Военный налог 1915 года

Опубликовано: 14.05.2024

Налог военный

НАЛОГ ВОЕННЫЙ (Тахе Militaire, Militärtaxe, Wehrsteuer, Wehrgeld, Militärpflichtersatz), денеж. сбор, взимаемый спец-но с лиц, освобожденных от воин. пов-сти. Идея этого Н. родилась на почве неуравнит-сти всеобщ. воин. пов-сти, к-рая, будучи сопряжена с известн. технич. треб-ниями, не м. б. наложена на всех граждан без исключения и в одинак. мере. Так, от воин. пов-сти освобождаются лица, обладающия крупн. физич. недостатками, опороченныя по суду и непринятыя на службу за излишеством. Т. обр., в корне подрывается принцип общеобязат-сти воин. повинности, и насколько знач-но в действ-ности отступление от этого принципа, можно судить по тому, что число новобранцев, поступающих на службу, составляет в наст. время для больш-ва гос-тв лишь 20-40% всех призываемых. Стремясь к равномер. распределению между гражданами всех вообще пов-стей, нек-рыя гос-тва и ввели воен. Н., как корректив неравномер-ти отбывания воин. пов-сти. Однако, необходимость установления этого Н. не пользуется всеобщ. признанием. Одни возражают против самой идеи Н.; другие против практич. его осущ-ления. Так, в 1881 г., при обсуждении законопроекта о воен. Н. в герм. рейхстаге, указывалось, что введением такого Н. подрывается престиж воин. пов-сти, как личной и всеобщей; что гос-тво, отвлекая от народ. хоз-ва значит. колич-во производит. сил, не в праве возлагать на население еще дополнит. экономич. тяготу; что несправедливо возлагать уплату воен. Н. на тех лиц, к-рым, вследствие разстройства здоровья или телесн. недостатков, вообще труднее пробиться в жизни, и, наконец, что воен. Н. нецелесообразен и с точки зрения финансовой, т. к. ему, очевидно, не м. подлежать лица, освобожденныя от службы по болезни, как неспособныя или почти неспособныя к труду, а таких среди освобождаемых больше всего. Соображения защитников воен. Н. сводятся по существу к тому, что возложение уплаты его на лиц, обладающих телесн. недостатками, мешающими исполнять обяз-ти воен. службы, не заключает в себе никакой несправедл-сти, т. к. в больш-ве случаев наличность таких недостатков не мешает достигать матер. благосостояния, а правил-сть указания прот-ков воен. Н. на экономич. ущерб населению путем не только привлечения его к отбыванию воин. пов-сти, но и возложения дополнит. денеж. тяготы ослабляется целями употребления сумм воен. Н. С зачатками воен. Н. мы уже встречаемся в республик. Риме; в средн. века он вылился в форму Heerbann, к-рый первонач-но имел характер штрафа, впоследствии превратившагося в обыкн. подать, заменившую личн. службу. В соврем. его значении воен. Н. появляется лишь со времени 1-ой франц. революции. Воен. Н. существовал во Франции в течение всего XIX в. и б. отменен законом в 1905 г., уничтожившим льготы по отбыванию воин. повинности. Затем частичн. существование воен. Н. до 1871 г. имело место в Баварии и Вюртемберге. В Швейцарии он б. установлен в 1804 г. и сохранился до наст. времени. Попытки ввести его в Германии б. сделаны в 1881 г., но не имели успеха; такой же неудачей окончилась попытка ввести его в Италии. В наст. время идея воен. Н. осуществлена в Швейцарии, Греции, Болгарии, Сербии, Румынии и в нек-рых др. гос-твах. Наиболее совершен. форму воен. Н. получил в Швейцарии, где ему подлежат все не отбывающие воин. пов-сти граждане, за искдючением: 1) бедных, получающих вспомощ-ние от общин, а также неспособных к труду, если они не имеют необход. средств для содержания себя и своей семьи, и 2) в-обязанных, утративших на самой службе способность продолжать ее. Воен. Н. уплачивается ежегодно до достижения 40-летн. возраста. Он слагается из постоян. части (6 фр.) и подоходной; последняя взимается в размере 1 1 /2 фр. с каждой 1.000 фр. капитала и 100 фр. дохода, при чем капитал менее 1.000 фр. и доходы меньше 600 фр. не подлежать обложению; общая сумма воен. Н. не д. превышать 3.000 фр.; в возрасте 32-40 л. воен. Н. взымается в половин. размере. Часть от сбора воен. Н. идет на усиление в.-пенсион. фонда. В Австрии воен. Н. состоит из "Н. взамен службы" (Dienstersatztaxe) и в некоторых случаях из "родительскаго налога" (Elterntaxe). H. взамен службы взымается ежегодно в течение 12 л. с освобожденных по разн. причинам от воин. пов-сти, если их доходы превышают 1.200 кр. Величина Н. находится в зав-сти от доходов плательщика; наименьший ея размер 6 кр. Налог с родителей взымается, когда доходы родителей или одного из них превышает 4 т. крон. В Венгрии минимальн. размер воен. Н. 6 крон, максимальный - 200 крон, налога на родителей не существует. Часть сбора от воен. Н. идет в Австро-Венгрии на образование особаго воен. фонда, служащаго подспорьем для призрения инвалидов, вдов и сирот военных, а др. часть поступает в доход гос-тва на общ. основании, взамен чего казна берет на себя обяз-сть давать вспомощ-ние семьям лиц, призываемых под знамена во время мобил-ции. Доход от воен. Н. ежегодно достигает 8 милл. кр., при чем фонд воен. Н. превышает 100 милл. кр. - В России с зачатками воен. Н. мы встречаемся в Моск. Руси и Петровск. эпоху. Частичн. осущ-ление идеи воен. Н. имело также место в XIX ст. у кр-н казен. и удел-х. Так, в "положении деп-та уделов" 1808 г. указывалось, что, если семейство, состоящее из 3 работников, не имело ни одного способнаго к отдаче в рекруты, то общ-ву поселян предоставлялось право наложить на это семейство денеж. сумму соразмерно состоянию его и употребить эту сумму на обществ. рекрут. расходы. Приблиз-но такия же правила б. изданы в пол. XIX ст. для крестьян Царскосельской дворц. вотчины и удельн. имений. С особ. ден. сборами с освобожденных от воин. пов-сти мы встречаемся и в наст. время. Так, Н. "взамен исполнения воин. пов-сти" у нас уплачивает мусульман. население Терской и Кубанской обл. и нек-рые др. инородцы. Затем, в каз. войсках освобожденные от службы по неспособности вносят определ. плату в доход станиц на снаряжение беднейш. казаков и на удовлетворение др. обществ. потребностей. Наконец, в Уральск. войске довольно значит. Н. в виде "подмоги" платят все, не состоящие на службе. Вопрос о введении воен. Н. по образцу зап.-европ. гос-тв б. возбужден в 1883 г. ген. Ванновским, с целью обращения сумм его на расходы по обезпечению участи отст. воин. чинов. Предложение это не получило, однако, дальнейш. движения. Затем вопрос о воен. Н. вновь возник в 1902 г., по инициативе мин-ства финансов, при чем предполагалось установить "единосрочный" денежный сбор с лиц, записанных при призыве в запас или в ополчение, в размере 3 руб. с каждаго призывного; Гос. Сов. с такой орг-зацией воен. Н., однако, не согласился. В 1911 г. вновь составлен законопроект о воен. Н. и внесен мин-ством финансов на разсмотрение совета мин-ров. Сущность этого проекта заключается в след.: воен. Н. уплачивают все, не отбывающие воинск. пов-сти по тем или иным причинам; от уплаты Н. освобождаются лишь лица, неспособныя к труду. Продолжит-сть взимания воен. Н. - 4 г. Взимание воен. Н. прекращается в случае смерти плательщика, изменения им подданства, призыва на действит. службу в воен. время и лишения всех прав состояния или всех особенно лично и по состоянию присвоенных прав и преимущ-в. Воен. Н. предположен в размере 6 руб. с каждаго ежегодно, что даст в ближайшие годы по введении налога поступление в размере 14-15 милл. руб. ежегодно. Ответ-ность за уплату воен. Н. возлагается как на самого плательщика, так и на его родителей. Что же касается мес-тей и частей населения, изъятых от отбывания натурал. воин. пов-сти, то здесь предполагается установить Н. не с отдел. лиц, а со всего изъятаго из воин. пов-сти населения, путем надбавок к др. поземельным Н. и сборам. (Брандт, Н. на освобожденных от воин. пов-сти в теории и практ. применении; Ю. С. Лазаревич, Воен. Н. в иностр. гос-твах, "Рус. Инв." 1910 г., № 91; Законопроект о воен. Н., "Рус. Инв." 1910 г., № 203 и 1911 г., № 73; Проект положения о воен. Н., "Рус. Инв." 1910 г., № 95 и 1908 г., № 74; Neumann, Die Wehrsteuer в Finanzarchiv, В. IV; Militärorganisation Des Schweizerischen Eidgenossenschaft vom 12 avr. 1907; Marcinowski, Die Wehrsteuer im Deutschen Reich, 1881; Amiand, Étude sur La taxe Militaire, 1898; Laffarge, Étude sur La taxe Militaire, 1899).

Военный налог

Военный налог представляет собой специальный налог, относящийся к чрезвычайным налогам, вводившийся отдельными государствами в периоды военных действий. Обычно военный налог взимается с физических лиц, освобождаемых от службы в вооруженных силах. В России военный налог впервые был введен в 1887 г. для мусульманского населения Кавказа, отказывавшегося служить в армии по религиозным соображениям. Денежный налог мог быть заменен натуральным налогом. В 1915 г. военный налог был введен по всей стране и просуществовал до 1918 г. Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет, освобожденные от военной службы. [1]

Плательщиками военного налога являлись все граждане города и села, достигшие 18-летиего возраста, за исключением: а) военнослужащих рядового, младшего командного я младшего начальствующего состава всех родов войск; б) военнослужащих среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящихся в действующей Красной Армии, действующем Военно-Морском Флоте и пограничвых войсках; в) членов семей военнослужащих, получающих пособие от государства; г) инвалидов I и II групп инвалидности; д) пенсионеров и граждан преклонного возраста: мужчин - в возрасте 60 лет и старше, женщин - 55 лет и старше, если они не имеют дополнительных ( сверх пенсии) или самостоятельных источников дохода. [2]

Ставки военного налога для колхозников и единоличников были установлены в размере от 150 до 600 руб. в год с каждого члена хозяйства ( семьи), В этих пределах средние ставки налога для отдельных краев и областей устанавливались совнаркомами союзных республик, а ставки для районов - исполкомами краевых и областных Советов депутатов трудящихся в зависимости от экономических особенностей каждого района. Исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся было предоставлено также право в исключительных случаях повышать или понижать па 50 % районные ставки налога для отдельных селений, в зависимости от расстояния этих селений от рынков сбыта и средних размеров доходов их граждан, получаемых от продажи сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках. [3]

В России военный налог впервые был введен в 1887 г. для мусульманского населения Кавказа, отказывавшегося служить в армии по религиозным соображениям. Денежный налог мог быть заменен натуральным налогом. Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет, освобожденные от военной службы. [4]

Вторая важнейшая особенность военного налога заключалась в том, что в - его пострвении были применены элементы подушного обложения. Как уже отмечалось, граждане СССР включались в число плательщиков военного налога не на основании того, каковы источники их доходов и имеют ли они вообще самостоятельные источники доходов, а. Такой подушный признак определения состава плательщиков налога значительно упрощал его взимание. Следует отметить, что включение в состав плательщиков налога граждан, не имеющих самостоятельных источников дохода, могло сыграть известную роль в качестве одного из моментов, стимулирующих поступление на работу лиц, ранее состоявших на иждивении своих родственников. [5]

Частичное использование в военном налоге элементов подушного обложения вовсе не означает, что налог этот был построен по принципу подушного обложения. Ставки военного налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов в такой степени, что нельзя было рассматривать тот налог как подушный. [6]

С 1942 г. был введен военный налог с одновременной отменой временной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. [7]

Круг лиц, освобождаемых от военного налога , был значительно уже, чем по подоходному и сельскохозяйственному налогам. [8]

Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России - промысловый налог, подворный налог, военный налог , квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения: единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. [9]

В годы Великой Отечественной войны была установлена 100 % - ная надбавка к Подоходному и сельскохозяйственному налогам, замененная в 1942 г. военным налогом , которым облагались граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, если они не имели дополнительных ( сверх пенсии) или самостоятельных источников доходов. [10]

Военный налог представляет собой специальный налог, относящийся к чрезвычайным налогам, вводившийся отдельными государствами в периоды военных действий. Обычно военный налог взимается с физических лиц, освобождаемых от службы в вооруженных силах. В России военный налог впервые был введен в 1887 г. для мусульманского населения Кавказа, отказывавшегося служить в армии по религиозным соображениям. Денежный налог мог быть заменен натуральным налогом. В 1915 г. военный налог был введен по всей стране и просуществовал до 1918 г. Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет, освобожденные от военной службы. [11]

Частичное использование в военном налоге элементов подушного обложения вовсе не означает, что налог этот был построен по принципу подушного обложения. Ставки военного налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов в такой степени, что нельзя было рассматривать тот налог как подушный. [12]

На обложение по обороту и военный налог приходится 70 % всех налоговых поступлений. Кроме того, к косвенным налогам относятся таможенные пошлины, акцизы на табак, пиво и др. Ок. [13]

Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий, позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С I января 1946 года был отменен военный налог , с сентября того же года - повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. [14]

Вторая важнейшая особенность военного налога заключалась в том, что в - его пострвении были применены элементы подушного обложения. Как уже отмечалось, граждане СССР включались в число плательщиков военного налога не на основании того, каковы источники их доходов и имеют ли они вообще самостоятельные источники доходов, а. Такой подушный признак определения состава плательщиков налога значительно упрощал его взимание. Следует отметить, что включение в состав плательщиков налога граждан, не имеющих самостоятельных источников дохода, могло сыграть известную роль в качестве одного из моментов, стимулирующих поступление на работу лиц, ранее состоявших на иждивении своих родственников. [15]

Налог на вечную войну: за что украинцы платят военный сбор

На днях директор Департамента налогов и сборов с физических лиц ГФС Павел Дроняк не без гордости заявил, что в 2017 году в государственный бюджет Украины поступило 15,1 млрд гривен военного сбора, что на 3,6 млрд гривен больше, чем в 2016 году. Фактически, рост отчислений в 2017 году был обусловлен повышением зарплат, в том числе минимальной зарплаты. При этом, как отметил Дроняк: «Больше всего военного сбора уплатили плательщики Киева — 2,4 млрд гривен, 859 млн гривен поступило в бюджет от налогоплательщиков Днепропетровской области, 810 млн гривен — Харьковской области и 679 млн гривен — Львовской области».

В целом же украинцы заплатили с 2014 года 37,9 миллиардов гривен военного сбора — сумму, сравнимую с одним из траншей МВФ, ради получения которого украинские власти повышают тарифы и объявляют масштабную приватизацию. Однако даже депутаты парламента не в состоянии проследить, на что именно эти деньги были потрачены.

На днях депутат и член партии «Укроп» Виталий Куприй заявил, что проследить, куда пошли и на что были потрачены эти средства, невозможно. По его словам, в прошлом году он подавал законопроект, в котором требовал, чтобы военный сбор перечислялся в специальный фонд и шел исключительно на финансирование армии. Однако документ так и не был вынесен на голосование.

«Конечно, узнать, куда пошли эти миллиарды, невозможно. Они растворяются в бюджете. Я провел собственное расследование. Выяснил, что деньги на обеспечение армии проходили через ряд одних и тех же фирм. А значит, это схема, которой руководит высшее руководство. Например, 200 млн грн были перечислены компании за топливо, у которой его и в помине не было. Еще 280 млн грн ушли фирме, которая взамен ничего не предоставила. Расследования спустили на местные прокуратуры, и ничем оно не закончилось», — утверждает депутат Куприй. «Свободная пресса»: Под видом военного налога украинцы содержат олигархов

«Свободная пресса»: Под видом военного налога украинцы содержат олигархов

В Минобороны также не смогли объяснить, на что были потрачены средства. «Вооруженные силы финансируются непосредственно из бюджета. А что касается военного налога, то вопросы лучше задавать тому, кто эти средства собирает», — сказал Юзеф Венскович, пресс-офицер управления по связям с общественностью ВСУ.

По сути, под видом военного сбора кроется очередной налог, а также коррупционная схема по распределению средств. Стоит отметить, что военный сбор вводился без какого-либо объявления войны или введения военного положения. В 2014 году его вводили «временно», но, как говорится, ничего нет более постоянного, чем временные трудности.

Он был введен 3 августа 2014 года со ставкой 1,5% от объекта налогообложения. В законопроекте говорилось, что он будет действовать до 1 января 2015 года. Позже военный сбор был продлен до вступления в силу решения Верховной Рады о завершении реформы Вооруженных сил.

В конце 2015 года замминистра финансов Елена Макеева объявила, что военный сбор будет продлен на год, «пока идет война».

Налог на вечную войну: за что украинцы платят военный сбор

Затем и руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский заявил о планах продлить сбор на так и необъявленную войну: «Я думаю, что военный сбор будет действовать еще до 2017 года, в зависимости от ситуации. А вообще, властям проще расширить базу налогообложения, чем бороться с коррупцией».

В 2017 году военный сбор, естественно, опять продлили, а критические замечания по поводу его целесообразности стали объявляться «провокационными попытками дестабилизировать ситуацию». Как сообщало с патриотическим пафосом про-президентское издание «Мы — Украина»: «Президент отметил, что украинские воины смогли выстоять в довольно неравном соотношении сил с противником и теперь укрепили свои позиции, набрались опыта. Противник понимает, что с такой обороной цена, которую придётся заплатить за проникновение на территорию страны, будет слишком высокой. Потому, сейчас опасны не столько атаки, идущие с фронта, сколько попытки подорвать экономику страны и навредить изнутри по-другому. Сейчас каждый отвечает на своём месте за благополучие народа и всей страны. Учитывая, что все официально работающие платят военный сбор, мы все причастны к защите своей Родины. Президент призывает граждан не поддаваться на провокационные попытки дестабилизировать изнутри ситуацию в нашей стране. Им нужно давать отпор и на информационном через СМИ уровне, в том числе». «Народный фронт» и «Радикальную партию» заподозрили в уклонении от уплаты налогов

«Народный фронт» и «Радикальную партию» заподозрили в уклонении от уплаты налогов

В необходимости военного сбора был уверен и глава комиссии общественного совета ГФС Украины Дмитрий Юровский: «Сейчас в стране война. А во время войны, каждый из нас должен охранять «свой» боевой пост. Чтобы помочь нашим военным, нам нужно объединиться. А 1,5% налог — это не много. Ну, не пойдете одну из пятниц в кино или поужинаете дома, а не в кафе», — заявлял Дмитрий Юровский. Учитывая общую сумму военного сбора, среднестатистический гражданин Украины платит за билет в кино или ужин в кафе 2526 гривен — именно такую сумму он заплатил в виде отчислений на военный сбор.

Когда же речь заходит о целевом использовании средств, собранных при помощи военного сбора, чиновники традиционно ссылаются на военную тайну, разглашение которой может повредить обороноспособности страны. Очень удобная практика и отказываться от нее никто не собирается.

Как утверждает тот же депутат Куприй: «Отменять военный налог, естественно, не собираются, это очень удобно — никто и никогда не узнает, на что пошли деньги под эгидой тяжелого положения в стране».

Сама непрозрачность в расходовании средств просто соблазняет чиновников не только продлевать срок действия военного сбора, но и расширять его базу. Например, в январе этого года вице-премьер Украины Вячеслав Кириленко предложил записывать гастролирующих в России артистов в соответствующий реестр и обязать их платить военный сбор. ООН назвала конфликт в Донбассе одним из самых кровопролитных со времен Второй мировой войны

ООН назвала конфликт в Донбассе одним из самых кровопролитных со времен Второй мировой войны

Следует также напомнить, что в свое время уменьшение налогового бремени было одним из основных пунктов предвыборной программы Порошенко. Значительная часть мелких и средних предпринимателей поддерживали Майдан и критиковали правительство Януковича именно из-за налогов, которые новая власть торжественно обещала сократить.
«Количество налогов следует сократить, ставки — уменьшить, а все оффшоры — перекрыть. Также нужно сохранить систему упрощенного налогообложения для малого и среднего бизнеса», — так говорил когда-то нынешний президент Порошенко.

И теперь украинские власти не только отменяют упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, но и бесконечно продлевают новый — военный налог. Очевидно, что продолжение АТО или «войны с российским агрессором» является условием поступления миллиардов налоговых отчислений. Нет войны — нет денег, а стало быть, война «в идеале» должна длиться вечно.

Подоходный налог по историческим меркам — явление очень новое: большинство цивилизованных стран стало его применять по отношению к широким массам населения лишь в XX веке. До этого он, как правило, был мерой чрезвычайной, порождением военного времени.

Краткая история налоговых инноваций

Логика развития системы налогообложения такова: сдвиг от добровольных пожертвований к обязательным платежам, за которым последовал переход от примитивных сборов, например платы за проезд по мосту, к взиманию косвенных налогов типа акцизов, а затем от сбора косвенных налогов к сбору прямых, к которым и относится подоходный налог.

Из налогов на население первым возник подушевой. Такой налог может неплохо работать только в обществах, где уровень благосостояния всех членов примерно одинаков. Когда же социальная дифференциация сильна, для одних подушевой налог превращается в насмешку, а для других становится непосильным. И он мутировал — превратился в классовый: ставка стала зависеть от сословия плательщика. Социальная справедливость нарушалась и потому, что возникали многочисленные исключения. Освобождать от уплаты подушевого налога начали еще в Древнем Риме. В Средние века привилегии выторговывали себе знатные люди и духовенство. Во Франции система дошла до абсурда: освобождение от налога можно было купить.

Постепенно к подушевому налогу добавляется налог на собственность, а когда налог на собственность начинает относительно эффективно работать, подушевой отмирает. Изначально собственность — это недвижимость, в первую очередь земля. Затем к ней добавляются другие активы, но потом тенденция переворачивается, и в большинстве стран налог на собственность снова сводится к налогу на землю. Однако исключения были: в Англии XVIII века, например, существовали налоги на слуг, кареты, лошадей, собак и парики.

В теории налогообложения считается, что налоги должны быть справедливыми, то есть налоговое бремя должно коррелировать со способностью платить. С этой точки зрения концептуальных проблем у налога на собственность много.

Во-первых, он не учитывает трудовые доходы: один человек может иметь активы, приносящие доход, а другой может их не иметь, но инвестировать в денежную профессию и прилично зарабатывать своим трудом.

Во-вторых, налог на собственность по идее должен рассчитываться исходя из ее рыночной цены. В феодальные времена сделки купли-продажи недвижимости заключались крайне редко, что затрудняло рыночную оценку объектов, так что их приходилось оценивать косвенно — через капитализацию возможной ренты. Такой налог мог принимать форму десятины или одной пятнадцатой части дохода.

В-третьих, в краткосрочном периоде доходы могут сильно отклоняться от оценочных. Например, у двух фермеров одинаковые по площади фермы, но у одного недород, а у другого — отличный урожай. Кроме того, у одного фермера может быть плодородная земля — ткни палку, и вырастет дерево, а другому нужно прилагать значительные усилия, чтобы вырастить хоть что-то. Поэтому логично было бы принять во внимание расходы, понесенные для получения выручки. С развитием налоговой системы это и произойдет: бизнес будет отделен и оформлен в виде юридических лиц, налоги на которые будут учитывать затратную часть. И доходом физлица, подлежащим налогообложению, станет также в основном считаться чистый, а не совокупный доход.

В-четвертых, налог на собственность не учитывает ее обремененность. У одного человека жилье может быть не обременено, а у другого куплено в ипотеку и в этом смысле принадлежать ему на 30%. Обремененность влияет на способность генерировать чистый доход: проценты — это вычет из совокупного дохода. Именно поэтому в наше время в большинстве стран проценты по ипотеке в той или иной степени уменьшают налогооблагаемый доход.

В-пятых, на ранних стадиях экономических отношений почти вся собственность имела производственное назначение, то есть приносила доходы. Но постепенно все большую роль начинает играть жилье, которое не приносит доходов владельцу, если он в нем проживет сам. Непонятно, должна ли такая недвижимость облагаться по той же ставке.

Наконец, обложить налогом можно только видимую собственность. Когда собственность — это в основном недвижимость, проще; когда получают распространение другие виды — сложнее. Выбор лошадей, карет и париков, а не бриллиантов и картин представляется с точки зрения "видимости" логичным.

В конце Средневековья налог на собственность начинает исчезать. К XVI веку его замещают акцизы, являющиеся налогами на потребление. Тут свои перекосы. Акцизы, если ими облагаются все товары равномерно,— это большое бремя для самых бедных, которые едва сводят концы с концами, потому что на потребление уходят все их доходы (у богатых траты на потребление могут составлять малую долю доходов). А акцизами, когда они были основным источником фискальных доходов, облагались почти все — или наиболее ходовые — товары. В Англии XVII века это, например, продукты питания, напитки, включая чай и пиво, мыло, свечи, кожа, печатная продукция, стекло, лекарства, табак. Во Франции XVIII века существовали налоги на сахар и кофе. В Пруссии в начале XIX столетия были акцизы на вино, бренди, пиво, солод и забой скота.

Со временем власти и общество осознают недостатки налогов на недвижимость и акцизов — так возникает идея подоходного налога. Но является ли он хорошей аппроксимацией способности платить? Это неочевидно. К поговорке "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным" добавим, что богатый и здоровый может быть холостяком, а бедный и больной иметь пятерых детей. Далее хронологически и логически следует идея налоговых вычетов и прогрессии. Еще одна инновация состояла в том, чтобы разделить общий доход на составляющие в зависимости от источника — заработная плата, сдача в аренду недвижимости, доходы от ценных бумаг — и облагать их по разным ставкам. А для повышения собираемости придумали взимать налоги у источника.

Промышленность, торговля и война

Впервые подоходный налог ввели во Флоренции во времена Медичи — в 1451 году. Связано это было с тем, что город жил промышленностью и торговлей, которые давали колоссальные доходы, а политическое устройство было ближе к демократии. "Налоговые инспекторы" имели очень широкие полномочия: у них было право изучать бухгалтерские книги предпринимателей и устанавливать суммы к выплатам. Коррупция процветала, и система не удержалась. В XVI веке подоходный налог отменили, что было связано в том числе со сменой демократического политического режима на абсолютизм.

Второй была Франция — там подоходный был введен в начале XVIII века и просуществовал до конца столетия. Опять же его введение было связано с тем, что в то время во Франции сильнее, чем в других европейских странах, были развиты промышленность и торговля.

В Англии введение подоходного налога было связано с войной, которую в 1793 году начали против нее североамериканские колонии: для военного бюджета традиционных поступлений стало не хватать. Ввести налог удалось после серьезнейших парламентских дебатов в 1799-м. Ставку установили в 10%, затем понизили до 5%, и она колебалась около этого уровня. За войной с колонией в Америке последовала война с Наполеоном. В 1816 году, когда войны закончились, подоходный налог был отменен.

Его введение можно признать удачным. Были оценены все доходы жителей и подсчитан расчетный налог, который могли бы собрать при стопроцентной собираемости. А собрали. только 60%. И это в первый год введения налога. И это во времена, когда доходы очень трудно было проверить. (Для сравнения: собираемость подоходного налога в России в 2014 году, рассчитанная по расходам населения, по разным оценкам, составила 50-70%, а некоторые исследователи утверждают, что и того ниже).

В следующий раз подоходный налог был введен только в 1842 году. Вводился он на определенный срок — на год или три — и утверждался вместе с принятием бюджета. Репутация у подоходного налога была все еще налога военного, чрезвычайного. Канцлер казначейства и будущий премьер-министр Англии Уильям Гладстон в 1861 году заявил: он надеется, что некий канцлер казначейства — конечно, не он сам, а тот, кто окажется у руля в лучшие времена,— будет прославлен поэтом за отмену подоходного налога. Гладстон выступал за отмену налога и в 1874 году в рамках предвыборной кампании по переизбранию его премьер-министром. Конкурент Гладстона Бенджамин Дизраэли был с ним в этом вопросе солидарен. Противниками отмены подоходного налога такие заявления воспринимались как попытки подкупа избирателей. К власти пришел Дизраэли. Налог так и не был отменен, больше того, власти и публика приняли тот факт, что он из чрезвычайного превратился в постоянный. Почти все время до конца XIX века подоходный налог держался на уровне 5-6%.

В начале XX века власти заняты двумя вопросами: работой над собираемостью налогов (в частности, сначала они требуют от работодателей сдавать списки сотрудников — затем и с окладами; вводят взимание налога у источника) и усилением социальной ориентации, для чего вводят несимволические вычеты для малоимущих и доводят шкалу до реальной прогрессии — разных ставок для разных корзин дохода. Резкий рост ставок наблюдается во время Первой мировой войны: максимальная доходит до 60% и даже по ее окончании сильно не падает.

В Пруссии в начале XIX века существовали акцизы и подушевой налог. Подоходный в размере 5% вводился на короткий срок в 1811-1812 годах из-за войны (Пруссия была союзником Наполеона) и по ее окончании был отменен. В 1820 году ввели классовый налог — нечто среднее между подушевым и подоходным. Жителей поделили на 12 категорий. Разница в размере налога для самой бедной и самой богатой была 288-кратной. Подоходный тогда не вводили, потому что граждане страны, даже самые богатые, не умели считать свои доходы.

Подоходный налог снова был введен только в 1847 году. И только для очень состоятельных — остальные продолжали платить классовый. Для богатых же это означало повышение налогов в абсолютном выражении, при этом ставки, если их измерять в процентах от доходов, оставались низкими — не более 3%. Кроме того, были сделаны исключения для 83 самых крупных городов, где продолжали вместо подоходного взимать налоги на забой скота и на солод. По сути, подоходный налог вводился в сельской местности. Действовало правило "полгода плюс один день": если богатый человек находился в поселении меньше этого срока, он мог налог не платить. В 1873 году, то есть после объединения Германии, в городах отменили взимание налогов на солод и на забой скота и тоже ввели классовый и подоходный. В 1891 году налог окончательно стал подоходным. В облагаемую базу включались доходы от недвижимости и ценных бумаг, но не включались наследство и подарки. Самые бедные были освобождены от уплаты. Существовали вычеты на детей и даже на других иждивенцев главы семьи, например на престарелых родителей. Получить вычет на жену было нельзя — видимо, предполагалось, что она должна работать. Прогрессия увеличилась. Минимальная ставка для тех, кто должен был платить, составляла примерно 0,6%, а для самых богатых — все 4%. Резкий рост прогрессии произошел только в 1909 году: максимальная ставка была повышена с 5% до 25%.

Во Франции в начале XIX века существовал налог на недвижимость, включая землю и здания (рассчитывался по капитализированной ренте, стоимость ипотеки не вычиталась), на бизнес, налог на двери и окна (называвшийся еще налогом на "здоровье и свет"), личный налог (типа подушевого, примерно равного доходу за три рабочих дня) и налог на личную собственность (зависел от стоимости арендованного жилого помещения).

Попытка введения подоходного налога была предпринята после революции 1848 года. Доходило до крайностей. Французский политик и экономист Пьер Прудон, считающийся одним из первых теоретиков анархизма, например, предлагал прогрессию до 50%. Эта попытка провалилась, так же как и вторая серьезная попытка ввести подоходный налог — во время Франко-прусской войны 1870 года. С конца 1870-х годов этот налог обсуждается на государственном уровне почти постоянно, однако законодательно вводится лишь с 1909-го. Первоначально ставки составляли от 3% до 4% в зависимости от вида дохода. Ставки растут всю Первую мировую, потом немного снижаются, и максимальная застывает на уровне 50% после войны.

В США на федеральном уровне подоходный налог впервые был введен в 1862 году, в Гражданскую войну, то есть опять это был военный налог. До этого существовали разные похожие налоги на уровне штатов. Теоретики налогообложения считают их по своей экономической сути скорее платой за лицензию, нежели настоящим подоходным налогом, так как эти налоги обычно охватывали узкий круг денежных профессий. Ставки, как правило, были очень низкими. Так, например, в Алабаме подоходный налог для некоторых категорий населения, например торговцев хлопком и аукционистов, введенный в 1843 году, составлял 25 центов на каждые $100 дохода, или 0,25%. Да и то сочли, что это много, и в 1844 году ставку понизили до 0,2%, правда, добавили в список лиц, с которых причитается подоходный, новые категории — юристов и врачей. С них взяли по 0,5%.

Основные налоговые поступления шли от акцизов, таможенных сборов и налога на недвижимость, который сводился к земельному. Существовал также налог на рабов. Довоенные попытки введения подоходного налога мотивировались социальной справедливостью. Сторонники налога на недвижимость видели его преимущества в том, что объект налогообложения — "видимый и материальный". Однако был и очевидный недостаток: налог дискриминировал жителей западных и южных штатов с обширными земельными угодьями. А если все богатство семьи было переведено в ценные бумаги, то налогов платить было не надо.

Базовая ставка налога, введенного с 1863 года, составляла 3%, а самые богатые платили 5%. Уже через год максимальная выросла до 10%. Существовали вычеты. В 1863 году под налогообложение подпали все доходы свыше $600 (около $11 тыс. в ценах 2015 года), в 1871-м — свыше $2000 (около $39 тыс. в современных ценах). Из-за таких вычетов налог не был массовым. Согласно данным 1868 года, его платили всего около 250 тыс. из почти 39-миллионного населения страны. В 1871-м, когда вычет повысили, плательщиков осталось и вовсе 73 тыс. Треть платежей приходилась на один штат — разумеется, Нью-Йорк. В Конфедеративных Штатах во время Гражданской войны система была похожа — фермерам, правда, предписывалось уплачивать налог в натуре. Это вызывало волну возмущения, потому что другие категории населения могли платить его быстро обесценивавшимися бумажными деньгами.

Гражданская война закончилась в 1865 году, но налог отменили только в 1871-м, когда финансовое положение страны заметно улучшилось. А до этого постепенно уменьшали прогрессию и увеличивали вычет. Следующая попытка ввести подоходный налог была предпринята лишь в 1894 году, но не удалась. Верховный суд отменил налог как неконституционный: в конституции США существовал прямой запрет на введение любых прямых федеральных налогов на граждан, за исключением подушевого.

Для того чтобы подоходный налог стал постоянным атрибутом фискальной системы США, пришлось менять конституцию. Это произошло только в 1913 году. Тоже военное время (1912-й — интервенция на Кубу, 1914-й — в Мексику, 1915-й — на Гаити, 1917-й — вступление в Первую мировую) или все же совпадение? Впрочем, важно скорее другое: ставка была низкой по нынешним меркам, а под налогообложение подпадали только самые обеспеченные. Минимальная ставка составляла 1%, максимальная — 7%. От уплаты налогов освобождались граждане с годовым доходом ниже $3000 ($72 тыс. в современном выражении), и под эту норму подпадало 96% населения. Массовым налогом подоходный сделала лишь Вторая мировая война.

PDF-версия

  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40

Военный налог — денежный сбор, взимаемый государством с лиц, освобожденных от несения действительной военной службы (по физическим недостаткам, из-за излишка призывающихся военнообязанных и по другим поводам) или с их ближайших родственников. Военный налог возбуждал в литературе, в отличие от других налогов, большие споры о принципиальной допустимости его введения, причем как противниками Военного налога, так и сторонниками его приводились обычно самые разнообразные доводы, далеко выходящие за пределы финансовых рассуждений. Противниками его указывалось, что государство не вправе увеличивать тяжесть для населения воинской повинности путем Военного налога; что несправедливо облагать Военным налогом лиц, находящихся в тяжелых условиях для жизненной борьбы (почему именно они и освобождаются от военной службы); что к отбыванию воинской повинности граждане привлекаются в таком возрасте, когда они сплошь и рядом еще не имеют самостоятельного заработка, а потому фактически уплата Военного налога будет лежать на родителях и других родственниках их, содействуя неравномерности по отношению к ним налогового обложения; что с финансовой точки зрения Военный налог не может принести больших выгод; что налог подрывает престиж воинской повинности как повинности личной и всеобщей. Защитники налога указывают, что причинение налогом ущерба народному хозяйству может в значительной степени ослабиться целями, на которые он может употребляться (инвалидный капитал), и что несправедливости в налоге по отношению к отдельным лицам нет, так как в большинстве случаев физические недостатки, препятствующие военной службе, не мешают людям достигать материальной обеспеченности в жизни. Кроме принципиальных споров по поводу Военного налога, вызывали разногласие также вопросы о его практическом осуществлении: о ставке налога, о продолжительности его взимания с отдельных лиц и др. Военный налог введен впервые в эпоху Великой французской революции. В последнее время перед войной 1914 г. Военный налог существовал в следующих европейских государствах: в Швейцарии, Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Сербии, Греции, Болгарии, Румынии. Во Франции он был отменен в 1905 году., а в Баварии и Вюртемберге — в 1871 г. Наиболее совершенную форму он получил в Швейцарии и Австро-Венгрии, где доход от него шел на усиление военно-пенсионного фонда. В Швейцарии по закону 1878 г. Военному налогу подлежали все не отбывающие военной службы военнообязанные граждане, кроме бедных, не имеющих средств для содержания себя и семьи. Неспособные к труду, но имеющие средства, от него не освобождаются. Он состоит из двух частей: 1) постоянной (6 франков) и 2) подоходной (1,5 фр. с каждых 1.000 франк. капитала или 100 фр. дохода, начиная с капитала в 1.000 франков и дохода в 600 франков). Общая сумма с одного налогоплательщика не должна превышать 3.000 франков. Взимается до достижения 40-летнего возраста.

В Австрии Военный налог состоял из: 1) «налога взамен службы» и из 2) «налога с родителей». «Налог взамен службы» взимался с лиц с доходом свыше 1.200 крон в год в течение 12 лет. Ставки налога (до доходов в 100 тыс. крон) были разделены на 33 класса. Низшая ставка составляла от 6 крон, а высшие ставки доходили до 3,75 % дохода. «Налог с родителей»взимался с последних в определенных случаях, если ежегодный доход их превышал 4 тыс. крон. В России зачатки Военного налога встречаются в эпоху Петра Великого. До революции денежные сборы «взамен исполнения воинской повинности» в разных формах уплачивало мусульманское население Терской и Кубанской областей и некоторые другие инородцы. Проектов ввести Военный налог по западноевропейскому образцу у нас было несколько (в 1883 г., в 1902 г. и 1911 г.). В 1915 году он был установлен. Основные положения закона о Военном налоге были таковы: за исключением казаков, освобожденных от налога, налогу подлежали: 1) зачисленные при призыве в ратники I и II разряда; 2) освобожденные от военной службы по званию (учителя, священники и т. д.); 3) принятые на службу, но уволенные ранее выслуги срока ее в ополчение II разряда, по семейному положению, из-за излишка принятых и т. д.; 4) иностранцы, вступившие в русское подданство в возрасте более 30 лет и незачисленные в ополчение, 5) уклонившиеся от службы и не подлежащие привлечению к ней за достижением 43-летнего возраста. Налог должен был взиматься с налогоплательщика в течение 18 лет. Причины прекращения платежа до этого срока были следующие: достижение плательщиками 43-летнего возраста, смерть, перемена подданства, неспособность к труду, призывы на действительную военную службу, лишение всех или особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ. Охотники в военное время приравнивались к призванным. Ставки налога были установлены следующие:

6 руб. при годовом доходе до 1 тыс. руб.

25 при годовом доходе свыше 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

50 при годовом доходе 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.

100 при годовом доходе 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.

200 при годовом доходе 20 тыс. руб.

Причитающийся оклад налога должны были определять Присутствия по военному налогу (уездные, окружные и городские) на основании всех имеющихся у них сведений и данных об имущественном положении плательщиков в предшествующем году. Население, освобождаемое от отбывания личной воинской повинности (туземцы Средней Азии, Кавказа, Астрахани и Ставропольской губернии и некоторые другие) привлекались Положением о Военном налоге к платежу особого налога в виде дополнительного сбора к кибиточной подати, подати со скота, поземельному налогу и государственным налогам с городских недвижимых имуществ, промысловому и квартирному (в размерах, устанавливаемых для каждой губернии и области законным порядком на трехлетний срок). В 1918 г. Военный налог был у нас отменен.

В настоящее время ЦИК и СНК СССР издано в ноябре 1925 г. постановление о специальном военном налоге с граждан, зачисленных в тыловое ополчение, но срок введения в действие его пока еще не установлен. Основные положения этого постановления таковы: Военным налогом облагаются лишь граждане, зачисленные в тыловое ополчение, то есть граждане, лишенные избирательных прав согласно конституциям союзных республик или пораженные в правах по суду и высланные в административном порядке. Другие категории граждан, освобождаемых от военной службы, например, по религиозным убеждениям, не подлежат обложению Военным налогом. Построение нашего Военного налога отличается той особенностью, что он не представляет собою совершенно самостоятельного налога со своими особыми ставками, а является дополнением к уплачиваемым плательщиком налогам: подоходному или единому сельскохозяйственному. Только с граждан, не привлекающихся к платежу указанных налогов, Военный налог устанавливается как особый налог, при чем ставка его в этом случае определяется все же размерами ставки подоходного налога для категории плательщиков группы «Б». В отношении органов взимания, порядка и сроков исчисления, уплаты и взыскания, а также порядка обжалования по Военному налогу действуют соответствующие правила по подоходному и сельскохозяйственному налогам. Военный налог должен уплачиваться гражданином в течение всего срока состояния в тыловом ополчении, то есть, как общее правило, в продолжение 19 лет (с 21 года до 40 лет). В течение первых двух лет состояния в тыловом ополчении плательщики подоходного налога уплачивают в качестве Военного налога полный основной оклад подоходного налога и сверх того 20 % от ставки обложения по совокупности доходов. Плательщики единого сельскохозяйственного налога уплачивают в этот период 25 % годового оклада, исчисляемого со двора, при чем для обеих групп плательщиков установлен минимальный размер Военного налога: 50 руб. в полугодие для плательщиков подоходного налога и 50 руб. в год для плательщиков сельскохозяйственного налога. Начиная с третьего года состояния в тыловом ополчении, плательщики подоходного налога платят (по полугодиям) половину основного оклада подоходного налога и 10 % со ставки обложения по совокупности, плательщики же единого сельскохозяйственного налога — по 10 % от годового оклада. Для упоминавшейся выше категории граждан, не облагаемых ни подоходным ни сельскохозяйственным налогом, оклад налога в течение первых двух лет установлен (по полугодиям) в размере полной ставки минимального основного оклада подоходного налога в данной местности для плательщиков категории «Б», а для последующих лет — в размере половинной ставки. Круг плательщиков нашего Военного налога расширяется указанием закона, что за граждан, не имеющих самостоятельных доходов, налог должен уплачиваться родителями или лицами, на иждивении которых эти граждане находятся. Налог является целевым: поступления от него идут в фонд социального обеспечения, расходуемый на оказание помощи инвалидам гражданской войны. Взиматься он должен только в мирное время. Срок введения в действие постановления о Военном налоге должен быть установлен НКФ СССР.

Читайте также: