К правоохранительным органам не относится налоговая полиция таможня нотариат военный комиссариат

Опубликовано: 01.05.2024

Сборник итоговых тестов - Правоохранительные органы, с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?

+ Оба ответа верные.

- Выявление, предупреждение, пресечение правонарушений и раскрытие преступлений;

- Оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам.

2. Какие органы относятся к правоохранительным?

+ В основном государственные органы, которые осуществляют охрану прав, свобод и законных интересов физических лиц, организаций и государства от неправомерных посягательств;

- Органы полиции, Следственного комитета РФ, прокуратуры и других, должностные лица которых осуществляют борьбу с преступностью;

- Те органы, в которых их сотрудникам положено присвоение званий, классных чинов и знаков отличия.

3. Кто из указанных лиц не входит в систему правоохранительных органов?

+ Депутат Государственной Думы РФ;

4. Субъекты правоохранительных органов - это:

+ лица и органы, управомоченные осуществлять правоохранительную деятельность;

- граждане и организации, являющиеся участниками того или иного судебного процесса;

- те должностные лица, которые наделены властью применять меры государственного принуждения за неисполнения закона.

5. Основными признаками правоохранительных органов являются:

+ Осуществление деятельности по охране права на основе закона;

- Исключительно государственный характер всех органов и организаций, осуществляющий деятельность по охране права;

- Рекомендательный характер решений, принимаемых их должностными лицами.

6. Предметом дисциплины «Правоохранительные органы» является:

+ организация и направления деятельности органов или организаций, которые осуществляют правоохранительную деятельность, их место и взаимосвязь с другими структурами в системе госорганов;

- нормативные положения о службе в полиции, ее организационные и практические аспекты;

- общественные отношения, складывающиеся между гражданами и сотрудниками правоохранительных органов в свете неблагоприятной политической обстановки.

7. Изучение демократических основ правосудия входит в:

+ Особенную часть системы дисциплины «Правоохранительные органы»;

- Общую часть системы дисциплины «Правоохранительные органы»;

- этой дисциплиной не изучается.

8. К каким источникам дисциплины «Правоохранительные органы» относится Конвенция против пыток?

+ К международным договорам;

- К федеральным конституционным законам РФ;

9. Каково назначение правоохранительной деятельности?

+ Защита, охрана прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства, а также обеспечение ими исполнения своих обязанностей;

- Исполнение приказов вышестоящего руководства правоохранительного органа;

- Пополнение федерального бюджета за счет назначения административных и уголовных наказаний в виде штрафа за совершение преступлений и правонарушений.

тест 10. Необходимость одного правоохранительного органа постоянно содействовать, контактировать и осуществлять информирование других аналогичных органов и структур – это принцип:

- единства и централизации;

11. Какой суд уполномочен разрешать дела о соответствии нормативно-правовых актов Основному закону государства?

12. Какое число судей входит в состав Конституционного суда РФ?

13. Какой суд не относятся к федеральным судам общей юрисдикции?

+ Мировой суд судебного участка № 1 г. Казань;

- Областной суд Вологодской области;

- Краснооктябрьский районный суд г. Пенза.

14. Разрешение экономических споров входит в компетенцию:

- Судов общей юрисдикции.

15. Функция надзора за соблюдением и исполнением законодательства на территории РФ возложена на:

- Министерство внутренних дел РФ;

- Федеральную службу безопасности РФ.

16. Государственную регистрацию некоммерческих объединений, политических партий и общественных организаций, а также записей актов гражданского состояния осуществляет:

+ Министерство юстиции РФ;

- Министерство культуры РФ;

- Министерство финансов РФ.

17. Какая служба из указанных ниже не входит в Минюст России?

+ Федеральная служба безопасности РФ;

- Федеральная службы исполнения наказаний РФ;

- Федеральная служба судебных приставов РФ.

18. Какое учреждение предназначено для содержания подозреваемых или обвиняемых, которым судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу?

- Изолятор временного содержания.

19. Что из перечисленного является задачей ФСИН России?

+ Охрана и конвоирование по специальным маршрутам осужденных и заключенных под стражу лиц;

- Обеспечение порядка в зале судебного заседания;

- Возбуждение уголовных дел по фактам нарушения закона на территориях уголовно-исправительных учреждений.

тест_20. Структурное подразделение ФССП РФ возглавляет:

+ старший судебный пристав;

- главный судебный пристав;

21. Что из перечисленного не является составной частью МВД РФ?

+ Федеральная служба войск национальной гвардии РФ;

- Управление по делам миграции;

- Управление национального бюро Интерпола.

22. Розыск лиц, уклоняющихся от следствия, – одно из основных направлений деятельности:

23. Стремление обеспечить доверие и заручиться поддержкой граждан – это:

+ принцип деятельности полиции;

- признак деятельности полиции.

24. Проведение профилактической работы – это:

- одно из прав полиции;

- принцип деятельности полиции.

25. Кто является Председателем Совета безопасности РФ?

- Председатель Правительства РФ;

- Председатель Совета Федерации.

26. Пограничные войска являются составной частью:

+ Федеральной службы безопасности РФ;

- Министерства обороны РФ;

- Федеральной службы войск национальной гвардии РФ;

27. Одной из задач органов государственной охраны является:

+ обеспечение связи для нужд государственных органов;

- внешняя разведывательная деятельность;

- информирование Президента РФ о существующих угрозах безопасности страны.

28. Кто является органами дознания по делам о контрабанде?

29. Органы Федеральной налоговой службы ФР наделены правом:

+ осуществлять контроль предпринимательской деятельности граждан;

- осуществлять оперативно-розыскную деятельность по выявлению и раскрытию налоговых преступлений;

- осуществлять надзор за законностью и ходом предварительного расследования уголовных дел, возбужденных по факту совершению налоговых преступлений.

тест№ 30. Какая из указанных структур не может осуществлять оперативно-розыскную деятельность?

+ Федеральная служба судебных приставов РФ;

- Федеральная службы исполнения наказаний;

- Министерство внутренних дел РФ.

31. Высший орган Федеральной палаты адвокатов – это:

+ Всероссийский съезд адвокатов;

- Совет Федеральной палаты адвокатов;

32. К сыскным услугам относится:

+ выявление некредитоспособных деловых партнеров;

- обеспечение порядка на массовых мероприятиях;

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

Признаки первой очереди

1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Признаки второй очереди

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.

Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

– органы внутренних дел;

– федеральная служба безопасности;

– органы государственной охраны;

– органы государственной налоговой службы;

– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органы предварительного расследования;

Функции системы правоохранительных органов:

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Признаки судебной власти

Первый признак. По Конституции РФ, судебная власть – это вид государственной власти. Термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Слово «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия.

Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

– Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

– Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

– Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

Урок 7: Охрана права



План урока:

Трудно представить себе страну, в которой не существовало бы системы контроля над соблюдением законов. В таком обществе царила бы вседозволенность, процветала бы преступность, государство не могло бы защитить права и свободы собственных граждан. Поэтому, в любом государстве существует сложная система правоохранительных органов.

1

Правоохранительные органы и их функции в обществе

Правоохранительные органы- это совокупность государственных и негосударственных органов, выполняющих охрану правопорядка в обществе на основании закона. На осуществление правоохранительной деятельности правоохранительные органы уполномочены государством, они обладают всеми необходимыми средствами и ресурсами для выполнения своих прямых обязанностей.

В каждой стране существуют как государственные, так и негосударственные правоохранительные органы. В России к государственным правоохранительным органам относят:

  1. Федеральную Службу Безопасности – защищает государство от государственных угроз, представляющих особую общественную опасность преступлений.
  2. Полицию - обеспечивает выявление и предупреждение различного рода правонарушений, осуществляет поиск преступников.
  3. Суды – гарантируют свершение в обществе правосудия, позволяют гражданам получить судебную защиту их прав.
  4. Органы прокуратурыи адвокатуру - органы обвинения и защиты в судебном процессе, следящие за соблюдением законов, справедливостью в расследовании правонарушений.
  5. Таможенную службу - контролирует ввоз и вывоз через государственную границу различных материальных ценностей.
  6. Нотариат-обеспечивает законность заключения юридических сделок.

Негосударственными правоохранительными органами являются частная адвокатура, детективные и охранные службы. Нотариат может относиться как к государственным, так и к негосударственным правоохранительным органам (в случае если это частная нотариальная контора).

Каждый из видов правоохранительных органов выполняет в социуме свои функции, осуществляет свою деятельность, владеет теми или иными инструментами для выполнения возложенных государством задач. Но в целом, основными функциями правоохранительных органов являются:

  • Восстановление нарушенных прав.
  • Поиск правонарушителей, назначение и исполнение для них заслуженного наказания.
  • Обеспечение государственной безопасности.
  • Обеспечение безопасности граждан.
  • Обнаружение и предотвращение правонарушений.
  • Борьба с преступностью.
  • Создание условий, обеспечивающих правовой порядок и стабильность в социуме.

Зачастую, задачи стоящие перед правоохранительными органами требуют применения физического воздействия, насилия, поэтому полиция, сотрудники таможенной службы и ФСБ имеют право носить при себе оружие, при необходимости его использовать. Так как многим правоохранительным службам разрешено применять силу, государству необходимо осуществлять строгий контроль над тем, чтобы аппарат принуждения строго следовал «букве закона», не превышал свои полномочия.

Полиция, ее права и обязанности в обществе

Полиция – это государственный правоохранительный орган, организующий предотвращение, расследование и пресечение правонарушений. В отдел полиции является одним из самых больших правоохранительных органов, по численности сотрудников.

2

В первую очередь, сотрудники полиции обязаны:

  • Охранять порядок в социуме, незамедлительно являться на место правонарушения, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим гражданам (если еще не успела подъехать скорая помощь). Сотрудники полиции должны останавливать противоправные действия граждан, задерживать правонарушителей для выяснения всех обстоятельств.
  • Осуществлять розыск преступников, пропавших без вести граждан, лиц обвиняемых в совершении преступлений.
  • Принимать от граждан устные сообщения и письменные заявления о совершении общественно-опасных деяний, происшествий, преступлений.
  • Охранять общественную безопасность в местах массового скопления людей.
  • Обнаруживать, расследовать и раскрывать преступления.

Чтобы реализовывать всю вышеперечисленную деятельность, сотрудникам полиции нужны особые полномочия. Поэтому, сотрудник полиции имеет право добиваться от граждан прекращения противозаконных действий, и даже применять к ним силу, в случае отказа подчиняться. Кроме того, сотрудники полиции могут требовать у подозрительных граждан документы, для проверки и подтверждения их личности (например, у людей, подходящих под описание разыскиваемого преступника, без вести пропавшего человека).

Граждане должны знать, какие имеет права каждый человек при задержании полицией:

  1. Право на оповещение родителей, супругов и других близких родственников о задержании. Для этого задержанному должны предоставить возможность совершить один звонок по телефону, для сообщения нужной информации родственникам.
  2. Право на возможность встречи со своим адвокатом, либо предоставление государством бесплатных услуг адвоката задержанному. До консультации с адвокатом задержанный вправе отказываться от любых объяснений, хранить молчание.

В древнейшие времена все споры между людьми разрешал единоличный правитель, он же назначал наказание провинившимся,устанавливая, таким образом, справедливость в стране. Однако со временем, практически во всех государствах мира, сложились специальные органы по свершению правосудия, разбирающие различные споры людей и выносящие им наказание – суды. Сегодня любые граждане или организации имеют право обратиться в суд, в случае нарушения их прав, законных интересов.

Пример. Гражданка Анастасия Полтавченко подала заявление в суд на своего бывшего мужа о неуплате алиментов. Она имела на это полное право, так как их общий сын - Даниил Полтавченко еще не достиг совершеннолетия. Если бы Даниил был совершеннолетним, у Анастасии Полтавченко суд не принял бы заявление, так как право получать алименты есть только у матери несовершеннолетнего ребенка.

Современные судебные системы разных стран существенно отличаются между собой, однако цель у них одна - обеспечение защиты гражданских прав, вынесение справедливого наказания правонарушителям.

3

Судебная система России включает в себя Конституционные суды и суды общей юрисдикции. Конституционные суды занимаются исключительно вопросами толкования высшего закона государства – Конституции и связанными с ней всевозможными спорами. Суды общей юрисдикции разбирают вопросы нарушения прав человека. В них рассматриваются административные, уголовные и гражданские дела. Постановление суда может быть обжаловано в Верховном суде, который является высшим судебным органом в России.

Прокуратура и адвокатура

К правоохранительным органам относятся так же прокуратура и адвокатура. Прокуратура является органом государственной власти, она следит за соблюдением правовых норм,принимает жалобы о нарушении прав человека, неправомерных действиях и превышениях полномочий должностных лиц, сотрудников правоохранительных органов. Прокурор присутствует на судебном заседании и выносит от имени государства обвинение человеку, подозреваемому в совершении правонарушения. Если его невиновность будет доказана, органы прокуратуры должны будут снять все обвинения.

Адвокатура предоставляет гражданам различные виды юридической помощи: консультирование по правовым вопросам, помощь в составлении различных правовых документов, защиту обвиняемого в суде. Деятельность адвокатуры всегда остается востребованной, так как большинство людей не знают всех законов государства, не умеют правильно читать и толковать их.

Это интересно! Одним из самых знаменитых в мире адвокатов стал Федор Никифорович Плевако - русский адвокат, живший в дореволюционной России. Он оказывал юридическую помощь людям, независимо от их сословия и наличия возможности оплатить его услуги. Иногда Федор Никифорович даже оплачивал судебные расходы своих бедных клиентов из собственного кармана. Федор Плевако был непревзойденным оратором, умел внушать сострадание стороне обвинения, благодаря чему выиграл более 200 судебных процессов. Его речи были настолько интересны, логически выстроены и впечатляющи, что суд не мог вместить всех желающих послушать его выступления на судебных процессах.

4

В права и обязанности адвокатуры входит:

  1. Представление интересов и защита обвиняемого в суде.
  2. Предоставление клиентам правовой помощи, в виде юридической консультации.
  3. Право на общение со своим клиентом наедине, без свидетелей, даже если он пребывает в тюрьме, находится под стражей.
  4. Право адвоката на получение достоверной информации (из различного рода организаций, органов государственной власти), которая может потребоваться ему для представления интересов клиента в ходе судебного процесса.

Роль адвокатуры в защите прав человека очень велика. От профессионализма адвоката во многом зависит исход судебного процесса, строгость выносимого приговора, возможность снятия обвинений с подозреваемого.

Федеральная Служба Безопасности

ФСБ (Федеральная Служба Безопасности) является особым правоохранительным органом в России, который занимается деятельностью, обеспечивающей безопасность государства. В обязанности ФСБ входят:

  • Борьба с особо опасной для общества деятельностью (терроризмом, сбытом и хранением наркотиков, преступлениями должностных лиц, незаконной продажей оружия).
  • Добыча и обработка секретной информации (разведка), выявление и пресечение шпионажа (похищения засекреченных сведений).
  • Защита государственных границ, несение пограничной службы.

Большинство действий ФСБ засекречены, ФСБ имеет право не разглашать информацию по проведению важных операций, таких например, как контртеррористические операции.

Нотариат

Преподнося в дар квартиру, выдавая доверенность на управление автомобилем, указывая список наследников в завещании - люди хотят быть уверенными, что подписанные ими документы будут иметь законную силу. Придать документу силу закона позволяют органы нотариата.

5

Нотариат относится к правоохранительным органам, так как позволяет в письменной форме закрепить права граждан, предотвратить в дальнейшем возможность для нарушения этих прав.

Пример. Гражданка Олеся Петрова завещала свою квартиру по наследству племяннице. После смерти Олеси ее сестра захотела выгнать племянницу умершей и самой вселиться в ее квартиру. Однако согласно составленному Олесей завещанию, квартира теперь переходила в собственность племянницы, и сестра была вынуждена отказаться от своих незаконных намерений.

Таким образом, деятельность нотариата позволяет обрести законную силу сделке, договору, письменному волеизъявлению человека.

102. Направления деятельности налоговой полиции

Деятельность налоговой полиции осуществляется по следующим направлениям:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;

осуществление административной деятельности;

проведение оперативно-розыскной деятельности;

производство предварительного расследования.

Органы налоговой полиции вместе с налоговыми органами образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В связи с этим органы налоговой полиции проводят налоговые проверки как самостоятельно, так и совместно с налоговыми органами.

Административная деятельность органов налоговой полиции осуществляется в связи с обнаружением ими нарушения налогового законодательства, относящегося к административным проступкам. В этом случае органы налоговой полиции вправе осуществить административное задержание, наложить арест на имущество юридических и физических лиц, применить к виновному предусмотренные законом административные санкции.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами налоговой полиции в целях предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений, а также для выявления лиц из числа сотрудников налоговых органов, совершивших налоговые преступления.

Органы налоговой полиции наделены правом осуществления дознания предварительного следствия. При обнаружении признаков преступлений, относящихся к компетенции органов налоговой полиции, оперативность службы передают следователям налоговой полиции материалы, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, оказывая в дальнейшем содействие следователю в раскрытии преступления. Оперативность службы налоговой полиции как органы дознания сами вправе возбудить уголовное дело, относящееся к их компетенции, и произвести неотложные следственные действия, а затем передать дело для дальнейшего расследования следователю.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 23.6. Федеральные органы налоговой полиции

Статья 23.6. Федеральные органы налоговой полиции 1. Федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5, частью 3 статьи 14.16, статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных

93. Основные направления деятельности ФОПСИИ

93. Основные направления деятельности ФОПСИИ К основным направлениям деятельности ФОПСИИ относятся:организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации;обеспечение

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Федеральные органы налоговой полиции являются составной частью обеспечения

103. Состав налоговой полиции

103. Состав налоговой полиции Одной из задач, стоящих перед налоговой полицией, является обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей. В связи с этим органы

106. Основные направления деятельности таможенных органов

106. Основные направления деятельности таможенных органов Таможенные органы, осуществляя возложенные на них задачи, выполняют такие виды деятельности , как:взимание таможенных платежей;таможенное оформление;таможенный и валютный контроль;оперативно-розыскная

117. Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции

117. Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции Структура следственного аппарата органов Федеральной службы безопасности следующая:Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;следственные управления (отделы) в

4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ

4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная

44. Основные направления деятельности прокурора в суде

44. Основные направления деятельности прокурора в суде Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ», в РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.К федеральным

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Глава 2. Принципы деятельности полиции Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

Статья 2. Основные направления деятельности полиции 1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;2) предупреждение и пресечение преступлений и административных

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции 1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы,

Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции

Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции 1. Финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам,

Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции 1. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.2. Используемые полицией земельные участки, а

14. Основные направления налоговой политики России

14. Основные направления налоговой политики России В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 обозначены основные направления налоговой политики в РФ.Налоговая политика в среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения

Задача № 1.

К нотариусу, занимающемуся частной практикой в г. Москве, обратилась гражданка Н. с просьбой выдать ей свидетельство о праве на наследство. Она предъявила нотариусу все документы, необходимые для совершения данного нотариального действия. Нотариус отказал ей, сославшись на то, что не имеет права совершать подобные действия.

Оцените действия нотариуса.

Кто имеет право выдавать свидетельство о праве на наследство?

Как вправе поступить гражданка Н. в случае, если нотариус необоснованно отказывается от совершения нотариальных действий?

Задача № 2.

Гражданин Ж. решил заняться адвокатской деятельностью. Для этого он обратился в ближайшую юридическую консультацию с просьбой принять его на работу.

Перечислите требования, предъявляемые к кандидатам в члены коллегии адвокатов.

Перечислите основные направления деятельности адвокатуры в РФ.

Определите, кто вправе решать вопрос о приеме в члены коллегии адвокатов?

Задача № 3.

Адвокат С. городской юридической консультации №15 в частной беседе со своими знакомыми рассказал им о смешном случае из своей практики. При этом информация содержала сведения об интимной жизни истца К., которые адвокат узнал в ходе ведения дела клиента.

Оцените действия адвоката С.

Перечислите обязанности членов коллегии адвокатов.

Сравните обязанности адвокатов и нотариусов.

Темы рефератов и эссе

по дисциплине «Правоохранительные органы»

1. Правоохранительная деятельность: история и современность.

2. Судебная власть и правосудие: сходства и различия.

3. Суды общей юрисдикции в России: история и современность.

4. Мировые судьи в России: история и современность.

5. Суд присяжных в России: история и современность.

6. Военные суды в России: история и современность.

7. Арбитражные суды в России: история и современность.

8. Конституционный Суд в России: история и современность.

9. Прокуратура в России: история и современность.

10. Предварительное следствие в России: история и современность.

11. Органы дознания в России: история и современность.

12. Органы безопасности в России: история и современность.

13. Органы внутренних дел в России: история и современность.

14. Полиция в России: история и современность.

15. Таможенные органы в России: история и современность.

16. Органы юстиции в России: история и современность.

17. Адвокатура в России: история и современность.

18. Нотариат в России: история и современность.

19. Частная детективная и охранная деятельность: история и современность.

20. Участие граждан в правоохране: история и современность.

21. Добровольные народные дружины: история и современность.

22. Участие казачьих объединений в правоохране: история и современность.

23. Медиация: история и современность.

24. Международная организация уголовной полиции (Интерпол): история и современность.

25. Международный суд Организации Объединенных Наций: история и современность.

26. Европейский суд по правам человека: история и современность.

27. Международный уголовный суд: история и современность.

28. Реформа судебной системы в России: история и современность.

29. Концепция реформирования правоохранительных органов России.

30. Международное сотрудничество правоохранительных органов.

Тестовые задания

по дисциплине «Правоохранительные органы»

Раздел I. Общие положения

Понятие «правоохранительные органы» и понятие «правоприменительные органы» соотносятся между собой следующим образом:

а) как два равнозначных понятия;

б) понятие «правоохранительные органы» шире понятия «правоприменительные органы» и включает в себя последние;

в) понятие «правоприменительные органы» шире понятия «правоохранительные органы» и включает в себя последние;

г) эти два понятия никак не соотносятся между собой, не имеют совпадений.

Понятие «правоохранительные органы»:

а) установлено законодательно;

б) сложилось на практике;

в) разработано в теории.

К государственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:

а) органы законодательной и судебной власти;

б) органы судебной и исполнительной власти;

в) органы исполнительной и законодательной власти.

К функциям правоохранительных органов нельзя отнести:

а) исполнение судебных решений;

б) издание законов;

в) конституционный контроль;

г) удостоверение юридических фактов.

Правоохранительные органы―это:

а) государственные органы;

б) общественные организации;

в) государственные органы и общественные организации;

г) государственные органы и их должностные лица.

Правоохранительные органы относятся к следующим ветвям власти:

г) не относятся ни к какой.

Какие правоохранительные органы ведут борьбу с незаконным перемещением товаров через границу РФ:

а) пограничные органы;

б) налоговые органы;

в) таможенные органы.

Не является специфической чертой правоохранительной деятельности:

а) для начала деятельности правоохранительных органов необходим повод;

б) правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона;

в) правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах;

г) правоохранительная деятельность может осуществляться только в отношении граждан РФ.

Какие из общественных организаций осуществляют правоохранительную деятельность:

а) политические объединения;

б) народные дружины;

в) религиозные организации.

Не входят в число правоохранительных органов:

а) Министерство юстиции и его органы;

б) таможенные органы;

в) общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью;

г) органы местного самоуправления.

Не является задачей правоохранительной деятельности:

а) защита конституционных прав и свобод граждан;

б) обеспечение каждому права на защиту;

в) охрана общества, его материальных и духовных ценностей;

г) охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

К правоохранительным органам не относится:

Не является видом правоохранительной деятельности:

а) определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности;

б) охрана общественного порядка;

в) прокурорский надзор;

г) защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи.

К источникам права, регулирующим деятельность правоохранительных органов, относится:

а) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законодательство субъектов РФ;

б) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законодательство субъектов РФ, а также подзаконные нормативные акты;

в) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законодательство субъектов РФ, подзаконные нормативные акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

г) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законодательство субъектов РФ, подзаконные нормативные акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, а также Постановления Конституционного Суда РФ.

Не является основным направлением деятельности правоохранительных органов:

а) принятия новых федеральных законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

б) защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;

в) развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности и всем правонарушениям;

г) установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений.

Читайте также: