Виды налогов в рк

Опубликовано: 16.05.2024

Основные виды налогов в РК (краткая характеристика каждому налогу: ставки, объекты, плательщики и др.). Особенности налогового режима в РК.
Государственные и местные.

В данное время на территории РК действуют 9 видов налогов.
1. Корпоративный подоходный налог.
2. Индивидуальный подоходный налог.
3. Налог на добавленную стоимость.
4. Акцизы.
5. Налоги и специальные платежи недропользователей.
6. Социальный налог.
7. Земельный налог.
8. Налог на транспортные средства.
9. Налог на имущество.

К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица-резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального Банка РК и государственных учреждений (а также юридические лица, применяющие специальный налоговый режим), а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.
Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами. Убытки от предпринимательской деятельности переносятся на срок до трех лет включительно (убытки по контрактам на недропользование переносятся на срок до семи лет включительно) для погашения за счет налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов.
Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения. Согласно Налоговому кодексу РК не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:
а) адресная социальная помощь, пособия и компенсации;
б) алименты, полученные на детей и иждивенцев;
в) возмещение ущерба работнику;
г) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях;
д) выигрыши по лотерее в пределах 50% от минимальной суммы з/п;
е) стипендии и др.
Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, а также отчисления при импорте товаров на территорию РК. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот и облагаемый импорт.
Акцизами облагаются товары, произведенные на территории РК и импортируемые на территорию РК, а также некоторые виды деятельности.
Подакцизными товарами являются:
1) все виды спирта;
2) алкогольная продукция;
3) табачные изделия;
4) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
5) легковые автомобили;
6) сырая нефть, включая газовый конденсат;
Подакцизными видами деятельности являются:
1) игорный бизнес;
2) организация и проведение лотерей.
Ставки акцизов утверждаются Правительством РК и устанавливаются в процентах к стоимости товара и в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении.
Не подлежат обложению акцизом:
- экспорт подакцизных товаров;
- спирт этиловый в пределах квот: для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов, государственным медицинским учреждениям.

Налоги и специальные платежи недропользователей состоят из: налога на сверхприбыль, налога на сырую нефть, бонусов, роялти и др.

Плательщиками налога на сверхприбыль и специальных платежей недропользователей являются физические и юридические лица, осуществляющие операции по недропользованию в РК (нефть, природный газ, уголь, подземные воды, товарные руды, драгоценные металлы, драгоценные камни, сырье для производства строительных материалов и др.).
Плательщиками социального налога являются: юридические лица-резиденты и нерезиденты РК; индивидуальные предприниматели; частные нотариусы, адвокаты.
Объектом налогообложения для плательщиков являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов. Уплата социального налога производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения: на праве собственности, на праве постоянного землепользования, на праве временного землепользования. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей.

Земли населенных пунктов, занятые под автостоянки и автозаправочные станции, а также земли, отведенные под территории рынков, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в десять раз.

Плательщиками налога на транспортные средства являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения.
Не являются плательщиками налога на транспортные средства: организации, содержащиеся только за счет гос. бюджета, участники ВОВ (по одному автотранспорту), Герои Советского Союза, Халык кахарманы, лица, удостоенные звания «Мать-героиня» и др.
Плательщиками налога на имущество являются физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК. Ставка налога на имущество составляет для юридических лиц 1%, для индивидуальных предпринимателей 0,5% и 0,1% для физических лиц (до 1 млн. тг.) от среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

Согласно Налоговому кодексу РК предусмотрены специальные налоговые режимы для:
- субъектов малого бизнеса;
- крестьянских (фермерских хозяйств);
- юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции.
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса предусматривает применение разового талона (не более 90 дней в году), ведение бизнеса на основе патента (не использует труд наемных работников, осуществляет деятельность в форме личного предпринимательства, доход за год не превышает 1,0 млн. тенге) и на основе упрощенной декларации (среднесписочная численность за год не более 15 человек, включая самого ИП, для индивидуальных предпринимателей, предельный доход 4500,0 тыс. тг.; не более 25 человек и 9000,0 тыс тг. для юридических лиц).
Крестьянские (фермерские хозяйства), применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками следующих видов налогов: ИПН; НДС; земельного налога, налога на транспортные средства, налога на имущество.
Исчисление единого земельного налога производится путем применения 0,1 процента к оценочной стоимости земельного участка.

Налоговая политика Казахской республики имеет значительные отличия от русской системы налогообложения. О налоговых особенностях Казахстана, важных тонкостях и нюансах расскажем в этой статье.

Налоговая система РК: общие сведения

Республика Казахстан устанавливает весьма значительное число разнообразных налогов и обязательных выплат. Государство непосредственно занимается регламентацией отношений в данной среде, устанавливая некие правила, принципы и рекомендации.

Налоговая система республики имеет трехуровневый принцип формирования. Все ресурсы распределяются по трем направлениям:

  • государственный бюджет;
  • бюджеты областного значения;
  • бюджеты районного типа (муниципальные).

Конкретные принципы раздела средств по бюджетам различного уровня разъясняется с подробностями в ст.49-52 Бюджетного кодекса РК.

Законодательство Казахстана о налогах

Налоговая законодательная база Казахстана регламентируется положениями Конституции, Налоговым Кодексом, прочей нормативной документацией, принимающейся властными структурами.

При этом Конституция республики занимается формированием общепринятых норм налоговой среды, установлением прав и обязанностей пользователей, регламентацией роли государства в налоговом секторе, установлением обязанностей по выплате всех положенных отчислений.

Налоговый кодекс состоит из двух компонентов:

  1. Общая часть. Тут формируются принципы налогообложения, утверждаются ключевые термины и определения, имеющие применение в области налоговой политики.
  2. Особенная часть. Здесь детально расписывается порядок, временные нюансы и ставки платежей, описываются имеющиеся налоговые режимы, условия их применения.

В кодексе прописаны права и обязанности всех сторон, разнообразные мероприятия, относящиеся к исполнению обязательств.

Основные виды налогов в Казахстане

Для Казахской республики характерно разнообразие налоговых отчислений, которые можно распределить по двум направлениям – прямые и косвенные. Они в свою очередь имеют широкую классификацию, обладают определенными тонкостями и нюансами.

Подоходные налоги: корпоративные и индивидуальные

Корпоративный подоходный налог в Казахстане уплачивают следующие группы плательщиков:

  • налоговые резиденты РК;
  • фирмы, признанные нерезидентами Казахстана, при условии наличия в стране неких ценных ресурсов, производственных площадок, прочих доходов.

В первом случае сумма корпоративных отчислений формируется из налогооблагаемой части дохода, во втором – с чистого дохода. Процент напрямую зависит от различных ситуаций:

  • 10% — доход приносят земельные ресурсы;
  • 30% — общеустановленный порядок, показатель включает все вычеты;
  • 15% — доход у источника выплат.

Индивидуальный подоходный налог в Казахстане взымается с граждан, в собственности которых имеются подоходные объекты налогообложения. В случае с резидентами страны будут учтены все объекты, включая те, которые находятся за пределами Казахстана. Нерезиденты будут платить за имущество, расположенное в республике.

Часть объектов облагается отчислениями у источника выплат. В обозначенную категорию попадает заработная плата, премиальные выплаты, стипендии, накопительные пенсии и страховые суммы.

Подоходные налоги в Казахстане

Налоги на собственность

Один из важнейших налогов республики. Согласно действительным нормативам, гражданин, имеющий в собственности определенные дорогостоящие активы, обязан ежегодно уплачивать средства в бюджет.

Их размер зависит от типа имущества (земля, недвижимость, транспортные средства). Относительно юридических лиц выплаты распространяются исключительно на капитальные постройки и здания, нежилые помещения (исключение – сельскохозяйственный сегмент, где базой для определения налога служит площадь наделов).

Важно! Выплаты данного типа относят к местным налогам. Они поступают в городские и муниципальные бюджеты.

Социальный налог

Перечисляется всеми участниками предпринимательской активности. Освобождаются от него лица, применяющие патент и специальный режим для крестьянских и фермерских хозяйств. Также налогом не облагаются фирмы, которые сотрудничают с государством, трудоустраивают казахстанцев с ограничениями (инвалиды, частично нетрудоспособные граждане).

После реформы налоговых норм Казахстана в 2020 году ставка составила 9,5%. Для некоторых налоговых режимов утверждены другие правила. ИП платят социальный платеж в виде 2 МРП за себя и по 1 МЗП (мин. зарплате) за каждого трудоустроенного сотрудника. При «упрощенке» ставка равняется 1,5%.

Налог на добавленную стоимость

Платеж производят все лица, прошедшие регистрацию в качестве плательщиков НДС, освобождение от обязанности платить не предусмотрено. Данная сумма выплаты обязательна для всех предпринимателей, ведущих легальный бизнес в РК, а также иностранных организаций, которые ввозят в страну свою продукцию.

Плательщики НДС в Казахстане – граждане, чей оборот за отчетный период по реализации превышает уровень 30 тыс. минимальных окладов (72,15 млн. тенге). Ставка составляет 14%.

Обязательные пенсионные взносы за работников

Законодательная база Казахской республики устанавливает правило, по которому плательщиками пенсионных взносов признаются физические лица, однако обязанность по удерживанию и передаче средств передается работодателям.

Выплата осуществляется ежемесячно, ставка составляет 10% (5% — профессиональные взносы). При этом совокупный уровень дохода гражданина не должен превышать 75 «минималок».

Обязательное медицинское страхование

Главным нюансом данной выплаты считают тот факт, что отчисления поступают исключительно от работодателей на имя наемных служащих. В 2020 году размер отчисления составлял 1,5% от суммы зарплаты. В связи с некоторыми корректировками налоговых норм, в текущем году взносы уплачивать не нужно.

Обязательное медицинское страхование в Казахстане

Социальные отчисления

Это обязательные выплаты, утвержденные государством, плательщиками которых выступает работодатель или самозанятое лицо. Они поступают в ГосФонд Социального страхования (ГФСС), представляют собой базу для получения социальных пособий и преференций, в числе которых:

  • частичная (полная) потеря трудоспособности;
  • потеря кормильца;
  • утрата рабочего места;
  • беременность и роды;
  • усыновление ребенка;
  • уход за малышом до 1 года.

Соцотчисления уплачиваются за всех официально трудоустроенных лиц.

Внешнеэкономические налоги

К обозначенной категории налоговых начислений относят:

  • налог на прибыль. Ставка составляет 15 %, уплачивается с чистого дохода иностранных юрлиц, работающих на территории республики на легальных основаниях;
  • рента. Применяется относительно экспортеров сырой нефти и продуктов ее переработки;
  • акциз. Косвенная выплата, попадающая в бюджеты всех уровней. Платят ее производители, продавцы и импортеры продукции подакцизного типа (алкоголь, спиртосодержащие товары, топливо, нефть и продукты переработки, табачные изделия, некоторые виды движимого имущества).

Конкретная ставка акцизного сбора зависит от типа продукта и его назначения. Так, при продаже или покупке спиртосодержащей продукции показатель равен 3 евро за 1 л, ликеров – 2,5 евро, бензин – 25 евро за 1 т.

Внешнеэкономические налоги в Казахстане

Платежи и налоги за пользование недрами

Считается важнейшим бюджетным поступлением, так как экономика Казахстана ориентирована на горнодобывающую промышленность. Уплачивается ежегодно в виде двух бонусов – роялти и налога на сверхприбыль, подписного и коммерческого обнаружения.

Конкретные начисления зависят от типа используемого ресурса, статуса территории (природный заповедник, городские территории и т.д.), проводимой производственной деятельности.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Речь идет о государственном пошлинном сборе, регламентируемом согласно положениям главы 79 Налогового кодекса РК. Пошлина взимается за любые действия, производимые государственными службами, компетентными чиновниками и судебными инстанциями.

В статье 534 НК РК обозначаются конкретные объекты, с которых осуществляется взимание сбора (исковые заявления, регистрация брака, оформление паспорта и загранпаспорта и многое другое). Что касается конкретных ставок, то они более детально изучаются в ст.535.

Основные налоги для физических лиц

Для обывателей перечень налоговых отчислений значительно меньше в сравнении с предпринимателями. Тем не менее, они обязаны своевременно производить все выплаты, следить за отсутствием задолженности. Задержки приведут к увеличению нагрузки, начислению пени.

Налоги для физлиц представлены несколькими основными категориями отчислений.

Индивидуальный подоходный налог

Аналог российского НДФЛ уплачивается всеми лицами, осуществляющими трудовую деятельность на территории Республики (включая нерезидентов, при условии, что они имеют официальное место работы, предоставили декларацию). Выплату можно разделить на 3 категории:

  • отчисления с доходов, полученных по условиям трудовых договоренностей;
  • выплаты с дивидендов;
  • отчисления, поступившие от самозанятых лиц, предоставивших справку.

Подоходный налог в Казахстане составляет 10% (у источника выплаты) или 5% (дивиденды). Подача документации осуществляется в установленные временные сроки.

Индивидуальный подоходный налог в Казахстане

Налог на транспорт

Если во владении гражданина имеется транспортное средство любого типа (воздушное и морское судно, легковой или грузовой автомобиль, железнодорожный состав и т.д.), он обязан платить ежегодный транспортный налог.

При начислении выплаты в расчет принимаются такие параметры:

  • тип транспорта;
  • объем двигателя (легковая машина);
  • грузоподъемность;
  • посадочные места;
  • мощность воздушного, водного и железнодорожного транспорта.

Также учитывается уровень минимальной оплаты труда.

Земельный налог

Уплачивается гражданами, имеющими в собственности земельные наделы. Если участок применяется для ведения подсобного хозяйства, ставка будет зависеть от площади надела:

  • 20 тенге за сотку (площадь менее 0,5 га);
  • 100 тенге за сотку (свыше 0,5 га).

Также в расчет принимается районный коэффициент, который на текущий момент составляет (за 1 кв. м):

  • 0,96 тенге – Алматы и Астана;
  • 0,58 тенге – крупные города;
  • 0,39 тенге – городские пункты Акмолинской и Алматинской областей;
  • 0,39 тенге – населенные пункты областного значения;
  • 0,19 тенге – райцентры;
  • 0,13 тенге – пгт.

Самый низкий показатель в сельской местности, он составляет 0,09 тенге.

Земельный налог в Казахстане

Налог на имущество физических лиц в казахстане

Назначается всем лицам, владеющим недвижимой собственностью (квартира, дом, дача и т.д.). Конкретная сумма к уплате определяется государственными структурами, которые вносят необходимую выплату в квитанцию по оплате ЖКХ один раз в год. Если единая квитанция не используется, владельцы обязаны лично посетить государственный уполномоченный орган, предоставить документацию касательно своей собственности. Им производится индивидуальный расчет, оплатить который можно на месте.

При расчете ориентируются на ряд показателей, включая совокупную площадь объекта, полезную площадь, физический и функциональный износ, расчетный показатель и коэффициент зонирования. Последний параметр является фиксированным, и стоимость за 1 квадрат жилья составляет:

  • 60 тыс. тенге – Астана и Алматы;
  • 36 тыс. тенге – прочие крупные населенные пункты;
  • 12 тыс. тенге – города областного типа;
  • 6 тыс. тенге – райцентры;
  • 4,2 тыс. тенге – пгт.

В сельских поселениях также самый низкий коэффициент – 2,7 тыс. тенге.

Права налогоплательщиков

Согласно действительным нормам НК РК, все налогоплательщики, независимо от используемого режима, вправе пользоваться следующими возможностями:

  • своевременное получение от налоговиков разъяснений касательно начисленных сумм;
  • безоплатная консультационная поддержка;
  • получение бланков отчетности;
  • проверка целесообразности начисленных сумм;
  • заключение допсоглашений на проведение аудита;
  • своевременное получение итогов налогового контроля с расшифровкой.

Ключевым условием для реализации прав плательщика является предоставление открытых данных касательно месторасположения бизнесмена. Помимо того, предприниматель обязан предоставить налоговикам актуальные контактные данные (телефон, электронная почта). Это необходимо для того, чтобы резидент мог получить онлайн необходимую информацию непосредственно от органов налогового контроля.

Обязанности налогоплательщиков

К обязанностям налогоплательщиков относят:

  • регистрация в налоговой инспекции;
  • информирование сотрудников государственных структур об особенностях ведения предпринимательской деятельности;
  • предоставление актуальной, правдивой информации относительно всех моментов, связанных с предпринимательством;
  • ведение налогового учета согласно принципам и правилам конкретного режима;
  • исчисление налоговых сборов;
  • осуществление перечислений платежей в бюджет с ориентацией на конкретные временные отрезки, обозначенные на высшем государственном уровне;
  • составление налоговой отчетности, предоставление документов по первому требованию.

Важно! Перечень обязанностей может дополняться в зависимости от типа деятельности и применяемого налогового режима.

Иностранные налогоплательщики Казахстана

Казахстан заинтересован в увеличении инвестиционного притока. Потому предлагает иностранным компаниям довольно выгодные условия взаимодействия. Это помогло значительно усилить уровень сотрудничества республики с крупными юрлицами других государств.

Ключевыми преимуществами в Казахстане для иностранцев можно назвать:

  • четкие правила, которые не меняются ежегодно;
  • система дополнительных гарантий для инвесторов, работающих в республике;
  • прозрачная система налогообложения;
  • возможность получения льгот и бонусов от государства.

Для иностранных плательщиков Казахстана характерны такие особенности:

  • отсутствие необходимости платить за имущественные ресурсы, имеющие заграничную регистрацию;
  • фиксированная неизменная ставка налога.

Также стоит отметить приверженность РК международным нормам ведения бизнеса, что выливается в соблюдение прав инвесторов.

Специальные налоговые режимы

Республика Казахстан озабочена развитием предпринимательства в стране, потому предоставляет бизнесменам широкие возможности для ведения бизнеса. Здешние предприниматели вправе самостоятельно выбирать налоговый режим, каждый из которых имеет свои отличия:

  • общий порядок. Сумма отчислений формируется за счет разницы между доходом и расходом;
  • упрощенный режим. Здесь выплата непосредственно зависит от суммы полученной прибыли;
  • патент. Основой для расчетов является сумма заявленного дохода.
  • фиксированный платеж. Отчисления формируются с разницы между доходом и расходами;
  • специальный режим для крестьянских и фермерских хозяйств (ЕЗН). Оплачивают исключительно земельный налог, который рассчитывается исходя из площади наделов, принадлежащих хозяйственному субъекту;
  • производители продукции сельхоз назначения (СХПТ). Расчет выплат осуществляется по общим основаниям, однако начисленная сумма уменьшается на 70%.

Выбирать режим нужно исходя из особенностей ведения бизнеса.

Условия их применения

Отдельные типы налоговых режимов требуют наличия определенных обстоятельств для реализации. Законодатель устанавливает ряд ограничительных условий использования конкретного режима.

Ограничения установлены для отдельных видов деятельности. Предприниматели могут использовать исключительно общий порядок или прочие утвержденные законом режимы:

  • работа с товарной продукцией подакцизного типа;
  • лотереи и розыгрыши;
  • заготовка и прием стекла, бумаги, черного (цветного) металла;
  • консультационные услуги в сферах бухучета, аудита, финансовом, страховом и посредническом секторе.

Также к этой категории относится юриспруденция, адвокатура и финансовый лизинг.

Законодательство стран СНГ о налогах

Казахстан является активным участником СНГ и наряду с прочими государствами бывшего СССР использует налоговые принципы, характерные для этих стран. Помимо того, РК входит в экономическое объединение ЕАЭС вместе с Россией, Беларусью, Арменией и рядом других государств.

Согласно принятым международным нормам, группа стран, составляющая основу ЕАЭС, имеет приоритетный выход на рынки друг друга, избавлена от дополнительных налоговых начислений и повышенных ставок.

Одной из важнейших норм считают п.6 ст.72 Договора об ЕАЭС, где говорится о том, что плата НДС снимается в полном объеме, если передача товаров из одного государства в другое осуществляется в рамках одного юридического лица. Этот норматив позволил значительно расширить сферу взаимодействия с россиянами и белорусами, что повлекло открытие в зоне ЕАЭС различных межгосударственных представительств.


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Специальные налоговые режимы – это упрощенные виды уплаты налогов, установленные Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).


Индивидуальные предприниматели и юридические лица (субъекты малого бизнеса) вправе выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов и представления налоговой отчетности по ним:

· специальный налоговый режим на основе патента;

· специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

Специальный налоговый режим на основе патента

v Патент - электронный документ, подтверждающий уплату индивидуального подоходного налога (за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Работа при выборе специального налогового режима на основе патента достаточно проста. Для получения патента течение 10 рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации Индивидуального предпринимателя, необходимо обратиться в Налоговый орган по месту проживания и написать заявление по соответствующему бланку.

Согласно действующему законодательству специальный налоговый режим на основе патента должен соответствовать следующим требованиям:


Специальный налоговый режим на основе патента не вправе применять:

· юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

· филиалы, представительства юридических лиц;

· налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах

· юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов

· юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;

· налогоплательщики, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

· организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.

Также, согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» имеются ограничения в связи с определенным видом деятельности:


В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Исчисление сумм индивидуального подоходного налога и социального налога, включаемых в стоимость патента, производится путем применения ставки в размере 2 процентов к объекту налогообложения. Исчисленная сумма подлежит уплате в бюджет в виде:

Ø индивидуального подоходного налога - в размере 1/2 части исчисленной суммы;

Ø социального налога - в размере 1/2 части исчисленной суммы за минусом социальных отчислений.

Исчисление включаемых в стоимость патента обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений производится в соответствии с законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю.

Если сумма фактически полученного дохода в течение срока действия патента превысит размер дохода, указанного в расчете, индивидуальные предприниматели обязаны в течение пяти рабочих дней представить расчет в виде дополнительной налоговой отчетности на сумму превышения и произвести уплату налогов с этой суммы.

Если сумма фактически полученного дохода в течение срока действия патента с учетом случаев его досрочного прекращения в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 431 настоящего Кодекса менее размера дохода, указанного в расчете, индивидуальные предприниматели вправе представить расчет в виде дополнительной налоговой отчетности на сумму уменьшения стоимости патента.

v Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

Согласно действующему законодательству специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые должны соответствовать следующим условиям:


2) для юридических лиц:

ü предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

ü предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации налогоплательщики, за исключением вновь образованных индивидуальных предпринимателей, представляют в налоговый орган по месту нахождения уведомление о применяемом режиме налогообложения.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации предоставляется:

Ø вновь созданными (возникшими) юридическими лицами не позднее пяти рабочих дней после государственной регистрации юридического лица в органе юстиции;

Ø налогоплательщиками, при переходе с общеустановленного порядка или иного специального налогового режима - до первого числа месяца применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации;

Ø ндивидуальными предпринимателями при переходе со специального налогового режима на основе патента:

· в течение пяти рабочих дней со дня возникновения несоответствия условиям применения специального налогового режима на основе патента;

· в иных случаях - до окончания срока действия патента или временного приостановления представления налоговой отчетности.

Исчисление налогов по упрощенной декларации

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период согласно пункту 1 настоящей статьи, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 процента от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц - не менее 2,5-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода.

Сроки представления упрощенной декларации и уплаты налогов

1. Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

2. Уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог - в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

+7 (727) 2222-101
Категории вопросов
  • Все1641
  • Автомобилисты и право93
  • Административное право50
  • Банки, банковская деятельность135
  • Государственная служба15
  • Государственные закупки117
  • Граждане, гражданство (въезд/выезд), иностранцы115
  • Договоры, обязательственное право437
  • Жильё, строительство197
  • Защита прав потребителей116
  • Здравоохранение, образование129
  • Земельное право73
  • Интеллектуальная собственность, авторское право12
  • Налоги и налогообложение103
  • Недвижимость168
  • Право социального обеспечения80
  • Предпринимательская деятельность153
  • Реклама12
  • Семейное и наследственное право317
  • Страховое право18
  • Судопроизводство291
  • Таможенное регулирование5
  • Трудовое право282
  • Уголовное и уголовно-исполнительное право67
  • Юридические лица104
  • Все 133
  • Автомобилисты и право 5

  • Ответ: Добрый день! Работодатель не имеет права удерживать с вашего дохода суммы выплат, назначенных государством. Однако, если вы находились в оплачиваемом трудовом отпуске в период с 16 марта по 15 апреля, то не имели права на социальную выплату 42500 тг (вопрос о возврате данной суммы в бюджет еще не определен, но, принимая во внимание продление режима ЧП, у вас появилось право на получение данной выплаты, если после выхода с трудового отпуска в любой день с 16 марта и до окончания режима ЧП вас отправили в отпуск без содержания).

    Я ИП сам построил магазин, через несколько лет продал, как буду платить налог с продажи?


    Ответ: Здравствуйте Булат!

    Здравствуйте! Помогите, пожалуйста разобраться! В соответствии с п.1 пп.3 ст.346 Налогового кодекса при исчислении индивидуального подоходного налога наше предприятие, просит заполнить заявление и предоставить документы, т.к у меня усыновленный ребенок, ежегодно это делаю, в этом году запросили документ об усыновлении, раньше запрашивали мое удостоверение личности и свидетельство о рождении ребенка, имею ли я право не предоставлять документ и обойтись только удостоверением и свидетельством о рождении ребенка? И если это обязательно нужно сделать, как лучше сделать, чтобы информация не распространилась за пределы организации, потому что там все данные о ребенке до усыновления.


    Ответ: Здравствуйте, Елена!

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как лучше поступить согласно новым изменениям в законах. Я проживаю за границей. Родители в Казахстане, я у них единственная дочь. Мама недавно умерла. Папа сказал что мне лучше отказаться от своей доли в его пользу, в течении 6 мес., иначе мне придется платить 40% как иностранцу за свою долю квартиры, но при этом я все равно остаюсь единственной наследницей в его завещании. Я не совсем уверена в правильности такого решения. Заранее благодарю.


    Ответ: Здравствуйте, Наталья!

    Здравствуйте! Планируем запустить семейный бизнес. ИП по упрощенке оформлено на меня (бухгалтерская, документальная работа на мне). Но фактически работу будет выполнять моя дочь в свободное от своей основной работы время. Могу ли я, как ИП, заключить с дочерью договор безвозмездного оказания услуг. Ведь бюджет семейный один. Насколько я знаю, гражданское законодательство не запрещает. Но правильно ли это будет на практике? Какие могут быть риски? Возможна ли какая-либо проверка гос.органов в этой части? Какие юридические последствия? Заранее благодарю.

    Ответ: Добрый день, Лейла!

    Физическое лизо купил у физ лица с другой страны тоесть с россии в казахстан Б/у фрезерный станок в не рабочем состояние для личного пользования то налог не облогаеться?


    Ответ: Добрый день Александр!

    В июле 2015 года мной было зарегистрировано ТОО с уставным капиталом 100 тыс. тенге со 100% долей моего участия. В ноябре 2019 года я продал свою долю (100%) в ТОО другому физическому лицу за 10 млн. тенге. Вопрос: Возникает ли у меня налогооблагаемый доход от прироста стоимости при реализации моей долей участия в ТОО? Имеются ли законодательные основания не уплачивать ИПН? Например, по основаниям моего участия в ТОО более 3-х лет. Ранее была такая норма. В действующем Кодексе не нашёл.


    Ответ: Здравствуйте, Алтай!

    Добрый вечер! У сына ИП. Юридический адрес ИП - квартира родителей. Сын в квартире только прописан. Долги по налогам ИП около 2 млн. тенге. Могут ли изъять квартиру из-за его долгов. Или какие последствия для родителей, могут быть. Из-за того что ИП долги не платит- нет денег.

    Ответ: В соответствии с ч.2 ст.40 Предпринимательского кодекса РК и ст.20 Гражданского кодекса РК индивидуальный предприниматель при осуществлении деятельности несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Это означает, что при возникновении задолженности (в том числе и налоговой) перед кредиторами, в рамках исполнительного производства судебный исполнитель вправе обратить взыскание на данное имущество. В вашем случае необходимо обратить внимание на право собственности, если у вашего сына имеется доля в указанной квартире, то взыскание будет обращено на данную долю, однако сам факт прописки не влечет за собой появления прав собственности, следовательно, лицо не может претендовать на вашу недвижимость. При этом, если ваш сын достиг совершеннолетнего возраста, и вы не выступали в каких-либо сделках в качестве гаранта или поручителя, то у вас по его обязательствам не возникнет ответственности.

    Здравствуйте. Снимаю квартиру за сто десять тысяч. В квитанции увидела налог на имущество. Скажите кто должен платить, хозяин квартиры или квартиросьемщик? В договоре об этом не сказано.

    Ответ: Здравствуйте, согласно пп.2 п.1 ст.517 Налогового Кодекса РК - плательщиком налога на имущество являются индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК.

    Добрый день не могли бы мне помочь в 2014 г. Я дал доверенность на принятие наследства (квартира) с последующим правом реализации кв-ра была проблемная в другом городе были утеряны документы за это я получил с доверенного лица условно 500 000 тенге он оформил и продал за 1 500 000 налоговая требует с меня уплаты НДС сколько мне надо платить?


    Ответ: Добрый день Андрей!



    050050, Республика Казахстан , г. Алматы, пр. Рыскулова 43В


    +7(727) 222 21 01
    info@prg.kz
    (многоканальный)

    Читайте также: