Внутренняя структура налогового механизма

Опубликовано: 05.05.2024

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

Сущность и структура налогового механизма

В научных трудах ученых и практиков трактовка понятия «налоговый механизм» неоднозначна. Как правило, это понятие сводится к осуществлению налогового производства в конкретном пространстве и во времени. По мнению Т.Ф. Юткиной этот подход представляется недостаточно глубоким, поскольку подчеркивает возможность субьективизации налоговых действий 1 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2003. С. 139. .

Прежде всего налоговый механизм — понятие методологического и лишь затем методического порядка. Следовательно, налоговому механизму присуще двойственное содержание. Рассматривать это содержание необходимо широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.

Во-первых, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления пере распределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, т.е. внутреннюю структуру налогового механизма можно разграничит на три подсистемы:

  • налоговое планирование;
  • налоговое регулирование;
  • налоговый контроль.

Однако практика вносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т.е. в узком смысле слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм служит экономическим рычагом субъективного регламентирования системы налоговых отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый с позиции реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Потому очень важно при каждом практическом действии придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории — субъективное и объективное начала процесса налогообложения представляют собой единое целое.

Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит не только от положений налоговых законов, но и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правой деятельности, статуса плательщика: юридическое он или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах. Эти особенности складываются под влиянием норм и правил, предписываемых Гражданским кодексом РФ 2 Сомоев Р.Г. Общая теория налогов. СПб.: Юринформ, 2002. С. 45. .

Налоговая техника не только определяет функциональное содержание налогового механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Понятие «оптимальный налоговый механизм» означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций. Они служат основой налогового регулирования, равно как и его составной частью — налогового контроля.

Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налог», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными интересами. В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграниченною по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Данная задача трудно выполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране, и тем не менее при формировании налоговой тактики и выборе стратегии налогообложения это главное требование к вводимому налоговому механизму должно соблюдаться в той мере, в какой позволяют объективные условия.

Налоговый механизм должен быть свободен от чисто субъективистских подходов и не должен зависеть от узковедомственных интересов. Все элементы налогового механизма (налоговый контроль, налоговое планирование и регулирование) разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль есть органичное целое, ибо это есть проявление регулирующей налоговой функции.

В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде налоговых льгот, так и секционные методы в виде начисленных штрафов, обращения суммы недоимки на имущество налогоплательщиков или его дебиторов, процедур банкротства и т.д.

Все эти действия показывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только свойственные ему приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить присущие им закономерности.

На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы. Более того, все три элемента налогового механизма — области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.

Задачи налогового планирования неоднозначны. Они различаются в зависимости от того, кто их ставит: государственные органы или менеджеры бизнеса. Следовательно, сфера налогового планирования неоднородна, она распадается на бюджетно-налоговое и корпоративное налоговое планирование. Цель первого — обеспечение потребностей бюджета. Целью второго являются оптимизация налоговых платежей, нахождение законных способов их минимизации.

Неоднозначна и сфера налогового регулирования и контроля, где сталкиваются общегосударственные, корпоративные и личные интересы. Бюджетно-налоговое регулирование и бюджетно-налоговый контроль осуществляются особыми, только им присущими методами, имеют свой специфические цели и задачи.

Внутреннее содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределения налоговых сумм между территориями.

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы.

1. Неправомерно рассматривать налоговый механизм лишь с позиции оперативного вмешательства государства в ход сбора налогов, а также как принятие мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. При таком подходе налоговый механизм теряет объективный характер и превращается в рычаг чисто субъективистского перераспределения денежных ресурсов. Два начала в налоговом механизме; объективное и субъективное — составляют органическое целое, нарушать их равновесие нельзя даже из самых благих побуждений.

2. С позиции функционального содержания определение налогового механизма может сформулировано следующим образом. Налоговый механизм — это комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющий установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений ( налоговое планирование ), принятие научно-обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера ( налоговое регулирование ) и секционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства ( налоговый контроль ).

date image
2014-02-02 views image
5581

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Экономическая сущность налогового механизма.

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Можно выделить как минимум два подхода к рассмотрению налогового механизма.

Первый подход. Когда налоговый механизм рассматривают с двух позиций: как совокупность организационно-правовых норм и совокупность конкретных методов управления налогообложением.

Это практический подход, т. е. здесь речь идет о механизме налогообложения, включающем установление, введение, взимание налогов, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налоговых нарушений.

Второй, методический подход, когда налоговый механизм рассматривается как область налоговой теории и в этом смысле трактуется как необходимый процесс управления перераспределительными отношениями.

Т.о., налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики. Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Налоговый механизм – это система законодательных форм и методов управления процессом налогообложения, включающим налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость

Таким образом, налоговый механизм следует рассматривать как свод практических налоговых действий и совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов.

Принятие оптимального налогового механизма означает:

· выбор разумных налогов;

· обеспечение норм и правил исчисления налогов и уплаты их в бюджет;

· состав налоговых льгот и санкций (мер), применяемых к нарушителям налогового законодательства.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль. Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий.

В зависимости от периода различают планирование:

Основная задача налогового планирования— обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов. На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Основная задача общегосударственного планирования и прогнозирования состоит в том, чтобы экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из принятой налоговой концепции.

При планировании налоговых поступлений в бюджет необходимо решить следующие задачи:

– детально изучить позитивные и негативные проявления во взаимоотношениях плательщика с бюджетом;

– провести факторный анализ в системе бюджетно-налоговых отношений с целью выявления влияния отдельных налогов и всей системы в целом на показатели финансово-хозяйственной деятельности;

– выполнить оценку вероятности возникновения непредвиденных бюджетно-налоговых ситуаций.

В настоящее время не существует специфических методик, позволяющих решить все эти задачи в полном объеме, поэтому применяются балансовый метод, метод ранжирования и метод построения хронологических рядов.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.




Принципы налогового регулирования:

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

· способы — льготы и санкции;

· методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней. Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы.

К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

· полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;

· отнесение убытков на доходы будущих периодов;

· применение уменьшенной налоговой ставки;

· освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;

· освобождение от налога отдельных социальных групп;

· отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Применение налоговых льгот не должно носить избирательный характер в зависимости от вида деятельности.

Инвестиционные налоговые кредиты должны предоставляться исключительно группам налогоплательщиков, обеспечивающих выполнение инвестиционных программ общегосударственного назначения.

Применение налоговых льгот не должно наносить ущерб ни доходам бюджета, ни экономическим интересам.

Порядок формирования льготного налогового портфеля определяется на общегосударственном уровне.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов. Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом. Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Т.о., налоговое регулирование является наиболее подвижным элементом налогового механизма и представляет собой комплекс мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.

Татьяна Дюкина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Налоговый механизм как основа внутреннего устройства налоговой системы

Аннотация

Ключевые слова

Полный текст:

Литература

Иваницкий В.П., Привалов Н.Г., Привалова С.Г. Содержание и структура налогового механизма. [Ivanitskiy V.P., Privalov N.G., Privalova S.G. Soder-zhanie i struktura nalogovogo mehanizma [Contents and structure of the tax mechanism]. Available at: http://izvestia.isea.ru/pdf.asp?id=14322 (accessed 22.04.2013).

Качур О.В. Налоги и налогообложение. Москва, КНОРУС, 2007. 304 с. [Ka-chur O.V. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, KNORUS Publ., 2007. 304 p.]

Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. Москва, Юнити, 1997. 383 с. [Chernik D.G. Nalogi v rynochnoy jekonomike [Taxes in market economy]. Moscow, Unity Publ., 1997. 383 p.]

Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. Москва, ПРИОР, 2000. 176 с. [Somoev R.G. Obshchaja teorija nalogov i nalogooblozhenija [General theory of taxes and taxation]. Moscow, PRIOR Publ., 2000. 176 p.]

Дюкина Т.О. // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2. 2017. 59–67

Мураховская Е.С. Налоговое регулирование формирования финансовых ре-сурсов территории: автореф. дисс. канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 1997. 18 с. [Murahovskaja E.S. Nalogovoe regulirovanie formirovanija fi-nansovyh resursov territorii. Avtoref. diss. kand. jekon. nauk [Tax regulation of formation of financial resources of the territory]. Avtoref. Diss. Cand. Sciences (Econ.)]. St. Petersburg, 1997. 18 p.]

Валинуров Т.Р. Сущность налоговой политики государства и содержание налогового механизма. Экономические науки. Приложение к журналу "Со-временные наукоемкие технологии". 2010. № 1. с. 12–16. [Valinurov T.R. Sushchnost' nalogovoy politiki gosudarstva i soderzhanie nalogovogo mehaniz-ma. [Entity of tax policy of the state and maintenance of the tax mechanism]. Jekonomicheskie nauki. Prilozhenie k zhurnalu "Sovremennye naukoemkie tehnologii"= Economic sciences. Application to “The Modern High Technolo-gies”, 2010, no. 1, pp. 12–16.]

Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение. Санкт-Петербург, Питер, 2005. 752 с. [Serdjukov A.Je., Vylkova E.S., Tarase-vich A.L. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation.]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 752 p.]

Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Ростов-нa-Дону, Феникс, 2004. 512 с. [Dmitrieva N.G., Dmitriev D.B. Nalogi i nalogooblozhenie v Rossiyskoy Federatsii [Taxes and the taxation in the Russian Federation]. Rostov-na-Donu, Phenix Publ., 2004. 512 p.]

Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. 2-е изд. Москва, Эксмо, 2009. 480 с. [Zhidkova E. Ju. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. 2nd ed. Moscow, Eksmo Publ., 2009. 480 p.]

Преснякова Е.А. Налоговый механизм формирования доходов бюджета и его совершенствование. Автореф. дисс. канд. экон. наук. Москва, 2002. 15 с. [Presnjakova E.A. Nalogovyy mehanizm formirovanija dohodov bjudzheta i ego sovershenstvovanie. Avtoref. diss. kand. jekon. nauk [Tax mechanism of for-mation of the income of the budget and its improvement. Avtoref. Diss. Cand. Sciences (Econ.)]. Moscow, 2002. 15 p.]

Феоктистова Т.В. Налоговый механизм стимулирования инвестиций в Кур-ской области. Бизнесинформ, 2009, № 4(2), cс. 80–83. [Feoktistova T.V. Na-logovyу mehanizm stimulirovanija investitsiy v Kurskoy oblasti [The tax mech-anism of stimulation of investments in Kursk region]. Biznesinform = Business inform, 2009. no. 4(2). pp. 80–83.]

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Москва, ИНФРА-М, 2002. 570 с. [Jutkina T.F. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2002. 570 p.]

Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение. Москва, КНОРУС, 2007. 320 с. [Tarasova V.F. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation.]. Moscow, KNORUS Publ., 2007. 320 p.]

Поляк Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение. Москва, ЮНИТИ-ДАНА, 200. 399 с. [Poljak G.B., Romanov A.N. Nalogi i nalogooblozhenie. [Taxes and taxation]. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2003. 399 p.]

Адуков Р.Х. Выбор организационно-правовой формы предприятия. Земель-ная и аграрная реформы России: проблемы и опыт. Сб. науч. трудов. Москва, ВНИЭТУСХ, РАСХН, 1998, вып. 1. 336 с. [Adukov R.Kh. Vybor or-ganizatcionno-pravovoy formy predprijatija]. Zemel'naja i agrarnaja reformy Rossii: problemy i opyt. [Choice of legal form of the enterprise Land and agrari-an reforms of Russia: problems and experience]. [Collection of scientific works (release 1). Moscow, VNIETUSH, RAAS Publ., 1998, issue 1. 336 p.]

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. 7-е изд. Москва, МЦФЭР, 2006. 592 с. Panskov V.G. Nalogi i nalogooblozhenie v Ros-

Дюкина Т.О. // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2. 2017. 59–67

siyskoy Federatsii. [Taxes and the taxation in the Russian Fedration]. Moscow, MTsFER Publ., 2006. 592 p.]

Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. 4-е изд. Москва, ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 558 с. [Mayburov I.A. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. 4th ed. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2011. 558 p.]

Князева О.Н. Специфика института налогового контроля в Российской Фе-дерации. Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2015, № 19, cc. 166–171. [Knjazeva O.N. Spetsifika instituta nalogovogo kontrolja v Rossiyskoy Federatsii [Specifics of institute of tax control in the Rus-sian Federation]. Prioritetnye nauchnye napravlenija: ot teorii k praktike = Pri-ority scientific directions: from the theory to practice, 2015, no. 19, pp. 166–171.]

Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Особенности функционирования налогового механизма в транзитивной экономике. Научный журнал КубГАУ, 2011, № 66 (02), cс. 1–13. [Tjupakova N.N., Bocharova O.F. Osobennosti funktsion-irovanija nalogovogo mehanizma v tranzitivnoy jekonomike [Features of func-tioning of the tax mechanism in transitive economy]. Nauchnyy zhurnal KubGAU = Scientific journal of KUBGAU, 2011, no. 66 (02), pp. 1–13.]

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, Советская энциклопедия, 1964. 900 с. [Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka [Dictionary of Russian]. Moscow, Soviet entcyclopedia Publ., 1964. 900 p.]

(c) 2017 Научный журнал "Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление"

© Дальневосточный федеральный университет, 1996-2020.
© Научный журнал "Известия Дальневосточного федерального университета Экономика и управление".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-57575
Издатель - ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет".
При перепечатке ссылка на Сайт Журнала обязательна.
Коммерческое использование размещенных материалов запрещено.
Сайт Журнала оптимизирован для работы в Internet Explorer 8.0+, Firefox 10+, Chrome 21+.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и общая характеристика налогового механизма государства

Монопольным правом любого суверенного государства выступает возможность устанавливать и взимать общеобязательные налоговые безвозмездные платежи, обязанность по внесению которых возлагается на граждан и юридических лиц.

При этом следует отметить, что сфера налогообложения и формируемая для обеспечения ее эффективности налоговая политика государства, на практике реализуется через систему приемов, способов и методов, составляющих налоговый механизм государства.

Анализ специальных источников и литературы позволяет сделать вывод о том, что в доктрине отсутствует единообразное понимание понятия «налоговый механизм». Не вдаваясь в особенности обозначенной дискуссии, освещение которой может стать предметом самостоятельного изучения, следует отметить, что более целесообразным представляется рассмотрение содержания налогового механизма с двух точек зрения – как теоретической модели с одной стороны, и как практически применимого инструмента с другой.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговый механизм государства 420 руб.
  • Реферат Налоговый механизм государства 220 руб.
  • Контрольная работа Налоговый механизм государства 250 руб.

Так, с теоретической точки зрения налоговый механизм – это некая организационно-экономическая категория, отражающая объективно складывающийся и необходимый для обеспечения выполнения целей и задач государства, процесс управления вопросами взимания и перераспределения доходов в общегосударственном масштабе.

В свою очередь, с практической точки зрения, налоговый механизм – это система конкретных действий, совершаемых налоговыми органами в пределах компетенции, для целей практической реализации налоговых целей и задач государства.

Исходя из анализа предложенных подходов, в общем виде может быть сформулировано следующее определение налогового механизма государства:

Налоговый механизм государства – это совокупность организационно-правовых правил, приемов, способов и форм государственного управления в сфере налогообложения, реализация которых производится с применением различных законодательно определенных инструментов.

В свою очередь, значение налогового механизма государства, наиболее отчетливо проявляется в его функциях, о содержании которых подробнее будет сказано ниже.

Функции налогового механизма государства

Как было отмечено выше, для целей наиболее полной характеристики налогового механизма государства, целесообразно проанализировать функции соответствующего механизма, выделяемые в современной науке с опорой на положения действующего законодательства.

В частности, в числе обозначенных функций следует выделять:

  • Функция упорядочения налоговых правоотношений: опираясь на общеобязательные нормативно-правовые предписания, сосредоточенные в рамках отрасли налогового права, налоговый механизм позволяет упорядочивать отношения, возникающие в связи с установлением, исчислением и уплатой общеобязательных налоговых платежей. Так, например, конкретный механизм налогового взаимодействия обуславливается правовым статусом плательщика, организационно-правовой формой его деятельности, иными особенностями правового статуса, совокупность которых оказывает непосредственное влияние на содержание налогового правоотношения с его участием;
  • Функция обеспечения социального равновесия: по своему содержанию налоговый механизм государства выступает не только нормативно-правовой, но и экономической категорией, в связи с чем, функционирование рассматриваемого механизма позволяет достигать относительное равновесие между общесоциальными, корпоративными и индивидуальными экономических интересов различных категорий субъектов и государства в целом;
  • Функция материального обеспечения функционирования механизма государства в целом. Выделение данной функции обуславливается тем, что налоговые платежи являются значительной статьей доходов государственного бюджета, а ежегодно взимаемые суммы налога впоследствии перераспределяются для практического решения самых разнообразных задач общесоциального характера.

Структура налогового механизма государства

Продолжая характеристику налогового механизма государства следует отметить, что с определенной долей условности (поскольку рассматриваемый механизм – это целостное системное явление), в его структуре предлагается выделять три относительно обособленных элемента:

  1. Налоговое планирование: основной задачей данной подсистемы налогового механизма государства выступает формирование научно-обоснованного прогноза о состоянии государственного бюджета, а также разработка программ социально-экономического развития государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, исходя из принятой и утвержденной в стране налоговой концепции;
  2. Налоговое регулирование: в отличие от планирования, налоговое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие, реализуемое путем изъятия у хозяйствующих субъектов части находящихся в их распоряжении денежных средств, и регулирования таким образом возможностей их производственного и непроизводственного потребления. В этой связи целесообразно говорить о том, что налоговое регулирование производится уникальными, характерными только для рассматриваемого механизма способами;
  3. Налоговый контроль – это система мер проверочного характера, целью реализации которых выступает выявление фактов нарушения налогового законодательства, выявление конкретных лиц, виновных в допущении соответствующих нарушений, а также устранение самого нарушения, негативных последствий его совершения и предупреждение совершения новых налоговых правонарушений в будущим как самим нарушителем (частная превенция), так и всеми иными лицами, которым известно о возможности наступления негативных последствий в качестве реакции на противоправное поведение в сфере налогообложения (общая превенция).

Читайте также: