Внесение законопроектов о налогообложении производится при обязательном участии правительства рф

Опубликовано: 17.05.2024

Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Комментарий

Напомним, что законодательство РФ о налогах и сборах (далее – налоговое законодательство) состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (п. 1 ст. 1 НК РФ). При этом Правительство РФ, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, вправе издавать нормативно-правовые акты (далее – НПА) в пределах своей компетенции. Эти акты не могут менять или дополнять налоговое законодательство (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Однако 01.04.2020 был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ (далее - Закон), позволяющий Правительству РФ и высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ принимать в 2020 г. НПА, которые меняют (дополняют) налоговое законодательство в части регулирования отдельных вопросов. Закон издан для сглаживания неблагоприятных последствий для налогоплательщиков, вызванных угрозой эпидемии коронавируса и введением карантинных мер. Поэтому все предусмотренные Законом отступления от норм НК РФ улучшают положение налогоплательщиков.

Так, Правительство РФ вправе в 2020 г. издавать НПА, которые предусматривают в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно) (п. 3 ст. 4 НК РФ в редакции принятого Госдумой РФ Закона):

  1. приостановление, отмену или перенос на более поздний срок любых мероприятий налогового контроля. Прежде всего, это налоговые проверки, проверки контролируемых сделок на предмет правильности применения трансфертных цен. На период приостановления или переноса мероприятий налогового контроля также приостанавливается течение сроков, предусмотренных НК РФ (например, сроки назначения (проведения) проверок);
  2. продление сроков уплаты любых налогов (авансовых платежей по налогам), включая спецрежимы, сборов, страховых взносов (налоговые каникулы);
  3. продление установленных региональными и местными властями сроков уплаты авансовых платежей по:
    • транспортному налогу;
    • налогу на имущество организаций;
    • земельному налогу;
  4. продление сроков представления в налоговые органы:
    • налоговых деклараций (расчетов);
    • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • иных документов (сведений);
  5. продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений об их взыскании;
  6. дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
  7. основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Напомним, к таким способам относятся: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество, банковская гарантия (п. 1 ст. 72 НК РФ);

  • основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы:
    • налоговых деклараций (расчетов);
    • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • иных документов (сведений).
  • Заметим, что НК РФ не устанавливает ответственности за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая ответственность предусмотрена только ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Поэтому Правительство РФ не вправе в соответствии с данными изменениями в ст. 4 НК РФ вводить основания и условия неприменения указанной ответственности.

    В настоящее время Правительство РФ готовит проект НПА, который предоставляет налогоплательщикам перечисленные послабления. Следите за новостями.

    В свою очередь, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ вправе в 2020 г. издавать НПА, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление (п. 4 ст. 4 НК РФ в редакции принятого Госдумой РФ Закона):

    1. сроков уплаты ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН;
    2. установленных региональными и местными властями сроков уплаты следующих региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам):
      • налог на имущество организаций;
      • налог на игорный бизнес;
      • транспортный налог.
      • земельный налог;
      • налог на имущество физических лиц;
      • торговый сбор.

    Это право предоставляется регионам, если указанные сроки:

    • не продлены Правительством РФ;
    • продлены Правительством РФ, но субъект РФ хочет продлить их еще больше.

    Сроки уплаты перечисленных налогов могут быть продлены как для всех, так и для отдельных категорий налогоплательщиков (в зависимости от основного вида экономической деятельности налогоплательщика, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП, иных реестров ФНС России, а также данных налоговой и бухгалтерской отчетности). Если налоговые льготы (продление сроков уплаты налогов) касается отдельных категорий налогоплательщиков, для определения которых используются иные критерии, власти региона должны представить в соответствующее региональное Управление ФНС России перечни ИНН этих налогоплательщиков).

    В Москве соответствующий НПА уже принят.

    Смотрите также

    Не пропускайте последние новости - подпишитесь
    на бесплатную рассылку сайта:

    • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
    • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
    • ваш e-mail не передается третьим лицам;

    О порядке внесения проектов нормативных правовых актов в Правительство Российской Федерации

    Регламент Правительства Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260)

    Положение о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 389
    «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации»)


    Лица, уполномоченные вносить проекты актов на рассмотрение в Правительство

    Российской Федерации

    (далее – лица, уполномоченные вносить проекты актов)

    Проекты актов могут вноситься на рассмотрение в Правительство Российской Федерации только:

    • членами Правительства Российской Федерации;
    • руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, или лицами, исполняющими их обязанности.

    Проекты актов вносятся в Правительство Российской Федерации с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений

    В сопроводительном письме (к проекту акта) указываются:

    1. основание внесения;
    2. сведения о содержании и согласовании проекта.

    Проект акта визируется лицом, вносящим проект

    Письмо подписывается членом Правительства Российской Федерации или другим руководителем из числа лиц, уполномоченных вносить проекты актов

    Если подготавливаемый акт влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения:

    Если проекты актов содержат поручения, в них должен быть указан срок их исполнения.

    В случае упоминания в проекте акта какой-либо организации в Правительство Российской Федерации вместе с проектом акта и иными необходимыми документами (см. далее) представляются также заверенные нотариально или федеральным органом исполнительной власти, вносящим проект акта, копии учредительных документов этой организации
    (данное требование не распространяется на упоминаемые в проектах актов органы государственной власти и органы местного самоуправления).

    Проекты актов Правительства до их внесения в Правительство Российской Федерации

    подлежат обязательному согласованию

    с федеральными министрами (их заместителями)
    - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности соответствующих министерств и к сферам деятельности находящихся в их ведении иных федеральных органов исполнительной власти

    с руководителями иных федеральных органов исполнительной власти (их заместителями), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации
    - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности этих органов

    с другими государственными органами и иными организациями
    - при необходимости
    (состав органов и организаций, с которыми требуются дополнительные согласования, определяется самостоятельно руководителем федерального органа исполнительной власти, вносящим проект, а также Председателем Правительства Российской Федерации и его заместителями)

    (далее – согласующие органы)

    Не распространяются на проекты распоряжений Правительства Российской Федерации об отмене или о приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

    Рассмотрение проектов актов, направленных на согласование

    При согласовании проектов актов

    При наличии возражений

    Проекты актов (их копии) визируются руководителями (их заместителями) согласующих органов

    Проекты актов визируются с замечаниями, которые оформляются на бланке согласующего органа, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к согласуемому проекту (его копии)

    Проекты актов (их копии) визируются не более чем в 10-дневный срок с даты их поступления на согласование.

    В случае неполучения завизированного согласующим органом проекта акта в 3-дневный срок с даты истечения установленного для согласования срока проект акта может быть внесен в Правительство Российской Федерации без согласований.

    При наличии разногласий по проекту акта:

    • вносящий проект член Правительства Российской Федерации или другой руководитель из числа лиц, уполномоченных вносить проекты актов, должен обеспечить обсуждение его с руководителями согласующих органов и организаций или по указанию руководителей их заместителями с целью поиска взаимоприемлемого решения;
    • проект акта Правительства Российской Федерации может быть внесен в Правительство Российской Федерации с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.
    • в случае неполучения протокола согласительного совещания, подписанного руководителями (заместителями руководителей) согласующих органов, в 5-дневный срок с даты поступления в согласующий орган указанного протокола проект акта может быть внесен в Правительство Российской Федерации с протоколом согласительного совещания без подписей руководителей (заместителей руководителей) согласующих органов.

    Проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации нормативного характера и постановлений Правительства Российской Федерации после их согласования (см. ранее) до внесения в Правительство направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации

    Проекты нормативных актов, оказывающих влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, одновременно направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Российской Федерации

    Проекты нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство экономического развития Российской Федерации

    Министерство юстиции Российской Федерации дает оценку проекта нормативного акта на предмет:

    В заключении Министерство финансов Российской Федерации дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов

    Министерство экономического развития Российской Федерации в заключении дает оценку влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности

    Заключения подписываются соответствующими федеральными министрами или их заместителями и представляются в 7-дневный срок с даты поступления проектов актов. По договоренности между соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов актов не может превышать 30 дней.

    (далее – необходимые заключения)

    Порядок возврата проектов актов, внесенных в Правительство

    Российской Федерации

    Проекты актов, внесенные в Правительство Российской Федерации с отступлением от установленных правил, подлежат возврату в следующем порядке:

    • проекты актов по вопросам, требующим незамедлительного решения, а также проекты, внесенные во исполнение порученияПравительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей), не позднее чем в 5-дневный срок с даты поступления возвращаются по решению соответственно Председателя Правительства Российской Федерации, его Заместителя с указанием причин возврата
    • другие проекты актов, внесенные в Правительство Российской Федерации с отступлением от установленных правил, не позднее чем в 5-дневный срок возвращаются Аппаратом Правительства Российской Федерации с указанием причин возврата
    • по истечении 5-дневного срока с даты поступления проекты актов могут быть возвращены только по решению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей)
    • проекты, поступившие за подписью лиц, которым такое право не предоставлено, не принимаются к рассмотрению и направляются Аппаратом Правительства Российской Федерации руководителям, уполномоченным вносить проекты актов.

    Внесение проектов федеральных законов (законопроектов) на рассмотрение

    в Правительство Российской Федерации

    Для рассмотрения в Правительство Российской Федерации представляются проект федерального закона и следующие материалы:

    • проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона палатами Федерального Собрания;
    • пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта;
    • финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения проекта федерального закона, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации ***);

    *** Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, статья 104, часть 3)

    • перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона;
    • перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона;
    • необходимые заключения (см. ранее);

    · заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

    Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона, включает в себя:

      • наименования проектов нормативных правовых актов,
      • обоснование необходимости их подготовки, срок подготовки,

    o сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головных исполнителях и соисполнителях по разработке проектов указанных актов.

    До представления в Правительство Российской Федерации для рассмотрения указанный перечень подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти либо организациями.

    Представление в Правительство законопроекта и необходимых материалов

    осуществляется в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти либо организацией - головным исполнителем по законопроекту

    Законопроект и перечни нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти либо организациями, а также протоколы согласительных совещаний (при наличии разногласий) и замечания до внесения в Правительство направляются:

    в Министерство юстиции

    Российской Федерации

    в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

    Заключение на законопроект до его внесения в Правительство Российской Федерации подписывается Министром юстиции Российской Федерации или его заместителями и направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти либо организацию в течение 7 дней со дня поступления законопроекта.
    В зависимости от объема и сложности законопроекта по договоренности между Министерством юстиции Российской Федерации и соответствующим федеральным органом исполнительной власти либо организацией может быть установлен иной срок подготовки заключения, который не может превышать 30 дней.

    Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации направляет заключение на законопроект в соответствующий федеральный орган исполнительной власти либо организацию в течение 15 дней со дня поступления законопроекта.

    Подготовленный законопроект и материалы, в том числе перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона, подлежат рассмотрению на заседании Комиссии.

    По итогам рассмотрения законопроекта Комиссия может принять решение о внесении законопроекта на заседание Правительства только после подготовки и представления в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

    Распоряжение от 29 мая 2019 года №1108-р. В целях реализации Послания Президента России Федеральному Собранию законопроектом вносятся существенные изменения в законодательство о налогах и сборах. В частности, предлагается установить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек и нулевую ставку по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций.

    Документы

    Распоряжение от 29 мая 2019 года №1108-р

    Проект федерального закона «О внесении изменении в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”»

    Проект федерального закона «О внесении изменении в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – законопроект) подготовлен Минфином в целях реализации отдельных положений Послания Президента России Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

    В целях реализации Послания Президента России Федеральному Собранию законопроектом предлагается сократить с пяти до трёх лет минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от налогообложения (в отношении единственного жилья); установить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек; установить на постоянной основе нулевую ставку по налогу на прибыль организаций для образовательных и медицинских организаций.

    Комментарий

    Кроме того, законопроектом предусматривается возможность представлять в налоговые органы или получать документы из налоговых органов через МФЦ; расширение практики применения института единого налогового платежа физического лица; упрощение учёта физических лиц на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также постановки на учёт иностранных кредитных организаций.

    С 1 января 2022 года предлагается установить возможность осуществлять зачёт сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей вне зависимости от вида налога (федеральный, региональный и местный).

    Предусматривается совершенствование налогового контроля в отношении высокорисковых трансграничных сделок, а также установление обязательных требований к проведению взаимосогласительных процедур в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения (мероприятия по реализации Плана BEPS).

    В случае реорганизации организации и переходе правопреемника на специальный налоговый режим предусматривается восстановление ранее принятых к вычету сумм НДС.

    Уточняются отдельные положения Налогового кодекса по вопросам акцизов, в частности, определяются электронные системы доставки никотина, признаваемые подакцизным товаром. К подакцизным товарам в том числе отнесены электронные сигареты и кальяны.

    Уточняются также условия предоставления имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья (в части расходов на погашение процентов), а также получении в дар имущества.

    Предлагается закрепить право налогового агента, имеющего несколько обособленных подразделений, перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений.

    Уточняется порядок отнесения имущества к амортизируемому (если оно временно не использовалось).

    В перечень доходов, не подлежащих налогообложению, предлагается включить доходы казённых учреждений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты.

    Уточняются отдельные положения Налогового кодекса, связанные с государственной пошлиной, в частности, основания для её возврата.

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров (за исключением подакцизных товаров, произведённых из собственного сырья), предусматриваются ограничения на переход к единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН).

    Предлагается установить ограничение на применение единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и патентной системы налогообложения при реализации лекарственных препаратов, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке. Субъектам Федерации предлагается предоставить дополнительные полномочия по определению особенностей налогообложения в рамках патентной системы налогообложения.

    Для органов, осуществляющих земельный надзор, предусматривается обязанность представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании по целевому назначению земельных участков.

    Кроме того, предлагается снизить с 25 до 10 человек (в пользу которых производятся выплаты за расчётный (отчётный) период) порог минимальной численности работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны будут представлять расчёты в налоговые органы в электронной форме.

    Статья 103
    Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

    Статья 104 Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
    а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее - законопроект);
    б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
    в) поправок к законопроектам.

    Статья 105
    1. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:
    а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
    б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
    в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
    г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
    д) заключение Правительства Российской Федерации (в случаях, определенных статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации).
    2. Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
    3. При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.
    4. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу без заключения Правительства Российской Федерации, могут направляться Советом Государственной Думы вместе с финансово-экономическим обоснованием на заключение в Правительство Российской Федерации, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

    Статья 106
    1. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:
    а) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;
    б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;
    в) о приведении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом.
    2. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные статьей 105 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.

    Статья 107
    1. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта. В электронной регистрационной карте фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в Государственную Думу, о прохождении законопроекта в Государственной Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов Советом Федерации и Президентом Российской Федерации. Председатель Государственной Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения, который определяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы) соответствие законопроекта требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 настоящего Регламента и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы. В этот срок не засчитывается время работы депутатов с избирателями в соответствии со статьей 40 настоящего Регламента.
    2. Если законопроект внесен в период парламентских каникул, то он представляется соответствующим комитетом на рассмотрение Совета Государственной Думы не позднее чем через 14 дней после начала очередной сессии Государственной Думы.

    Статья 108
    Если внесенный в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 настоящего Регламента, Совет Государственной Думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести законопроект в Государственную Думу.

    Статья 110
    1. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.
    2. В случае, если в Государственную Думу после принятия законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект Государственной Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении.
    3. В случае, если внесены в Государственную Думу альтернативные законопроекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Государственную Думу ранее, устанавливает срок рассмотрения альтернативных законопроектов и поручает ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее. Требования к порядку внесения и оформлению альтернативных законопроектов предусмотрены статьями 105 и 106 настоящего Регламента.
    4. В случае, если Совет Государственной Думы принял решение о включении поступивших ранее законопроектов в проект порядка работы Государственной Думы, принятие к рассмотрению новых альтернативных законопроектов по тому же вопросу прекращается.

    Статья 114
    1. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.
    2. Дополнительно к материалам, внесенным субъектом права законодательной инициативы и предусмотренным статьями 105 и 106 настоящего Регламента, ответственный комитет представляет:
    а) проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении;
    б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта;
    в) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;
    г) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета.
    3. Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.

    Статья 115
    Ежеквартально Аппарат Государственной Думы информирует всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение Государственной Думы законопроектах, стадиях их рассмотрения, в том числе о получении заключения Правительства Российской Федерации, результатах рассмотрения принятых Государственной Думой законов в Совете Федерации и Президентом Российской Федерации.

     Фото: iStock

    Документ подчеркивает - далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.

    Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.

    Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют "на соответствие установленным требованиям". Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.

    Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений "по совершенствованию инициативы", проведет парламентские слушания, "круглые столы". Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.

    Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.

    Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.

    Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

    Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

    При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет "для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки". После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.

    Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.

    Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.

    Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать - это будет означать согласие с их принятием.

    Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.

    Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.

    Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.

    Читайте также: