Влияние пандемии на налоговую систему рф

Опубликовано: 06.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.11.2020 2020-11-23

Статья просмотрена: 614 раз

Библиографическое описание:

Мартынова, А. О. Влияние пандемии на налоговую систему Российской Федерации / А. О. Мартынова, К. Г. Князян, Е. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75543/ (дата обращения: 18.05.2021).

В данной статье авторами рассмотрены проблемы влияния пандемии на налоговую систему Российской федерации.

Ключевые слова: пандемия, налоги, государственная поддержка, налоговый учет.

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 внесло изменения почти во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что не могло не оказать влияния на сферу налогообложения. За период пандемии государственными органами были подготовлены значительные поправки в налоговое законодательство Российской Федерации, некоторые из них мы рассмотрим ниже. Российские власти сдержали экономический спад в стране, а также приняли меры, позволяющие помочь населению и бизнесу. Так налоговые послабления для компаний и предпринимателей стали одной из главных инициатив правительства. В тоже время резко увеличившиеся расходы государства привели к образованию дефицита бюджета. [4]

Для того, чтобы пополнить казну было предложено пересмотреть льготы в нефтегазовом секторе, повысить НДПИ и индексировать ставки акцизов на табачную продукцию. Кроме этого, обновление соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран и повышение ставки НДФЛ до 15 % для граждан, которые зарабатывают более 5 млн рублей в год должны были принести дополнительные доходы бюджету. [1]

На фоне пандемии коронавируса власти стран принимают различные меры по сдерживанию распространения болезни. Наряду с самоизоляцией и карантином, одной из самых распространенных мер, стали запрет и ограничения на въезд и выезд из страны. Безусловно, это может серьезно повлиять на собственников бизнеса, которые управляют налоговым резидентством и проводят большую часть года за пределами домашней юрисдикции. Такое резкое ограничение международной мобильности может привести к незапланированному изменению налогового резидентства, поскольку во многих странах именно длительность фактического нахождения напрямую влияет на налоговый статус. В результате фискальные обязательства физических лиц могут существенно увеличиться. [2,с.5]

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние мер безопасности на налоговые обязательства, нужно проработать следующие вопросы:

– — В какой стране вы можете безопасно проживать и стать налоговым резидентом или провести значительное количество времени, не устанавливая налогового резидентства?

– Ввела ли страна вашего пребывания какие-либо временные ограничения, позволяющие не признавать вас налоговым резидентом или снять с вас обязательства по представлению налоговой отчетности?

– Если вы находитесь в стране, где обычно не проживаете и не признаетесь налоговым резидентом, какие налоговые последствия возникнут у вас, если в ближайшее время из страны не получится выехать?

– Есть ли смысл корректировать планы на получение существенных доходов или проведение сделок купли-продажи, реструктуризацию активов?

– Стоит ли рассмотреть возможность получения второго гражданства или вида на жительство, которое обеспечивает бóльшую свободу проживания и перемещения за рубежом при возникновении чрезвычайной ситуации? Команда КПМГ оперативно отслеживает влияние пандемии на налогообложение физических лиц и готова оперативно решать вопросы клиентов, которые связаны с налоговым резидентством.

В первую очередь в 2020–2021 годах Бюджетная политика РФ будет ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями. Для того, чтобы поддержать граждан, бизнес реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5 % ВВП», — констатирует глава Минфина Антон Силуанов.

С 1 января в Госдуму внесен законопроект о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза, что в 2021-м принесет бюджету 56 млрд рублей.

Для выработанных месторождений с 2021-го планируется отменить льготы по НДПИ. Это принесет дополнительные 260 млрд рублей. Система налогообложения нефтяной отрасли наполовину состоит из льгот. [1]

Также ниже представленные категории налогоплательщиков были освобождены от уплаты авансовых платежей и имущественных налогов по ним за II квартал 2020 года:

– ИП и организации, которые включены на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов МСП, работающих в пострадавших отраслях российской экономики. Перечень таких отраслей утверждается Правительством РФ;

– Лица, которые включены в реестр социально-ориентированных некоммерческих организаций, являющихся с 2017 года получателями грантов Президента РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

– Компании, которые включены в реестр некоммерческих организаций, и пострадали в наибольшей степени из-за распространения новой коронавирусной инфекции, который ведет Минэкономразвития России;

– Религиозные централизованные организации, религиозные организации, которые входят в их структуру, также социально-ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых они являются. [3, с. 15]

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 внесло изменения практически во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что в свою очередь не могло не сказаться и на вопросах налогообложения. За последние дни государственными органами подготовлены значительные поправки в налоговое законодательство Российской Федерации, на основных из которых мы остановимся ниже.

Меры поддержки налогоплательщиков

Ряд предлагаемых мер призван помочь преодолеть неблагоприятные последствия эпидемии. В фокусе субъекты, которые, по мнению государства, больше всего нуждаются в защите: малый и средний бизнес, микропредприятия, индивидуальные предприниматели и организации пострадавших отраслей (туризм, культура, общественное питание и т. п.).

Среди предлагаемых мер поддержки можно назвать следующие.

1. Продление сроков уплаты налогов для малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей

Предусматривается, что для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП)и ведущих деятельность в пострадавших отраслях, будет введено:

продление на 6 месяцев сроков уплаты налога на прибыль организаций, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕСХН, за 2019 год;

продление на 6 месяцев сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогу), за исключением НДС, за отчетные периоды, приходящиеся на I квартал 2020 года (на четыре месяца - за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года);

будут установлены сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года - не позднее 30 октября 2020 года, за второй квартал 2020 года - не позднее 30 декабря 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержден Правительством РФ (далее – Перечень) и по информации на 30 марта 2020 года включает следующие сферы деятельности:

авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;

культура, организация досуга и развлечений;

физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;

деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;

деятельность по организации конференций и выставок;

деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

2. Перенос сроков, приходящихся на нерабочие дни

В статью 6 НК РФ внесены поправки, согласно которым к рабочим дням не относятся нерабочие дни, признаваемые таковыми актом Президента Российской Федерации. Соответственно, для налогоплательщиков это означает, что все сроки, в том числе относящиеся к сдаче отчетности, исчисляемые в рабочих днях и приходящиеся на период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, переносятся на ближайший рабочий день после этих дат. По состоянию на сегодняшний день – на 6 апреля 2020 года.

Минфин и ФНС России уже разъяснили вопрос о сроках представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год: днем окончания срока представления обязательного экземпляра отчетности в 2020 году является первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020 года, то есть 6 апреля 2020 года.

Кроме того, нужно учитывать, что таким образом продлевается время не только на сдачу отчетности, но и на перечисление налогов в бюджет. В частности, уплата налога на прибыль «привязана» к дате сдачи декларации за год (п. 1 ст. 287 НК РФ), что в случае принятия в ближайшие дни данного законопроекта и вступления его в силу позволит на неделю перенести срок уплаты налога.

3. Перенос сроков уплаты страховых взносов микропредприятиями и ИП

Следующая предлагаемая мера — продление сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, для плательщиков страховых взносов, ведущих деятельность в отраслях российской экономики согласно Перечню, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и признаваемых микропредприятиями:

на 6 месяцев за период март — май 2020 года;

на 4 месяца за период июнь — июль 2020 года.

Для индивидуальных предпринимателей продлеваются сроки уплаты страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года, исчисленных с суммы дохода ИП, превышающей 300 000 рублей.

4. Приостановление проверок

Проектом Постановления Правительства РФ планируется, что до 1 июня 2020 года должны быть приостановлены:

вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также течение сроков, предусмотренных НК РФ, в отношении этих проверок;

течение сроков, предусмотренных статьями 100 НК РФ (оформление результатов проверок), 101 НК РФ (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверок), 101.4 НК РФ (производство по делу о предусмотренных НК РФ нарушениях);

вынесение налоговыми органами в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ решений о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств.

ФНС России приказом от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ установила, что:

приостановлено до 1 мая 2020 года вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение;

исключено проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т. п.);

процедуры, связанные с вынесением решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ), а также производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ) проводить по телекоммуникационным каналам связи, а также с использованием каналов видеоконференцсвязи.

5. Продление сроков

Правительством РФ предполагается продлить, в частности:

на 3 месяца срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением деклараций по НДС), расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок представления которых приходится на период март — май 2020 года;

на 20 рабочих дней срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованию о представлении документов (информации, пояснений), обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года;

на 3 месяца срок представления организациями, в отношении которых не проводится налоговый мониторинг, заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

В результате переноса сроков подачи налоговых деклараций должна также появиться возможность переноса уплаты на три месяца авансовых платежей по налогу на прибыль, поскольку они уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

6. Налоговые санкции и направление требований

Кроме того, налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года), не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется. Это несомненный плюс для налогоплательщиков, которые в связи с переводом работников на удаленную работу и закрытием офисов физически не смогут вовремя предоставить документы по запросу налогового органа.

Предельные сроки направления требования об уплате и принятия решения о взыскании увеличиваются на 6 месяцев, что даст налоговым органам дополнительный временной отрезок для направления требований об уплате и принятия решения о взыскании налогов, страховых взносов штрафов, пени и процентов.

7. Приостановление взысканий

Уже на сегодняшний день, согласно информации, размещенной на сайте ФНС России, применение мер взыскания приостанавливается до 1 мая 2020 года:

для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в Единый реестр МСП;

для налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок;

для субъектов предпринимательства, работающих в сферах физической культуры, спорта, искусства, культуры и кинематографии;

для иных отраслей, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки (перечень таких отраслей утвержден Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики);

для субъектов МСП также откладывается принятие решений о приостановлении операций по их счетам для обеспечения взыскания задолженности.

На этом же сайте можно найти перечни налогоплательщиков (гостиницы, санатории, туроператоры, турагенты, авиаперевозки, аэропорты, сфера искусства, культуры, кинематографии и др.), по которым приостанавливается взыскание.

8. Пониженные ставки страховых взносов

Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, на начало расчетного периода законопроектом предлагается снизить страховые взносы до 15% со следующей разбивкой:

на обязательное пенсионное страхование — 10%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0 процентов;

на обязательное медицинское страхование — 5 процентов.

Меры, направленные на пополнение бюджета

Помимо мер поддержки предусматриваются шаги, повышающие налоговую нагрузку в следующих случаях.

1. Отмена пониженной ставки по дивидендам и процентам согласно международным соглашениям

Правительству РФ до 25 декабря 2020 года поручено определить перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и обеспечить внесение в них изменений, предусматривающих налогообложение по ставке 15 процентов доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а в случае недостижения договоренностей о внесении соответствующих изменений прекратить действие таких договоров.

По информации Минфина России, указанные изменения будут применяться к транзитным юрисдикциям (Кипр и аналогичные) и не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками.

2. НДФЛ по вкладам

1 апреля 2020 года Президент РФ подписал закон, вносящий изменения в НК РФ, предусматривающий, что доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению. Налоговую базу в этом случае налоговый орган посчитает как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в рублях в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

Кроме того, придется заплатить НДФЛ по ставке 13% доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также по государственным (муниципальным) ценным бумагам.

Данные изменения вступают в силу 1 января 2021 года. По итогам налогового периода информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган, и налог будет уплачиваться физическими лицами самостоятельно на основании полученного от налогового органа уведомления до 1 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.

Из-за изоляции за рубежом человек может утратить статус налогового резидента РФ, и его российские доходы начнут облагать налогом по более высокой ставке – 30% вместо 13%. А тем, кто приобрел этот статус из-за вынужденного пребывания в России, нужно будет платить налог со всех своих мировых доходов

Пандемия расстроила планы по оптимизации налоговой нагрузки

Налоговый статус человека влияет на порядок налогообложения его доходов, а потому обычно учитывается при планировании налоговых обязательств и используется для оптимизации налоговых последствий. Например, российское налоговое законодательство исходит из количественного критерия для определения статуса налогового резидентства: лицо признается налоговым резидентом при нахождении на территории РФ более 183 дней в течение 12 месяцев подряд. Граждане РФ, утратив статус налогового резидента России, могли не отчитываться перед российскими налоговыми органами о своих иностранных компаниях и счетах за рубежом. Правда, при этом приходилось отказываться от доходов в России, которые облагались бы по более высокой для нерезидентов ставке – 30% вместо 13%. Каждый такой случай просчитывался вместе с налоговыми консультантами.

Пандемия COVID-19 привела к неконтролируемой смене налогового резидентства, поскольку, выбирая страну пребывания на период изоляции, люди думали о своей безопасности и возможности воссоединения с семьей, а не о налоговых последствиях и т.п. Но локдаун затянулся, а перспективы по открытию границ еще только намечаются. Поэтому сейчас перед теми, кто оказался запертым в той или иной стране, встал вопрос о налоговом статусе.

Представим ситуацию: до пандемии человек большую часть времени находился на территории России и получал здесь стабильный доход, облагаемый налогом по ставке 13%. Но из-за распространения коронавируса он вынужден был уехать в страну, где проживает его семья. Если он будет находиться за пределами России более полугода, то утратит статус налогового резидента РФ, и доходы от российских источников станут облагаться НДФЛ по ставке 30%.

Возможна и обратная ситуация. В ней могут оказаться граждане РФ и иностранные граждане, которые не имели налогового резидентства России. Так, если они проведут в России более полугода, то государство станет претендовать на налоги со всего их мирового дохода, пусть и по ставке для резидентов 13%, и при определенных обстоятельствах они должны будут представлять отчетность по своим иностранным компаниям и счетам.

Как иностранные государства решают проблему нежелательного изменения налогового статуса?

Мировое сообщество признало эту проблему и предлагает способы ее решения на международном и локальном уровнях. Основной подход был изложен в начале апреля в рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития. ОЭСР признала пандемию форс-мажором, который не должен влиять на изменение налогового статуса человека. По мнению ОЭСР, если два государства – прошлого и текущего, вынужденного резидентства человека – претендуют на обложение налогами его доходов, такой конфликт резидентств должен решаться на основании уже имеющихся соглашений об избежании двойного налогообложения.

Суть позиции ОЭСР сводится к необходимости проверки поведения гражданина в условиях жизни без COVID-19, в том числе его пребывания за рубежом. То есть налоговые органы при определении налогового статуса человека должны проверять, действительно ли нахождение за границей было вынужденным, сколько времени обычно проводил гражданин в том или ином государстве, намеревался ли он приехать в страну своего прошлого резидентства до пандемии и т.д.

Этот подход подтверждают разъяснения, которые стали появляться на уровне национального регулирования некоторых стран. Уже высказались Великобритания, Ирландия, Австралия. Германия заключила соглашения с рядом стран по вопросам резидентства. Например, такие соглашения заключены с Австрией, Францией, Люксембургом и Нидерландами относительно обложения налогом доходов приграничных работников в условиях пандемии.

Что делать в случае утраты прошлого резидентства?

Если вы задержались в стране, резидентом которой не являетесь, мы рекомендуем:

  • Проверьте критерии налогового резидентства в месте своей изоляции.
  • Ознакомьтесь с разъяснениями об обложении налогом доходов в условиях пандемии в интересующей вас юрисдикции. Проверить их наличие можно на сайтах уполномоченных финансовых ведомств, где оперативно публикуются данные о COVID-19. Сведенной воедино информации о принимаемых мерах пока нет, поэтому такие вопросы приходится анализировать точечно в каждом конкретном случае.
  • Если вы утратили свое прошлое резидентство и приобрели налоговый статус в другом государстве, проведите ревизию полученных и планируемых доходов и просчитайте налоговую нагрузку.
  • На текущий момент Россия не издала никаких разъяснений о влиянии пандемии на налоговый статус физических лиц. СМИ сообщают, что этот вопрос обсуждают ФНС и Минфин, но принятия специальных указаний и изменений пока не планируется. Формальная позиция российских властей, основанная на Налоговом кодексе РФ, остается прежней: резидентство определяется на основании количества дней, проведенных в России и за рубежом. Процедура, которая позволяла бы не учитывать дни, проведенные за рубежом ввиду вынужденной изоляции, не предусмотрена.

При желании отстоять свое право на статус российского налогового резидента подсчитайте дни, проведенные за границей за последние 12 месяцев и с начала года, и оцените возможность возвращения в страну сразу после официального разрешения на въезд. Чтобы подтвердить вынужденность нахождения за границей, следует подготовить документальное обоснование данного обстоятельства и намерения въехать в страну, которые бы осуществились, если бы не COVID-19 (например, авиабилет и подтверждение отмены рейса в Россию). Остается только надеяться, что Россия не откажется от принятого международного подхода к оценке влияния пандемии на налоговый статус граждан и им не будут отказывать в сохранении статуса налогового резидента РФ.

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.

2020 г. — удивительный период в современной истории. Очевидно, что сейчас мы принимаем участие в беспрецедентном глобальном кризисе. Одновременно меняется вектор экономического развития, идут тектонические сдвиги и адаптация бизнес-процессов под новые условия жизнедеятельности. Для большинства представителей бизнеса новые реалии — это абсолютная катастрофа. Но есть и те, для кого сейчас открываются новые возможности. И в том числе в плане оптимизации налогообложения, улучшения (упрощения) юридической структуры.

Время принимать решения

Для международных холдингов с российскими корнями, которые задумывались о реструктуризации, сейчас наиболее подходящее время воспользоваться такими опциями.

Во-первых, потому, что сумма сделки (налоговых последствий) будет меньше. В текущих условиях, когда в краткосрочной перспективе практически обесценены некоторые виды бизнеса, падает стоимость активов в целом, а в большинстве стран вводятся налоговые льготы или послабления к требованиям налогового учета, реструктуризация, манипуляции с юридической структурой повлекут меньше фискальных издержек, чем раньше.

Во-вторых, многие страны, в том числе Россия, ввели временные льготы по налоговым и кредитным обязательствам. В Нидерландах, Швейцарии, Люксембурге, на Кипре пострадавшему бизнесу продлили сроки подачи налоговых деклараций, отменили штрафы за несвоевременную уплату налогов, частично освободили от социальных взносов. В некоторых странах Евросоюза пострадавшим компаниям снизили налоговые ставки или дали возможность уменьшить базу налога на прибыль за 2019 г. на сумму убытка, понесенного в 2020 г.

В-третьих, во всем мире активно продолжается деофшоризационная кампания (меры плана БЕПС). С 1 января 2021 г. с 27 странами начинает действовать Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Multilateral Instrument, MLI), направленная на противодействие выводу прибыли из-под налогообложения в другие низконалоговые юрисдикции.

А самое важное — Президент РФ 25 марта 2020 г. в своем обращении к населению указал, что с 2021 г. ставка налога при выплате дивидендов (или других платежей) из России в пользу стран с низконалоговой юрисдикцией должна быть повышена до 15%. По информации, опубликованной на официальном сайте Минфина России, министерствам финансов Кипра, Люксембурга и Мальты уже направлены письма о внесении изменений в двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) в части повышения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов до 15%. При этом Минфин России указал, что изменения не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками. Соответствующие выплаты из России будут регулироваться российским налоговым законодательством.

Таким образом, с 2021 г. налоговая нагрузка при совершении внутригрупповых операций (сделок) с использованием иностранных юридических лиц неминуемо возрастет, даже если вся деятельность осуществляется в полном соответствии с требованиями о реальном экономическом присутствии в других странах.

Переоценка существующих моделей

Учитывая происходящие изменения, особенно актуальным становится вопрос эффективной налоговой нагрузки и целесообразности расходов на содержание зарубежных юридических лиц (substance), то есть опрос о рациональности и сопоставимости практикуемых сейчас инструментов налоговой экономии. Еще совсем недавно было экономически оправдано наличие аффилированной связи у российсских компаний с международными холдингами из низконалоговых юрисдикций и с реальным экономическим присутствием (substance) в какой-то из таких стран. Например, российская компания входит в состав международного холдинга и осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России. В то же время она является дочерним обществом кипрской организации. В свою очередь, кипрская компания взаимосвязана с люксембургскими юрлицами, но в конечном итоге управляет всеми этими фирмами и контролирует их голландская компания. При этом фактическим получателем дохода этого холдинга является резидент другой (еще одной) страны. С примером такой международной юридической структуры можно ознакомиться в деле ТД «Перекресток» (решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2019 № А40-118135/2019).

Основные цели подобных холдингов:

а) использование институтов международного права для достижения грамотной юридической защиты активов;
б) применение налоговых льгот;
в) присутствие на глобальной арене с минимальными издержками для привлечения международных инвесторов.

Сложившаяся сейчас ситуация определенно вызывает у участников международного бизнеса необходимость переоценки приоритетов своего «присутствия» в той или иной низконалоговой юрисдикции. Для многих реструктуризация, то есть упрощение корпоративной структуры, «переезд» сотрудников в Россию или другие страны станет логичной необходимостью, которая позволит сократить нецелесообразные расходы и риски возникновения дополнительных фискальных издержек. Для некоторых выгодным вариантом может быть переезд в низконалоговые специальные административные районы (САР или «российские офшоры»).

Необходимо отметить, что не все бизнесмены выбирают так называемые офшорные юрисдикции только с целью налоговой экономии. Прогрессивные владельцы бизнеса создают международные корпоративные структуры в низконалоговых юрисдикциях и наделяют их российскими активами, в том числе из-за стабильной и прозрачной правовой системы.

Возможные сценарии

В случае бездействия в нынешних условиях можно прогнозировать увеличение издержек и рисков при совершении каких-либо трансграничных финансовых операций в дальнейшем. Таким образом, в зависимости от индивидуальных целей и возможностей каждого бизнеса, представляется вероятным развитие следующих сценариев в налоговом планировании на 2021 г., которые позволят избежать переплат и неэффективной экономии.

1. Если корпоративное присутствие в зарубежных юрисдикциях было обусловлено главным образом перспективами налоговой оптимизации, наиболее оптимальными сценариями будут:
а) признание реального получателя доходов (гражданина РФ или страны — получателя доходов), ликвидация зарубежных юридических лиц, перевод активов в РФ;
б) редомициляция (переезд компании из одной страны в другую) в САР, что с точки зрения налоговой экономии и преференции может быть самым выгодным вариантом (однако важно отметить, что для получения преференций САР необходимо непосредственное присутствие компании и инвестиции от 50 млн руб. в регионе (Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях»)).

2. В случае, когда мотивы создания международной структуры в зарубежных юрисдикциях формировались с ориентирами на иностранных партнеров или устойчивость правовой системы и защиты активов, то разумно определить цель присутствия в обозначенной юрисдикции, ликвидировать экономически неоправданные юридические лица и расходы, осуществить редомициляцию в желаемой стране (если законодательство конкретной страны позволяет). Однако в этом случае необходимо иметь в виду активную позицию ФНС России: практически все выплаты дивидендов из России за рубеж требуют ставки налогообложения 15%.

3. Также допустим гибридный сценарий реструктуризации, в рамках которого зарубежная головная компания редомицилируется в САР, учреждается международная холдинговая компания, которая получает существенные налоговые льготы, а также контролирует и управляет российскими и зарубежными юрлицами. Кроме общих требований к присутствию в САР также возникает политический риск исключения зарубежного бизнеса из международной экономической деятельности (санкции), так как на данный момент у мирового сообщества нет однозначной реакции на «российские офшоры». Поэтому такая опция, несмотря на свою налоговую привлекательность, доступна не всем.

Неминуемые изменения законодательства так или иначе коснутся каждого. Сегодня у международного бизнеса возрастает вероятность получить недоимку, штрафы и пени даже в том случае, если вести его добросовестно, имея экономическое присутствие за рубежом и соблюдая нормы международного законодательства. В связи с этим юридическим структурам с международным участием необходимо оперативно рассмотреть возможность использования временных льгот, проанализировать целесообразность присутствия и налоговые последствия в каждой стране, где есть даже реальная экономическая деятельность.

Сейчас, как никогда, становится актуальным вопрос выстраивания корректной юридической структуры, ориентированной на защиту интересов клиентов в действующем правовом поле. Своевременная адаптация под новые реалии — это вопрос выживания, с которым нельзя медлить.

Читайте также: