Влияние налогообложения на процесс воспроизводства

Опубликовано: 18.05.2024

Важнейшим видом деятельности любого государства является формирование государственных доходов. Государственный доход – это финансовые ресурсы, поступившие из разных источников в распоряжение государства и используемые им для выполнения государственных функций.

Исходя из порядка формирования и использования, государственные доходы формируются из таких источников, как налоги и доходы от различных видов деятельности.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Он взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Налоги устанавливаются для финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства, содействия развитию экономики; удовлетворению общественных потребностей, перераспределению доходов.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1) обеспечение доходами государство (фискальная функция);

2) поддержание равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных регионов, социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (распределительная функция);

3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция);

4) контроль за эффективностью проводимой экономической политики государства (контрольная функция).

Налогообложение предприятий осуществляется в соответствии с положениями частей первой и второй Налогового кодекса РФ. При исчислении и уплате налогов и сборов налогоплательщики обязаны использовать нормативные акты Минфина России, Федеральной налоговой службы.

Под налогообложением предприятий следует понимать сложившиеся на основе установленных законов организационно-правовые отношения по перераспределению преимущественно в денежной форме доходов (прибыли), полученных предприятиями в результате их финансово-хозяйственной деятельности, в пользование государства, в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Система налогообложения влияет на формирование финансов государства и на результаты деятельности предприятий. Влияние на конечные результаты деятельности предприятий система налогообложения оказывает посредством количества действующих налогов, механизма их установления и взимания.

Налоговая система представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципы их установления, изменения, отмены, а также методы исчисления и уплаты налогов, формы налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Основные принципы налогообложения:

Общие принципы построения налоговых систем находят свое выражение через определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, которые включают: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, льготы, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщик – это лицо (юридическое или физическое), которое по закону обязано платить те или иные налоги. В определенных случаях налог может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком или носителем налога. Например, налог на добавленную стоимость формально в бюджет уплачивается юридическими лицами, реализующими товары и услуги. Фактически этот налог ложится на все юридические и физические лица, покупающие эти товары и услуги. Если же налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице, например, налог на прибыль организаций.

Объект налогообложения должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Например, объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и др.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от объекта налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов ли прибыли. Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик, как правило, самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. В некоторых случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годом, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которой должно быть совершено.

Налоговые льготы представляют собой полное или частичное освобождение субъекта от уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством.

Основы современной российской налоговой системы были заложены относительно недавно. В конце 1991 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и ряд законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

В течение 1992-1998 гг. в налоговое законодательство на раз вносились серьезные изменения, повлекшие корректировку механизма налогообложения и структуры налогов. Проводимые в этот период экономические реформы заложили фундамент налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики.

16 июля 1998 г. Государственной Думой РФ была принята первая часть Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ). Первая или общая часть НК РФ, вступившая в действие с 1 января 1999 г., регламентирует основные положения налоговой системы России: перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, взаимоотношения государства и налогоплательщиков. С 1 января 2001 г. вступила в действие вторая (специальная) часть НК РФ, которая устанавливает порядок исчисления и уплаты конкретных налогов.

Основные принципы построения российской налоговой системы, установленные в НК РФ, следующие:

- законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Налоги и сборы классифицируются на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам. В соответствии с первой частью Налогового Кодекса РФ налоговая система России как совокупность видов налогов представлена тремя уровнями:

а) федеральные налоги и сборы

б) региональные налоги

в) местные налоги

К федеральным налогам и сборам,в соответствии ст.13 НК РФ, относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объемами водных биологических ресурсов;

В соответствии с разделом 8 части второй НК РФ применяются следующие специальные налоговые режимы:

- единый сельскохозяйственный налог;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

- упрощенная система налогообложения.

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ. В соответствии со ст.14 НК РФ к региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии со ст.15 НК РФ к местным налогам относятся:

- налог на имущество физических лиц.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные и местные налоги установлены НК РФ и вводятся в действие законами субъектов России и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов России и муниципальных образований.

По способу взимания налоги условно подразделяются на прямые и косвенные. При прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К числу прямых относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др. Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров и перелагаются на конечных носителей налоговой нагрузки. В России это – налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Теоретически косвенные налоги включают также налог м продаж и таможенные пошлины.

Классифицируя налоги по плательщика, можно выделить три группы налогов:

- с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.);

- с физических лиц (налог на доходы физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

- с юридических и физических лиц (государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог и др.).

Налоговая система призвана, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, способствовать эффективной предпринимательской деятельности. Построение оптимальной налоговой системы является одним из направлений налоговой политики государства.

Налоговая политика – это совокупность мероприятий государства по взиманию налогов в бюджетную систему государства, проводимых для поддержания экономического роста страны и устранения диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом населения. В теории уровень налоговой нагрузки должен соответствовать фазе, в которой находится экономика страны. В условиях подъема производства следует увеличивать налоги, что не исключает их снижения для приоритетных отраслей. В условиях кризиса – снижать налоги и вводить льготы для производителей, в ряде случаев устанавливать регрессивные ставки налогов.

Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных и нормативных актов, устанавливающих виды налогов, взимаемых в стране, круг плательщиков, ставки, льготы, ответственность, распределение налогов по видам бюджетов.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)

Налоги как экономическая категория выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия стоимости ВВП и НД в пользу изменяющихся социальных групп, стоящих в данный момент у власти.

Налоги как экономическая категория объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются и финансовой категорией.

Процесс перераспределения стоимости ВВП и НД в денежной форме, т.е. мобилизация этой стоимости с помощью налоговых методов и использование через систему государственных расходов, представляет собой всю совокупность финансовых отношений.

Финансовые отношения охватывают весь процесс распределения стоимости ВВП и НД на макро – и микроуровнях. Налоги, а точнее, налоговые отношения, выступают как часть этих финансовых отношений лишь на макроуровне.

Налоговая финансовая категория находится во взаимосвязи, взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Налоги как финансовая категория, с одной стороны, выражают общие свойства всех финансов (участвуют в распределении, контролируют) и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. С другой стороны, налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений (регулируют производство, служат средством мобилизации НД).

Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т.е. национальный доход (НД). В случае, если размера НД не хватает на покрытие расходов (в условиях войны, кризиса) материальным источником налогов становится национальное богатство, т.е. совокупный НД, созданный предшествующими поколениями.

Национальный доход, произведенный в процессе производства, распадается на две части: одна часть поступает собственникам – владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов, вторая – наемным работникам в форме оплаты труда, т.е. обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление НД в производстве является первичным распределением и находится вне налоговых отношений.

Государство, обладая, как правило, незначительной собственностью на средства производства, в первичном распределении НД, по существу, не участвует. Первичное распределение новой стоимости в условиях рыночных отношений дополняется вторичным распределением или перераспределением. При ограниченной собственности на средства производства господствующая власть может получить свою долю НД лишь при принудительном перераспределении НД. Налоги в этих условиях становятся главным методом мобилизации части НД для государства. Они участвуют только на начальной стадии перераспределительного процесса – формировании государственных денежных фондов. Последующая стадия перераспределения – использование государством средств на общенациональные нужды – выходит за пределы налогообложения и является выражением расходов государства.

Налоги в системе распределения стоимости в денежной форме возникают с момента реального движения денежных ресурсов. Под реальным движением денежных ресурсов понимаются не расчетно–денежные операции, а движение денежных ресурсов, определенных законами расширенного воспроизводства. После получения выручки наступает ее распределение. Следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости вначале первичного ВВП и НД (где налоги не участвуют), а затем вторичного. Изменения, происходящие в воспроизводстве (рост или сокращение), влияют на налоги. Это взаимодействие прямое: увеличение стоимости ВВП и НД приводит к росту налоговых доходов (при неизменных условиях), а сокращение стоимости ВВП и НД – к сокращению налоговых доходов.

Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости ВВП и НД. Это находит отражение на второй стороне перераспределительного процесса – использовании стоимости ВВП и НД государством.

Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного соотношения между объемами созданной и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственными пропорциями.

Промышленно развитые страны широко используют налогообложение в системе государственного регулирования экономики, превратив налог в действенный экономический стимул, элемент управления экономическими процессами.

Налоги как экономическая категория выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия стоимости ВВП и НД в пользу изменяющихся социальных групп, стоящих в данный момент у власти.

Налоги как экономическая категория объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются и финансовой категорией.

Процесс перераспределения стоимости ВВП и НД в денежной форме, т.е. мобилизация этой стоимости с помощью налоговых методов и использование через систему государственных расходов, представляет собой всю совокупность финансовых отношений.

Финансовые отношения охватывают весь процесс распределения стоимости ВВП и НД на макро – и микроуровнях. Налоги, а точнее, налоговые отношения, выступают как часть этих финансовых отношений лишь на макроуровне.

Налоговая финансовая категория находится во взаимосвязи, взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Налоги как финансовая категория, с одной стороны, выражают общие свойства всех финансов (участвуют в распределении, контролируют) и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. С другой стороны, налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений (регулируют производство, служат средством мобилизации НД).

Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т.е. национальный доход (НД). В случае, если размера НД не хватает на покрытие расходов (в условиях войны, кризиса) материальным источником налогов становится национальное богатство, т.е. совокупный НД, созданный предшествующими поколениями.

Национальный доход, произведенный в процессе производства, распадается на две части: одна часть поступает собственникам – владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов, вторая – наемным работникам в форме оплаты труда, т.е. обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление НД в производстве является первичным распределением и находится вне налоговых отношений.

Государство, обладая, как правило, незначительной собственностью на средства производства, в первичном распределении НД, по существу, не участвует. Первичное распределение новой стоимости в условиях рыночных отношений дополняется вторичным распределением или перераспределением. При ограниченной собственности на средства производства господствующая власть может получить свою долю НД лишь при принудительном перераспределении НД. Налоги в этих условиях становятся главным методом мобилизации части НД для государства. Они участвуют только на начальной стадии перераспределительного процесса – формировании государственных денежных фондов. Последующая стадия перераспределения – использование государством средств на общенациональные нужды – выходит за пределы налогообложения и является выражением расходов государства.

Налоги в системе распределения стоимости в денежной форме возникают с момента реального движения денежных ресурсов. Под реальным движением денежных ресурсов понимаются не расчетно–денежные операции, а движение денежных ресурсов, определенных законами расширенного воспроизводства. После получения выручки наступает ее распределение. Следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости вначале первичного ВВП и НД (где налоги не участвуют), а затем вторичного. Изменения, происходящие в воспроизводстве (рост или сокращение), влияют на налоги. Это взаимодействие прямое: увеличение стоимости ВВП и НД приводит к росту налоговых доходов (при неизменных условиях), а сокращение стоимости ВВП и НД – к сокращению налоговых доходов.

Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости ВВП и НД. Это находит отражение на второй стороне перераспределительного процесса – использовании стоимости ВВП и НД государством.

Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного соотношения между объемами созданной и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственными пропорциями.

Промышленно развитые страны широко используют налогообложение в системе государственного регулирования экономики, превратив налог в действенный экономический стимул, элемент управления экономическими процессами.

В настоящее время в состав налогов, входящих в налоговую систему РФ включаются следующие налоги и сборы:

- Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

- Региональные налоги

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

- Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Для более глубокого понимания роли налогов в воспроизводственном процессе необходимо рассмотреть анализ поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета бюджетов государственных внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации, без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования.




Бюджеты, входящие в консолидированный бюджет Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга: бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Основным источником доходов в бюджеты всех уровней Российской Федерации являются налоговые поступления. Необходимо отметить, что налоговая система в первую очередь является инструментом мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Одним из существенных последствий кризисных явлений в российской экономике является уменьшение налогооблагаемой базы по основным налогам, что привело к сокращению налоговых поступлений государству.

Так, в 2008 году налоговые доходы консолидированного бюджета составили 8 451,00 млрд. руб., в 2009 году произошло значительное уменьшение и доходы от налогов составили – 6 795,52 млрд. руб., а за последующий год выросли и в 2010 составили 8 318,46 млрд. руб. Тенденция роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет продолжилась и в 2011 г. – до 10 185.39 млрд. руб., в 2012 г. налоговые поступления составили 10 937.35 млрд. руб.

Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 – 2012 гг. представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Налоговые поступления в консолидированный бюджет
Российской Федерации в 2008 – 2013 гг.

Для того чтобы проанализировать современное состояние налоговой системы РФ необходимо провести анализ поступлений платежей в консолидированный бюджет РФ в разрезе конкретных налогов. Так за период с 2005 по 2011 годы основную долю поступлений в федеральный бюджет составили следующие налоги: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц (таблица 1).

Из приведенной ниже таблицы 1 видно, что налоговые поступления от специальных налоговых режимов по своей величине незначительны и составляют в среднем 1,5-3% в структуре всех платежей.

Для более детального анализа поступлений от специальных режимов следует обратиться к таблице 2, где видно, что больше половины платежей приходится в основном на упрощенную систему налогообложения, так в 2011 году поступления от УСН составили 67,9 % дохода от специальных налоговых режимов.

Таблица 1 – Удельный вес и структура налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ в целом
по экономике в 2007-2013 гг., млрд. руб.

Наименование показателя Годы
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Налог на прибыль организаций 2172,2 29,53 2513,0 29,74 1264,6 18,61 1878,5 22,59 2270,3 22,47 2355,4 21,5 1 774,4 14,4
Налог на доходы физических лиц 1266,1 17,21 1665,8 19,71 1665,0 24,51 1789,6 21,52 1994,9 19,74 2260,3 20,6 1 789,6 14,5
Единый социальный налог (в ФБ) 405,0 5,51 506,8 509,8 7,5 488,6 5,88 486,5 4,82 - - - -
Налог на добавленную стоимость 1424,7 19,37 1038,7 12,29 1207,2 17,77 1421,5 17,09 1844,9 18,26 1886,1 17,2 1383,9 11,2
Акцизы 289,9 3,94 314,7 3,72 327,5 4,82 455,0 5,47 603,9 5,98 783,6 7,2 441,4 3,6
Налог на добычу полезных ископаемых 1197,4 16,28 1708,0 20,21 1053,8 15,51 1401,6 16,86 2042,5 20,22 2459,4 22,5 2577,2 20,8
Налог на имущество организаций 262,7 3,57 323,5 3,83 385,8 5,68 428,5 5,15 465,2 4,60 6,2 620,8 5,0
Земельный налог 68,9 0,94 80,2 0,95 95,2 1,4 118,2 1,42 44,0 0,44 105,3 1,0 294,3 2,4
Специальные налоговые режимы 156,0 2,12 204,3 2,42 192,5 2,83 207,7 2,50 234,1 2,32 271,2 2,5 451,1 3,6
Прочие налоги 113,0 1,54 96,0 1,14 92,3 1,36 126,5 1,52 117,5 1,16 152,7 1,4 170,6 1,4
ИТОГО налоговых доходов 7355,9 х 8451,0 х 6793,7 x 8315,6 х 10103,8 х 10954,0 х 12363,4 х

Таблица 2– Структура налоговых доходов от специальных налоговых режимов в консолидированном бюджете РФ в 2007-2013 гг., млрд. руб.

Наименование показателя Годы
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
УСНО 53,77 119,6 58,54 109,46 56,88 134,37 64,71 158,99 67,3 188,8 68,6 258,9 69,1
ЕНВД 56,3 30,84 63,92 33,21 70,61 34,00 71,25 30,2 78,6 28,5 96,7 25,8
ЕСХН 1,5 0,96 2,4 1,17 2,17 1,13 2,68 1,29 3,88 1,6 3,8 1,4 13,8 3,7
Соглашение о разделе продукции 14,5 9,27 19,3 9,45 16,9 8,78 - - 2,1 0,9 4,2 1,5 5,3 1,4
ИТОГО 204,3 192,45 207,65 236,22 275,4 374,7

Единый сельскохозяйственный налог в итоговой сумме от поступлений по специальным режимам составляет всего лишь 1%. Этот факт можно объяснить тем, что данный режим реализует функцию поддержания отрасли сельского хозяйства. Несмотря на незначительные поступления, наблюдается тенденция к увеличению собираемости средств от данного вида режимов, так в 2011 году доход от ЕСХН составил 3,88 млрд. руб., что более чем в 5 раз превысило поступления 2005 года. Такой рост произошел за счет увеличения числа плательщиков ЕСХН, так, например, по Воронежской области в 2011 году их число составило 2084 (ед./чел.), что на 691 плательщика больше по сравнению с 2005 годом. Хотя в 2009 году произошло их незначительное снижение на 6 (ед./чел.) до 1811 (ед./чел.). Впрочем аналогичная ситуация наблюдалась и по остальным налогам, что связано с масштабностью влияния кризисных явлений на экономику России.

Помимо показателей поступления налоговых платежей в бюджетную систему России, не менее важно количество неуплаченных налогов. Так, вследствие неуплаты или несвоевременной уплаты налога (сбора) налогоплательщиком в бюджет возникает задолженность, причем большая её часть приходится на федеральные налоги, так в период с 2006 по 2011 год задолженность по федеральным налогам имела тенденцию к снижению и составила в 2011 году 553,2 млрд. руб. (таблица 3).

Таблица 3 - Задолженность бюджетам различных уровней
по налогам и сборам в РФ, млрд. руб.

Налоги Годы
По федеральным налогам и сборам 481,9 467,1 590,6 569,9 553,2 591,7 610,1
из них:
НДС 249,6 242,9 327,1 315,0 305,0 175,0 333,5
Налог на прибыль организаций 102,5 107,6 144,8 137,8 160,8 3,8 165,3
Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами 35,7 29,1 23,3 23,3 5,1 3,7 4,5
По региональным налогам и сборам 53,6 53,0 63,5 61,9 77,8 83,6 96,5
По местным налогам и сборам 28,4 27,6 31,0 30,8 26,7 32,5 39,2
По налогам со специальным налоговым режимом 10,9 11,3 13,8 12,8 17,7 20,3 24,2
Задолженность всего 574,8 559,0 698,9 675,4 675,3 728,2 770,3

Из данных таблицы 3, можно сделать вывод о том, что в 2009 году произошло значительное увеличение всей совокупной задолженности, так по федеральным налогам и сборам она составила 698,9 млрд. руб., из них по НДС – 327,1 млрд. руб., по налогу на прибыль организаций 144,8 млрд. руб. По налогам со специальным налоговым режимом задолженность на протяжении всего анализируемого периода увеличивается, так в 2009 году она составила 13,8 млрд. руб., что на 2,5 млрд. руб. больше чем в 2008 (увеличение произошло на 18%) и на 5,3 млрд. руб. больше чем в 2005 году (на 38,4%). В тоже время за последующие два года объем общей задолженности снизился незначительно, всего 23,5 млрд. руб. Это произошло за счет увеличения неплатежей по налогу на прибыль на 23 млрд. руб. По остальным налогом также наблюдаем незначительное снижение или увеличение суммы неуплаты. В период с 2009 года по 2011 годы, наблюдается снижение сумм задолженности перед бюджетом по федеральным налогам. В 2011 году по налогам и платежам за пользование природными ресурсами произошло сокращение задолженности в 4,6 раза по сравнению с 2010 годом.

Вопросы для самоконтроля

1. При каких социально–экономических условиях возникли налоги?

2. Какова экономическая сущность налогов?

3. Назовите и охарактеризуйте признаки налогов.

4. Назовите и охарактеризуйте функции налогов.

5. Как налоги участвуют в перераспределительном процессе ВВП?

6. Назовите и раскройте сущность специфических признаков налогов.

7. Что Вы понимаете под понятиями «налог», «неналоговый платеж», «разовые изъятия», «сбор»?

Глава 2. Основы построения налогов
и сборов

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в орга- [c.90]


Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер наполнять государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений). [c.42]

Отрицательное влияние на воспроизводственный процесс оказала и политика Центрального банка РФ, когда ставки банковского процента достигли астрономического уровня — 240%. При мировом уровне рентабельности ниже 10% на капитал российский производитель, даже без учета налогов, должен был обеспечить рентабельность производства на уровне 250%. Это возможно только при помощи волшебства. Можно назвать целый ряд мероприятий, приведших к разбалансировке воспроизводственной системы России (в частности, и со стороны государства— через принадлежащие ему железные дороги и энергетику). Все они показывают роль государства в распределительном процессе, осуществляемую через финансы и другие механизмы. Если нарушаются сбалансированные границы вмешательства государства в распределительный процесс, нарушается и весь воспроизводственный процесс. Все это можно назвать структурной перестройкой экономики и созданием рынка труда. Но если во избежание социального взрыва государство должно брать на себя значительные дополнительные обязательства по поддержанию бедных слоев населения, то это свидетельствует о нарушении нормальных-воспроизводственных процессов. Впрочем, задача финансовой науки — не критика экономической политики государства, а выработка рекомендаций по совершенствованию финансов. [c.13]


Языковые различия и национальные традиции приводят иногда к терминологической путанице в экономической науке. В англоязычной литературе биржевого маклера называют финансистом. В России финансистами называют банкиров. Вероятно, это не носит принципиального характера. Однако в науке подобная путаница может вызвать различные коллизии. Так, двое ученых, рассуждая о финансах, могут на самом деле подразумевать совсем разные экономические понятия. Финансы и кредит как экономические категории тесно взаимосвязаны. Кредит, в чистом виде понимаемый как банковский кредит, не зависит от государства. Его роль в воспроизводственном процессе достаточно определена— это способ покрытия временного разрыва между доходами и расходами, способ покрытия потребностей на модернизацию производства и т.д. Но в то же время кредит— это важнейшая форма покрытия дефицита бюджета и бюджетного кассового разрыва (когда необходимы услуги банков для покрытия расходов бюджета до поступления очередных доходов). В свою очередь, если бюджетные средства хранятся на счетах коммерческих банков, то это важнейший ссудный источник для банков. Кредит отличается от финансирования своей возвратностью и платностью. В то же время в обоих случаях это движение денежных средств. И кредит, и финансы не выходят за рамки денежных отношений. (Даже товарный кредит имеет денежную основу и форму.) В отдельных государствах кредитное регулирование со стороны государства приобретает форму, делающую взаимозависимость финансов и кредита еще более тесной. Так, в России при расчете налога с прибыли расходы на пользование кредитом включаются в необлагаемую часть на основе утверж-27 даемой Центральным банком Российской Федерации ставки рефинансирования. Чем выше ставка [c.16]


В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория — это сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определенных функций. В ней заложен экономический потенциал, т. е. общественное предназначение — выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако это теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, — это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т. е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на рис. 15. [c.85]

Вопрос №1. Экономическая сущность и роль налогов в воспроизводственном процессе.

Налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового обеспечения государства для осуществления им своих функций.

Роль налогов в системе общественного воспроизводства заключается в том, что налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, то есть национальный доход.

Общественное воспроизводство означает воссоздание израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства, капитала) посредством их последующего производства. Процесс воспроизводства в динамике представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов, состоящих из четырех последовательных стадий: производства, распределения, обмена и потребления, включающих производственное потребление – использование ресурсов в процессе производства и личное – конечное потребление благ людьми для удовлетворения жизненных потребностей.

Производство есть процесс создания различных видов экономического продукта. Распределение - это разделение произведенного экономического продукта на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи в отдельные фонды, отдельным лицам. В результате осуществляется формирование и использование целевых денежных фондов – подготовка условий для удовлетворения потребностей (в стоимостной форме). Обмен – это приобретение конкретных потребительных стоимостей, в процессе которого осуществляется создание реальной основы для удовлетворения потребностей. В процессе обмена одно лицо передает другому товар, получая взамен деньги или другой товар. Потребление – это удовлетворение производственных и личных потребностей. В процессе потребления происходит использование, употребление, применение продукции, товаров, услуг.

Все рассмотренные стадии процесса воспроизводства тесно связаны между собой, причем определяющей среди них является стадия собственно производства, на которой создается экономический продукт. Стадия распределения непосредственно зависит от него, поскольку распределять можно лишь то, что реально создано в производстве.

Национальный доход, созданный в процессе производства, распадается на две части:

- одна часть поступает собственникам – владельцам капитала и природных ресурсов в форме прибыли и доходов;

- вторая часть поступает наемным работникам в форме оплаты труда.

То есть обе части национального дохода становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление национального дохода является первичным распределением и находится вне налоговых отношений.

Государство, обладая, как правило, незначительной собственностью на средства производства, в первичном распределении национального дохода, по существу, не участвует.

Мобилизация части национального дохода для государства осуществляется на стадии его вторичного распределения или перераспределения. И налоги являются главным инструментом проведения такой мобилизации. Они участвуют только в начальной стадии перераспределительного процесса – формировании государственных денежных фондов. Последующая стадия перераспределения – использование государственных средств на общенациональные нужды – выходит за пределы налогообложения и является выражением расходов государства.

Вопрос 3. Понятие и признаки налогов в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ

Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Она проявляется в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в государственный бюджет.




Налоговое законодательство Российской Федерации разделяет понятия налогов и сборов. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет налоги и сборы следующим образом.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с вышеприведённым определением можно выделить следующие признаки налога:

1) налог – это обязательный платеж.

Обязательность платежа предполагает, что он взимается независимо от желания плательщика, и, следовательно, допускается возможность применение мер государственного принуждения к лицу, уклоняющемуся от внесения соответствующего платежа.

Обязательность налоговых платежей установлена статьёй 57 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». То есть обязанность по уплате налогов и сборов наступает только при условии, что они установлены законно.

2) налог – это индивидуально безвозмездный платеж.

Индивидуальность налогообложения означает, что расчеты размеров соответствующих платежей осуществляются отдельно по каждому налогоплательщику с учетом именно его доходов (имущества). Кроме того, в соответствии с п. 7 статьи 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Безвозмездность налога означает, что при его оплате налогоплательщику со стороны государства не осуществляется встречного предоставления имущества или оказания услуг (выполнения работ);

3) налог – это платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.

Данный признак налога определяет плательщиков налога, при этом под организациями понимаются как российские, так и иностранные организации, признаваемые на территории Российской Федерации в качестве юридических лиц;

4) налог взимается в форме отчуждения принадлежащих плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Данный признак налога свидетельствует о том, что налоги взимаются только в денежной форме и не допускается установление налогов в виде передачи государству иного имущества (недвижимости, ценных бумаг и др.).

Налог взимается только за счет денежных средств, принадлежащих именно плательщику налога, а не третьим лицам, однако данные средства могут принадлежать плательщику не только на праве собственности, но и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это означает, что унитарные предприятия, не являясь собственниками имущества, используемого ими для извлечения доходов, являются при этом плательщиками налогов, установленных законодательством для организаций;

5) налог взимается в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог представляет собой один из источников формирования бюджетов различных уровней Бюджетной системы Российской Федерации и, соответственно, используется для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Вопрос 16 Налоговые льготы

В отношении отдельных налогов устанавливаются элементы налогообложения, которые не имеют императивного (общеобязательного) характера, не обуславливают возникновение обязанности по уплате налога или сбора, но являются важными в применении данного налога или сбора. К таким элементам можно отнести налоговые льготы и налоговые вычеты.

Налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Такие преимущества могут заключаться в возможности не уплачивать налоги или сборы либо уплачивать их в меньшем размере.

Важно, что нормы законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы, не могут носить индивидуальный характер.

В российской налоговой системе налоговые льготы установлены по государственной пошлине, налогу на имущество организаций, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц. По транспортному налогу НК РФ содержит норму, позволяющую устанавливать налоговые льготы субъектам Российской Федерации.

В отношении отдельных налогов установлены налоговые вычеты. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов. Налоговым кодексом Российской Федерации установлено четыре вида налоговых вычетов:

- профессиональные налоговые вычеты.

По налогу на добавленную стоимость и акцизам налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые вычеты.

Вопрос №1. Экономическая сущность и роль налогов в воспроизводственном процессе.

Налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового обеспечения государства для осуществления им своих функций.

Роль налогов в системе общественного воспроизводства заключается в том, что налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, то есть национальный доход.

Общественное воспроизводство означает воссоздание израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства, капитала) посредством их последующего производства. Процесс воспроизводства в динамике представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов, состоящих из четырех последовательных стадий: производства, распределения, обмена и потребления, включающих производственное потребление – использование ресурсов в процессе производства и личное – конечное потребление благ людьми для удовлетворения жизненных потребностей.

Производство есть процесс создания различных видов экономического продукта. Распределение - это разделение произведенного экономического продукта на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи в отдельные фонды, отдельным лицам. В результате осуществляется формирование и использование целевых денежных фондов – подготовка условий для удовлетворения потребностей (в стоимостной форме). Обмен – это приобретение конкретных потребительных стоимостей, в процессе которого осуществляется создание реальной основы для удовлетворения потребностей. В процессе обмена одно лицо передает другому товар, получая взамен деньги или другой товар. Потребление – это удовлетворение производственных и личных потребностей. В процессе потребления происходит использование, употребление, применение продукции, товаров, услуг.

Все рассмотренные стадии процесса воспроизводства тесно связаны между собой, причем определяющей среди них является стадия собственно производства, на которой создается экономический продукт. Стадия распределения непосредственно зависит от него, поскольку распределять можно лишь то, что реально создано в производстве.

Национальный доход, созданный в процессе производства, распадается на две части:

- одна часть поступает собственникам – владельцам капитала и природных ресурсов в форме прибыли и доходов;

- вторая часть поступает наемным работникам в форме оплаты труда.

То есть обе части национального дохода становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление национального дохода является первичным распределением и находится вне налоговых отношений.

Государство, обладая, как правило, незначительной собственностью на средства производства, в первичном распределении национального дохода, по существу, не участвует.

Мобилизация части национального дохода для государства осуществляется на стадии его вторичного распределения или перераспределения. И налоги являются главным инструментом проведения такой мобилизации. Они участвуют только в начальной стадии перераспределительного процесса – формировании государственных денежных фондов. Последующая стадия перераспределения – использование государственных средств на общенациональные нужды – выходит за пределы налогообложения и является выражением расходов государства.

Читайте также: