Воздействие налогов на поведение потребителей

Опубликовано: 29.04.2024

Последствия налогообложения для производителей и потребителей. Создавая разницу между ценой, уплачиваемой покупателями, и ценой, получаемой производителями, налог сокращает и производство, и потребление, а значит, ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов. [c.358]


Учет в ценах конъюнктуры рынка предполагает не только изучение собственно спроса и предложения. От финансового менеджера требуется и просчет ценовых последствий налоговых изменений, которые непосредственно затрагивают проведение ценовой политики предприятия. Трудно удержать цену, если увеличивается налоговая компонента за счет изменения таких налогов, как акцизы, налог на добавленную стоимость и т.п. Как видно на рис. 5, изменение размера (ставок) таких налогов вызывает изменение величины спроса. Поскольку установившееся равновесие в точке пересечения сплошных кривых спроса и предложения нарушается под влиянием роста налогов, предприятие-продавец хочет сохранить прежние накопления в цене для того, чтобы цена на товар компенсировала рост налогового бремени на производителя. В тех случаях, когда спрос неэластичный, предприятие может полностью переложить возросшую сумму налогов на потребителя путем увеличения цены. Другая ситуация с кривой эластичного спроса представлена на рис. 5 уровень [c.211]


Причина, по которой виновники загрязнения предпочитают субсидии штрафам, ясна в первом случае прибыль выше, чем во втором. Для фирм-загрязнителей и их акционеров распределительные последствия не ограничены. Поскольку при системе штрафов уменьшится выпуск, то возрастут цены и положение потребителей товаров, производимых данной фирмой, ухудшится. С другой стороны, те, кому приходится платить налоги для финансирования субсидий на уменьшение загрязнения, безусловно, находятся в лучшем положении при системе штрафов. Однако следует подчеркнуть, что выбор между субсидиями и штрафами не является чисто распределительной проблемой. Когда возможно функционирование обеих систем (и игнорируются издержки на предупреждение), система штрафов приводит к распределению ресурсов, эффективному по Парето, тогда как система субсидий к нему не ведет. Иными словами, в принципе существует множество налогов, которые могут быть адресованы различным индивидуумам или фирмам, получающим блага от применения системы штрафов. Доходы от такой системы налогов распределялись бы в качестве компенсирующих выплат фирмам-загрязнителям. Это улучшило бы положение всех индивидуумов и фирм по сравнению с тем, что они имеют при схеме субсидии на уменьшение загрязнения. [c.218]

Вообще, больше не устанавливают налога на потребление на всю совокупность продуктов, как и не пытаются установить прямой налог на все виды процента. Избирают определенные продукты, широко потребляемые и надежные для налогообложения. Так, в нашей гипотетической стране могли бы извлечь 1 млрд. от налогов на соль, напитки, табак. В этом случае последствия налога таковы, как мы только что их описали, но, естественно, ограниченные продуктами, на которые он распространяется т. е. налог частично ложится на потребителей этих продуктов и частично — на собственников производительных услуг, входящих в их производство, причем последние оказываются более или менее затронутыми в зависимости от того, является ли продукт в большей или меньшей мере предметом первой необходимости или предметом роскоши, а также в зависимости от того, является ли производительная услуга в большей или меньшей степени специальной или неспециальной. Налог на пшеницу ложился бы в основном на потребителей и незначительно на земельных собственников, потому что хлеб — предмет первой необходимости налог на вино, напротив, затронул бы больше земельных собственников, во-первых, потому, что вино является до определенной степени предметом роскоши, и, во-вторых, потому, что либо земли, пригодные для выращивания винограда, непригодны под другие культуры, либо невыгодно менять их назначение и использование вследствие введения налога. Мы видим, насколько воздействие налогов на потребление является сложным и сколь необходимо изучать по отдельности последствия налога на тот или иной [c.393]


Использование экономической теории при прогнозировании важно как для менеджеров фирм, так и для государственных деятелей. Предположим, рассматривается новый федеральный налог на бензин. С введением нового налога изменится цена на бензин, что должно изменить спрос на малолитражные автомобили, а также их использование в повседневной жизни и т. д. Для разумного планирования своей деятельности нефтяным и автомобилестроительным компаниям, производителям запасных частей к автомобилям и фирмам, занимающимся туризмом, потребуется определить, какими будут различные последствия изменения налоговой политики государства. Правительственным ведомствам и политическим деятелям также потребуются количественные оценки последствий введения нового федерального налога. Они должны будут определить дополнительные расходы потребителей (сгруппированных по категориям доходов), связь нового налога с получаемой дополнительной прибылью в нефтяной, автомобильной промышленности и сфере туризма, а также размер ежегодных поступлений в государственный бюджет. [c.16]

В качестве положительного внешнего эффекта можно назвать влияние военного производства на индивидуальное благосостояние потребителей. Потребитель, уплачивая налог, покупает общественный товар — национальную оборону — и удовлетворяет свою потребность в безопасности от внешних врагов. Производители же этой государственной услуги, т. е. военные корпорации, стремясь обеспечить потребность в безопасности, способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого бесплатно пользуются все члены общества. Это происходит потому, что по цене-налогу потребитель покупает только национальную оборону, а не социальные последствия милитаризации экономики. Следовательно, потребители остаются в долгу перед военно-промышленным комплексом, ибо бесплатно увеличивают за его счёт своё благосостояние. Для компенсации этого внешнего эффекта государство может предоставлять субсидии военным [c.45]

Понятия эластичности спроса и предложения по цене имеют большое практическое значение не только для понимания поведения потребителя на рынке или ценовой стратегии фирм, но и для анализа последствий экономической политики государства, в частности, политики налогообложения. Одним из важнейших здесь является вопрос распределения налогового бремени, т. е. кто реально уплачивает тот или иной налог. Проиллюстрируем это на условном примере (см. рис. 5.10). Пред- [c.106]

Понимание и прогнозирование всех последствий государственной деятельности (насколько это возможно). Когда корпорация облагается налогом, кто несет его груз Вряд ли налог направлен просто на то, чтобы уменьшить прибыль корпорации. Более вероятно, что по крайней мере часть налога будет переложена на потребителей с помощью более высоких цен или, возможно, будет снижена заработная плата персонала компании. Когда государство принимает закон о контроле над рентой, каковы будут долгосрочные последствия В конечном итоге будут ли те, кто арендует, более обеспечены Каковы последствия изменения государством пенсионного возраста для социального обеспечения Что произойдет при введении платы за обучение в университетах штатов Что последует за предоставлением бесплатного медицинского обслуживания престарелым [c.21]

Это увеличение имело важные последствия для мировой экономики и функционирования международной монетарной системы. Действительно, такое повышение было равносильно тяжелому налогу на потребителей в индустриальных государствах. Неизбежным стало понижение глобального спроса на эту продукцию, что в значительной степени объясняет тяжесть рецессии 1974—1976 гг.28 Доходы стран ОПЕК возросли с 33 млрд долл. в 1973 г. до 108 млрд в 1974 г., но это повышение не было компенсировано немедленным увеличением закупок промышленной продукции на Западе. В результате избыток платежного баланса стран ОПЕК составил в 1974 г. 55 млрд долл., в то время как дефицит стран - импортеров нефти приобрел такие же пропорции. От этого пострадали не только про-мышленно развитые государства, но и многие страны "третьего мира", которые все в большей степени зависели от импорта энергоресурсов, необходимых для экономического развития29. Национальные валюты стран ОПЕК, однако, не могли играть роль на международном уровне. Золото из-за отмены конвертации во внимание не принималось, в то время как объем выпущенных СДР оставался недостаточным. Лишь доллар оставался в достаточном количестве, чтобы финансировать огромные дефициты платежных балансов стран мира. Другими словами, высокий уровень цен на нефть в совокупности на другие виды сырья и конечной продукции настолько увеличил мировое значение доллара, что проблема его избытка была решена моментально. Бывшее ранее причиной для беспокойств избыточное количество долларов ныне приобрело неоценимое значение. Удвоение мировых резервов, происшедшее в начале 70-х годов вследствие увеличения долларовых балансов, в огромной степени способствовало удовлетворению растущих нужд в мировой наличности, вызванных мировой инфляцией и нефтяным кризисом30. [c.329]

Дж. Миррлис внес вклад и в другие разделы экономической науки. В сотрудничестве с П. Даймондом он исследовал структуру налогов на потребительские товары в разных странах и установил, что в открытых экономиках малых стран нецелесообразно вводить тарифы на иностранные товары, а налоги на производственные факторы (труд и капитал) должны возлагаться не на производителя, а на потребителя. Этот вывод имел важные практические последствия для оценки проектов экономической политики развивающихся стран. [c.380]

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.07.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Последствия налогов для потребителей

Если вы хотите научиться сами правильно писать и выполнять рефераты, как это сделать я подробно написала на странице — как написать реферат.

Последствия налогов для потребителей

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Налоги - один из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовая основа бюджетов разного уровня. Они существенно влияют на надежность обращения, ценообразование, реализацию инвестиционной политики, распределение прибыли, социальный статус населения.

Проведение рыночных реформ невозможно без создания эффективной налоговой системы. Проблемы бюджета, бюджетный процесс неразрывно связаны с налоговой системой. Налоги составляют значительную долю доходной части бюджетов различных уровней.

Использование налогов - один из экономических методов управления

Использование налогов - один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяется взаимосвязь предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственным и местным бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих социальных функций. Налоги также финансируют расходы на социальное обеспечение, что меняет распределение доходов.

Современное развитие экономико-математических методов анализа позволяет надежно оценивать прогнозные и интерполированные модели динамических процессов и уточнить понятие налога и сбора для трансформационной экономики. Неслучайно современная эконометрика используется в качестве инструментария для подтверждения или опровержения некоторых теоретических положений. В мировой экономической мысли выдвигается множество концепций, связанных с динамикой налогов и налоговых эффектов, разъясняющих и дополняющих, что такое понятие налога и его истинность в различных моделях экономики. В соответствии с неоклассической экономической теорией 70-х гг. XX век теория снабжения получила развитие. Его сторонники - в основном американские ученые - принимают эффект Лаффера за истину, считая снижение налогов необходимым. Поставщики теории предложения видят в числе основных причин непредсказуемой инфляции высокие налоговые ставки и сжатые сроки уплаты налогов и сборов. Связан ли рост цен с налоговой ставкой в ​​российской экономике? Чтобы ответить на этот вопрос, можно представить все сборы прямых, а затем и косвенных налогов в виде некоторых средних налоговых ставок, умноженных на ВВП, с использованием экономических и математических методов анализа. При установлении корреляции между этими ставками и индексом потребительских цен (ИПЦ) выяснилось, что прямые налоги имеют прямое влияние на инфляцию; интервала запаздывания между их темпом и динамикой инфляции практически нет (наибольший коэффициент корреляции приходится на месячный период). В то же время средняя доля косвенных налогов от ВВП, экономическое давление которых производитель обычно перекладывает на плечи потребителей, менее тесно связана с уровнем инфляции.

Потребительское поведение - очень сложный процесс. Несмотря на то, что на данный момент существует множество моделей, школ и направлений в изучении поведения покупателя, исследования иногда преподносят любопытные сюрпризы.

Общая характеристика последствия налогов для потребителей

Налоги - обязательный атрибут существования любого государства - даже У. Петти писал, что уплата налогов должна быть такой же естественной, как еда или питье. Опыт Развитие цивилизации показывает, что платить нормальные налоги действительно естественно, а сверхъестественно платить сверхъестественные налоги.

Вся проблема заключается в том, чтобы определить предел, за которым обычные налоги становятся ненормальными. В настоящее время экономисты оперируют кривой Лаффера, которая довольно схематично, но очень наглядно демонстрирует эту проблему. Однако экономическая наука пока не представила четких расчетов, обосновывающих саму кривую и ее числовые характеристики. Кривая А. Лаффера характеризует общую налоговую нагрузку, общую тенденцию, не давая возможности перейти на уровень конкретных налогов.

Известно, что методы исчисления разных налогов разные, и последствия введения каждого налога разные. Я не буду подробно останавливаться на этом вопросе - в соответствующей научной литературе читатель легко удовлетворит свое любопытство по этому поводу. Я рассмотрю, как можно интерпретировать налоги, зная закон изменения кривых равновесия и графическое представление проекций этих кривых на соответствующие ортогональные плоскости.

Хотя существует множество видов налогов, для целей моих научных исследований вполне достаточно сгруппировать их в две большие группы:

  • налоги, влияющие на поведение потребителей, и
  • налоги, влияющие на поведение производителя.

К первым относятся подоходный налог, налог на имущество физических лиц и др. Ко второй группе относятся подоходный налог, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на имущество юридических лиц и др.

Сначала я рассмотрю влияние налогов на потребителя. Естественно, любой налог, взимаемый с потребителя, снижает его доход. Это снижение зависит от того, как взимается этот налог. В целом, существует три вида налогов и три способа взимания их с потребителей, если рассматривать зависимость суммы налога от доходов потребителей.

Первый способ - регрессивное налогообложение, когда ставка налога уменьшается с увеличением дохода. Сейчас мне сложно привести такие случаи в мировой практике, хотя, если покопаться в анналах мировой истории, я смогу найти некоторые примеры. Это возможно, например, когда все потребители платят одинаковую фиксированную сумму налога, например 100 рублей, независимо от дохода. Тогда с увеличением дохода доля налоговых отчислений при фиксированной сумме налога уменьшится, и возникнет регрессивное налогообложение. Так что в принципе это возможно.

Второй метод - пропорциональное налогообложение, когда налог рассчитывается по фиксированной ставке независимо от дохода. Такой метод исчисления подоходного налога практиковался много лет в бывшем СССР - тогда подоходный налог практически для всех граждан СССР составлял 12% от дохода.

Третий метод - прогрессивное налогообложение, которое сейчас практикуется в большинстве стран мира, когда подоходный налог рассчитывается по ставке, которая увеличивается с ростом доходов потребителей.

Затем мы должны рассмотреть влияние каждого из этих методов налогообложения на поведение потребителей, которые покупают потребительские товары и товары, которые не покупают. Но, прежде всего, следует отметить важный момент. Эти две группы товаров отличаются друг от друга не только тем, какие ступени пирамиды потребностей с точки зрения потребителя (пирамида Маслоу) они представляют.

По-видимому, верна гипотеза о том, что чем выше уровень иерархии потребностей покупателей представляет собой товар, тем больше доля труда в его цене и тем ниже доля материальных затрат в себестоимости. Эта гипотеза мне кажется вполне разумной. Действительно, предметы первой необходимости довольно «грубые» - для их производства требуется не очень квалифицированная рабочая сила, но достаточно большое количество сырья и материалов. Фактически, они представляют собой очень незначительные преобразования с помощью ручного или частично автоматизированного труда природных ресурсов.

В результате потребительские качества товаров первой необходимости связаны со свойствами этих ресурсов, заложенными в них самой природой. Товары, не являющиеся предметами первой необходимости, как правило, несут новые потребительские качества, не присущие продукту по своей природе, и поэтому содержат значительную часть рабочей силы, которая превращает природные ресурсы в этот продукт.

Это означает, что если общество потребляет товары первой необходимости в гораздо большей степени, чем вторая группа товаров, то:

  • во-первых, такой спрос не оказывает стимулирующего воздействия на научно-техническое развитие, связанное с необходимостью значительных преобразований природных ресурсов для создания новых товаров;
  • во-вторых, производительность труда остается очень низкой из-за отсутствия передовых технологий;
  • в-третьих, очень значительным оказывается материальное потребление национального дохода.

Из последнего вывода, кстати, следует противоположный вывод - об уровне доходов населения регионов или стран и об уровне общеэкономического развития можно судить по показателю материального потребления национального дохода. Чем выше потребление материалов, тем ниже уровень доходов населения страны и менее развита страна.

Последствия налогов для потребителей
Эти результаты могут быть очень важны для определения оптимальной структуры налога на потребление, поскольку они позволяют судить о потребительских налогах с точки зрения правительства.

Итак, каждый из трех типов налогообложения доходов потребителей влияет на поведение потребителей на рынке товаров первой необходимости. Для этого необходимо использовать полученные ранее цифры и изображение проекции кривой равновесия на плоскость объем-доход.

При этом принципиальных изменений в характере потребления не произойдет, если только количество людей, доходы которых не позволят им приобрести часть товаров первой необходимости, не увеличится, а количество потребителей, интересы которых лежат от этого продукта к другому. товар уменьшится.

Воздействие налогов на поведение потребителей

Потребители реагируют на введение или повышение налога двояким образом:

  • с одной стороны, они минимизируют свои налоговые обязательства, изменяя структуру потребления и интенсивность покупок;
  • с другой стороны, они стараются по мере возможности переместить налоговое бремя на контрагентов. Например, они могут сокращать покупки налогооблагаемого товара, заменяя его другим. Возможность такой замены позволяет им переместить налоговое бремя на продавцов.

Оба пути имеют в своей основе нечто общее, а именно замещение налогооблагаемых продуктов иными, менее подверженными налогообложению.

Так проявляется искажающее действие налога.

За возможность сместить налоговое бремя на контрагентов приходится в большинстве случаев платить отказом от той структуры потребления, которая была бы наиболее желательной при отсутствии налога. Это позволяет предотвратить денежный ущерб, но само по себе является потерей полезности и потребительского излишка.

На структуру потребления могут воздействовать искажающие налоги:

  • специфические налоги, т.е. налоги, вводимые на каждую физическую единицу потребления;
  • стоимостные косвенные налоги, вводимые на единицу продаж, и которые включаются продавцами в цену продукции;
  • подоходные налоги.

Введение этих налогов приводит к сокращению потребления товаров, которое характеризуется эффектом дохода и эффектом замещения.

Анализ воздействия искажающих налогов на структуру потребления будем проводить с использование модели равновесия потребителя и аппарата кривых безразличия и бюджетных линий.

Исходное равновесие индивида определяется точкой Е:

  • В этой точке индивид максимизирует полезность от потребления двух товаров – Х и Y;
  • При этом его доход фиксирован;
  • Линия бюджетного ограничения КL определяет полное и оптимальное для индивида распределение фиксированного дохода между товарами Х и Y.

Пусть государство вводит искажающий налог t на товар Х (например, НДС):

  • а) для упрощения анализа предполагаем, что весь налог продавец товара Х перекладывает на потребителя (т.е. цена товара Х повысится на всю величину налога t, что означает переложение всего налогового бремени с продавца на покупателя);
  • б) Налог на товар Х, увеличив его цену, изменит относительные цены товаров Х и Y. Это приведет к изменению угла наклона линии бюджетного ограничения в положение КL*.
  • в) Изменение угла наклона линии бюджетного ограничения в положение КL* означает, что индивид может потратить весь свой доход на потребление товара Х, но при этом сможет приобрести его в количестве, меньшем, чем в «доналоговый» период. В период до введения налога на весь доход можно было бы приобрести ОL единиц товара Х, а после налогообложения на тот же доход можно приобрести меньшее количество товара Х, т.е. ОL*.
  • г) При изменившейся структуре цен, новая линия бюджетного ограничения определит соответственно новую точку равновесия потребителя – точку Е*.

В точке Е* индивид будет находиться в худшем положении по сравнению с ситуацией до введения налога, т.к. точка Е* находится на более низкой кривой безразличия (U*) по отношению к исходной кривой безразличия (U).

Налоговые поступления в бюджет государства (t), измеренные в физических единицах товара Х, будут равны расстоянию АЕ*. Поясним это:

  • а) Любой налог ухудшает положение индивида ровно настолько, на сколько этот налог уменьшает его реальный доход;
  • б) Уменьшение реального дохода на графической модели равновесия потребителя демонстрируется параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения вниз к началу координат на величину налога t, равного отрезку ЕЕ/, в положение К/L/;
  • в) Затем отрезок ЕЕ/, равный величине налога t, перемещаем в положение нового уровня потребления, т.е. в положение АЕ*.

Налоговые поступления t в физических единицах, могут быть выражены в денежном выражении. Налог t в денежном выражении получается путем умножения налоговых поступлений в физических единицах на цену товара Х: tфиз.ед. Рх

Основной вывод: косвенное налогообложение обладает искажающим эффектом. Поясним это:

  • а) Как было выяснено, искажающие налоги – это такие налоги, которые приводят к изменению структуры потребления (путем замещения потребления налогооблагаемого товара, товаром, не подвергающемуся налогообложению);
  • б) На представленном рисунке, чтобы показать изменение структуры потребления необходимо разложитьэффект повышения цены товара Х, в результате введения на него косвенного налога, на два эффекта – эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода от налогообложения – это движение от точки Е к точке Е/. Этот эффект, как видно из рисунка, не изменяет структуры потребления, поскольку индивид не замещает подорожавший в результате налогообложения товара Х товаром Y. Он лишь сокращает покупки подорожавшего товара Х, в соответствии с законом спроса;

Эффект замещения от налогообложения – это движение от точки Е/ к точке Е*. Этот эффект уже изменяет структуру потребления, поскольку приводит к замещению подорожавшего товара Х товаром Y, который не попал в сферу действия косвенного налога.

Таким образом, эффект замещения приводит к искажению в поведении потребителя:

  • путем сокращения покупок товара Х покупатель переложил налоговое бремя на продавца (продавец теперь несет потери, связанные с уменьшением продаж товара Х);
  • одновременно покупатель минимизировал свои налоговые обязательства, изменив структуру потребления и интенсивность покупок налогооблагаемого товара Х.

Заключение

Налоговая система - один из основных элементов рыночной экономики. Он выступает как главный инструмент влияния государства на развитие экономики, определяя приоритеты социально-экономического развития. Следовательно, необходимо адаптировать налоговую систему России к новым общественным отношениям в соответствии с мировым опытом. В новой налоговой системе, исходя из федеративного устройства России, в отличие от предыдущих лет, права и обязанности соответствующих уровней власти (федерального и территориального) в налоговых вопросах более четко разграничены. Введение местных налогов и сборов в дополнение к перечню существующих федеральных налогов, предусмотренных законом, позволило более полно учесть различные местные потребности и виды доходов местных бюджетов.

Однако новое налоговое законодательство не полностью соответствует новым условиям. К его основным недостаткам можно отнести: чрезмерное уплотнение, растерянность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение в выпуске товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику. Мировой опыт показывает, что налоговое законодательство - это не замороженная схема, оно постоянно меняется, адаптируясь к воспроизводственным процессам, рынку.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в
whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Налог – это безвозмездная индивидуальная выплата, проводимая домашним хозяйством или предприятием, в пользу государственного бюджета.

Уплата налога не подразумевает обратного оказания услуг, в отличие от пошлины. Пошлина выплачивается государству за выполнение в пользу плательщика определенных действий. Налоговая система возникла как институт обеспечения функций государственной власти. Сам аппарат управления не может выполнять коммерческую деятельность, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Поступление обязательных налогов формирует средства, идущие на обеспечение работы государства, а также для выполнения программ социально-экономического характера.

Отличительными особенностями налога являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Воздействие налогов на поведение потребителей 410 руб.
  • Реферат Воздействие налогов на поведение потребителей 220 руб.
  • Контрольная работа Воздействие налогов на поведение потребителей 220 руб.
  1. Обязательность его уплаты закреплена на законодательном уровне.
  2. Каждый индивид и субъект хозяйствования проводит выплату налога без прямой материальной выгоды.
  3. Выплата проводится только в денежной форме.
  4. Налоги носят нецелевой и публичный характер.

Налоговая система необходима для выполнения фискальной функции, то есть проведения мероприятий сбора налогов в пользу государства. С ее помощью происходит перераспределение совокупного дохода, осуществляется передача средств в пользу менее защищенных слоев населения. Налоговая система является инструментом государственного регулирования экономики. Через налоги государство может стимулировать хозяйственные процессы, либо сдерживать их.

Стимулирование экономики с помощью налогов происходит через предоставление льгот и различных освобождений от их уплаты. Например, предприятиям определенной отрасли могут предоставляться налоговые каникулы при соблюдении определенных условий. Чтобы сдерживать неблагоприятные экономические процессы налоги могут увеличиваться. Так же налоги применяются для аккумулирования средств, с последующим их перенаправлением на восстановление ресурсов.

Поведение потребителей

Поведение потребителя является сложной экономической категорией, которая описывает процесс формирования спроса при текущей конъюнктуре рынка.

На выбор потребителя влияют следующие факторы:

  1. Потребности и вкусы покупателя.
  2. Цена товара.

Каждый индивид руководствуется принципами ограниченности благ и ограниченности собственных ресурсов, поэтому он встает перед выбором. Он стремится, чтобы купленное благо было полезным. Под полезностью понимается степень удовлетворения потребностей конкретного покупателя. Совокупная полезность описывает выгоду, которую может получить индивид от покупки блага или набора благ. Предельная полезность показывает динамику выгоды при покупке дополнительной единицы товара или услуги. Как правило, потребитель заранее знает о пользе того или иного блага. Поэтому он сопоставляет полезность благ и делает выбор в пользу того, которое наиболее подходит под текущие условия.

Общая полезность растет при покупке все большего количества товаров. А предельная полезность имеет тенденцию к уменьшению от приобретения каждой дополнительной единицы. Поэтому при выборе потребитель руководствуется своими предпочтениями на текущий момент. Предполагается, что он ведет себя рационально, так как делает выбор согласно личному интересу. При этом покупатель стремится увеличить полезность, то есть выбрать такой набор товаров и услуг, которые смогут удовлетворить его потребности. Выбор потребителя ограничен ценой благ, а также законом убывающей полезности.

То есть, делая выбор в пользу одного товара, потребителю приходится отказаться от покупки какого-то другого товара. Конечный выбор покупателя представляет собой наилучший вариант соотношения благ в его корзине. Помимо вышеперечисленных факторов, на выбор потребителя могут влиять социальные и психологические факторы. Особое внимание уделяется цене, ее оценке, прогнозированию ее изменения.

Влияние налогов на поведение потребителей

В рыночной экономике действует конкуренция, поэтому выигрыш делится между производителями и покупателями. Если государство вводит налоги, то оно уменьшает доходы субъектов хозяйствования. Однако, не все поступления в бюджет уходят государству, поэтому налог приводит к неоптимальности рынка. Участники экономики стремятся уменьшить свою активность в тех областях, где действует налогообложение. При этом эластичность спроса оказывает влияние на налоги. Чем она выше, тем выше потери и государства, и субъектов хозяйствования. Неэластичный спрос заставляет государство собирать ровно столько выплат, сколько теряют участники экономики.

При введении налогов поведение потребителей изменяется в зависимости от эластичности спроса следующим образом:

  1. При эластичности спроса больше нуля и нулевой эластичности предложения цена продажи остается неизменной, но покупатель учитывает налог при совершении покупки. Чистое налоговое бремя остается равным нулю.
  2. Если производитель изменяет цену на величину налога, то есть берет налоговое бремя на себя, то объем продаж остается прежним, и размер налогового бремени сохраняется.
  3. Если предложение конечно, а спрос бесконечен, то цена для потребителя остается постоянной. Производители увеличивают цену на размер налога. Происходит уменьшение объема реализации, а бремя налога становится положительным.
  4. Если спрос конечен, а предложение бесконечно, то цена продажи остается неизменной. Тяжесть налогового бремени ложится на покупателей.

Таким образом, на поведение потребителя при введении налога или изменении его ставки влияет последующее колебание цен. В зависимости от свойств приобретаемого блага будет меняться поведения потребителя с учетом налоговой ставки. Если благо становится слишком дорогим, покупатель будет искать аналог или замену. Эффект от дохода обычно является отрицательным, так как даже снижение цен ведет к изменению соотношения товаров в выбираемом покупателем наборе благ. То есть, при снижении цены покупатель сможет позволить себе купить более дорогой товар из другой категории.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2016 в 07:49, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить воздействие налогов на поведение потребителей.
Задачи работы:
- дать общую характеристику налоговой системы;
- отразить сущность налогов;
- исследовать виды систем налогообложения;
- изучить воздействие налогов на поведение потребителей.

Файлы: 1 файл

6574.6_26.03.2016_налоговой поведение.doc

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие экономико-математических методов анализа позволяет достоверно оценить прогнозные и интерполированные модели динамических процессов и уточнить понятие налога и сбора для трансформационной экономики. Не случайно современная эконометрика применяется в качестве инструментария, подтверждающего или опровергающего некоторые теоретические положения. В мировой экономической мысли выдвигается множество концепций, связанных с динамикой налогов и налоговыми эффектами, выяснением и дополнением, что представляет собой понятие налога и его истинность в различных моделях экономики. В русле неоклассической экономической теории в 70-е гг. XX в. сложилась теория предложения. Ее сторонники - главным образом американские ученые, берут за истину эффект Лэффера, считая снижение налогов необходимым. Представители теории предложения видят среди главных причин непрогнозируемой инфляции высокие ставки налогов и жесткие сроки уплаты налогов и сборов. Связан ли в российской экономике рост цен со ставкой налогов? Для ответа на этот вопрос можно представить все прямые, а затем и косвенные налоговые сборы как некие усредненные налоговые ставки, помноженные на ВВП, применив экономико-математические методы анализа. При установлении корреляционной связи между указанными ставками и индексом потребительским цен (CPI) оказалось, что непосредственное влияние на инфляцию оказывают прямые налоги, между их ставкой и динамикой уровня инфляции практически нет интервала запаздывания (наибольший коэффициент корреляции приходится на месячный период). В то же время усредненная доля косвенных налогов от ВВП, экономическое давление которых обычно перекладывается производителем на плечи потребителей, связана менее тесной корреляционной связью с уровнем инфляции.

Поведение потребителей – процесс очень сложный. Несмотря на то, что на нынешний момент существует множество моделей, школ и направлений в изучении поступков покупателя, исследование иногда приносит любопытные сюрпризы.

Данные обстоятельства обуславливают актуальность исследования воздействия налогов на поведение потребителей.

Цель работы – изучить воздействие налогов на поведение потребителей.

- дать общую характеристику налоговой системы;

- отразить сущность налогов;

- исследовать виды систем налогообложения;

- изучить воздействие налогов на поведение потребителей.

1 Общая характеристика и развитие налоговой системы РФ

Исследование развития налоговой системы РФ следует начать с выделения основных этапов в развитии налоговой системы России в постсоветский период (с 1991 г. по настоящее время). В развитии системы налогообложения России можно выделить три этапа. Первый этап (с 1992 по 1999 г.) можно обозначить как «период совладания с кризисом». Его характеризуют неблагоприятный макроэкономический климат и глубокие институциональные преобразования. Система налогообложения адаптируется под дефицитный бюджет. Основная функция налоговой системы — фискальная. Второй этап (с 2000 по 2007 г.) назовем «периодом снижения налогового бремени». Здесь структурные налоговые реформы протекали в условиях макроэкономической стабилизации: снижения уровня инфляции и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Система налогообложения адаптируется к устойчиво профицитному бюджету, усиливается ее стимулирующая функция. Третий этап (с 2008 г. по настоящее время) характеризуется как «период увеличения налоговой нагрузки». Здесь наблюдаются постепенный переход к дефицитному бюджету и усиление фискальной функции налоговой системы. Посмотрим на выделенные этапы чуть более подробно.

— инфляционный кризис (ускоряющаяся открытая инфляция и внушительное сокращение товарных запасов в розничной торговле);

— платежный кризис (нехватка золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны, вызвавшие сокращение импорта);

— системный кризис (дискредитация фискальной функции государственной власти, затруднившая на всех уровнях способность регулировать ресурсные потоки).

Нельзя не отметить, что существенное воздействие на экономическое развитие России в 1990-е годы оказала и политическая нестабильность. Бессистемный характер частых изменений законодательного регулирования экономики не позволил сформировать фиксированную систему условий и принципов ведения хозяйственной деятельности. Иными словами, субъективный фактор неуверенности экономических агентов в функционировании институциональной сферы и общего недоверия регулятору сыграли важную роль в усилении бюджетного кризиса и общеэкономического спада. И, чтобы восстановить недостаток доходов, образующийся из-за низкой собираемости налогов, правительство наращивало государственный долг. Таким образом, сложное экономическое положение страны усугублялось затянувшимся бюджетным кризисом, малоуспешными попытками компенсировать расходы бюджета за счет усиления фискальной нагрузки, сталкивающимися с сопротивлением хозяйствующих субъектов (как населения, так и предпринимателей). Общее состояние налоговой системы и ее главная ловушка. Остов налоговой системы, действовавшей в этот период, был сформирован сразу после распада Советского Союза. Налоговое законодательство, заложенное при переходе страны к рыночной экономике в 1992 г., фактически действовало на протяжении всего следующего десятилетия. Конечно, нельзя утверждать, что все налоговые инициативы того времени сохранили свои первоначальные формулировку и содержание. Правительством предпринимались попытки трансформировать частные элементы в действующей системе налогообложения, однако эти преобразования носили, скорее, точечный характер. Лишь с 1999 г. в силу вступила первая часть Налогового кодекса РФ, систематизирующая основные принципы налогообложения. Иными словами, только к концу десятилетия был сформирован свод законов, регламентирующий «правила игры»: взаимодействие с налоговыми органами, правила администрирования налогов и др. До этого момента налоговая система менялась относительно хаотично и непредсказуемо, что усиливало недоверие налогоплательщиков и, следовательно, усугубляло фискальный кризис. Причинами тому было чрезмерно высокое налоговое бремя, мало соотносившееся с реальными располагаемыми доходами населения и бизнеса, не могло выплачиваться в полном объеме. Поэтому перед Правительством России из года в год вставала проблема недоимки налоговых доходов. Так, по оценкам Минфина РФ, при условии полных выплат, предусмотренных налоговой системой, бюджет должен был пополняться доходами в размере 42–45% ВВП. На практике же выходил куда более скромный показатель — около 28–30% ВВП. Недополученные бюджетом средства были лишь «верхушкой айсберга», истинная проблема таилась в самой системе — в самовоспроизводившемся механизме уклонения от уплаты налогов. Если бы предприниматели следовали букве закона и добросовестно выплачивали необходимые налоги, то многие из них в считаный срок оказались бы неконкурентоспособными и вынуждены были уйти с рынка. Выстраивать эффективный бизнес могли лишь те, кто не соблюдал в полной мере налоговое законодательство. Таким образом, система консервировалась, перерастая в устойчивую практику: государство не стимулировало создание цивилизованного рынка, вынуждая участников действовать по своим правилам. Тем самым поддерживались неэффективная система налогообложения и дефицит бюджета.

Второй этап (2000–2007 гг.). Снижение налогового бремени Экономическая ситуация в стране. Первая половина 2000-х годов стала периодом впечатляющего улучшения макроэкономических показателей российской экономики. Инфляция снизилась с уровня 30–35% до 10–12% в год, стабилизировался валютный курс, бюджет стал устойчиво профицитным. Все это создало благоприятные условия для роста экономики и дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации. Стимулирующую роль для отечественной экономики сыграл стремительный рост цен на основные товары российского экспорта. По общему признанию, Россия весьма успешно преодолевала негативные последствия структурных трансформаций 1990-х годов. Экономическому росту способствовали приток внешних заемных средств, расширение внутреннего рынка и рост платежеспособности населения. Общее состояние налоговой системы: основные стимулы для реформирования. Наиболее радикальные изменения в налоговой системе были предприняты в 2001–2002 гг. В этот период вступает в силу вторая часть Налогового кодекса РФ. В качестве основной задачи нового налогового регулирования декларировалось повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы. Противоречивый опыт прошлых реформ показал несостоятельность стратегии увеличения налогового бремени при крайне малой возможности его администрирования. Низкая собираемость большинства налогов наглядно продемонстрировала неэффективность существовавших фискальных инструментов. Кратко остановимся на наиболее уязвимых точках в системе налогообложения до масштабных реформ. Во-первых, подоходный налог с его прогрессивной шкалой в России обладал низкой бюджетной отдачей. Сложность и осознаваемая многими несправедливость его взимания привела к массовому уходу в тень основного зарплатного фонда. Плательщиками этого налога были в основном граждане, получавшие «белую» за- работную плату, имеющие низкие и средние доходы. Слабое администрирование сбора и слишком высокая ставка вызывали массовое уклонение от налога среди людей с более высокими доходами. Во-вторых, серьезным недостатком отечественной экономики явилась зависимость от мировой конъюнктуры. Поэтому одной из ключевых задач, поставленных перед налоговой системой, стало сокращение доли поступлений, чутко реагирующих на внешнеэкономическую ситуацию. В связи с этим, несмотря на формальное понижение ставки НДС, доля косвенного налогообложения была увеличена (во многом за счет расширения налоговой базы). Акцент на косвенных налогах объясняется их относительной стабильностью в долгосрочной перспективе. НДС в отличие от других налогов (ЕСН, НДПИ, налог на прибыль) в меньшей степени подвержен конъюнктурным колебаниям мировых цен на нефтегазо- вое сырье и энергоносители. В числе приоритетных направлений реформ можно выделить следующие:

— более равномерное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

— снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

— снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.

Третий этап: с 2008 г. по настоящее время. Увеличение налоговой нагрузки Экономическая ситуация в стране. Наступивший финансовый кризис и стремительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры во второй половине 2008 г. наглядно показали, что ранее выбранный курс бюджетной политики способствовал «перегреву» экономики. По мнению экспертов, экономический рост 2000-х годов не обладал высокой устойчивостью и вел к накоплению диспропорций в экономике. Помимо этого, кризис актуализировал необходимость поиска путей компенсации сокращающихся нефтегазовых доходов бюджета. По итогам 2008 г. уменьшение поступлений налоговых до- ходов в консолидированный бюджет составило около 1% ВВП. Бюджетным козырем страны, позволившим избежать усугубления экономического спада в 2008 г., стали высокие цены на энергоносители на мировых рынках. Более подробная характеристика текущего экономического положения страны будет представлена в следующем разделе. Основные реформы. С 1 января 2010 г. ЕСН заменяется тремя страховыми взносами на обязательное социальное страхование. При этом в 2010 г. общая ставка страховых взносов сохраняется на прежнем уровне — 26% от фонда оплаты труда, а с 1 января 2011 г. страховые взносы повышаются до 34% от ФОТ и составляют: в Пенсионный фонд Российской Федерации — 26%, в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации — 5,1%, в Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9%. При этом обязанность по выплате социальных взносов распространяется на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый налог на вмененный доход. Происходит уменьшение ставки налога на прибыль с 24 до 20% (увеличение региональной ставки с 17,5 до 18% при снижении федеральной ставки с 6,5 до 2%); при этом нижняя граница для региональной ставки налога на прибыль осталась без изменений — 13,5%. В части налоговых льгот было решено признать отчисления на формирование Российского фонда технологического развития как расходы на НИОКР. В этот период прошел ряд административных изменений. Так, от выплат налога на добавленную стоимость было освобождено выполнение организациями научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ, которые относятся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий1.

2 Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения в РФ

В среде современных экономистов продолжается дискуссия, связанная с пониманием роли налогов в налоговой системе. Так, по мнению Мамрукова О. И. налоговая система представляет собой систему экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей. Исчисление, уплата и контроль за их поступлением осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в дан- ном обществе. Алиев Б. Х. считает, что налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке. По мнению Александрова И. М. налоговая система представляет собой совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения2.

Статья 8 НК РФ содержит определения понятий «налог» и «сбор».

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Следует обратить внимание еще на один вид платежа, безусловно относящийся к налоговой системе, — это пошлины. Пошлина — оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика.

3 Виды систем налогообложения в РФ

Налогообложение общества с ограниченной ответственностью — сфера, вызывающая массу трудностей на всех этапах его существования и функционирования. Верный ответ на вопрос о том, какую систему избрать, во многом поможет ведению бизнеса. Проблема указанного выбора может возникать многократно, не только при создании предприятия, но и потом, ведь у всякого предпринимателя объективно существует стремление к максимизации получаемой им прибыли, что достигается через снижение производимых затрат, в том числе, налоговых.

ОСНО (Общая система налогообложения)

Применение данной системы подразумевает, что юридическое лицо ведет полный бухгалтерский учет и производит уплату всех, условно говоря, обычных налогов, т.е. НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, до 2010 года также ЕСН, замененный страховыми взносами.

Фирмы или ИП, которые применяют ОСНО, выступают плательщиками НДС. Это удобно при работе с теми контрагентами, которые также должны платить НДС, так как им важно, чтобы их затраты включали этот налог.

Если доходы отрицательные, возникает право освободиться от уплаты налога на прибыль. Есть возможность снизить размер налога на предполагаемую будущую величину убытков.

Нет ограничений на размер прибыли, численность штата сотрудников, торговые площади и т.п.

Массивное и объемное налогообложение.

Обязательность ведения бухгалтерского учета.

Виды деятельности, для которых используется данная система

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (то есть возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

Полезность - степень удовольствия (удовлетворения) от потребления товара.

Полезность товара - понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов. Основные факторы, влияющие на потребительское поведение, показаны на схеме 24.

Полезность товара - понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов. Основные факторы, влияющие на потребительское поведение, показаны на схеме 24.

Если вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна, то любому бесконечно малому увеличению количества товара Q соответствует прирост общей полезности TU. Однако она возрастает все более медленными темпами из-за того, что предельная полезность данного товара MU (или добавочная стоимость, приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению. Закон убывающей предельной полезности может быть представлен с помощью следующей таблицы.


Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон спроса. Кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т. к. с увеличением количества товара цены на каждую единицу падают. Это происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.

Существуют два способа оценки полезности. Кардиналистский подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы - ютили. Сторонники ординалист- ского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, то есть описать поведение потребителя путем ранжирования.

Графическое изображение различных комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя, называется кривой безразличия (U). Множество кривых безразличия одного потребителя образуют карту безразличия. При этом чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Информацию же о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя дает линия бюджетного ограничения, уравнение которой можно записать следующим образом:

где I - доход потребителя;


Pi; P2 - цена товаров А и Б;

Qb Q2 - количество товаров А и Б.

Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя).

Потребительское равновесие

Влияние на потребительский выбор цен и дохода описывается с помощью эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода - увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.

Эффект замещения - реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса (схема 26).

функциональный или нефункциональный характер спроса

функциональный или нефункциональный характер спроса

Функциональный спрос - спрос на товар, обусловленный качествами товара.

Нефукциональный спрос - спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х. Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).

Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя.

Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве.

Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя непредсказуемо, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Этим, в частности, можно объяснить стремление покупать недвижимость даже при растущих ценах в условиях инфляции.

Важно отметить, что при любом поведении потребителя его главным принципом деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.

Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо, и тем, что он отдает в действительности, будет составлять прибыль (выигрыш) потребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимость, потребитель имеет проигрыш. Графически такое состояние потребителя можно показать следующим образом (схема 27).

Выигрыш и проигрыш потребителя

Выигрыш и проигрыш потребителя

сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Это означает наличие неопределенности и риска.

Неопределенность - ситуация, для которой характерен. недостаток информации о вероятных будущих событиях.

Риск - положение, варианты исхода которого известны, но неизвестно, какой из них наступит точно. Хотя по отношению к риску все люди делятся на три основные группы: антипатичные к риску, нейтральные к риску и предпочитающие риск, большинство потребителей предпочитают уменьшать его последствия.

Способы минимизации риска показаны на схеме 28.

Способы минимизации риска показаны на схеме 28.

Страхование - механизм распределния рисков между теми, кто хотел бы обезопасить себя от возможных последствий возникновения пагубных ситуаций. Страховка от риска предоставляется в обмен на внесение страховой премии. В случае наступления страхового события страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию за понесенный ущерб. Сумма внесенных премий формирует общий фонд для выплаты компенсаций, а также является источником покрытия административных затрат страховой компании.

Стоимость полной информации определяется разницей между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Диверсификация - распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой

Читайте также: