Влияние таможенных пошлин на внешнеторговую деятельность и национальную экономику

Опубликовано: 25.03.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Тесля Я.А. Таможенные тарифы как инструмент регулирования ВЭД // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3582 (дата обращения: 12.04.2021).

Влияние внешнеэкономических связей на экономику страны может быть оценено в определенных количественных и качественных показателях. Особое влияние на торговлю оказывает таможенный тариф. Таможенный тариф – это собрание ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный тариф), систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности [1].

Импортный таможенный тариф выполняет ряд функций. Во-первых, он является инструментом протекционистской политики. Импортные пошлины, которые оплачивает импортер, приводят к повышению цен на импортные товары, что обеспечивает определенные преимущества национальным производителям в процессе реализации их товаров на внутреннем рынке.

Во-вторых, влияя на внутренние цены, таможенный тариф до определенного момента может содействовать развитию национального производства и экспорта. Увеличение цен на импортные товары приводит к общему повышению цен и росту прибыли национальных производителей, что повышает их конкурентоспособность на внешних рынках. Однако к этому следует относиться весьма осторожно, поскольку такая политика, проводимая длительное время, приводит к созданию «тепличных» условий для национальных производителей и, как следствие, к снижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В-третьих, таможенный тариф многими странами используется в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Это может выразиться во встречном снижении пошлин.

В-четвертых, он может применяться в интересах развития экспорта посредством одностороннего освобождения от пошлин при ввозе определенных материалов, используемых для производства продукции на экспорт. Такая практика применяется при импорте давальческого сырья.

В-пятых, на основе таможенного тарифа осуществляется строгий контроль государства за прохождением грузов через границу.

В-шестых, посредством таможенного тарифа, облагая пошлинами товары, государство реализует фискальные цели, т.е. обеспечивает поступление денежных средств в госбюджет [2].

Таможенные тарифы влияют на экономику страны в зависимости от ее экономической ситуации. Страны можно разделить на две группы: страны, чей спрос на импортные товары не изменяет мировые цены и страны, спрос которых изменяет мировые цены.

Рисунок 1 иллюстрирует уровень таможенного тарифа в странах мира, а таблица 1 отображает мировых лидеров и аутсайдеров по таможенному тарифу.



Рисунок 1 – Уровень таможенного тарифа в странах мира

Таблица 1 – Тарифные ставки, 2012



Рисунок 2 – Рейтинг 20 самых высоких тарифных ставок в мире

В развивающихся странах высокие тарифы по причине больших национальных затрат на производство товаров и желания защитить свой рынок от конкуренции, защиты молодых отраслей промышленности. В таких государствах таможенная пошлина составляет от 50% и выше, а в ряде стран и вовсе выше 100%. Самая высокая ставка, по данным 2012 года у Бангладеш. Самая маленькая ставка у США. Высокие тарифы в развитых странах будут оказывать отрицательное влияние на экономику страны, потому что они снижают уровень благосостояния страны и увеличивают торговое бремя на потребителей.

Проведем анализ влияния тарифов и средневзвешенной тарифной ставки на импорт страны (в % от ВВП) при помощи построения регрессионного уравнения.

Таблица 2 – Коэффициенты регрессии (2012) a

a. Зависимая переменная: Y1
Источник: Расчёты автора

Нормированные коэффициенты (Beta) оцениваются по нормированным данным, имеющим выборочное среднее, равное 0, и стандартное отклонение, равное 1. Величина Beta позволяет сравнить вклады каждого предиктора в предсказание отклика. Отрицательный знак коэффициентов при переменных X2, X3 означает, что зависимость между предиктором и откликом обратная. Из таблицы 2 выведем коэффициенты регрессии b и смещение по оси ординат (свободный член). Таким образом, общее уравнение множественной регрессии для всех стран выглядит следующим образом:

Y=32,920 + 2,063 * Х1 – 1,711 * Х2 + 0 ,163 * Х5

Для интерпретации направления связи между переменными учитывают знаки (плюс или минус) регрессионных коэффициентов. Если регрессионный коэффициент положителен, то связь этой переменной с зависимой переменной положительна; если регрессионный коэффициент отрицателен, то и связь носит отрицательный характер. Если регрессионный коэффициент равен 0, то линейная связь между переменными отсутствует.

Полученное уравнение означает, что при изменении Х1 на единицу, показатель Y увеличится на 2,063; при изменении показателя Х2 на единицу, Y уменьшится на 1,711, при изменении показателя Х5 на единицу, Y увеличится на 0,163. Т.е. при изменении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно меняется показатель импорта в % от ВВП.

Проведенные анализ показал, что выбранные показатели имеют прямую зависимость друг от друга. Во всех странах при повышении или снижении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно и изменяется размер импорта.

Для определения факторов, позволяющих определить зависимость тарифной ставки от размера импорта страны, проведем анализ на основе нескольких показателей, признаки кластеризации выявляются по 183 странам. Кластерный анализ предназначен для объединения некоторых объектов в классы, чтобы в один класс попадали максимально схожие, а объекты различных классов максимально отличались друг от друга. Количественный показатель сходства рассчитывается заданным способом на основании данных, характеризующих объекты.

Принято решение использовать метод k-средних, который заключается в следующем: вычисления начинаются с k случайно выбранных наблюдений (в нашем случае k=4), которые становятся центрами групп, после чего объектный состав кластеров меняется с целью минимизации изменчивости внутри кластеров и максимизации изменчивости между кластерами. Каждое следующее наблюдение (k+1) относится к той группе, мера сходства с центром тяжести которого, минимальна.

Когда результаты классификации получены, можно рассчитать среднее значение показателей по каждому кластеру, чтобы оценить, насколько они различаются между собой.

В качестве факторов для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели за 2012 год:

По нашему мнению, данные показатели наиболее полно отражают развитие внешнеэкономических связей стран.

Кластерный анализ проводился с использованием статистического программного продукта SPSS 18.0.

В результате проведенного анализа страны были объединены в группы со схожими характеристиками, как это указано в табл. 2.

Таблица 3 – Классификация стран на 2012 год

Кластер 1 – Страны со средними показателями импорта и низкими тарифными ставками

Австралия, Австрия, Аргентина, Бахрейн, Бруней, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Корея (Южная), Литва, Малайзия, Мальта, Новая Зеландия, Оман, Саудовская Аравия, Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония

Кластер 2 – Страны с высокими показателями импорта и невысокими тарифными ставками

Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швейцария

Кластер 3 – Страны лидеры по показателям импорта и низкими тарифами

Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур

Кластер 4 – Страны с неинтенсивным импортом и высокими тарифами

Азербайджан, Ангола, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Болгария, Ботсвана, Венесуэла, Габон, Гайана, Гренада, Греция, Иордания, Ирак, Казахстан, Коста-Рика, Ливан, Маврикий, Македония, Мексика, Монголия, Намибия, Палау, Республика Конго, Россия, Румыния, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сербия, Суринам, Тунис, Туркменистан, Турция, Украина, Уругвай, Фиджи, Хорватия, ЮАР

Багамы, Белоруссия, Испания, Кипр, Латвия, Ливия, Панама, Польша, Португалия, Сейшельские острова, Сент-Киттс и Невис, США, Таиланд, Чили, Япония

Албания, Алжир, Армения, Афганистан, Бангладеш, Бенин, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Восточный Тимор, Вьетнам, Гаити, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гондурас, Грузия, Джибути, Доминиканская Республика, Египет, Замбия, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иран, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизстан, Кирибати, Китай, Колумбия, Коморские острова, Конго, Корея (Северная), Кот-д’Ивуар, Куба, Лаос, Лесото, Либерия, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивские о-ва, Марокко, Мозамбик, Молдова, Мьянма, Непал, Нигер, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сальвадор, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Сирия, Соломоновы острова, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, о-ва Тонго, Уганда, Узбекистан, Филиппины, ЦАР, Чад, Черногория, Шри-Ланка, Эквадор, Эритрея, Эфиопия, Ямайка

Источник данных: Расчёты автора

В результате в 1-ый кластер вошло 30 стран, во 2-ой – 5 стран, в 3-ий кластер – 4 страны и в 4-ый кластер -143 страна. Т.к. в последнем кластере оказалось большое количество стран с низкими показателями, было принято решение разделить его еще на 3 подкластера – 38,15 и 90 стран соответственно. Все 183 страны приняли участие в анализе, но т.к. Лихтенштейн выбился в отдельную группу, в данной таблице представлена группировка 182 стран.

Согласно таблице 3, в 3 кластере оказались страны с самыми высокими показателями импорта на душу населения, к ним относятся Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур. Страны, принадлежащие ко 2-ому кластеру, также имеют высокие показатели импорта на душу населения, также как и страны 3 кластера, являются открытыми, но уже в меньшей мере, к ним отнеслись Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Швейцария. Страны, принадлежащие к 1 кластеру, обладают средними показателями импорта и низкими тарифными ставками. Большинство этих стран являются членами ЕС, соответственно они имеют одинаковые тарифные ставки. В 4 кластере в преобладающем большинстве оказались развивающиеся страны, средний уровень обложения пошлинами товаров которых намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Также сюда отнесли и развитые страны экспорт и импорт, которых приблизительно равен.

По результатам проведенного анализа, Россия заняла место в 4 кластере. Она относится к странам с неинтенсивным импортом. Экспортируемых товаров в стране больше, чем импортируемых. Объяснением этому как раз таки и могут послужить достаточно высокие тарифы и средневзвешенная тарифная ставка. Однако в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию ожидается снижение тарифной ставки примерно на 4% по всем видам продукции.

Библиографический список

  1. Горбачева М. Анализ тенденций развития международной торговли // Современные научные исследования и инновации – 2013. – №10 (17) [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30456
  2. Гундина Ю.Р. Классификация стран мира на рынке нефти // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3566 (дата обращения: 27.12.2013).
  3. Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: 416 с.
  4. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/
  5. Панасюк Д.О. Тенденции развития внешней торговли в странах мира // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29973 (дата обращения: 26.12.2013).
  6. Руденко Д.Ю. Стратегия сокращения бедности в регионе // ОЛМАРПРЕСС. – 2011. – 224+8c/
  7. Фаминский И.И. Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.- 416с.
  8. World Tariff Profiles 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles12_e.pdf

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть систему таможенных пошлин в Российской Федерации и проанализировать влияние таможенных пошлин на экономику России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить общие понятия, используемые при обложении таможенными пошлинами;
- рассмотреть сущность и роль таможенных пошлин;
- охарактеризовать механизм воздействия таможенных пошлин на экономику.
Объектом исследования является таможенное дело в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие понятия, используемые при обложении
таможенными пошлинами…………………………………………………….6
Таможенное дело в РФ……………….…………………………………. 6
Таможенные платежи и их виды……………………. …………………..9
Ставки таможенных пошлин. Особые виды пошлин.
Таможенный тариф …………………………………………………………..14
Глава 2. Влияние таможенных пошлин на экономику ………….………. 11
2.1 Функции и роль таможенных пошлин…………………………………..11
2.2 Воздействие таможенных пошлин на внешнюю торговлю……………15
Глава 3. Влияние таможенных пошлин на экономику России
(на примере таможенного регулирования автомобильной промышленности)……………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

Глава 1. Общие понятия, используемые при обложении

    1. Таможенное дело в РФ……………….…………………………………. 6
    2. Таможенные платежи и их виды……………………. …………………..9
    3. Ставки таможенных пошлин. Особые виды пошлин.

Глава 2. Влияние таможенных пошлин на экономику ………….………. 11

2.1 Функции и роль таможенных пошлин…………………… ……………..11

2.2 Воздействие таможенных пошлин на внешнюю торговлю……………15

Глава 3. Влияние таможенных пошлин на экономику России

(на примере таможенного регулирования автомобильной промышленности)……………………………………… ……………………3

Список использованной литературы………………………………………..33

Введение

Тема моей курсовой работы «Таможенные пошлины в России и их влияние на развитие экономики». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены общие понятия, используемые при обложении таможенными пошлинами, а также механизм влияния таможенных пошлин на экономику России, в том числе и на внешнюю торговлю.

Наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные платежи, целями использования которых является получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения и дать общую характеристику таможенных пошлин.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого, таможенные тарифы являются одним из важных инструментов регулирования внешней торговли, который позволяет осуществить с его помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Одновременно, таможенный тариф выполняет и другие функции. Например, таможенная пошлина является во многих странах важным источником поступлений средств в государственный бюджет. Таможенные тарифы также широко используются для облегчения доступа иностранных товаров на иностранные рынки. Для этого заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов по товарам, представляющим интерес для взаимной торговли.

Цель курсовой работы - рассмотреть систему таможенных пошлин в Российской Федерации и проанализировать влияние таможенных пошлин на экономику России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить общие понятия, используемые при обложении таможенными пошлинами;

- рассмотреть сущность и роль таможенных пошлин;

- охарактеризовать механизм воздействия таможенных пошлин на экономику.

Объектом исследования является таможенное дело в РФ.

Предметом исследования непосредственно являются таможенные пошлины и их влияние на экономику РФ.

Методологической основой работы стали таможенное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы таможенного и налогового права; монографии, учебные пособия и публикации по истории и настоящей практике таможен ного дела.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Экономическая природа таможенных пошлин и их функции

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п.

Исходя из этого функции таможенных пошлин носят не только фискальный, но и регулятивный характер.

- Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета.

- Регулятивная функция, в свою очередь, проявляется либо как стабилизирующая, когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тex, ни для других, либо как протекционистская - когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера и фактический. запрет на их ввоз. Она может носить также стимулирующий характер - когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

-Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.

Внешнеэкономические связи являются мощным фактором социально-экономического прогресса общества, они могут ускорять этот прогресс или замедлять его. Положительное воздействие на состояние национальной экономики и ее эффективность внешнеэкономические связи оказывают при тех условиях, когда они стимулируют развитие экспортного производства и экспорта наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основе применения передовых технологий глубокой переработки сырья, обеспечивают импорт продукции, необходимой для структурно-технологической перестройки страны, а также первоочередное удовлетворения жизненно важных потребностей страны и ее населения, не включают импорт экологически опасных, вредных для здоровья людей товаров, морально устаревшей техники, продукции, подрывающей нравственные устои общества. Соображения государственной целесообразности в подобных случаях должны превалировать над коммерческими интересами отдельных субъектов ВЭД.

Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам ВЭД. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречит им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества.

Политика государства должна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД и от национального производства.

Такая политика допускает возможность сокращения доходов государственной казны от ВЭД, если снижение пошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту доходов национальной экономики и совокупного дохода общества. Но она предполагает и возможность роста ввозных пошлин на определенные товары для ограничения их доступа на российский рынок, если этот импорт подрывает национальное производство и приносит вред экологии, нравственному и физическому здоровью населения.

Ориентация на повышение эффективности экономики и рост совокупного дохода общества, на охрану нравственного и физического здоровья населения страны и улучшение ее экологического состояния как на главный критерий оценки эффективности системы ввозных таможенных пошлин требует высокого уровня качественного анализа и применения сложного математического аппарата при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре ввозных пошлин на конкретные товары. Этими средствами еще не вооружены наши государственные органы, решающие эти проблемы. Зачастую на практике используются более частные критерии оценки эффективности изменения пошлин на отдельные товары.

В качестве указанных критериев на практике зачастую используются доходы государства и национальные внутренние цены. Эффективность системы ввозных пошлин и мероприятий по их изменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих отраслей, доходов государственного бюджета от внешней торговли и динамику внутренних цен.

Изменение ввозных пошлин сказывается на состоянии внутреннего производства, поскольку пошлины регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Но вместе с тем оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. Противоречивость последствий изменения пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки, а с другой - не приводило бы к вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.

С вступлением России в ВТО дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным производителям возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жестокой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.




Этот подход необходимо соблюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышения ввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественных товаропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении таможенных ввозных пошлин подчеркивать временный характер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.

Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства от ВЭД. Фискальная оценка пересмотра пошлин неизбежна: государство должно заранее знать, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы. К сожалению, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано. Таможенные органы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акциза, но не за уровень их ставок. Снижение ставок таможенных пошлин может не перекрывать потери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку этот рост регулируется сложным комплексом внутренних и внешних факторов, которые не зависят от качества работы таможенных органов.

Ввозные пошлины влияют на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость - снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их - к росту цен.

На самом деле между таможенными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.

Во-первых, ввозные пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета ряда других элементов цены - акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятном для продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен может определить рост пошлин; при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечивать роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, прямая зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.

Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.

Например, некоторые товары могут не производиться в стране, и потребность в них обеспечивается только за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение влияют на размеры импорта и соответственно, на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый товар производится также и на национальных предприятиях внутри страны. Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение двояко: они регулируют масштабы ввоза и вместе с тем оказывают влияние на динамику внутреннего производства. При оценке влияния ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать во внимание оба этих фактора.

В-третьих, уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупносерийного или массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно важное значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых в конечном счете зависят национальные издержки и цены.

Изменение ввозных пошлин и оценка их влияний на внутренние цены не укладываются в рамки простых пересчетов их элементов с использованием элементарного математического аппарата, описывающего связи между двумя величинами, находящимися в прямой пропорциональной зависимости. Как уже отмечалось, определение влияния ввозных пошлин на внутренние цены требует более высокого уровня качественного анализа этих зависимостей и более сложного математического аппарата для их количественной оценки.

Влияние ввозных пошлин на внутренние цены определяется не только общим уровнем этих пошлин, но и их оптимальностью: система пошлин должна способствовать развитию и повышению конкурентоспособности и эффективности внутренней экономики, что и должно обеспечить наиболее благоприятные для национальной экономики и потребителей страны внутренние цены. Уровень и динамика внутренних цен будут определяться состоянием и эффективностью национальной экономики. Уровень пошлин может рассматриваться в качестве одного из факторов, содействующих достижению этой эффективности. Оценка влияния пошлин должна производиться не путем определения их влияния на отдельные элементы внутренней цены, хотя такой метод оценки как приближенный и сугубо ориентированный отнюдь не исключается, - а путем оценки влияния пошлин на состояние внутренней экономики и ее эффективность, что и определяет, в конечном счете, уровень внутренних цен. Для таких расчетов могут быть применены методы оптимального планирования, которые долгое время и с успехом разрабатывались в нашей стране и были необоснованно забыты при переходе к рыночным реформам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Степень защищенности отрасли оценивается по совокупному воздействию импортных пошлин на конечную продукцию и на элементы материальных затрат на величину стоимости, добавленной обработкой.

Поэтому для определения степени защищенности предприятия, (отрасли) определяют так называемые номинальные и эффективные ставки таможенных пошлин.

Номинальная ставка таможенной пошлины (номинальный уровень протекционизма) – указывается в импортном таможенном тарифе.

Номинальный уровень протекционизма (НУП) рассчитывается отношением ставки таможенной пошлины к величине таможенной стоимости данного товара (в процентах):


t – ставка таможенной пошлины;
Р – таможенная стоимость товара.

Эффективная ставка таможенной пошлины (эффективный уровень протекционизма) – расчетный показатель.

Эффективный или фактический уровень протекционизма (ЭУП) рассчитывается отношением обусловленного введением пошлины прироста добавленной стоимости (прирост стоимости обычно эквивалентен ставке пошлины) к величине стоимости, добавленной обработкой, в базовом варианте (до введения пошлины):


t – ставка пошлины на конечный продукт;

– добавленная стоимость в базовом варианте (до введения пошлины);

– добавленная стоимость, возросшая в результате введения таможенной пошлины.

Эффективная ставка таможенной пошлины показывает, насколько импортная таможенная пошлина способствует увеличению стоимости товара в процессе его обработки, и зависит от разницы в уровне ставок импортных пошлин на готовую продукцию и импортируемые сырье и компоненты и их удельного веса в стоимости конечного изделия.

Таким образом, повышение (снижение) степени тарифной защиты отрасли может быть достигнуто не только путем повышения (снижения) ставок пошлин на ее продукцию, но и снижением (повышением) пошлин на ввозимые сырье, комплектующие, т.е. те элементы, которые влияют на затраты связанные с производством данной продукции. Если отрасли, производящие материалы и компоненты, получают больший приоритет, то уровень эффективной защиты производителей конечного продукта снижается. И наоборот, снижение пошлин на импортные сырье, материалы, компоненты является средством повышения степени тарифной защиты отечественного производства без повышения или при меньшем повышении пошлин на его конечную продукцию. Фактическая защищенность отрасли при неизменной ставке пошлины на конечную продукцию тем выше, чем больше удельный вес импортных элементов затрат в цене конечного продукта.

Наряду с этим определяется и количественная оценка уровня протекционизма (степени тарифной защиты), основой которой является построение (структура) тарифа: товарная номенклатура и ставки таможенных пошлин.

Повышения уровня протекционизма можно добиться путем расширения тарифной номенклатуры (товарной структуры тарифа) и потоварной дифференциации ставок тарифа. Расширяя товарную номенклатуру тарифа и варьируя ставки таможенных пошлин по отдельным товарным группам, товарным позициям можно целенаправленно усилить государственную защиту ввоза отдельных товаров, тем самым, создавая благоприятные условия для развития отечественного производства отдельных (чувствительных) товаров. Ставки таможенных пошлин при этом устанавливаются также дифференцированно, с учетом значимости товаров.

Единый таможенный тариф пока характеризуется незначительной дифференциацией. В тарифах зарубежных стран товарная структура выходит за 12 знаков, в то время как в России она составляет только 10 знаков.

Уровень протекционизма в таможенном тарифе определяется и уровнем ставок таможенного тарифа, т.е. количеством различающихся по абсолютной величине ставок, применяемых в таможенном тарифе данной страны. В российском тарифе используется 4-уровневая система адвалорных ставок таможенных пошлин 5 % – 10 % – 15 % – 20 %, других ставок в тарифе нет. Кроме того, они установлены по укрупненным позициям, иногда по товарным группам. Подобная структура таможенного тарифа свидетельствует о фискальной, а не протекционистской направленности Таможенного тарифа.

Степень тарифной защиты устанавливается и посредством применения различных ставок пошлин к одинаковым товарам, ввозимым из разных государств. В Таможенном союзе различные ставки таможенных пошлин применяются только к товарам из развивающихся стран и наименее развитых стран. Вместе с тем, преференциальная ставка установлена (75 % от базовой ставки) к товарам, ввозимым из всех преференциальных стран независимо от уровня их развития и к товаром, ввозимым из Бразилии и Сингапура, Китая, Южной Кореи и Вьетнама и др.

В практике тарифной защиты может использоваться и запретительная ставка таможенной пошлины – ставка таможенной пошлины, при которых ввоз товаров в страну становится нецелесообразным, т.е. прекращается. Иначе их называют пиковыми ставками. В Таможенном союзетакие ставки почти не применяются. В развитых странах устанавливаются запретительные пошлины в размерах 100 – 400 % от таможенной стоимости.

Для оценки степени тарифной защиты рассчитываются средний уровень ставок таможенного тарифа, простая среднеарифметическая ставка, тарифа и средневзвешенная ставка тарифа.

Простая среднеарифметическая ставка рассчитывается по формуле:



– ставки таможенных пошлин по отдельным позициям товарной номенклатуры;
n – число позиций товарной номенклатуры.

Средневзвешенная ставка рассчитывается по формуле:

Читайте также: