В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения

Опубликовано: 02.05.2024

Статья 166 . Порядок исчисления налога

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 166 НК РФ

1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

ГАРАНТ:

Для расчета суммы НДС воспользуйтесь калькулятором, разработанным экспертами компании "Гарант"

2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

3. Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками - иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 166 дополнена пунктом 3.1 с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

3.1. При реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумма налога исчисляется налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ в пункт 4 статьи 166 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость

4. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 5 статьи 166 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость

5. Общая сумма налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 160 настоящего Кодекса.

Если в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 160 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога исчисляется отдельно в соответствии с порядком, установленным абзацем первым настоящего пункта. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

6. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

7. В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: ТАК СОСТОЯЛСЯ ЛИ ФАКТИЧЕСКИЙ "РАЗВОД"

Федеральный закон РФ от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" дополнил Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) новой гл. 25 "Налог на прибыль организаций".

К сожалению, новая глава НК РФ вызвала множество неясностей и вопросов. Остановимся на некоторых из них, наиболее общих и важных, на наш взгляд.

В ст. 313 гл. 25 НК РФ впервые на законодательном уровне дано понятие "налоговый учет", который определяется как "система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом". Кроме того, в ст. 314 НК РФ вводится понятие аналитических регистров налогового учета, которые определяются как "сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета".

Возникает вопрос методологического характера: Положения ст. 313 "Налоговый учет. Общие положения" и ст. 314 "Аналитические регистры налогового учета" применяются только при определении налога на прибыль организаций или распространяются и на другие налоги, о которых идет речь в НК РФ (например, на НДС)?

На наш взгляд, если положения указанных ст. 313 и 314 НК РФ применяются ко всем налогам, о которых идет речь в НК РФ, то, казалось бы, более логичным было размещение этих статей в ч. 1 НК РФ (глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах).

В ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ сказано, что "в целях настоящей главы (выделено нами. - В.К.) дата реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения определяется:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предЪявлению покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из следующих дат:

день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

день оплаты товаров (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг)".

В то же время в ст. 271 и 273 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ изложен порядок признания доходов для последующего определения налога на прибыль организаций. Так, в ст. 271 НК РФ сказано, что "в целях настоящей главы (выделено нами. - В.К.) доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления)". Исключение из указанного порядка предусмотрено ст. 273 НК РФ лишь для организаций, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Такие организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу.

И снова вопрос методологии только что родившегося налогового учета: Неужели законодатель не мог (или не хотел) унифицировать критерии определения даты реализации товаров (работ, услуг) для последующего расчета подлежащего уплате в бюджет налога на добавленную стоимость и даты учета доходов для последующего расчета подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль (то есть либо предоставить организации право выбора, либо вменить обязанность применения) ?

От комментария мы в данном случае воздержимся.

Уж коль с 01.01.2002 налоговый учет начнет свою самостоятельную жизнь в бескрайних просторах российского бизнеса, то возникает вопрос: даже если "развод" бухгалтерского и налогового учета оформлен "де юре" (гл. 25 НК РФ), действительно ли они разошлись "де факто"?

В действующей редакции НК РФ до сих пор существуют понятия "бухгалтерский учет" и "бухгалтерская отчетность". Ниже приведены ссылки на главы и процитированы статьи НК РФ, в которых упоминаются данные понятия.

Термины "Бухгалтерский учет" и "Бухгалтерская отчетность" в Налоговом кодексе

Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики обязаны: 4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы

1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об обЪектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и обЪектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) обЪектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и обЪектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Глава 21. Налог на добавленную стоимость

Статья 166. Порядок исчисления налога

7. В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета обЪектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Глава 25. налог на прибыль организаций

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

17) расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

20) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

36) расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями.

Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления

4. Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

7) дата проведения переоценки имущества (за исключением амортизируемого имущества и ценных бумаг) на основании акта, составленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, - по доходам в виде сумм дооценки имущества;

8) дата составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, - по доходам в виде полученных материалов или иного имущества при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого имущества.

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями настоящей главы предусмотрен порядок группировки и учета обЪектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Статья 314. Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Статья 322. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества

1. В случае, если налогоплательщик принял решение о начислении амортизации с применением линейного метода по амортизируемому имуществу, числящемуся на балансе налогоплательщика и введенному в эксплуатацию до введения в действие настоящей главы, первоначальная (восстановительная) стоимость определяется исходя из данных о первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 года. В случае, если налогоплательщик принял решение о начислении амортизации с применением нелинейного метода по амортизируемому имуществу, числящемуся на балансе налогоплательщика и введенному в эксплуатацию до введения в действие настоящей главы, остаточная стоимость амортизируемого имущества определяется как разница между первоначальной стоимостью амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета и суммой накопленной амортизации, начисленной за период эксплуатации указанного имущества, по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2002 года.

Рассмотрим теперь, существует или нет взаимосвязь (или, скорее всего, взаимозависимость) налогового и бухгалтерского учета. Зададим законодателю несколько риторических вопросов, но при этом попытаемся найти на них ответы:

1. Зачем налоговому органу нужна бухгалтерская отчетность организации (ст. 23 НК РФ)?

По-видимому, бухгалтерский баланс (форма N 1) нужен только для проверки данных, принимаемых для определения среднегодовой стоимости имущества организации для последующего расчета налога на ее имущество. Отчет о прибылях и убытках (форма N 2) теперь может дать налоговому органу только информацию о "бухгалтерской" выручке организации, которая будет приниматься для расчета налога на пользователей автомобильных дорог лишь в случае определения выручки для целей расчета указанного налога по факту "отгрузки". Другие же формы бухгалтерской отчетности (формы N 3-5) налоговому органу никакой информации для расчетов налогов не несут.

2. На основе регистров какого учета (бухгалтерского и (или) налогового) должна определяться налоговая база (п. 1 ст. 54 НК РФ)?

Пока складывается удивительная ситуация: например, для расчета налога на добавленную стоимость нужна информация как бухгалтерского учета (данные о полученных авансах, аналитические данные по счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (налог, причитающийся к уплате и уплаченный)), так и налогового учета (данные о дате реализации товаров (работ, услуг): "по отгрузке" или "по оплате"). А вот для расчета налога на прибыль теперь нужны данные (регистры) только налогового учета.

3. Будет ли нести налогоплательщик ответственность за отсутствие регистров бухгалтерского учета (ст. 120 и ст. 166 НК РФ)?

Видимо, при проверке расчетов по налогу на прибыль налоговый орган не будет обращать внимание на отсутствие регистров бухгалтерского учета, а вот при проверке расчетов по другим налогам отсутствие тех или иных регистров бухгалтерского учета (например, инвентарной карточки учета основных средств (форма N ОС-6) при проверке расчета налога на имущество) может дорого обойтись налогоплательщику. Также можно утверждать, что если у налогоплательщика отсутствуют данные бухгалтерского учета, необходимые для расчета налога на добавленную стоимость, то согласно п. 7 ст. 166 НК РФ налоговый орган может исчислить суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Правда, при этом не совсем ясно, что подразумевается под фразой "иные аналогичные налогоплательщики".

4. Если для налогоплательщика оказываются услуги (например, аудиторской организацией) по ведению не только бухгалтерского (подп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ), но и налогового учета, то можно ли расходы на услуги по ведению налогового учета отнести к "другим расходам, связанным с производством и (или) реализацией" в соответствии с подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФN

Ответ повисает в воздухе, так как даже в Федеральном законе РФ от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон) напрямую не сказано, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать услуги по ведению налогового учета. Есть, правда, в Законе фраза о том, что к сопутствующим аудиту услугам относится "оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью" (подп. 12 п. 6 ст. 1 Закона). Но согласно п. 1 ст. 1 указанного Закона к аудиторской деятельности относится предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Про налоговый учет и налоговую отчетность при этом, к сожалению, ничего не сказано.

Итак, "развод" между налоговым и бухгалтерским учетом официально оформлен (гл. 25 НК РФ). Однако на основании вышеизложенного можно смело утверждать, что официальное оформление "развода" вовсе не означает их фактического расставания. Взаимозависимость "супругов" очевидна. Налоговый учет пока никак не может обойтись без бухгалтерского (ст. 54, 120, 271, 322 НК РФ). Бухгалтерский учет - более самостоятельный, давно гнет свою, законодательную, линию (Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете", Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, различные ПБУ) и тем самым спровоцировал этот "развод". Но он тоже зависим - так, без расчета налога на прибыль нельзя определить прибыль, остающуюся в распоряжении налогоплательщика (нераспределенную прибыль) и показываемую в Отчете о прибылях и убытках.

Беда же в другом: остался "общий ребенок" - налогоплательщик. "Бедное дитя" пока не может понять, с кем ему жить. К бухучету пойдешь - видимо, ничего уже не найдешь, а к налоговому учету (инспектору) пойдешь - новые проблемы найдешь.

В.А. Костылев,
директор консалтинговой фирмы "Институт новых технологий"

Журнал "Всё для бухгалтера" N 14 (68), 2001
Подписные индексы по каталогам:
агентства "Роспечать" - 72007;
УФПС РФ "Пресса России" - 45305.
Тираж 12740 экз.

О суде

18.05.2021

Арбитражный суд признал незаконным изъятие у АО «Шексна» земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых.

14.05.2021

Уважаемые участники процесса!

По техническим причинам, возникшим в работе информационного сервиса «Картотека арбитражных дел», опубликование судебных актов, принятых после 17 час 00 мин (МСК) 13.05.2021, будет произведено к 17.05.2021. Приносим извинения за доставленные неудобства!

12.05.2021

Предприниматель оштрафован на 40 000 рублей за продажу детских сапог с изображением «ANGRY BIRDS».

Расчётный метод исчисления налогов: особенности применения и правовые позиции 14 ААС.

- В каких случаях НК РФ позволяет инспекторам применять расчётный метод

- Как суд оценивает правомерность произведенных доначислений

- Почему сведения об аналогичных налогоплательщиках используются редко

Осокина Наталия Николаевна, председатель судебного состава 14 ААС

Пушкова Любовь Валерьевна, начальник отдела анализа и обобщения судебной практики 14 ААС

Налоговые органы осуществляют мероприятия налогового контроля с целью установления полноты, правильности и своевременности уплаты налогов в бюджет. В то же время на налогоплательщика возложена обязанность самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих уплате. Неоспоримо, что налоги могут быть исчислены достоверно только при надлежащем формировании налоговой базы, что, однако, не всегда встречается в реальной жизни. Определение налоговых обязательств при отсутствии данных о налогоплательщике (первичных бухгалтерских документов) возможно расчетным способом на основе имеющейся у инспекции информации о налогоплательщике, а также данных об аналогичных налогоплательщиках (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Исчисление налогов расчётным методом даёт налоговым органам реальную возможность обеспечить основную цель налогового контроля: полную и своевременную уплату налогов. Однако в настоящий
момент в практике применения указанной нормы зачастую возникают спорные моменты. В связи с чем, необходимо как дальнейшее совершенствование налогового законодательства, касающегося применения расчетного способа, так и выработка
единых подходов в судебной практике по его применению.

Перечень случаев возможного применения расчётного метода не ограничивается ситуациями, указанным в пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ

Анализ практики 14 ААС показывает, что применение налоговыми органами расчётного метода не носит массового характера. За период с 01.01.09 по 01.05.12 в апелляционном порядке по правомерности применения налоговым органом расчётного метода рассмотрено 18 дел, что составляет менее 1 процента от общего количества рассмотренных налоговых споров.

Также отметим, что расчётный метод порождает на практике ряд неясностей и затруднений не только у налоговых органов, которые в половине рассмотренных случаев необоснованно применили либо необоснованно не применили его, но и у судов первой инстанции: каждое третье решение которых было отменено при апелляционном пересмотре.

Одна из возможных причин, объясняющая затруднения при применении расчётного способа, связана с расширенным толкованием положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, а именно оснований для его применения.
Поэтому, на наш взгляд, стоит обратить особое внимание на то, что расчётный способ применяется не во всех случаях, когда невозможно определить сумму взыскания, а в строго определённых.

Ситуации, в которых налоговый орган вправе использовать расчётный метод определены в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ. В частности, при следующих неправомерных действиях налогоплательщика:

– непредставлении в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

– отсутствии учёта доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Ряд дополнительных условий для применения расчётного метода выявлен при толковании норм налогового законодательства Конституционным Судом РФ и ВАС РФ.

К примеру, ВАС РФ (определение от 26.04.2012 № ВАС-2341/12) указал, что расчётный метод подлежит применению налоговым органом не только в случае непредставления налогоплательщиком для налоговой проверки первичных бухгалтерских документов, подтверждающих совершенные им хозяйственные операции (на что указано в постановлениях ВАС РФ от 19.07.2011 № 1621/11 и от 10.04.2012 № 16282/11), но и в иных ситуациях, когда довод инспекции о недостоверности документов приводит к исключению из состава расходов налогоплательщика значительной части материальных затрат, что влечёт искажение реального размера налоговых обязательств. То есть, в случаях, когда налогоплательщик представил дефектные документы по значительной части своих затрат.

ВАС РФ и ранее приходил к выводу о том, что частичное представление налогоплательщиками в рамках проведения выездной
налоговой проверки первичных документов бухгалтерского и налогового учёта не освобождает налоговые органы от применения расчётного метода. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.02.2004 № 668/04 разъяснил, что при невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует применять расчётный метод.

В деле, рассмотренном ВАС РФ, предприниматель не представил на проверку первичные документы, подтверждающие доходы и расходы, по причине их уничтожения пожаром, в связи с чем налоговый орган исчислил подоходный налог исходя из данных о доходах, заявленных в декларации, без учёта отраженных в них расходов. Дальнейшее разъяснение указанной ситуации получило в постановлении ВАС РФ от 19.07.2011 № 1621/11.

Применение расчётного метода неправомерно в случае отсутствия доказательств нарушения порядка учёта

В судебной практике 14 ААС сложился подход, в соответствии с которым налоговый орган при применении расчётного способа исчисления налогов обязан доказать как наличие оснований для применения указанного метода, так и неправомерность подобных действий (бездействия) налогоплательщика.

К примеру, в одном из дел, рассмотренных 14 АСС, инспекторы пришли к выводу, что компания не полностью учитывала объекты обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), единым социальным налогом (ЕСН) и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (постановление 14 ААС от 29.05.2009 № А13-1934/2008), то есть, платила работникам «серую» зарплату. Это подтверждалось отрицательной динамикой объёма начислений данных налогов и взносов, несоответствием среднемесячной заработной платы работников общества среднеотраслевой заработной плате, выплатой заработной платы ниже, чем по предыдущему месту работы и т.д. В результате, налоговый орган определил суммы взыскания расчётным способом.

Между тем неполный учёт объектов налогообложения отсутствует в качестве оснований, перечисленных в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Неполный учёт объектов налогообложения может свидетельствовать о ведении такого учёта с нарушением установленного порядка лишь при наличии соответствующих доказательств.

В данном случае выводы инспекции построены исключительно на предположениях: отсутствуют сведения о фактически выплаченных физическим лицам суммах, большинство допрошенных свидетелей опровергли факт получения неучтенных денежных средств, в показаниях других содержатся противоречивые сведения о размере заработной платы, имеются неточные, некорректные высказывания в отношении выплаченных сумм. Расчётные листки и платёжные ведомости оформлены в виде компьютерных распечаток, не содержат каких-либо подписей, поэтому не являются надлежащими доказательствами выплаченных доходов.

Таким образом, отсутствие у налогового органа доказательств неполного учёта налогоплательщиком объектов налогообложения или ведения такого учёта с нарушением установленного порядка, послужило основанием для вывода о неправомерности применения расчётного метода.

Обоснованность произведённых инспекцией расчётов должна быть доказана

Налоговому органу следует также учитывать, что правомерное применение им расчётного метода не освобождает его от обязанности доказать обоснованность произведенных расчётов.

В частности, как следует из материалов дела, предприниматель наряду с деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) осуществлял иную деятельность, в отношении которой он перешёл на уплату УСН с базой «доходы минус расходы». Однако предприниматель не вёл в нарушение пункта 7 статьи 346.26 НК РФ раздельный учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД и УСН.

Учитывая отсутствие раздельного учёта доходов и расходов по разным налоговым режимам, налоговый орган правомерно применил расчётный метод определения задолженности предпринимателя по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Вместе с тем решение инспекции признано незаконным и отменено в связи с неверным расчётом подлежащего взысканию в бюджет УСН.

В частности, в расходы по УСН в части заработной платы налоговый орган произвольно отнёс зарплату нескольких работников, которые, по его мнению, были задействованы исключительно в облагаемой этим налогом деятельности. Однако доказательств того, что только эти работники участвовали в не облагаемой ЕНВД деятельности, налоговый орган не предоставил. При этом допросы сотрудников не проводились, функциональные обязанности не исследовались.

Кроме того, расходы на оплату труда одних и тех же сотрудников за 2007 год были включены в расчёт налоговой базы, а за 2008 – нет. Также в 2008 году предприниматель нёс расходы по оплате взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование. Такие расходы, равно как и суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам налоговый орган в расходы отчётных периодов 2008 года не включил. Не учтены инспекцией и расходы
по аренде используемого в предпринимательской деятельности объекта недвижимости.

В результате применённый инспекцией порядок расчёта налога был признан незаконным. Окружной суд подтвердил правильность указанных выводов 14 АСС (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.04.2011 по делу № А05-2144/2010).

Частичное представление документов не лишает инспектора права определить налоговые обязательства расчётным путём

Большинство споров, рассмотренных в суде, возникли по вопросу применения расчётного метода определения задолженности при сдаче налогоплательщиком налоговой декларации и непредставлении полного объёма первичных документов, подтверждающих указанные в такой декларации сведения. Однако, как уже упоминалось выше, даже частичное представление налогоплательщиками в рамках проведения выездной налоговой проверки первичных документов бухгалтерского и налогового учёта не освобождает налоговые органы от применения расчётного метода.

Подобный подход нашел развитие и в практике 14 ААС. В одном из рассмотренных дел предприниматель, осуществлявший оптовую торговлю, в нарушение требований налогового законодательства, в книге учёта доходов и расходов отражал расходы как по дате реализации товара, так и по дате их приобретения у поставщиков. Также он не представил сведения о количестве остатков товара на начало и конец отчётных периодов, в связи с чем у налогового органа не имелось возможности проверить правомерность включения в расходы стоимость приобретённого товара, реализованного в проверяемый период.

Поэтому инспекцией из расчёта налоговой базы единого налога по УСН были исключены все расходы, понесённые предпринимателем на оплату товара, приобретённого для последующей реализации, ввиду отсутствия документов, подтверждающих покупную стоимость реализованных товаров. Также инспекция не приняла расходы на приобретение ГСМ, запасных частей, на оплату труда работников как неподтвержденные надлежащими доказательствами. Таким образом, инспекция исчислила единый налог по УСН исходя только из доходов налогоплательщика без учёта расходов, связанных с получением данного дохода.

В ходе судебного разбирательства предприниматель представил сведения об остатках товарно-материальных ценностей на складе, восстановленные товарные отчёты (форма № ТОРГ-29), реестры накладных. Однако и эти документы, по утверждению инспекции, не являются достоверными доказательствами, так как у предпринимателя ненадлежащим образом велся учёт движения товара, остатков товара на складе.

Суд отменил решение инспекции, указав на необоснованное неприменение расчётного метода, поскольку даже частичное представление налогоплательщиками в рамках выездной налоговой проверки первичных документов бухгалтерского и налогового учёта не является обстоятельством, освобождающим налоговые органы от применения положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ (постановление 14 ААС от 22.03.2012 по делу № А05-8264/2011).

В другом случае суд первой инстанции также признал частично незаконным решение инспекции о доначислении налогов, посчитав, что в связи с утратой предпринимателем части первичных документов в результате пожара, инспекция должна была исчислить НДФЛ и ЕСН расчётным методом. Взяв за основу среднюю торговую наценку, сложившуюся у налогоплательщика за проверяемый период. Именно так суд и поступил, самостоятельно определив сумму подлежащих обложению НДФЛ и ЕСН доходов предпринимателя на основании представленных им первичных налоговых деклараций.

Однако апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии у суда полномочий на самостоятельное применение расчётного метода определения суммы налогов. Указанное право предоставлено только налоговому органу. Кроме того, предоставление предпринимателем части первичных документов исключает применение расчётного метода определения задолженности по данным налогам. В итоге, суд посчитал правильным подход инспекции к расчёту НДФЛ и ЕСН, основанный на цифрах дохода, указанных в налоговых декларациях, расхода – в восстановленной и представленной предпринимателем в ходе проверки части первичных документов.

Но окружной суд с таким подходом не согласился. Отменяя решения нижестоящих судов и признавая полностью незаконным оспариваемое решение налогового органа, кассация подтвердила обязанность проверяющих по применению расчётного метода. Однако, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004 № 668/04, указала, что расчёт налогов только исходя из данных налоговых деклараций, не подтвержденных первичными документами, является необоснованным. Налоговая инспекция не воспользовалась предоставленным правом провести контрольные мероприятия в отношении контрагентов налогоплательщика, не истребовала у них документы, касающиеся взаимоотношений с предпринимателем (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2009 по делу № А66-7842/2007).

Возможность исчисления налогов расчётным способом на основе имеющихся у налогового органа сведений о налогоплательщике: деклараций, выписок банка по расчётному счету, первичных документов, полученных в ходе встречных проверок контрагентов, подтверждена также по другому делу. Такое решение было принято, несмотря на доводы налогоплательщика о необходимости определения налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками, ввиду утраты им документов в результате кражи (постановления 14 ААС от 08.08.2010 по делу № А44-1320/2010, ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 по делу № А05-13345/2010 и от 03.10.2011 по делу № А05-13288/2010).

Правовые неопределённости ограничивают использование инспекцией при расчётном методе информации об аналогичных налогоплательщиках

Отдельного внимания заслуживает вопрос об использовании при расчётном методе данных об аналогичных налогоплательщиках.
Ведь независимо от причин непредставления документов, налог не должен быть рассчитан и взыскан в размере большем, чем с прочих компаний, работающих в тех же экономических условиях.

Как показывает практика 14 ААС, случаи использования налоговым органом при расчётном методе информации об аналогичных налогоплательщиках единичны. Во многом это является следствием существующих в налоговым законодательстве пробелов – критерии аналогичности налогоплательщиков не определены, также не выработан механизм действий налоговой инспекции в случае отсутствия сведений об аналогичных налогоплательщиках.

Что касается критериев выбора, то в практике большинства судов сформирован единый подход. Согласно нему, основными критериями аналогичности являются:

- совпадающие виды деятельности, размер выручки, численность персонала, количество и ассортимент реализуемых товаров;

- сравнительно равные размеры площадей, используемых для ведения соответствующего вида предпринимательской деятельности;

- схожие особенности места ведения предпринимательской деятельности;

- одинаковые системы налогообложения (постановление 14 ААС от 01.07.2011 по делу №А05-13345/2010).

При этом налоговое законодательство не содержит условия о необходимости поиска аналогичного налогоплательщика только в пределах одного субъекта Российской Федерации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2009 по делу № А21-6743/2008).

При отсутствии же сведений об аналогичных налогоплательщиках, суды, как правило, позволяют инспекции при расчёте налога сразу переходить к использованию иной имеющейся у нее информации о налогоплательщике. То есть, фактически, придают аналогии вторичное значение. В подобной ситуации, только принятие законодательных мер позволит сделать аналогию основой расчётного метода и увеличить вероятность применения данных об аналогичных налогоплательщиках налоговыми органами. В итоге такие меры будут способствовать более объективному определению суммы налоговых взысканий с налогоплательщика.

2.4. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. К организациям относятся:

§ российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

§ иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

НК РФ определяет особую категорию лиц. Это так называемые взаимозависимые лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Взаимозависимость лиц устанавливается в определенных случаях:

а) если одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20 %;

б) если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

в) если лица состоят в отношениях брака, родства, свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

г) в других случаях по решению суда, когда налоговым органом представлены доказательства подконтрольности лиц.

Права налогоплательщиков можно условно разделить на три группы.

Первую группу составляют права, обеспечивающие правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов:

а) право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

б) право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Вторая группа прав обеспечивает учет экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов:

а) право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

б) право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;

в) право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. За несвоевременный возврат средств из бюджета организация получит проценты за задержку. Сумма процентов (П) определяется по формуле:

П = СН * С/ 365 * ПП,

где СН – сумма средств к возврату из бюджета;

С – действующая ставка рефинансирования;

ПП – период просрочки в днях.

Третья группа объединяет процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля:

а) право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

б) право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

в) право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

г) право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

д) право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении плательщиков;

е) право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

ж) право обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

з) право требовать соблюдения налоговой тайны;

и) право требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Помимо основной обязанности налогоплательщика – уплачивать установленные законом налоги – существуют и иные. В частности, налогоплательщики обязаны:

а) стать на учет в органах ФНС РФ, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

б) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

в) представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

д) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

е) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

На организации и индивидуальных предпринимателей, помимо прочего, возложена обязанность сообщать в соответствующий налоговый орган:

а) об открытии или закрытии счетов;

б) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;

в) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;

г) о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;

д) об изменении своего местонахождения.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Законными представителями налогоплательщиков – физических лиц признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Законными представителями налогоплательщиков – организаций являются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками налоговых отношений.

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Предприятия (учреждения, организации) выполняют функции налоговых агентов при исчислении, удержании и перечислении НДФЛ по отношению к физическим лицам, налога на доходы - к иностранным юридическим лицам и т.д.

Налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

б) сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных НК, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

ü с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете (с 2007г. уплата налогов наличными для организаций не применяется);

ü после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;

ü с момента удержания налога налоговым агентом (если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на него).

Обязанность по уплате налога и сбора прекращается:

1) с уплатой налога и сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Срок для исполнения данного требования – не менее 10 рабочих дней.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в КБ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление необходимых денежных средств.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится до сведения организации в срок не позднее 5 дней после вынесения. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) или валютных счетов, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату продажи валюты.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем его получения (с рублевых счетов), и не позднее двух операционных дней – с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог, пени и штрафы за счет иного имущества. Взыскание налога за счет имущества организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления (в течение 3-х дней с момента вынесения решения) соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему постановления.

Взыскание налога за счет имущества организации производится последовательно в отношении:

Ø наличных денежных средств;

Ø имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

Ø готовой продукции (товаров), сырья и материалов, станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества организации и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Налоговыми органами в РФ являются Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ и ее территориальные подразделения. В определенных случаях полномочия налоговых органов выполняют таможенные органы.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, налоговых агентов;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего ему имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, с 01.01.2007г. имеют право взыскивать штрафы с организаций и предпринимателей, не обращаясь с иском в суд;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, налоговых агентов и инкассовых поручений налоговых органов о списании с их счетов сумм налогов и пени;

12) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

13) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые органы наравне с судьями вправе устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие налоговую ответственность за совершение налогового нарушения.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством, НК.

Предусмотрена ответственность налоговых и таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Однократное нарушение установленного порядка предусматривает взыскание штрафа.

Правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Для осуществления максимального налогового контроля, законодательство данной сферы устанавливает специальные правила учета доходов, контроля расходов и объектов налогообложения, которые являются обязательными для исполнения абсолютно всеми налогоплательщиками. Данный порядок устанавливается в следующих целях:

  • контроль над своевременностью подачи необходимых налоговых документов налогоплательщиками, соблюдение процедур сдачи отчетности, очередности и существующих этапов;
  • обеспечение максимального грамотного проведения процедур налогообложения налогоплательщиками, контроль над исчислением и уплатой налогов, сведение к минимуму возможных нарушений и различных негативных последствий;
  • разработка различных дополнений и осуществление редакции существующих правил с целью упрощения процедуры учета доходов, расходов и объектов налогообложения налогоплательщиками;
  • сведение к минимуму рисков, которые могут образовываться по причине несвоевременного представления необходимых документов налогоплательщиками, либо представления неверной информации, неправильно заполненных бумаг и т.д. Нередко подобное нарушение может вести к пропуску всех установленных сроков для сдачи отчетности и, соответственно, к применению определенных санкций, например, денежных штрафов в отношении налогоплательщиков.

Понятие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Грубое нарушение существующих правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой невыполнение налогоплательщиком определенных обязательств, которые содержат положения действующего налогового кодекса. В соответствии с существующей статистикой, санкции за данные нарушения являются наиболее распространенными.

Налоговое законодательство РФ не устанавливает точного понятия, которое содержало бы в себе перечисленные позиции, являющиеся грубым нарушением. По умолчанию, грубое нарушение правил учета и контроля доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой отсутствие первичной отчетности, которая обязательно должна быть представлена налогоплательщиком, а также ряд иных нарушений.

При выявлении и определении грубого нарушения, важнейшим фактором будет выступать частота данного нарушения, его периодичность в определенный налоговый период.

Например, если какое-либо нарушение было совершено налогоплательщиком дважды, но в разные периоды, санкций за данное несоблюдение действующих норм можно избежать. Но если налоговый орган выяснит, что подобное нарушение совершалось уже не в первый раз, за один установленный налоговый период, к налогоплательщику обязательно будет применен соответствующий вид наказания.

Помимо этого, грубое нарушение контроля и правил осуществления учета доходов, расходов и объектов налогообложения может быть выражено в следующем:

  • указание заведомо ложных сведений в документах бухгалтерской отчетности, либо непреднамеренные ошибки, содержащиеся в данных бумагах;
  • неправильно оформление и проведения различных хозяйственных операций на предприятии, либо в организации;
  • неправильное осуществление процедуры распределения денежных средств, материальных ценностей и иных финансовых вложений налогоплательщика.

Санкции за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения могут быть применены и в иных случаях, в зависимости от определенных обстоятельств, ситуации, а также от характера совершенного налогового нарушения и степени его непосредственной тяжести.

Последствия грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Доказанный факт того, что грубое нарушение действующих правил контроля и учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно имелось, всегда влечет за собой определенные негативные последствия для налогоплательщика.

Как правило, они выражаются в применении определенных санкций и меры ответственности за несоблюдение норм и правил действующего налогового законодательства России.

Объектом нарушения всегда будут выступать установленные порядок и правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения, в отношении которого и были направлены неправомерные действия со стороны налогоплательщика.

Объективная сторона будет представлять собой непосредственный состав преступления и те последствия, которые появились после того, как налогоплательщиком было допущено данное грубое нарушение.

В роли субъектов правонарушения могут выступать налогоплательщики – физические и юридические лица, а также лица, официально зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Субъективная сторона в данном налоговом преступлении всегда выражается в виде вины налогоплательщика, которая обязательно должна быть подтверждена соответствующими фактами и доказательствами.

В случае отсутствия у налогового органа неоспоримых доказательств того факта, что грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно было совершено налогоплательщиком, он не может быть привлечен абсолютно ни к какой ответственности и последствиям.

При этом непосредственная обязанность по доказыванию и установлении вины всегда будет лежать на заинтересованном лице – представителе налогового органа, который должен обратиться в соответствующее учреждение.

Последствия грубого нарушения, как правило, всегда выражаются в определенных денежных убытках, которые терпит налогоплательщик. Их точных размер, порядок уплаты и иные нюансы устанавливаются уполномоченным органом, в соответствии с конкретным нарушением, степенью его тяжести, а также иными дополнительными обстоятельствами, которые могут иметь значение в данном деле.

Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Статья 120 действующего НК РФ устанавливает определенные виды ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения в отношении виновного налогоплательщика.

При этом ответственность, содержащуюся в данной статье, можно назвать специальной. Это означает, что если занижение налоговой базы, либо иное налоговое нарушение, произошли по причине непосредственного несоблюдения установленного порядка учета, ответственность налогоплательщику будет назначена в соответствии с положениями статьи 120 НК РФ.

Но в том случае, если данное правонарушение произошло на основании иных факторов, данные о которых отсутствуют в вышеуказанной статье, процедура установление той или иной ответственности в отношении налогоплательщика будет осуществляться на основании действующих положений статья 122 НК РФ.

Ответственность по статье 120 НК РФ может быть применена к налогоплательщику только при наличии его подтвержденной вины в данном деянии. В том случае, когда непредставление установленных налоговых документов было связано с особыми обстоятельствами, например, кражей данных бумаг, либо утерей в связи с природными явлениями и катастрофами, применение ответственности по данной статье будет неправомерным.

Ответственность в отношении налогоплательщика может быть назначена в соответствии со следующими квалифицирующими признаками:

  • установленный факт грубого нарушения существующего порядка учета в течение нескольких налоговых периодов;
  • в соответствии с определенными налоговыми последствиями, которые являются результатом ранее совершенного нарушения. Например, незаконные действия налогоплательщика, повлекшие за собой дальнейшее уменьшение общей налоговой базы.

Читайте также: