Возмещение затрат на спецодежду из фсс в 2020 налог на прибыль

Опубликовано: 04.05.2024

В рамках оказания госуслуг по финансированию предупредительных мер, целью которых является сокращение профзаболеваний, производственного травматизма, ФСС уполномочено принимать решения о выделении сумм из бюджета на приобретение организацией СИЗ. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) подлежат строгой классификации по ГОСТ, их приобретение должно отвечать требованиям Стандартов. При этих условиях организация может рассчитывать на компенсацию расходов. В 2018 году в правила, по которым компенсируются расходы на СИЗ, законодателем были внесены изменения.

Вопрос: Как учесть расходы на приобретение спецодежды за счет ФСС РФ, если организация применяет ФСБУ 5/2019 «Запасы»? Организация находится на общей системе налогообложения и использует метод начисления.
Посмотреть ответ

Классификация СИЗ

СИЗ – это одежда, обувь, предметы, приспособления, выдаваемые сотрудникам для личного пользования, с целью уменьшения (предотвращения) воздействия на человеческий организм широкого спектра вредных либо опасных факторов при работе на производстве (по тексту пр. №290н Минсоцразвития от 01-06-09 г.).

Вопрос: Как отразить в учете организации, находящейся на общей системе налогообложения и применяющей метод начисления, операции по приобретению изготовленной на территории РФ специальной одежды, оплата которой финансируется Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
Посмотреть ответ

При выборе СИЗ целесообразно руководствоваться двумя нормативными документами:

  • техрегламентом Таможенного Союза «О безопасности СИЗ» ТР ТС 019/2011;
  • ГОСТом 12.4.011-89.

ТР ТС 019/2011 подразделяет СИЗ на категории, по их защитным свойствам, учитывающим химические, биологические, механические, радиационные, температурные факторы. Кроме того, упомянуты средства защиты от воздействия электричества, специальная сигнальная одежда (для повышения видимости работников), средства защиты кожи. Уделяется внимание и комплексным СИЗ, применяемым в случае потенциального воздействия нескольких вредных факторов.

ГОСТ 12.4.011-89 рассматривает средства защиты с точки зрения их назначения:

  • изолирующие костюмы, спецодежда;
  • средства защиты рук, ног, дыхательных органов, головы, лица, органов зрения, слуха, кожных покровов;
  • СИЗ, предотвращающие падения при высотных работах;
  • комплексные защитные СИЗ.

В соответствии с указанной классификацией, получить компенсацию можно на приобретение СИЗ только для сотрудников на определенных работах.

На заметку! Перед приобретением тех или иных СИЗ целесообразно проконсультироваться со специалистами ФСС. В этом случае вероятность отказа в компенсации расходов можно свести к минимуму.

Условия приобретения СИЗ за счет ФСС

Рассчитывая получить компенсацию при покупке средств индивидуальной защиты, необходимо согласовать сделку с органами ФСС, прежде всего, по сумме.

Компенсацию можно получить двумя способами.

Участники пилотного проекта по финансированию социальных выплат приобретают СИЗ за счет собственных финансовых средств. На сегодняшний день это такие регионы, как КЧР, Нижегородская область, Ростовская область, Крым и Севастополь, Адыгея, Алтай, др. Полностью список участников приведен в Постановлении Правительства №294 от 21-04-11 г. Расходы могут быть возмещены Фондом в размере, согласованном сторонами. Страхователь обращается в Фонд в срок до 15 декабря соответствующего года с заявлением, к которому прилагаются документы, подтверждающие расходы. Форма заявления утверждается Минтрудом, согласовывается с ФСС. Решение о перечислении средств принимается в течение 5-ти рабочих дней после подачи документов.

Организации, не участвующие в работе пилотного проекта, могут получить зачет истраченных на приобретение СИЗ средств в сумму уплаты взносов «на травматизм». Для этого следует обратиться в ФСС и получить официальное разрешение на закупку СИЗ, прежде чем она будет осуществлена. Обеспечение средствами индивидуальной защиты входит в состав предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Полный регламент, по которому предоставляется компенсация, содержится в Правилах финансового обеспечения таких мер №580н от 10-12-12 г. Минтруда. Правила предписывают, что объем финансирования предупредительных мер в текущем году должен быть не выше 20% от суммы взносов «на травматизм» предыдущего года, за вычетом сумм, истраченных по этой же статье расходов в предыдущем году.

Если за последние два года организация не обращалась за компенсацией предупредительных мер, то в расчет берутся сумма взносов за три предшествующих текущему года и та же процентная ставка. Кроме того, организация может рассчитывать на выплаты не выше сумм, перечисляемых в ФСС в текущем году. Обращаться с заявлением в Фонд следует не позже 7 августа текущего года.

2018 год принес ряд изменений в процедуру компенсации расходов на СИЗ со стороны ФСС. Они озвучены приказом №764н от 31-10-17 г. Минтруда. Теперь компенсации принадлежит приобретение спецодежды и иных СИЗ только российского производства. Копия заключения, подтверждающего, что продукция произведена из отечественных материалов, на территории РФ, выдаваемого Минпромторгом, берется у продавца.

К заявлению на компенсацию сумм по СИЗ прилагаются:

  • финансовый план и перечень мероприятий согласно этому плану по обеспечению предупредительных мер;
  • список СИЗ и профессий (должностей) с указанием норм их выдачи и количества выдаваемых средств. Указываются их характеристики: срок годности, стоимость и др.;
  • копии сертификатов (деклараций), подтверждающих соответствие защитных средств техрегламенту по линии Таможенного союза ТР ТС 019/2011 утв. 09-12-2011 г. решением его комиссии №878;
  • копии документов, свидетельствующих о российском происхождении СИЗ (об этом нововведении говорилось выше).

Полный перечень документов и их актуальных бланков (форм) целесообразно уточнить в отделении Фонда. Заметим, что ФСС выпущены и Метод. рекомендации по обращению за финансированием СИЗ в составе предупредительных мер. Они опубликованы на сайте ФСС и содержат развернутую информацию по теме.

На заметку! ФСС может отказать в компенсации, если у организации есть просроченная задолженность, пени, штрафы или в представленном пакете документов содержатся недостоверные данные. Отказ может последовать и по причине полного распределения бюджета Фонда в определенном периоде.

Бухгалтерский учет

Стандартные проводки по рассматриваемой нами теме БУ будут выглядеть так:

  • Дт76 /«расчеты по страхованию НС и ПЗ» Кт86 — получение разрешения от ФСС на сумму, указанную в разрешении.
  • Дт 86 Кт 98/2 — разрешенные средства на приобретение СИЗ зафиксированы в доходах будущих периодов.
  • Дт 69 — субсчет «страхование НС и ПЗ» Кт 76 — уменьшение задолженности перед ФСС по взносам на стоимость фактических расходов.
  • Дт 98-2 Кт 91-1 — зафиксирован прочий доход в объеме фактических расходов.

При необходимости НДС по приобретенным СИЗ отражают так: Дт19 Кт 60, 68/ НДС Кт19 — учтен и принят к вычету «входной» НДС.

Движение СИЗ отражают на счете 10: приходуют на субсчет «Спецодежда и спецоснастка на складе» по кредиту счета 60, далее внутренним перемещением передают на субсчет «в эксплуатации» (при выдаче сотрудникам), а затем списывают стоимость выданных СИЗ на прочие расходы, сч. 91.

Участники пилотного проекта применяют указанные корреспонденции счетов с учетом получения денежных средств от ФСС постфактум, после фактического осуществления ими соответствующих расходов за счет собственных финансовых ресурсов.

Налоговый учет

Организация не включает суммы взносов, которыми финансируются СИЗ и иные предупредительные меры, ни в состав расходов, ни в состав доходов для целей НУ. Суммы не несут экономической выгоды страхователю, а лишь покрывают его расходы, не могут влиять на налогооблагаемую базу (см. ст. 249, 250, 252 НК РФ, письмо-разъяснение Минфина №03-03-06/1/615 от 24-09-10 г., другие аналогичные). Если организация сначала понесла расходы на СИЗ и включила их в расчет прибыли, а затем обратилась с заявлением в Фонд, налоговая база подлежит корректировке. Период корректировки законодательно не определен. Целесообразным можно считать проведение этой операции в периоде получения разрешения (согласования) от ФСС, а не подачей корректировочных сведений. Это следует из логики ст. 54-1, ст. 81-1 НК РФ, поскольку на момент отражения расходов и доходов вести речь о подаче ошибочных сведений, занижающих налоговую базу, не приходится.

Главное

Приобретение СИЗ можно компенсировать за счет ФСС зачетом взносов «на травматизм», подлежащих уплате организацией, либо за счет прямых выплат на счет страхователя. Последнее доступно участникам пилотного проекта Фонда. Для получения средств необходимо обратиться в ФСС с заявлением и пакетом документов согласно действующему законодательству. После согласования и получения разрешения со стороны ФСС, расходы на СИЗ компенсируются из бюджета.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Казенному учреждению (регион - участник пилотного проекта ФСС) ФСС возместило сумму на покупку СИЗ в рамках предупредительных мер по распространению новой коронавирусной инфекции. Учреждение является администратором доходов в полном объеме.
Каким образом отразить операции в учете казенного учреждения? Может ли учреждение восстановить кассовый расход по покупке СИЗ?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операция по поступлению средств, возмещаемых Фондом социального страхования в соответствии с Правилами N 580н, является операцией по поступлению доходов от компенсации затрат и не может рассматриваться в качестве операции по восстановлению кассовых выплат.
Перечисление в доход бюджета поступлений, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, может быть отражено по дебету счета 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом".
Схему корреспонденций счетов для отражения расчетов при поступлении на лицевой счет средств, подлежащих зачислению на лицевой счет администратора доходов бюджета, необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с ГРБС или финорганом.

Обоснование вывода:
В 2020 году за счет сумм страховых взносов возмещению подлежат расходы страхователя на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе допускается приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок и (или) средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа - респираторов и (или) многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов (далее - средства защиты) (п. 3.1 Правил, утвержденных приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н).
В рассматриваемой ситуации казенным учреждением приобретены средства индивидуальной защиты за счет имеющихся у него средств, предусмотренных бюджетной сметой. Согласно п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, средства произведенных учреждением расходов были возмещены за счет средств бюджета Фонда социального страхования (далее - ФСС).
Следует отметить, что операция по поступлению средств, возмещаемых ФСС РФ, является операцией по поступлению доходов от компенсации затрат и не может рассматриваться в качестве операции по восстановлению кассовых выплат. Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица, которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции). Но в данной ситуации доходы начисляются по решению ФСС РФ и расчеты по компенсации расходов будут осуществляться с новыми контрагентами (не в рамках договора поставки), что является основаниями для учета компенсации расходов учреждения в качестве "доходной операции".
Таким образом, возмещение ФСС РФ суммы расходов, связанной с поставкой средств индивидуальной защиты, отражается в учете казенного учреждения в качестве доходных операций и относится к компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ. Для учета расчетов по компенсации затрат предназначен счет 0 209 30 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н, п. 85 Инструкции N 162н).
Исходя из экономического смысла, такая операция может быть отражена в учете по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.4 Порядка N 209н, смотрите также п. 1 письма Минфина РФ от 26.12.2019 N 02-05-10/102478).
В учете казенного учреждения, наделенного правами администратора доходов бюджета в полном объеме, суммы, поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (абзац 1-7 п. 85 Инструкции N 162н).
В рассматриваемой ситуации возмещение поступило на счет получателя бюджетных средств, поэтому учреждению необходимо решить вопрос со своим финансовым органом о перечислении этих средств на счет администратора дохода в порядке, установленном приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
Отметим, что Инструкцией N 162н в рамках проведения расчетов внутри одного казенного учреждения не предусмотрена корреспонденция счетов для отражения операций по перечислению на счет администратора дохода бюджета со счета получателя бюджетных средств. Если осуществление подобных операций не противоречит порядку санкционирования расходов получателей бюджетных средств, установленному на уровне публично-правового образования, необходимые корреспонденции счетов могут быть определены финансовым органом или главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с положениями п. 2 Инструкции N 162н.
Полагаем, что в бюджетном учете казенного учреждения данный факт хозяйственной жизни может быть отражен по дебету счета 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" (смотрите также письмо Минфина России от 28.02.2014 N 02-06-10/8795).
Таким образом, согласно положениям Инструкции N 162н в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 209 34 831 Кредит КДБ 1 401 10 134
- начислена задолженность по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ;
2. Дебет КРБ 1 304 05 34Х Кредит КДБ 1 209 34 731
- отражена операция по зачислению на лицевой счет ПБС поступившей от ФСС РФ компенсации затрат;
3. Дебет КДБ 1 210 02 134 Кредит КРБ 1 304 05 34Х
- отражена операция по перечислению на лицевой счет администратора дохода бюджета с лицевого счета ПБС дозодов от компенсации затрат.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов с ФСС участников пилотного проекта (для бюджетной сферы);
- Порядок возмещения ФСС расходов, связанных с коронавирусом (М. Мишанина, журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

28 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Специалисты Минфина и Минтруда пояснили, в каких случаях компания может возмещать затраты на спецодежду для работников. Анна Мишина изучила рекомендации чиновников.

На основании статьи 212 ТК РФ фирма обязана за свой счет обеспечить работников специальной одеждой и обувью, если того требуют условия труда – вредные, опасные работы, загрязнения либо труд в особых температурных условиях (ст. 209, 212 и 221 ТК РФ). При этом спецодежда обязательно должна быть сертифицирована, а за ее стирку и хранение, как и ремонт и замену, также отвечает предприятие.

Нормативы по выдаче спецодежды

Для того чтобы решить, какая именно спецодежда нужна сотрудникам, предприятие может пойти двумя «путями». Во-первых, в организации нужно провести специальную оценку условий труда или аттестацию рабочих мест. И по их результатам воспользоваться уже выработанными государством типовыми нормами (приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н).
А во-вторых, компания вправе установить свои собственные нормативы по выдаче спецодежды. Правда, тут есть одно ограничительное условие – «свои» нормы должны обеспечивать работникам более высокий уровень безопасности по сравнению с «государственными»
(абз. 2 ст. 221 ТК РФ). Для разработки и обоснования собственных нормативов фирме необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. После этого нормы нужно утвердить внутренними нормативными актами по компании (п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н).

Затраты организаций на приобретение спецодежды относятся к материальным расходам или
к основным средствам – в зависимости от ее стоимости (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Для того чтобы учесть расходы на закупку спецодежды по «государственным» нормам при расчете налога на прибыль, фирме, согласно требованиям Минфина, требуется соблюсти несколько условий. Первое – нужно доказать, что спецодежда необходима исходя из результатов проверки условий труда и аттестации рабочих мест. И второе – потребуется подтвердить, что «спецовки» выдаются четко в пределах установленных государством норм (ч. 1 ст. 221 ТК РФ, письма Минфина России от 19 августа 2016 г. № 03-03-06/1/48743, от 25 ноября 2014 г. № 03-03-06/1/59763, от 11 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/645 и от 16 февраля 2012 г. № 03-03-06/4/8).

Если же компания работает по собственным стандартам, то для учета расходов на спецодежду при расчете налога на прибыль необходимо следующее. Для начала следует подтвердить, что «собственные» нормы утверждены руководителем компании в локальном акте.
Если в организации имеется профсоюз, тогда необходимо свидетельство того, что его представители были согласны на нововведение. Во-вторых, потребуется подтверждение необходимости выдачи спецодежды (письма Минфина России от 19 августа 2016 г.
№ 03-03-06/1/48743 и от 8 апреля 2016 г. № 03-03-06/1/20165). И в-третьих, работодатель должен доказать, что приобретенные вещи сертифицированы, как того требует закон
(ст. 212 и 221 ТК РФ).

Со следующего года из взносов будут финансироваться затраты только на те вещи, которые произведены на территории РФ. А потом, с августа будущего года, компенсировать уже будут только стоимость спецодежды, которая изготовлена и отшита из российских материалов.

Не следует забывать и то, что в настоящее время затраты на спецодежду компенсируются за счет так называемых «взносов на травматизм». Однако со следующего года предпринимателей ждут некоторые новшества в этой сфере. Например, из взносов будут финансироваться затраты только на те вещи, которые произведены на территории Российской Федерации. А потом,
с августа будущего года, компенсировать уже будут только стоимость спецодежды, которая изготовлена и отшита из российских материалов (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 апреля 2016 г. № 201н, вносящий изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н).

Возмещение стоимости спецодежды

Комментирует московский адвокат Сергей Воронин: «Фирма приобретает форму за свой счет, т. е. спецодежда является собственностью компании. И должна быть возвращена при увольнении. Если же работник не может ее вернуть, то, по логике, работодатель вправе требовать возмещения ее стоимости (ст. 238 ТК РФ). А если работник не сделает это добровольно – удержать стоимость одежды из его зарплаты. Но по закону работодатель может так поступить только в строго определенных случаях. А ущерб от утери спецодежды в данном списке не указан (см. ч. 2 ст. 137 ТК РФ)».


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Шобохонова М. В.

специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Готовый алгоритм для специалистов. А также образцы в помощь: план, заявление и доверенность

  • Общий порядок финансового обеспечения предупредительных мер
  • Какую сумму возместит ФСС России
  • Как составить план финансового обеспечения
  • Как написать заявление о финансовом обеспечении мер в ФСС России
  • Как подготовить приложения к заявлению в ФСС России
  • Как отчитаться в ФСС России об использовании сумм страховых взносов

Для специалистов по охране труда наступает жаркая пора — время подавать заявление в ФСС России, чтобы получить финансовое обеспечение предупредительных мер профилактики травматизма и профессиональных заболеваний.

  • Обратите внимание: срок подачи заявления в ФСС России о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2020 году продлили до 1 октября. Изменения внесены Приказом Минтруда России от 23.06.2020 № 365н. Успейте подать документы и получить возмещение!

Общий порядок финансового обеспечения предупредительных мер

  • Предупредительные меры профилактики травматизма и профессиональных заболеваний финансируются:
  • за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые перечисляются в текущем финансовом году. За мероприятия по охране труда, проведенные в 2019 году, возмещение в 2020 году получить невозможно.
  • Чтобы получить разрешение на финансирование предупредительных мер, нужно обратиться в территориальный орган ФСС России, который прикреплен к месту регистрации работодателя:
  • место регистрации работодателя указано в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • каждый работодатель-страхователь имеет свой регистрационный номер.
  • Возмещение доступно только для добросовестных плательщиков страховых взносов. Возмещение не получат:
  • работодатели, у которых на день подачи заявления есть долги по страховым взносам, пени и штрафам;
  • работодатели, которые предоставили недостоверную или неполную информацию — не собрали необходимый пакет документов;
  • те, кто подает документы на возмещение в последний момент. Могут не принять заявление, если бюджет ФСС России на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год уже полностью распределен.

  • Не каждое мероприятие возместят за счет средств ФСС России. Например, нельзя профинансировать предварительный медосмотр или предрейсовый медосмотр. При этом можно возместить затраты на алкотестеры, применяемые для предрейсового медосмотра.

Что не возместят за счет средств ФСС России

Не возместят за счет средств фонда средства, которые работодатель потратил:

  • на приобретение литературы и плакатов по охране труда;
  • на покупку средств индивидуальной защиты, изготовленных не на территории и не из тканей, изготовленных в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • на затраты на покупку СИЗ и российского производства, если на них не получено заключение Минпромторга РФ;
  • на расходы на приобретение молока или равноценных продуктов.

Что можно компенсировать за счет средств ФСС России

  • Проведение спецоценки условий труда.
  • Приобретение средств индивидуальной защиты и смывающих и обезвреживающих средств.
  • Проведение периодического медосмотра работников.
  • Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
  • Обучение по охране труда или обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также обучение действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте для таких категорий работников, как:
  • руководители организаций малого предпринимательства;
  • работники организаций малого предпринимательства с численностью работников до 50 человек, на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
  • руководители, в том числе руководители структурных подразделений государственных (муниципальных) учреждений;
  • руководители и специалисты служб охраны труда организаций;
  • члены комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
  • Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
  • Обеспечение лечебно-профилактическим питанием по нормам, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н.
  • Приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры) во время предрейсового или послерейсового медосмотра водителей.
  • Покупка тахографов для страхователей, имеющих транспорт для перевозки пассажиров или грузовых перевозок.
  • Приобретение аптечек для оказания первой помощи, укомплектованных по Приказу Минздравсоцразвития от 05.03.2011 № 169н.
  • Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования или комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, которые непосредственно предназначены для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах.
  • Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования или комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте или дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
  • Санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

Какую сумму возместит ФСС России

Чтобы узнать, на какую сумму можно получить возмещение из ФСС России, необходимо узнать у главного бухгалтера размер взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год. Бухгалтерия должна вычесть из этой суммы:

  • расходы предшествующего календарного года на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

На полученную сумму можно составить план финансового обеспечения и подготовить заявление в ФСС России.

Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Если страхователи с численностью работников до 100 человек два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, не финансировали предупредительные меры:

  • объем средств на финансовое обеспечение рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.

Сумма финансового обеспечения предупредительных мер в текущем финансовом году не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России за год в целом.

Как составить план финансового обеспечения

Получив сводку об объеме средств для возмещения, составьте План финансового обеспечения.

Форма Плана приведена в приложении к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, а также размещена на сайте территориальных органов ФСС России в разделе «Предупредительные меры».

Согласует план не всегда руководитель филиала, в который вы подаете заявление на возмещение:

  • например, для Москвы руководители филиалов не ставят визу согласования, ее ставит только руководитель регионального отделения ФСС РФ по субъекту Российской Федерации. Поставите руководителя «своего» филиала — план не примут. Уточните этот момент заранее по телефону в своем территориальном органе ФСС России.

Рекомендуем составить документы для подачи в территориальные органы ФСС РФ, но не подписывать их у руководителя организации и главбуха, а сначала показать сотрудникам территориальных органов ФСС РФ для проверки. Специалист фонда просмотрит документы, внесет замечания и дополнения, и вы сможете подать руководству уже «отредактированный» документ на подпись.

В плане необходимо указать количество единиц:

  • для спецоценки условий труда — это количество рабочих мест;
  • для медосмотра — человек;
  • для смывающих и обезвреживающих средств — миллилитры;
  • для средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) — пары, комплекты, штуки.
  • Рекомендация: если планируете закупить 3 костюма хлопчатобумажных, речь идет о комплекте, а не о паре брюк и куртки. Откройте счет от поставщика СИЗ и посмотрите, как указаны наименования одежды. Перчатки и обувь всегда идут парами, а не штуками. Если считаете миллилитры смывающих средств, то учтите, что если положен тюбик пасты очищающей 200 мл, а гидрофильного крема 100 мл в месяц, то в сумме нужно будет указать норму на одного работника и умножить на 11 месяцев, но никак не на двенадцать, поскольку необходимо учесть время, которое сотрудник находился в отпуске. В этом случае применяется такая формула на одного работника: (200 мл пасты + 100 мл крема) х 11= 2200 на год. Поэтому делайте все таблицы в Excel.

В Приказе Минтруда России от 10.12.2012 № 580н есть такой пункт, как «Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда» — этот пункт включает в себя и проведение спецоценки условий труда, и приобретение СИЗ, но только для «вредников». Пользоваться этим пунктом можно только тем работодателям, работники которых работают исключительно во вредных условиях труда.

Если выдаете СИЗ не только при работе во вредных условиях труда, но и при работе в условиях производственных загрязнений или низких температур при допустимых условиях труда, пользоваться этим пунктом не получится, применяйте только пункт «г» Правил, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

На сайте регионального отделения ФСС России два образца перечней СИЗ: для СИЗ, которые выдаете по нормам, и СИЗ, которые выдаете по результатам специальной оценки условий труда. Если не у всех получателей СИЗ вредные или опасные условия труда, заполните перечень СИЗ по нормам, а не по результатам СОУТ.

Как написать заявление о финансовом обеспечении мер в ФСС России

Бланк заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер необходимо взять на сайте того территориального органа ФСС России, к которому прикреплен работодатель. Бывает, что в одном региональном отделении отдельные филиалы ФСС РФ изобретают свои бланки.

Рекомендуем посмотреть сайт своего филиала регионального отделения фонда: если нужного бланка там не будет, позвоните по телефону отдела обеспечения предупредительных мер и уточните информацию. Скорее всего, вам пришлют бланк по электронной почте.

  • Сейчас применяется форма заявления, утвержденная Приказом ФСС от 07.05.2019 № 237. Другую форму не примут.

Составить заявление не сложно. Главное — не убирайте лишнюю, на ваш взгляд, информацию, которая есть в бланке. Это важно.

Подать заявление с приложениями к нему можно несколькими способами:

  1. На личном приеме — в форме документа на бумажном носителе в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации.
  2. Почтовым отправлением — на бумажном носителе в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации. Заявление и комплект документов/копий документов направляются по почте способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления, например, с описью и почтовым уведомлением.
  3. Через Единый портал госуслуг — в электронной форме.
  4. Через МФЦ.

Как подать документы на личном приеме

Для успешной подачи заявления предоставьте в территориальный орган ФСС России пакет документов:

  1. Заявление с приложениями.
  2. План финансового обеспечения предупредительных мер.
  3. Копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда и (или) копию (выписку из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
  4. Если за получением государственной услуги обращается представитель заявителя, представьте дополнительно документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя. Понадобится доверенность.
  5. Приложения к заявлению.

Как подготовить приложения к заявлению в ФСС России

В заявлении важно правильно перечислить все приложения к нему. Приложения — прежде всего копии официальных документов. Запросите у юриста организации доверенность на того, кто будет подавать документы в территориальный орган ФСС России. В доверенности укажите, что доверенное лицо может не только подавать документы в ФСС России, но и забирать решение, а также заверять копии документов и сдавать отчет об использовании страховых сумм в фонде.

Получите доверенность, сможете заверять копии документов печатью организации — без гербовой печати документы не примут. Напишите «Копия верна», укажите должность, подпись, расшифровку подписи, а также дату заверения документов. Заверяется копия каждого документа. Документы могут быть многостраничными — в таком случае заверяйте копию документа, а не копию каждого листа.

Приложите к заявлению документы, которые предоставляете в органы ФСС России, например, как в этой таблице.

Как отчитаться в ФСС России об использовании сумм страховых взносов

Страхователь представляет в региональное отделение ФСС России:

  • отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников по форме, которая приведена на сайтах региональных отделений ФСС РФ, в соответствии со сроками реализации запланированных мероприятий, определенных планом финансового обеспечения предупредительных мер, но не позднее 1 декабря текущего года.

Отчет состоит из двух таблиц. Данные отчета должны точно совпадать с Планом мероприятий и бухгалтерскими документами по осуществленным затратам.

Если поставщик не выставляет НДС, потребуется запросить копию справки из налоговой инспекции по форме №26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения».

Общий перечень приложений к отчету об использовании страховых взносов выглядит примерно так:

В некоторых отделениях ФСС России могут запросить дополнительно к отчету специфичные доказательства расходования средств:

  • например, оригиналы или фотокопии бирок на спецодежду. Учитывайте это, выдавая работникам СИЗ: сфотографируйте бирку сами или поручите сделать эту работу кладовщику.

Чтобы узнать о нюансах подачи документов, обращайтесь к специалистам территориальных органов ФСС России. Узнавайте особенности подачи отчета или заявления и не затягивайте со сдачей документов до последнего дня их предоставления в органы ФСС России.

Дата публикации 14.04.2020

Государственное казенное учреждение получило от ФСС РФ письмо о финансовом обеспечении предупредительных мер по расходам страхователей в 2020 г. в сумме 32 083 руб. на следующие мероприятия:

    • проведение специальной оценки условий труда;
    • обучение охране труда;
    • санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста;
    • приобретение аптечек для оказания первой помощи и т.д.

ФСС РФ будет возмещать расходы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом фонда на текущий финансовый год. Какими проводками отразить в бюджетном учете учреждения перечисленные мероприятия, по каким кодам КОСГУ и вида расходов? На какой счет отнести возмещение расходов ФСС РФ?

В соответствии с п. 3 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, учреждение - участник пилотного проекта оплачивает предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет собственных средств. Впоследствии ФСС РФ возмещает расходы страхователя за счет бюджета фонда в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС РФ на эти цели.

Республика Марий Эл с 1 января 2019 г. является участником пилотного проекта "Прямые выплаты" (п. 2 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 294). Следовательно, расходы в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников осуществляются за счет собственных средств, а не в рамках взаиморасчетов с ФСС РФ. Эти расходы являются для учреждения обычной закупкой.

Таким образом, расходы на предупредительные меры отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" и статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от экономического содержания (п. 48.2.4.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н).

Расходы на предупредительные меры могут относиться на подстатьи статьи 220 "Оплата работ, услуг", коды 267 "Социальные компенсации персоналу в натуральной форме" (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников), 310 "Увеличение стоимости основных средств", подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Это установлено пп. 10.2, 10.6.7, 11.1, 11.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н.

Возмещение этих расходов фондом должно отражаться по элементу вида доходов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" и подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ. Разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478.

Таким образом, возмещение ФСС РФ предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников должно учитываться учреждением - участником пилотного проекта в качестве новых доходов от компенсации затрат. Согласно пп. 220, 221 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, подобные доходы начисляются в корреспонденции со счетом 209 30 "Расчеты по компенсации затрат".

Рассматриваемая ситуация может быть отражена в бюджетном учете учреждения записями:

Дебет КРБ 1 401 20 213 Кредит КРБ 1 303 06 731 - начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (п. 104 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее - Инструкция № 162н);

Дебет КРБ 1 401 20 ХХХ, 1 105 ХХ 34Х, 1 106 ХХ 310 Кредит КРБ 1 302 ХХ 73Х - приняты к учету расходы по оплате предупредительных мер (п. 102 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 209 34 561 Кредит КДБ 1 401 10 134 - начислено требование по компенсации расходов учреждения (п. 86 Инструкции № 162н).

Если казенное учреждение наделено полномочиями администратора кассовых поступлений, доходы бюджета отражаются следующей записью:

Дебет КДБ 1 210 02 134 Кредит КДБ 1 209 34 661 - поступили денежные средства от ФСС РФ (п. 91 Инструкции № 162н).

Если казенное учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений, бухгалтерские записи будут такие:

Дебет КДБ 1 304 04 134 Кредит КДБ 1 303 05 731 - направлено администратору кассовых поступлений извещение (ф. 0504805) о суммах, ожидаемых к поступлению в доход бюджета (п. 104 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 303 05 831 КДБ 1 209 34 661 - отражено зачисление денежных средств в доход бюджета на основании возвращенного извещения (ф. 0504805) с отметкой администратора кассовых поступлений (п. 86 Инструкции № 162н).

Смотрите также

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Читайте также: