Финансируя растущие расходы за счет увеличения индивидуальных налогов

Опубликовано: 30.04.2024

2. Дефицит и профицит бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.


Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита:

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета:

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.

Налоги воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Последствия воздействия сокращения налогов на совокупный спрос и совокупное предложение одинаковые.

Налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос.

При спаде налоги следует увеличить, чтобы увеличивались доходы государственного бюджета.

Налоги являются инструментом стабилизации экономики.

Рост индивидуальных налогов сокращает и потребление, и сбережения.

Высокие налоговые ставки уменьшают бюджетный дефицит, даже несмотря на сокращение совокупного дохода.

Налоговые поступления увеличиваются в период подъема и сокращаются в период спада.

В кейнсианской модели снижение налогов является проинфляционной мерой.

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и величиной налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера показывает, что снижение налоговой ставки должно увеличивать сумму налоговых поступлений в бюджет.

Сторонники теории «экономики предложения» утверждают, что снижение налогов сокращает совокупное предложение и поэтому снижает уровень инфляции.

В отличие от кейнсианцев, сторонники теории экономики предложения рассматривают снижение налогов в качестве антиинфляционной меры.

1. Если правительство предполагает повысить реальный выпуск, оно должно снизить:

а) налоги г) трансфертные платежи

б) государственные закупки д) верны ответы а) и в)

в) уровень бюджетного дефицита

Изменения налогов воздействует на:

а) совокупный спрос г) уровень цен

б) совокупное предложение д) все ответы верны

в) состояние государственного бюджета

Снижение налогов сдвигает:

а) кривую совокупного предложения вправо, а кривую совокупного спроса влево

б) вправо и кривую совокупного предложения, и кривую совокупного спроса

в) влево и кривую совокупного предложения, и кривую совокупного спроса

г) кривую совокупного предложения влево, а кривую совокупного спроса вправо

4. Кривая Лаффера отражает зависимость между налоговой ставкой и:

а) уровнем деловой активности

б) величиной налоговых поступлений в бюджет

в) уровнем совокупного дохода

г) все ответы верны

5. Гипотеза Лаффера показывает воздействие изменения налогов на:

а) совокупный спрос

б) совокупное предложение

в) состояние государственного бюджета

г) все предыдущие ответы верны

д) верны ответы б) и в)

Тема 11. Государственный бюджет и государственный долг Верно – Неверно

Бюджетный дефицит возникает в том случае, когда государственные расходы превышают налоговые поступления.

Размеры внутреннего государственного долга можно определить путем суммирования стоимости всех государственных облигаций, имеющихся на руках у населения.

Внутренний долг приводит к перераспределению дохода.

Ежегодный бюджетный дефицит равен доходам госбюджета за вычетом его расходов.

Государство не может использовать фискальную политику одновременно с целью достижения полной занятости и обеспечения сбалансированности государственного бюджет на циклической основе.

Наиболее используемым способом финансирования бюджетного дефицита в развитых странах является денежная эмиссия.

В период подъема дефицит государственного бюджета сокращается.

Сторонники концепции «функциональных финансов» считают, что главной целью является обеспечение полной занятости и стабильного уровня цен, а не сбалансированного бюджета.

Продавая государственные облигации иностранцам для финансирования растущих расходов, правительство накладывает определенное бремя на будущие поколения.

Финансируя растущие расходы за счет увеличения индивидуальных налогов, государство накладывает определенное бремя на будущие поколения.

Более точную характеристику государственного долга дает не его абсолютная величина, а отношение ее к объему ВВП.

Сторонники теории «функциональных финансов» считают, что государственный бюджет должен быть сбалансированным не ежегодно, а на циклической основе.

Величина государственного долга представляет собой накопленную сумму всех дефицитов госбюджета (за вычетом бюджетных излишков).

Бюджет, сбалансированный на циклической основе, может вызывать сокращение государственных расходов и увеличение налоговых поступлений в период спада.

Ежегодно сбалансированный бюджет усиливает циклические колебания экономики.

Исторической причиной государственного долга обычно являются войны и экономические спады.

Даже значительный государственный внутренний долг не может привести к банкротству государства, так как правительство может не погашать долг,а лишь рефинансировать его.

Дефицит государственного бюджета образуется, если доходы государства растут.

Политика дефицитного финансирования эффективна для экономики как в период спада, так и в период бума.

В развитых странах государство оплачивает большую часть своих расходов, занимая средства у населения.

В соответствии с кейнсианской концепцией регулирования экономики, за исключением очень краткосрочных периодов дефицит государственного бюджета нежелателен и его следует избегать.

В краткосрочном периоде сокращение правительством расходов для обеспечения сбалансированного бюджета приведет к рецессии.

1. На состояние государственного бюджета оказывает воздействие величина:

а) государственных расходов г) совокупного выпуска

б) налоговой ставки д) все ответы верны

в) совокупного дохода

2. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

а) сумма расходов правительства превышает сумму доходов бюджета

б) расходы государства увеличиваются

в) налоговые поступления уменьшаются

г) обязательства государства превышают его активы

д) все ответы верны

3. С точки зрения макроэкономической теории дефицит государственного бюджета равен:

а) G – T б) T – G в) G + T г) - G д) определенно сказать нельзя

4. Если правительство стремится иметь сбалансированный бюджет ежегодно, то такой бюджет:

а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла

б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла

в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости

г) будет способствовать ослаблению инфляции

д) будет стимулировать совокупный спрос

5. Способом финансирования дефицита государственного бюджета не является:

а) займ у Мирового банка г) займ у казначейства

б) займ у Центрального банка д) может быть использована любая из мер

в) займ у коммерческих банков

6. Эффект вытеснения, связанный с финансированием бюджетного дефицита за счет внутреннего долга:

а) сокращает частные инвестиционные расходы

б) приводит к увеличению ставки процента

в) приводит к сокращению инвестиционного потенциала в будущем

г) все предыдущие ответы верны

д) все ответы неверны

7. Государственный долг – это сумма предшествующих:

а) государственных расходов

б) бюджетных дефицитов

в) бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков

г) бюджетных излишков за исключением бюджетных дефицитов

д) расходов на оборону

8. Внутренний государственный долг равен:

а) текущему дефициту государственного бюджета

б) совокупной задолженности всех граждан страны

в) государственным расходам за вычетом налоговых поступлений

г) совокупной задолженности правительства гражданам страны

д) все ответы верны

9. Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как оно:

а) не обязательно должно погашать долг г) все предыдущие ответы верны

б) может рефинансировать долг д) все ответы неверны

в) может увеличивать массу денег в обращении

10. К негативным последствиям государственного долга относится:

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики

б) снижение уровня жизни

в) перераспределение национального богатства

г) снижение темпов развития экономики

д) все ответы верны

11. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:

а) суммой государственного долга

б) суммой процентных выплат по долгу

в) отношением размеров долга к объему ВВП

г) отношением суммы процентных выплат к долгу и объему ВВП

д) все ответы неверны

12. (?) К негативным последствиям значительного государственного долга относится:

а) сокращение неравенства в доходах

б) увеличение стимулов к повышению эффективности производства

в) отток части национального продукта за пределы страны

г) рост доли сбережений при всех уровнях располагаемого дохода

д) все ответы верны

13. Отрицательными последствиями большого внутреннего долга является все, кроме:

а) роста дефицита государственного бюджета г) угрозы инфляции в долгосрочном периоде

б) вытеснения частных инвестиций д) нет верного ответа

в) невозможности его погашения

14. Значительный государственный долг является нежелательным, потому что:

а) создает угрозу банкротства государства

б) всегда сопровождается ростом уровня безработицы

в) в долгосрочном периоде может привести к высокой инфляции

г) все ответы верны

15. Выберите верное утверждение: значительный государственный долг:

а) является и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде неинфляционным способом финансирования дефицита государственного бюджета

б) может снизить экономические стимулы к инвестированию

в) может сопровождаться оттоком капитала из страны

г) все ответы верны

16. Какое из утверждений неверно: значительный внешний государственный долг:

а) может привести к кризису платежного баланса

б) ведет к увеличению бюджетного дефицита

в) может способствовать экономическому росту в будущем за счет притока иностранного капитала

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован следующими способами:

· за счет эмиссии денег (эмиссионный или монетизация);

· за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

· за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

· за счет увеличения налоговых поступлений.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

• Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.

• Денежную эмиссию можно осуществить быстро: либо когда Центральный банк на открытом рынке покупает государственные ценные бумаги, либо за счет прямой эмиссии денег.

Недостатки:
• Главный недостаток - в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

• Денежная эмиссия может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег (производство денег). Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета может возрасти.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга - государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Государственные займы - основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве должника. Долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста.

Достоинства этого способа:

• Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

• Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их можно легко и быстро продать), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).
Недостатки:
• По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

• Долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу (ГКО). Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию. Чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.
• Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций.. Увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается, рост экономики замедляется.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

• Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга - дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, только за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:

· Возможность получения крупных сумм.

· Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу).

· Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга.

· Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике.

· При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

· Возросший спрос на ценные бумаги вызывает рост международной стоимости национальной валюты, а это приводит к сокращению экспорта и росту импорта. Сокращение же чистого экспорта сдерживает развитие национальной экономики.

Последний способ финансирования бюджетного дефицита – это налоговые поступления.

Проблема увеличения налоговых поступлений разрешается в долгосрочной перспективе путем снижения налоговых ставок и расширения базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера (рис.13.1).

Лаффер — сторонник теории предложения — доказал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями. Сокращение налогов не должно вызывать инфляционные дефициты.

Кривая Лаффера (рис.13.1) отражает зависимость между ставками налогов и налоговыми поступлениями в бюджет.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: уменьшение уровня налогообложения до оптимального в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).


Рис. 13.1. Кривая Лаффера.

Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля несмотря на рост налоговой ставки.

Налоговые поступления падают после некоторой точки, потому что, по предположению Лаффера, более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения. ), а значит - сокращают налоговую базу, и следовательно, даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.

Снижение налоговых ставок может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей.

Все это благоприятно отразиться на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост доходов увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке.

Однако на практике трудно определить, находится экономика дальше или ближе от точки М на кривой Лаффера. Если экономика находится в точке L(В), то снижение налоговых ставок действительно может значительно увеличить налоговые поступления, но если экономика - в точке N (С), то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

| следующая страница ==>
| Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 285 ; Нарушение авторских прав

Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. В зависимости от целей расходы государства можно разделить на следующие виды:

1) расходы на политические цели, к ним относятся расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности (т. е. содержание армии, полиции, судов и т. п.), на содержание аппарата управления государством;

2) расходы на экономические цели, в том числе расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

3) расходы на социальные цели, такие как социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП), трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода), выплаты процентов по государственным облигациям (т. е. обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов сальдо государственного бюджет может быть:

а) положительным, когда доходы бюджета превышают его расходы, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

б) равно нулю, когда доходы равны расходам; такой бюджет называется сбалансированным;

в) отрицательным, когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если он наблюдался) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку растут налоговые поступления, т. е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Концепции государственного бюджета. Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной является идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»).

1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность подобного подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

2. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительные и глубокие, а бумы относительно кратковременны), поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

3. Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.

Теория Кейнса основана на идее «дефицитного финансирования», поскольку она была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета, и снижение налогов, т. е. доходов бюджета). В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. вошла в число основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). Первый из указанных способов называется эмиссионным, или денежным, способом, второй и третий – долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

1. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Он заключается в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, т. е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.

Этот способ имеет ряд достоинств:

> во-первых, рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

> во-вторых, данную меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда ЦБ покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочной перспективе увеличение денежной массы ведет к инфляции, т. е. это инфляционный способ финансирования.

2. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства данного способа состоят в следующем:

> во-первых, он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном периоде этот способ является неинфляционным;

> во-вторых, это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, так как они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним выплачивается процент).

Недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга таковы:

1) по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т. е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (т. е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Более того, два американских экономиста Томас Сарджент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Сарджента – Уоллеса».

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, т. е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т. е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможно и придется использовать эмиссионное финансирование. Однако при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем.

Сарджент и Уоллес доказали, таким образом, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде оно может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

2) проявляется эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл данного эффекта заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т. е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства падает.

Экономический механизм эффекта вытеснения следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости от ставки процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

3. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского и Парижского клубов и др.). Иначе говоря, это тоже вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования. К достоинствам подобного метода относятся, во-первых, возможность получения крупных сумм, а во-вторых, его неинфляционный характер.

Недостатки финансирования дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга заключаются в следующем:

1) необходимо возвращать долг и обслуживать его (выплачивать как саму сумму долга, так и проценты по нему);

2) невозможно «построить» финансовую пирамиду для выплаты внешнего долга;

3) необходимо отвлекать средства из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

4) при дефиците платежного баланса возможно истощение золотовалютных резервов страны.

Таким образом, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют и свои достоинства, и свои недостатки. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внутреннего или внешнего заимствования ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг, его виды и последствия. Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, – это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2006 г.), в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку он рассчитывается за определенный период времени (за год).

Различают два вида государственного долга: 1) внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

Наличие значительного государственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплату долга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора к государственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

Определите, какие типы налогов относятся к прямым (П) и какие к косвенным (К)

В зависимости от места формирования источника выплаты налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Прямые - налог на имущество, налог на доходы,на фактический доход,налоги с предпологаемого дохода, транспортный налог, земельный налог,налог на прибыль,подоходный налог,налог на доходы от капитала.

Косвенные - акцизы, налог с продаж, таможенные платежи, налог на добавленную стоимость,таможенная пошлина, экологический налог.

Верно-Неверно

1. Налоги воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. +
2. Последствия воздействия сокращения налогов на совокупный спрос и совокупное предложение одинаковые. -
3. Налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос. +
4. При спаде налоги следует увеличить, чтобы увеличивались доходы государственного бюджета. +
5. Налоги являются инструментом стабилизации экономики. +
6. Рост индивидуальных налогов сокращает и потребление, и сбережения. -
7. Высокие налоговые ставки уменьшают бюджетный дефицит, даже несмотря на сокращение совокупного дохода. -
8. Налоговые поступления увеличиваются в период подъема и сокращаются в период спада. +
9. В кейнсианской модели снижение налогов является проинфляционной мерой. +
10. Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и величиной налоговых поступлений в бюджет. +
11. Кривая Лаффера показывает, что снижение налоговой ставки должно увеличивать сумму налоговых поступлений в бюджет. -

3. Верно – Неверно

1. Бюджетный дефицит возникает в том случае, когда государственные расходы превышают налоговые поступления. +
2. Размеры внутреннего государственного долга можно определить путем суммирования стоимости всех государственных облигаций, имеющихся на руках у населения. -
3. Внутренний долг приводит к перераспределению дохода. +
4. Ежегодный бюджетный дефицит равен доходам госбюджета за вычетом его расходов. -
5. Государство не может использовать фискальную политику одновременно с целью достижения полной занятости и обеспечения сбалансированности государственного бюджет на циклической основе. +
6. Наиболее используемым способом финансирования бюджетного дефицита в развитых странах является денежная эмиссия. -
7. В период подъема дефицит государственного бюджета сокращается. +
8. Сторонники концепции «функциональных финансов» считают, что главной целью является обеспечение полной занятости и стабильного уровня цен, а не сбалансированного бюджета. +
9. Продавая государственные облигации иностранцам для финансирования растущих расходов, правительство накладывает определенное бремя на будущие поколения. +
10. Финансируя растущие расходы за счет увеличения индивидуальных налогов, государство накладывает определенное бремя на будущие поколения. -
11. Более точную характеристику государственного долга дает не его абсолютная величина, а отношение ее к объему ВВП.
12. Сторонники теории «функциональных финансов» считают, что государственный бюджет должен быть сбалансированным не ежегодно, а на циклической основе. -
13. Величина государственного долга представляет собой накопленную сумму всех дефицитов госбюджета (за вычетом бюджетных излишков). +
14. Бюджет, сбалансированный на циклической основе, может вызывать сокращение государственных расходов и увеличение налоговых поступлений в период спада.
15. Ежегодно сбалансированный бюджет усиливает циклические колебания экономики. +
16. Исторической причиной государственного долга обычно являются войны и экономические спады. -
17. Даже значительный государственный внутренний долг не может привести к банкротству государства, так как правительство может не погашать долг, а лишь рефинансировать его. +
18. Дефицит государственного бюджета образуется, если доходы государства растут. -
19. Политика дефицитного финансирования эффективна для экономики как в период спада, так и в период бума. -
20. В развитых странах государство оплачивает большую часть своих расходов, занимая средства у населения. -

1. Цели дискреционный фискальной политики – снижение уровня инфляции, сокращение безработицы и стимулирование экономического роста.
2. Автоматическая фискальная политика осуществляется при неизменных ставках налогов и трансфертных программах. +
3. Все автоматические, или встроенные, стабилизаторы могут снизить уровень безработицы и инфляции, но не в состоянии избавить экономику ни от первого, ни от второго. +
4. Все государственные трансферты являются встроенными стабилизаторами. -
5. Пособия по безработице служат примером автоматического стабилизатора, потому что когда доходы сокращаются, сумма выплат пособий по безработице увеличивается. +
6. Многие экономисты предпочитают автоматические стабилизаторы, потому что они воздействуют на экономику с более коротким лагом, чем активистская стабилизационная политика. +
7. Автоматические стабилизаторы изменяют размеры государственных закупок и мультипликатор расходов. -
8. Все налоги являются встроенными стабилизаторами. -
9. Даже сбалансированный бюджет может быть использован для сокращения безработицы и преодоления депрессии. +
10. Выбор типа фискальной политики определяется состоянием государственного бюджета. -
11. Выбор типа фискальной политики определяется состоянием экономики, а не состоянием государственного бюджета. +

5. Рост государственных расходов увеличивает ВНП только в случае, если государственные расходы:

г) финансируются за счет выпуска государственных облигаций

6. Обоснуйте аргументы в пользу положения о необходимости платить налоги и назовите причины, по которым люди не хотят платить налоги.

Почему надо платить налоги:
Налоги – это неотъемлемая необходимость существования государства.
1)Теоритически, налоги как бы «возвращаются» каждому налогоплательщику, но только в виде материальных благ, созданных для общего пользования.
2)конкурентные отношения между государствами мира. Отдавая налоги на содержания армии, научных лабораторий и учебных заведений, гражданин обеспечивает свою собственную безопасность, а также беспечность своих родных и близких.
3)Армия существует благодаря налогам. И прочие государственные учреждения( больницы и так далее)
4)налоги идут на выплату з\п
Почему отказываются платить налоги
1)запредельный уровень коррупции мешает развитию общества, а коррупционеры просто обворовывают честных налогоплательщиков
2)результат каждого отданного «рубля» они не могут видеть на своих улицах ежедневно.
3)человек не может отдать деньги государству в силу отсутствия доходов или принадлежности к социально уязвимым слоям населения
4)Почему мы должны платить налоги, когда государство не возвращает наши сбережения?
5)сложно понять как расходуются наши налоги.

7. Согласитесь или опровергните утверждение Егора Францевича Канкрина (министра финансов России в XIX веке) о том, что «в установлении новых налогов нужна очень большая осторожность».

Я согласна с данным высказыванием. Так как это приведет к определенным и скорее всего негативным последствиям. Вероятно, что людям это не понравится, и вызовет недовольство,сопротивление,бунт и так далее. А какому государству нужен конфликт и народом.

Стремление превратить налоговую систему в образец эффективности, снять все преграды на пути экономического роста - таковы цели реформирования налогообложения во всем мире. Положительный эффект при этом А. Смит выразил следующим образом (1755 г.): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».

Задание 1.Вам надо перечислить 2000 евро в Германию приятелю, у которого во время поездки неожиданно закончились наличные. Используя информацию на сайтах различных систем денежных переводов, определите, сколько денег Вы заплатите в качестве комиссии.

Лидером в этом отношении является система Western Union. Поскольку перевод из России можно осуществить либо в рублях, либо в долларах, получается, что за перевод 2000 евро придется заплатить комиссию в размере 750 рублей (комиссия 0,8%) или 15 долларов (комиссия 0,5%).

Также пользуется популярностью система перевод Contact. Максимальный размер перевода составляет 500 евро, при этом оплата за такой перевод – 17,5 евро. Следовательно, общий платеж за перевод равняется 17,5*4=70 евро (комиссия составляет 3,5%)

Пользуясь системой денежных перевод Money Polo, где также максимальный размер перевода составляет 500 евро, за комиссию придется заплатить (по аналогии с предыдущим примером) 8,5 евро*4=34 евро (комиссия составляет 1,7%)

Таким образом, делаем вывод, что выгоднее всего осуществить денежный перевод в долларах через систему Western Union.

Задание 2. Потребитель столкнулся со следующими ситуациями

П- потребительский кредит

К – кредитная карта

топ-5 ведущих вакансий по уровню заработной платы:

1. Менеджер по продаже недвижимости с обучением/ Агент (Риэлтор)

От 60 000 до 250 000 руб

2. Специалист по работе с клиентами/Риэлтор/ Менеджер по продажам

От 25 000 до 250 000 руб

3. Консультант по офисной недвижимости/ Менеджер по работе с клиентами

От 1 500 до 5 000 USD

4. Менеджер по продажам интернет-рекламы

От 60 000 до 120 000 руб.

От 70 000 руб

Услуги и программы территориального центра занятости:

1. Содействие самозанятости безработных граждан

2. Государственная экспертиза условий труда

3. Информирование о положении на рынке труда

4. Организация проведения оплачиваемых общественных работ

5. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения

6. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

7. Социальные выплаты безработным гражданам

8. Профессиональное обучение

9. Психологическая поддержка безработных граждан

10. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, работодателям в подборе необходимых работников

11. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

12. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости города Москвы

13. Предоставление информации о проводимых ярмарках вакансий

14. Рассмотрение заявок работодателей о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками

15. Выдача заключений о привлечении и использовании иностранных работников

1.Все граждане РФ обеспечены государственным соц пакетом, однако Некоторые работодатели обеспечивают работникам корпоративный социальный пакет.

Виды социального пакета.

Государственный соцпакет – это такой пакет, который предоставляется государством, имеет обязательный характер и регулируется Трудовым Кодексом Российской Федерации.
В обязательный или государственный социальный пакет входят:
- оплата больничных листов;
- предоставление очередного оплачиваемого отпуска;
- обязательное социальное страхование (отчисления в пенсионный фонд, уплата подоходного налога);
- возмещение расходов, связанных с командировками сотрудников (ст. 167-168 ТК РФ);
- возмещение транспортных расходов сотрудникам, работа которых имеет разъездной характер (ст. 168.1 ТК РФ);
- целый ряд гарантий предоставляется сотруднику при исполнении им государственных или общественных обязанностей (сдача донорской крови, участие в судебном разбирательстве в роли присяжного заседателя и прочее) (ст. 170 – 172 ТК РФ) и т.д.;
«Частный» социальный пакет – это пакет, который предоставляется работодателем и носит необязательный характер.
В «частный» пакет можно включить:

- добровольное медицинское страхование
- льготы на питание.

- оплата мобильной связи

- оплата обучения;
- предоставление ссуд и кредитов;
- подарки на различные праздники;
- частичная или полная оплата отпуска;
- предоставление жилья;
- предоставление автомобиля;
- оплата бензина
- корпоративные мероприятия;
- оплачиваемый иностранный языки и т.д.

Читайте также: