Виды мер принуждения применяемых в сфере налогообложения в т ч уплаты страховых взносов

Опубликовано: 22.09.2024

Способы обеспечения исполнения налоговых обязанностей имеют, прежде всего, гражданско-правовую природу.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

Способы обеспечения исполнения налоговых обязанностей закреплены нормами главы 72 НК РФ. Глава раскрывает особенности использования способов в юридической практике. Рассмотрим подробнее особенности способов обеспечения исполнения налоговых обязательств.

Полное исполнение обязанностей налогоплательщиками обеспечивает фискальную функцию России, поскольку гарантирует поступление в бюджет доходов от налогообложения. В налоговом законодательстве нет точного определения рассматриваемой нормы. В главе 72 НК РФ раскрыты лишь способы реализации такого обеспечения.

Способами признаются меры воздействия, стимулирующие должное исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками.

При неуплате налоговой нагрузки вовремя, на плательщика налагаются дополнительные обязательства.

Обязательства считается невыполненным в случаях:

  • если налогоплательщик получил от банка неисполненное поручение о перечислении средств. То есть плательщик исполнил обязательства вовремя, но банк по каким-либо причинам вернул средства на счет, либо налогоплательщик самостоятельно отозвал платеж;
  • возврат денежных средств муниципальной администрацией;
  • если у налогоплательщика имелись иные обязательства по уплате налогов, то они исполняются в первую очередь вне зависимости от назначения платежа.

Ряд этих способов может вызвать просрочку. Несмотря на то, что она происходит не по вине налогоплательщика, в его силах предусмотреть невозникновение подобных ситуаций.

Перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов

Налоговое законодательство с последними изменениями и дополнениями применяет следующие способы:

  • предоставление поручительства третьих лиц (юридических);
  • предоставление залога в виде движимого и недвижимого имущества (при неисполнении обязательств по дальнейшим требованиям налоговиков, имущество считается конфискованным и продается);
  • начисление штрафов и пеней за несвоевременную или неполную оплату налогов, а также на ошибочное заполнение документов;
  • заморозка средств на счетах в банках (возможно только в российских финансовых учреждениях);
  • арест имущества, принадлежащего налогоплательщику (для индивидуальных предпринимателей и физических лиц – личное имущества, а для организаций – производственная собственность).

Таким образом, перечень способов достаточно исчерпывающий. Штрафы за неуплату налогов регулируются нормами налогового законодательства, а порядок их применения закреплен в Гражданском законодательстве и в Конституции РФ.

Способы могут применяться по отдельности либо в общей совокупности для обеспечения уплаты налогов по одному налогоплательщику.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов

НК РФ предусматривает два порядка исполнения обязанностей налогоплательщиками:

  • общий порядок, который применяется при добровольной оплате налогов;
  • принудительный порядок, который применяется при неисполнении обязательств налогоплательщиками.

Статья 45 НК РФ закрепила порядок исполнения обязанностей. Налогоплательщики обязаны уплачивать налоги в объеме, установленном нормативными актами и самостоятельно, без применения к ним мер взыскания. Обязанности должны быть исполнены в установленные сроки либо досрочно.

Если возникают признаки ненадлежащего выполнения своих обязательств, налоговые органы высылают налогоплательщику уведомление о необходимости оплаты.

В случае игнорирования требований взыскателя налогов, оплата взимается в принудительном порядке.

Если к должнику невозможно применить нормы Налогового законодательства, например, ввиду отсутствия у него ликвидного имущества, то взыскатель налогов вправе обратиться в суд с требованиями возбудить против налогоплательщика уголовное дело.

Статьи 46-47 Налогового кодекса закрепили порядок взыскания налогов с юридических лиц (ООО, ЗАО, ОАО, ДОО и прочих) и предпринимателей. Порядок взыскания налоговых задолженностей с физических лиц исполняется в рамках статьи 48 НК РФ.

Таким образом, обязанность уплачивать налоги юридическими и физическими лицами, а также предпринимателями установлена Налоговым законодательством.

Обязанности должны исполняться в установленные НК РФ сроки. В противном случае налоговые органы имеют законодательное право применить меры взыскания к налогоплательщику.

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Пархоменко М. Б.

эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга

Разберем главные принципы

Страховые взносы — это особые обязательные платежи. При их исчислении, учете и дальнейшем использовании заложены страховые принципы. Лица, с доходов за которых исчислены взносы, становятся застрахованными. И могут получать медицинскую помощь, рассчитывать на оплату листка нетрудоспособности, пенсию и другие выплаты или услуги.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулирует не только НК РФ, но и специальные законы.

Плательщики страховых взносов

Налоговый кодекс делит всех плательщиков страховых взносов на две категории:

  1. Физические лица, которые платят взносы за себя.
  2. Лица, которые платят взносы за других физических лиц. Это случаи, когда нанимают работников, заключают с ними договоры гражданско-правового характер (договоры ГПХ и т.п.).

Категория 1. Физические лица, которые платят взносы за себя

  • ИП;
  • лица, занятые частной практикой (адвокаты, нотариусы и др.);
  • самозанятые граждане, в том числе ИП, уплачивающие налог на профессиональный доход (НПД).

Если страховые взносы за себя платят ИП и лицо, занимающееся частной практикой

ИП, которые не применяют НПД, и лица, занятые частной практикой, уплачивают страховые взносы в одном и том же порядке — по утвержденным тарифам:

  • тариф содержит фиксированную часть, размер которой не зависит от размера дохода;
  • тариф взносов на ОПС содержит переменную часть.

Тарифы страховых взносов на 2020 год определены в ст. 430 НК РФ:

  • Обязательное пенсионное страхование — 32 448 руб. в год. Эта сумма уплачивается, если годовой доход не более 300 000 руб. Если годовой доход превысил эту сумму, с суммы превышения надо заплатить еще 1%. Максимальный предел — 259 584 руб. в год, больше платить не придется. Для того чтобы достичь этой суммы, надо получить облагаемый НДФЛ доход в размере 23 млн руб.
  • Обязательное медицинское страхование — 8 426 руб. в год. Платеж фиксирован и никак не связан с размером полученного дохода.
  • Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (на ВН и М) — обязанности платить нет.

Чтобы получать выплаты на ВН и М, можно написать в ФСС заявление и добровольно уплатить 4 221,24 руб. до 31 декабря 2020 года. Полная уплата этой суммы позволит
в 2021 году получать выплаты из ФСС при наступлении страхового случая, например болезни.

Если страховые взносы платит самозанятый гражданин

Самозанятые граждане — это новая категория предпринимателей, применяющих НПД. Налог на профессиональный доход введен Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ с 2019 года и действует в 23 регионах РФ:

  • по этой системе уплачивается только один налог по ставке 4% при получении дохода от физлиц или 6% при получении дохода от юрлиц;
  • закон дает право лицам, перешедшим на НПД, не регистрироваться в качестве ИП.

Самозанятые граждан на НПД уплачивать страховые взносы не обязаны. Это касается и лиц, имеющих статус ИП. Однако они могут вступать в отношения со страховыми фондами в добровольном порядке.

Подробнее о том, как самозанятые лица вправе вносить добровольные взносы в ПФ, ФСС, взносы в ФОМС, читайте в шпаргалке — скачайте в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Категория 2. Лица, которые платят физическим лицам

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (ч. 1 ст. 419 НК РФ).

ИП, являющиеся плательщиками за себя, могут выступать и в качестве плательщиков за других физиц, если нанимают на работу и делают выплаты или по договорам ГПХ.

Выплаты и вознаграждения, включаемые в облагаемую базу по страховым взносам

Не нужно платить страховые взносы с выплат:

  • ИП и лицам, занятым частной практикой (ч. 1 ст. 420 НК РФ), так как они уплачивают взносы за себя самостоятельно.
  • самозанятым гражданам, уплачивающим НПД. Они вообще освобождены от обязательной уплаты страховых взносов (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

При выплатах самозанятым гражданам, применяющим спецрежим НПД, следует помнить, что не облагаются только выплаты, по которым сформирован чек в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Также не попадают под НПД и, соответственно, облагаются страховыми взносами:

  • доходы, полученные в рамках трудовых отношений (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ);
  • выплаты по договорам ГПХ, если заказчиком выступает действующий работодатель или лицо, которое было работодателем самозанятого менее двух лет назад (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Для того чтобы удостовериться, что физическое лицо, которому производится выплата, имеет статус плательщика НПД, можно:

  1. Попросить это лицо сформировать в мобильном приложении «Мой налог» либо в веб-кабинете «Мой налог» справку о постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД.
  2. Самостоятельно получить информацию на сайте ФНС в сервисе «Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)».

У некоторых работодателей возникает желание сэкономить на страховых взносах и перевести своих работников в статус самозанятых, создав для этого новое юридическое лицо. Такие схемы затрагивают не только интересы бюджетов фондов, но и самих работников. Работодатели, применившую такую схему, несут риски. Их могут привлечь к ответственности не только за нарушение налогового, но и трудового законодательства.

Выплаты, облагаемые страховыми взносами

Выплаты по трудовым договорам

Главный принцип: если с работником есть трудовые отношения — с выплат ему надо платить страховые взносы. Выплаты, которые перечислены в ч. 1 ст. 422 НК РФ, в налоговую базу не включают: компенсационные выплаты, отдельные виды материальной помощи и др.

Подробнее о том, как облагать страховыми взносами выплаты по трудовым договорам, читайте в статье «Выплаты по трудовым договорам. Облагать страховыми взносами?».

Вознаграждения по договорам ГПХ

Договоры ГПХ не регулируются трудовым законодательством. Лицо, выполняющее работы, услуги по таким договорам, не придерживается трудового распорядка, не подчиняется приказам руководителя организации. Неважно, как и где выполняются такие работы, услуги. Это договор на конкретные результаты труда.

Когда договор ГПХ с работником — это риск

Некоторые работодатели оформляют работников по договорам ГПХ, чтобы сэкономить на взносах в ФСС, а также выплате отпускных. При этом работники продолжают выполнять свои обязанности и придерживаться графика работы организации.

Применяя такую схему, работодатель несет риски:

  • проверки трудовой инспекции;
  • административного штрафа по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в размере от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц и от 50 000 до 100 000 руб. на организации.
  • переквалификации в трудовые договоры с момента допуска физического лица к работе.

Как платить страховые взносы по договорам ГПХ

Выделяют две категории договоров ГПХ:

  1. Договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, — выплаты по ним облагаются страховыми взносами. Например, если компания нанимает бригаду для ремонта офиса.
  2. Договоры по продаже имущества и передаче имущества в пользование — выплаты по ним страховыми взносами не облагаются. Например, если компания арендует помещение, принадлежащее физическому лицу.

Таким образом, выплата облагается только в случае, если она получена за работу (деятельность). Когда же вознаграждение получено от продажи или передачи в пользование (аренду) имущества, то оно не облагается страховыми взносами.

К договорам ГПХ, выплаты по которым облагаются страховыми взносами, относятся:

  • договор подряда (ст. 702 ГК РФ);
  • договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ);
  • договор поручения (ст. 971 ГК РФ);
  • договор комиссии (ст. 990 ГК РФ);
  • агентский договор (ст. 1005 ГК РФ).

Не облагаются выплаты по следующим договорам:

  • договор купли-продажи (ст. 454 ГК РФ);
  • договор аренды (ст. 606 ГК РФ);
  • договор найма жилого помещения (ст. 606 ГК РФ);
  • договор займа (ст. 807 ГК РФ).

Договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) делится на две части:

  • часть выплаты, относящаяся к услугам по управлению транспортным средством, облагается взносами;
  • оплата аренды транспортного средства не облагается страховыми взносами.

Выплаты по любому из «облагаемых» договоров, помимо самого вознаграждения за выполненные работы (услуги), могут содержать и компенсацию физическому лицу понесенных им при выполнении договора материальных затрат (на сырье, материалы, топливо, проезд и т.п.). Такие затраты согласно п. 2 ч. 1 ст. 422 НК РФ не облагаются страховыми взносами.

Условиями исключения материальных затрат из облагаемой страховыми взносами базы являются:

  • наличие записи о них в договоре ГПХ,
  • экономическая обоснованность,
  • наличие документального подтверждения.

На эти условия указывает Минфин России в Письме от 21.08.2017 № 03-15-06/53442.

Скачайте шпаргалку к статье, где вы также узнаете, как платить страховые взносы с выплат по договорам, связанным с продажей и использованием прав на интеллектуальную собственность.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Путеводитель по страховым взносам: кто и за что платит 861.7 КБ

Объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения, уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций.

С объективной стороны преступление выражается в уклонении от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере.

Налоговая система РФ включает в себя различные виды налогов, которые обязаны уплачивать в государственный бюджет все организации, независимо от формы их собственности: на добавленную стой-мость, подоходный налог, налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами, на рекламу и ряд др.

Понятия государственных внебюджетных фондов и страхового взноса рассматривается в ст. 198. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов за исключением физических лиц. Налогоплательщики (организации) обязаны представлять налоговым органам необходимые документы с отчетами о финансовой и хозяйственной деятельности организации для своевременного исчисления налогов. Уплата налогов с организаций производится по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в 10-дневный срок, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Уклонение от уплаты налогов с организаций может быть выражено, например, в непредставлении, либо несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов с организаций (занижения данных о прибыли организации, заведомо искаженных данных о доходах или расходах и др.).

Неотражение в бухгалтерских документах каких-либо объектов налогообложения означает сокрытие доходов организации от уплаты налогов. Преступление выражается также в уклонении от уплаты страховых взносов с организаций в государственные внебюджетные фонды.

Преступление считается оконченным с момента установления факта включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо с момента сокрытия других объектов налогообложения, либо неуплаты страховых взносов и совершенное в крупном размере. Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов (примечание к ст. 199).

С субъективной стороны данное преступление совершается умышленно (прямой умысел).

Цель преступления - извлечение материальной выгоды.

Субъект преступления- лицо, обязанное по закону уплачивать налоги с организаций, учреждений, предприятий (например, руководители организаций, главный, старший бухгалтер, то есть лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения, либо уклоняющиеся от уплаты страховых взносов.

Квалифицированным видом данного преступления являются деяния, совершенные группой лиц по предвари, тельному сговору, лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 199, а также ст. 194 или 198 УК, а также неоднократно либо в особо крупном размере (п. «а»-«г» ч. 2 ст. 199 УК). Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов превышает 5000 минимальных размеров оплаты труда. Как неоднократное уклонение от уплаты налогов с организаций надлежит квалифицировать действия виновного, совершившего два и более раза деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 199, независимо от того, был ли он осужден за ранее совершенное деяние, являлся исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление.

Уклонение от уплаты налогов с организаций не может квалифицироваться как совершенное неоднократно, если судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята, а также если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности.

К настоящему времени в Российской Федерации сложилась и функционирует сложная и достаточно разветвленная система мер государственного принуждения в сфере налогообложения. В этой системе межотраслевые связи различных принудительных мер сопровождаются межвидовыми связями мер одной отраслевой принадлежности, но разного целевого предназначения (предупредительных, пресекательных, обеспечительных, правовосстановительных, карательных). Однако целостность этой системы обусловлена единством объекта защиты (налоговые правоотношения) и целей применения (обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах).

Взаимосвязь различных видов государственного принуждения, применяемых в сфере налогообложения, по справедливому замечанию В. В. Стрельникова, следует рассматривать в двух аспектах: правовом (в рамках которого выделяются материально-правовая и процессуально-правовая составляющие) и организационном[19].

Материально-правовой аспект взаимодействия разноотраслевых видов государственного принуждения заключается в установлении в отраслевых законах (кодексах) принудительных мер, оснований, условий и порядка их применения; закреплении правового статуса лиц, уполномоченных применять принудительные меры, и лиц, подвергающихся этим мерам; определении в законе обстоятельств, исключающих применение принудительных мер, а в отношении мер юридической ответственности – также смягчающих и отягчающих обстоятельств, сроков давности привлечения к ответственности и т. д. К законам, предусматривающим основания, условия и порядок применения мер государственного принуждения в сфере налогообложения, относятся: Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс Таможенного союза[20] (на территории Российской Федерации применяется с 1 июля 2010 г.) и Федеральный закон от 27 октября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[21] (полностью вступил в силу с 1 октября 2011 г.); Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовный кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ[22] (далее – УПК РФ); Арбитражный процессуальный кодекс РФ[23] (далее – АПК РФ); Гражданский процессуальный кодекс РФ[24] (далее – ГПК РФ); Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[25]. Следовательно, охрана регулятивных налоговых правоотношений осуществляется в рамках налогового, административного, уголовного, гражданского и арбитражного процессов, а также исполнительного производства.

Процессуально-правовой аспект взаимодействия разноотраслевых видов государственного принуждения заключается в разграничении компетенции уполномоченных государственных органов, в частности, в распределении обязанностей по возбуждению и рассмотрению дел, принятию юрисдикционных решений и их исполнению; установлении необходимых процессуальных сроков; закреплении процессуальных средств воздействия на правонарушителя, например, мер обеспечения (пресечения); указании специфических средств, способов и предмета доказывания; закреплении особенностей исполнения юрисдикционных решений и преюдиции между ними.

Организационный аспект взаимодействия разноотраслевых видов государственного принуждения заключается, например, в обмене информацией между этими органами в целях эффективного осуществления налогового контроля и взыскания с неплательщиков налоговой задолженности.

Система мер государственного принуждения в сфере налогообложения включает в себя:

• меры принуждения, применяемые в рамках налоговых процедур (в основном, в рамках налогового контроля) к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и лицам, обязанным содействовать налоговому администрированию, в случае их действительного или предполагаемого противоправного поведения. В связи с неоднозначностью правовой природы некоторых из этих мер среди них условно можно выделить меры предупредительные, пресекательные, обеспечительные и правовосстановительные;

• меры принуждения, применяемые к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам в рамках гражданского или арбитражного (в зависимости от правового статуса налогообязанного лица) процесса, возбужденного при наличии спора между этими лицами и налоговым органом. В большинстве случаев споры обусловлены несогласием налогообязанного лица с решением о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и взысканием на основании этого решения недоимок по налогам (сборам), пеней и штрафов;

• меры принуждения, применяемые к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам в рамках исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем на основании постановления налогового органа о взыскании налога (сбора), пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя либо на основании исполнительного листа, выданного налоговому органу по решению суда;

• меры административно-процессуального принуждения, применяемые в связи с обнаружением признаков административно наказуемого нарушения законодательства о налогах и сборах либо при достаточных основаниях предполагать наличие таких признаков;

• меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при возбуждении, предварительном расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях;

• меры юридической ответственности разных типов и видов.

Таким образом, все меры государственного принуждения, применяемые в сфере налогообложения, можно разделить на две группы: меры юридической ответственности и меры, не имеющие признаков юридической ответственности. Трудно переоценить значимость каждого вида принудительных мер, однако режим законности в сфере налогообложения призваны поддерживать в первую очередь принудительные меры, применяемые в рамках налоговых процедур к налогообязанным лицам и лицам, содействующим налоговому администрированию. Лишь в случаях, когда правовых ограничений, налагаемых этими мерами принуждения, оказывается недостаточно для обеспечения законности в сфере налогообложения, «включается» механизм применения мер принуждения иной отраслевой принадлежности.

Меры налогово-правового принуждения (речь идет о мерах, не являющихся юридической ответственностью) применяются по большей части к лицам, совершившим налоговое правонарушение, однако некоторые из этих мер могут быть применены в отсутствие объективного факта правонарушения, при наличии обстоятельств, свидетельствующих только о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах (например, когда у налоговых органов есть обоснованные основания предполагать недобросовестность налогоплательщика). Целью применения мер налогово-правового принуждения является понуждение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) к надлежащему исполнению налоговой обязанности, создание условий для эффективного выполнения возложенных на налоговые органы задач, устранение обстоятельств, препятствующих нормальной деятельности налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля и привлечения правонарушителей к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. На практике указанные цели реализуются путем предупреждения и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах, предотвращения негативных последствий таких нарушений, обеспечения возможности восстановления имущественных прав государства.

В юридической литературе предлагаются различные классификации мер налогово-правового принуждения, например, в зависимости от вида налогового производства, в рамках которого предусмотрено применение соответствующих мер[26], или в зависимости от характера мер[27]. Первое из указанных оснований классификации представляется не совсем удачным, поскольку предполагает необходимость сначала установить содержание самих налоговых производств. А надо отметить, что к настоящему моменту в российской юриспруденции отсутствует не только единообразное, но и какое-либо господствующее мнение относительно классификации таких производств[28]. Кроме того, в рамках одного и того же налогового производства могут применяться меры принуждения, принципиально отличные по основаниям и целям применения. В связи с этим, на наш взгляд, более целесообразной в теоретическом плане является классификация мер налогово-правового принуждения в зависимости от их характера. Такая классификация позволяет разграничить действующие меры государственного принуждения в зависимости от их целевого и функционального предназначения, т. е. установить основные признаки принудительных мер каждой видовой группы, которые определяют их сущность и качественно отличают от мер иных групп. На основании этой классификации можно выделить среди мер налогово-правового принуждения (не являющихся юридической ответственностью) меры предупредительные, пресекательные, обеспечительные и правовосстановительные.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также: