Восприпятствие в проведении выездной налоговой проверки

Опубликовано: 14.05.2024

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Для обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок, предусмотренных Налоговым кодексом, Федеральная налоговая служба направила письмом от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 рекомендации для использования в работе территориальных налоговых органов.

Решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

- по месту нахождения организации;

- по месту жительства физического лица;

- по месту налогового учета крупнейшего налогоплательщика;

- по месту налогового учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

- по месту налогового учета иностранной организации.

Указанные решения подписываются руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа.

Подготовка к проверке

Решением о проведении проверки назначается руководитель проверяющей группы, а по месту нахождения обособленных подразделений – руководитель проверяющей бригады.

Руководитель проверяющей группы (бригады):

- изучает материалы предпроверочного анализа;

- определяет мероприятия налогового контроля, необходимые для подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора доказательственной базы;

- составляет программу проведения выездной налоговой проверки;

- согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.

- разрабатывается в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке;

- содержит перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту налогового правонарушения;

- устанавливает примерные сроки проведения мероприятий с указанием конкретных исполнителей данных мероприятий.

Программа проведения проверки утверждается начальником (заместителем начальника) соответствующего налогового органа.

Вручение решения проверяемому лицу

Решение о проведении выездной налоговой проверки:

- в случае невозможности вручения направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, и по адресу регистрации его руководителя;

- соответствующие экземпляры направляются сопроводительным письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения (не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения);

В случае выездной налоговой проверки организации в целом проведение проверки в части обособленного подразделения не может быть начато ранее проведения проверки головной организации.

Предъявление служебных удостоверений и решения является основанием доступа проверяющих на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

Место проведения выездной налоговой проверки

- на территории (в помещении) налогоплательщика;

- (или) по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

- при наличии письменного заявления проверяемого лица;

- (или) на основании докладной записки руководителя проверяющей группы.

При необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика.

Проверяемое лицо уведомляется о принятом решении.

На заметку

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

Обратите внимание! Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения проверки не препятствует доступу проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), а также проведению мероприятий налогового контроля (осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов).

В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки, проверка продолжается налоговым органом, принявшим решение о проведении проверки. При этом мероприятия налогового контроля, связанные с нахождением проверяющих на территории или в помещении налогоплательщика, могут проводиться должностными лицами налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика, включенными в состав проверяющей группы.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке и не может продолжаться более двух календарных месяцев.

Срок проведения проверки может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев по основаниям и в порядке, установленным приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

Приостановление и возобновление проверки

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка может быть приостановлена для:

1) истребования документов (информации) у третьих лиц в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Возобновление проверки также оформляется решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев.

В случае, когда проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Окончание проведения выездной налоговой проверки

В последний день проведения проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт подписывают лица, проводившие проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (его представитель). Об отказе проверяемого лица (его представителя) подписать акт в акте делается соответствующая запись.

Акт вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения в течение 5 рабочих дней с даты этого акта.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6-й рабочий день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Одновременно с актом налоговой проверки налогоплательщику вручается (направляется) письменный документ за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Участие полиции в выездной проверке

Проведение выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

Привлекать полицию для участия в выездных проверках рекомендуется в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих:

- о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога);

- признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

- если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

- при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников полиции в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

Контрольные мероприятия, проводимые одновременно с выездной проверкой

Одновременно с выездной налоговой проверкой могут проводиться иные виды контрольной работы налоговых органов, не относящиеся к налоговому контролю, но осуществляемые в соответствии с законодательством РФ. Например, проверка соблюдения валютного законодательства; контроль выполнения кредитными организациями установленных Налоговым кодексом обязанностей; контроль применения контрольно-кассовой техники и др.

Нарушения иного законодательства, выявленные в ходе выездной проверки

В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений иного законодательства РФ, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства.

Понятие противодействия налоговой проверке прямо в нормативных актах не раскрыто. Фактически под это определение подпадают любые действия, которые могут быть расценены как попытка уклониться от налогового контроля или затруднить его. В том числе самые обычные нарушения. На практике налоговые органы могут пытаться подвести под противодействие налоговой проверке любое возражение налогоплательщика или неисполнение требования. Некоторые из способов противодействия могут повлечь привлечение к проведению налоговой проверки ОВД.

Но даже если правоохранители и не участвуют в налоговой проверке, негативные для компании последствия возможны. Судьи, как правило, негативно воспринимают информацию о том, что представители компании мешали налоговому контролю. Что может повлиять на решение по делу. Кроме того, противодействие может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства. А это предполагает повышенный размер штрафов. Вот почему важно не дать налоговому органу повода обвинить компанию в противодействии при проведении налоговой проверки.

При налоговой проверке важно не препятствовать общению

В письмах ФНС России от 24.08.12 № АС-4-2/14007@, от 25.07.13 № АС-4-2/13622 перечислено только несколько видов противодействия. Под ним понимается «миграция» компании, смена учредителей или руководителей, реорганизация и ликвидация компании.

С такой оценкой согласны суды. Например, АС Северо-Кавказского округа (постановление от 06.02.15 № Ф08-10641/2014) обратил внимание на смену местонахождения компании и состава учредителей. И предположил, что данные действия общества могут быть направлены на создание условий, препятствующих проведению налоговой проверки.

Четвертый ААС (постановление от 08.04.15 № 04АП-345/2015) также счел отрицательным фактором миграцию общества и смену руководителя. Компания таким образом безуспешно пыталась избежать получения уведомлений и требований из налогового органа. Инспекция провела осмотр помещений по указанному в ЕГРЮЛ адресу, установила отсутствие в них проверяемого лица. Суд учел, что компания до этого была предупреждена о готовящейся налоговой проверке. Поэтому сделал вывод, что имела место попытка уклонения от налогового контроля.

Местонахождение по иному адресу, не указанному в ЕГРЮЛ, формально не является миграцией. Но, как и миграция, расценивается судами как способ уклонения от налогового контроля. Только путем выборочного получения корреспонденции, направляемой налоговым органом по почте. К такому выводу пришел, в частности, ФАС Московского округа в постановлении от 29.07.14 № Ф05-7868/14.

На практике компании достаточно часто применяют такой способ защиты от налоговых проверок. Но скрыться от налоговой проверки это обычно не помогает. Максимум удается ее немного отсрочить на время приостановки. Чтобы снизить неблагоприятные последствия, можно подготовить доказательства того, что у миграции была деловая цель. Например, компания переехала ближе к поставщикам или покупателям. Или же не смогла продлить договор аренды. Истечением срока полномочий можно объяснить смену руководства. При этом желательно, чтобы из документов было очевидно, что такие обстоятельства возникли не после того, как компания узнала о назначении налоговой проверки.

Предприниматель изменил регистрацию места жительства в периоде проведения выездной налоговой проверки. Налоговый орган счел, что это воспрепятствование налоговому контролю. Восьмой ААС (постановление от 30.05.13 № А81-4959/2012) не согласился с этим. Суд принял довод предпринимателя о том, что смена регистрации обусловлена расширением деятельности. В новом месте находился рынок сельскохозяйственной продукции. Налоговый орган этот факт не оспорил. Материалы дела подтверждали, что предпринимательская деятельность физлицом не прекращена.

Компания может не мигрировать, находиться по указанному в ЕГРЮЛ адресу. И при этом в акте появится запись о противодействии налоговой проверке. Это вероятно, если его окажут должностные лица и сотрудники. Например, в случае неявки для допроса или отказа от дачи показаний (ст. 90 НК РФ). Именно так расценил действия руководителя компании ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 30.05.14 № А03-2937/2013). И действия работников общества АС Северо-Кавказского округа (постановление от 06.02.15 № Ф08-10641/2014).

Отметим, что в случае дачи показаний работники и должностные лица могут сослаться на статью 51Конституции РФ. Согласно этой норме, никто не обязан свидетельствовать против себя. Но эта ссылка возможна, только если на сам допрос работник явится. Такой отказ нельзя считать противодействием налоговой проверке (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.12 № А46-10644/2012).

Исчезновение документов при налоговой проверке объяснять нужно реальными фактами

Но чаще противодействие проявляется в более обыденных нарушениях. Например, как непредставление или несвоевременное представление документов. Бывает, что при проведении налоговой проверки компания даже не объясняет причины этого. Соответственно, решение суда основывается и на том, что компания препятствовала проведению налогового контроля (постановления АС Поволжского от 29.01.15 № Ф06-4489/2013, Ф06-19054/2013,Уральского от 22.05.15 № Ф09-1367/15 округов).

Подчас налоговики пытаются «подставить» компанию под такое нарушение. Ведь это позволяет не только начислить штраф, но и дискредитировать компанию в суде.

По одному из таких дел принял решение АС Северо-Западного округа (постановление от 02.06.15 № А13-5629/2014). Интересна линия защиты налогоплательщика. Банк подсчитал, что истребованные копии документов представляют собой более 6 млн листов. Для их изготовления понадобилось бы 100 печатающих устройств в течение более двух месяцев при их максимальной загрузке. По подсчетам банка, затраты в сумме составили бы более 3,2 млн рублей. И это без учета затрат, связанных с ремонтом и заменой печатающих устройств, расходов на доставку копий, двойной оплатой труда сотрудников, привлекаемых к работе сверхурочно и в выходные дни. Вес документов составил бы 30 тонн. Для их доставки в налоговую инспекцию понадобилось бы 20 автомобилей марки «Газель». При этом все было бы бесполезно. Налоговую проверку проводили всего четыре инспектора. Если бы каждый читал в час по 100 страниц, то на изучение всех представленных документов потребовалось бы 7,5 года. Естественно, суд счел аргументы банка заслуживающими внимания.

Но не всегда требования налоговиков столь абсурдны. Тогда налогоплательщики пытаются обосновать невозможность представления документов иными способами. Документы тонут, горят, выцветают. Примет или нет суд подобные объяснения, зависит от множества причин. В частности, от того, сможет ли компания представить убедительные доказательства факта, на который ссылается. А также от того, когда они появятся в деле.

Например, при налоговой проверке компания не заявила инспекции о факте затопления документов и никак не объяснила их отсутствие. Инспекция не смогла удостовериться в затоплении, которое, со слов компании, имело место в период проверки. Правда, компания представила соответствующий акт. Но коммунальные службы, ОВД к осмотру места затопления и составлению акта не привлекались. К тому же в акте не было указано, какие именно документы оказались уничтожены. Итог — Восемнадцатый ААС поддержал налоговиков (постановление от 02.09.15 № 18АП-9595/2015).

Стоит отметить, что налоговый орган постарается всесторонне проверить факт происшествия, в результате которого исчезли документы. Даже если оно имело место за пределами срока проверки. Так, в деле, рассмотренном ФАС Московского округа (постановление от 26.09.11 № А40-151887/ 10-90-904), компания пояснила, что из-за недостатка места для хранения документов перевезла их на дачу директора. Дача сгорела из-за пожара на соседнем участке еще до начала проверки. Компания представила соответствующее подтверждение, включая справку Отдела государственного пожарного надзора. Инспекция перепроверила этот факт, сделав еще один запрос в это ведомство. Но кроме того, инспекторы съездили на осмотр места пожара сами, сделали фотографии. Несмотря на это, остались сомнения в том, что сгорели именно те документы, которые были затребованы. И неизвестно, к какому решению пришел бы суд, если бы инспекторы сами не допустили нарушение положений статьи 92 НК РФ — не составили протокол осмотра.

В другом случае у инспекции и суда не было претензий к акту об уничтожении документов. Но он был составлен спустя три месяца после начала проверки и два месяца после получения компанией требования о представлении документов по контрагенту. Поэтому причину уничтожения — истечение срока хранения документов — инспекция и суд сочли неубедительной. По их мнению, у компании было достаточно времени для представления документов до наступления этого срока (постановление Седьмого ААС от 24.06.15 № А67-85/2015).

Чаще всего утраченные документы могут быть восстановлены. И если компания этого не сделала, придется объяснить почему. Но даже в случае признания судом указанной причины уважительной это не спасет от доначислений. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа учел, что уничтожение документов было обусловлено объективно веской причиной — заражением ртутью. Но налогоплательщик не пытался их восстановить. И суд признал правомерным доначисление налогов расчетным методом (постановление от 28.10.09 № А69-1534/08).

Закрытая дверь при налоговой проверке: препятствие или нет?

Противодействием налоговики могут посчитать ограничение доступа на территорию компании для проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) при налоговой проверке. Однако суды не всегда поддерживают подобные обвинения. Показательно дело, рассмотренное ФАС Северо-Западного округа (постановление от 29.01.14 № А56-32593/2013). Инспекторы пришли с двумя понятыми, но дверь в помещение компании была закрыта. Представителей компании найти не удалось. Это сочли воспрепятствованием, о чем и составили акт. Причем инспекция в суде настаивала, что подобное противодействие означает воспрепятствование проведению выездной налоговой проверки в целом.

Суд не согласился с этими доводами сразу по нескольким основаниям. Во-первых, он отметил, что положения пункта 3 статьи 91 НК РФ указывают на воспрепятствование доступу должностных лиц именно на территорию проверяемой организации. Это не означает воспрепятствование проведению налоговой проверки в целом.

Во-вторых, представителя компании не было при проведении осмотра. Таким образом, он не мог отказать — воспрепятствовать — доступу в помещение.

В-третьих, на акте о воспрепятствовании доступу не было подписи проверяемого лица. В случае отказа проверяемого лица подписать акт в нем делается соответствующая запись. Но оспариваемый акт не содержал фамилии, должностного положения лица, воспрепятствовавшего доступу и отказавшегося подписывать акт. А значит, он составлен с нарушением положений названной статьи.

К тому же суд сослался на рекомендации, содержащиеся в письме ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622. Руководитель проверяющей группы согласовывает с проверяемым лицом вопросы организационного характера (п. 2.3 письма). Среди таких вопросов — предоставление проверяющим помещения, определение графика работы. Доказательств проведения таких мероприятий организационного характера инспекция не представила. Исходя из этих доводов суд сделал вывод, что воспрепятствования не было. Ни в отношении налоговой проверки в целом, ни в отношении допуска.

ФАС Поволжского округа также не признал факт воспрепятствования допуску должностных лиц инспекции на проверяемую территорию, но уже по другой причине. Налоговый орган производил осмотр всех помещений компании, что подтверждал акт. Запертой оказалась только дверь кабинета директора. Данный факт, по мнению суда, не может быть расценен как противодействие налоговому контролю (постановление от 12.12.12 № А12-3816/2012).

Воспрепятствование налоговой проверке — это повод для привлечения ОВД. Но не всегда налоговые органы считают нужным идти на это. В деле, рассмотренном ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 30.09.11 № А70-9334/2010), также был составлен акт о воспрепятствовании. Налогоплательщик не допустил проверяющих в помещение, в котором хранились документы. Свои действия он аргументировал отсутствием ключей. На основании акта инспекция по имеющимся у нее данным рассчитала сумму налога к уплате. Оспорить ее компании не удалось.

Аналогичное решение налоговики приняли в другом деле. Охрана не пропустила должностных лиц налогового органа, пришедших проводить осмотр территории налогоплательщика. Составив соответствующий акт, налоговики удалились и доначислили налоги расчетным методом. Одиннадцатый ААС признал доначисления обоснованными (постановление от 14.02.14 № А65-16989/2013). И поскольку противодействие подтверждало вину компании, ей начислили штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.

Встречаются и экзотические способы противодействия. Например, компания представила для судебной экспертизы оригинал договора, заламинировав его. Ни в таком виде, ни разламинировав его, договор невозможно было проверить на давность изготовления, установить его подлинность. Суд расценил действия компании как направленные на воспрепятствование в проведении судебной экспертизы в налоговом споре (постановление ФАС Поволжского округа от 08.10.13 № А57-2496/2012). Правда, для компании это обернулось лишь невозможностью опровергнуть доводы налогового органа. Договор из числа доказательств, представленных компанией, суд исключил.

Нередко доступ на территорию налогоплательщика ограничен.

Правила доступа должностных лиц налоговых органов

Проведение выездной налоговой проверки связано с осуществлением всех необходимых мероприятий на территории налогоплательщика. На входе таких объектов находится охрана либо установлена электронная система прохода по пропускам, поэтому доступ посторонних лиц обычно ограничен.

Доступ должностных лиц налоговых органов, на которых возложены обязанности по проведению проверки гарантируется положениями закона. Ситуации, когда это право подлежит реализации, установлены в ст. 91 НК.

Закон устанавливает 2 основания предоставления доступа проверяющим лицам на территорию налогоплательщика. Это возможно при камеральных и выездных мероприятиях налогового контроля.

Особенности доступа в ходе осуществления камеральной проверки

Камеральная проверка, в большинстве случаев, осуществляется на территории налоговой инспекции. Из этого правила есть единственное исключение, касающиеся проверки правомерности исчисления и внесения в казну НДС.

Речь идет о проверке соблюдения всех правил, по которым заявляется вычет или требуется возврат средств, внесенных в бюджет. Также это касается случаев, когда инспекция устанавливает наличие противоречивых данных в документах налогоплательщика, либо между поданной им информацией и соответствующими сведениями контрагентов.

Проведение мероприятий на территории проверяемого лица осуществляется на основании постановления, содержащего необходимую мотивировку, вынесенного должностным лицом не ниже заместителя руководителя инспекции.

Уполномоченный сотрудник обязан предъявить как сам указанный акт, так и служебное удостоверение.

Только после этого он имеет право осуществлять необходимые действия.

Особенности осуществления доступа во время проверок выездного типа

В этой ситуации право на доступ предоставляется во всех случаях, поскольку форма такого контроля реализуется на территории налогоплательщика. Для начала проверки необходимо наличие решения о ее проведении.

Требования к нему изложены в ст. 89 НК. Оно должно отвечать следующим параметрам:

  • иметь дату;
  • включать как полное, так и сокращенное наименование налогоплательщика, в отношении которого осуществляются мероприятия;
  • в нем должен указываться предмет проверки. Таковым служит проверка корректности расчета и внесения налогов в казну. Должны указываться конкретные обязательные платежи;
  • обязательно указание налоговых периодов, которые будут проверяться;
  • в текст должны включаться ФИО и должностное положение сотрудников инспекции, на которых возложена обязанность проведения контроля;
  • иметь подпись руководителя инспекции, либо его заместителя;
  • оно должно быть составлено в соответствии с формой, утвержденной ФНС на дату проверки.

Документ, не соответствующий хотя бы одному из указанных признаков, не может считаться надлежащим решением.

Другим обязательным требованием служит предъявление служебного удостоверения проверяющим лицом.

Если оно использует паспорт, последний не может считаться надлежащей заменой. Это связан с тем, что пришедший гражданин может оказаться однофамильцем инспектора, либо сотрудник налогового органа уволился на момент явки.

Право доступа должностных лиц налоговых органов

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещения, принадлежащие проверяемому строго регламентирован. В ч. 2 ст. 91 НК говориться о следующих правах, предоставляемых инспекторам в ходе выезда:

  • осмотр территорий, используемых для предпринимательства;
  • осмотр помещений, эксплуатируемых в этих целях;
  • осмотр объектов налогообложения, связанный с проверкой их физических параметров, служащих основанием для исчисления отдельных обязательных платежей, осуществленному проверяемым лицом.

Эти правила касаются нежилых помещений.

Что касается организации доступа внутрь жилья, то это невозможно, не получив согласия граждан, проживающих в них. Единственным исключением выступают случаи, предусматривающие допустимость этого с санкции суда, прямо предусмотренные законодательными актами.

Однако нередки прецеденты, при которых в качестве адресов компаний указываются места жительства участников или руководителей. Это порождало правовую неопределенность, связанную со статусом помещения.

Судебная практика исходит из признания такого жилья помещением, в котором ведется предпринимательская деятельность. По этой причине, стандартные правила о доступе в жилье налоговиков к таким ситуациям не применяются.

Воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов

Ч. 3 ст. 91 НК предусматривает порядок действий, если проверяющее лицо не может реализовать свое право, в результате того, что налогоплательщик чинит препятствия.

Процедура предусматривает составление соответствующего акта, который должен отвечать установленной форме.

Документ подписывает руководитель проверяющей группы и налогоплательщик. Если последний отказывается ставить подпись, в акте делается отметка об этом факте.

Последствием составления этого документа выступает возможность налогового органа определить подлежащую уплате сумму по своему усмотрению, на основании имеющихся документов, либо путем применения метода аналогии, используя показатели схожих компаний или ИП.

Другим последствием станет административная ответственность по ст. 19.4.1 и 19.7.6 КоАП.

Незаконный доступ должностных лиц налоговых органов

Если проверяющие не предъявляют надлежаще оформленных документов, то налогоплательщик вправе отказать им в доступе.

На практике, в таких ситуациях, составляются акты о воспрепятствовании, которые обжалуются проверяемым. При этом, суде требуют от заявителей доказательств того, что инспекторы не соблюли установленный порядок предъявления документов.

Единственным подтверждением этого может выступать видеозапись.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» плановые выездные проверки осуществляются органами Роспотребнадзора на основании разработанных ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры. Утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок, доводится до сведения заинтересованных лиц, путем размещения на официальном сайте органа Роспотребнадзора в сети «Интернет».

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или представления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

К сожалению, некоторые предприниматели желание законодателя оградить бизнес от излишних проверок и создать благоприятный климат для его развития восприняли закон как возможность злоупотреблять своими правами.

Так, в практике Управления Роспотребнадзора по г. Москве встречаются случаи воспрепятствования хозяйствующими субъектами проведению проверки, выражающиеся в уклонении от получения уведомления о проведении проверки, отсутствии должностных лиц проверяемого объекта при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Такие действия фактически срывают или затягивают сроки проведения проверки.

Отдельные предприниматели, уведомленные о проведении проверки, заранее принимают меры по сокрытию нарушений, по смене адреса осуществления деятельности и другими способами уклоняются от проведения проверок.

Между тем, Федеральным законом от 18.07.2011 №242-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включена статья 19.4.1, предусматривающая административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Как показывает практика, должностными лицами органов государственного контроля в случае уклонения субъекта предпринимательской деятельности от проведения проверки составляются протоколы об административных правонарушениях по статье 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалы дела направляются на рассмотрение в суд.

Чем же грозит воспрепятствование проверке или уклонение от нее?

Часть 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)» гласит: воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влекут за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей, на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей.

Действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей, на юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, на юридических лиц от 50000 до 100000 рублей.

Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в 2012 году в отношении девяти юридических лиц возбуждены административные дела по ч. 1 и ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дел были направлены в судебные органы для привлечения юридических лиц к административной ответственности. Постановлениями (решениями) судов юридические лица привлечены к административной ответственности за уклонение от проведения проверки. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 175 тыс. рублей. В 2013 году по указанной статье привлечено к административной ответственности 9 юридических лиц, общая сумма штрафов составила 185,5 тыс. рублей.

В случае уклонения субъекта предпринимательской деятельности от проведения проверки в текущем году, повлекшего невозможность ее проведения, проверка может быть запланирована в следующем году.

Напоминаем, что за повторное уклонение от проверки штраф для юридических лиц составляет до 100000 рублей. Должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от шести месяцев до одного года.

Чтобы не допустить доначисления налогов, пени и штрафов, готовиться к проверке надо еще до того, как о ней стало известно. Также нужно точно знать, что делать после получения решения о проведении проверки и в случае истребования или выемки документов, как подготовить сотрудников к допросам и как обжаловать решение налогового органа

Будьте готовы

Например, если проверялись сделки со взаимозависимыми лицами, то существует вероятность пересмотра цен по ним (гл. 14.2–14.5 НК РФ), нормирования расходов (ст. 269 НК РФ), пересмотра применения льгот по СИДН (ст. 7, 232, 312 НК РФ), претензии к расходам и вычетам по НДС (ст. 54.1 НК РФ). Если проверялись сделки с независимыми поставщиками товаров, работ или услуг, то возможны претензии к обоснованности (документальной подтвержденности) расходов по ст. 252 НК РФ или претензии по ст. 54.1 НК РФ. Если интересовали сделки с иностранными независимыми покупателями (продавцами) товаров, работ или услуг, то вероятны претензии, связанные с местом оказания услуг (ст. 148 НК РФ), применением льгот по СИДН, и претензии по ст. 54.1 НК РФ.

Кроме того, следует провести мониторинг судебной практики по налоговым спорам с участием организаций вашей отрасли. Налоговые органы часто «обкатывают» свои претензии на одном отраслевом налогоплательщике, а потом распространяют полученную судебную практику на всю отрасль.

Сроки выездной проверки

Допрос сотрудников

В ходе выездной проверки налоговый орган вправе проводить допросы сотрудников организации и третьих лиц (ст. 90 НК РФ).

Обычно свидетеля вызывают на допрос повесткой, что позволяет заранее определить, станет ли он самостоятельно участвовать в допросе или его будет сопровождать адвокат. Но нередко налоговый орган хитрит: сотрудника вызывают на беседу, а потом начинают оформлять протокол допроса. Поэтому он должен быть проинформирован о своем праве на присутствие адвоката во время допроса и о том, что свидетель может остановить инспектора и попросить официально представить повестку на допрос, чтобы можно было решить, станет ли он привлекать адвоката.

Данным правом не следует пренебрегать. Адвокат вправе участвовать в допросе, вести его запись, указывать инспектору на факты в пользу свидетеля или организации и требовать их проверки. Адвокат и свидетель вправе вносить замечания в протокол о нарушениях в ходе допроса и неподобающем поведении должностного лица, указывать на вопросы, не относящиеся к предмету допроса, и т.д. Кроме того, адвокат не позволит инспектору оказывать давление на свидетеля, задавать ему вопросы, вводящие в заблуждение, формулировать за него ответы. Поскольку сегодня налоговые органы используют видеозапись допросов и такая ситуация может оказаться стрессовой для свидетеля, адвокат, помимо юридической помощи, окажет и психологическую поддержку.

Перед допросом свидетеля необходимо проинформировать, что он вправе не давать показания против себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ) и что запугивание его уголовным преследованием за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний незаконно. За неправомерный отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний в ходе допросов в налоговых органах предусмотрена только налоговая ответственность (ст. 128 НК РФ).

Свидетеля нужно предупредить, что он обязан давать показания только об известных ему фактах и о событиях, при которых он присутствовал лично. Инспекторы часто начинают выяснять у свидетелей факты, с которыми допрашиваемые не связаны, превращая допрос в сбор слухов и домыслов. Поэтому если инспектор интересуется событиями, которые произошли до поступления на работу сотрудника или после его увольнения, касаются работы другого отдела, контрагентов или сделок, к которым сотрудник не имел отношения, то он вправе указать в протоколе допроса, что инспектор задал вопрос о событиях, свидетелем которых сотрудник не был, а значит, он не может дать пояснения.

Если показания свидетеля укладываются в предположение налогового органа о нарушении налогового законодательства, то протокол его допроса в дальнейшем используется в качестве доказательства. При этом мы нередко сталкиваемся со случаями, когда свидетель дает показания в пользу компании, но налоговый орган находит причины, по которым эти показания не учитываются при принятии решения. В такой ситуации, скорее всего, протокол допроса свидетеля вам не передадут вместе с актом проверки, поэтому в суде вы не сможете на него ссылаться. Мы рекомендуем просить вызываемых на допрос сотрудников представить вам копию протокола допроса. Свидетель может вести аудиозапись допроса, и организация с его согласия может получить ее копию.

Если допрашивались третьи лица, с которыми у вас нет контактов, и протоколы допросов вам не передали вместе с актом налоговой проверки, то подайте в налоговый орган заявление о предоставлении возможности ознакомиться с данными протоколами и снять копии. В случае отказа в ходе рассмотрения спора в арбитражном суде заявите ходатайство об истребовании протоколов допросов, указав, что вы не смогли их получить.

Если налоговый орган истребует документы

При проведении выездной проверки налоговый орган вправе истребовать у организации документы (ст. 93 и 93.1 НК РФ) и проводить их выемку (ст. 94 НК РФ).

Перед тем как передавать документы по требованию налогового органа, необходимо проверить: 1) не предоставлялись ли они ранее; 2) надлежащее оформление каждого документа (наличие необходимых реквизитов, подписей и печатей).

Иногда налоговый орган ссылается на неполноту представленных ранее документов. Чтобы избежать в дальнейшем споров об этом, в ответах на требования в описи приложенных документов указывайте реквизиты каждого из них. Если объем их слишком большой, то опись должна содержать сведения, достаточные для идентификации перечня и количества переданных документов (номер тома, вид каждой группы документов, период их создания, наименование контрагента, количество листов документа и т.п.).

Перед отправкой проверьте надлежащее оформление документов, наличие необходимых реквизитов, подписей и печатей. Посторонние записи на документах и наклейки с замечаниями необходимо убрать. Причем если запись сделана на оригинале документа, то удалить ее полностью не получится, поэтому примите за правило не делать заметки на первичных документах. Несколько раз в год проводите их ревизию, чтобы убрать посторонние закладки и записи, – это поможет, если налоговый или правоохранительные органы неожиданно придут к вам и начнут выемку документов. Если копии документов передаются не по телекоммуникационным каналам связи, то их нужно описать, сшить, пронумеровать, заверить подписью уполномоченного должностного лица место сшива, указав количество листов. Требования к оформлению документов приведены в ст. 93 НК РФ.

Если вы ведете электронный архив первичных документов и в налоговый орган отправляете их по телекоммуникационным каналам связи, то обратите внимание на их содержание перед сканированием. Ревизию отсканированных документов провести тяжелее, чем бумажных, поэтому нужно заранее проверить, нет ли на них надписей, заметок и стикеров. Если вы не уверены в надлежащем оформлении отсканированных документов, то лучше распечатайте их, проверьте, сделайте опись, сшейте и подайте в налоговый орган обычным способом.

Выемка документов и предметов

Выемка документов и предметов производится только на основании предъявленного налогоплательщику постановления должностного лица, которое утверждено руководителем налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ). Выемка осуществляется в присутствии понятых и лиц, у которых изымаются документы. Для изъятия компьютеров и жестких дисков налоговый орган привлекает соответствующих специалистов.

Выемке подлежат только документы и предметы, относящиеся к периоду выездной проверки и факту, который проверяется. При изъятии оригиналов документов налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщика их копиями в течение 5 дней. Документы передаются инспектору в сшитом, пронумерованном и скрепленном печатью или подписью налогоплательщика виде (п. 9 ст. 94 НК РФ). При выемке несшитых документов они могут потеряться или их могут изъять из папки без возврата, а затем предъявить вам их отсутствие. Поэтому примите за правило после окончания налогового периода проводить ревизию документов и сшивать их. Если в будущем налоговый орган потребует копии, можно будет расшить документы, сделать копии и снова их сшить.

Цифровые технологии помогают вести бухгалтерский, налоговый и управленческий учет в организациях. Но изъятие электронных носителей информации в ходе выемки или обыска – не самое приятное событие. В таком случае в руки инспекторов и сотрудников правоохранительных органов часто попадает компрометирующая организацию информация. Поэтому, используя цифровую технику, не забывайте, что вы и ваш адресат, возможно, окажутся не единственными читателями переписки, и при выемке оценить ваш литературный талант смогут налоговый орган и следователь. К тому же, учитывая глубину периода выемки, вы можете забыть о содержании переписки за давностью лет или не успеть провести ее ревизию. Данные замечания относятся и к содержанию рабочего стола на вашем компьютере, вашим расчетам, таблицам, письмам. Поэтому вести переписку и использовать компьютеры руководители и сотрудники должны так, чтобы не навредить себе и организации.

По окончании выемки налоговый орган обязан составить протокол, в котором должны быть указаны наименование и количество изъятых документов. Чем детальнее опись документов, тем меньше вероятность, что возникнет спор при их возврате. Копия протокола выемки вручается налогоплательщику.

Экспертизы

Часто в рамках выездных проверок проводятся почерковедческие экспертизы. Рекомендуем не пренебрегать предоставленными ст. 95 НК РФ правами на проверку компетенции эксперта и постановку ему вопросов, на возражения против результатов экспертизы и проведение повторной экспертизы.

При изучении результата почерковедческой экспертизы обратите внимание на документы, содержащие образцы свободных подписей, и убедитесь в достаточности количества образцов свободных и экспериментальных подписей. Так, из документов, представленных эксперту налоговым органом, должно усматриваться, что свободные образцы подписей выполнены тем лицом, подписи которого исследуются. Период выполнения свободных подписей должен быть близок к периоду изготовления исследуемых документов, поскольку человек может со временем изменять свою подпись. Количество свободных образцов подписей должно быть достаточным для проведения исследования.

Если после ознакомления с результатом экспертизы у вас возникли сомнения в его обоснованности, вы вправе привлечь специалиста-почерковеда. Результат его исследования, опровергающий выводы эксперта налогового органа, может быть использован для обоснования необходимости проведения повторной экспертизы в рамках ст. 95 НК РФ, а также при обжаловании решения налогового органа в арбитражном суде.

На что обратить внимание при вручении акта выездной проверки

По окончании проверки налогоплательщику вручают справку о проведенной выездной налоговой проверке. После этого налоговому органу дается 2 месяца на подготовку акта проверки. Акт в течение 5 дней с даты его составления передают налогоплательщику вместе с документами, на основании которых налоговый орган пришел к выводу о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 НК РФ).

В момент передачи акта проверки представитель организации обязательно должен указать дату вручения на экземпляре налогового органа и на своем экземпляре. От этой даты будет исчисляться срок на подготовку возражений на акт при несогласии с ним.

Если вы не согласны

При несогласии с актом проверки в течение месяца со дня его получения вы вправе представить в налоговый орган письменные возражения и дополнительные документы. Зачастую суды отказываются рассматривать доводы налогоплательщика, которых не было в возражениях или апелляционной жалобе на решение налогового органа. Поэтому готовить возражения на акт нужно тщательно. Они должны содержать полноценную правовую позицию с указанием допущенных налоговым органом нарушений, а также обстоятельств и фактов, подтверждающих ваши доводы.

Рассматривает материалы проверки и возражения организации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Практика показывает, что в большинстве случаев после рассмотрения возражений назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля. На них законом отводится месяц. По факту такие мероприятия часто превращаются в продолжение выездной проверки с целью дособрать доказательства против налогоплательщика. По результатам дополнительных мероприятий составляется дополнение к акту проверки, которое вручается налогоплательщику в течение 5 дней. После его получения у налогоплательщика есть 15 дней на подготовку возражений.

Итоговым документом на данном этапе является либо решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение о привлечении его к ответственности. Однако такое решение не вступает в силу сразу после его принятия, и до этого момента налоговый орган не вправе производить взыскание доначисленных налогов, пени и штрафов.

Теперь разберемся, когда же решение вступит в законную силу. С момента вручения решения начинает течь месячный срок для его обжалования в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Обычно это региональное управление ФНС России, которому подчиняется нижестоящий налоговый орган. Но если организация состоит на учете в специализированном налоговом органе по крупнейшим налогоплательщикам, то вышестоящим к нему будет либо межрегиональный налоговый орган по крупнейшим налогоплательщикам, либо ФНС России.

Обратите внимание: апелляционная жалоба подается в налоговый орган, который вынес решение о привлечении организации к ответственности. А уже он отправляет жалобу со всеми документами по проверке в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик в месячный срок направил апелляционную жалобу на решение, то оно вступит в законную силу только после принятия вышестоящим налоговым органом решения по результатам рассмотрения жалобы. Рассмотрена она должна быть в течение 2 месяцев, но этот срок часто затягивается. Если жалоба не подавалась, то решение вступит в силу после истечения месячного срока, и налоговый орган вправе будет начать процедуру взыскания начисленных налогов.

Решение налогового органа по результатам выездной проверки можно обжаловать в суде только после его обжалования в вышестоящий налоговый орган. Если же вы подали апелляционную жалобу, но вышестоящий налоговый орган в течение 2 месяцев не принял по ней решение, то вы вправе обратиться в суд. Приложите к исковому заявлению доказательство направления в установленный законом срок апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа и саму жалобу.

Надеемся, что наши рекомендации будут вам полезны.

(О том, что налогоплательщики могут направлять жалобы на решения и действия налоговиков с помощью телекоммуникационных каналов связи на всей территории страны, читайте в статье «Как подать жалобу в налоговый орган через ТКС?»)

Читайте также: