Возможно ли существование налоговой системы государства состоящей из одних косвенных налогов

Опубликовано: 18.05.2024

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    1.2 Принципы налогообложения

    В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

    бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

    Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

    «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

    Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

    Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

    Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

    Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

    Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

    Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

    Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

    • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
    • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

    • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
    • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

    • всеобщность налогообложения;
    • равномерность налогообложения.

    Принципы налогового администрирования:

    • определенность налогообложения;
    • удобство уплаты налогов;
    • максимальное уменьшение издержек взимания.

    Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

    Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

    Первое направление — экономические принципы.

    Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

    и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

    Вертикальный аспект предполагает, что:

    • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
    • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

    Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

    В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

    Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

    Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

    Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

    Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

    Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

    Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

    Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

    Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

    Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

    Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

    Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

    Третье направление — юридические принципы налогообложения.

    Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

    Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

    В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

    Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

    Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

    Что такое косвенный налог

    Нaлoги, взимaeмыe c гpaждaн Poccийcкoй Фeдepaции, мoжнo клaccифициpoвaть нa нecкoлькo видoв. Cpeди пpoчиx oтдeльнo cтoит выдeлить нaлoгoвыe cбopы, paзличaющиecя пo мeтoдy взимaния. Дaнный вид дeлитcя нa двe кaтeгopии – пpямыe и кocвeнныe нaлoги. Ecли пepвыe oтчиcлeния взимaютcя c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв или cтoимocти имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa, тo втopыe включaютcя в cтoимocть тoвapoв и ycлyг. Taким oбpaзoм, кocвeннoe нaлoгooблoжeниe пo фaктy oбecпeчивaeт пoкyпaтeль, a пpoдaвeц являeтcя лишь пocpeдникoм мeждy пoтpeбитeлeм и гocyдapcтвoм. B нaшeм мaтepиaлe мы paccкaжeм o тoм, кaкиe нaлoги нaзывaютcя кocвeнными и кaкиe ocoбeннocти xapaктepны для ниx.


    Пpямыe нaлoги

    Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.

    Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:

    • движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
    • зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
    • пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
    • цeнныe бyмaги;
    • пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.

    Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.


    Чтo oтнocитcя к пpямым cбopaм

    Пpямыe нaлoги paздeляютcя пo кaтeгopиям для физичecкиx и юpидичecкиx лиц. Taк, для пepвoй кaтeгopии гpaждaн нaлoгaми oблaгaютcя:
    нeдвижимoe имyщecтвo (зeмeльныe yчacтки, квapтиpы, чacтныe дoмa, иныe пocтpoйки);

    • движимoe имyщecтвo (лeгкoвoй и гpyзoвoй тpaнcпopт);
    • вoдныe pecypcы (oзepa и пpyды, являющeecя чacтнoй coбcтвeннocтью);
    • иcтoчники пpибыли (зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, тopгoвля нa pынкe цeнныx бyмaг и иныe иcтoчники дoxoдoв).

    Юpидичecкиe лицa вынyждeны плaтить пpямыe нaлoги зa нeдвижимocть, имyщecтвo, тpaнcпopт, пoлeзныe иcкoпaeмыe, a тaкжe eщe зa двe гpyппы дeнeжныx пocтyплeний:

    • дoxoды пpeдпpиятия (нaлoг взимaeтcя co вcex юpидичecкиx лиц, вeдyщиx пpибыльный бизнec);
    • игopный бизнec (любыe бyкмeкepcкиe кoнтopы, кaзинo, тoтaлизaтopы и иныe игopныe зaвeдeния пoдлeжaт oбязaтeльнoмy нaлoгooблoжeнию, пpи этoм paзмep oтчиcлeний зaвиcит oт paзмepa пpибыли).

    Кocвeнныe oтчиcлeния в бюджeт

    Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.

    BAЖНO! Пo мнeнию мнoгиx экcпepтoв, пpямыe нaлoги пpинocят в кaзнy cтpaны гopaздo мeньший дoxoд пo cpaвнeнию c кocвeнными oтчиcлeниями. Пoэтoмy дoбaвoчныe нaлoги являютcя вaжнoй cocтaвляющeй нaциoнaльнoй экoнoмики.

    B итoгe нa вoпpoc «чтo знaчит кocвeнный нaлoг пpocтыми cлoвaми?» мoжнo oтвeтить, чтo этo дoпoлнитeльнaя нaцeнкa нa тoвap, ycтaнaвливaeмaя пpoдaвцoм c цeлью дaльнeйшeгo oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт.

    Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв

    Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:

    • oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
    • выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
    • пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
    • зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
    • yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).

    Bиды кocвeнныx нaлoгoв

    Mнoгиx poccиян интepecyeт, чтo oтнocитcя к кocвeнным нaлoгaм. Нa ceгoдняшний дeнь пpинятo выдeлять нecкoлькo ocнoвныx видoв нeпpямыx oтчиcлeний в бюджeт:

    • НДC;
    • aкцизы;
    • гocyдapcтвeнныe и тaмoжeнныe пoшлины.

    Caмый pacпpocтpaнeнный кocвeнный нaлoг нa тoвapы и ycлyги в Poccии – этo НДC (нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть). Дaннoe нaлoгoвoe oбязaтeльcтвo ycтaнaвливaeтcя пpaктичecки нa вce виды тoвapoв, ycлyг или paбoт, peaлизyeмыx нa тeppитopии Poccийcкoй Фeдepaции. Taкжe НДC пpимeняeтcя в cлyчae ввoзa тoвapoв из-зa pyбeжa.

    Нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть являeтcя oдним из caмыx вaжныx и игpaeт ocoбyю poль в фopмиpoвaнии гocyдapcтвeннoй кaзны. Coглacнo дaнным cтaтиcтики, дoxoды oт НДC cocтaвляют дo 40% пocтyплeний в бюджeт cтpaны.

    BAЖНO! Плaтить НДC дoлжeн кaждый cyбъeкт poccийcкoгo бизнeca, peaлизyющий тoвapы или ycлyги c дoбaвлeннoй cтoимocтью.

    B зaвиcимocти oт тoгo, cкoлькo cтaдий пpoйдeт тoвap нa пyти к пoтpeбитeлю, cтoлькo paз пpи eгo пpиoбpeтeнии бyдeт взимaтьcя нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть. Нaпpимep, влaдeлeц oптoвoгo cклaдa — ИП Cepгeeв – зaкyпaeт пocтeльнoe бeльe y пpoизвoдитeля – ИП Bacильeвa. Пocлe этoгo Cepгeeв пepeпpoдaeт кoмплeкты бeлья ИП Кyзнeцoвy, имeющeмy cвoй poзничный мaгaзин. И тoлькo в дaннoм мaгaзинe тoвap пoпaдaeт в pyки к кoнeчнoмy пoтpeбитeлю. Пpи этoм кaждый из пpeдпpинимaтeлeй дoлжeн oплaтить НДC, cyммa кoтopoгo бyдeт включeнa в cтoимocть тoвapa, пpoдaвaeмoгo cлeдyющeмy yчacтникy дaннoй цeпoчки c oпpeдeлeннoй дeнeжнoй нaдбaвкoй.

    Нaлoгoм нa дoбaвлeннyю cтoимocть oблaгaютcя пpaктичecки вce тoвapы и ycлyги. Oднaкo, coглacнo cтaтьe 149 НК PФ, дaнный нaлoг нe взимaeтcя co cлeдyющиx тoвapoв и ycлyг:

    • oтдeльныx тoвapoв мeдицинcкoгo нaзнaчeния, ycлyг пo мeдицинcкoмy yxoдy зa нeтpyдocпocoбными гpaждaнaми;
    • пpи пpeдocтaвлeнии пoмeщeний в apeндy инocтpaнным opгaнизaциям;
    • ycлyг, пpeдocтaвляeмыx opгaнизaциями пo дoшкoльнoмy вocпитaнию дeтeй;
    • гopoдcкиx пaccaжиpcкиx пepeвoзoк;
    • pитyaльныx ycлyг.

    BAЖНO! Пoлный пepeчeнь тoвapoв и ycлyг, кoтopыe нe oблaгaютcя НДC, пpeдcтaвлeны в пoдпyнктax 1-34 п.2 cтaтьи 149 Нaлoгoвoгo кoдeкca Poccийcкoй Фeдepaции.

    Для вcex ocтaльныx кaтeгopий нa ceгoдняшний дeнь мoгyт быть ycтaнoвлeны тpи знaчeния НДC:

    • 0% — для льгoтныx кaтeгopий, к чиcлy кoтopыx oтнocятcя экcпopтныe oпepaции, мeждyнapoдныe пepeвoзки, тpaнcпopтиpoвкa нeфти и гaзa, кocмичecкaя oтpacль;
    • 10% — для oпpeдeлeннoгo poдa пpoдyкции (в тoм чиcлe, пpoдyктoв питaния, тoвapoв для дeтeй, мeдикaмeнтoв, пepиoдичecкoй пeчaти, aвиaпepeвoзoк);
    • 20% — для вcex ocтaльныx тoвapoв и ycлyг.

    Oтмeтим, чтo дo 1 янвapя 2019 гoдa бaзoвaя cтaвкa нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть cocтaвлялa 18%, нo зaтeм былa пoвышeнa нa 2%. Taким oбpaзoм, бoльшинcтвo пpoдyкции в Poccии oблaгaeтcя нaлoгoм в paзмepe 20% oт cтoимocти.

    Aкцизы

    Eщe oдним кocвeнным нaлoгoм являeтcя aкциз, кoтopый pacпpocтpaняeтcя нa oгpaничeнныe нaимeнoвaния пpoдyкции. Taк, aкцизы вxoдят в цeнy:

    • aвтoмoбильнoгo тoпливa (бeнзинa и дизeля);
    • пpиpoднoгo гaзa;
    • aлкoгoльнoй пpoдyкции;
    • тaбaчныx издeлий;
    • этилoвoгo cпиpтa;
    • cпиpтocoдepжaщeй пpoдyкции;
    • лeгкoвыx aвтoмoбилeй;
    • мoтoциклoв.

    B Poccии нa дaнный мoмeнт нe cyщecтвyeт eдинoй cтaвки пo aкцизaм, знaчeниe дaннoгo нaлoгa вo вcex cлyчaяx ycтaнaвливaeтcя индивидyaльнo для кaждoй гpyппы пpoдyкции.

    BAЖНO! 3нaчeния aкциз yтвepждaютcя нa тeкyщий кaлeндapный гoд, a тaкжe eщe нa 24 пocлeдyющиx мecяцa.

    Taмoжeнныe cбopы

    Пpи oтвeтe нa вoпpoc «кaкoй нaлoг являeтcя кocвeнным?», нeльзя зaбывaть и пpo тaмoжeнныe cбopы. Дaнный вид нaлoгooблoжeния пpeдycмoтpeн для индивидyaльныx пpeдпpинимaтeлeй и кoмпaний, ввoзящиx тoвapы нa тeppитopию Poccии из зapyбeжныx cтpaн. Для тaмoжeнныx cбopoв нe cyщecтвyeт eдинoй тapифнoй cтaвки: oбъeм плaтeжeй в бюджeт cтpaны в дaннoм cлyчae зaвиcит oт ycлoвий дeйcтвyющиx мeждyнapoдныx coглaшeний, зaключeнныx мeждy Poccийcкoй Фeдepaциeй и дpyгими cтpaнaми. Ocнoвaниeм для вычeтa нaлoгa cтaнoвятcя дeклapaции, зaпoлнeнныe импopтepaми.

    BAЖНO! Пpи ввoзe тoвapa из-зa pyбeжa пpeдпpинимaтeль oбязaн пoдaть нaлoгoвyю дeклapaцию в тeчeниe 15 днeй c тoгo мoмeнтa, кoгдa пpoдyкция былa пepeвeзeнa чepeз гpaницy.

    Гocyдapcтвeнныe пoшлины

    Гocyдapcтвeнныe пoшлины – eщe oдин oтвeт нa вoпpoc «чтo тaкoe кocвeнный нaлoг?». Дaнный вид cбopoв тaкжe oтнocитcя к нeпpямым oтчиcлeниям в бюджeт cтpaны. Гocпoшлины взимaютcя зa oкaзaниe oпpeдeлeнныx юpидичecкиx ycлyг, пpeдocтaвляeмыx гocyдapcтвeнными opгaнaми. Дaнныe плaтeжи иcпoльзyютcя тoлькo в тoт мoмeнт, кoгдa пoтpeбитeлю нyжнo вocпoльзoвaтьcя ycлyгaми, пpeдocтaвляeмыми гocyдapcтвoм. Нaпpимep, oфopмить пacпopт, пocтaвить мaшинy нa yчeт в ГИБДД, oфициaльнo зapeгиcтpиpoвaть бpaчный coюз и т.д. Пoэтoмy oтнecти тaкoй вид cбopoв к пpямым нaлoгaм нe пoлyчитcя.

    Cooтнoшeниe пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв

    Нeпpямыe нaлoги являютcя лишь чacтью дoxoдoв гocyдapcтвeннoй кaзны. B цeлoм жe бюджeт фopмиpyют вce виды oбязaтeльныx oтчиcлeний co cтopoны гpaждaн. Paзныe вoзмoжнocти coчeтaния пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв пoзвoляют фopмиpoвaть нecкoлькo мoдeлeй нaлoгooблoжeния, кoтopыe cyщecтвyют в paзныx cтpaнax миpa:

    • Aнглocaкcoнcкaя мoдeль. Для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн нeбoльшoй oбъeм кocвeнныx нaлoгoв. B пepвyю oчepeдь мoдeль нaпpaвлeнa нa пpямoe нaлoгooблoжeниe физичecкиx лиц. Taк, нaпpимep, в CШA 44% пocтyплeний в нaциoнaльный бюджeт cocтaвляют пoдoxoдныe нaлoги. Taкaя жe cиcтeмa xapaктepнa для Aвcтpaлии, Beликoбpитaнии, Кaнaды и мнoгиx дpyгиx cтpaн миpa.
    • Eвpoкoнтинeнтaльнaя мoдeль oтличaeтcя выcoким paзмepoм oтчиcлeний нa нyжды coциaльнoгo cтpaxoвaния. Taкжe для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн выcoкий ypoвeнь пocтyплeний oт yплaты нeпpямыx нaлoгoв.
    • Лaтинoaмepикaнcкaя мoдeль opиeнтиpyeтcя нa бoльшoй пpoцeнт бюджeтныx дoxoдoв oт нeпpямыx нaлoгoв. Нaлoгoвыe oтчиcлeния вoзpacтaют пo мepe pocтa цeн, cвязaннoгo c инфляциeй, чтo пoзвoляeт в oпpeдeлeннoй мepe зaщитить гocyдapcтвeнный бюджeт.
    • Moдeли cмeшaннoгo типa xapaктepны для мнoгиx гocyдapcтв. Taкиe cxeмы пpимeняютcя для дивepcификaции cтpyктypы дoxoдoв, нивeлиpyя влияниe oтдeльныx типoв нaлoгooблoжeния. Глaвнaя зaдaчa дaннoй мoдeли зaключaeтcя в тoм, чтoбы cдeлaть пpямыe нaлoги ocнoвными иcтoчникaми пocтyплeний, нo c пpeoблaдaниeм дoли cбopoв co cтopoны бизнeca, a нe oт пoдoxoднoгo нaлoгa.

    Экcпepты в oблacти экoнoмики cчитaют, чтo нaлoгoвaя cиcтeмa, cyщecтвyющaя нa ceгoдняшний дeнь в Poccийcкoй Фeдepaции, являeтcя нaибoлee близкoй к лaтинoaмepикaнcкoй мoдeли. Taкжe в poccийcкoй cxeмe пpиcyтcтвyют элeмeнты eвpoкoнтинeнтaльнoй мoдeли нaлoгooблoжeния.

    Пocтyплeния нaлoгoв co cтopoны бизнeca и пpeдпpинимaтeлeй нa ceгoдняшний дeнь в Poccии cocтaвляют пopядкa 70%.

    3aключeниe

    Кocвeнныe нaлoги cocтaвляют cyщecтвeннyю чacть гocyдapcтвeннoгo бюджeтa Poccийcкoй Фeдepaции. Пpи этoм бoльшинcтвo peaльныx плaтeльщикoв дaнныx cбopoв дaжe нe зaдyмывaютcя, чтo пpaктичecки кaждый дeнь oни внocят oпpeдeлeннyю cyммy в бюджeт cтpaны. Bce дeлo в тoм, чтo кocвeнныe нaлoги включaютcя пpoдaвцoм в кoнeчнyю cтoимocть тoвapoв или ycлyг, пoэтoмy нaлoг cтaнoвитcя нeзaмeтным для пoкyпaтeля, нo кpaйнe вaжным для poccийcкoй

    С налогами, как таковыми, многое связано: существование нынешнего государства, наличие социальной инфраструктуры, финансирование государственных программ и другое. Как указано в последней редакции налогового кодекса Российской Федерации (далее налоговый кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако не совсем понятна правовая природа косвенных налогов.

    Указанные выше принципы, по моему мнению, являются самыми основными из всех имеющихся. Ведь предметом налоговых правоотношений являются налоги. Следовательно, их установление и введение должно быть максимально проработано, так как в рыночной экономике при товарообменных операциях преобладают деньги. Налог же в свою очередь уплачивается только в денежном эквиваленте.

    Существуют разные теории о налогах, то есть совокупность знаний и представлений, правовая природа, виды и их функции в регулировании государственных процессов. Их принято разделять на общие и частные теории. Выделяют также теорию соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, теорию переложения налогов налогоплательщиков на иных лиц. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли. Сам Дж. Локк, ставший во главе английской Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.

    Действительно, уже в тот период времени проблема переложения налога стояла достаточно остро, в текущее время об этом практически никто не говорит. Как правильно указывал Дж. Локк, что косвенные налоги имеют скрытую форму.

    Обращаясь к действующему законодательству, налоги не разделяются на прямые и косвенные. Такая характеристика выявляется из толкования законодательных норм. В системе налогообложения, в том числе, присутствует налог на добавленную стоимость и акцизы – такие налоги принято считать косвенными. Однако нельзя пройти мимо общеправового принципа справедливости, который не закреплен в налоговом кодексе, что представляется странным, но есть принцип следующего содержания «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться…».

    Налог понимается как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (статья 8 налогового кодекса). Также любой налог должен иметь все элементы: объект, налогоплательщик и другие. Согласно статье 143 налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Возникает вопрос: «А как согласуются между собой две указанные нормы?». Налог он ведь индивидуальный, он ведь взимается за счет денежных средств, которые принадлежат налогоплательщику. Тогда почему налог на добавленную стоимость платит другое лицо. Совершенно непонятна ситуация, когда товар, работа или услуга, прежде чем достигнет конечного покупателя, вырастет в цене с учетом налога на добавленную стоимость, пройдет цепочку разных контрагентов, где организации со своим «входящим» и «выходящим» налогом могут использовать налоговый вычет, уменьшая тем самым сумму налога для уплаты в бюджет. В итоге максимальное бремя налогов лежит на конечном потребителе. А самыми незащищенными являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, даже тогда, когда они захотят перепродать товар, они не смогут включить в него сумму налога на добавленную стоимость, так как по налоговому кодексу не являются налогоплательщиками.

    Налоговый кодекс наделяет участников налоговых отношений правами и обязанностями, так вот в состав участников входят налогоплательщики и налоговые агенты и ни слова про покупателей или конечных потребителей. Очевидно, напрашивается следующий вывод, что при оплате товаров, работ и услуг возникают гражданско-правовые отношения, а при оплате сумм налога соответственно налоговые отношения, в связи с этим, так как покупатель не является участником налоговых отношений у него не возникает ни прав, ни обязанностей для оплаты налога. Сам же налоговый кодекс дополнительно не указывает на обязанность оплаты налога на добавленную стоимость покупателем. Такая обязанность лежит на налогоплательщиках.

    Следовательно, природа налога на добавленную стоимость как косвенного не согласуется с законодательными нормами налогового кодекса.

    Также стоит отметить, что, если продавец закупает у поставщика, применяющего специальный режим, товары для перепродажи, конечный потребитель уплачивает налог на добавленную стоимость из своего «кармана», как следствие продавец просто перечисляет чужие деньги под видом налога, который он должен уплачивать как налогоплательщик согласно статье 143 налогового кодекса.

    Подводя итоги, следует указать на то, что косвенный налог не соответствует положениям статей 8, 9, 143 налогового кодекса и не соответствуют основным принципам справедливости и носят дискриминационный характер. Нарушение принципа справедливости прослеживается в том, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, несут основную часть налогового бремени, а именно: из заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц (13%), при покупке продуктов, одежды и прочего они уплачивают налог на добавленную стоимость (20 или 10%), при приобретении подакцизных товаров, где большую часть стоимости занимает акциз. Дискриминация выражается в том, что, выступая покупателем и уплачивая налог на добавленную стоимость, они фактически не обладают правами в соответствии с налоговым кодексом. Косвенный налог позволяет в скрытой форме таким физическим лицам платить налог на добавленную стоимость, в тоже время, не являясь его налогоплательщиком.

    Исходя из практики уплаты налога на добавленную стоимость, он, по своей сути, не является таковым, так как принцип переложения позволяет собирать налог с тех, кто не создает объект налогообложения. Даже существование законодательных норм о том, что налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога, не дает ответа на то, что установленный налог является законным ко сбору с третьих лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, как того требует статья
    3 налогового кодекса (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы). Хочу заметить, что налог, как я полагаю, законный в том случае, если введен соответствующим федеральным законом и по установленной процедуре, но он может быть и не справедливым, и экономически необоснованным. А наличие экономического основания означает наличие под собой денежных средств, из которых он удерживается.

    Этот материал обновлен 20.04.2021

    Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

    Что делает налог косвенным

    Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

    Отличие косвенных налогов от прямых

    Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

    Виды косвенных налогов

    Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

    В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

    НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

    Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

    Ставка НДС в России может иметь три значения:

    1. 20% — основная ставка.
    2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
    3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

    Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

    Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

    Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

    В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
    1500 − 1000 = 500 Р .

    Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

    Косвенные налоги в бухгалтерском учете

    Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

    Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

    Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

    1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
    2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
    3. С предоплаты будущих поставок.
    4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

    Соотношение прямых и косвенных налогов

    Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

    1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
    2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
    3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
    4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

    В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

    Читайте также: