Зонирование земель для целей налогообложения

Опубликовано: 09.05.2024

В состав земель населенных пунктов входят земли, которые отнесены к жилым территориям.

Владельцам собственности в виде земельного участка перед тем, как использовать свой участок обязательно необходимо узнать о том, что такое правила землепользования и застройки, что в них прописано, что такое градостроительная документация, для чего она нужна. Без этого корректное и законное использование территорий может быть невозможно.

Понятия состава земель населенных пунктов и зонирования территорий

Земли населенных пунктов, в сравнении с остальными землями, занимают сравнительно небольшую площадь, но при этом именно на этих землях проживает большая часть населения. Кроме того, в состав земель населенных пунктов входят:

  • земли, на которых расположены военные объекты;
  • земли, которые отнесены к жилым территориям;
  • земли, на которых расположены производственные объекты;
  • земли, на которых расположены инженерные объекты;
  • земли, использующиеся для сельскохозяйственных нужд;
  • земли особого назначения;
  • земли, на которых расположены общественно-деловые объекты.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) представляет собой объемный свод правил и документации, которые разрабатываются на уровне муниципалитета. Именно за счет вышеназванных правил разрабатываются, определяются и разграничиваются территории конкретного муниципального района.

Под сельскохозяйственные нужды обычно отводится не менее 30% всех земель при условии, что земля является пригодной для окультуривания и использования по прямому назначению. Для жилого фонда обычно выделяется около 30 - 40% всех земель муниципалитета, а остальное в равной степени распределяется между остальными объектами.

Градостроительная документация подразумевает создание индивидуального градостроительного регламента для каждой зоны в муниципальном районе. К примеру, если создается абсолютно новый поселок, то в градостроительной документации будет указано не только наименование и принадлежность земель, их размер, расположение и кадастровые номера, но и будет прилагаться технический план всего поселка, где четко прописано, как именно будут соседствовать земли.

При этом стоит учитывать, что градостроительная документация разрабатывается для каждого участка отдельно, но для находящихся на одной территории она будет единой.

К примеру, на несколько стоящих рядом жилых объектов будет приходиться один-два общественно-деловых или промышленных. При этом при грамотном и рациональном зонировании территорий муниципалитет обычно выступает за то, чтобы рядом с промышленными объектами, которые могут причинить вред жителям, находились жилые территории на значительном расстоянии.

Однако не всегда такой подход дает результаты, поскольку инфраструктура быстро развивается, а пустующие участки земли неопределенного характера не прибавляют новому населенному пункту веса. Да и градостроительный регламент не подразумевает наличия неопределенных участков при зонировании территории.

Особенности границы территориальных зон

Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент подразумевает, что у каждой территории должны быть четкие границы после зонирования. Так, к примеру, при определении участка как жилого, устанавливаются четкие границы данного участка, которые не должны пересекать границы объекта другой принадлежности.

Например, жилые участки не могут пересекать промышленные и наоборот, поскольку это будет противоречить действующему законодательству, нарушать границы, установленные в порядке действующих нормативно-правовых актов.

При этом не стоит путать два понятия: границы территории жилого участка земли и частные границы участка.

Правила землепользования и застройки подразумевают, что первое понятие – это большой, не разделенный на частные участок земли, который отведен для застройки жилыми домами. Второе же понятие – это частная собственность лица, который выкупил часть этого большого земельного участка для себя.

Градостроительный регламент утверждает:

  • виды участков, разделенных по территориальным зонам.
  • требования и рекомендации для сохранения объектов культуры, природных зон, находящихся под охраной, а также остальных объектов, которые подлежат защите государства по действующему законодательству;
  • документацию, согласно которой будут развиваться муниципальные образования в дальнейшем;
  • цели, с которыми используются участки, насколько это соответствует их изначальному и законному назначению.

А также данный регламент допускает возможность сочетания различных объектов (по их принадлежности после зонирования) между собой.

Градостроительный регламент не может быть установлен в отношении участков земли, отведенных под лесной фонд, а также для водных объектов, стратегических, военных, секретных, охраняемых государством согласно различным нормативно-правовым актам.

Правила землепользования и застройки подразумевают, что участки земли, на которые не могут быть составлены градостроительные регламенты, четко устанавливаются органами федеральной исполнительной власти и ее представителей, органами местного самоуправления и их представителями, органами исполнительной власти конкретного субъекта. Разработка градостроительной документации осуществляется строго в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Порядок зонирования территорий

Правила землепользования и застройки – это не разновидность градостроительной документации. Это разработанный на уровне муниципалитета план и правила, согласно которым определяется принадлежность земельных участков после их создания, изменения или купли-продажи.

К примеру, организация, выкупив жилой земельный участок, может ходатайствовать о том, чтобы перевести его в разряд общественно-деловых или промышленных. Вынесение решения возложено на муниципалитет, который вправе как удовлетворить такое ходатайство, так и отказать.

Зонирование территорий муниципалитета подразумевает следующие действия:

  • разработка правил землепользования и застройки;
  • разделение участков земли в соответствии с нуждами муниципального района (при наличии слишком большого объема промышленных земель и земель сельскохозяйственного назначения введение в муниципалитет жилого фонда обосновано, например);
  • присвоение каждому участку своего целевого назначения.

Согласно действующему земельному законодательству для участков, которые находятся на одной территории и имеют один статус (например, жилого фонда), разрабатывается единый градостроительный регламент. Именно поэтому чаще всего при зонировании территорий учитывают и этот аспект. В результате чего жилые участки находятся рядом с жилыми, промышленные с промышленными и т.д.

Несоответствующее использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости с градостроительным регламентом территориальных зон

Градостроительный регламент, как часть градостроительной документации, подразумевает четкое описание того, к какой именно целевой принадлежности относится земельный участок. Если он обозначен, как жилой, то использовать его можно только в целях постройки жилых домой (как частных, так и многоквартирных).

Нередко на практике встречаются ситуации, когда земельный участок, отведенный под жилые нужды, используется собственниками с другими целями. Например, для постройки и открытия магазина, конторы и любого другого нежилого объекта.

В этом случае есть два пути:

  • Обратиться в муниципалитет для ходатайства о смене целевой принадлежности участка. Решение выносится исключительно на усмотрение муниципалитета и существующих нормативно-правовых актов, которые или подтверждают возможность смены фонда (из жилого в промышленный), или запрещают такой шаг.
  • Снести построенный объект, оплатить штраф, который будет обязательно возложен в ходе административной проверки, или же понести другое наказание, которое предусмотрено действующим законодательство.

При несоответствующем использовании земельного участка и при согласии муниципалитета на перевод его под ту целевую принадлежность, с которой он сейчас эксплуатируется, градостроительный регламент составляется заново.

При этом изменения могут коснуться нескольких объектов сразу, если из жилого массива участок переходит в разряд промышленных или общественно-деловых. В этом случае разрабатываются новые регламенты градостроительной документации: для нового целевого участка и для старого жилого фонда.

Управляющий партнер Правового бюро "Тимофеев и партнеры"

специально для ГАРАНТ.РУ

Кадастровая стоимость земли является важной составляющей, которая влияет на расчет налога на имущество юридических лиц. Во многих случаях кадастровую стоимость можно снизить путем оспаривания в специальной комиссии или в суде. Порой это позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество в несколько раз.

Одним из важнейших факторов, которые определяют размер кадастровой стоимости участка земли, является вид его разрешенного использования (далее – ВРИ). Также непосредственно от ВРИ зависят возможности использования, находящегося в собственности или аренде участка. Например, какую хозяйственную деятельность можно вести, какие здание и постройки разрешено возводить на его территории.

Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 Земельного кодекса.Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ о делении земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.Смысл данного принципа заключается в следующем: целевое назначение земель определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование – дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка.

  • ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;
  • изменение одного ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Поэтому разрешенное использование может быть установлено или изменено только в соответствии с установленными правилами землепользования и застройки функциональной зоны.

В настоящее время порядок проведения зонирования территорий определяет Градостроительный кодекс. Для каждой территории устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки – п. 9 ст. 1, п. 2, п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.

Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью

Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Данные Методические указания устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.

Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.

Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:

  • вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
  • удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
  • площади участка.

ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается "офис", то его будут относить к группе № 7 – "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения". Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: "для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" и "для размещения производственных и административных зданий".

В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 "О землепользовании в городе Москве"). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.

Имеет ли смысл изменять ВРИ для целей снижения кадастровой стоимости?

Логика проведения государственной кадастровой оценки и определения удельных показателей кадастровой стоимости свидетельствует о том, что наибольшие удельные показатели устанавливаются для земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства коммерческого назначения. Снизить кадастровую стоимость подобных участков возможно только изменив ВРИ. А для его смены необходимо переменить функциональное назначение находящихся на участке зданий.

Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция) (п. 1.2 Порядка).

Часто подобные мероприятия проводятся для выявления таких видов недвижимого имущества, как торговые, деловые центры и просто нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются таким образом (пункт 1.3 Порядка).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).

В качестве иллюстрации влияния снижения ВРИ на величину кадастровой стоимости можно привести следующий пример. При рассмотрении одного из дел возник спор о величине кадастровой стоимости в разрезе ВРИ земельного участка, который был предоставлен юридическому лицу под размещение автостоянки автомобильного транспорта. При проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", поскольку владельцем земельного участка оказывались услуги по платному размещению на нем автомобильного транспорта. Предоставление суду аргументированной позиции о том, что содержание разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" в части "личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" применимо только к автотранспортным средствам, а не к самому земельному участку позволило более чем в два раза снизить кадастровую стоимость.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Земельный налог


ФНС выпустила письмо № БС-4-21/5157@ от 23.03.2018, в котором разъяснила ряд вопросов, касающихся налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога.

Отсутствие данных в ЕГРН

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

Допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления? Нет, ответила ФНС.

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления.

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок госрегистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физлица - правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК.

Неиспользование земли по назначению

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3%. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

Земля под трансформаторной подстанцией

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно п. 24 ст. 1 ГрК система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

Участок ИЖС у юрлица

ФНС пояснила, что ставка не зависит от того, кому принадлежит участок – юрлицу или физлицу.

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физлицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам-физическим или юридическим лицам.

Заполнение декларации при разных коэффициентах

- с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости;

- с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@, не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Скоро это недоразумение будет исправлено, ответили в ФНС.

Переданным на государственную регистрацию в Минюст приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

Целевое использование земельных участков

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

По общему правилу виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерацииустановлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен ст. 39 Градостроительного кодекса, согласно которой физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных выше рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются всоответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.

Вид разрешенного использования земельного участка указывается в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.

Лицо, использующее земельный участок, обязано использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования земельного участка, которые указаны в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием влечет административную ответственность согласно ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой вле­чет на­ло­же­ние ад­ми­нист­ра­тив­но­го штра­фа в слу­чае, если опре­де­ле­на ка­даст­ро­вая сто­и­мость зе­мель­но­го участ­ка, на граж­дан в раз­ме­ре от 0,5 до 1 про­цен­та ка­даст­ро­вой сто­и­мос­ти зе­мель­но­го участ­ка, но не ме­нее де­ся­ти ты­сяч руб­лей; на долж­ност­ных лиц - от 1 до 1,5 про­цен­та ка­даст­ро­вой сто­и­мос­ти зе­мель­но­го участ­ка, но не ме­нее двад­ца­ти ты­сяч руб­лей; на юри­ди­чес­ких лиц - от 1,5 до 2 про­цен­тов ка­даст­ро­вой сто­и­мос­ти зе­мель­но­го участ­ка, но не ме­нее ста ты­сяч руб­лей, а в слу­чае, если не опре­де­ле­на ка­даст­ро­вая сто­и­мость зе­мель­но­го участ­ка, на граж­дан в раз­ме­ре от де­ся­ти ты­сяч до двад­ца­ти ты­сяч руб­лей; на долж­ност­ных лиц - от двад­ца­ти ты­сяч до пя­ти­де­ся­ти ты­сяч руб­лей; на юри­ди­чес­ких лиц – от ста ты­сяч до двух­сот ты­сяч руб­лей.

Указанный вид нарушения заключается в использовании земельного участка для видов деятельности не предусмотренных для соответствующей категории, к которой отнесен земельный участок, и вида (видов) разрешенного использования земельного участка, которые указаны в Едином государственном реестре недвижимости.

Например, в Едином государственном реестре недвижимости указано, что земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов" и для него установлен вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", при этом земельный участок используется для предоставления услуг по ремонту автомобилей. В данном случае отнесение земельного участка к категории "земли населенных пунктов" предусматривает возможность использования земельного участка для ремонта автомобилей при этом вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" не предусматривает использование земельного участка для ремонта автомобилей. Для реализации возможности использования такого земельного участка для ремонта автомобилей необходимо внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив или дополнив вид разрешенного использования земельного участка видом разрешенного использования "ремонт автомобилей", который в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, предусматривает размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли.

В случае неисполнения предписания об устранении такого нарушения земельного законодательства земельный участок может быть изъят у его собственника в соответствии со ст. 285 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Та­ким об­ра­зом, что­бы огра­ни­чить се­бя от мер ре­а­ги­ро­ва­ния над­зор­ных ор­га­нов и санк­ций за со­вер­ше­ние ад­ми­нист­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний ре­ко­мен­ду­ем правообладателям при­нять все ме­ры, на­прав­лен­ные на са­мос­то­я­тель­ное вы­яв­ле­ние и устра­не­ние на­ру­ше­ний на сво­ем зе­мель­ном участ­ке.

КыргысА-Х.Б., государственный инспектор по использованию и охране земель по Бай-Тайгинскому, Барун-Хемчикскому районам и по г. Ак-Довурак

Читайте также: