Влияние страны происхождения товаров на уровень ставки таможенной пошлины

Опубликовано: 21.09.2024

Страна происхождения товаров в таможенно-тарифном регулировании

Определение уровня ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров

Для развивающихся и наименее развитых стран применяется четыре основных уровня ввозных таможенных пошлин в зависимости от ряда условий и факторов (табл. 16).

Таблица 16 Уровни ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условия их применения

Основные уровни ввозных таможенных пошлин/условное обозначение Условия применения
Беспошлинно / [0] 1. Товар является преференциальным; 2.Страна, указанная в ГТД в качестве страны происхождения, входит в перечень наименее развитых стран; 3.Выполняются условия, установленные Соглашением об унифицированных правилах (наличие факта непосредственной закупки товара; наличие факта прямой отгрузки товара; наличие декларации или сертификата о происхождении товара формы «А»).
75% от базовой ставки / [0,75] 1.Товар является преференциальным; 2.Страна, указанная в ГТД в качестве страны происхождения, входит в перечень развивающихся стран; 3.Выполняются условия, установленные Соглашением об унифицированных правилах (наличие факта непосредственной закупки товара; наличие факта прямой отгрузки товара; наличие декларации или сертификата о происхождении товара формы «А»).
Базовая ставка (ставка РНБ) / [0] 1.Товар является преференциальным, страна, указанная в ГТД в качестве страны происхождения, входит в перечень наименее развитых или развивающихся стран, входит в перечень стран или их союзов, пользующихся в РФ РНБ, но не выполняются одновременно все три условия Соглашения об унифицированных правилах; 2.Товар не является преференциальным, но страна входит в перечень стран или их союзов, пользующихся в РФ РНБ; 3. Товар является преференциальным, страна не входит в перечень наименее развитых и развивающихся стран и перечень стран или их союзов, но входит в перечень стран, пользующихся РНБ в России.
Двойная базовая ставка (максимальная) / [2] 1.Товар является не преференциальным, страна не входит в перечень стран или их союзов, пользующихся РНБ; 2.Товар является преференциальным и страна не входит в перечень стран или их союзов, пользующихся РНБ (при одновременном невыполнении условий Соглашения).

Приложение 1

Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (с последними изменениями от 13 марта 2009 г.)

. Босния и Герцеговина

54. Китай*

. Сан-Томе и Принсипи

. Союз государств Сербии и Черногории

. Швейцария**

. Европейский Союз и Европейское Сообщество по атомной энергии

. Королевство Саудовская Аравия

. Республика Южная Осетия

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Страна происхождения товаров в таможенно-тарифном регулировании

Влияние страны происхождения товаров на уровень ставки таможенной пошлины

При осуществлении таможенно-тарифного регулирования страна происхождения товара оказывает определяющее влияние на выбор ставки, по которой рассчитываться ввозная таможенная пошлина. В зависимости от страны происхождения товара выделяют следующие ставки таможенных пошлин: базовые, преференциальные и максимальные.

Базовыми (конвенционными) пошлинами облагаются товары, происходящие из государств, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

Определение РНБ соержится в ст. I Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ): «В отношении Таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом . любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон».

Россия, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами, как правило, в двусторонних торговых договорах и соглашениях. Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет РНБ утверждаются ФТС России. Базовые ставки содержатся в Таможенном тарифе РФ. Перечень стран РНБ указан в приложении к приказу № 1539 от 25 декабря 2003 г. «О предоставлении тарифных преференции» (с последними изменениями и дополнениями) (приложение 1).

Преференциальные ставки, являются разновидностью льготных ставок и предоставляются отдельным странам или группам стран. Перечни стран которым предоставляются преференции определяются в соответствии с национальной системой преференций РФ, которая включает следующие основные элементы:

· перечень развивающихся стран - пользователей системой преференций РФ. В отношении товаров из этих стран применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от базовой ставки (приложение 2).

· перечень наименее развитых стран - пользователей системой преференций РФ. В отношении товаров из этих стран применяется полное освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины (приложение 3);

· перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции. То есть преференциальный режим предоставляется только в отношении товаров указанных в перечне товаров (приложение 4).

Перечни развивающихся и наименее развитых стран, а также преференциальных товаров, также регламентируются приказом №1539 от 25 декабря 2003 г. « О предоставлении тарифных преференций» » (с последними изменениями и дополнениями).

Преференциальный режим в отношении товаров из развивающихся и наименее развитых стран предоставляется в случае предоставления сертификата о происхождении по форме «А» и при условии соблюдения правила прямой отгрузки и непосредственной закупки.

Кроме того, существуют тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенных пошлины в отношении товаров из стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз. То есть не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров происходящих с территорий государств - участников СНГ (Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины). Преференциальный режим предоставляется при наличии сертификата о происхождении товара по форме «СТ-1» и соблюдении дополнительных условий.

Максимальные (автономные) таможенные пошлины применяются в отношении товаров происходящие из всех остальных государств (не включенных в перечень стран РНБ, развивающихся и наименее развитых), а также на те товары страна происхождения которых неизвестна. В отношении товаров, происходящих эти государств применяются базовые ставки увеличенные в два раза.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных законодательством, таможенным органом.
Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются:

  1. Декларация о происхождении товара - заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вы¬возом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
  2. Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

В целях получения тарифных преференций документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации.

При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара

по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза:

  1. для товаров, происходящих из стран - участниц СНГ, необходимо предоставление сертификата о происхождении формы СТ-1 (Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств»);
  2. для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, необходимо предоставление сертификата о происхождении по форме «А» (Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008);
  3. для товаров, происходящих из Республики Сербия, необходимо предоставление сертификата о происхождении формы СТ-2 (Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью Протокола от 22 июля 2011 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.).

Правовая база, регламентирующая определение, декларирование и контроль таможенной стоимости товаров:

  • Таможенный кодекс Таможенного союза.
  • Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года.
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».
  • Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
  • Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и ФТС России.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
Таможенная стоимость товаров является базой для исчисления таможенных пошлин, налогов.
Она определяется декларантом либо таможенным представителем, а в случаях, установленных законодательством, - таможенным органом.

Таможенная стоимость определяется и заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров путем заявления сведений в декларации таможенной стоимости о методе определения таможенной стоимости товаров, ее величине, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

Порядок декларирования и контроля таможенной стоимости установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Таможенная стоимость товаров, вывозимых из Российской Феде¬рации, определяется в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191.

Основные принципы определения таможенной стоимости вывозимых товаров установлены Соглашением от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
Таможенная стоимость вывозимых товаров не определяется и не заявляется, если в соответствии с законодательством при вывозе товаров из Российской Федерации не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, базой исчисления для которых является таможенная стоимость товаров.

С учетом РНБ ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ приме­няются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств — участников Таможенного союза. В Российской Федерации действует следующее правило. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании ЕТТ'.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-полити- ческие отношения с которыми не предусматривают РНБ, ставки ввоз­ных таможенных пошлин, установленные ЕТТ, увеличиваются вдвое. До 2005 года данное правило применялось также и в отношении това­ров, страна происхождения которых была не определена, но в настоя­щее время в отношении данных товаров используются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ.

Кроме того, странами Таможенного союза принята единая систе­ма тарифных преференций, которая применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.

Перечни стран-пользователей единой системы тарифных префе­ренций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из раз­вивающихся стран (103 страны) и наименее развитых стран (49 стран) [66] , в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, опре­деляются ЕЭК.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран- пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза, включенных в указанный перечень и ввозимых на таможен­ную территорию Таможенного союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ. В отношении товаров, происходящих из наименее раз­витых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на территорию Таможенного союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин'.

Учитывая приведенные правила, для участника ВЭД правильное определение страны происхождения товаров очень важно.

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными странами — участницами Таможен­ного союза критериями соглашения «О принципах взимания косвен­ных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, ока­зании услуг в таможенном союзе».

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

■ полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территори­альном море (водах) или на дне этого моря;

■ продукция растительного происхождения, выращенная или со­бранная в данной стране;

■ живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

■ продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

■ продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовно­го промысла в данной стране;

■ продукция морского рыболовного промысла и другая продук­ция морского промысла, полученная судном данной страны;

■ продукция, полученная на борту перерабатывающего судна дан­ной страны исключительно из продукции морского промысла, полученная судном данной страны;

■ продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на раз­работку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

■ отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате про­изводственных или иных операций по переработке в данной

стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

■ продукция высоких технологий, полученная в открытом космо­се на космических объектах, если данная страна является госу­дарством регистрации соответствующего космического объекта.

Кроме этого, товары, изготовленные в данной стране исключитель­но из всей вышеперечисленной продукции, также считаются товарами, происходящими из данной страны.

Если в производстве товара участвуют две и более страны, проис­хождение товара определяется в соответствии с критериями достаточ­ной переработки.

Критериями достаточной переработки товара в данной стране яв­ляются:

1) изменение товарной позиции (классификационного кода това­ра) по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произо­шедшее в результате переработки товара;

2) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался про­исходящим из той страны, где эти операции имели место;

3) правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добав­ленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной пе­реработки:

■ операции по обеспечению сохранности товаров во время хране­ния или транспортировки;

■ операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, пере­упаковка);

■ простые сборочные операции;

■ смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от ис­ходных составляющих.

Товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые не­сколькими партиями, когда по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения. Условием применения этого правила является:

1) предварительное уведомление таможенного органа РФ о раз­бивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, подробной спецификацией каждой партии с указанием кодов товаров по ТН ВЭД, стоимости и страны про­исхождения товаров, входящих в каждую партию;

2) документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий;

3) поставка всех партий из одной страны одним поставщиком;

4) ввоз всех партий через одну и ту же таможню (таможенный пост);

5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации, либо истечения сро­ков на ее подачу в отношении первой партии.

В удостоверении происхождения товара из данной страны тамо­женный орган РФ вправе требовать представления сертификата о про­исхождении товара.

Сертификат о происхождении товара должен однозначно свиде­тельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствую­щей страны, и должен содержать:

■ письменное заявление отправителя, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;

■ письменное удостоверение компетентного органа страны выво­за, выдавшего сертификат, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Таможенными органами могут приниматься предварительные ре­шения о стране происхождения товара в порядке, аналогичном поряд­ку принятия предварительного решения относительно классификации товаров по ТН ВЭД.

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно.

В соответствии с пунктом 2 ст. 29 ТК РФ правила определения страны происхождения товаров устанавливаются для целей:
- применения тарифных преференций;
- применения непреференциальных мер торговой политики (запретов и ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Тарифные преференции представляют собой определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Данные преимущества выражаются, в применении к товарам сниженных ставок таможенных пошлин, освобождении товаров от уплаты таможенной пошлины, а так же в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Преференциальная система Российской Федерации охватывает следующие группы стран:
1.Развивающиеся страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др.). В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).

2.Наименее развитые страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.).
К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются.

Перечень стран-пользователей системой преференций РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057.

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции". К числу таких товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.

Освобождения от уплаты таможенной пошлины предусмотрены не только для товаров ввозимых в Российскую Федерацию из наименее развитых стран. Например, в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и соответственно Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ТК РФ страной происхождения товара может быть как конкретная страна (регион или часть страны, например, свободная таможенная зона), так и группа стран или таможенные союзы стран.

Для того, чтобы товар мог рассматриваться, как происходящий из какой-либо страны, такой товар должен отвечать одному из следующих требований:
1. Полное производство товара в данной стране. Страной производства (изготовления, рождения, выращивания, добычи, промысла и др. действий) товара, согласно статье 31 ТК РФ, считается не только территория соответствующего государства, но и морские суда данной страны, осуществляющие добычу и переработку морских ресурсов, а также, зарегистрированные в данной стране, космические объекты (находящиеся в космическом пространстве), на которых получена продукция высоких технологий.
2. Достаточная переработка товара в данной стране. Общим правилом достаточной переработки является изменение классификационного кода товаров (в результате переработки или изготовления товаров) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

5. Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров

Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцированы в зависимости от страны происхождения товара.

Базовые (общие) ставки таможенных пошлин применяют к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Эти ставки устанавливает Правительство РФ.

Максимальные ставки таможенных пошлин, в два раза превышающие базовые, используют в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена.

Преференциальные ставки таможенных пошлин, составляющие 75% от базовых, действуют в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из развивающихся стран, которые принадлежат к пользователям схемы преференций РФ. Таможенные пошлины не применяют в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из наименее развитых стран – пользователей схемы преференций РФ и стран СНГ,

Перечень развивающихся и наименее развитых стран – пользователей схемы преференций РФ утверждается Правительством РФ. В дальнейшем планируется сократить перечни этих стран, так как во многих из них, например, в Саудовской Аравии и Гонконге, доход на душу населения больше, чем в России.

Следует отметить, что с недавнего времени преференциальные ставки таможенных пошлин распространяются на ограниченный перечень товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.05.2000 г. № 414 «Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции». Таможенное оформление товаров, не входящих в указанный перечень, осуществляется в соответствии с общеустановленным порядком.

Таким образом, целью определения страны происхождения является осуществление тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ, поскольку размер применяемых к ввозимым товарам ставок таможенных пошлин зависит от страны их происхождения.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Принципы определения страны происхождения товара установлены Таможенным кодексом РФ и основываются на существующей международной практике.

В мировой торговой практике используют три основных критерия определения страны происхождения товара, которые установлены Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а именно:

1. Критерий переработки, предполагающий переработку импортного товара на территории данной страны, которая изменяет его положение в товарной номенклатуре, что дает основание рассматривать полученный в результате переработки товар как новый.

2. Критерий процентного содержания, устанавливающий предельную долю иностранных материалов и компонентов (добавленной стоимости) в стоимости готового товара.

3. Установление перечня товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен.

В соответствии с Таможенным Кодексом РФ, полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:

1. полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на ее морском дне.

2. продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране.

3. животные, родившиеся и выращенные в данной стране.

4. продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных.

5. продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране.

6. продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны.

7. продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны.

8. продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр.

9. отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье.

10. продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта.

11. товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышеуказанной продукции.

Под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

6. Группировка целей и видов действий с таможенными пошлинами в аспекте задач внутренней экономической политики государства

1.1. Установление ввозных пошлин на иностранные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

1.2. Увеличение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

1.3. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

1.4. Установление ввозных пошлин на отечественные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

1.5. Увеличение ставок вывозных пошлин на отечественные товары;

1.6. Снижение ставок вывозных пошлин на отечественные товары.

2.1. Установление ввозных пошлин на иностранные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

2.2. Увеличение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

2.3. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

2.4. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

3.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные готовые изделия;

3.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары;

4.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

4.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

5.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

5.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

5.3. Снижение ставок вывозных пошлин на отечественные товары;

5.4. Устранение вывозных пошлин на отечественные товары.

6.1. Установление вывозных пошлин на отечественные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

6.2. Увеличение ставок вывозных пошлин на отечественные товары.

Группировка целей и видов действий с таможенными пошлинами в аспекте задач внешней экономической политики государства

1.1. Установление ввозных пошлин на иностранные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

1.2. Повышение ставок ввозных пошлин на иностранные товары.

2.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

2.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

3.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

3.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

4.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

4.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары;

4.3. Снижение ставок вывозных пошлин на отечественные товары;

4.4. Устранение вывозных пошлин на отечественные товары.

Становление таможенной службы РФ - неотъемлемая составная часть формирования российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой этого процесса стал указ президента РФ «О государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискальнно-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям, первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТС) — ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств — участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами. ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур.

1. Полуэктов А. Многосторонняя система ГАТТ: до и после «уругвайского» раунда. – Внешняя торговля. 1994, № 4

2. Васильев Ю.А. Роль ГАТТ в международной экономической интеграции. – Экономика и коммерция. 1995, № 3

3. Удовенко С.П. Таможенный тариф современной России (1993-2005 гг.). – СПб.: ООО «Архей», 2006.

Читайте также: