Инфляционный налог и сеньораж

Опубликовано: 17.05.2024

date image
2015-05-13 views image
8827

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



При анализе такого явления, как инфляция, следует отметить ту роль, которую играет в развитии инфляционных процессов увеличение бюджетного дефицита. Как правило, в странах, накопивших большой бюджетный дефицит, наблюдаются высокие темпы инфляции. Это в первую очередь связано с инфляционным способом покрытия бюджетного дефицита как одним из вариантов его урегулирования. Несмотря на критику этого способа покрытия бюджетного дефицита со стороны многих экономистов, он остается весьма распространенным в практике экономической политики. С его помощью государство получает своеобразный доход, называемый сеньоражем.

Сеньораж(seniorage, SE)обычно определяют как доход, получаемый государством в результате печатания денег.

Название «сеньораж» происходит от слова «сеньор»: в эпоху Средневековья в европейских странах феодалы-сеньоры имели право чеканить монету на той территории, которая им принадлежала.

Как известно, издержки печатания денег ничтожно малы по сравнению со стоимостью товаров и услуг, которые можно приобрести на выпущенные банкноты. Таким образом, в руках государства оказывается рычаг пополнения доходной части бюджета, который в случае необходимости можно использовать достаточно легко.

Сеньораж – доход государства. Логично возникает вопрос: кто оплачивает сеньораж? Он оплачивается населением, поскольку оно вследствие инфляции, делающей население беднее, может приобретать меньше товаров и услуг. Таким образом, население платит инфляционный налог (inflation tax, IT), ставка которого равна темпу инфляции. Инфляционный налог рассчитывается по формуле


Например, наличность составляет 1000 у.е., депозиты – 3000 у.е., темп инфляции – 10%, номинальная ставка процента по депозитам – 12%. Тогда инфляционный налог равен


Таким образом, та часть средств, которая хранится в наличном виде, обесценивается в результате инфляции в полном объеме. Те же средства, которые находятся на депозитах, обесцениваются не так быстро, так как уплачиваемый процент может частично или полностью компенсировать инфляционные потери.

При определенных условиях (в ситуации умеренной инфляции) сеньораж равен инфляционному налогу: SE = IT

Могут ли сеньораж и инфляционный налог не совпадать?

Может ли инфляционный налог быть больше сеньоража? Да, например, в условиях галопирующей и гиперинфляции, когда инфляционные тенденции развиваются быстрее темпов увеличения денежной массы за счет роста скорости обращения денег.

Может ли сеньораж быть больше инфляционного налога? Да, может в условиях дефляции. Однако можно привести и более интересный пример, связанный с валютными изменениями.

Рассмотрим ситуацию, в которой для простоты примем условие, что инфляция равна нулю. Если при этом в стране растет спрос на национальную валюту и все экономические агенты начинают избавляться от иностранной валюты, государство имеет возможность получать сеньораж, обменивая национальные денежные единицы на иностранные. Кто в этом случае платит инфляционный налог? Все те страны, чья валюта обесценивается по отношению к валюте рассматриваемой страны.

Таким образом, есть ситуации, когда сеньораж и инфляционный налог могут не совпадать.

При анализе такого явления, как инфляция, следует отме­тить ту роль, которую играет в развитии инфляционных процес­сов увеличение бюджетного дефицита. Как правило, в странах, накопивших большой бюджетный дефицит, наблюдаются высо­кие темпы инфляции. Это в первую очередь связано с инфляци­онным способом покрытия бюджетного дефицита как одним из вариантов его урегулирования. Несмотря на критику этого спо­соба покрытия бюджетного дефицита со стороны многих эконо­мистов, он остается весьма распространенным в практике эко­номической политики. С его помощью государство получает своеобразный доход, называемый сеньоражем.

Сеньораж (senioroge, SE) обычно определяют как доход, получаемый госу­дарством в результате печатания денег.

Название «сеньораж» происходит от слова «сеньор»: в эпоху Средневековья в европейских странах феодалы-сеньоры имели право чеканить монету на той территории, которая им принад­лежала.

Как известно, издержки печатания денег ничтожно малы по сравнению со стоимостью товаров и услуг, которые можно при­обрести на выпущенные банкноты. Таким образом, в руках госу­дарства оказывается рычаг пополнения доходной части бюдже­та, который в случае необходимости можно использовать доста­точно легко.

Сеньораж — доход государства. Логично возникает вопрос: кто оплачивает сеньораж? Он оплачивается населением, по­скольку оно вследствие инфляции, делающей население беднее, может приобретать меньше товаров и услуг. Таким образом, на­селение платит инфляционный налог (inflation tax, IT), ставка ко­торого равна темпу инфляции. Инфляционный налог рассчиты­вается по формуле

IT = С π + D (π - i),

где С — наличные деньги в обращении;

π — темп инфляции;

D — деньги на депозитах;

i — номинальная ставка процента по депозитам.

Например, наличность составляет 1000 у.е., депозиты — 3000 у.е., темп инфляции — 10%, номинальная ставка процента по депозитам — 12%. Тогда инфляционный налог равен

IT = 1000 у.е. х 0,1 + 3000 у.е. (0,1 - 0,12) = 100 у.е. - 60 у.е. = 40 у.е.

Таким образом, та часть средств, которая хранится в налич­ном виде, обесценивается в результате инфляции в полном объе­ме. Те же средства, которые находятся на депозитах, обесцени­ваются не так быстро, так как уплачиваемый процент может час­тично или полностью компенсировать инфляционные потери.

При определенных условиях (в ситуации умеренной инфля­ции) сеньораж равен инфляционному налогу: SE = IT.

Могут ли сеньораж и инфляционный налог не совпадать?

Может ли инфляционный налог быть больше сеньоража? Да, например, в условиях галопирующей и гиперинфляции, когда ин­фляционные тенденции развиваются быстрее темпов увеличения денежной массы за счет роста скорости обращения денег.

Может ли сеньораж быть больше инфляционного налога? Да, может в условиях дефляции. Однако можно привести и более ин­тересный пример, связанный с валютными изменениями.

Рассмотрим ситуацию, в которой для простоты примем усло­вие, что инфляция равна нулю. Если при этом в стране растет спрос на национальную валюту и все экономические агенты на­чинают избавляться от иностранной валюты, государство имеет возможность получать сеньораж, обменивая национальные де­нежные единицы на иностранные. Кто в этом случае платит ин­фляционный налог? Все те страны, чья валюта обесценивается по отношению к валюте рассматриваемой страны.

Таким образом, есть ситуации, когда сеньораж и инфляци­онный налог могут не совпадать.

15.3. Инфляция и безработица: кривая Филлипса

Один из наиболее известных способов исследования инфля­ции с помощью анализа роста заработной платы предложил анг­лийский экономист О. Филлипс. Он изучил статистические дан­ные, касающиеся денежной зарплаты и безработицы в Велико­британии более чем за сто лет, и обнаружил между ними четко прослеживаемую связь, которую описал в своей работе «Соотно­шение между безработицей и степенью изменения денежной за­работной платы в Великобритании, 1862—1957», опубликован­ной в 1958 г. В этой работе было показано, что заработная плата имеет тенденцию к росту тогда, когда безработица относительно низка, и наоборот, заработная плата имеет тенденцию к сниже­нию, когда безработица высокая. Это происходит в силу того, что в условиях высокой безработицы работники менее активно требуют повышения заработной платы, а наниматели менее охот­но идут на уступки, в то время как в условиях низкой безработицы активность работников выше, а наниматели в большей степени склонны уступать их требованиям.

Полученные выводы были представлены графически (рис. 15.3). Кривая, которая получила название кривой Филлип­са, отражает альтернативу между инфляцией и безработицей.

На графике видно, что понижение уровня безработицы от U0 до U1 приводит к росту уровня цен от Р0 до Р1

Следует отметить, что кривая Филлипса — это зеркальное отражение кривой совокупного предложения. По вертикальной оси и для построения кривой Филлипса, и для построения кри­вой совокупного предложения откладывают уровень цен, по го­ризонтальной же оси для построения кривой Филлипса — безра­ботицу, а для построения кривой предложения — обратный по­казатель — занятость.


Экономическая альтернатива инфляции и безработицы под­тверждалась на практике до начала 1970-х гг. Однако затем нача­лось одновременное сосуществование инфляции и безработи­цы — отрицательное явление, получившее название стагфляции: одновременные стагнация в производстве и инфляция в денеж­ной сфере. По сути дела, стагфляция — это другое название уже рассмотренной в данной главе инфляции предложения, или ин­фляции издержек. Явление стагфляции графически можно про­иллюстрировать двояко: либо правосторонним смещением кри­вой Филлипса (рис. 15.4, а), либо левосторонним смещением кривой совокупного предложения (рис. 15.4 а, б).

Перечислим основные причины стагфляции в США в начале 1970-х гг.:

♦ повышение странами ОПЕК цен на нефть;

♦ понижение курса доллара, т.е. рост стоимости импорта;




♦ либерализация цен после 1974 г.;

♦ дефицит в сельскохозяйственной области;

♦ нарастание инфляции и, как следствие, — инфляционных ожиданий.

Аналогичные причины могут вызывать стагфляцию в других странах, провоцируя рост цен и падение темпов роста произ­водства.

Учитывая возможность проявления стагфляции, можно по­ставить под сомнение «непогрешимость» кривой Филлипса. Дей­ствительно ли существует обратная связь между инфляцией и без­работицей?

При ответе на этот вопрос следует учитывать, о каком перио­де времени идет речь — краткосрочном или долгосрочном.


В краткосрочном периоде кривая Филлипса отражает те за­кономерности, которые были рассмотрены, т.е. на ней может быть верно проиллюстрирована альтернатива между инфляцией и безработицей.

Так, если правительство ставит задачу сократить безработи­цу, эта задача может быть решена в краткосрочном периоде, но за счет осуществления стимулирующей политики, в том числе кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции (рис. 15.5) происходит перемещение из точки А1 в точку В1.

Однако в долгосрочном периоде действует следующая це­почка событий, заставляющих иначе посмотреть на кривую Филлипса:

♦ после того как цены выросли в результате инфляции, рабо­чие начинают осознавать, что их реальные доходы падают;

♦ рабочие требуют увеличить заработную плату и продол­жают выдвигать эти требования до тех пор, пока номи­нальная заработная плата не достигнет такого уровня, что реальная заработная плата восстановится до исходного уровня;

♦ как только реальная заработная плата вернется к своему доинфляционному уровню, наниматели, для которых за­работная плата — это издержки, сокращают наем до ис­ходного уровня (перемещение из точки В1 в точку A2); происходит переход на новую краткосрочную кривую Филлипса;

♦ теперь правительство, стремясь все-таки понизить уровень безработицы, опять проводит стимулирующую политику, и вся ситуация вновь повторяется.


Итак, безработица всегда возвращается к исходному уровню, обозначенному на графике Un, т.е. к естественному уровню без­работицы. А кривая Филлипса в долгосрочном периоде приоб­ретает вертикальный характер подобно тому, как и кривая сово­купного предложения в долгосрочном периоде становится вер­тикальной линией.

Описывая, как происходит возврат безработицы к исходному уровню, мы тем самым описали теорию адаптивных ожиданий, согласно которой люди способны, приняв во внимание проис­шедшие события, попытаться каким-то образом приспособиться к ним. Так, испытав на себе последствия инфляции, они начи­нают адаптироваться — требуют роста заработной платы.

В результате в долгосрочном периоде отсутствует альтерна­тива между инфляцией и безработицей, а все попытки прави­тельства понизить безработицу приводят лишь к «скольжению» кривой Филлипса вверх.

Есть более радикальный подход, который описывают сто­ронники теории рациональных ожиданий (ТРО): согласно этой теории работники способны не просто адаптироваться к насту­пившим событиям, но и предугадывать их на основе своего про­шлого и настоящего опыта и делать правильные выводы. Они за­ранее страхуются, т.е. осуществляют какие-либо действия, кото­рые помогут им преодолеть неблагоприятные последствия проводимых правительством мероприятий.

В уже рассмотренном случае работники не будут ждать, когда вырастут цены, а сразу, как только правительство объявит о борьбе с безработицей, осознают, что будет инфляция, тут же проиндексируют себе заработную плату, причем в полной мере, а наниматели не станут увеличивать число принимаемых на ра­боту лиц, поскольку они также осознают все происходящие со­бытия.

Графически это изображается так (см. рис. 15.5): из точки А1 перемещение происходит сразу в точку A2, а затем из точки A2 в точку A3. Экономически это означает, что политика правительст­ва из-за рациональных ожиданий экономических субъектов ока­зывается абсолютно неэффективной. Сторонники теории рацио­нальных ожиданий полагают, что правительство должно ограни­читься выработкой «правил игры» для экономических субъектов. Что касается целенаправленных мероприятий, правительство мо­жет осуществлять только один вид экономической политики — «политику сюрпризов».

Следует отметить, что и сторонники теории адаптивных ожиданий, и сторонники теории рациональных ожиданий в сво­их построениях исходят не просто из предпосылки о том, что экономические субъекты рациональны, но считают, что они мо­гут в полной мере реализовывать свои рациональные ожидания.

Гипотеза естественного уровня безработицы (гипотеза М. Фридмена) развивается в русле классической школы. Кейнсианцы противопоставляют ей свою концепцию гистерезиса, кото­рую мы рассматривали в гл. 14.

Гистерезис безработицы был характерен для экономики Ве­ликобритании в 1980-е гг. Борьба с инфляцией в период правле­ния М. Тэтчер повысила показатель безработицы с 4 до 11%, од­нако в последовавшие за этим годы безработица не вернулась к своему исходному уровню.

Тем не менее, несмотря на такие противоречивые мнения от­носительно естественного уровня и кривой Филлипса, эта кри­вая широко используется в теоретических построениях и в прак­тической сфере.

Последствия инфляции

Перечислить все последствия инфляции достаточно сложно, поэтому попытаемся рассмотреть лишь наиболее общие из них.

♦ Инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несет все население страны. В результате оплаты этого на­лога сокращаются реальные сбережения, падает платеже­способный спрос, снижаются стимулы к труду.

♦ В условиях прогрессивной налоговой системы и открытой инфляции действует так называемый эффект инфляцион­ного налогообложения.

Эффект инфляционного налогообложения — получение государством полнительного дохода за счет перехода налогоплательщиков из одной лотовой группы в другую (подпадающую под более высокую налого ставку) в результате индексации.

Чтобы пояснить действие эффекта инфляционного налогообло­жения, приведем следующий пример. Предположим, что в стране действует прогрессивная система налогообложения. При этом все до­ходы от 10 до 15 тыс. у.е. облагаются — по ставке 10%, доходы от 15 до 20 тыс. у.е. по ставке 15%, а доходы от 20 тыс. у.е. — 20%. Есть три налогоплательщика с доходами 12, 16 и 25 тыс. у.е. соответственно. Тогда суммарный налог, который они уплачивают, равен

12 тыс. у.е. х 0,1 + 16 тыс. у.е. х 0,15 + 25 тыс. у.е х 0,2 = 1,2 тыс. у.е. + 2,4 тыс. у.е. + 5 тыс. у.е. = 8,6 тыс. у.е.

Если уровень цен вырос в 2 раза, и все население получило 100-процентную индексацию, номинальные доходы налогоплатель­щиков станут соответственно 24, 32 и 50 тыс. у.е., а суммарный на­лог, который они заплатят, станет равен:

(24 + 32 + 50) х 0,2 = 21,2.

Пример показывает, что уровень цен вырос в 2 раза, а уплачивае­мый суммарный налог повысился приблизительно в 2,5 раза.

В нашем примере налогоплательщики получили 100-про- центную компенсацию. Однако вполне может сложиться ситуа­ция, когда при частичной компенсации (т.е. при падении реаль­ных доходов!) налогоплательщик формально переходит в группу, подпадающую под более высокую налоговую ставку, так как его номинальный доход вырос до уровня следующей налоговой группы.

♦ В условиях инфляции действует известный эффект Танзи—Оливеры.

Эффект Танзи—Оливеры заключается в обесценивании налоговых посту­плений в бюджет в условиях высокой инфляции, если между декларирова­нием и уплатой налогов проходит определенное время, в течение которого реальные поступления обесцениваются.

Чтобы преодолеть действие эффекта Танзи—Оливеры или хотя бы сгладить его, государство применяет индексацию нало­говой шкалы, авансовые платежи или учащает налоговые плате­жи в бюджет.

♦ В условиях инфляции растет неопределенность при при­нятии инвестиционных решений. Поскольку рост из­держек вследствие высокой инфляции предсказать труд­но, экономические агенты начинают активно предпочи­тать спекуляцию реальному инвестированию, что отри­цательно отражается на всей национальной экономике.

♦ Инфляция усиливает социальную дифференциацию: при росте цен на товары первой необходимости, составляю­щие основную долю в потреблении бедных слоев населе­ния, резко сокращаются возможности потребления и бы­стрее обесцениваются их реальные доходы.

♦ Инфляция увеличивает трансакционные издержки, свя­занные с постоянной необходимостью пересмотра цен: приходится печатать новые каталоги, ценники и т.п., что связано как с дополнительными бухгалтерскими из­держками, так и с дополнительными затратами сил и времени. Чтобы снизить подобные издержки, переходят на жетоны, карточки, цены устанавливают в условных единицах.

♦ Падает значение цены как информационного сигнала: цены под воздействием инфляционных процессов и ин­фляционных ожиданий населения перестают отражать реальные потребности в том или ином благе: люди запаса­ются впрок, хотя на самом деле их реальные текущие по­требности гораздо ниже.

♦ Высокая инфляция ведет к обострению социально-поли­тической обстановки, поскольку обесценение доходов населения вызывает совершенно очевидное недовольство и противодействие, в том числе в форме социальных вы­ступлений.

Поскольку инфляция на протяжении всего XX в. является одной из основных макроэкономических проблем в развитых странах, актуальной становится проблема осуществления госу­дарством антиинфляционной политики.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это доход, который получает государство, когда выпускает новые деньги (купюры, монеты).

История возникновения


На протяжении всей истории существования общества, у правительства было уникальное право – регулирование денежного оборота государства. Только органы власти страны решают, каким должен быть объем произведенных денежных знаков.

И по сегодняшний день это право осталось основным рычагом управления внутренней экономикой и международной экономической политикой.

Ещё в феодальном обществе существовала данная система. Когда монетный двор получал заказ на чеканку монет для какого-нибудь княжества, ему передавался материал (золото, серебро, бронза) для монет и устанавливался определенный объем монет (денежных знаков). Большая часть полученного материала, уходила на выплавку денег, однако неизбежные остатки – становились оплатой выполненной работы.

В последующем, при уменьшении веса монет, феодал стал забирать излишки используемого материала, так как их объем стал значительно больше оплаты услуг.

Для того чтобы передать сущность сеньоража в современной истории, стоит рассмотреть пример на самой распространенной ситуации возникновения описываемого дохода: для производства одной купюры достоинством 5000 рублей необходимо потрать около 2,60 рублей. Следовательно, сеньораж при производстве такой купюры составит – 4997,40 рублей.

Но бывают ситуации, в которых сеньораж будет отрицательным. Это чаще всего происходит, при производстве монет низкого наминала, как это случилось при производстве монет номиналом в 1 и 5 копеек.

Разница между сеньоражем и инфляционным налогом

Изучая сущность сеньоража, сталкиваешься с очень близким по значению понятием инфляционного налога. И как бы небыли близки эти термины, все же между ними есть разница, которую необходимо учитывать в анализе данных.

Особо ощутим этот ущерб для тех, у кого небольшой достаток, так как обесценивается и так то, чего не так уж и много. В народе этот экономический показатель получил другое название – «налог на бедность».

Для того чтобы покрыть разницу между имеющимися доходами и уровнем их обесценивания может приняться решение о выпуске новых денег и возместить, тем самым, понесенный экономический ущерб.

В итоге, государство имеет возможность управлять ростом сумм сеньоража за счет увеличения количества денежных знаков. Выпуск «лишних» денежных знаков приводит к дестабилизации экономики государства, а сеньораж, получаемый в процессе этого перепроизводства денег, принято называть инфляционным налогом. Это дает право называть такой налог составной частью от общей суммы сеньоража.

Сразу же стоит отметить, что правительство крайне редко прибегает к этому виду получения дохода, так как необоснованное увеличение количества денег приводит к увеличению уровня инфляции (обесценивания), вследствие чего, происходит необоснованное удорожание товаров на рынке. И как результат – экономический кризис.

Формула сеньоража

Формирование сумм сеньоража будет зависеть от вида выпускаемых денежных знаков (монеты или купюры). В соответствии с этим, можно выделить следующие формулы, определяемые величину сеньоража:

  • При выпуске металлических денег: валовой сеньораж = номинальная стоимость изготовляемых монет — стоимость металла (из которых изготавливаются монеты), чистый сеньораж = валовой сеньораж – брассаж (доход монетного двора, определенный законом).
  • При производстве купюр: величина сеньоража = номинальная стоимость выпущенных денег * процентная ставка по привлечению ссудного капитала — затраты производства денег и поддержания денежного обращения
  • В случае, когда выпуском денег занимается только государственные учреждения, деятельность которых финансируется из казны страны, то есть, валовый сеньораж будет чистым: сеньораж = номинальная стоимость выпущенных денег — затраты на их изготовление и поддержание денежного обращения

Наличие положительного сеньоража не всегда означает получение фактического дохода в казну государства. В чем же может быть загвоздка?

Изъятие сеньоража из оборота

Существует несколько способов перевода сумм сеньоража от Центрального Банка в казну государства:

  • Перечисления установленной части полученного дохода в федеральный бюджет. Практически не используется, так как в банках практически не существует денежных знаков, которые не находятся в обороте основной деятельности банка.
  • Предоставление беспроцентных кредитов на сумму, причитающуюся правительству, сеньоража. Наиболее распространенный способ, однако, у которого есть очевидные минусы. Во-первых: рост государственного долга, так как правительство в данном случае – заемщик, хоть и возвращает, по факту, собственный доход. Во-вторых: ограниченные возможности банка, так как во многих случаях ЦБ РФ просто не может выступать, как представитель правительства.

Однако как уже стало понятно – полная передача сеньоража практически невозможна. Поэтому в официальных отчетах ЦБ практически не встречаются данные по суммам сеньоража, выплаченного в казну государства.

Теперь необходимо провести различие между двумя тесно связанными понятиями: инфляционным налогом и сеньоражем. Первый термин относится к потерям капитала, понесенным владельцами денежных средств в результате инфляции.

(11.6) Сеньораж (SE) — это доход, полученный правительством в результате его монопольного права печатать деньги. Печатание денег фактически ничего не стоит, а банкноты и монеты могут быть обменены на товары и услуги.

Таким образом, сеньораж может быть измерен покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за данный период:

(11.7) При определенных условиях, в частности когда домашние хозяйства поддерживают постоянную стоимость реальных денежных остатков, ин-фляционный налог и сеньораж равны. Предположим, что М/Р = M_JP_V Так как M_JM в этом случае равно P_JP, мы можем записать (М - — М_<)/М как (Р — Р-<)/Р. Таким образом, SE = IT, когда М/Р не изменяется во времени.

Хотя SE и IT случайно могут быть равны, тем не менее они не идентичны.

В какой степени правительства используют сеньораж как источник дохода? Все страны, приведенные в табл. 11-3, в 1979—1985 гг. использовали сеньораж, хотя и в весьма различных масштабах. Заметим, что сеньо-раж в Германии составлял только 3,8% доходов государства, в Канаде и США — около 6%. Напротив, в Перу сеньораж использовался для сбора примерно 1/3 государственных доходов из других источников. Но наибольшая доля сеньоража в совокупном доходе в 1979—1985 гг. была зарегистрирована в Боливии, где он поставлял для государственного сектора существенно больше ресурсов, чем все прочие источники доходов. Поэтому неудивительно, что Боливия в конце указанного периода пережила одну из наиболее тяжелых гиперинфляции в мировой истории.

Теперь обратимся к отдельным специальным вопросам, связанным с инфляционным налогом и сеньоражем.

Инфляционный налог и бюджетное ограничение домашнего хозяйства

Инфляция имеет значительные последствия для бюджетного ограничения домашних хозяйств . Для того чтобы увидеть, как это происходит, начнем со стандартного бюджетного ограничения, которое показывает, что располагаемый доход за вычетом потребления должен равняться накоплению денег или облигаций :

Преобразовав уравнение (11.8), получим выражение

Сеньораж в отдельных странах, 1975—1985 гг.* Страны Доля сеньоража от всех прочих поступлений, % Доля сеньоража от ВВП, % США 6,02 1,17 Канада 6,61 1,26 Великобритания 5,31 1,91 Италия 28,00 6,60 Франция 7,19 2,73 Германия 3,85 1,08 Боливия** 139,50 5,00 Бразилия 18,36 4,13 Чили 7,48 2,39 Индия 14,30 1,81 Корея 10,70 1,84 Мексика 18,70 2,71 Филиппины 7,79 0,99 Таиланд 7,06 0,94 Турция*** 24,40 5,09 Венесуэла 10,76 3,05 Перу 29,71 4,92 Израиль 24,55 2,99 * Средняя величина по ежегодным данным за указанный период.

Источник: International Monetary Fund, International Financial Statistics, разные выпуски за 1975—1985 гг.

С помощью небольших преобразований мы можем получить уравнение (11.9): (М-М_і)

Q+r[-pZ) Обратите внимание, что первое слагаемое в правой части уравнения (11.9) представляет собой располагаемый доход домашнего хозяйства при использовании реальной ставки процента вместо номинальной. Второе слагаемое — это изменение реальной стоимости облигаций в текущем периоде по сравнению с предыдущим. Третье слагаемое — изменение номинальной денежной массы, оцененной в текущих ценах (М — М_<)/Р, что соответствует определению сеньоража.

Ы-та В результате мы можем сделать простой, но очень важный вывод. Если население при инфляции хочет поддерживать реальные денежные запасы на одном и том же уровне, всем придется жертвовать своим потреблением на величину IT. В каждом периоде инфляция снижает реальную стоимость денежных остатков. Таким образом, домашние хозяйства должны в каждом периоде сберегать только для того, чтобы пополнить реальные денежные остатки до желаемого уровня. Точный размер сбережений, необходимых для поддержания реальных денежных остатков на одном и том же уровне, равен инфляционному налогу.

Запишем это по-другому, в виде традиционного выражения для располагаемого дохода домашнего хозяйства: Q + r(B_l/P_l) — Т. Но оно пе-реоценивает истинную величину располагаемого дохода, потому что домашние хозяйства должны выделять часть дохода на накопление номинальных денежных остатков, необходимых как раз для поддержания реальных денежных остатков на неизменном уровне. Скорректированное, учитывающее инфляцию выражение для располагаемого дохода примет вид: Q+ г(В_./Р_.) -Т- IT.

Кривая Лаффера для инфляционного налога

Там же было дано следующее объяснение. Налоговые поступления равны ставке налога, умноженной на базу налогообложения, где последняя обозначает именно те средства, которые облагаются налогом. Поступления от подоходного налога, к примеру, равны ставке подоходного налога, умноженной на размер дохода домашних хозяйств. Однако по мере роста ставки налога домашние хозяйства могут уменьшить свои трудовые затраты. Даже если ставка налога растет, база налогообложения сокращается и общие поступления могут уменьшиться.

Та же аргументация применима и к инфляционному налогу. Существует некоторый темп инфляции, который максимизирует инфляционный налог правительства, но если он превышает определенный уровень, правительство начинает терять, а не приобретать доход. Другими словами, для инфляционного налога, как показано на рис. 11-5, существует кривая Лаффера. Кривая О ML представляет величину поступлений от инфляционного налога для различных темпов инфляции, если предполагается, что экономика находится в состоянии равновесия и темпы инфляции не меняются от периода к периоду.

Когда темп инфляции равен нулю, доход также равен нулю. По мере роста инфляции база налогообложения (в данном случае это спрос на реальные денежные остатки) уменьшается. Максимальный инфляционный налог показан как ITmax при темпе инфляции /тах- Дальнейший рост инфляции влечет снижение поступлений, так как более высокая инфляция не компенсирует падения уровня реальных денежных остат-ков, которые и облагаются налогом. Это происходит на участке ML кривой Лаффера.

Отсюда следует важный вывод.

Кривая Лаффера для инфляции

инфляции вместо сохранения ее стабильного темпа 11. Если правительство пытается длительное время финансировать более высокий, чем 1Ттах, дефицит, вероятным результатом явится гиперинфляция. (Мы вернемся к анализу этого положения в гл. 23.)

Может ли правительство получить сеньораж при фиксированных обменных курсах?

Как мы видели, при фиксированных обменных курсах фискальный дефицит в конечном счете финансируется за счет резервов. Означает ли это, что такой режим делает сеньораж для правительства невозможным? В двух важных случаях государственный сектор в действительности может получать сеньораж, одновременно поддерживая валютный паритет и уровень своих валютных резервов.

Первый случай — это когда остальной мир также переживает инфляцию. По мере роста внешних цен (Р*) паритет покупательной способности диктует рост внутренних цен. Когда это происходит, реальная стоимость денежных остатков снижается и формируется избыточный спрос на деньги, что позволяет центральному банку увеличивать их предложение в достаточной степени, чтобы компенсировать рост цен, оставляя реальные де-нежные остатки неизменными. Обратите внимание, что в этом случае правительство получает сеньораж по мере роста цен и не теряет никаких резервов.

Вторая возможность получения сеньоража возникает в случае, когда в экономике увеличивается спрос на реальные денежные остатки, иногда вследствие роста ВВП. Если увеличения центральным банком предложения денег достаточно для того, чтобы удовлетворить возросший спрос на деньги, избыточного предложения денег и инфляции не будет (как обычно, если предполагается, что уровень цен Р* постоянен). При таких обстоятельствах правительство получает сеньораж, но инфляционного налога и потери резервов нет.

Кто получает сеньораж?

До сих пор мы предполагали, что сеньораж получает национальное правительство страны.

Если страна использует валюту другой страны, сеньораж получает правительство страны-эмитента. Например, и Либерия, и Панама используют в качестве официальной валюты доллар США. Отсутствие национальной валюты означает, что правительства Панамы и Либерии уступают возможность получения сеньоража правительству США. Если граждане Либерии и Панамы хотят увеличить свои денежные остатки, стране в целом нужно достичь положительного сальдо платежного баланса, либо занимая доллары, либо достигая положительного торгового сальдо для аккумулирования долларов. Даже если выбор сделан в пользу заимствования, необходимо обслуживать долг, так что в любом случае стране придется поставлять реальные товары или услуги в обмен на приток иностранной ваиВ период ускоряющейся инфляции может оказаться, что население неизменно недооценивает реальные темпы инфляции и, значит, держит более высокий уровень денежных остатков, чем это было бы, если бы оно точно знало, какой будет инфляция. Правительство может использовать ошибочные ожидания для получения сеньоража, превосходящего /7"тах, по меньшей мере в течение некоторого времени.

люты. США в этой ситуации благодаря привилегии эмиссии бумажных банкнот, которые будут использоваться этими двумя странами, приобретают реальные ресурсы.

Аналогичное положение складывается, когда в экономике имеет место валютное замещение. Как вы могли видеть в гл. 8, валютное замещение происходит, когда центральный банк страны обладает монополией выпуска национальной валюты, но из-за нестабильности денежной системы резиденты этой страны для внутренних операций используют также и иностранную валюту. Таким образом, в обращении используются две валюты, и сеньораж получают частично национальное правительство и частично — иностранное.

История дает примеры, когда частный сектор обладал правом печатать бумажные деньги и тем самым правом полностью или частично полу-чать сеньораж. До создания современных центральных банков деньги нередко эмитировались частными банками. Отдельные авторы отстаивали крайние взгляды на свободный рынок, согласно которым необходимо вновь вернуться к системе частной эмиссии денег|2.

Инфляционный налог и сеньораж
Инфляционный налог и сеньораж
Инфляционный налог и сеньораж
Инфляционный налог и сеньораж
Инфляционный налог и сеньораж
Инфляционный налог и сеньораж
Инфляционный налог и сеньораж

Инфляционный налог и сеньораж

  • Инфляционный налог и пенсия Теперь нам нужно различать два тесно связанных понятия: налог на инфляцию и сеньораж. Первый термин относится к потере капитала, понесенной владельцем денежных средств в результате инфляции.
  • Как мы видели ранее, налог на инфляцию (ИТ) может быть выражен как: (11.6) Seigniorage (SE) — это доход, полученный правительством в результате монополии на право печатать деньги. Печать денег практически бесполезна, а банкноты и монеты можно обменять на товары и услуги.

Эта ситуация создает схему Ползи, где попытка правительства погасить старый долг путем выпуска нового долга приводит к бесконечному росту отношения долга к ВНП. В ходе этой дискуссии мы предполагаем, что реальные процентные ставки выше, чем темпы экономического роста.

«Статья, опубликованная в ежеквартальном обзоре Федерального резервного банка Миннеаполиса (осень 1981 г.), положила начало интересной дискуссии по этому вопросу (весна 1984 г.). «Стал еще одним участником дискуссии. (Политэкономический журнал, февраль 1984 г.). Таким образом, валюта может быть измерена покупательной способностью денег, выпущенных в определенный период. (11,7)

При определенных условиях, особенно если домохозяйство поддерживает определенную стоимость по отношению к реальному балансу, инфляционный налог и сеньораж равны. Предположим, M / P = L / , / L. В этом случае Л / , / А /, т. (Л / — -M_y) / Mas (P-P _ <) / P. Следовательно, если M / P не изменяется со временем, SE = IT. SE и IT могут случайно совпадать, но они не совпадают. Одна простая фигура прояснит разницу между ними.

Предположим, что инфляция равна нулю и обменный курс является фиксированным. Налог на инфляцию явно равен нулю. Здесь мы предполагаем, что глобальное снижение процентных ставок ведет к снижению внутренних процентных ставок. Скорость обращения денег снижается, а спрос на фактический остаток наличности (M / R) увеличивается.

Фактически, в этом случае домашнее хозяйство увеличивает остаток денежных средств, продавая иностранные активы центрального банка в обмен на национальную валюту. Центральный банк получает резервы в иностранной валюте за долю расходов на печать — увеличение номинальной суммы, которую хочет иметь население, и правительство может использовать эти резервы в иностранной валюте для покрытия возросшего дефицита бюджета.

Фактически, этот возросший спрос на деньги обеспечивает определенное количество «бесплатных» ресурсов для правительства. Это увеличение покупательной способности — вот что говорят старейшины. Это отражено в уравнении (11.7). В какой степени правительство использует Senyo Large в качестве источника дохода? Все страны указаны в таблице. 11-3, 1979-1985.

Обратите внимание, что в Канаде и Соединенных Штатах доходы в Германии составляют всего 3,8% — приблизительно 6% государственных доходов, хотя они сильно различаются по размеру. В отличие от этого, в Перу Сеномайл использовался для сбора примерно одной трети государственных доходов из других источников. Тем не менее, он составляет самый большой процент от общего дохода с 1979 по 1985 год.

Зарегистрированы в Боливии и предоставили гораздо больше ресурсов государственному сектору, чем все другие источники дохода. Поэтому неудивительно, что в конце этого периода Боливия пережила одно из самых серьезных перерасходов в мировой истории. Здесь мы рассмотрим некоторые специальные вопросы, связанные с инфляционным налогом и сеньоражем.

Инфляционный налог и бюджетные ограничения домохозяйств Инфляция имеет большое значение для бытовых ограничений *. Чтобы увидеть, как это происходит, мы начнем со стандартных бюджетных ограничений. Примечание, научное издание • Разговор обо всех домохозяйствах в стране. — Используя небольшое преобразование 10, мы можем получить выражение (11.9). (B \ (VL (Л / л / с) н т (11,9)

Святой Обратите внимание, что первый член в правой части уравнения (11.9) — это располагаемый доход домохозяйства с использованием реальных процентных ставок, а не номинальных процентных ставок. Второе слагаемое — это изменение реальной стоимости облигации в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом.

1ВЛ [т) (B_ [стр. (Ii IT Q + r (11,9) В результате можно сделать простые, но очень важные выводы. Если население хочет сохранить фактические денежные резервы на одном уровне во время инфляции, каждый должен пожертвовать потреблением на количество ИТ. В каждом периоде инфляция снижает реальную стоимость остатка денежных средств.

Поэтому домашние хозяйства должны сохранять каждый период только для пополнения своего фактического остатка денежных средств до желаемого уровня. Точная экономия, необходимая для поддержания фактического остатка денежных средств на том же уровне, эквивалентна налогу на инфляцию. Q + r (B_l / P_l) -T.

Однако, поскольку домохозяйства должны распределять часть своего дохода для накопления требуемого номинального остатка денежных средств, он переоценивает истинную стоимость располагаемого дохода Просто для того, чтобы поддерживать баланс на определенном уровне. Скорректированная формула корректировки инфляции для располагаемого дохода принимает форму Q + r (B_l / P_l) -T-IT.

Кривая розыгрыша для налога на инфляцию Расследуйте налоги на вашей кривой 7 лотерей. Он имеет перевернутую U-образную форму (см. Рисунок 7-5). Идея Прежде чем продолжить, нам нужно разбить номинальную процентную ставку на реальную ставку и компонент инфляции. Тогда преобразование выглядит так: R к ‘R R.x Это прямо означает уравнение (11.9).

При низких налоговых ставках повышение налоговых ставок увеличивает финансовые доходы, но только до определенного момента. Существуют определенные налоговые ставки, которые достигают максимального дохода. С этого момента дальнейшее повышение налогов приведет к снижению доходов. Было следующее объяснение.

  • Налоговые поступления равны налоговой ставке, умноженной на налоговую базу, последняя показывает точно облагаемые налогом средства. Например, доход от налога на прибыль равен ставке налога на прибыль, умноженной на размер дохода домохозяйства. Однако по мере увеличения налоговых ставок домашние хозяйства могут снизить затраты на оплату труда.

Даже если ставка налога увеличивается, налоговая база может быть уменьшена, а общий доход может уменьшиться. Тот же аргумент применим к инфляционным налогам. Существует определенный уровень инфляции, который максимизирует государственный налог на инфляцию, но если он превысит определенный уровень, правительство скорее потеряет, чем заработает.

Кривая 0ML представляет значение налоговых поступлений от инфляции для различных уровней инфляции, предполагая, что экономика находится в равновесии, и инфляция не меняется от периода к периоду. Когда инфляция равна нулю, доход равен нулю.

По мере роста инфляции налоговая база (в данном случае фактический спрос на остатки денежных средств) уменьшается. Максимальный налог на инфляцию отображается как 1Tfx при уровне инфляции Pty. Доход уменьшается по мере дальнейшего роста инфляции. Это связано с тем, что даже если инфляция высока, она не компенсирует снижение уровня налогооблагаемого реального денежного баланса.

Это происходит в разделе ML кривой Лаффера. Это дает нам важный вывод. При стабильной инфляции существует максимальный дефицит / Tmax, который можно покрыть печатанием денег. Правительство может временно покрыть дефицит свыше 7 * максимум, но за счет ускорения Рис. 11-5 Кривая лотереи для инфляции «Инфляция вместо поддержания стабильного уровня».

Гиперинфляция может возникнуть, если правительство будет пытаться покрыть дефицит более / Гм в течение длительного времени (для анализа этой ситуации вернитесь к главе 23). Может ли правительство получить валюту по фиксированному курсу? Как мы видели, при фиксированном обменном курсе дефицит бюджета в конечном итоге финансируется за счет резервов.

Значит ли это, что такой режим делает невозможным правительство? В двух важных случаях государственный сектор может реально заработать сеньораж при сохранении уровня валютного паритета и резервов. Первый случай, когда другие страны мира также испытывают инфляцию. Когда внешние цены (RT) растут, внутренние цены растут из-за паритета покупательной способности.

Когда это происходит, реальная стоимость остатка денежных средств снижается, создавая чрезмерный спрос на деньги. Это позволяет центральному банку увеличивать свое предложение в достаточной степени, чтобы компенсировать рост цен, и не меняет реальный остаток денежных средств. В этом случае правительство не потеряет резервы, даже если цены вырастут. Второй шанс выиграть Senorage возникает, когда спрос на реальный денежный баланс в экономике увеличивается из-за роста ВВП.

Если увеличение предложения денег центральным банком является достаточным для удовлетворения возросшего спроса на деньги, избыток предложения денег и инфляция отсутствуют (обычно, когда уровень цен P * предполагается постоянным). В этих обстоятельствах правительство получает территориальные права, но нет потери налогов или резервов на инфляцию.

Кто получает посадку? До сих пор мы предполагали, что центральное правительство страны получило территорию. Но это не всегда так. По крайней мере, в трех ситуациях другие субъекты получат эти доходы. Если одна страна использует валюту другой страны, правительство-эмитент получает эту территорию. Например, Либерия и Панама используют доллары США в качестве официальной валюты. Отсутствие национальной валюты означает, что правительства Панамы и Либерии уступили правительству США.

Если граждане Либерии и Панамы хотят увеличить свой денежный баланс, стране в целом необходимо достичь положительного платежного баланса путем заимствования долларов или достижения положительного торгового баланса для накопления долларов. Даже если вы решите взять кредит, вам все равно придется погасить долг, поэтому в любом случае страна должна предоставлять реальные товары и услуги в обмен на приток иностранного капитала.

11 Во время ускоренного периода инфляции можно обнаружить, что население постоянно недооценивает реальную инфляцию. Поэтому держите более высокий уровень остатка денежных средств. Если вы точно знаете, что будет с инфляцией. Правительство может использовать ложное ожидание и получить лучший Senorage / 7/7. По крайней мере, на некоторое время. Лут.

Америка в этой ситуации получила реальные ресурсы благодаря привилегии выпуска бумажных банкнот, используемых в этих двух странах. Аналогичная ситуация возникает, когда в экономике происходит обмен валюты. Как вы можете видеть в гл. 8. Замена иностранной валюты происходит, когда центральный банк страны монополизирует эмиссию своей собственной валюты. вы.

Таким образом, две валюты используются в обращении, часть государственной власти получает национальное правительство, а часть получает иностранную валюту. История показывает пример, когда частный сектор имеет право печатать банкноты и, таким образом, имеет право получать, полностью или частично, вывески.

До создания современных центральных банков деньги часто выпускались частными банками. Некоторые авторы настаивают на крайних взглядах на свободный рынок, согласно которым они должны снова вернуться в систему выдачи частных денег |

  • Примеры решения задач по микроэкономике
Инфляция и резкие изменения предложенияИздержки инфляции
Динамика цен и проблемы стабилизацииОптимальный темп инфляции

Если вам потребуется заказать решение по микроэкономике вы всегда можете написать мне в whatsapp.


Помощь студентам в учёбе

Помощь студентам в учёбе

Помощь студентам в учёбе

Помощь студентам в учёбе

Изучу , оценю , оплатите , через 2-3 дня всё будет на «4» или «5» !

Откройте сайт на смартфоне, нажмите на кнопку «написать в чат» и чат в whatsapp запустится автоматически.

Помощь студентам в учёбе


Помощь студентам в учёбе
f9219603113@gmail.com



Помощь студентам в учёбе

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.9219603113.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: