Влияние криминальной экономической деятельности на бюджетно налоговую сферу экономики проявляется

Опубликовано: 17.05.2024

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Теневая экономика в Российской Федерации характеризуется региональными, отраслевыми особенностями, находится под влиянием текущей геополитической ситуации и приобрела черты общественной опасности. В современных условиях экономические отношения деформированы, легальный сектор находится под влиянием теневого сектора экономики, формируется самостоятельный сектор криминальной экономики. Особенность и уникальность российской теневой экономики отличается такими чертами, как уход от налогов, легализация доходов, полученных незаконным путем, несанкционированный вывоз капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, скрытая безработица, коррупция.

Теневая экономика неравномерно представлена в различных отраслях и регионах России, тесно связана с состоянием налоговой и финансовой сфер, а также сферы правопорядка. Все это приводит к искажению рыночных отношений, диспропорциям в использовании природного и производственного потенциалов регионов, к разрушению экономического пространства, деструктуризации экономической системы и финансовой безопасности. В сфере теневой экономики не решаются социальные, экологические и другие задачи по развитию Российской Федерации, экономическая деятельность приобретает черты противоправной деятельности и отрицательно влияет на финансовую безопасность. Поэтому возникает необходимость применения правоохранительных механизмов, направленных на противодействие распространению экономически и общественно опасных явлений, а также предупреждение и пресечение общественно опасной активности криминальных структур.

В настоящее время усилилась тенденция проникновения теневой экономической деятельности в легальную сферу экономики, что наиболее явно проявляется на региональном и муниципальном уровнях. Это объясняется тем, что практически завершился процесс структуризации теневой экономики, произошло перераспределение сфер влияния криминальных структур и организованной преступности, которая приобрела черты коррумпированности и четкой координации теневой экономической деятельности. Сформированы механизмы управления источниками сырья, использования природного и производственного потенциалов, трудовых и финансовых ресурсов, специализированная теневая инфраструктура и теневые рынки товаров и услуг.

Теневая экономика представляет собой составную часть общей экономической системы страны. В России теневая экономика по данным правоохранительных органов и аналитиков достигает 45% ВВП, в то время как официальной статистикой учитывается только 22-25% ВВП. В современных условиях в России отмечаются высокие темпы роста теневой экономики, что характеризуется наличием факторов и условий для роста теневой экономики в связи с отсутствием должного влияния контролирующих и противодействующих этому явлению структур в системе управления государством.

Отличительной особенностью теневой экономики современного периода является ее распространение во все сферы экономики, включая налоговую и финансовую сферы, преобладание во внешнеэкономической деятельности, глобальные и региональные масштабы, превалирование криминальных структур на рынках товаров и услуг.

Все это вызывает необходимость поиска новых подходов к решению проблемы теневой экономики правоохранительными и силовыми структурами с учетом реальных условий и факторов ее возникновения и распространения.

При определении направлений и стратегии социально-экономического развития страны по-прежнему, несмотря на кризисное состояние основных сфер жизнеобеспечения, не учитываются факторы обеспечения финансовой безопасности. Неизбежным следствием этого является усиление сложившихся и возникновение новых угроз экономике. По существу происходит разрушение сферы жизнедеятельности и деградация производственного потенциала, рост безработицы, ухудшение социальной сферы городов, поселков и сельских поселений, экологического состояния окружающей природной среды.

Именно на макроэкономическом уровне финансовой безопасности проявляется весь спектр экономических угроз, системный характер влияния теневой экономики, слабость правоохранительных механизмов, недостатки в работе контролирующих институтов. Как показали исследования, некорпорированная занятость, так же как и скрываемая экономическая деятельность, являются легкой добычей криминала в поисках средств к существованию и формированию своеобразного «страхового запаса» на случай непредвиденных неблагоприятных событий. Поэтому общее сокращение теневой части экономики, несомненно, будет способствовать и изменению пропорций между ее составляющими, сокращению доли криминальной части.

Исходя из того, что ресурсы многих регионов России ограничены, ослаблены связи федерального центра и органами управления регионами, экономическая деятельность сосредоточена в частном секторе, теневая экономика охватила сферы жизнеобеспечения, такие как налоговая, финансовая, возрастает роль формирования системы обеспечения финансовой безопасности, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Концентрация средств и усилий властных и правоохранительных структур, а также субъектов экономической деятельности позволит с меньшими затратами проводить мероприятия по противодействию теневому сектору экономики.

Теневые процессы в современной геополитической ситуации способны не только привести к кризисному состоянию экономики, но и создать условия, при которых трудоспособное, наиболее экономически активное население будет вовлечено, в своем большинстве, в теневую экономическую деятельность. Практика показывает, что таким процессам подвержены как депрессивные, так и развитые в экономическом отношении регионы. При этом теневая экономическая деятельность приводит не только к углублению криминализации экономики, но и к росту преступности, включая и экономическую преступность, что влечет за собой снижение уровня безопасности личности и субъектов хозяйственной деятельности, к нарастанию угроз в социальной сфере.

Такой эффект от теневых процессов возникает в том случае, когда степень вовлеченности в теневую экономику превосходит определенный порог, который определяется через долю трудоспособного населения, занятого в теневой экономике. Так, если этот показатель достигает 40%, то теневые процессы становятся неуправляемыми со стороны криминальных структур, необратимыми по отношению к социально- экономическому развитию страны.

Необходимо отметить, что теневая экономика имеет мобильный характер и легко проникает в наиболее эффективные сферы экономической деятельности. Это, прежде всего, сферы банковской деятельности, кредитные организации, то есть те сферы, которые призваны обеспечить финансовую безопасность страны. Вторым системным фактором безопасности является уход от уплаты налогов, которые составляют основу социального обеспечения населения.

В настоящее время, несмотря на принимаемые меры, административные и экономические барьеры не служат препятствием для распространения теневой экономики. Угрозу финансовой безопасности представляет перемещение теневой деятельности в жилищное строительство, в сферу земельных и имущественных отношений, природопользования, военных технологий, включая ядерные, биологические, химические, а также производства обычных видов вооружений. Все это сдерживает научно-техническое развитие страны и его территориальных образований, создает угрозу национальной безопасности, то есть угрозу государству и развитию экономики.

Основными направлениями противодействия негативному влиянию теневой экономической деятельности на развитие экономики России являются следующие:

1 .Либерализация условий экономической деятельности, то есть отмена запрещения тех или них видов деятельности, сокращение статистической и иных видов отчетности. Несомненно, что излишние барьеры и ограничения должны быть сняты как на пути создания и ликвидации, так и на пути функционирования предприятий. В России необходима основанная на научном подходе рационализация и оптимизация соответствующих процедур, борьба с коррупцией государственных и муниципальных чиновников при их проведении, но не ликвидация самих процедур. Общество заинтересовано в защите от недобросовестного производителя, поставщика, плательщиков налогов, работодателя и т.д.

2 .Изменения в налоговом законодательстве и процесс снижения налогового бремени. Необходимо обеспечить перенос тяжести налогообложения с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности, на налогообложение рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов, доходов от собственности, а также доходов от деятельности, связанной с негативными экологическими и социальными последствиями. Базой налогообложения должны стать, главным образом, не результаты производства, а ресурсы, находящиеся в пользовании того или иного предприятия, и последствия его деятельности, наносящие вред обществу.

3 .Кардинальное повышение ответственности государственных и муниципальных должностных лиц. Для этого следует коренным образом перестроить механизмы формирования кадрового состава исполнительной и судебной власти на основе таких понятий, как «репутация», «квалификация», «опыт». Это позволит очистить состав государственных чиновников от лиц, связанных с теневой экономикой, укрепить судебную систему.

4 .Должны быть изменены подходы к анализу отношений между субъектами экономики, соотношения и сбалансированности прав, обязанностей и ответственности каждого из участников. Рынок как совокупность ответственных, добросовестных и законопослушных товаропроизводителей и товаропокупателей должен быть отделен от незаконных форм обменов, осуществляемых недобросовестными или безответственными участниками.

5 .Следует пересмотреть основные парадигмы взаимоотношения основных участников деятельности предприятия: собственников (акционеров), руководства, работников - создать механизм взаимной ответственности участников производства. Необходимо повысить транспарентность бизнеса, увеличив глубину и горизонты статистического наблюдения, повысив ответственность руководителей предприятия за качество статистической деятельности.

6 .Назрела необходимость усиления и координации мер, направленных на воспитание стойкого органического неприятия теневой экономической деятельности по моральным соображениям каждым гражданином России. Такие меры должны осуществляться на всех этапах жизни человека: в детском саду, в школе, колледже, вузе в армии и т.п. Практику государственных заказов надо распространить на подготовку и публикацию материалов в СМИ, имеющих антикриминальную направленность, создание соответствующих литературно-художественных произведений.

7 .В основе финансовой безопасности страны лежит деятельность людей, препятствующих нарастанию и реализации внешних и внутренних угроз.

Таким образом, меры по противодействию росту теневой экономики в текущей геополитической ситуации должны охватывать все уровни управления народным хозяйством, а также взаимоотношения общества, государства и экономики. Решение проблемы теневой экономией не может быть достигнуто, если оставаться исключительно в рамках собственно экономики. Речь идет об оздоровлении массового, общественного и индивидуального сознания и поведения, улучшении деятельности правоохранительных органов, прежде всего, органов внутренних дел, что позволит повысить финансовую безопасность страны в целом.

1. Барсукова С. Теневая экономика: специфика фаз в условиях раздатка // Вопросы экономики. - 2012. - N 12. - С.133-145.

2. Белов Е.А. Особенности определения теневой занятости населения в рамках различных предметных подходов // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N 6. - С.137-149.

3. Глушков В.В. Классификация теневой экономической деятельности // Нац. проекты. - 2010. - N 12. - С.130- 135.

4. Головко М.В. К вопросу о способах оценки детерминантов теневой экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 33. - С.36-43.

5. К вопросу об основных проблемах преодоления теневой экономики и коррупции в России / М.Е.Тарасов, О.М.Тарасова-Сивцева, В.В.Андреев, А.Н.Бысыина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 47. - С.15-19.

6. Кийко М. Оценка теневой экономики // Пробл. теории и практики управл. - 2014. - N 2. - С.19-24.

7. Костин А.В. Модель генерации теневой экономики в процессе взаимодействия государства и населения // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2014. - Т.14, вып.1. - С.15-26.

8. Русанов Г.А. Теневая экономика как негативный фактор трансформации экономической модели в России // Рос. юстиция. - 2012. - N 2. - С.58-60.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

  1. рынок способен решать главные экономические проблемы, хотя и не идеально;
  2. рынок принципиально не способен решать ряд задач, важных для общества.
Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали следующее:

  • после создания крупного машинного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач, и от него надо отказываться;
  • дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка — на основе составляемых государством централизованных планов.
Однако исследования ученых, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в СССР и других социалистических странах, показали:

  • механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития, и его функционирование можно улучшить;
  • централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.
Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечеству — надо лишь научиться компенсировать его слабости (несовершенства) и смягчать последствия порождаемых этими слабостями ошибок.

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

  • никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);
  • среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);
  • всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);
  • все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;
  • государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.
Если эти идеальные рыночные условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

  • устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
  • смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

  • в возможности монополизации;
  • трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
  • возникновении внешних эффектов или внешних затрат;
  • образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

1. Монополизация рынка

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе

Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.

Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат

Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.

В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.

Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

а) Налоговая и бюджетная сферы.

Сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и уклонение от уплаты налогов приводят к значительному сокращению доходной части бюджета, что является причиной недо-финансирования социальных программ и государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов). В развивающихся странах и странах с переходной экономкой сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.

В России резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса, отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.

Недофинансирование государственных расходов - одна из важнейших причин -кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом обязательств - одна из причин обострения проблемы неплатежей. Оно ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Кроме того, уклонение от уплаты налогов- одних налогоплательщиков приводит к возрастанию налогообложения доходов других, законопослушных, налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

Значительные масштабы имеют неэффективное распределение бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей из-за незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий.

б) Денежно-кредитная сфера.

Влияние на денежно-кредитную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки для отмывания денег или получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Кроме того, наличие крупных полученных незаконным путем средств в отдельной стране создает зависимость, которую преступные элементы охотно готовы использовать. Часто результатом описанного выше положения может стать инфляция. Неожиданный перевод средств может нарушить деятельность национальных финансовых институтов.

Криминальная экономическая деятельность оказала негативное воздействие и на валютный рынок из-за массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюту и вывоза ее за рубеж. Криминальные структуры при посредничестве некоторых коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги.

Преступные организации также представляют собой серьезную угрозу существованию финансовых и коммерческих учреждений как на национальном, так и на международном уровне. Внедрение в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже не могут служить ни интересам обществ, ни интересам акционеров, и ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению общественными средствами.

в) Конкуренция и эффективность рыночного механизма.

Влияние теневой экономики на рыночные механизмы неоднозначно. С одной стороны, некрими-нальная часть теневого сектора имеет рыночный и конкурентной характер: мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих органи-заций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей. Неформальное производство ис-пользует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы. Производимая те-невиками продукция имеет примерно тот же (или несколько более низкий) уровень качества, что и продукция легальных предпринимателей, но произво-дится с более низкими издержками (неформальные бизнесмены не платят на-логов и социальных платежей, могут давать заработную плату ниже законода-тельно установленного минимума и т. д.). С другой стороны, предприятия те-невого сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из-за своей относительной не-эффективности общее производство и потребление в стране.

Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики (Дробот Е.В., Макаров И.Н. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 8 / 2020

Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику (Костин К.Б., Хомченко Е.А.) // Экономические отношения. № 4 / 2020

Один год борьбы с коронавирусной пандемией COVID-19: анализ результатов (Зимовец А.В., Ханина А.В.) // Экономика, предпринимательство и право. № 5 / 2021

Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда США (Дробот Е.В.) // Экономика труда. № 7 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Теневая экономика в условиях пандемии COVID-19 в России // Теневая экономика. – 2020. – Том 4. – № 4. – С. 193-204. – doi: 10.18334/tek.4.4.111865.

Аннотация:
В статье представлены работы ученых, занимающихся проблемами исследования теневой экономики. Проведен анализ ее масштабов в России по данным Федеральной службы государственной статистики и Международного валютного фонда. Показана динамика теневой экономики по таким показателям как размер теневой экономики и ее доля от ВВП. Рассмотрены основные причины развития и последствия теневой экономики. Представлены причины углубления экономического кризиса в условиях пандемии и ее влияние на теневую практику.

Ключевые слова: теневая экономика, доля теневой экономики, масштабы теневой экономики

JEL-классификация: J46, O17, F62

Трансформация шеринговой экономики в условиях пандемии COVID-19 (Киреева Н.С., Завьялов Д.В. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2021

Проблемы исследования теневой экономики актуальны на сегодняшний день как в России, так и во всем мире. Теневая экономика – это определенная экономическая деятельность, которая осуществляется на территории государства с целью уклонения от уплаты налогов и официально не учитывается. Поэтому ее развитие имеет негативное воздействие на социально-экономическое положение.

Пристальное внимание к исследованию теневой экономики со стороны ученых появилось во второй половине ХХ века. Существующие подходы к определению понятия «теневая экономика» отражают различные, но часто взаимосвязанные или перекрывающие друг друга сегменты и виды экономической деятельности, и в их рамках данное понятие объясняется следующим образом: скрытая экономика, параллельная экономика, подпольная экономика, экономика черного обращения денег, черный рынок, криминальная экономика и др. [4] (Burov, 2017).

Среди ученых можно отметить работы С.Ю. Барсуковой [1] (Barsukova, 2009), Ж.Б. Тумунбаярова [16] (Tumunbayarova, Antsiferova, 2018) – неформальная занятость, В.Ю. Бурова [3] (Burov, 2019) – теневая экономическая деятельность в секторе малого предпринимательства, Е.В. Дробот [6] (Dmitrieva, Drobot, 2018) – различные аспекты теневой экономики, А.А. Мага [8] (Maga, Nikolau, 2019), А.К. Худайназарова [5] (Burov, Khudaynazarov, Mamatkulov, 2020) – проблемы определения масштабов теневой экономики на макроуровне, М.Н. Руденко [12] (Rudenko, Subbotina, Fedotova, 2019), Д.Ю. Федотова [17] (Fedotov, 2019) – связь коррупции и теневой экономики, А.А. Помулева [10] (Pomulev, 2020) – риски кредитования в условиях теневой деятельности, Н.Н. Ханчук [18] (Khanchuk, 2019) – рассматривает теоретические аспекты теневой экономики.

Масштабы теневой экономики

Данные о теневой деятельности в официальных документах не учитываются, поэтому ее долю (масштабы) очень сложно рассчитать. Федеральная служба по финансовому мониторингу использовала такой показатель, как информация о расходах граждан России. Доля теневой экономики состоит из следующих частей: неправильно или нелегально задекларированные импортные товары, по юридическим лицам – скрытые доходы и неофициальная зарплата работников, доля от прибыли криминального бизнеса.

С ростом валового внутреннего продукта в России наблюдается увеличение размера теневой экономики, например, доля теневой экономики от общего объема ВВП (валовой внутренний продукт) России в 2018 году составила 20,7 трлн руб. – 20% от общего ВВП, по сравнению с 2017 годом увеличение составило 1,8 триллионов рублей (0,5%).

Динамика теневой экономики в России за 2009–2018 гг. представлена на рисунках 1–3 [4].


Рисунок 1. Статистика теневой экономики в России за 2009–2018 гг.

Источник: составлено автором по данным Росстата [14].


Рисунок 2. Размер теневой экономики в ВВП, в трлн руб.

Источник: составлено автором по данным Росстата [14].


Рисунок 3. Доля теневой экономики от ВВП, в процентах

Источник: составлено автором по данным Росстата [14].

По данным статистики, в России за анализируемый период наблюдается рост ВВП, например, в 2016 году – 86 трлн руб., 2017 году – 92 трлн руб., а в 2018 году ВВП составил 103,6 трлн руб., при этом доля теневой экономики за три последних года уменьшается с 28,3% до 20%. Максимальное значение доли теневой экономики наблюдалось в 2016 году и составило 28,3% – 24,3 трлн руб., минимальное значение в 2009 году – 7,8% от доли ВВП.

Показатель объема теневой экономики, по прогнозам Федеральной службы по финансовому мониторингу на 2019 г., более 20 трлн руб., при этом расходы федерального бюджета за этот же год имели значение 18 трлн руб. Прогноз теневой экономики за 2020 год составил 20,5 трлн руб. и в реальности превысил 20 трлн рублей.

Одна из основополагающих стратегических целей России – улучшение качества жизни российских граждан, а в данный момент добиться данной цели невозможно, пока государство не выведет из тени большую часть экономики [14].

Согласно данным исследованиям, в России, по данным МВФ, доля теневой экономики долгое время держится от 30 до 40%, но при расчете теневого сектора также учитывалась криминальная экономика – рисунок 4 [15].


Рисунок 4. Размер теневой экономики России, по данным МВФ

Источник: составлено автором по данным МВФ [15].

Наибольшее значение доли теневой экономики от ВВП наблюдалось в 2009 году и составило 36,79%, наименьшее значение в 2014 году – 31,04%.

Основные причины развития теневой экономики

Проблемы и причины развития теневой экономики изучаются как отечественными, так и зарубежными учеными и практиками.

Например, в исследованиях развития теневой экономики предпринимательской деятельности Узбекистана были выявлены следующие причины, которые актуальны также для России [5] (Burov, Khudaynazarov, Mamatkulov, 2020):

1. Главное место в исследовании занимают множественные налоги, сборы и отчисления, а также их размер.

2. Высокие косвенные налоги – акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

3. Высокие налоги на бизнес – налоги на прибыль, имущество дивиденды.

Не менее значимыми причинами развития теневой экономики были выделены проблемы с банками – осуществление расчетов, платежей, качество обслуживания и т.п. На последнем месте стоят трудности, связанные с бухгалтерской и другой отчетностью перед различными органами.

Из-за недостатков в государственном регулировании экономики России основными причинами, которые влияют на развитие теневой деятельности, являются:

- высокое налоговое бремя (порождает уклонение субъектами малого среднего предпринимательства (МСП) от уплаты налогов);

- высокие издержки (для МСП), связанные с функционированием в рамках официальной экономики;

- в официальном секторе отсутствуют высокие заработные платы;

- частые изменения в налоговом законодательстве.

На рисунке 5 представлены факторы, влияющие на развитие теневой экономики [11, с. 27–31] (Burov, Khudaynazarov, Fedotov et al., 2020, р. 27–31).


Рисунок 5. Факторы развития теневой экономики

Источник: составлено автором [11] (Burov, Khudaynazarov, Fedotov et al., 2020).

Последствия теневой экономики

Развитие теневой экономики большинство исследователей считают негативным фактором. Но при всех минусах теневая деятельность дает преимущества: МСП – увеличение прибыли; активному населению – возможность трудиться и получать доходы; потребителям – приобретать товары и услуги по более низким ценам [2] (Burov, 2014).

Ю. Латов изучал зависимость позитивных и негативных эффектов теневой экономики от ее масштабов (рис. 6) [7, с. 18–19] (Latov, Kovalev, 2006, р. 18–19).

Позитивный эффект экономики рассматривается в возрастающей параболе: с замедлением его темпа роста наблюдается увеличение величины теневой экономики. Негативный эффект проявляется в ускоренном росте по мере увеличения величины теневой экономики.


Рисунок 6. Эффекты теневой экономики в зависимости от ее масштабов

Источник: [7] (Latov, Kovalev, 2006).


Рисунок 7. Негативные последствия теневой экономики России

Источник: составлено автором [13].

Основные причины углубления экономического кризиса в условиях пандемии и ее влияние на теневую практику

В начале 2020 года также негативное влияние на экономику России оказала пандемия COVID-19. В связи с введением режима самоизоляции были парализованы на долгое время определенные отрасли, которые служат источниками доходов государственного бюджета, уменьшился приток финансовых средств в сферу услуг, уменьшилась платежеспособность населения.

В России, учитывая 2020 год, многие компании и индивидуальные предприниматели пострадали в результате ограничительных мер из-за коронавируса. Правительством РФ был утвержден список отраслей, пострадавших от коронавируса, который постоянно пополняется. Организациям, попавшим в данный список, государство оказывает помощь в виде налоговых и ряде других послаблений [9].

В данном списке находятся следующие сферы деятельности: авиаперевозки, аэропортная деятельность и автоперевозки; гостиничный бизнес; деятельность туристических организаций; культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; общественное питание и т.д.

Трансформация шеринговой экономики в условиях пандемии COVID-19 (Киреева Н.С., Завьялов Д.В. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2021

Также к причинам углубления экономического кризиса в России в период коронавируса относятся: неформальная занятость, экономическая преступность, легализация теневого капитала. Неформальная занятость приводит в первую очередь к недостаточному финансированию бюджетной сферы. Экономическая преступность – различные нарушения в сфере экономики: несоблюдение законов, неуплата налогов, незаконная торговая деятельность и т.п. Легализация теневого капитала – отмывание преступным путем доходов, она также отрицательно влияет на экономику России, т.к. происходит значительная часть оттока капитала из страны.

Таким образом, существует множество походов и методов расчета теневой экономики. В связи с отсутствием данных ее долю или масштабы очень сложно рассчитать. В исследовании проанализированы показатели Федеральной службы государственной статистики, где доля теневой экономики составляет около 20%, по данным Международного валютного фонда, она варьируется от 31% до 37%.

Недостатки государственного регулирования экономики России: бюрократизация управления, высокое налоговое бремя, высокие издержки для МСП и т.п. являются основными причинами развития теневой деятельности экономики. Углубляют экономический кризис страны на сегодняшний день неформальная занятость, экономическая преступность, легализация теневого капитала, которые более подробно будут рассмотрены в следующем нашем исследовании.

Подробнее об авторах:

Капитонова Наталья Владимировна
Россия, Чита
доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, кандидат педагогических наук, доцент
Забайкальский государственный университет
ORCID: 0000-0001-8816-1877

Капитонова Александра Алексеевна
Россия, Чита
магистрант, направление подготовки 38.04.02 Менеджмент, магистерская программа «Финансовый менеджмент»
Забайкальский государственный университет

Читайте также: