Единовременный налог на монополию

Опубликовано: 17.05.2024




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.




Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.

Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности.

Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.

Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.

Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.

Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности. Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства. В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.

Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.


В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.

Методы борьбы с монополией


Хотя на сегодняшний момент существует большое количество методов для влияния на монопольную деятельность со стороны законодательства Российской Федерации, необходимо охарактеризовать одни из самых положительно влияющих методов борьбы. Такими методами являются:

  • высокий уровень налогов, позволяющий уменьшить прибыльность монопольных организаций;
  • удержание уровня инфляции и создание собственного регулирования политики цен на производство товаров и услуг, которое реализуется процессом жесткого ценового контроля;
  • монопольным организациям присваивается статус «собственность государства»;
  • контроль и надзор за производством осуществляется на уровне государства. Эта деятельность дает эффективность в отслеживании стоимости на товары и услуги, а также наблюдать за организациями, которые вышли или вошли в определенную сферу производства;
  • антимонопольная политика занимается эффективной политикой антистресса.

История развития антимонопольной политики

Действующие законы Российской Федерации касательно монопольных организаций и конкуренции в целом представляют собой современное видение в экономической сфере страны, а также в ее правовом отношении.

Первый раз вопрос об организации рычагов для контроля и надзора за работой корпораций и предприятий был поднят в начале ХХ века. В то время вся деятельность ссылалась исключительно на государственные законопроекты, которые выполнялись правительственными органами. Негативную черту сыграла в данном вопросе Первая Мировая война, которая отодвинула экономическую сферу России на шаг назад.

С начала действия Советского Союза комплекс мер для противостояния монополии перестал иметь смысл. При помощи искоренения частной предпринимательской деятельности и реализации командно-хозяйственной политики государственный аппарат смог заполучить огромную силу, которую до этого момента не имела ни одна страна. Советский Союз, по сути, самостоятельно перешел в статус монополиста, охватившего почти все сегменты рынка: экономика, идеалистическая направленность, политическая деятельность, религия, образование и т.д.


С начала становления в России реформ экономической направленности, которые были направлены на создание эффективных отношений на рынке и для непринятия государственным аппаратом тоталитаризма в качестве идеологии управления, монополия стала занимать не последнюю роль в жизни страны. Возникла нуждаемость в создании конкретного раздела в законопроектах России.

Антимонопольная политика в Российской Федерации начала действовать с 1990 года, когда было подписано несколько документов, нацеленных на процесс контролирования и регулирования деятельности предпринимателей. В 1995 году был принят «Закон о рынке и об ограничениях монопольной деятельности».

С момента принятия данный закон несколько раз претерпевал разнообразные изменения, но и в сегодняшние дни он является основой для всей существующей структуры на рынке. Законодательство занимается конкретными действиями, препятствующими монопольной работе, а также занимается ведением контроля группировок, которые могут образовываться в процессе деятельности государственного аппарата.

Антимонопольная политика в РФ

Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.

Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:

  • активная деятельность подразделов рынка, имеющих большой уровень к конкуренции и способных выстоять в борьбе с монопольным движением;
  • разработанный комплекс для искоренения монопольной работы при помощи организации подавления ее деятельности при помощи законодательных документов путем активной борьбы;
  • серьезный контроль политики цен организации, а также надзор за ее окупаемостью и прибыльностью.

Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.


В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства. Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию. У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.

Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.

Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них. Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.

Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.

Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.

date image
2014-01-31 views image
4300

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому, по мнению специалистов, подлежат общественному регулированию. Наиболее распространенными способами регулирования монопольной власти являются:

1. Установление предельных цен;

2. Введение налогов;

3. Предоставление субсидий;

4. Государственная собственность на компании - монополии;

5. Государственное регулирование, распространяющееся на цены, объемы производства, условия входа и выхода из регулируемых отраслей;

6. Антимонопольная политика.

Одним из методов ограничения монопольной власти являются налоги, которые сокращают прибыли предприятий монополистов. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит от объема выпуска, и национального, взимаемого независимо от объема выпуска.

Влияние потоварного налога.

Обозначим ставку потоварного налога через Т. Тогда прибыль монополиста составит

П = TR (Q) – TC (Q) – TQ (46)

Возьмем производную по объему выпускаемой продукции:

Потоварный налог будет для монополиста дополнительным элементом переменных издержек. Следовательно МС2=МС1+Т. Условие максимизации прибыли монополиста выполняется при объеме выпуска Q2 и цене Р2. (см. рис.76).

Таким образом, введение потоварного налога приведет к снижению объема выпуска, увеличению цены и сокращению прибыли монополиста.

Влияние национального налога.

В отличии от потоварного сумма национального налога не зависит от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных издержек (например, стоимость лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью). В таком случае прибыль монополиста составит

Таким образом, монополист максимизирует свою прибыль (после уплаты налога), уравнивая предельный доход и предельные издержки и ставки налога.

Влияние потоварного налога показано на рис.76. Здесь АС1и МС1 – кривые средних и предельных издержек в коротком периоде, Q1 и Р1 – оптимальный выпуск и цена до введения налога.

Где G – сумма национального налога. Условием максимизации чистой прибыли монополиста будет

Как видно на рис.77. оптимальный выпуск и цена продукции после введения национального налога не изменились, уменьшилась лишь прибыль полученная монополистом. Значит национальный налог целиком ложится на монополиста. Его нельзя даже частично переложить на потребителей через более высокую цену и меньший объем выпуска. Как в случае повторного налога.

Рис.76. Влияние потоварного налога на поведение монополиста.

Рис.77. Влияние национального налога на поведение монополиста.

Так же, как национальный налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремиться максимизировать чистую прибыль (П2).

Если t 0 и, следовательно MR(Q)-MC(Q)=0, т.е. MR(Q)=MC(Q). Таким образом, при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем продукции и ее цена не изменится.

Рис. 78. Убытки от монопольной власти

Рис.79. Х-неэффективность фирмы.

1. Дифференциация продукта – наиболее заметная черта рынка монополистической конкуренции. Дифференцированным или индивидуальным продуктом является близкий конкурент другого, более или менее аналогичного, но обладающий некоторыми индивидуальными свойствами, позволяющим назначать на него особую цену. Типичным примером являются автомобили разных марок, телевизоры, холодильники, видеомагнитофоны, компьютеры, одежда, обувь, мебель, сигареты, напитки, даже обычное продовольствие – хлебобулочные, молочные, мясные, рыбные и иные продукты.




2. В отрасли существует относительно большое число предприятий, каждое из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого предприятием и его соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходит 1%, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% рыночных продаж.

3. Монопольно-конкурентные фирмы не считаются с реакцией своих конкурентов, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают объемы производства. Такое поведение фирм на рынках монополистической конкуренции является следствием большого числа фирм.

4. Доступ на рынок с монополистической конкуренцией относительно свободен – новым фирмам несложно вступить в отрасль со своими товарами, а существующим выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.

Рис. 80. Прибыли фирмы в краткосрочном периоде.

Рис. 81. Убытки фирмы в краткосрочном периоде.

Рис. 82. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции.

Фирма, благодаря расходам на рекламу, перемещает свою кривую спроса с D1 до D2. Максимизирующим прибыль выпуском является тот, для которого МР2 равен предельным издержкам. На производство плюс предельные издержки реализации МС+МСS. При отсутствии какой-либо рекламы эта фирма получила бы нулевую экономическую прибыль, как показано на рисунке. Реклама позволяет фирме извлекать положительную экономическую прибыль.

Для снижения выгод монопольного положения используются налоги, сокращающие прибыль монополиста. Практика регулирования деятельности монополии с помощью налогообложения достаточно распространена. Регулирование осуществляется введением потоварного, аккордного и процентного налогов.

Рассмотрим влияние потоварного (паушального) налога на деятельность фирмы-монополиста (рис. 62). Пусть - величина налога, взимаемого с каждой реализованной единицы продукции. Тогда сумма налога от всего объема продаж равна: .

Функции прибыли монополиста при прочих равных условиях имеет вид: . Из необходимого условия максимизации прибыли следует:

С введением потоварного налога монополист всегда сокращает объем производства, поскольку увеличиваются предельные издержки и растет цена.

Инструментом регулирования деятельности монополии является также аккордный налог. Пусть - сумма налога, уплачиваемая фирмой из прибыли. Тогда функция прибыли имеет следующий вид: . Необходимое условие максимизации прибыли фирмой или , из которого следует, что аккордный налог не оказывает влияния на решение монополиста об объеме выпуска. Аккордный налог можно рассматривать как постоянные издержки , которые не влияют на величину предельных издержек , но оказывают влияние на уровень средних общих издержек .

В данном случае объем выпуска и цена фирмы-монополиста не изменяются, но рост , приведет к увеличению . Прибыль фирмы после уплаты налога сократится.

В регулировании деятельности монополии используется налог на прибыль, взимаемый по ставке. Если - ставка налога в процентах (например, налог на прибыль составляет 24 %), то функция прибыли монополиста имеет вид:

Необходимое условие максимизации прибыли:

Если фирма выплачивает 24% своей прибыли в виде налога, то не изменяется ни объем ее производства , ни цена , при которых достигается максимум прибыли.

Задания для практических занятий

1. Задана функция общих издержек . Выгодно ли совершенно конкурентной фирме продолжать производство при цене руб.?

2. Задана функция . Какое решение примет фирма при цене продукта 12,75 руб.?

3. Когда рыночный спрос был равен , фирма получала прибыль руб. При этом ее предельные издержки составили руб. В условиях какой рыночной структуры действовала фирма.

4. Фирма-монополист в производстве мороженного, которое она производит с общими издержками . Функция спроса , - цена одного брикета, - величина спроса в штуках.

- Определите выпуск, цену и выручку фирмы, если она максимизирует валовую выручку.

- Сравните названные параметры с теми, которые имела бы фирма при максимизации прибыли.

- Определите выпуск, цену и выручку фирмы после введения правительством аккордного налога в 3,5 млн. руб. на прибыль монополиста.

5. Фирма-монополист производит продукт с постоянной отдачей от масштаба, причем . Условия спроса на рынке выражены уравнением . Определите величину прибыли фирмы, применяющей ценовую дискриминацию второй степени, так что весь объем реализованной продукции может быть разделен на четыре равные части в зависимости от цены реализации.

6. Универмаг «Минск» предполагает использовать купоны, предоставляющие право приобретать тефлоновые сковороды со скидкой. Рыночная цена сковороды 100 руб. Коэффициент ценовой эластичности спроса для покупателей, не использующих купонную систему, составляет (-1,82), а для покупателей, использующих купонную систему, он равен (-2,5). Какую скидку целесообразно представить предъявителям купона?

7. Спрос на продукт в Санкт-Петербурге описан уравнением , в Москве - . Издержки производства и реализации при продаже продукта в Петербурге выражены функцией . При продаже в Москве издержки повышаются на 2 руб. за счет транспортных расходов. Определите цены и месячные объемы продаж в Москве и Петербурге, при которых фирма получила бы максимум прибыли.

8. Рыночный спрос на товар равен , где - цена в тыс. руб., - объем сбыта в тоннах. Продукт производится на единственном заводе в городе, причем совокупные издержки производства составляют . Местные органы власти вводят налог на фирму-монополиста в размере 10 тыс. руб. за 1 тонну. Каким образом это мероприятие отразится на благосостоянии жителей города и фирмы-монополиста?

9. Фирма-монополист производит продукцию с издержками . Функция спроса . Определите выпуск, цену и выручку фирмы, если она максимизирует валовой доход, если максимизирует прибыль. Сравните названные показатели с теми, которые имела бы фирма после введения правительством аккордного налога в 3,5 млн. руб.

10. Фирма-монополист максимизирует прибыль на рынке продукта, который выпускается на двух заводах с и при функции рыночного спроса . Как распределяется выпуск между двумя заводами и по какой цене реализуется продукция?

11. Фирма-монополист производит продукт с постоянной отдачей от масштаба, причем . Условия спроса на рынке выражены уравнением . Определите величину прибыли фирмы, применяющей ценовую дискриминацию второй степени, так что весь объем реализованной продукции может быть разделен на четыре равные части в зависимости от цены реализации.

12. Универмаг «Минск» предполагает использовать купоны, предоставляющие право приобретать тефлоновые сковороды со скидкой. Рыночная цена сковороды 100 руб. Коэффициент ценовой эластичности спроса для покупателей, не использующих купонную систему, составляет (-1,82), а для покупателей, использующих купонную систему, он равен (-2,5). Какую скидку целесообразно представить предъявителям купона?

Литература:

1. Нуреев Р.М. Курс Микроэкономики. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1. М., 2008

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.2. М., 2008

4. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. М. КноРус, 2008

5. Микроэкономика: практический подход / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. М. КноРус, 2009




6. Экономическая теория. /Под ред. Н.Г. Кузнецова. М.: ИКЦ «МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008 Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для вузов.

Научные работы профессора Германовой О.Е.,

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственное регулирование монополий может осуществляться как прямым, так и косвенным образом. Прямое регулирование выражается в установлении цен, косвенное – во введении налогов.

Паушальный налог, взимаемый независимо от объёма выпуска, является для монополиста элементом постоянных, а не переменных издержек. Следовательно, оптимальный выпуск продукции и её цена после введения паушального налога не изменяется: уменьшится лишь получаемая монополистом прибыль. Значит, паушальный налог ложится целиком на монополиста. Его нельзя переложить на покупателей через более высокую цену и меньший объём выпуска, как в случае потоварного налога. Потоварный налог устанавливается в расчёте на единицу продукции, а общая сумма налога зависит от объёма выпуска.

Предположим, что долгосрочные средние издержки монополиста неизменны. Анало­гом этого при совершенной конкуренции является отрасль с неизменными издержками. Здесь имеется в виду, что цены на факторы производства для продукции, выпускаемой монополией, неизменны по мере того, как она расширяет операции в долгосрочном плане. Цены на эти факторы независимы от уровня выпуска монополиста.

Налог на выпуск полностью конкурентной отрасли с неизменными издержками, полностью отразится в цене товара. Весь налог оплачивается покупа­телями. Рис. изображает воздействие налога, которым облагается продукция моно­полии на цену и на производимое количество товара. Предположим, что монополия выпу­скает сигареты. Текущая монопольная цена сигарет составляет 80 центов за пачку. Теперь рассмотрим налог в 10 центов с пачки, LRАС и LRМС обе равны 60 центам за пачку при всех уровнях выпуска до введения налога. После введения налога долгосрочные предель­ные и средние издержки увеличиваются до 70 центов на пачку. Новая монопольная равно­весная цена составляет 85 центов за пачку, а монопольный выпуск снижается с QM1 до QM2 пачек в год. Цена увеличивается на сумму, меньшую чем 10-центовый, налог. Если бы вместо этого сигареты выпускались полностью конкурентной отраслью, то первоначаль­ный выпуск был бы QC1единиц в год. Налог понижал бы выпуск до QC2 единиц в год, пока цена не выросла бы до 70 центов за пачку. Цены всегда ниже при конкуренции, но монополия всегда перекладывает на потребителей меньшую часть налога.

Почему монополия перекладывает меньшую часть налога, чем сравниваемая с нею конкурентная отрасль? Причина в том, что монополия приспосабливает свой выпуск к приростам предельных издержек вдоль кривой предельного дохода, а не к кривой спроса. Кривая предельного дохода всегда наклонена круче кривой спроса. Действительно, для линейной кривой спроса, изображенной на рис., предельный доход падает вдвое быстрее цены. Это означает, что увеличение предельных затрат, вызванное налогом, приводит к сокращению выпуска, наполовину меньшему, чем то, которое было бы для конкурентной отрасли. Соответственно, только часть налога отражена в более высокой цене.

LRMC - долгосрочные маржинальные издержки, LRAC - долгосрочные средние издержки


Налог в 10 центов с пачки сигарет сокращает выпуск с QM1 до QM2- Цена возрастает с 80 центов до 85 центов. Только половина налога с пачки перекладывается на потребителей. Если бы вместо этого сигаретная промышлен­ность была бы конкурентной, то выпуск при неизменных издержках упал бы с QC1 до QС2. Весь 10-центовый налог с пачки перекладывался бы на потребителя, так как цена пачки выросла бы с 60 центов до 70 центов.

Ценовая дискриминация и условия, необходимые для её осуществления. Совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация второй степени: просеивание и самоотбор. Ценовая дискриминация третьей степени: сегментация рынков.

Фирма, обладающая монопольной властью, может ее использовать для проведения особой ценовой политики, так называемой ценовой дискриминации.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо,

- чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;

- чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;

- чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) – диверсификация цены в зависимости от дохода и установление индивидуальной цены для каждого потребителя. Установив индивидуальную цену для каждого отдельного потребителя, фирма захватит весь потребительский излишек и получит максимальную прибыль. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Если монополист не проводит ценовой дискриминации, т.е. устанавливает единую цену Р*, то как видно из рис.1 , при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками

Мп=MR — MC.

Производство любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как сумма прибылей от каждой реализованной единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т.е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М.

Если монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда все единицы товара продаются по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой она продается, т.е.

MR=P.

Это означает, что кривая спроса становится и кривой предельного дохода, как в модели совершенной конкуренции. Однако в отличие от конкурентного рынка, при котором существует единая цена, и значит MR=AR, для монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны, т.е. MR≠ AR.

Оптимальный объем производства монополиста, осуществляющего ценовую дискриминацию, расширяется до точки оптимума Q** совершенно конкурентного рынка. В этих условиях совокупная прибыль монополиста (площадь АЕ'С) включает в себя весь потребительский излишек.


Рис. 1. Совершенная ценовая дискриминация

На практике совершенная ценовая дискриминация почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р', при объеме от Q* до Q** цена Р''.

Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р', то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р'Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р'ABCQ**.


Рис. 2 Ценовая дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)

Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.

В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

§ скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);

§ кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);

§ ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:

§ авиабилеты туристского и первого классов;

§ спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;

§ скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;

§ плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);

§ гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

После того как фирма разделит своих потенциальных покупателей на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих цен для каждого сегмента. Рассмотрим, как это происходит.

Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка (анализ может быть использован и для большего числа сегментов). Его цель, как и прежде, максимизация прибыли от реализации продукции на обоих рынках.

Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может быть записано как

MC=MR1,

где MR1 — предельный доход от реализации на первом сегменте.

Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид:

MC=MR2,

где MR2 — предельный доход от реализации на втором сегменте рынка, то есть

MC=MR1=MR2.

Мы знаем, что предельный доход фирмы соотносится с коэффициентом эластичности спроса по формулеMR=P(1+1/Ed), поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как

P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2),

P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).

Из данного равенства видно, что в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами,

если |Ed1|>|Ed2|, то Р1

Например, если эластичность спроса для 1-го сегмента равна -2, а для 2-го сегмента -4, то цена для 1-го сегмента должна быть в 1,5 раза выше, чем для 2-го.

Очевидно, что если бы эластичность спроса во всех сегментах была одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Государство в рамках проведения антимонопольной политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке и т.п.

В связи с этим государство обязано предпринять меры для обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Однако на пути к достижению условий конкуренции и эффективной политики в России встает много проблем.

Высокая степень административного монополизма. В первую очередь, монополизма центральных государственных органов.

В России административный монополизм проявляется в виде:

· сохранения высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии;

· сохранения за государством контрольного пакета акций в значительной части приватизированных предприятий;

· сохранения возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности;

· воздействия на предприятия при помощи государственного административного контроля;

· объединения предприятий в различного рода ассоциации и холдинги;

· антиконкурентная политика государства по отношению к естественным монополиям.

Особое внимание необходимо обратить на такой фактор, затрудняющий создание конкурентной среды в России, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различных секторах экономики. Аграрном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика деревообрабатывающей промышленности и др.

Наличие указанных монопольных структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связано с агрессивной направленностью деятельности предприятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.

Методы государства

Реализуя антимонопольную политику, государство пытается решить вопрос о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, подавлением безудержных стремлений предприятий-монополистов к установлению высоких цен на свою продукцию. А это один из факторов усиления инфляции.

С другой стороны, учитывая кризисное состояние экономики России и возможность крупных предприятий к увеличению объема выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских работ и освоению новых видов продукции, - разумной государственной поддержкой, не ограничивающей средний бизнес.

Одним из способов сдерживания предприятий-монополистов является государственное ценообразование.

Однако на практике монополисты зачастую обходят установленные государством ограничения на максимально возможную цену на товар и устанавливают монопольно высокие цены, пользуясь своим доминирующим положением.

Кому досталось

В качестве примеров привлечения предприятий – монополистов ФАС России к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства можно привести следующие: ОАО «ТНК-BP Холдинг» (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 16678/09), ООО « ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (Постановление ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009). ОАО «Газпромнефть-Омск» (Постановление ФАС ЗСО от 17.06.2010 по делу № А46-18174/2009), ОАО «МГТС» (Постановление ФАС МО от 24.01.2008 № КА-А40/14610-07). ООО «Башкирская генерирующая компания» (Постановление УО от 13.10.2010 № Ф09-8250/10-С1). МУП «Электротеплосеть» (Постановление ЦО от 22.10.2009 по делу № А35-7959/08-С20).

На сегодняшний день средний бизнес оказался под ударом действующей антимонопольной политики. Число контролируемых ФАС сделок сократилось вдвое. Основная часть возбуждаемых ФАС России дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства - в отношении среднего бизнеса. Что касается монополий, то количество таких дел – единицы.

Помимо этого на настоящий момент в России отсутствует должный уровень законодательной проработки вопроса о мерах государственной поддержки среднего и малого бизнеса, о системе гарантий и стимулированию его развития.

В частности, предусмотренные нормами действующего законодательства РФ преференции, предоставляемые предприятиям малого бизнеса не имеют действенного механизма обеспечения реализации намеченных актуальных мероприятий. Во многих странах именно средний и малый бизнес являются основой для создания и последующего стабильного развития конкурентной среды.

Так, у малого бизнеса больше возможностей маневрировать капиталом, ниже операционные расходы, у топ-менеджмента больше степень заинтересованности в реализации того или иного проекта.

малый бизнес
«Вертикальные» соглашения

«Вертикальные» соглашения – соглашения, заключаемые между не конкурирующими субъектами, когда один из субъектов является поставщиком или покупателем товаров другого. Например, соглашения между производителем и дистрибьютором.

Их характерная особенность заключается в том, что покупателю (дистрибьютору) наряду с товаром, как правило, предоставляется определенный комплекс исключительных прав.

Учитывая специфику подобных прав, позволяющих дистрибьютору фактически выступать единственным поставщиком продукции на определенной территории, в договорах на дистрибьютора нередко возлагаются и довольно серьезные обязанности.. Они влекут за собой нарушение антимонопольного законодательства РФ. Так обязанность письменно согласовывать с поставщиком цены, приобретать продукцию во всем предлагаемом поставщиком ассортименте и объеме, запрет на продажу продукции вне оговоренной территории, заключение договора на обслуживание только с указанным поставщиком лицом и т. д.

Согласованные действия

Как правило, наиболее распространенными являются согласованные действия хозяйствующих субъектов по поддержанию цен на товары при наличии на них потребительского спроса, по вытеснению с рынка (создание препятствий доступу на рынок) конкурирующих хозяйствующих субъектов.

Положительная судебная практика по данной категории дел пока немногочисленна и находится скорее в стадии формирования. Это объясняется сложностью доказывания факта, что хозяйствующие субъекты действовали скоординировано и сознательно ставили свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, т.к. согласованные действия, не имеют какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей.

Ценообразование

Одной из наиболее распространенных форм ограничения конкуренции на рынке считается монополистическое ценообразование.

Такая цена определяется путем сравнения с конкурентной ценой, она может быть выше или ниже ее. Соответственно, различают монопольно высокую и монопольно низкую цену.

Высокая цена достигается за счет преднамеренного создания предприятиями-монополистами зоны дефицита товара путем сокращения объёмов производства и искусственно повышенного покупательского спроса.

Низкая цена устанавливается за счет преднамеренного уменьшения предприятиями-монополистами закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос.

Также предприятия могут устанавливать так называемые «ножницы цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение основывается на расширении зон дефицита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

Выход рядом

В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день антимонопольная политика в России должна осуществляться в соответствии с «Государственной программой демонополизации экономики и развития конкуренции», основными задачами которой являются:

1) совершенствование антимонопольной политики, в частности: подготовки обзора правоприменительной практики по ряду ключевых вопросов антимонопольной политики и выбрать на его основе предложения по внесению поправок в антимонопольное законодательство РФ;

2) ввода запрета на достижение вертикальных соглашений и осуществление согласованных действий, в результате которых происходит ограничение конкуренции;

3) государственная поддержка развития среднего и малого бизнеса, включая: доступные кредиты и льготное налогообложение, создание бизнесинкубаторов, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, международных программ сотрудничества;

4) развитие экстратерриториального применения антимонопольного законодательства РФ, развивать сотрудничество ФАС России с антимонопольными органами других стран для достижения скоординированного подхода к регулированию соглашений и действий, включая обмен информацией и привлечение к ответственности.

5) снижение уровня монополизации и развитие конкуренции на рынке;

6) защита интересов предпринимателей и потребителей от монопольной деятельности;

7) создание структуры горизонтальных связей между предприятиями для обеспечения саморегулирующих механизмов развития экономики;

8) уменьшение зависимости предприятий от государственных управленческих структур и др.

Ирина Медведская, руководителя корпоративной практики компании «Доверенный СоветникЪ»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: