы проводили кадастровую оценку ежегодно или раз в два года (Иркутская, Пензенская области, Краснодарский край, г. Москва и т. д.).

Получается, что владелец земельного участка обращается с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ЗУ сначала в комиссию, а потом в суд – и чаще всего до конца года отстаивает свое право на использование именно рыночной стоимости. И даже если его усилия увенчались успехом, к моменту вынесения решения или сразу после него утверждаются новые результаты кадастровой оценки, которые надо оспаривать по новой.

Недавно принятые поправки в закон об оценочной деятельности, о которых мы уже упоминали, как раз закрепили такую нижнюю планку. Теперь кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в три года (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - не чаще чем один раз в два года). Но процесс оспаривания кадастровой стоимости все равно может затянуться надолго.

Поэтому мы рекомендуем регулярно отслеживать проведение кадастровой оценки земель в своем регионе и оспаривать ее результаты максимально оперативно.

Помимо рыночной цены участков земли, в Российской Федерации существует понятие кадастровой стоимости, которая применяется для целей налогообложения субъектов земельных прав. Денежное выражение кадастровой стоимости земельных участков, как правило, превышает реальную рыночную стоимость. Поэтому тема соотношения кадастровой и рыночной цен на землю в настоящее время является крайне актуальной.

Понятие кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость земельных участков определяется в результате комплекса действий по кадастровой оценке земель или по итогам судебных споров об оспаривании такой стоимости.

Основной целью является определение стоимости конкретных участков земли в для целей учета в сфере кадастра. Для земель каждой категории (земли сельских и городских поселений, сельскохозяйственные угодья вне черты поселений, иные категории) сформированы критерии и методы проведения оценки, которые основываются на классификации земель по цели назначения и типу функционального использования.

Перечни целевого назначения земель и виды их использования находятся в открытом доступе в земельном кадастре, а также в публичной карте на официальном сайте Росреестра.

Оценка земель для кадастровых целей осуществляется уполномоченным органом – Федеральным агентством кадастра в лице его региональных органов. Для выполнения конкретных работ Агентство имеет право привлекать оценщиков, обладающих полномочиями по оценке земель. Работа оценщиков оформляется путем размещения заказа на выполнение работ для государственных нужд в рамках контрактной системы.

Кадастровая стоимость является публичной и открытой информацией. Заинтересованные лица могут узнать точную кадастровую стоимость участка через публичную карту Росреестра, либо запросить указанные сведения через территориальный орган Росреестра в электронной или письменной форме.

Методика определения кадастровой стоимости

Как указывалось выше, оценкой земель для расчета кадастровой стоимости занимается Федеральное агентство кадастра. После завершения процедуры оценки земель, субъект РФ формирует итоговый отчетный документ об определении кадастровой стоимости участков, при этом сведения о стоимости вносятся в государственный земельный кадастр.

Для определения методов расчета кадастровой стоимости участка земли применяется Федеральный стандарт оценки, утвержденный Приказом МЭР России от 22 октября 2010 года № 508.

Данный документ устанавливает следующие универсальные методы оценки: затратный, сравнительный и доходный. Выбор метода оценки зависит от достаточности и достоверности представленной на рынке информации, а также исходя из особенностей разрешенного вида пользования объекта оценки. Для массовой оценки выбираются объекты, имеющие схожие характеристики на основании выбранного оценщиком метода.

Среди указанных вариантов приоритет отдается сравнительному методу, который позволяет учесть информацию о максимальных, минимальных и средних ценах сделок, а также о предложениях на рынке купли-продажи земельных участков.

Кадастровая стоимость и налогообложение

Налоговые органы проводят исчисление земельного налога в отношении конкретных участков земли исходя из результатов проведения государственной кадастровой оценки земли. Для этих целей ФНС использует информацию, содержащуюся в ежегодном отчете субъекта РФ об утвержденном результате оценки.

Исчисление налога в отношении конкретного участка земли производится по формуле:

ЗН (Земельный налог) = Кст x Д x Cт x Кв, где

Кст – кадастровая стоимость участка земли;

Д – размер доли в праве на земельный участок;

Ст –ставка налога (различается в зависимости от конкретного региона);

Кв – коэффициент владения земельным участком.

По итогам начисления земельного налога в адрес субъектов налогообложения направляются налоговые уведомления, где содержится подробный расчет суммы налога. В случае несогласия с размером начисленного земельного налога, либо с базовым значением формулы расчета, налогоплательщик имеет право пожать жалобу в налоговый орган в порядке подчиненности либо обратиться в судебные органы.

Соотношение кадастровой и рыночной стоимости земли

Кадастровая и рыночная стоимость земли не совпадает по своим значениям, хотя эта разница постепенно снижается ввиду применения рыночных значений стоимости земельных участков при кадастровой оценке земли. Так как рыночная стоимость формируется по взаимной договоренности сторон, она в меньшей степени зависит от показателя кадастровой стоимости. Тем не менее, при подготовке условий будущей сделки стороны вправе учитывать данные о кадастровой стоимости в качестве отправной точки для переговоров. Как правило, кадастровая стоимость земли превышает рыночную, вследствие чего размер земельного налога рассчитывается по значительно большей налоговой базе.

Возможность оспаривания кадастровой стоимости

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» устанавливает, кадастровая стоимость может быть оспорена в суде. До 2014 года рассмотрением таких споров занимали арбитражные суды Российской Федерации. В настоящее время данная категория споров входит в компетенцию судов общей юрисдикции.

Суд принимает в качестве доказательств по делу отчеты о рыночной стоимости земельного участка, которые составляют оценщики. Если решением суда кадастровая стоимость признается равной рыночной, органы Росреестра обязаны внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости. Также это решение будет являться основанием для изменения в меньшую сторону налоговой базы при расчете земельного налога.

Общее количество судебных решений, вынесенных в пользу заявителей, постоянно растет. Основной причиной такого роста является развитие методов и средств независимой оценки рыночной стоимости земельных участков. Квалификация оценщиков на данном рынке услуг также постоянно повышается, что позволяет готовить аргументированные отчеты с хорошей доказательной базой.

Читайте также: