Внутренний контроль в управлении налоговыми рисками

Опубликовано: 09.05.2024

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

  • ст. 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
  • п. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
  • п. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
  • система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;
  • п. 16 плана Минфина РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
  • распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
  • ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества организации 1 .

Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:

  • контрольная среда;
  • процесс оценки рисков;
  • информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольные действия;
  • мониторинг средств контроля 2 .

Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).

Таблица 1. Состав контрольной среды организации

п/п Основные элементы
1 Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей
2 Профессионализм (компетентность сотрудников)
3 Участие собственника или его представителей
4 Компетентность и стиль работы руководства
5 Организационная структура
6 Наделение ответственностью и полномочиями
7 Кадровая политика и практика

Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.

Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков

Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.

Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:

  • техническими средствами;
  • программным обеспечением;
  • персоналом;
  • соответствующими процедурами;
  • базами данных.

Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.

Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля

п/п Функции информационных систем
1 Идентификация и регистрация всех правомерных операций.
2 Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
3 Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении.
4 Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду.
5 Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях

Проверка выполнения

Такие контрольные действия включают:

Обработка информации

Разнообразные контрольные процедуры в отношении обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций и делятся в области информационных систем на две большие группы средств контроля:

Общие средства контроля над информационной системой обычно включают средства контроля в отношении:

  • операций информационного центра и компьютерной сети;
  • приобретения программного обеспечения для операционной системы, его изменения и обслуживания;
  • защиты от несанкционированного доступа;
  • приобретения, развития и обслуживания прикладных программ информационных систем.

Такие средства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам и вычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерами таких общих средств контроля являются:

Прикладные средства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Эти средства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственные операции были санкционированы в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны.

Примерами прикладных средств контроля являются:

Проверка наличия и состояния объектов

Указанные контрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:

Таблица 5. Перечень мероприятий, связанных с мониторингом средств контроля

п/п Мероприятия, связанные с мониторингом средств контроля
1 Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками;
2 оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями;
3 осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики;
4 регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности;
5 мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне;
6 руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля;
7 внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению.

Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.

Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  9. Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
  10. Система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года). Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору.
  11. План Минфина РФ на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440).
  12. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
  13. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).

2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Приказ Федеральной налоговой службы №ММВ-7-15/509@ от 16.06.2017

С 16.10.2017 утверждены требования к организации системы внутреннего контроля для юридических лиц, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.

Налоговый контроль в форме мониторинга

Налоговый мониторинг* - это особая форма налогового контроля, которая заключается в электронном информационном взаимодействии и применяется наряду с камеральными и выездными проверками.

* Для перехода к процедуре налогового мониторинга организация должна соответствовать одновременно следующим трем критериям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет РФ за предшествующий календарный год (без учета налогов к уплате в связи с ввозом-вывозом товаров), составляет не менее 300 млн рублей;

суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год составляет не менее 3 млрд рублей;

совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года составляет не менее 3 млрд рублей.

Главное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля в том, что в период его проведения организация (п. 6 ст. 105.26 НК РФ):

самостоятельно обеспечивает налоговой инспекции доступ к своим документам (информации), на основании которых она исчисляет и платит налоги;

раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, инспекция может видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в режиме реального времени.

Система внутреннего контроля

Чтобы провести налоговый мониторинг, организация, соответствующая установленным требованиям по суммам налогов, доходов и активов, должна подать в налоговую инспекцию заявление, а также (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

информацию о своих участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 процентов;

учетную политику для целей налогообложения, действующую в календарном году, в котором подано заявление о проведении налогового мониторинга;

регламент информационного взаимодействия;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.

Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных для (п. 7 ст. 105.26 НК РФ):

упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);

выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;

полноты и своевременности их уплаты (перечисления);

своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Комментируемым приказом установлены требования, которым с 16.10.2017 должна соответствовать СВК.

Требования ФНС России

отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации;

функционировать на постоянной основе;

функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса.

обеспечивать выполнение контрольных процедур, направленных на предупреждение или минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации.

Для организации и функционирования СВК ФНС России предписывает создать систему управления рисками. Эта система позволит выявлять и оценивать наличие или вероятность возникновения обстоятельств, которые могут привести к:

искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;

неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов;

несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговую инспекцию.

Чтобы предупредить и минимизировать указанные риски, организации следует разработать и описать контрольные процедуры, в том числе:

санкционирование (авторизацию) операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;

разграничение полномочий, в том числе посредством исключения совмещения одним лицом функции инициирования, исполнения и контроля совершения хозяйственной операции;

контроль доступа, целостности данных и внесения изменений в информационные системы;

разграничение доступа должностных лиц к блокам учета в информационной системе в целях исключения несанкционированного доступа и возникновения риска искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

Правильно организованная система внутреннего контроля позволит организации обеспечивать заинтересованных лиц полной информацией о:

уровне организации СВК, который необходимо оценить с помощью критериев, утвержденных комментируемым приказом.

Итоговым отчетным документом организации станет «Информация об организации системы внутреннего контроля организации», включающая:

главу I "Общие положения";

главу II "Контрольная среда организации";

главу III "Система управления рисками организации";

главу IV "Контрольные процедуры организации";

главу V "Информационные системы организации";

главу VI "Мониторинг и оценка организацией системы внутреннего контроля организации";

Внесение изменений в информацию об организации СВК разрешено:

при изменении требований законодательства о налогах и сборах, о бухгалтерском учете - в течение одного месяца с даты вступления в их силу;

при обнаружении ошибок, неточностей, искажений, противоречивости информации - в течение одного месяца с даты обнаружения.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Сегодня поговорим о Проекте Приказа ФНС России «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля».

Что такое налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг – это когда налоговики получают полный доступ к внутренностям вашей компании, контролируют каждую вашу операцию. Как нам сказал лучший в мире налоговик, руководитель ФНС России господин Егоров, «мы, контролируя каждую транзакцию, сможем взимать налоги в транзакционном режиме буквально с каждой операции». Я своими словами говорю, но идея, которую он передал, была именно такой.

Пока что этот налоговый мониторинг будет относиться к компаниям с оборотом свыше 1 млрд рублей в год. Более того, вступать в этот налоговый мониторинг бизнесмен будет добровольно. Нет такой обязанности. Это репетиция.

Если вы внимательно посмотрите выступления господина Егорова за последние 4 месяца и ту концепцию, которая сейчас реализовывается налоговиками, то увидите, что все усилия налоговиков направлены на контроль каждой транзакции, независимо от размеров бизнеса. И элементы, о которых я сейчас более подробно расскажу, коснутся в ближайшие год-два чуть ли не каждого из вас, к сожалению. Поэтому давайте пока посмотрим, как налоговики будут тренироваться на налоговом контроле в форме налогового мониторинга.

Организация системы внутреннего контроля

Этим приказом будут одобрены требования к организации системы внутреннего контроля. И теперь бизнесмен, организовав эту систему внутреннего контроля, будет сам за собой следить.

«2.1. Система внутреннего контроля должна обеспечивать:

  • упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
  • достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
  • соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
  • мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности».

И эта система внутреннего контроля должна функционировать в организациях на всех уровнях контроля, на всех уровнях осуществления бизнес-процессов, в том числе система должна будет функционировать до фактического начала бизнес-процесса. То есть система уже должна контролировать, с кем ты связываешься, как ты связываешься, какие переговоры ведешь, до начала бизнес-процесса. Во время и после осуществления этого бизнес-процесса та система, которую вы создадите, все эти этапы должна отслеживать.

Контрольная среда

«3.2. В организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты.

3.3. В организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников».

Этот приказ должен будет контролировать в онлайн-режиме правильность и полноту уплаты налогов. Я не пойму, зачем налоговики лезут в профессиональные, этические и поведенческие стандарты. Зачем они лезут в наём, в мотивацию, в оценки, продвижение и увольнение сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям? Ну да ладно.

Выявление рисков

«5.3. Выявление рисков должно осуществляться исходя из допущения о том, что налоговый орган обладает в полном объеме всей информацией, которая имеется в распоряжении организации на момент выявления рисков».

Ну, естественно, налоговый орган обладает всей информацией. Потому что «щупальца» уже находятся внутри вашей компании и могут отслеживать каждую транзакцию. Спрашивается, зачем им тогда все это нужно.

Налоговикам это нужно, чтобы не только они вас контролировали, но и вы сами себя контролировали.

Я вообще предложил бы поступить следующим образом: чтобы бизнесмен сам себя контролировал, сам себе выписывал административное, налоговое или уголовное наказание. А потом сам бы приезжал в тюрьму и говорил: «Согласно вашим приказам, я сам себя контролирую, и я сам себе выписал уголовное наказание, посадите меня в камеру». Вспоминаем Булгакова: «Посадите меня в бронированную камеру и поставьте рядом вооруженную охрану».

«5.6. Выявление рисков должно осуществляться в отношении всех операций, в том числе операций, требующих применения профессионального суждения при отсутствии точных способов и методов расчета оценочных значений, методов признания доходов, расходов или требующих допущений о влиянии будущих неопределенных событий». Боже мой! Короче, вы сами себя должны контролировать.

«5.8. Выявление рисков должно обеспечивать возможность проверки наличия фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов».

Мало того что «щупальца» налоговиков находятся внутри компании, сам бизнесмен должен создать такие правила внутреннего контроля, при которых ответственное лицо, находящееся внутри компании, следило бы за всеми бизнес-процессами. А так же выявляло риски и обеспечивало возможность проверки, наличие фактов, свидетельствующих о том, что его директор уклоняется от уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Ребята, это надо читать полностью!

Оценка рисков

«6.4. Оценка существенности искажения показателей бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности должна проводиться организацией на основе одного из следующих критериев:

  • доля от суммы налога (сбора, страховых взносов), исчисленного организацией к уплате (перечислению);
  • доля от величины налоговой базы по налогу (базы для исчисления сбора, страховых взносов);
  • доля от величины показателя налоговой декларации (расчета), существенно влияющей на расчет налоговой базы (например, величина доходов от реализации), базы для исчисления сбора, страховых взносов».

То есть налоговики установят, сколько ты должен платить страховых взносов и НДФЛ от ФЗП, как считать налог на прибыль, в зависимости от грязной прибыли, от оборота, а НДС – в зависимости от размера вычетов. Все это есть в этом приказе. И ваш человек, который будет за этим следить, должен будет написать, например, исходя из текста: «Мы завысили долю налоговых вычетов. Дорогие налоговики, немедленно придите к нам на проверку, потому что мы завысили долю налоговых вычетов».

«6.5. Оценка риска должна проводиться организацией при помощи методов математической статистики и (или) на основе профессионального суждения. Выбор метода должен производиться организацией самостоятельно».

Я бы предложил использовать здесь еще высшую математику. Почему только математическая статистика? Я знаю, что такое математическая статистика, с точки зрения уплаты налогов. Но давайте скажем честно: даже внутри отрасли это не работает. Потому что у начинающего бизнесмена и крупной холдинговой структуры федерального масштаба разные условия. Дальше региональные вещи смотрим. Ну, не работает оно так. Невозможно весь бизнес построить под одну гребенку.

Раскрытие информации о рисках

«7.7. Раскрытие информации о рисках должно осуществляться по следующим направлениям выявления рисков».

Какую же информацию о себе вы будете раскрывать? Например:

«7.7.1. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности:

  • осуществление инвестиционной деятельности; реорганизация;
  • реструктуризация деятельности организации;
  • применение льгот по налогам, сборам, страховым взносам;
  • осуществление операций в иностранной валюте;
  • выплата дивидендов резидентам других иностранных государств;
  • существенное изменение налоговой нагрузки в период проведения налогового мониторинга».

Или другой пример:

«7.7.2. Определение организацией порядка отражения хозяйственной операции в налоговом учете:

  • отсутствие и (или) неточность порядка расчета показателей налоговой отчетности;
  • отсутствие и (или) неточность порядка отнесения доходов и расходов к определенному налоговому периоду;
  • неправильная классификация объектов учета;
  • неосторожность, приводящая к уклонению от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
  • неосмотрительность, приводящая к получению необоснованной налоговой выгоды».

Человек, нанятый вами за ваши деньги, назначенный вами на это место, который будет за вами следить, должен будет в отчете написать: «Директор моей организации неправильно ведет классификацию объектов учета. Он проявил неосторожность, приводящую к уклонению от уплаты налогов». Я всего-навсего цитирую проект приказа. Там же вы сможете найти отчетные формы, что в какой графе нужно будет писать, как это все будет делаться.

Контрольные процедуры

«9.4. Контрольные процедуры должны быть направлены на предотвращение или минимизацию рисков ошибок (искажений) налогового учета и налоговой отчетности организации, рисков несвоевременной и (или) неполной уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов».

«9.6. Организация должна определить порядок документального оформления результатов выполнения контрольных процедур». А дальше, конечно же, организация должна будет отчитаться перед налоговиками.

Раскрытие информации о контрольных процедурах

«10.3. По результатам описания контрольной процедуры у внешнего пользователя, не обладающего детальными знаниями в отношении специфики финансово-хозяйственной деятельности организации, должно складываться понимание о следующем:

  • как выполнение контрольной процедуры направлено на предотвращение или минимизацию рисков; кто участвует в выполнении контроля;
  • как распределены роли участников: кем осуществляется выполнение хозяйственной операции и кем осуществляется контроль в отношении выполненных операций (подготовленных документов);
  • в чем заключается контроль при осуществлении описанных действий и операций, каким образом выявляются ошибки;
  • какие документы (отчеты) свидетельствуют о выполнении контрольной процедуры и ее результатах».

А дальше начинается отчетность перед налоговиками. Информационная система, которую вы создадите за свой счет, должна быть организована так, чтобы корректировать ваши ошибки и корректировать любую неуплату налогов, чтобы государство получило свои деньги.

Оценка системы внутреннего контроля

«13.6. При анализе и оценке контрольной среды должны учитываться следующие критерии:

  • внедрение в организации и соблюдение сотрудниками организации профессиональных, этических и поведенческих стандартов;
  • участие руководителя организации в процессе оценки результатов функционирования системы внутреннего контроля, в том числе закрепление за руководителем организации функций рассмотрения и утверждения оценки результатов мониторинга и оценки системы внутреннего контроля;
  • распределение (разграничение) полномочий и обязанностей, закрепленное в организационной структуре, реализующей надлежащий учет ключевых сфер полномочий, обязанностей и определенного порядка подчиненности сотрудников;
  • наличие требований к квалификации сотрудников, в том числе к образованию, опыту работы, достижениям, сведениям о добросовестности и этическом поведении, а также наличие программ подготовки специалистов, предусматривающих обучение их функциям и обязанностям».

То есть вы за свой счет должны еще всех обучить.

Дальше идет описание уровней, как вы сами себе будете присваивать баллы, как вы будете в электронной форме отчитываться перед налоговиками, согласно приложению № 10 и № 11. Например, согласно приложению № 11, вы в налоговую в электронной форме отправите информацию об оценке уровня организации и системы внутреннего контроля по установленному формату.

Вместо вывода

Я бы на вашем месте почитал проект этого приказа. Ну, прикольно же. Так и хочется сказать: «Дорогое государство, хорошо, вы нам не доверяете, поэтому вы за нами следите. Но почему вы хотите, чтобы мы вашу работу делали за вас и сами за собой следили?» Я не понимаю. Не говоря уже о том, что господин Егоров нам объявил, что при введении этой системы бумажек будет меньше. Но когда я смотрю на этот проект приказа, мне только одна фраза приходит в голову: «Больше отчетов, хороших и разных». Возьмите этот документ и восхититесь вместе со мной.

Наверняка кто-то из моих зрителей напишет: «Так и должно быть. Мы должны сами за собой следить». Ладно, не хочу делать выводы за вас. Пока что это проект, через месяца 2 выйдет уже готовый приказ. Еще месяца 2 будет утверждаться в Минюсте, затем это станет нашей с вами былью. Я не знаю, как к этому относиться. Напишите, что вы об этом думаете.

Дарья Силенок
Дарья Силенок

Это первая статья цикла, в которой мы постараемся определить значимость внутреннего контроля и управления рисками, насколько они актуальны и обязательны для внедрения, и какую часть в управлении организации они занимают. Для начала, следует отметить, что процесс оценки рисков включён в состав элементов системы внутреннего контроля. Поэтому начнём с определения внутреннего контроля.

Всё мировое бизнес-сообщество развивается по общим правилам, перенимая наиболее эффективные технологии, процессы и системы управления. К этим правилам относится и система внутреннего контроля.

К сожалению, в нашем обществе, зачастую контроль воспринимается негативно. Так исторически сложилось в умах – «вот преступление, а вот и наказание». При этом очевидно, что для жизни организации, лучше вовремя исправленный сбой в работе, нежели ситуация, когда проблема выявляется по прошествии времени и тогда приходится менять стратегию, корректировать планы, или принимать радикальные меры. Внутренний контроль способствует выявлению причинно-следственной связи возникновения сбоя, эффективному взаимодействию и своевременному информированию руководства о любых проблемах и недостатках на пути достижения целей, что даёт возможность оперативно реагировать и принимать управленческие решения.

Можно сказать, что каждый работник организации, в своей повседневной деятельности, автоматически становится участником процесса «Внутренний контроль». То есть, реализуя поставленные задачи, рядовые работники занимаются самоконтролем и контролем производимых ими операций, линейные руководители, контролируют работу, подчинённых, процессы и результаты деятельности подразделений, владельцы процессов контролируют вверенные им бизнес-процессы высшего уровня, целевые показатели и т.д. Между всеми работниками происходит взаимодействие в решении поставленных задач. А вот какой характер носит данное взаимодействие, и какой эффект оказывает на организацию, не всегда можно определить с «первого взгляда», или есть ли уверенность в том, что потоки обмена информации между подразделениями происходят качественно и беспрепятственно. Вопросом также остаётся и как выглядит такой «контроль», какие включает действия, и какой результат получит организация по истечении времени. Обсуждая тему внутреннего контроля, мы попробуем разобраться, насколько возможно найти решения для достижения желаемого результата, используя современные подходы к контролю.

При традиционных методах контроля, вышеописанная деятельность обычно не структурирована, не формализована, не ведётся на регулярной основе, результаты не фиксируются, по процессу контроля не налажена управленческая отчётность, иногда размыты центры ответственности, отсутствует фокус на рисках. Также, контроль не всегда выявляет «слабое звено», или выявляет с опозданием. По той же причине, руководство компании в постоянных поисках «слабого звена», львиную долю времени уделяет текущей деятельности, а не процессам развития и стратегическим целям. Из вышесказанного можно сделать вывод, что контроль, зачастую, носит хаотичный характер, а в среде хаоса зарождаются самые крупные и существенные риски.

Чтобы разбираться с такими интересными темами, как среда, взаимодействие, процедуры контроля, потоки информации и управление рисками, для начала необходимо понять, что же такое «Система внутреннего контроля» и почему в последнее время этому вопросу уделяется повышенное внимание в организациях любого уровня, в том числе в государственных и некоммерческих структурах.

В качестве определения внутреннего контроля, прежде всего, обратимся к стандарту COSO – это признанный международный стандарт, на который ссылаются некоторые российские нормативные акты о корпоративном управлении:

Внутренний контроль – процесс, осуществляемый на всех уровнях деятельности организации, направленный на обеспечение разумной уверенности в том, что будут достигнуты цели организации в части:

  1. Эффективности и экономичности операций;
  2. Достоверности финансовой отчётности;
  3. Соответствия деятельности действующему законодательству.

Внутренний контроль является не одним событием или обстоятельством, а динамическим и итеративным процессом – действиями, которые охватывают всю деятельность организации, и которые неразрывно связаны с тем, каким образом менеджмент управляет организацией.

Настоящее определение наиболее чётко даёт понимание, что контроль обязателен на каждом этапе управления (от самоконтроля работника до управления всей организацией). Система внутреннего контроля непросто координирует взаимодействие отдельных подразделений или работников, а чётко регулирует эти взаимодействия через локальные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми работниками. Более подробно вопросу организации внутреннего контроля будет посвящена отдельная статья.

Кроме того, внедрение системы внутреннего контроля каждым экономическим субъектом в России в настоящее время закреплено в Законе 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Статья 19 гласит: “Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни”.

В соответствии с законом, каждый субъект бизнеса в Российской Федерации обязан организовать, а именно систематизировать и регламентировать внутренний контроль в соответствии с рекомендациями государственных нормативных документов. При организации внутреннего контроля, безусловно, следует учесть все рекомендации регуляторов, но при этом надо адекватно понимать масштабы организации. Например, в крупных компаниях, одновременно с менеджментом, выполняющим функции по внутреннему контролю, имеется возможность создавать специализированные подразделения, такие как отдел контроля рисков или службу внутреннего аудита, которые формируют заключение о надежности системы ВК. В небольших компаниях, система также выстраивается на основании локальных нормативных актов (внутрифирменные документы – далее ЛНА), с применением риск-ориентированного подхода, с внедрением контрольных процедур, но только с меньшим количеством управленческой отчетности и всевозможных реестров. Хотя это зависит от специфики деятельности конкретно взятой организации. Внутренний контроль включает в себя разные стороны деятельности, связанные с бизнес-процессами. В том числе повышение квалификации персонала, и соблюдение профессиональных, этических и поведенческих стандартов, наличие автоматизированных контрольных процедур, выявление и оценку рисков, контроль показателей и многое другое. Более подробно в статье об элементах внутреннего контроля.

Причем для хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательному аудиту, объектом внимания аудитора становится не только ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, но и надежность системы внутреннего контроля. В соответствие с Международным стандартом аудита (МСА приняты в РФ 26.09.2017 N 147н) № 265 “Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля”, аудитор обязан по итогам проверки информировать менеджмент о выявленных недостатках в системе внутреннего контроля. Исключением являются случаи, когда руководитель организации принял на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета. Но, как известно, финансовая отчетность связана со всеми процессами и фактами, происходящими в жизни организации, поэтому смотрим п.3 Стандарта «Никакие положения настоящего стандарта не препятствуют аудитору сообщать лицам, отвечающим за корпоративное управление, и руководству о любых иных вопросах, связанных с внутренним контролем, которые аудитор выявил в ходе аудита».

Нельзя не сказать об определении внутреннего контроля, указанного Минфином России в ПЗ-11/2013 “Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности”

П.3. Внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Необходимо более подробно разобрать значение трех указанных целей. Во многих организациях будут свои миссия, стратегии, планы по их достижению. Цели могут быть поставлены для организации в целом или быть ориентированы на отдельные виды деятельности. Некоторые цели являются общими у всех организаций. Так каждый экономический субъект стремится иметь устойчивое положение на рынке, развиваться и поддерживать успех, подбирать и удерживать мотивированных и компетентных сотрудников, создавать положительную репутацию, сохранять и приумножать активы, функционировать в рамках закона и качественно вести финансовый учет.

Не всегда цели подконтрольны организации, случаются форс-мажоры, когда запланированные события невозможно реализовать в полном объеме или к определенному сроку. За счет внутреннего контроля организация снижает последствия событий до определенного уровня и контролирует само событие. Постановка целей является обязательным условием для осуществления внутреннего контроля и ключевой частью для стратегического планирования. Внутренний контроль, осуществляемый на всех уровнях управления, способствует достижению этих целей.

Приведу следующий пример. Компания закупает товары за рубежом и перевозит грузы через границу. Любой сбой в данной деятельности, менеджеры компании определили для себя, как существенный. В соответствии с системой внутреннего контроля, менеджмент устанавливает цели данного процесса и выделяет этот процесс, в качестве ключевого объекта внутреннего контроля.

Табл. 1 Пример процесса транспортировки груза со склада производителя до грузополучателя (факт хозяйственной жизни), включая этапы процесса, причины потенциальных рисков и цели.

В данном процессе задействованы следующие подразделения: юристы составляют договоры, руководители других подразделений проводят согласование договоров, специалисты по логистике занимаются вопросами грузоперевозки, специалисты по работе с таможней оформляют груз, финансисты и бухгалтера планируют и оплачивают все сопутствующие расходы и т.д. Между этими подразделениями должно быть налажено такое взаимодействие, чтобы оно было максимально эффективным, а вопросы решались оперативно и без конфликта интересов.

Поскольку основа внутреннего контроля — это ответ не на вопрос «что может случиться?», а что сделано, чтобы не случилось, рассмотрим возможные мероприятия внутреннего контроля.

– своевременно запросить счета за перевозку;

– заранее составить декларацию и запросить инвойсы;

– заранее запросить информацию о наличии на счетах средств, для оплаты таможенных платежей;

Когда контроль, существует не хаотично, а функционирует как система, в ней распределены обязанности и ответственности, установлены сроки, написаны простые подробные понятные инструкции и методология, автоматизирована отчетность, фиксируются результаты операций, налажено взаимодействие между всеми участниками процесса на основе этических и профессиональных норм, когда вопросами занимаются квалифицированные кадры, учитываются изменения требований законодательства, когда о любом сбое процесса можно «безболезненно» сообщить вышестоящему руководству для оперативного принятия управленческого решения и реализованы другие инструменты, тогда влияние внешних и внутренних факторов на процесс можно минимизировать до допустимого уровня, эффективно управлять процессом и контролировать риски. Это и есть основа системы внутреннего контроля.

В случае, когда работник организации инициирует внедрение собственных методик контроля или самоконтроля, или добивается автоматизации отдельных видов контроля по процессу, руководство должно способствовать таким инициативам и поощрять их. Подобные вопросы включены в элемент «Контрольная среда», в следующих статьях будут рассмотрены все элементы системы внутреннего контроля и принципы их реализации.

В качестве заключения можно резюмировать выше сказанное. Внутренний контроль, повторяющийся процесс, по которому создаются политики, положения, регламенты, методология и прочие локальные нормативные акты организации. Созываются рабочие группы и проводятся совещания по данному направлению. Распределение обязанностей и полномочий по внутреннему контролю также закрепляются документально. В организациях ведется учет рисков, контрольных мероприятий и процедур, которые систематически обновляются. Формируется отдельная управленческая отчетность и реестры. Внутренний контроль — это не традиционное понимание контроля, не деятельность контрольно-ревизионной службы или отдельное требование начальника, это целая система, направленная на своевременное выявление слабых точек в бизнес-процессах, устойчивое развитие организации и опора в достижении организацией поставленных целей.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.01.2018 2018-01-15

Статья просмотрена: 2135 раз

Библиографическое описание:

Костикова, А. М. Внутренний налоговый контроль как инструмент управления деятельностью предприятия / А. М. Костикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47782/ (дата обращения: 19.05.2021).

Статья посвящена основным функциям и задачам внутреннего налогового контроля. Изучив механизм построения внутреннего налогового контроля на предприятии, автор приходит к выводу, что внутренний налоговый контроль предприятия является важнейшим механизмом деятельности компании, направленным на эффективную деятельность, а также имеет актуальное значение для всех участников налоговых правоотношений.

Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, бухгалтерский учет, управление, предприятие, контроль.

Контроль является одной из функций управления. Налоговый контроль традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков [1].

Внутренний налоговый контроль — это контроль за процессами управления и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Внутренний налоговый контроль на предприятии осуществляют:

– специально созданные службы внутреннего аудита (контрольно-ревизионного отдела);

– или другие подразделения.

То есть, внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на достижение целей компании. Внутренний контроль и является результатом действий руководства по организации, планированию, мониторингу деятельности организации и ее структурных подразделений.

Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от других видов контроля [2].

Внутренний налоговый контроль направлен на идентификацию, оценку и минимизацию рисков предприятия. Он связан с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на наиболее ранней стадии, что позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

Система внутреннего налогового контроля построена на отношениях между структурными подразделениями предприятия (отделы, службы, производственные цеха, участки, бригады).

Составляющими элементами формирования системы внутреннего налогового контроля являются:

  1. цели и задачи внутреннего налогового контроля;
  2. принципы функционирования системы внутреннего налогового контроля;
  3. требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля;
  4. методы и оценка системы внутреннего налогового контроля.

Основной целью системы внутреннего налогового контроля является установление контрольных действий, выполняемых, лицами ответственными за внутренний налоговый контроль, в части проверки правильности, полноты и своевременности исчисления сумм налогов, то есть минимизация налоговых рисков.

Задачами же внутреннего налогового контроля являются:

– идентификация и документирование рисков и покрывающего их контроля по налоговой функции;

– проведение регулярного и системного анализа влияния изменений внешней и внутренней среды;

– постоянные актуализация, тестирование и сертификация контрольных процедур;

– регулярный мониторинг замечаний и статуса мероприятий по их устранению [3].

Предметом налогового контроля, как правило, выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, а также бухгалтерская документация. Контроль над документацией позволяет исключить совершения ошибок в будущем и избежать штрафов и пеней [3].

Этапами деятельности организации выступает: снабжение, производство, реализация, они же и являются объектами внутреннего контроля. Важнейшей функцией внутреннего налогового контроля является выполнение работниками предприятия своих должностных обязанностей.

При осуществлении внутреннего контроля используются различные методы, они включают в себя такие элементы, как:

1) бухгалтерский финансовый учет (инвентаризация и документация, счета и двойная запись);

2) бухгалтерский управленческий учет (распределение обязанностей, нормирование издержек);

3) аудит, контроль, ревизия (проверка документов, проверка верности арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);

4) теория управления [2].

Таким образом, использование системы внутреннего налогового контроля в организациях будут способствовать выявлению, оптимизации и минимизации налоговых рисков. Поэтому внутренний налоговый контроль является неотъемлемой частью крупных предприятий, направленных на эффективную деятельность, а также имеет актуальное значение для всех участников налоговых правоотношений.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что внутренний налоговый контроль является важнейшей бизнес-функцией наряду с управлением производством и финансовым менеджментом.

1. Помаскина А. Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и расчетов компании// Консультант. — 2013. — № 1 (январь), C. 40–43

2. Евдокимова A. B., Пашкина И. Н. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации: практическое пособие/ A. B. Евдокимова, И. Н. Пашкина — М: Дашков и Ко, 2009. — 208 с.

3. Павлова В. И., Кобылянская М. С. Элементы системы внутреннего налогового контроля // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4.1. — С. 29–30.

Читайте также: