Метод экспертных оценок в налоговом планировании

Опубликовано: 16.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Проект Приказа Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации" (подготовлен Минпромторгом России 25.07.2016)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.06.2016) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

2. Департаментам-администраторам доходов федерального бюджета при расчетах прогнозов поступления доходов федерального бюджета, руководствоваться Методикой.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Г.М. Кадырову.

Министр Д.В. Мантуров

Утверждена
приказом Минпромторга России
от ____________ 2016 г. N ___

Методика прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации

1. Настоящая методика определяет порядок прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрирование которых осуществляет Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - главный администратор доходов) в части прогнозирования поступлений по закрепленным за департаментами-администраторами доходов кодам доходов федерального бюджета, а также в целях единообразия использования департаментами-администраторами доходов федерального бюджета, методов оценки источников доходов федерального бюджета для прогнозирования поступлений доходов в бюджет при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

2. Прогнозирование поступлений налоговых и неналоговых доходов департаментами-администраторами доходов осуществляется в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных и правовых актов, а также с использованием данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, разрабатываемого Министерством экономического развития Российской Федерации, аналитических материалов о динамике поступлений доходов федерального бюджета.

Департаменты-администраторы доходов должны учитывать, что завышение и занижение прогнозных показателей доходов федерального бюджета приводит к невыполнению бюджетных проектировок, что свидетельствует о качестве финансового менеджмента, влияющих на оценку их деятельности.

3. Для среднесрочного прогнозирования основных источников доходов федерального бюджета применяются следующие методы прогнозирования: индексация, экстраполяция, метод экспертных оценок, усреднение и прямой расчет.

Индексация предполагает установленную зависимость прогнозируемой величины с известными переменными. Этот метод предполагает широкое использование системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов при расчете прогноза бюджетных показателей.

Метод экспертных оценок заключается в использовании профессиональной интуиции экспертов по бюджетному планированию. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от "ощущений" эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Экстраполяция (трендовый метод) является наиболее распространенным методом прогнозирования поступлений, основывается на имеющихся данных о тенденциях изменений поступлений в прошлых периодах и предположении, что изменения в будущем предопределяются изменениями в прошлом и настоящем.

Усреднение - расчет, осуществляемый на основании усреднения годовых объемов доходов не менее чем за 3 года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает 3 года.

Прямой расчет основывается на непосредственном использовании прогнозных значений объемных и стоимостных показателей, уровней ставок и других показателей, установленных для каждого источника дохода.

4. Прогнозирование доходов федерального бюджета осуществляется департаментами-администраторами доходов ежегодно, в соответствии с графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

В сроки, установленные графиком, департаменты-администраторы доходов направляют сформированный прогноз в Департамент бюджетной политики и финансов для формирования прогноза доходов по Министерству.

5. Прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета от государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, осуществляется на основании имеющихся данных о количестве ранее выданных лицензий, сроке действия этих лицензий и объеме рынка по лицензируемому виду деятельности.

5.1. Прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета от государственной пошлины за совершение действий, связанных выдачей лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, код бюджетной классификации 020 1 08 07081 01 0300 110, 020 1 08 07081 01 0700 110.

Для прогнозирования используется метод экстраполяции. Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящей Методике.

При прогнозировании используются имеющиеся данные о фактическом количестве выданных лицензий за 1,5 года, предшествующих планируемому, и размер государственной пошлины за выдачу лицензий, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации на дату осуществления расчета.

Прогноз основывается на сложившемся тренде выданных лицензий и учитывает изменения в правилах лицензирования в сфере внешней торговли в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации на планируемый период.

5.2. Прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета от государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием по остальным видам деятельности, коды бюджетной классификации 020 1 08 07081 01 0300 110, 020 1 08 07081 01 0400 110, 020 1 08 07081 01 0500 110, 020 1 08 07081 01 0700 110.

Для прогнозирования используется метод экстраполяции в комбинации с методом усреднения. Прогнозирование основывается на сложившемся тренде количества и структуры выданных лицензий и осуществляется по форме согласно приложению 2 к настоящей Методике, в разрезе лицензируемых видов деятельности. Для прогнозирования используются данные о количестве обращений за совершением действий, связанных с лицензированием, за 3 года, предшествующих планируемому, а также о размерах государственной пошлины за выдачу лицензий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3340, 25.04.2016, N 17, ст. 2479) на эти 3 года и на дату осуществления расчета.

6. Прогнозирование доходов федерального бюджета от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП), код бюджетной классификации 020 1 11 07011 01 6000 120.

Прогнозирование осуществляется департаментами-администраторами доходов ежегодно, на основании проектов программ деятельности ФГУП, направленных в установленном порядке их руководителями, и с учетом прогнозных показателей, учтенных ранее при подготовке проекта федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Метод прогнозирования - прямой расчет.

При прогнозировании используются следующие показатели:

а) базовые показатели фактического поступления платежей в текущем и в предшествующем годах;

б) макроэкономические индексы-дефляторы, характеризующие прогнозируемые темпы роста (снижения) по видам экономической деятельности, формируемые Минэкономразвития России;

в) данные об изменениях нормативной правовой базы, оказывающих влияние на расчетную величину доходных источников (например, ставках налогов, подлежащих зачислению в бюджет);

г) данные об участии предприятий в реализации мероприятий государственных и ведомственных программ.

Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 3 к настоящей Методике, в разрезе подведомственных ФГУП, с учетом имеющихся сведений о сроках их приватизации (изменения формы собственности), а также с учетом участия этих предприятий в реализации отраслевых стратегий и программ развития.

7. Прогнозирование доходов федерального бюджета от возмещения арендаторами федерального имущества расходов по эксплуатационным, коммунальным и административно-хозяйственным услугам, код бюджетной классификации 020 1 13 02061 01 6000 130.

Для прогнозирования используется метод экстраполяции в комбинации с индексным методом. Прогнозирование основывается на сложившемся тренде удельной стоимости расходов на один квадратный метр площади, арендуемой сторонними организациями, с учетом предельного роста стоимости коммунальных услуг, устанавливаемого Минэкономразвития России на соответствующий год в прогнозе социально-экономического развития России.

Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 4 к настоящей Методике.

8. Прогнозирование прочих доходов от компенсации затрат федерального бюджета.

Средства, получаемые от возмещения расходов работодателей на приобретение бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, код бюджетной классификации 020 1 13 02991 01 6000 130.

При прогнозировании доходов используется метод усреднения.

Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 5 к настоящей Методике.

9. Прогнозирование прочих доходов от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета.

Плата за выдачу заключения о соответствии производителя лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики, код бюджетной классификации 020 1 13 01991 01 6000 130.

Для прогнозирования используется метод экстраполяции. Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 6 к настоящей Методике.

При прогнозировании используются имеющиеся данные о фактическом количестве выданных заключений за 1,5 года, предшествующих планируемому, и размер платы за выдачу заключения, устанавливаемый постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 1314 "Об определении соответствия производителей лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 14.12.2015, N 50, ст. 7165)

Прогноз основывается на сложившемся тренде ранее выданных заключений и учитывает изменения в правилах лицензирования в сфере внешней торговли в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации на планируемый период

10. Прогнозирование доходов федерального бюджета в части процентов, начисленных кредитными организациями, по остаткам средств на валютных счетах, код бюджетной классификации 020 1 11 02012 01 6000 120.

Для прогнозирования используется метод усреднения в комбинации с индексным методом. Расчет осуществляется на основании усреднения годовых объемов доходов по данному коду бюджетной классификации за 3 предшествующих года, и полученный результат корректируется на прогнозный индекс курса доллара, прогнозируемый на соответствующий год Минэкономразвития России.

11. Прогнозирование иных неналоговых доходов федерального бюджета.

Неналоговые доходы отличаются субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в федеральный бюджет неналоговых доходов.

Отдельные виды неналоговых доходов носят несистемный характер и относятся к категории, не поддающихся объективному прогнозированию:

штрафные санкции, поступления в федеральный бюджет, по которым не предусмотрены обособленные коды бюджетной классификации, и прочие неналоговые доходы, коды бюджетной классификации 020 1 14 02013 01 6000 410 (440), 020 1 15 05020 01 6000 140, 020 1 16 23011 01 6000 140, 020 1 16 33010 01 6000 140, 020 1 16 90010 01 6000 140, 020 1 17 05010 01 6000 180, 020 2 18 01010 01 0000 151, 020 2 18 01030 01 0000 180, 020 2 18 01010 01 0000 180.

доходы от реализации продуктов утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов в части реализации основных средств и в части реализации материальных запасов, коды бюджетной классификации 020 1 14 02015 01 6000 410 (440), 020 1 14 02017 01 6000 410(440);

прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета код бюджетной классификации 020 1 13 02991 01 6000 130.

В целях прогноза поступлений указанных доходов на планируемый период используется метод экспертной оценки. Департаменты-администраторы указанных доходов оценивают вероятность их поступления и рассчитывают их либо с применением метода экстраполяции с постоянным темпом роста базы на основе динамики прошлых лет, либо с применением индексного метода, с условным применением инфляционного индекса-дефлятора. Полученный результат корректируется на основе имеющейся дополнительной информации об источниках дохода.

Обзор документа

Разработан порядок прогнозирования поступлений в федеральный бюджет доходов, администрируемых Минпромторгом России.

Прогнозирование поступлений налоговых и неналоговых доходов производится с использованием данных прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период, аналитических материалов о динамике поступлений доходов федерального бюджета. Следует учитывать, что завышение и занижение прогнозных показателей доходов федерального бюджета приводит к невыполнению бюджетных проектировок, что свидетельствует о качестве финансового менеджмента.

Для среднесрочного прогнозирования основных источников доходов федерального бюджета применяются следующие методы: индексация, экстраполяция, метод экспертных оценок, усреднение и прямой расчет.

Определяются методы, применяемые для прогнозирования поступления конкретных видов доходов.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Проект Приказа Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации" (подготовлен Минпромторгом России 25.07.2016)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.06.2016) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

2. Департаментам-администраторам доходов федерального бюджета при расчетах прогнозов поступления доходов федерального бюджета, руководствоваться Методикой.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Г.М. Кадырову.

Министр Д.В. Мантуров

Утверждена
приказом Минпромторга России
от ____________ 2016 г. N ___

Методика прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации

1. Настоящая методика определяет порядок прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрирование которых осуществляет Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - главный администратор доходов) в части прогнозирования поступлений по закрепленным за департаментами-администраторами доходов кодам доходов федерального бюджета, а также в целях единообразия использования департаментами-администраторами доходов федерального бюджета, методов оценки источников доходов федерального бюджета для прогнозирования поступлений доходов в бюджет при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

2. Прогнозирование поступлений налоговых и неналоговых доходов департаментами-администраторами доходов осуществляется в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных и правовых актов, а также с использованием данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, разрабатываемого Министерством экономического развития Российской Федерации, аналитических материалов о динамике поступлений доходов федерального бюджета.

Департаменты-администраторы доходов должны учитывать, что завышение и занижение прогнозных показателей доходов федерального бюджета приводит к невыполнению бюджетных проектировок, что свидетельствует о качестве финансового менеджмента, влияющих на оценку их деятельности.

3. Для среднесрочного прогнозирования основных источников доходов федерального бюджета применяются следующие методы прогнозирования: индексация, экстраполяция, метод экспертных оценок, усреднение и прямой расчет.

Индексация предполагает установленную зависимость прогнозируемой величины с известными переменными. Этот метод предполагает широкое использование системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов при расчете прогноза бюджетных показателей.

Метод экспертных оценок заключается в использовании профессиональной интуиции экспертов по бюджетному планированию. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от "ощущений" эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Экстраполяция (трендовый метод) является наиболее распространенным методом прогнозирования поступлений, основывается на имеющихся данных о тенденциях изменений поступлений в прошлых периодах и предположении, что изменения в будущем предопределяются изменениями в прошлом и настоящем.

Усреднение - расчет, осуществляемый на основании усреднения годовых объемов доходов не менее чем за 3 года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает 3 года.

Прямой расчет основывается на непосредственном использовании прогнозных значений объемных и стоимостных показателей, уровней ставок и других показателей, установленных для каждого источника дохода.

4. Прогнозирование доходов федерального бюджета осуществляется департаментами-администраторами доходов ежегодно, в соответствии с графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

В сроки, установленные графиком, департаменты-администраторы доходов направляют сформированный прогноз в Департамент бюджетной политики и финансов для формирования прогноза доходов по Министерству.

5. Прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета от государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, осуществляется на основании имеющихся данных о количестве ранее выданных лицензий, сроке действия этих лицензий и объеме рынка по лицензируемому виду деятельности.

5.1. Прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета от государственной пошлины за совершение действий, связанных выдачей лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, код бюджетной классификации 020 1 08 07081 01 0300 110, 020 1 08 07081 01 0700 110.

Для прогнозирования используется метод экстраполяции. Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящей Методике.

При прогнозировании используются имеющиеся данные о фактическом количестве выданных лицензий за 1,5 года, предшествующих планируемому, и размер государственной пошлины за выдачу лицензий, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации на дату осуществления расчета.

Прогноз основывается на сложившемся тренде выданных лицензий и учитывает изменения в правилах лицензирования в сфере внешней торговли в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации на планируемый период.

5.2. Прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета от государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием по остальным видам деятельности, коды бюджетной классификации 020 1 08 07081 01 0300 110, 020 1 08 07081 01 0400 110, 020 1 08 07081 01 0500 110, 020 1 08 07081 01 0700 110.

Для прогнозирования используется метод экстраполяции в комбинации с методом усреднения. Прогнозирование основывается на сложившемся тренде количества и структуры выданных лицензий и осуществляется по форме согласно приложению 2 к настоящей Методике, в разрезе лицензируемых видов деятельности. Для прогнозирования используются данные о количестве обращений за совершением действий, связанных с лицензированием, за 3 года, предшествующих планируемому, а также о размерах государственной пошлины за выдачу лицензий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3340, 25.04.2016, N 17, ст. 2479) на эти 3 года и на дату осуществления расчета.

6. Прогнозирование доходов федерального бюджета от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП), код бюджетной классификации 020 1 11 07011 01 6000 120.

Прогнозирование осуществляется департаментами-администраторами доходов ежегодно, на основании проектов программ деятельности ФГУП, направленных в установленном порядке их руководителями, и с учетом прогнозных показателей, учтенных ранее при подготовке проекта федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Метод прогнозирования - прямой расчет.

При прогнозировании используются следующие показатели:

а) базовые показатели фактического поступления платежей в текущем и в предшествующем годах;

б) макроэкономические индексы-дефляторы, характеризующие прогнозируемые темпы роста (снижения) по видам экономической деятельности, формируемые Минэкономразвития России;

в) данные об изменениях нормативной правовой базы, оказывающих влияние на расчетную величину доходных источников (например, ставках налогов, подлежащих зачислению в бюджет);

г) данные об участии предприятий в реализации мероприятий государственных и ведомственных программ.

Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 3 к настоящей Методике, в разрезе подведомственных ФГУП, с учетом имеющихся сведений о сроках их приватизации (изменения формы собственности), а также с учетом участия этих предприятий в реализации отраслевых стратегий и программ развития.

7. Прогнозирование доходов федерального бюджета от возмещения арендаторами федерального имущества расходов по эксплуатационным, коммунальным и административно-хозяйственным услугам, код бюджетной классификации 020 1 13 02061 01 6000 130.

Для прогнозирования используется метод экстраполяции в комбинации с индексным методом. Прогнозирование основывается на сложившемся тренде удельной стоимости расходов на один квадратный метр площади, арендуемой сторонними организациями, с учетом предельного роста стоимости коммунальных услуг, устанавливаемого Минэкономразвития России на соответствующий год в прогнозе социально-экономического развития России.

Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 4 к настоящей Методике.

8. Прогнозирование прочих доходов от компенсации затрат федерального бюджета.

Средства, получаемые от возмещения расходов работодателей на приобретение бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, код бюджетной классификации 020 1 13 02991 01 6000 130.

При прогнозировании доходов используется метод усреднения.

Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 5 к настоящей Методике.

9. Прогнозирование прочих доходов от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета.

Плата за выдачу заключения о соответствии производителя лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики, код бюджетной классификации 020 1 13 01991 01 6000 130.

Для прогнозирования используется метод экстраполяции. Прогнозирование осуществляется по форме согласно приложению 6 к настоящей Методике.

При прогнозировании используются имеющиеся данные о фактическом количестве выданных заключений за 1,5 года, предшествующих планируемому, и размер платы за выдачу заключения, устанавливаемый постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 1314 "Об определении соответствия производителей лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 14.12.2015, N 50, ст. 7165)

Прогноз основывается на сложившемся тренде ранее выданных заключений и учитывает изменения в правилах лицензирования в сфере внешней торговли в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации на планируемый период

10. Прогнозирование доходов федерального бюджета в части процентов, начисленных кредитными организациями, по остаткам средств на валютных счетах, код бюджетной классификации 020 1 11 02012 01 6000 120.

Для прогнозирования используется метод усреднения в комбинации с индексным методом. Расчет осуществляется на основании усреднения годовых объемов доходов по данному коду бюджетной классификации за 3 предшествующих года, и полученный результат корректируется на прогнозный индекс курса доллара, прогнозируемый на соответствующий год Минэкономразвития России.

11. Прогнозирование иных неналоговых доходов федерального бюджета.

Неналоговые доходы отличаются субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в федеральный бюджет неналоговых доходов.

Отдельные виды неналоговых доходов носят несистемный характер и относятся к категории, не поддающихся объективному прогнозированию:

штрафные санкции, поступления в федеральный бюджет, по которым не предусмотрены обособленные коды бюджетной классификации, и прочие неналоговые доходы, коды бюджетной классификации 020 1 14 02013 01 6000 410 (440), 020 1 15 05020 01 6000 140, 020 1 16 23011 01 6000 140, 020 1 16 33010 01 6000 140, 020 1 16 90010 01 6000 140, 020 1 17 05010 01 6000 180, 020 2 18 01010 01 0000 151, 020 2 18 01030 01 0000 180, 020 2 18 01010 01 0000 180.

доходы от реализации продуктов утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов в части реализации основных средств и в части реализации материальных запасов, коды бюджетной классификации 020 1 14 02015 01 6000 410 (440), 020 1 14 02017 01 6000 410(440);

прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета код бюджетной классификации 020 1 13 02991 01 6000 130.

В целях прогноза поступлений указанных доходов на планируемый период используется метод экспертной оценки. Департаменты-администраторы указанных доходов оценивают вероятность их поступления и рассчитывают их либо с применением метода экстраполяции с постоянным темпом роста базы на основе динамики прошлых лет, либо с применением индексного метода, с условным применением инфляционного индекса-дефлятора. Полученный результат корректируется на основе имеющейся дополнительной информации об источниках дохода.

Обзор документа

Разработан порядок прогнозирования поступлений в федеральный бюджет доходов, администрируемых Минпромторгом России.

Прогнозирование поступлений налоговых и неналоговых доходов производится с использованием данных прогноза социально-экономического развития страны на очередной год и плановый период, аналитических материалов о динамике поступлений доходов федерального бюджета. Следует учитывать, что завышение и занижение прогнозных показателей доходов федерального бюджета приводит к невыполнению бюджетных проектировок, что свидетельствует о качестве финансового менеджмента.

Для среднесрочного прогнозирования основных источников доходов федерального бюджета применяются следующие методы: индексация, экстраполяция, метод экспертных оценок, усреднение и прямой расчет.

Определяются методы, применяемые для прогнозирования поступления конкретных видов доходов.


  • Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?
  • Общие принципы налогового планирования
  • Формы налогового планирования
  • Методы налогового планирования
  • ИТОГИ

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    ИТОГИ

    Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

    Существует множество процессов и явлений, количественная информация для характеристики которых отсутствует или очень быстро изменяется. В этом случае используются методы экспертных оценок, сущность которых заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.

    Примерами традиционных эвристических процедур являются консилиумы, совещания, заседания, поскольку порядок их проведения регламентируется традициями. Постепенно в эту область начинают проникать математические методы планирования и обработки результатов эвристической деятельности.

    Выделяют два уровня экспертных оценок: количественный и качественный. Применение экспертных оценок на качественном уровне, например для возможных направлений деятельности, как правило, оправдано. Применение экспертных оценок в тех случаях, когда могут быть использованы математические методы, нередко обусловлено неумением использовать математические методы.

    Этапы проведения экспертных оценок:

    · обработка экспертных оценок.

    Методы экспертных оценок можно подразделить на:

    1) по количеству экспертов: индивидуальные и коллективные;

    2) по технологии обработки информации: прямые и экспертные методы с обратной связью;

    3) по технологии получения прогнозной оценки.

    Среди индивидуальных оценок используют метод «интервью» и аналитический метод, который предусматривает тщательную и самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Достоинством методов можно считать возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта, недостатками – субъективность и ограниченность знаний.

    Среди коллективных экспертных методов выделяются:

    1. Метод коллективной генерации идей (мозговой атаки).

    4. Метод «комиссий».

    5. Метод написания сценария.

    6. Метод морфологического анализа.

    Этапы применения метода коллективных экспертных оценок:

    - формирование экспертной группы (отбор экспертов производится с использованием методов самооценки, методы взаимной оценки, по прошлому опыту);

    - определение компетентности экспертов;

    - оценка представительности или репрезентативности группы;

    - получение индивидуальных суждений экспертов по заданной проблеме;

    - обобщение мнений об относительной важности заданной проблемы группой экспертов;

    - оценка степени согласованности экспертов с учетом коэффициента вариации;

    - построение гистограммы распределения мнений экспертов;

    - формулирование плана прогноза.

    Технология обобщения оценок зависит от вида оценок, количества данных оценок. Если прогнозом (планом) является число, то может использоваться среднее значение. Если ответы экспертов различны, то используется теория игр. Если оценка экспертов давалась в виде рангов, то в процессе обобщения определяется сумма рангов и согласованность оценок с помощью коэффициента конкордации; Спирмана или Кендела.

    О достоверности групповых экспертных оценок обычно судят по их согласованности. При проведении экспертных опросов, как правило, получают оценки нескольких объекте. Определить согласованность оценок, которые даются разными экспертами, можно с помощью непараметрического двухфакторного дисперсионного анализа. При выполнении анализа в качестве первого фактора рассматриваются эксперты, в качестве второго фактора — объекты, оцениваемые экспертами. Уровни первого фактора — это разные эксперты, а уровни второго фактора – разные объекты.

    Согласованность оценок экспертов определяется при отсутствии влияния фактора, связанного с экспертами. В распространенных статистических пакетах для этого используют критерий Фридмана (Friedman) и, если есть возможность ранжировать экспертов по величине оценок, – критерий Пейджа (Page). Обычно тестируется гипотеза «есть различия между средними значениями оценок некоторых экспертов» с оценкой уровня значимости гипотезы. Если уровень значимости гипотезы не превышает 5 или 10%, то можно считать, что оценки экспертов согласованы и достоверны.

    Коллективное мнение экспертной группы может быть выражено в формах:

    · количественных оценок в физических единицах измерения или в виде отношения;

    Ранжирование может быть выполнено в соответствии со следующим правилом: объекты (факторы) i =1, ¯n следует располагать согласно суммам Si их рангов хij, полученных в результате индивидуальных оценок каждым j–м экспертом:

    При этом (табл. 1) на первое место ставится объект (i), сумма рангов которого будет минимальной, на второе место – объект (i+1), сумма рангов которого Si+1 занимает следующее по значению положение и т.д.

    Сумма рангов экспертов

    Методы определения согласованности зависят от вида оценок. При оценках в физических единицах величин, балльных оценках, попарных сравнениях согласованность мнений определяется с помощью коэффициента вариации Vi:

    который характеризует относительную величину разброса оценок экспертов по отношению к среднему значению коллективной оценки хi. Если не учитывать важность признаков сравнения h, то средняя коллективная оценка объекта i будет равна:

    Полагают, что согласованность мнений удовлетворительная, если все Vi ≤0,3, и хорошая, если все Vi≤0,2.

    При группировке (сортировке) и ранжирования объектов согласованность определяется с помощью коэффициента конкордации (согласованности) W, характеризующего степень согласованности по все оцениваемым объектам. В этом случае дополнительно к суммам рангов Si объектов определяются:

    · среднее значение полученных величин Si:

    отклонения di сумм Si от среднего значения S:

    Среди множества рангов хij (табл. 1) выявляется количество групп r , имеющих равные (связанные) ранги, и количество tp равных рангов в каждой р–й группе.

    Если ранги, установленные экспертами, различны, то Тi =0. Коэффициент конкордации принимает значения в пределах отрезка W=0:1. При полной согласованности мнений экспертов W=1. Изменения W от 1 до 0 соответствует уменьшению согласованности. При W 0,5 – удовлетворительная.

    3. Фактографические методы планирования и прогнозирования

    Фактографические методы базируются на фактически имеющемся информационном материале об объекте прогнозирования и его прошлом развитии.

    1. Экономико-математические и экономико-статистические методы и модели (корреляционно-регрессионный анализ, экстраполяция, методы принятия решений в условиях риска и неопределенности, игровые модели, методы оптимального планирования, имитационное моделирование и др.).

    Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.

    Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза. При прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменения влияния различных факторов в перспективе.

    Различают методы прямой экстраполяции и адаптивные методы экстраполяции. При использовании прямых методов расчет ведут на основе моделей, построенных для выбранного периода предыстории. В адаптивных существует механизм подстройки моделей прогнозирования к изменению уровней ряда. Здесь чаще всего уровням ряда предыстории задаются разные веса: чем ближе к концу предыстории, тем больший удельный вес они получают. При этом предполагается, что в периоде упреждения прогноза получит развитие та тенденция, которая имела место в последней части предыстории.

    1. Прогнозирование по средним характеристикам ряда (интервал, по приросту).

    2. Прогнозирование методом подбора функций. Условия для применения этого метода:

    - период предыстории должен быть достаточным для выявления тенденции изменения показателя;

    - анализируемый процесс является устойчивым и обладает инерционностью, т.е. для значительных изменений требуется достаточно длительный период;

    - не ожидается никаких сильных внешних воздействий на изучаемый процесс, которые приведут к серьезным изменениям в развитии показателя.

    2. Сущность балансового метода предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода (материальные, трудовые и финансовые).

    3. Нормативный метод. Сущность заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов и планов с использованием норм и нормативов. Нормы и нормативы применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования, с их помощью обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

    Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурсов на единицу продукции в принятых единицах измерения. Нормативы представляются в относительном выражении и характеризуют либо степень использования ресурсов, либо расход ресурса на 1млн. руб.

    В практике планирования и прогнозирования применяется система норм и нормативов, включающая: нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования ОПФ; нормативы капитальных вложений и капительного строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые нормы и нормативы (амортизационные отчисления, нормативы рентабельности, ставки налогов и т.д.); социальные нормы и нормативы; экологические нормы и нормативы.

    4. Метод экономического анализа — экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

    5. Программно-целевой метод — это способ формирования системы плановых решений, сущность которого заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития объекта управления, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии самого объекта.

    Поможем написать любую работу на аналогичную тему

    Методы экспертных оценок в планировании и прогнозировании

    Методы экспертных оценок в планировании и прогнозировании

    Существует две группы экспертных оценок:

    1. Индивидуальные оценки основаны на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.
    2. Коллективные оценки основаны на использовании коллективного мнения экспертов.

    Грубо говоря, к первой группе относится оценка статей на хабре, голосование в опросах и т.д., когда каждый эксперт принимает решение самостоятельно. Подбор (отсев) экспертов осуществляется посредством кармы. Именно первая группа превалирует в интернете 2 за счет возможности охвата большего числа экспертов.

    Способы измерения объектов

    1. Ранжирование – это расположение объектов в порядке возрастания или убывания какого-либо присущего им свойства. Ранжирование позволяет выбрать из исследуемой совокупности факторов наиболее существенный.
    2. Парное сравнение — это установление предпочтения объектов при сравнении всех возможных пар. Здесь не нужно, как при ранжировании, упорядочивать все объекты, необходимо в каждой из пар выявить более значимый объект или установить их равенство.
    3. Непосредственная оценка. Часто бывает желательным не только упорядочить (ранжировать объекты анализа), но и определить, на сколько один фактор более значим, чем другие. В этом случае диапазон изменения характеристик объекта разбивается на отдельные интервалы, каждому из которых приписывается определенная оценка (балл), например, от 0 до 10. Именно поэтому метод непосредственной оценки иногда именуют также балльным методом.

    Метод простой ранжировки заключается в том, что каждого эксперта просят расположить признаки в порядке предпочтения.


    aij — оценка признака экспертом. n — количество признаков, m — количество экспертов.
    Затем, подсчитывается Si — среднее значение важности признака.

    Метод задания весовых коэффициентов (aij)

    1. всем признакам назначают весовые коэффициенты так, чтобы суммы коэффициентов была равна какому-то фиксированному числу (например, единице, десяти или ста);
    2. наиболее важному из всех признаков придают весовой коэффициент, равный какому-то фиксированному числу, а всем остальным – коэффициенты, равные долям этого числа.

    Метод последовательных сравнений заключается в следующем:
    1. эксперт упорядочивает все признаки в порядке уменьшения их значимости: А1>A2>…>An;
    2. присваивает первому признаку значение, равное единице: A1=1, остальным же признакам назначает весовые коэффициенты в долях единицы;
    3. сравнивает значение первого признака с суммой всех последующих.

    В парном сравнении не нужно, как при ранжировании, упорядочивать все объекты, необходимо в каждой из пар выявить более значимый объект или установить их равенство. Парное сравнение можно проводить при большом числе объектов, а также в тех случаях, когда различие между объектами столь незначительно, что практически невыполнимо их ранжирование.
    При использовании метода чаще всего составляется матрица размером nxn, где n – количество сравниваемых объектов.


    При сравнении объектов матрица заполняется элементами aij следующим образом (может быть предложена и иная схема заполнения):

    • 2, если объект i предпочтительнее объекта j (i > j),
    • 1, если установлено равенство объектов (i = j),
    • 0, если объект j предпочтительнее объекта i (i Вычисление

    Говоря о согласованности мнений экспертов, стоит упомянуть, что ранжирование не подразумевает (или не всегда подразумевает) расстояние. То есть у одного эксперта A>B>C означает, что A>>B>C, а у другого A>B>>C. И всякие корреляции и расчеты средних оценок тут не помогут. Как вариант, считать индекс согласованности. Что-то типо количества противоречивых замкнутых цепочек мнений экспертов (Первый считает, что A лучше Б, второй, что Б лучше С, а третий, что С лучше А) к количеству всех подобных цепочек.

    Рейтинги обычно базируются на некоторой вероятностной модели, поэтому нужно тщательно учитывать область их возможного применения.

    Статья и не претендует на полный многоэтапный разбор методов и алгоритмов оценки, лишь поверхностное их описание. Посему, если вы знаете применимые в данном случае (не описанные мной) методы и алгоритмы — с удовольствием добавлю их в статью. Или любую полезную тематическую литературу.

    Засим откланиваюсь. Всех с праздником, раминь. А для тех, кто зашел посмотреть на девушек — вот вам

    Читайте также: