Виды налогового контроля контрольная работа

Опубликовано: 11.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:56, контрольная работа

Краткое описание

ООО «СЕВЕР» получило предоплату в счет предстоящей поставки товаров от ООО « Юг». НДС С этой суммы не был перечислен в бюджет, т.к. в том же налоговом периоде, когда был получен аванс, организация исполнила свои обязанности перед покупателем и отгрузила товар. В ходе проведения налоговой проверки инспекторы не согласились с таким подходом и пришли к выводу, что ООО «СЕВЕР» обязана была с суммы полученной предоплаты перечислить НДС в бюджет, ссылаясь на п.1 ст.154 НК РФ. В результате проверяющие доначислили НДС, начислили пени за просрочку платежа и оштрафовали компанию за неуплату налога по п.1 ст.122 НК РФ. ООО «СЕВЕР» не согласилось с решением налоговой инспекции и обжаловало в вышестоящем суде.
Вопрос: Дайте оценку данной правовой ситуации.

Содержание

1. Понятие и значение налогового контроля. 3
2. Формы и виды налогового контроля. 5
3. Налоговые проверки. 7
Выездная налоговая проверка 8
Камеральная налоговая проверка 10
4. Задача. 15
5. Список использованных источников. 17

Вложенные файлы: 1 файл

ДКР Налоговое.doc

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

Кафедра экономических и финансово-правовых дисциплин

по НАЛОГОВОЕ ПРАВО_______________

(наименование учебной дисциплины)

Выполнил __Казьмин Андрей Васильевич

_____ 6В курс 1 группа___

форма бучения (бюджет, внебюджет)

Проверил _____________________ ___________

(должность, уч. степень, уч. звание, спец. звание, Ф.И.О.)

Понятие и значение налогового контроля.

Налоговый контроль – сложная и трудоемкая функция, подразумевающая проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, тщательную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, контроль устранения выявленных нарушений.

В соответствии ст. 82 НК РФ под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

    • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
    • обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
    • улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
    • проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
    • проверки целевого использования налоговых льгот;
    • пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Формы и виды налогового контроля.

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;
  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

  • выездной – в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный – по месту нахождения налогового органа.

Налоговые проверки.

Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.

Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 87 НК РФ проверки бывают следующих видов:

  • выездные,
  • камеральные,
  • встречные,
  • дополнительные,
  • повторные выездные налоговые проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.

Статья 87 НК РФ установила период в деятельности предприятия, который может стать предметом камеральных и выездных проверок. Этот период – три календарных года, предшествующих дате проверки.

Срок давности для ответственности за налоговое правонарушение определен четко (ст.113 НК РФ). Он составляет три года и исчисляется со следующего дня после совершения правонарушения. Если же было допущено и подтверждено грубое нарушение – неуплата или неполная уплата налога, игнорирование правил учета доходов и расходов (объектов налогообложения), – срок давности ответственности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев(п. 6 ст. 89 НК РФ). В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев (ч. 2 п. 6 ст. 89 НК РФ). При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

Согласно п.14 ст. 89 НК РФ выемка документов может производиться только при выездной налоговой проверке на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.

Суть камеральной проверки состоит в следующем: сначала инспектор изучает документы, подлежащие сдаче в налоговый орган в обычном порядке и только при наличии каких-либо вопросов может затребовать дополнительные сведения. Как правило, в ходе камеральной проверки выявляются арифметические ошибки в отчетности и сверяются сведения в документах.

Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т. е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;
2) раскрыть формы и виды налогового контроля;
3) раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и значение налогового контроля……………..……………………..4
2. Формы и виды налогового контроля…………………………………….……9
3. Налоговые проверки: понятие и виды……………………………………….13
4. Налоговый контроль за расходами физического лица…………….………24
Заключение…………………………………………………………….…………26
Список использованных источников………………………………..

Файлы: 1 файл

росс пред право.docx

Красноярский институт экономики

По дисциплине: «Российское предпринимательское право»

Тема: «Правовые основы налогового контроля»

Выполнила: студент группы

1. Понятие и значение налогового контроля……………..………… …………..4

2. Формы и виды налогового контроля…………………………………….……9

3. Налоговые проверки: понятие и виды……………………………………….13

4. Налоговый контроль за расходами физического лица…………….………24

Список использованных источников………………………………..…………. 27

Налоговый контроль является самостоятельным правовым институтом налогового права - подотрасли финансового права. В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие отношения в области учёта налогоплательщиков и проведения контрольных налоговых мероприятий, но и нормы регулирующие отношения в области налогового контроля за крупными расходами физических лиц.

В настоящее время правовой инструментарий налогового контроля развивается, развиваются также и разнообразные формы и методы осуществления контрольных мероприятий, появляются специальные контрольные налоговые режимы в рамках налогового контроля (такие, например, как режим налогового склада - ст. 197 НК РФ), а также детализируется правовое регулирование налогового контроля. В связи с этим представление о налоговом контроле исключительно как о совокупности законодательно установленных приёмов и способов контроля хоть и соответствует сущности налогового контроля, но не охватывает всю сложность и полноту этого вопроса.

Цель данной работы - наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:

1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;

2) раскрыть формы и виды налогового контроля;

3) раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные;

4) рассмотреть налоговый контроль за расходами физического лица.

В ходе написания работы мною была проанализирована и систематизирована учебно-методическая литература, а также Налоговый Кодекс РФ.

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь, охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований. [6, C. 300].

Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. Налоговое право объективно становится ареной острого столкновения публичных и частных интересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой Налогового Кодекса РФ его нормативный механизм практически отсутствовал в законодательстве. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформление их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. [5, C. 265].

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком смысле налоговый представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений на всех стадиях налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры представительных органов по рассмотрению законопроектов о налогах и сборах, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительному налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов - за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательства в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы.

Налоговый контроль в узком смысле - это властные действия компетентных субъектов по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый контроль» употребляется в Налоговом кодексе РФ.

Налоговый контроль (как и контроль, вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного, он имеет все сущностные черты последнего. В то же время ему присущи некоторые специфические черты, заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц, целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т. д.

Объектами налогового контроля является движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. [6, C. 301].

Предметом налогового контроля выступают денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Перечень документов, так или иначе связанных с налогообложением, необычайно широк. К ним относятся различного рода приказы руководителей и отчеты работников, гражданско-правовые и трудовые договоры, акты сдачи-приемки, учредительные документы, протоколы общих собраний, накладные, банковские выписки и т. д.

Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. [5, С. 267-268].

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы внутренних дел и таможенные органы. Отдельные контрольные полномочия относительно сферы налогообложения имеют Счетная палата РФ и министерство финансов РФ. [6, С. 302].

Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые производственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки, инвентаризации, ит. Им запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц - адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо. Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).[5, С. 269-270].

Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Основная цель налогового контроля реализуется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики, а именно:

1) обеспечения экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

2) обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

3) улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

4) проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

5) проверки целевого использования налоговых льгот;

6) пресечения и профилактики правонарушений в налоговой сфере; [6, C. 302].

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т. д.). Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета. [6, C. 303].

К принципам налогового контроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту и единство налогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность); объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налогового контроля и др. Важное значение при определении принципов налогового контроля играет Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1997 году. [5, С. 269].

2. ФОРМЫ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий. [6, C. 303].

Основными формами налогового контроля являются:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений фискально - обязанных лиц;

3) проверки данных учета и отчетности;

4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5) контроль за расходами физических лиц и др.

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:

1) проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;

2) проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Евдокимова Екатерина Алексеевна

«Виды и формы проведения налогового контроля»

по «Налоги и налогообложение»

студента 4 -го курса заочной формы обучения

специальность 060800 «Экономика и управление»

Подгайная Ирина Геннадьевна

Главной задачей при осуществлении налогового контроля является контроль за соблюдением налогового законодательства.

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства.

В соответствии с законодательством налоговый контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

При этом таможенные органы вправе осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Органы государственных внебюджетных фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

Следует отметить, что в процессе осуществления мероприятий по налоговому контролю и налоговые органы, и таможенные органы, и органы государственных внебюджетных фондов активно взаимодействуют друг с другом, а также с другими министерствами и ведомствами, входящими в систему органов исполнительной власти.

1. Налоговый контроль

Налоговый контроль представляет собой управленческую, финансовую и общественно-социальную категорию.

В то же время контроль можно рассматривать как часть или подсистему более сложной системы управления, т.к. он представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, таких как: объект, субъекты, предмет контроля, методы и формы контрольных действий.

Рассматривая налоговый контроль как категорию, проявляющуюся в определенном пространстве и времени целесообразно его рассматривать и в зависимости от временного фактора осуществления контрольных действий и места их проведения.

Таким образом, выделим 2 основных критерия определения видов налогового контроля: первый критерий – выделение видов налогового контроля в зависимости от времени и места проведения контрольных мероприятий, второй критерий – в зависимости от элемента налогового контроля.

2. Виды налогового контроля

В теории государственного финансового контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий выделяют следующие виды контроля:

1. Предварительный , проводимый до осуществления финансово-хозяйственных операций;

2. Текущий , проводится в процессе осуществления финансово-хозяйственных операций;

3. Последующий (ретроспективный) , осуществляется после проведения и завершения финансово-хозяйственных операций.

Предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение налогового законодательства, к формам предварительного контроля следует отнести постановку на налоговый учет организаций и физических лиц, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства, консультаций, выступлений в средствах массовой информации и т.д.

Текущий (оперативный) – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, учета оплаченных налогов и сборов, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т.д.

Последующий – проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок (плановой – комплексная, тематическая; внеплановой - встречная, проверка возмещения НДС, проверки РРО, оперативные проверки, проверка состояния сохранности активов в налоговом залоге), что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Когда, проводить указанные виды контроля отражается в утвержденном плане проведения контрольных мероприятий, т.е. выделяют:

а) плановый налоговый контроль

б) внеплановый налоговый контроль , который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях.

В зависимости от места проведения контрольных мероприятий возможно выделить:

Камеральный налоговый контроль , осуществляемый по месту нахождения налогового органа.

Выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого подконтрольного субъекта.

По второму критерию определения видов налогового контроля, основывающегося на характеристике и взаимосвязях элемента налогового контроля выделим следующие виды:

2.1. В зависимости от субъектов осуществляющих контрольную деятельность

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

б) таможенными органами;

в) учреждениями Пенсионного фонда;

г) Фондом социального страхования;

2.2 В зависимости от статуса подконтрольного субъекта:

а) налоговый контроль организаций;

б) частных предпринимателей;

в) физических лиц.

2. 3 В зависимости от объема контролируемой деятельности:

а) комплексный налоговый контроль – подразумевает проверку подконтрольного субъекта по всем налогам и сборам, необходимым к начислению и оплате, исходя из осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности за определенный период времени;

б) тематический – осуществляется в виде проверок по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства или в виде проверки по отдельно взятому налогу или сбору.

2.4 В зависимости от объекта контроля выделим:

а) налоговый контроль по определению начисленных и уплаченных налоговых обязательств различных налогов и сборов;

б) налоговый контроль по использованию льгот и использовании различных систем налогообложения;

в) налоговый контроль по постановке на учет и проверке основных реквизитов плательщика;

г) налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной форме, кассовой дисциплины;

д) налоговый контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и экспортно-импортных операций;

е) налоговый контроль по проверке наличия лицензий, разрешений, патентов.

2.5 В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов налогового контроля можно разделить еще на 2 подвида:

1. в зависимости от степени охвата предметов контроля:

а) сплошной налоговый контроль – предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также исполнением иных обязанностей, предусмотренных действующим налоговым законодательством;

б) выборочный – предусматривает проверки части специально отобранных документов, выборочный налоговый контроль может перерастать в сплошной в случае обнаружения нарушений.

2. в зависимости от источников получения сведений для налогового контроля выделим:

а) документальный - основанный на изучении документально зафиксированных данных, осуществляемый путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использовании других приемов;

б) фактический - основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения, осуществляемый путем проведении инвентаризации активов налогоплательщика, проведении экспертиз и т.д.;

в) встречный налоговый контроль , предусматривающий получение информации о действиях проверяемых лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц.

2.6 В зависимости от формы проведения контрольных мероприятий можно выделить:

а) административное обслуживание , которое проявляется в постановке на учет физических и юридических лиц, проведению актов сверки с налогоплательщиками, подготовке налоговых разъяснений, получении объяснений от налогоплательщиков и т.д.

б) проведения различных видов проверок .

3. Формы проведения налогового контроля

Налоговый контроль осуществляется в различных формах, основные из которых названы в Налоговом кодексе Российской Федерации.

К ним относятся:

получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов и плательщиков сбора;

проверка данных учета и отчетности;

осмотр помещений и территории, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др.

Основной формой налогового контроля названа налоговая проверка.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Налоговые отношения регулируются главами Кодекса, федеральными законами, постановлениями федерального правительства, инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Цель работы: знакомство с понятием «налогообложение и налоги»

Содержание

Введение 3
1. Налоговый контроль в налогообложении
1.1. Понятие налогового контроля
1.2. Виды налогового контроля
1.3. Формы налогового контроля
2 Налоговый учет в налогообложении
2.1. Понятие налогового учета
2.2. Организация налогового учета
3. Порядок взыскания и виды наказаний за неуплату налогов юридических и физических лиц
3.1. Порядок взыскания налогов с юридических лиц
3.1.1. 3.1.1. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя
3.2. Порядок взыскания с налогов физических лиц
3.3. Виды наказаний за неуплату налогов юридических и физических лиц
4. Декларирование. Налоговая декларация.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Налоговый контроль.doc

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Налогообложение на предприятии»

Налоговый учет в налогообложении

Понятие налогового учета

Организация налогового учета

Заключение

Литература

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Налоговые отношения регулируются главами Кодекса, федеральными законами, постановлениями федерального правительства, инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Цель работы: знакомство с понятием «налогообложение и налоги»

Задачи работы:

    • рассмотреть понятия «налоговый контроль» и «учет» в налогообложении
    • рассмотреть виды и формы налогового контроля
    • рассмотреть налоговые правонарушения и виды наказаний
    • порядок взыскания налогов с юридических и физических лиц
    • ознакомиться с понятием «Декларирование»

  1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
    1. Понятие налогового контроля

Налоговый контроль — это контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. Кроме того, к налоговому контролю относятся:

  • ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства;
  • контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот и финансовых органов — за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет;
  • контроль органов прокуратуры, внутренних дел и таможенных органов за соблюдением налогового законодательства.

В узком смысле налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Необходимо учитывать, что таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль только в отношении налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу, а органы внутренних дел имеют право только совместно участвовать с налоговыми органами в проводимых ими проверках (ст. 82 НК РФ).

Основная цель проведения налогового контроля — обеспечение режима законности в сфере налогообложения, формирование целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины.

В соответствии с определенной целью задачами налогового контроля являются:

    • контроль за соблюдением налогового законодательства;
    • обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
    • предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
    • наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Объектом налогового контроля являются правоотношения публичного характера, возникающие в процессе взимания налогов и сборов и привлечения к ответственности.

К основным принципам проведения налогового контроля относятся:

    • законность;
    • всеобщность, полнота и единство налогового контроля;
    • регулярность; объективность,
    • обоснованность и достоверность результатов;
    • приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика;
    • соблюдение налоговой тайны;
    • недопустимость причинения неправомерного вреда;
    • документальная фиксация результатов налогового контроля и др.
    1. Виды налогового контроля

В зависимости от времени проведения налогового контроля:

        • предварительный;
        • текущий;
        • последующий.

В зависимости от характеристики контролируемых лиц:

    • налоговый контроль организаций;
    • налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
    • налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:

    • комплексный;
    • тематический.

В зависимости от степени охвата предметов контроля:

    • сплошной;
    • выборочный.

В зависимости от источников получения сведений и данных:

    • документальный;
    • фактический.

В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:

    • камеральный;
    • выездной.

По периодичности проведения:

    • первоначальный;
    • повторный.

По характеру контрольных мероприятий:

    • плановый;
    • внеплановый.
    1. Формы налогового контроля

    П.1 ст.82 НК РФ установлен перечень форм налогового контроля:

    • налоговые проверки;
    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
    • иные формы, предусмотренные НК РФ.

Субъектный состав отношений по поводу осуществления налогового контроля следующий: контролирующими (проверяющими) субъектами являются налоговые органы, подконтрольными (проверяемыми) — налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Проведению мероприятий налогового контроля содействуют таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов

  1. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
    1. Понятие налогового учета

Налоговым учетом является совокупность всех действий бухгалтера, связанных с налогообложением (составление налоговых деклараций, выписка счетов-фактур по НДС, ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж и т.д.).

Налоговый учет – это система обобщения информации о доходах и расходах для определения налоговой базы по прибыли на основе данных первичных документов.

Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).

Данные налогового учета должны отражать:

    • порядок формирования сумм доходов и расходов;
    • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
    • сумму остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
    • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
    • сумму задолженности по расчету с бюджетом по налогу на прибыль.
    • Подтверждением данных налогового учета являются:
    • первичные учетные документы (в т.ч. справки бухгалтера);
    • аналитические регистры налогового учета;
    • расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации сгруппированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

    • наименование регистра;
    • период (дату) составления;
    • измерение операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
    • наименование хозяйственных операций;
    • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.


  • Формы и методы налогового контроля
  • Виды налогового контроля
  • Формы и методы налогового контроля в РФ
  • Итоги

Формы и методы налогового контроля

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов - основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

включает следующие приемы:

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Читайте также: