По какому из перечисленных налогов налоговое бремя может быть переложено с плательщика налога

Опубликовано: 17.04.2024

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    Дмитрий Кузьмин

    Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

    Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

    Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

    Что такое налоговая нагрузка

    Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

    Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

    Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

    Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

    Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

    Какие значения безопасны

    Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

    Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

    • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
    • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
    • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
    • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

    Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

    Как рассчитать коэффициенты

    Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

    Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

    Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

    Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

    Пример

    Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

    Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

    Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

    Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

    Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

    Для ООО на ОСН

    Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

    Для ИП на ОСН

    Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

    Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

    Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

    Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

    Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

    Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

    Нагрузка по НДФЛ

    Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

    ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

    Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

    Нагрузка по НДС

    Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

    Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

    Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

    Налоговая нагрузка с точки зрения банков

    Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

    Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

    Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

    Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

    Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

    Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

    Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

    Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.

    Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

    Переход на другую систему налогообложения

    Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.

    Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

    Оптимизация зарплатных налогов

    Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

    Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

    Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

    Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

    Не создавайте налоговые схемы

    Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

    Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

    Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

    • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
    • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
    • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
    • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.
    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Тесты Витте.Ответы Витте

    1) Имеют ли право клиенты, юридические лица производить расчеты с банками наличными денежными средствами?

    Ответ:
    Клиенты, юридические лица имеют право производить расчеты с банками (также юридическими лицами) наличными денежными средствами в пределах суммы, установленной Банком России.
    В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

    2) Счетная палата, осуществляя контрольно-аналитические мероприятия относительно государственных расходов, выявила злоупотребления в одном из федеральных внебюджетных фондов. Было установлено, что средства фонда расходовались не по назначению и необоснованно. Руководству фонда, однако, удалось повлиять на высшие должностные лица и один из руководителей правительства (заместитель председателя правительства) дал устное распоряжение прекратить проверку Счетной палаты.

    Вопросы:
    - Имеет ли такое распоряжение юридическую силу? Законно ли оно? Может ли оно дать фактический результат?
    Ответ: Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации (БК РФ) - Счетная плата подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации, следовательно распоряжение председателя правительства не законно и не имеет юридической силы. Исходя из вышесказанного Счетная палата не обязана выполнять данное распоряжение, соответственно фактического результата оно не принесет.
    - Какому органу власти должны быть предоставлены результаты контрольно-аналитических мероприятий Счетной палаты?
    Ответ: В соответствии со ст.1, 29 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о результатах контрольно-аналитических мероприятий Счетной палаты.
    3) Из бюджета республики (субъекта РФ) бюджету города N была выделена субвенция на строительство дороги, которое должно было быть завершено к концу года. Полученные средства городские власти частично использовали на благоустройство улиц, частично — для обновления автобусного парка. Часть средств к концу года осталась неосвоенной.

    Вопросы:
    - Какова судьба неосвоенных средств?
    Ответ: В соответствии с п.5 ст. 242. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. Следовательно не освоенные целевые средства могут быть использованы в следующем отчетном периоде (финансовом году) с согласованием главного администратора бюджетных средств.

    - Как будет обстоять дело относительно средств, использованных не по целевому назначению субвенций?
    Ответ: В соответствии с п.9 «Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального бюджета» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.10.2005 № 625 «Об утверждении Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета» в случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в бюджет субъекта Российской Федерации для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Блог о добычи нефти и газа, разработка и переработка и подготовка нефти и газа, тексты, статьи и литература, все посвящено углеводородам

    Переложение налогового бремени

    👀👉Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им меньше, чем если бы налога не существовало.

    Некоторые налоги могут быть переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе, это сказывается в первую очередь на субъектах финансовой системы государства. Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются.

    Личный подоходный налог. Сфера применения личного подоходного налога, как правило, фокусируется на отдельных лицах, чьи доходы облагаются налогом. Возможность переложения этих доходов незначительна. Но здесь могут быть исключения. Отдельные лица или группы лиц, которые могут эффективно контролировать цену предоставляемых ими услуг, оказываются в состоянии переложить часть своих налогов.

    • Например, врачи, юристы, и другие специалисты могут поднять ставки за услуги, чтобы компенсировать налоги.
    • Профсоюзы могут рассматривать налоги, как составную часть стоимости жизни и, вследствие этого, вести переговоры о более высоком уровне заработной платы. Если они будут успешными, появляется возможность переложения части налогов от работающих к работодателям, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на народ.
    • В целом, однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что именно те лица, первоначально обложенные налогом, и несут бремя личного подоходного налога. То же самое правомерно в отношении налогов на заработную плату и налогов на наследство.

    👆 Налог на прибыль корпораций и т.п. Сфера действия этого налога гораздо менее определена. Традиционная точка зрения состоит в том, что фирма, которая устанавливает на свою продукцию цены, обеспечивающие максимальную прибыль, не имеет оснований менять цену или объем выпуска, когда вводится налог на прибыль корпораций.

    • Такое соотношение цены и объема производства, которое приносит наибольшую прибыль перед вычетом налога, так и останется наиболее прибыльным и после того, как правительство изымет определенный процент из прибыли фирмы в виде налога.
    • В соответствии с этой точкой зрения владельцы акций компаний (то есть собственники) вынуждены потерпеть тяжесть налогообложения в форме более низких дивидендов или меньшей суммы нераспределенной прибыли.
    • С другой стороны, некоторые экономисты утверждают, что налог на прибыль корпораций частично переносится на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через более низкие цены.

    ☝Акцизный налог. Поскольку диапазон действия акцизов невелик, то у потребителя появляется относительная возможность переориентации на замещающие товары и услуги и “ухода” таким образом от уплаты этих налогов.

    • К примеру, акцизный налог на театральные билеты, не распространяющийся на другие виды зрелищ, очень сложно переложить на потребителя через повышение цены, потому что подъем цен повлечет за собой использование потребителями альтернативных видов развлечений.
    • Более высокие цены вызовут столь заметное сокращение продаж, что продавец предпочтет скорее нести на себе тяжесть значительной доли акцизного налога, чем допустит резкое падение продаж. Тем не менее в случае многих акцизов умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж или вовсе не отражается на продажах.
    • Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях имеется мало хороших товаров-заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен. Продавец этих товаров находится в лучшей ситуации в отношении перекладывания налоговых издержек на потребителя.

    В общем, можно утверждать, что основная масса акцизов обычно перекладывается на потребителей через повышение цен.

    👆Поимущественные налоги. Бремя большей части поимущественных налогов ложится на владельцев этого имущества по той простой причине, что эти налоги не на кого переложить. Это относится к налогам на землю, личную собственность и на собственный дом или квартиру.

    • Например, даже если земля продается, нет возможности переложить на кого-либо бремя поимущественного налога. Покупатель будет стремиться снизить стоимость земли, принимая во внимание размер налога, который придется платить за эту землю, и это ожидаемое налогообложение будет отражено в цене, которую покупатель готов предложить за землю.

    По-другому обстоит дело с налогами на арендуемую или предпринимательскую собственность. Налоги на арендуемую собственность могут быть переложены полностью или частично с собственника на арендатора просто путем повышения рентной платы.

    Налоги на предпринимательскую собственность рассматриваются как производственные издержки и, следовательно, учитываются в установлении цены продукции; таким образом, подобные налоги обычно перекладываются на клиентов фирмы.

    1. Основным налогом в России в XIX в. являлся/являлась:
    • подушная подать

    2. На суда, приписанные к российским портам, действие налоговых законов РФ:
    • всегда распространяется

    3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:
    • Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах

    4. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам:
    • региональным

    5. Земельный налог в РФ относится к налогам и сборам:
    • местным

    6. Подоходный налог с физических лиц по уровню бюджета относится к налогам:
    • регулирующим

    7. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог:
    • подушный

    8. Действие налоговых законов РФ на суда, находящиеся в российских территориальных водах, .
    • распространяется

    9. Система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом, называется:
    • налоговой политикой государства

    10. Таможенная пошлина в РФ относится к налогам и сборам:
    • федеральным

    11. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются.
    • в пользу налогоплательщика

    12. Антиналогообложение — это:
    • явление, возникающее вследствие несоответствия налоговых систем различных стран, когда ни одно из государств не признает какого-либо налогоплательщика или объект в качестве «своих»

    13. «Налоговое Действие», для совершения которого установлен срок, может быть выполнено.
    • до двадцати четырех часов последнего дня срока

    14. Ставки налога бывают:
    • твердые, процентные

    15. Существующая российская налоговая система создавалась:
    • на базе опыта зарубежных стран

    16. Акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с налоговым законодательством РФ, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:
    • обратной силы не имеют

    17. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам:
    • федеральным

    18. Органы местного самоуправления . устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ.
    • не вправе

    19. Налоги, взимаемые в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, называются:
    • прямыми

    20. При налоговой скидке налог, уплаченный в иностранном государстве, рассматривается как:
    • расходы, вычитаемые из сумм доходов, подлежащих налогообложению

    21. Российское законодательство уплату налога имуществом .
    • не предусматривает

    22. Налоговый гнет в России составляет:
    • 32%

    23. Налоговая система Франции характеризуется:
    • преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога

    24. Относятся ли приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами Министерства РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ обязательные для их подразделений к законодательству о налогах и сборах?
    • нет

    25. Налоги, взимаемые через цену товара, называются:
    • косвенными

    26. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее:
    • 1 января года, следующего за годом их принятия

    27. Объект налогового правоотношения — это:
    • сам налог как обязательный взнос в бюджет

    28. Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает:
    • Правительство РФ

    29. Общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства, называется:
    • налогово-правовой нормой

    30. Автором «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:
    • Адам Смит

    31. Самой крупной статьей доходов в США является:
    • подоходный налог с населения

    32. Не являются участником налоговых правоотношений:
    • отделы по борьбе с экологическими преступлениями МВД РФ

    33. Налог на имущество организаций в РФ относится к налогам и сборам:
    • региональным

    34. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в России равно:
    • 2:1

    35. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении.
    • одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

    36. Предмет налогообложения — это:
    • имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств

    37. Налоговое право — это:
    • подотрасль финансового права

    38. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются:
    • низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий

    39. Какие акты не имеют обратной юридической силы?
    • устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

    40. Налог на рекламу в РФ относится к налогам и сборам:
    • местным

    41. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
    • федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы

    42. Охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права называется:
    • субъективным налоговым правом

    43. Принципы налогообложения впервые сформулировал:
    • Адам Смит

    44. Ставка налога — это:
    • размер налога, приходящийся на единицу налогообложения

    45. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах:
    • Японии

    46. Налог на наследование или дарение в РФ относится к налогам и сборам:
    • местным

    47. Уравнительный налог существует в налоговой системе:
    • Японии

    48. К специальным налоговым режимам относятся:
    • упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции

    49. Законодательство о налогах и сборах регулирует.
    • властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

    50. Объект налогообложения — это:
    • юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог

    51. Налоговой системе России присущи:
    • нестабильность и неурегулированность

    52. Налог на имущество физических лиц в РФ относится к налогам и сборам:
    • местным

    53. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются:
    • федеральными

    54. Налог на пользование недрами в РФ относится к налогам и сборам:
    • федеральным

    55. Плательщики налогов — это:
    • юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги

    56. В качестве источника публикации о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях определены:
    • «Налоговый курьер»

    57. К источникам налогового права не относится:
    • Налоговое законодательство зарубежных стран

    58. Субъект налоговых правоотношений — это:
    • реальный участник налоговых правоотношений

    59. Налог на недвижимость в РФ относится к налогам и сборам:
    • региональным

    60. Налоговые законы приоритет над неналоговыми законами .
    • имеют

    61. Налоги, вводимые государством для формирования бюджета в целом, называются:
    • абстрактными

    62. К способам, исключающим двойное международное налогообложение, относится:
    • налоговый гнет

    63. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в.
    • вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

    64. Подоходный налог с физических лиц в США:
    • является одной из самых крупных статей доходов

    65. Налог – это:
    • обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

    66. Основной чертой налоговой системы России в XVIII в. было:
    • большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми

    67. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время:
    • подушный

    68. Пошлина — это:
    • плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий в интересах этих организаций и граждан

    69. Установление налога — это:
    • первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства

    70. Налоговая льгота, как правило, — это:
    • предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками

    71. К косвенным налогам относятся:
    • акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота

    72. Могут ли устанавливаться региональные или местные налоги и(или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ?
    • нет

    73. Система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности, называется:
    • налоговым правом

    74. Доля косвенных налогов в России за последние 5 лет в 1997 году составляла:
    • 70-75%

    75. К прямым налогам относятся:
    • подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

    76. Действие налоговых законов РФ . на посольства и консульства РФ в других странах.
    • распространяется всегда

    77. Могут ли субъекты РФ устанавливать налоги и сборы (ставку и виды)?
    • да

    78. Содержанием налоговых правоотношений является/являются:
    • права и обязанности их участников

    79. Налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, называются:
    • региональными

    80. Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту:
    • разные налоги и разные ставки

    81. Налоговая база — это:
    • стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения

    82. Налог на добавленную стоимость в РФ относится к налогам и сборам:
    • федеральным

    83. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются:
    • целевыми

    84. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения.
    • филиалов и иных обособленных подразделений

    85. Принципиальное отличие налоговой системы Германии от французской налоговой системы состоит в:
    • наличии налога с продаж вместо НДС

    86. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика:
    • внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки

    87. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они:
    • созданы на территории России по российскому законодательству

    88. При установлении налогов должны быть определены.
    • все элементы налогообложения

    89. Смешанные налоги — это:
    • категория налогов, плательщиками которой являются как физические лица, так и предприятия, организации

    90. Установите последовательность нормотворческих действий:
    • 1) установление налога
    • 2) введение налога
    • 3) внесение изменений и дополнений
    • 4) отмена налога

    91. Масштаб налога — это:
    • определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

    92. Обязанность платить налоги — .
    • конституционная обязанность

    93. Наибольший доход в бюджеты городов Древнего Рима приносил:
    • поземельный налог

    94. Предоставление льгот по налогообложению путем освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество физических лиц относиться к типу:
    • освобождение отдельных категорий населения

    95. Налог на прибыль с предприятий и организаций по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, относится к налогам:
    • разноуровневым

    96. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили:
    • эмиссия денег, контрибуции и продразверстка

    97. Количество уровней в налоговой системе государства зависит от:
    • государственного устройства

    98. Международное двойное налогообложение — это:
    • одновременное обложение в двух или более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом

    99. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений?
    • да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

    100. Уплата налогов носит характер:
    • не только добровольный, но и принудительный

    Читайте также: