Влияние налогов на жизнь людей

Опубликовано: 17.05.2024

экономические науки

  • Калимуллина Эльвира Рифовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • НАЛОГ
  • ГОСУДАРСТВО
  • БЮДЖЕТ

Похожие материалы

  • Особенности налогообложения предприятий жилищно-коммунального комплекса
  • Статистическое исследование семей (включая одиноких), получивших жилье и улучшивших жилищные условия
  • Анализ занятости населения в отраслях экономики России: сельское хозяйство
  • Анализ методов оценки кредитоспособности заемщиков — физических лиц
  • Внедрение системы управления рисками в процесс таможенного контроля

Налоги – это «общие» деньги, средства всего государства. Сейчас люди платят налоги, только потому, что не платить их – опасно. Все знакомы со штрафами, неустойками и более мощными мерами по неуплате налогов и сборов. Наверное, самым печальным, является тот факт, что граждане нашей страны не осознали всю важность и необходимость пополнения бюджета на всех уровнях. А ведь наши предки пришли к данному пониманию ещё с древних времен. Сначала они взимались нерегулярно, а в зависимости от ситуации в обществе (война, военные походы и т.д.) [4].

Некоторые лидеры, конечно, имели неординарные взгляды на налогообложение, к примеру, в Башкирии был введен «налог на цвет глаз». Далее налоги приобрели денежное выражение – придумали налог на землю, налог на жилье, налог на строительство, производство и т.д. Так зарождалась налоговая система, налоговая политика, без которой трудно в наше время представить хотя бы одно государство в мире.

Одной из причин уплаты налогов выступает помощь более «сильных» - «слабым». То есть, другими словами, происходит перераспределение материальных благ между социальными слоями населения. Но задача государства, в первую очередь – обеспечить всех достойными доходами.

Так же, очевидно, что армия – существует благодаря налогам. Рост вооружения так же напрямую зависит от данных платежей. А поскольку нестабильность в мире и напряженные отношения между государствами имеют место быть – уплачивая налоги, граждане напрямую обеспечивают безопасность своей жизни, страны в целом.

Уровень жизни граждан западных стран тем и привлекателен – у них четкая отлаженная система налогообложения. Большая часть бюджета формируется именно благодаря безвозмездным платежам жителей. Например, в таких странах как Франция, Швеция, Дания, Италия процентная ставка более 57% (в России – 13%). А в США – сажают за длительную неуплату налогов [5].

Парадоксальным является и тот факт, что при массовом отказе от уплаты налогов общество лишилось бы Правительства, врачей, преподавателей, полиции, так как они получают заработную плату из бюджета, а бюджет, как известно, формируется благодаря налогам. Не развивалась бы наука. И вероятнее всего, люди вернулись бы к натуральному обмену, абсолютно перестала бы существовать поддержка малообеспеченных, сирот, пожилых.

Конечно, не остается без внимания одна из самых важных отраслей экономики страны – жилищно-коммунальное хозяйство, от которого зависит степень удовлетворения жизнью каждого человека. Налоги позволяют данной сфере получать субсидии, субвенции, ссуды, тем самым осуществляется модернизация жилищно-коммунального комплекса.

Осуществление таких государственных программ как «Одаренные дети», «Дети и семья», национальных приоритетных проектов «Здоровье», «Образование» и др. происходит так же благодаря денежным поступлениям.

Организация отдыха и спортивных мероприятий, пенсионное обеспечение, строительство социального жилья и т.д. – тоже входят в расходы бюджетных средств.

Проблема имеет и обратную сторону – люди часто задаются вопросом «Всегда ли налоговые поступления идут на поставленные цели: строительство и ремонт дорог, здравоохранение, образование, социальная сфера и т.д.?».

Эффективность заключается не только в правильном построении взимании денежных средств граждан, но и в обеспечении максимально целевого расходования данных поступлений – ведь любой человек может проследить за тем, какие именно улучшения он может наблюдать в окружающей его обстановке. Если люди не ощущают, что государство направляет налоговые поступления туда, куда необходимо, то высока вероятность отклонения от их уплаты – лучше потратить деньги на себя и свою семью.

Многие относительно справедливо считают, что налоги идут именно на содержание вышестоящих структур, а именно, не тем, что чиновники так же являются бюджетниками, а фактом существования коррупции и непрозрачности денежных операций – ремонт дорог осуществляется в медленном темпе, здравоохранение, образование, жилищные условия остаются на низком уровне.

Действительно, обе стороны – государство и граждане – стремятся получить как можно больше выгоды от налогообложения. С одной, пытаются ввести как можно больше налогов, с другой – как законно уйти от их уплаты. Культура граждан основывается на том, как найти обходные пути с помощью статей Налогового Кодекса РФ и каждый гордиться тем, что ему удалось обмануть государство.

Таким образом, каждый должен прийти к осознанию того, что он платит налоги не в пустую, а сам за себя. Да, существуют проблемы в системе налогообложения, но все-таки остается верить, что своевременная уплата налогов – обеспечение благополучия государства!

Список литературы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : [принят 5 августа 2000 года N 117-ФЗ] : (ред. от от 29.12.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Минеева, В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ [Текст] / В.М. Минеева, Р.И. Максютова // Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно- практической конференции. - 2014. 166-169 с.
  3. Минеева, В.М. Зарубежный опыт налогообложения в части налога на добавленную стоимость [Текст] / В.М. Минеева // Налоги-журнал. № 1. 2008 г. - 24-26 с.
  4. Черник, Д.Г. Теория и история налогообложения [Текст] // Учебное пособие / Д.Г. Черник Учебное пособие – М. Юрайт, 2014. – 364 с.
  5. РБК Рейтинг [Электронный ресурс] - режим доступа: http://rating.rbc.ru/.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    «В этом мире нельзя быть твердо уверенным ни в чем, кроме смерти и налогов», — считал Бенджамин Франклин. Все мы так или иначе платим налоги. Однако мало кто задумывается над тем, как они появились, как влияют на политическую жизнь, как различаются в разных странах и в чем их особенности в России.

    Американский политолог Чарльз Тилли в книге «Принуждение, капитал и европейские государства. 990–1992 гг.» выдвигает модель возникновения централизованных европейских государств. По мысли Тилли, военные нововведения, такие как огнестрельное оружие и массовые армии потребовали от властей значительно больших средств, чем они тратили ранее. Это привело к тому, что была создана централизованная система налогообложения. А это, в свою очередь, потребовало создания бюрократии и в конечном счете к созданию современных централизованных государств.


    Даже в XVIII в. существовала практика так называемых откупов. При этой системе государство за деньги продавало какому-либо лицу (откупщику) право собирать налоги в определенной местности в определенное время. Легко догадаться, что откупщик в накладе не оставался, выколачивая из людей значительно больше отданной государству суммы. Откупщиков люто ненавидели.

    Знаменитого французского химика Лавуазье во время Великой французской революции казнили за причастность к откупным операциям — несмотря на все научные заслуги.

    Налоги — гибкий инструмент, которым государство может стимулировать различные сферы общественной жизни и добиваться нужных ему политических результатов. Все знают, что Пётр I ввел налог на бороды, заставляя своих подданных становиться европейцами по крайней мере внешне. Менее известны другие примеры налогового стимулирования в истории нашей страны.

    Доходы федерального бюджета России заложены на уровне в 19,9 трлн руб., 20,2 трлн руб., и 20,9 трлн руб. в 2019, 2020 и 2021 годы соответственно. Профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,9 трлн руб., в 2020 году — ожидается на уровне в 1,2 трлн руб., а в 2021 году — 0,9 трлн руб.

    Согласно проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Минфина РФ.

    Сейчас мало кто знает, но в СССР существовал налог на бездетность, введенный в 1941 году. Он составлял 6 %, его платили холостяки, одинокие и бездетные граждане, а деньги эти должны были, предположительно, идти на пособие многодетным матерям.

    После распада СССР правительство Егора Гайдара, стремясь наполнить пустые прилавки магазинов страны, ввело нулевой импортный тариф (то есть ввозимые товары не облагались пошлинами).

    Неосторожность в налогообложении легко может привести к взрыву общественного недовольства и серьезным политическим осложнениям. В качестве примера можно привести Соляной бунт 1648 года в Москве. В результате резкого повышения налога на соль (один из важнейших товаров в эпоху, когда не было холодильников) в Москве начались погромы, что привело к созыву нового Земского собора и принятию нового свода законов страны — Соборного уложения, формально действовавшего до 1830-х гг.


    В современной истории такие случаи тоже есть, с той лишь разницей, что жертвами становятся, как правило, не сотни простых людей, а карьеры политиков.

    Билл Клинтон был очень популярным губернатором штата Арканзас, он занимал этот пост пять раз. Один-единственный раз он проиграл выборы — именно в тот год, когда поддержал повышение местного налога на бензин. Через два года он признал свою ошибку и снова стал губернатором.

    Не всегда, впрочем, недовольство налогами удавалось урегулировать. В этом случае налоги становились одной из причин революций и восстаний.

    В 1634 году король Англии Карл I ввел корабельный налог, который должны были платить прибрежные города вместо строительства и снаряжения судов, которое они осуществляли ранее. Этот закон король объявил своим решением без консультаций с парламентом, что вызывало возмущение политической элиты страны. Такого рода законы вкупе с религиозными реформами привели Англию к Гражданской войне, а самого Карла на плаху.

    Этот опыт, впрочем, не заставил английских политиков осознать важность налогов для политического спокойствия в государстве. В XVIII веке конфликт из-за введения нового налога стал причиной образования нового государства — Соединенных Штатов Америки.

    Англичане рассматривали свои североамериканские колонии не как равноправных партнеров, а как место, откуда в метрополию поступают деньги. До поры до времени колонисты мирились с монополией Англии на торговлю с колониями и запретом на промышленное производство. Однако после Семилетней войны (1756–1763 гг.) Англия сильно поиздержалась, предоставляя обширные субсидии Пруссии для войны в Европе и воюя с Францией в Северной Америке.

    Недостаток денег британцы решили возместить за счет колоний.

    Особенно раздражал колонистов Акт о гербовом сборе 1765 года, согласно которому все торговые сделки и продажи газет, книг и даже игральных карт облагались специальным налогом. Через год под давлением американцев парламент Англии был вынужден отменить этот акт, но недовольство в колониях только росло.

    Первоначально колонисты вовсе не горели желанием вступить в военное противостояние с англичанами и завоевать независимость с оружием в руках. Их лозунгом было: «Никаких налогов без представительства!».


    Жители колоний не посылали своих депутатов в английский парламент — они даже не могли высказаться по вопросу о новых налогах. На просьбу допустить американцев в парламент Лондон ответил решительным отказом. Впоследствии, уже в независимых Штатах, профессия сборщика налогов стала одной из самых опасных.

    Отстоявшие право не платить налоги английскому королю, граждане США не понимали, почему они должны платить их новому правительству, и встречали налоговиков с оружием в руках.

    Рассмотрим теперь налоги в России, тем более что в нашей стране есть много интересного по этой теме.

    В 2017 году Федеральная налоговая служба РФ обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн руб., что почти на 20 %, или на 2,9 трлн руб. больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1 % к ВВП.

    По данным главы ФНС России Михаила Мишустина

    Практически любой работающий россиянин знает, что подоходный налог (если быть точным, налог на доходы физлиц) в России составляет 13 %. Это так называемая плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога не увеличивается, если увеличивается ваш доход. Впрочем, в случае выигрыша в конкурсах или играх, проводимых в целях рекламы, придется заплатить 35 %.

    В принципе 13 % — это достаточно низкая ставка. В странах, где принята прогрессивная шкала налогообложения (это означает, что чем больше ты зарабатываешь, тем большую долю забирает государство), эта цифра, как правило, выше. Например, в Германии подоходный налог варьируется от 14 до 47,5 % в зависимости от дохода. А в Швеции вам придется заплатить государству до 57 %, если вы зарабатываете больше 477 000 крон — и это только подоходный налог, есть и другие.

    Хитрость заключается в том, что в России (да и во многих других странах мира) мы платим значительно больше налогов, чем кажущиеся на первый взгляд 13 % от нашего дохода. Даже если исключить социальные отчисления, которые делает работодатель — а они составляют до 30 %, — то каждый из нас оплачивает как минимум налог на добавленную стоимость (НДС). Сегодня НДС есть в 137 странах мира, в том числе и в США, и включен в стоимость практически всех продаваемых в стране товаров.

    Если покупатель платит этот налог в момент покупки, то государство получает НДС задолго до того: на всех стадиях производства при покупке сырья или услуг производятся отчисления НДС.


    Следует сказать и о таком виде налогов, как акцизы, также распространенные во всем мире.

    Акциз, как и НДС, — это так называемый косвенный налог, то есть тот, который устанавливается в виде надбавки к цене товара.

    Акцизом облагается продукт массового потребления: бензин, алкоголь, табак, произведенный в стране. В составе многих товаров акциз составляет едва ли не половину стоимости. Например, в России более половины от цены бензина — это акциз. Акциз на алкоголь в зависимости от крепости может быть более 500 рублей за литр. Кстати, вы знали, что в 2016 и 2017 годах акцизы на алкоголь и табак повышались?

    В России, впрочем, налоги используются еще и в качестве механизма региональной политики. Не все знают, что налоги в России (как и во многих других федерациях) делятся на федеральные и местные. К федеральным относятся, например, НДФЛ (те самые 13 %), налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др., а к местным — налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог и т. д.

    В качестве наглядного примера того, как с помощью налогов можно управлять финансированием регионов можно привести следующий случай. Все, кто следит за общественно-политическими новостями в России, знают о планах повышения НДС с 18 до 20 %. Это означает, что вырастут цены на множество товаров, в особенности — на подакцизные: бензин, табак, алкоголь. В качестве компенсирующей меры в России отменили налог на движимое имущество.

    Однако НДС — федеральный налог, эти средства идут в федеральный бюджет (между прочим, обеспечивая более трети его доходов), а НДИ — налог региональный: собранными деньгами распоряжаются местные власти. Таким образом регионы лишают миллиардов рублей, не снимая с них финансовых обязательств. Деньги могут вернуться в регион — но уже по договоренности с федеральным центром.

    Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает, что всего мы платим 48 копеек с каждого рубля. По его мысли, россияне плохо осознают, сколько денег они в действительности отдают в качестве налогов. Когда же понимание придет, полагает он, люди начнут задавать государству неприятные вопросы — вроде «А что я получаю за эти деньги?» Демократия налогоплательщиков, о которой говорит Аузан (и другие ученые в сфере общественных наук), не столь утопична, как может показаться. Заявления вроде «я плачу налоги» могут восприниматься пока что иронически, но это первый шаг на пути к осознанию того, что в отношениях гражданина с государством должником является именно последнее.


    Финансовая система страны состоит из составляющих ее блоков. Одним из важнейших, составляющих структуру финансовой системы, является «финансы граждан», имеющие неменьшее значение для общественного развития. Граждане страны являются той субстанцией, которая и составляет основу общества. Наряду с политической надстройкой - государством и экономическим базисов - экономикой, граждане - население является одним из экономических субъектов, экономическое благополучие которого является главной задачей общества и государства[1].

    Как известно граждане страны по разному выполняют свою функцию экономического субъекта, они трудоустроены:

    - в бюджетной сфере;

    - заняты индивидуальным предпринимательством;

    - работают на условиях найма в крупных корпорациях, средних и малых предприятиях;

    - заняты в общественных организациях, партийной работой.

    Кроме указанных групп населения есть граждане:

    - граждане, занимающиеся домашним хозяйством;

    - граждане, находящиеся в состоянии поиска работы - безработные;

    - студенты, школьники и дети дошкольного возраста;

    Все эти группы людей представляют граждан, занятых или же находящихся в отличном друг от друга состоянии. В этом и заключается особенность обеспечения возможности ими собственного существования. Объединяет их то, что они все являются потребителями, должны получать или же должны быть содержаны за счет средств родителей (детей), государства (пенсионеров, студентов, безработных и других социально нуждающихся групп населения) [3].

    Следуя тому, что объектом данного исследования является налоговый фактор в развитии финансовой системы страны, нас может интересовать только то, что объединяет этих категорий граждан, это обеспечение денежными средствами населения для его достойного проживания.

    Для того чтобы дать характеристику влиянию налогообложения на доходы граждан, необходимо учитывать все факторы, участвующие в формировании конечного дохода граждан, остающегося после вычета всех обязательных расходов и уплаты, причитающихся с физических лиц, налогов.

    Для того чтобы дать характеристику налоговой системе, и как она воздействует на финансовое состояние населения страны необходимо исследовать следующие вопросы:

    1. Справедливая ли система налогообложения физических лиц?;

    2. Учитываются ли все факторы при налогообложении физических лиц (необлагаемый минимум оплаты труда, прожиточный минимум)?;

    3. Единый или дифференцированный подход применяется при налогообложении доходов физических лиц?;

    4. Если не обеспечивается порядок налогообложения, то должно ли государство обеспечить эти условия, чтобы финансовая система (в том числе налоговая система) работала на повышение благосостояния граждан?

    Чтобы ответить на эти вопросы исследуем систему обеспечения граждан Российской Федерации доходами (см. табл. 1).

    В предлагаемой таблице 1 данные, содержащие в 1-4 графах, не содержат подробностей, поэтому они носят теоретический характер, что позволяет сделать автору выводы об общем состоянии налогообложения доходов физических лиц в условиях, формируемых Налоговым кодексов Российской Федерации. Например, в строке 5 по графе 3, указывается, что граждане занимающиеся домашним хозяйством уплачивают имущественные налоги. Возникает вопрос, из каких средств, уплачиваются эти налоги, если они занимаются только домашним хозяйством и не имеют официального источника? Ответ на этот вопрос может быть таким, что граждане для своего существования должны иметь источники существования и этим источником может стать реализация выращенного на своем подсобном участке урожая [4].

    Обеспеченность граждан доходами при действующей в РФсистеме налогообложения физических лиц

    Обеспеченность прожиточным минимумом

    Занятые, в бюджетной сфере

    Занятые, индивидуальным предпринимательством

    Занятые, на условиях найма в крупных корпорациях, средних и малых предприятиях

    Заработная плата, установленная работодателем

    Занятые, в общественных организациях, партийной работой

    Заработная плата, установленная работодателем

    Граждане, занимающиеся домашним хозяйством

    Студенты, школьники и дети дошкольного возраста

    Государственные и др. стипендии и государственное содержание

    Пенсии, выплачиваемые государством и организациями

    Отвечая на первый вопрос по поводу справедливости системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации, можно сказать, что несмотря на неполноту информации, содержащей в таблице 1, она дает основание говорить о том, что действующая система налогообложения физических лиц у нас в стране имеет недостатки, характеризующие ее как социально несправедливую систему налогообложения.

    В таблице приведены все группы населения и источники их доходов. По группам граждан, приведенных в строках 5 и 6 в графе 4, указывается, что эти группы населения, несмотря на то, что они не участвуют в процессе производства, не имеют источника заработанного дохода, считаются трудоспособным населением и налоговые обязательства с них не снимаются. Если ими не уплачивается налог на доходы физических лиц, поскольку они не получают доход, то эти граждане уплачивают имущественные налоги, в число которых по российскому законодательству входит: налог на землю, транспортный налог, налог на имущество.

    Полностью от налогов освобождены лица, не достигшие трудоспособного возраста: дети дошкольного возраста, школьники и студенты, обучающиеся в среднеспециальных и высших учебных заведениях, а также неработающие пенсионеры [5].

    На основании таблицы 1 можно сделать вывод о том, что граждане, указанные в строках 1-4, графы первой, предположительно могут себя обеспечить таким размером дохода, что он покрывает потребительский минимум, приходящегося на гражданина страны. А вот граждане, указанные в строках 5-8графы первой, по идее не обеспечивают себя прожиточным минимумом. А идея такова, что стипендии, социальные пособия и пенсии в большинстве случаев ниже установленного размера прожиточного минимума.

    В соответствии с Законом Республики Дагестан «О прожиточном минимуме в Республике Дагестан» Правительство Республики Дагестан постановляет:Установить величину прожиточного минимума в Республике Дагестан за II квартал 2014 годана душу населения 7 268 рублей, в т. ч. для:

    - трудоспособного населения - 7 549 рублей,

    - пенсионеров - 5 783 рубля,

    - детей - 7 252 рубля.

    На основании постановления Правительства РФ от 06.09.2014 г. № 905 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения. » в Российской Федерации установлена величина прожиточного минимума в целом за II квартал 2014 г.на душу населения 8192 рубля, в т. ч. для:

    - трудоспособного населения - 8834 рубля,

    - пенсионеров - 6717 рублей,

    - детей - 7920 рублей.[9]

    Размеры прожиточного минимума по РФ и РД за 2014 г. (руб.)

    Размер прожиточного минимума в 2014 г.в руб.

    Разница прожиточного минимума в РФ и РД

    На душу населения

    Для трудоспособного населения

    Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat [2]

    Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что по стране размер разнится, что соответствует среднемесячному доходу. В графе 4 таблицы 2, отражены данные, указывающие на разницу в величине прожиточного минимума по стране и в Республике Дагестан. В РД самый низкий по стране показатель среднемесячной начисленной заработной платы - 17 135 руб. Для сравнения этот показатель по стране составляет 29 960, а в Москве она равняется 56 262 руб., что в 3,3 раза выше, чем по Республике Дагестан [10].

    Данные таблицы 2 свидетельствуют, что показатели прожиточного минимума по стране не одинаковые по регионам, и разницу видим весьма существенную. На наш взгляд, этого нельзя допускать по причине того, что трудовая миграция населения из экономически неблагополучных регионов в более благополучные регионы создает социально неустойчивую обстановку в стране.

    Если сопоставить величину прожиточного минимума с размером среднедушевых денежных доходов граждан, что отражено в таблице 3 то получим, что почти 1/3 населения страны получает доход, равный сумме меньшей размера прожиточного минимума. Это свидетельствует о наличии в нашей стране десятки миллионов граждан (свыше сорока миллионов человек) в состоянии недостатка средств для проживания [6]. Российская налоговая система не предусматривает освобождение доходов граждан, меньше прожиточного минимума, от налогообложения.

    Распределение населения по размеру среднедушевыхденежных доходов

    Распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов, в тыс. руб.

    Среднедушевые денежные доходы населения РФ на первое января 2014 г.(в %% к итогу)

    Поэтому, согласно данным, приведенным в таблице 3, денежные доходы трудоспособного населения, находящиеся в пределах до 8834 рублей, т. е. ниже прожиточного минимума, облагаются налогом на доходы физических лиц. Кроме того, с этих граждан взимаются и другие налоги: налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

    В этой связи правомерным будет установление социальных гарантий для всех граждан, обеспечивающие им возможность получения дохода в размере прожиточного минимума. Для этого необходимо: во-первых, месячный доход гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума; во-вторых, доход, равный прожиточному минимуму, не должен облагаться налогом; в-третьих, должна быть оказана государственная помощь гражданам, путем беспроцентного потребительского кредитования нуждающихся граждан на долгосрочной основе и освобождение их от уплаты налога в период возврата суммы кредита [8].

    В этой связи, нужно вспомнить и о том, что существует и такое понятие, как необлагаемый минимум оплаты труда за месяц. На наш взгляд, в условиях, когда граждане не обеспечиваются доходом, размер которого ниже прожиточного минимума, вести речь о показателе необлагаемый минимум оплаты труда за месяц не имеет смысла, поскольку сумма дохода не обеспечивает гражданину социальный минимум для существования. В этих условиях налогообложение дохода гражданина будет социально не справедливым шагом [7].

    В системе налогообложения доходов физических лиц, действующей в Российской Федерации, имеются недостатки. Главным из них считаем дифференцированный подход в применении налога на доходы физических лиц в разных регионах страны. Дифференцированный подход к применению налога на доходы физических лиц, на наш взгляд, может заключаться в использовании снижающих или повышающих размер установленной ставки налога коэффициентов. Коэффициент снижения ставки налога может быть установлен как частное от деления суммы прожиточного минимума сумму дохода конкретного гражданина, чей доход ниже прожиточного минимума Например, размер прожиточного минимума для работающих составляет 8834 руб. Расчет снижающего действующую ставку налога коэффициента в зависимости от доходов граждан, суммы которых ниже прожиточного минимума, предлагаем составлять путем использования следующего алгоритма действий:

    1) устанавливается на сколько доход физического лица ниже прожиточного минимума:

    8834 :7000 = 1,3 (1)

    2) определяется величина ставки для реального дохода физического лица:

    3) определяется сумма налога с дохода физического лица, величина которого ниже прожиточного минимума:

    7000 х 10% = 700 руб. (3)

    В результате осуществления первого пункта действий, предлагаемого алгоритма получим, что реальный доход физического лица в 1,3 раза ниже размера установленного в стране прожиточного минимума. Нами предлагается применить при налогообложении дохода данного физического лица в качестве коэффициента, снижающего установленную законом величину налоговой ставки (1,3).

    Установленная в Российской Федерации ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%, является минимальной по сравнению со ставками аналогичного налога, установленных в европейских странах, но она накладывает на отечественного налогоплательщика большую налоговую нагрузку и поэтому, как уже выше было сказано, применительно к малообеспеченным гражданам страны она становится и социально несправедливой.

    В этой связи, предлагаем либо освободить доход гражданина в размере раной прожиточному минимуму, либо применить специальный режим налогообложения, в основе которой лежит применение снижающих уровень налогообложения коэффициентов.

    Рецензенты:

    Дохолян С.В., д.э.н., профессор, директор ФГБУН Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г.Махачкала;

    Петросянц В.З., д.э.н, профессор, главный научный сотрудник отдела теории и методологии регионального развития ФГБУН Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН,
    г.Махачкала.

    Налоги – неотъемлемый элемент экономики. Они составляют основу государственных доходов, являются эффективным инструментом регулирования социально-экономических процессов в обществе. При помощи налогов государство воздействует на функционирование национального хозяйства и внешнеэкономическую деятельность.


    Понятие

    Налоги – платежи, осуществляемые физическими и юридическими лицами в пользу государства и поступающие в бюджеты различных уровней. Признаки налогов:

    • обязательность – выплаты взимаются принудительно;
    • безвозмездность – налоговые поступления имеют односторонний характер: часть дохода налогоплательщика безвозвратно переходит в собственность государства;
    • индивидуальная безэквивалентность – государство не несет обязательств по предоставлению налогоплательщику эквивалента, равного его платежу;
    • регулярность – платежи осуществляются периодически, в определенные сроки.

    Налоги – это не только экономическая категория, но и правовая. Они устанавливаются на основании закона, уклонение от выплат влечет за собой юридическую ответственность.

    Функции

    Сущность налогов проявляется в их функциях:

    1. Фискальной – аккумулировании денежных средств для решения общественно значимых проблем: содержания государственного аппарата, развития науки и техники, обеспечения социальной поддержки тем, кто в ней нуждается.
    2. Экономической – регулировании процессов производства и обращения, поддержке занятости, стабилизации внутреннего рынка.
    3. Социальной – поддержании социального равновесия путем сглаживания неравенства между отдельными социальными группами.

    Налоги воздействуют на экономику опосредованно, через участие государства в перераспределении ВВП. С их помощью государство направляет капитал в наиболее перспективные или малорентабельные, но социально важные отрасли.

    Структура

    Элементный состав налога закреплен законодательно. Это необходимо для того, чтобы граждане точно знали, какие налоги, как и когда они должны выплачивать. Элементы налога:

    • субъектналога– лицо, обязанное платить налог: работник, хозяйствующий субъект, владелец капитала;
    • объект налогообложения – товар, услуга, прибыль, имущество, действия или события, предполагающие уплату налога;
    • источник налога – доход или капитал;
    • налоговая база – стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения;
    • налоговая ставка – размер налога на единицу объекта налогообложения;
    • налоговый оклад – сумма налога;
    • налоговый период – отрезок времени, на который рассчитывается сумма налога;
    • порядок начисления – последовательность действий для определения суммы платежа;
    • порядок уплаты – последовательность действий, совершаемых налогоплательщиком для исполнения налоговой обязанности;
    • сроки уплаты – дата или период, в течение которого должна быть осуществлена выплата.


    В законе о каждом налоге эти сведения должны быть конкретными и исчерпывающими. Неполнота, нечеткость формулировок может привести к уклонению от уплаты на законных основаниях.

    Налоговая система

    Совокупность действующих в государстве налоговых платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются:

    • виды налогов – принимаются и утверждаются законодательно на различных уровнях государственного управления;
    • субъекты налогообложения – круг лиц, уплачивающих налоги и сборы;
    • законодательная база – законы, постановления, распоряжения, инструкции о правах, обязанностях и ответственности субъектов налоговых взаимоотношений;
    • институты изъятия и контроля – налоговая служба, таможенная служба.

    Многообразие видов налогов классифицируют по различным основаниям:

    • по способу взиманияпрямые, выплачиваемые субъектами налога, и косвенные, переносимые на потребителя товаров и услуг;
    • по уровню налогообложения – в России принята трехуровневая система налогообложения, различают налоги федеральные, региональные и местные;
    • по субъектуналоги с граждан, с предприятий и организаций, смешанные налоги;
    • по порядку введенияобщеобязательные, взимаемые на всей территории страны, и факультативные, вводимые органами местного самоуправления;
    • по целевой направленностиобщие, формирующие бюджет, и специальные, вводимые для финансирования конкретных государственных затрат;
    • по методу исчисленияпрогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые;
    • по периодичности выплатрегулярные, взимаемые с определенной периодичностью, и разовые, связанные с определенными событиями.


    Налоговая политика государства должна быть справедливой, эффективной и гибкой. Повышение налогового бремени снижает предпринимательскую активность, вызывает рост теневой экономики и налоговых махинаций, что в перспективе снижает экономический рост. Снижение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономическую деятельность, но влечет за собой потери налоговых поступлений в бюджет. Поэтому государству необходимо выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы достичь баланса интересов государства и населения.

    Роль налогов в обществе

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в государстве. Отчужденная и присвоенная посредством политического принуждения часть доходов населения превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности. Благодаря аккумулированным денежным средствам государство влияет на рыночную экономику:

    • контролирует темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства;
    • воздействует на динамику и структуру общественного производства, на состояние научно-технического прогресса;
    • регулирует спрос и предложение через платежеспособность основной массы населения;
    • оказывает социальную поддержку малоимущим слоям населения;
    • ограничивает деятельность монополий;
    • регулирует инфляционные процессы;
    • оказывает поддержку развивающимся предприятиям;
    • стимулирует инвестиционную активность.

    Государственный бюджет формируется главным образом за счет налоговых поступлений. Средства из него идут на бесплатное образование, здравоохранение, культуру, науку, охрану окружающей среды, содержание полиции и армии.

    Заключение

    Налоги необходимы для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него социально-экономических функций. Адекватная, продуманная налоговая политика способствует экономическому росту и социальной защищенности граждан.

    План ответа по теме «Налоги и их роль в экономической жизни общества»

    1. Налоги как элемент экономики.

    2. Понятие налогов. Признаки:

    • обязательность;
    • безвозмездность;
    • индивидуальная безэквивалентность;
    • регулярность.

    3. Функции налогов:

    • фискальная;
    • экономическая;
    • социальная.

    4. Элементы налога:

    • субъект налога;
    • объект налогообложения;
    • источник налога;
    • налоговая база;
    • налоговая ставка;
    • налоговый оклад;
    • налоговый период;
    • порядок начисления;
    • порядок уплаты;
    • сроки уплаты.

    5. Элементы налоговой системы:

    • виды налогов;
    • субъекты налогообложения;
    • законодательная база;
    • институты изъятия и контроля.

    6. Классификация налогов:

    • по способу взимания;
    • по уровню налогообложения;
    • по субъекту налога;
    • по порядку введения;
    • по целевой направленности;
    • по методу исчисления;
    • по периодичности выплат.

    7. Роль налогов в обществе.

    8. Важность правильно выстроенной налоговой политики.

    Социальное значение налогов и сборов с физических лиц.

    В силу того, что налоги несут не только фискальную, но и регулирующую функцию, налоговая политика, как средство прямого и косвенного воздействия на граждан, играет особую роль в реализации социальной функции государства. В Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», отмечено: «всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развития населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу».
    В большинстве развитых стран налогам придается особое значение в решении социальных проблем общества. Налогообложение физических лиц является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости.
    Продуманная, социально ориентированная налоговая политика создает предпосылки для вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую деятельность, формирует базу для интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений. Посредством умелой налоговой политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, основанную на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала.
    В России, несмотря на то, что с 1917 года законодательно установлен подоходный налог с физических лиц, целостной, стабильной концепции формирования социальной направленности налогообложения доходов физических лиц не сложилось. Вместе с тем, согласно седьмой статье Конституции РФ: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В свою очередь, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 гг.), установлено, что «целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания» .
    Формирование социальной направленности налогообложения доходов физических лиц посредством их объективной количественной и качественной оценки, является одним из важных условий реализации государством социальной функции.
    По оценкам специалистов до сих пор не существует теории, с помощью которой можно однозначно и точно спрогнозировать влияние налогового регулирования на процессы социально-экономического развития, поведение субъектов экономических отношений.
    В мире используется множество моделей, концепций социальной политики и социального налогообложения, которые можно классифицировать с позиций социального или субсидиарного государства и соответствующей налоговой политики: социально-нагруженной или либерально-ограниченной. Концепция социального государства предполагает обязанности государства по обеспечению высокого уровня жизни и созданию условий для всестороннего развития личности каждого человека. Концепция субсидиарного государства, напротив, предполагает предоставление гражданам лишь минимальных гарантий и помощь государства только ограниченному кругу лиц, которые по тем или иным причинам (состояние здоровья, дети – сироты или дети из малообеспеченных семей и т.д.) не могут сами обеспечить себе достойный уровень жизни. Большинство членов общества, уплачивая налоги, должны получать высокие доходы благодаря своей самостоятельной, инициативной деятельности.
    Для социального государства характерен принцип социальной справедливости, создания в идеале равных возможностей всем членам общества через систему финансовых, налоговых и социальных мер поддержки, переход от политического и правового равенства граждан к их социальному равенству, обеспечение приемлемого уровня жизни для социально незащищенных слоев и отдельных граждан, возможность самообеспечения, повышения своего благосостояния. Социальное государство в качестве конституционного принципа зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Италии, Испании, Португалии, Швеции и др.
    Социальная функция и направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения социальной политики (британской, франко-германской, североевропейской, американской и др.). Социальная функция НДФЛ реализуется посредством сокращения неравенства в распределении доходов, воздействия на уровень доходов, сбережений населения, объем, динамику и структуру внутреннего спроса, качество жизни, демографические и др. показатели социальной сферы. С помощью подоходного налога государство оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность и бесплатность образования, мотивации труда, реализацию гражданами права на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и др.
    Анализ научных исследований, опыта развитых стран, свидетельствует о возрастании связи социальной функции государства с социальной направленностью налогообложения. Вместе с тем, в науке и практике понимание роли и значения, специфики социальной направленности налогообложения сложилось не сразу. Во многом этому способствовало выделение из финансовой науки налогообложения как самостоятельной научной дисциплины, формулирование научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение, его природу и функции.
    Так, если А. Смит проведя классификацию налогов, выделил прямые налоги и косвенные, указал на их фискальную и регулирующую функцию, то Дж. М. Кейнс обращает внимание на распорядительную или социальную, контрольную, политическую функции.
    Переход в теории и практике с позиций подоходного налога как вынужденной меры к осознанию объективной необходимости и обязанности каждого уплачивать налоги, предопределил всеобщность данного вида налогообложения. Единственным основанием для неуплаты подоходного налога становится материальное положение субъекта налогообложения.
    О сложности введения подоходного налога свидетельствует то, что во Франции с 1848 по 1914 год было разработано порядка 50 проектов подоходного налога, в США необходимость введения подоходного налога обсуждалось на протяжении более пятидесяти лет (с 1862 по 1913 г.), в России, от первого опыта применения в 1812 году до принятия закона о подоходном налоге в 1916 году, прошло более ста лет.
    Регулирующая функция налогов на доходы физических лиц в решении задач социальной политики в ведущих зарубежных странах получила свое преимущественное развитие после второй мировой войны, когда было осознано влияние налоговой политики на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения и др.
    В настоящее время в США, где подоходный налог с физических лиц формирует более 40 % доходной части федерального бюджета, в Германии и Англии, где доля подоходного налога в бюджете составляет более 30 %, во Франции, где подоходный налог (18 %) занимает второе место среди источников бюджетных доходов, данный налог играет существенную роль в обеспечении финансами реализации социальной политики государства .
    Устанавливая налоги на доходы физических лиц, сокращая налоговые обязательства, или полностью освобождая от уплаты подоходного налога различные категории населения, осуществляя поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируя развитие семьи, получение образования, вводя льготы по подоходному налогу в зависимости от расходов понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и многое др., государство берет на себя заботы по обеспечению социальной стабильности и справедливости.
    С социально-экономической точки зрения основным вопросом политики социальной направленности налогообложения является выбор модели и момента применения налога. Подвергаясь периодическому реформированию, система подоходного обложения населения в развитых странах обеспечивает баланс целей экономической и социальной политики государства. Реформирование НДФЛ направлено на: повышение справедливости в обложении доходов, мер по увеличению вычетов для бедных слоев населения и среднего класса; упрощение системы исчисления подоходного налога; создание нейтральной системы обложения доходов, оказывающих минимальное воздействие на экономический выбор плательщика; устранение методов налогового регулирования, тормозящих развитие человеческого потенциала и введение налогового стимулирования роста благосостояния граждан; содействие к перераспределению доходов населения в пользу сбережений (инвестиций); улучшение системы налогового администрирования, внедрение электронных способов подачи и обработки налоговых деклараций. Кроме этого, реформирование налоговых систем направлено: на расширение базы обложения путем включения доходов ранее освобожденных от налогообложения; снижение прогрессии ставок и сокращение числа разрядов шкалы обложения.

    Социальная функция и направленность налогообложения характеризуется: размером налогового потенциала; уровнем налоговой нагрузки; удельной налоговой нагрузкой; степенью выравнивания дохода различных категорий налогоплательщиков на принципах социальной справедливости и равенства и др. Действующие в мировой практике классические схемы вертикального и горизонтального выравнивания налогового бремени направлены на обеспечение социальной функции налогообложения.
    Для формирования теоретико-методологической основы налогообложения физических лиц, взаимосвязи доходов и расходов важное значение имеет формулирование принципов налогообложения. Основы принципов налогообложения, заложенные Д. Рикардо, А. Смитом, А. Вагнер, в настоящее время применительно к социальной направленности налогообложения включают принципы всеобщности и справедливости, определенности и стабильности, эффективности, не облагаемого налогового минимума, разумного предела налогообложения. Налоги взимаются исключительно в публичных целях; распределение налогового бремени должно быть сообразно возможностям налогоплательщика; налог может учреждаться, изменяться или упраздняться лишь путем принятия парламентского закона; никакой налог не может устанавливаться законом, имеющим обратную юридическую силу. Налоги должны минимизировать неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса перераспределения ресурсов.
    Заслуживают внимания принципы функционирования налоговой системы Германии, установленные со времени Л. Эрхарда. В их числе: налоги должны быть по возможности нацелены на более справедливое распределение доходов; налоговая система исключает двойное налогообложение; величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства, максимальное уважение к частной жизни гражданина – налоговый чиновник не имеет права предоставлять сведения о налогоплательщике.
    Критерием оценки эффективности НДФЛ с позиции социальной направленности служит его способность решать задачи оптимального перераспределения доходов. Эффективными являются налоги, которые минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов. Неэффективными – отрицательные последствия которых превалируют над положительными. При этом, по мнению английского экономиста Р. Клейна, размер перераспределяемой части национального дохода обусловливается прежде всего политическими, а не экономическими факторами.

    Читайте также: