Варианты организации налогового учета на предприятиях агробизнеса

Опубликовано: 09.05.2024

Система учета в сельскохозяйственных организациях регулируется стандартным набором нормативных актов. В их числе:

  • Закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ, регламентирующий общие правила и принципы реализации учетных операций;
  • План счетов из Приказа Минфина от 31.10.2000 г. №94н, на основании которого разрабатывается и утверждается рабочий план счетов предприятия;
  • набор положений бухгалтерского учета;
  • Налоговый кодекс и другие законодательные акты.

Особенности бухгалтерского учета в сельском хозяйстве

Организация бухгалтерского учета на предприятиях, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции, должна соотноситься со спецификой деятельности таких компаний. На все этапы технологического цикла наибольшее влияние оказывают естественные факторы:

  • невозможность отделить производственные циклы от земельных ресурсов, их состояния и площади;
  • зависимость от живых организмов, их здоровья и развития;
  • сезонность производства, обусловленная климатическими особенностями.

В учете земельные ресурсы разделены по видам угодий. Они отражаются в натуральных измерителях (за единицу измерения принимаются гектары). Осуществляемые капитальные вложения в земельные участки показываются в учетных операциях в денежном выражении.

СПРАВОЧНО! Сельскохозяйственная деятельность характеризуется наличием большого набора отраслей. Каждое направление производства имеет свою специфику.

Сложность организации системы учета обусловлена необходимостью наличия у бухгалтерского персонала знаний и навыков работы в определенной отрасли с узкой специализацией. Трудности учета связаны с неравномерным распределением объема работы в разные месяцы и нестандартным типом разделения затрат. Расходы по содержанию животных или выращиванию растений распределяются с привязкой к видам продукции. От одного сорта растений или одной породы (вида) животного получается сразу несколько типов готовых изделий, которые по усмотрению руководства предприятия можно использовать несколькими способами.

Затраты в зависимости от периода производства не привязываются к календарному году. Расходы, понесенные компанией в прошлом периоде, обеспечивают результаты деятельности в настоящем. Траты, которые осуществляются в текущем периоде, смогут окупиться в будущем году после сбора урожая.

Как сельскохозяйственный производственный кооператив учитывает паевые и членские взносы?

Специфика учета связана не только со сложностью деления затрат и многообразием производственных циклов. Дополнительно бухгалтер должен организовать контроль движения и эксплуатации сельхозтехники, инвентаря. Учетные мероприятия отражаются в регистрах в разрезе по структурным единицам (бригадам, фермам).

Учет земли

Особенность отражения в учете главного актива предприятий сельскохозяйственного типа – земли, в том, что она не подлежит амортизации. Земельные угодья не могут устаревать физически или морально, они не подвержены износу. Если земельные наделы эксплуатируются с соблюдением технологий и установленных нормативов, они не утрачивают своих исходных характеристик. В отдельных случаях наблюдается улучшение качества земельных ресурсов.

Земля должна использоваться организацией на основании права собственности. Если его нет, то должен быть оформлен договор пользования или аренды.

ВАЖНО! Оценка земли производится в момент оприходования по размеру понесенных затрат на ее приобретение или по сумме рыночной цены (если участок был получен на безвозмездной основе). При обмене надела на другие активы его цена приравнивается к суммарной стоимости обмениваемых объектов.

Если земля является взносом в уставный капитал, ее цена может быть определена по соглашению сторон. При невозможности точно определить ценовой диапазон ориентироваться надо на нормативные стоимостные показатели.

Учет земельных угодий производится в разрезе их предназначения и стадий эксплуатации. Отдельно показываются ресурсы, находящиеся на этапе отдыха и мелиорации. Аналитика должна отражать разбивку активов по сельскохозяйственному признаку. На дополнительных субсчетах учитываются защитные полосы, участки под дорогами, постройками общественного типа.

СПРАВОЧНО! Первичная документация для сельскохозяйственных предприятий отличается от стандартных форм. Специализированные бланки утверждены Приказом от 16.05.2003 г. №750.

Сезонность

Сезонный характер деятельности предполагает создание особой классификационной системы учета расходов. Они должны быть представлены активами, затратами будущих периодов и текущими расходами. Во время вынужденного простоя из-за климатических условий или производственной специфики прямые затраты реализации не образуются.

Амортизационные отчисления по активам должны ориентироваться не на ежемесячные нормативы, а на общую сумму по итогам сезона. Например, если фаза простоя длится 7 месяцев в году, то периодом начисления амортизации будут признаваться оставшиеся в сезоне 5 месяцев. Ежемесячные отчисления будут определяться путем деления годовой нормы на 5.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НК РФ не предусматривает сезонного механизма начисления амортизации. В результате между бухгалтерскими данными и налоговым учетом появляются временные налоговые разницы.

При оценке продукции применяются два вида себестоимости: плановая и фактическая. На протяжении года при смещенном производственном цикле в учетных операциях показывается плановый показатель стоимости. Итоговое значение по факту выводится единоразово последним днем годового интервала. Образовавшиеся отклонения в размере себестоимости должны быть списаны на 90 счет (если продукция к этому моменту уже была продана) или на 43 счет (в отношении товаров, оставшихся на складах).

При учете агрокультур сложности возникают на этапе разделения собранного урожая на категории с разным назначением:

  • часть продукции может быть зарезервирована для использования в предстоящей посевной кампании;
  • определенный процент урожая может направляться для дополнения рациона животных, которые находятся на откорме или выращивании;
  • в отдельную группу относят продукцию, которая будет продана как самостоятельный товар.

Типовые проводки

План счетов с аналитическими субсчетами для фиксации операций в сельскохозяйственной отрасли приведен в Приказе Минсельхоза от 29.01.2002 г. №68. Этим нормативным документом предусмотрены типовые корреспонденции счетов:

  • Д08.7 – К60 – запись отражает факт приобретения взрослого скота (продуктивного и рабочего), относимого к основному стаду.
  • Д01.4 – К08.7 – купленный скот приходуется по цене приобретения.
  • Д11.2 – К01.4 – произошла выбраковка скота из основного стада с последующей постановкой на откорм.
  • Д01.5 – К08.8 – этой проводкой показываются приходуемые партии многолетних молодых насаждений.
  • Д20.3 – К01.4 – корреспонденция актуальна для ситуаций, когда выбракованных животных не ставят на откорм, а отправляют на забой.
  • Д08.6 – К11.1 – фиксируется факт перевода молодняка в состав основного стада.
  • Д10.1 – К20.1 – приобретенное зерно приходуется для дальнейшего его направления в производство комбикорма.
  • Д10.1. – К23.7 – запись отражает приход сырья в виде конских волос или шерсти (после линьки).
  • Навоз и помет приходуется по дебету 10.2 и кредиту 20.2.
  • Навоз от лошадей должен быть показан в дебетовых оборотах счета 10.2 и кредитовом движении по 23.7.
  • Д10.7 (8 или 11) – К40 – оприходование кормов, семенного материала и инвентаря, которые были созданы собственной производственной линией.
  • Д91 – К11 – списаны павшие животные, которые не были включены в договор страхования.

Особенности налогового учета

Для сельскохозяйственных предприятий налоговым законодательством предусмотрен спецрежим ЕСХН. Применяющие его организации освобождаются от уплаты сумм по налогу на прибыль и НДС. Эта система налогообложения предполагает отмену обязательств по налогу на имущество.

ЗАПОМНИТЕ! Если учредители предприятия решили остаться на общей системе налогообложения, у них есть возможность воспользоваться льготными условиями по налогу на прибыль. Ставка налога для некоторых категорий сельхозпроизводителей равна 0% (п. 1.3 ст. 184 НК РФ).

У сельскохозяйственных организаций нет права выбирать, по какой ставке налога на прибыль будет облагаться их деятельность. Если предприятие соответствует установленным НК РФ критериям для льготного размера ставки, то учреждение обязано применять ее.

Чтобы перейти с ОСНО на ЕСХН, необходимо обратиться в обслуживающую предприятие налоговую инспекцию с уведомлением. При применении спецрежима налоговым периодом признается годовой интервал, отчетным считается полугодие. Организации должны уплачивать авансовые платежи по налогу, декларация составляется по итогам года.

ВАЖНО! Если субъект предпринимательства специализируется на переработке сельскохозпродукции, а не на ее производстве, то он не может применять ЕСХН.

В качестве объекта налогообложения выступает показатель дохода, уменьшенный на понесенные организацией расходы.

Зачем и как строится учетная система по налогам и сборам

Налоговый учет и налоговое планирование в организации очень важны не только потому, что регламентированы законодательно. Выбор правильных методов и принципов формирования налогооблагаемой базы по налогам и сборам позволяет избежать излишне уплачиваемых сумм налогов. Также очень важно построить систему правильно в соответствии с НК РФ , чтобы избежать претензий контролирующих органов.

Вести учет формирования налогооблагаемой базы НК РФ позволяет:

  • в отдельных самостоятельных регистрах;
  • если информации бухучета достаточно, то позволяется использовать бухгалтерские регистры, дополняя их при необходимости дополнительными регистрами.

Учетная политика для целей налогообложения

Организация налогового учета на предприятии начинается с разработки и утверждения учетной политики. Разрабатывается она организацией самостоятельно, составляется в произвольной форме, утверждается локальным нормативным актом (приказом руководителя). В ней необходимо отразить основные принципы ведения налогового учета:

  • методы, используемые для отражения доходов и расходов;
  • применяемые первичные документы;
  • используемые регистры.

Как составить учетную политику для целей налогообложения и организовать налоговый учет в организации на примере 2020 года, можно посмотреть в статье.

Что нужно отразить в учетной политике для целей налогообложения

Составляя учетную политику, слово в слово переписывать НК РФ не нужно. В ней необходимо отразить методику, выбранную организацией для отражения данных по операциям, по которым предусмотрены варианты ведения налогового учета.

В обязательном порядке организации следует выбрать и отразить в политике:

  • метод признания доходов и расходов: кассовый или начисления;
  • способ начисления амортизации: линейный или нелинейный;
  • порядок оценки сырья и материалов, а также товаров, приобретенных для перепродажи: по средней стоимости, по стоимости единицы запасов, метод ФИФО;
  • перечень прямых и косвенных расходов;
  • порядок формирования и перечень создаваемых резервов: на оплату отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт и др.

В зависимости от специфики деятельности организации, в учетную политику включаются иные вопросы, по которым НК РФ предоставляет налогоплательщику право выбора порядка отражения.

Ведение налогового учета: регистры и источники данных

Учетные данные должны содержать информацию об учтенных в целях исчисления налога на прибыль доходах и расходах. Для отражения такой информации используются специальные регистры. Формы регистров, используемых при расчете налогов и сборов, должны быть разработаны организацией и утверждены в составе учетной политики. Статья 313 НК РФ предусматривает обязательное наличие в них следующих реквизитов:

  • наименование регистра;
  • дата составления и период, за который отражены данные;
  • наименования хозяйственных операций;
  • измерители операции в натуральном и стоимостном выражении;
  • данные и подпись лица, ответственного за составление регистра.

На основе таких регистров определяется налогооблагаемая база и рассчитывается налог к уплате в бюджет.

Источником данных для заполнения являются первичные документы. Они должны отражать факты хозяйственной жизни, а их форма — соответствовать требованиям статьи 9 Федерального закона "О бухучете" № 402-ФЗ.

Внесение изменений в порядок ведения налогового учета

Внесение изменений в учетную политику допускается в следующих случаях:

  • при изменении законодательства о налогах и сборах: изменения вносятся с даты вступления в силу новых законодательных норм;
  • при изменении принципов и методик отражения доходов и расходов, иных хозяйственных фактов по инициативе налогоплательщика: возможно только с начала нового налогового периода;
  • появление новых видов деятельности: изменения вносятся с момента начала работы по новым направлениям.

Вносятся изменения путем издания приказа (или иного локального нормативного акта) руководителя предприятия, в котором прописываются новые положения и причины, по которым они вносятся.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проняева Л.И., Федотенкова О.А.

Предмет. Крестьянские (фермерские) хозяйства , относящиеся к малым формам хозяйствования, являются равноправными субъектами агробизнеса, поскольку заняты в продовольственной сфере агропромышленного комплекса, на их долю приходится 10% производимой продукции сельского хозяйства. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся организации бухгалтерского учета и выбора системы налогообложения в данной категории экономических субъектов является весьма актуальной как для развития производства, так и для формирования бюджетов различного уровня. Цели. Основной целью научной работы является решение проблем, возникающих при ведении бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах , а также в выборе и оптимизации систем налогообложения , применяемых в данных экономических субъектах. В соответствии с поставленной целью в работе решались задачи, связанные с оценкой места хозяйств в сельскохозяйственном производстве Орловской области, с формированием учетной информации при использовании различных форм ведения бухгалтерского учета , с выбором систем налогообложения в целях минимизации налоговой нагрузки при ведении сельскохозяйственного производства. Методология. В научной работе на основе монографического, аналитического методов, а также метода сравнения проведена оценка крестьянских (фермерских) хозяйств как сектора аграрной экономики, обоснована оптимальная система налогообложения , применяемая в данных категориях хозяйствования. Результаты. Основными результатами научного исследования явилась произведенная сравнительная оценка форм организации и ведения бухгалтерского учета , которые могут быть избраны крестьянским (фермерским) хозяйством с учетом размеров, масштабов производственной деятельности, специфических особенностей сельскохозяйственного производства, что позволит им выбрать наиболее оптимальные подходы к формированию информационных потоков для нужд управления своей деятельностью. Рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки будут способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства и снижению предпринимательских рисков. Выводы и значимость. Проведенное исследование связано с проблемой повышения эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств на основе предложенных подходов к формированию учетной информации для целей управления и рекомендаций по выбору системы налогообложения , позволяющих увеличить синергетический эффект управленческой системы данных экономических субъектов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Проняева Л.И., Федотенкова О.А.

Specific features of organizing the accounting and using the taxation systems at peasant farms

Subject Peasant farms , being small businesses, are equitable entities of agribusiness. They produce 10% of agricultural products. Therefore, considering the organization of accounting and taxation for this category of economic entities is important for both the production development and budget formation at various levels. Objectives The core objective of the study is to solve the problems related to maintaining accounting records, and choosing and optimizing the taxation systems by farms. Methods Based on monographic, analytical methods and the comparison technique, we assess country farms as a sector of land economies, and substantiate the optimal system of taxation applied by these entities. Results The main result of the study is a comparative assessment of the forms of organization and maintenance of accounting records, which farms may choose, given the size, scale, and specific features of agricultural production. This will allow them to choose the best approaches to generating the information flows to manage their operations. The developed recommendations on tax burden optimization will help increase the efficiency of agricultural production and mitigate entrepreneurial risks. Conclusions The research focuses on increasing the efficiency of farm functioning on the basis of the offered approaches to organizing the accounting information for management purposes and recommendations on choosing the taxation system that will enable to increase the synergetic effect of the management system of these economic entities.

Текст научной работы на тему «Особенности организации бухгалтерского учета и применения систем налогообложения в крестьянских (фермерских) хозяйствах»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Национальные стандарты учета и отчетности

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ

Людмила Ивановна ПРОНЯЕВА", Ольга Анатольевна ФЕДОТЕНКОВАь*

2 доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и экономической безопасности, Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орёл, Российская Федерация pli.dom@mail.ru

ь кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Орловский государственный аграрный университет, г. Орёл, Российская Федерация o-fedotenkova@yandex.ru

Принята 14.05.2015 Принята в доработанном виде 30.09.2015

УДК 631.115.11:631.16:[657.1+3 36.22]

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, бухгалтерский учет, налогообложение, налоговая нагрузка

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Предмет. Крестьянские (фермерские) хозяйства, относящиеся к малым формам хозяйствования, являются равноправными субъектами агробизнеса, поскольку заняты в продовольственной сфере агропромышленного комплекса, на их долю приходится 10% производимой продукции сельского хозяйства. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся организации бухгалтерского учета и выбора системы налогообложения в данной категории экономических субъектов является весьма актуальной как для развития производства, так и для формирования бюджетов различного уровня.

Цели. Основной целью научной работы является решение проблем, возникающих при ведении бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также в выборе и оптимизации систем налогообложения, применяемых в данных экономических субъектах. В соответствии с поставленной целью в работе решались задачи, связанные с оценкой места хозяйств в сельскохозяйственном производстве Орловской области, с формированием учетной информации при использовании различных форм ведения бухгалтерского учета, с выбором систем налогообложения в целях минимизации налоговой нагрузки при ведении сельскохозяйственного производства.

Методология. В научной работе на основе монографического, аналитического методов, а также метода сравнения проведена оценка крестьянских (фермерских) хозяйств как сектора аграрной экономики, обоснована оптимальная система налогообложения, применяемая в данных категориях хозяйствования.

Результаты. Основными результатами научного исследования явилась произведенная сравнительная оценка форм организации и ведения бухгалтерского учета, которые могут быть избраны крестьянским (фермерским) хозяйством с учетом размеров, масштабов производственной деятельности, специфических особенностей сельскохозяйственного производства, что позволит им выбрать наиболее оптимальные подходы к формированию информационных потоков для нужд управления своей деятельностью. Рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки будут способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства и снижению предпринимательских рисков. Выводы и значимость. Проведенное исследование связано с проблемой повышения эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств на основе предложенных подходов к формированию учетной информации для целей управления и рекомендаций по выбору системы налогообложения, позволяющих увеличить синергетический эффект управленческой системы данных экономических субъектов.

В аграрной сфере в состав экономических субъектов входят крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), относящиеся к малым формам хозяйствования. Они функционируют в производственной сфере наряду с другими видами аграрных формирований и относятся в соответствии с Федеральным

законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к сельскохозяйственным товаропроизводителям1.

1 О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от

Поддержка фермерского сектора на селе является одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной на развитие сельских территорий, сокращение безработицы, решение демографических проблем, сохранение традиций и особенностей сельского уклада жизни различных народностей в стране. Кроме того, крестьянские (фермерские) хозяйства играют свою роль в обеспечении импортозамещения и решении проблемы продовольственной безопасности страны.

Для оценки результатов деятельности, прогнозирования направлений развития, осуществления мер поддержки К(Ф)Х со стороны государства управленческим структурам различных уровней необходимо обладать достаточным объемом информации, используемой для принятия экономических решений. Эффективное функционирование любой организации обеспечивается в результате взаимодействия информационных потоков, с помощью которых поддерживается связь с внутренними структурами и хозяйствующими субъектами2.

Важным поставщиком такой информации является учетная система. Данные бухгалтерского учета используются в процессе управления в фермерских хозяйствах как в части управления имущественным положением, так и в части повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Проблема организации и ведения бухгалтерского учета в К(Ф)Х является достаточно актуальной. Выбор формы организации бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах напрямую зависит от размеров, масштабов производственной деятельности, специфических особенностей сельскохозяйственного производства, а также от отнесения этих организаций к субъектам малого предпринимательства.

В нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет, для субъектов малого предпринимательства разработаны различные методики и варианты организации учета. Однако не все из них позволяют учитывать особенности сельскохозяйственной деятельности и предоставляют возможность формирования полной и достоверной информации о происходящих процессах в хозяйственной деятельности для управления и другим категориям заинтересованных пользователей.

2 Проняева Л.И. Управленческий учет и иновационно-инвестиционная политика в АПК // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 19. С. 12-22.

При организации бухгалтерского учета в К(Ф)Х ориентируются на требования, установленные в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.3.

В соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» данная форма хозяйствования представляет собой объединение граждан, связанных родством, располагающих собственным имуществом и лично осуществляющих различные виды деятельности в сельскохозяйственной сфере4.

Зарождение фермерского движения в нашей стране совпало с кардинальными изменениями в экономике страны, связанными с переходом от административно-плановой системы хозяйствования к рыночной экономике. В начале 1990-х гг. крестьянские (фермерские) хозяйства стали возрождающейся формой организации производства в сельском хозяйстве, что было закреплено Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»5.

В то время считалось, что только фермерство способно решить проблему обеспечения населения продуктами питания, промышленность - сельскохозяйственным сырьем и возродить деревню. Однако развитие рыночных отношений в последующие годы до настоящего момента показало, что эти вопросы в большей мере способны решить крупные агроформирования, использующие современные инновационные технологии и обеспеченные соответствующей техникой и оборудованием. В то же время крестьянские (фермерские) хозяйства заняли свою нишу в аграрном секторе и выполняют присущие им функции.

В Орловской области еже годно происходит сокращение крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, их количество к 2014 г. сократилось на 33% по сравнению с 2008 г., среднегодовой темп снижения данного показателя составил 4,7 п.п. (рис. 1).

Несмотря на снижение численности фермерских

3 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2013 № 425-ФЗ); О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

4 О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2013 № 446-ФЗ).

5 О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 (ред. от 21.03.2002).

Динамика изменения количества крестьянских (фермерских) хозяйств Орловской области

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Как эффективно построить систему налогового учета на предприятии? Какие существуют способы построения налогового учета?

    Постановка налогового учета на любом предприятии требует глубоких профессиональных знаний и опыта в сфере налогов.

    Компании рассчитывают налог на прибыль по данным налогового учета (абз.1 ст.313 НК РФ), который должен содержать следующую информацию (абз.10 ст.313 НК РФ):

    • о порядке формирования суммы доходов и расходов;
    • о порядке определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
    • о сумме остатка расходов (убытков), подлежащего отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
    • о порядке формирования сумм создаваемых резервов;
    • о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

    Важно! В налоговом законодательстве не определены конкретные методы построения налогового учета в организации, а приведены лишь основные направления, по которым должен строиться налоговый учет. А сама методика ведения налогового учета дана на откуп самим организациям.

    КАКИМ СПОСОБОМ ОРГАНИЗОВАТЬ ВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА?

    На практике, налоговый учет строится либо на базе бухгалтерского учета (по единому плану счетов, формируя показатели бухгалтерского и налогового учета в разрезе бухгалтерского счета) либо независимо от бухгалтерского учета (параллельно бухгалтерскому учету вне связи с ним).

    Как правило, наиболее точный и менее трудоемкий является первый способ. Именно такой способ построения системы налогового учета реализован, например, в программном продукте 1С. ERP.

    В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ДАННЫЙ СПОСОБ?

    Учет доходов и расходов по налогу на прибыль ведется на плане счетов бухгалтерского учета в разрезе объектов учета.

    Источником для формирования проводок по налогу на прибыль являются записи оперативного учета. А все хозяйственные операции, автоматизированные в программе, поддерживают налоговый учет.

    В этом случае для бухгалтерского и налогового учета используется единый план счетов. Как следствие, операции бухгалтерского и налогового учета отражаются одновременно и в бухгалтерском и в налоговом учете в одном регистре учета, отсутствует разделитель «Вид учета», и также отпадает необходимость устанавливать соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета.

    Важно! Для реализации данного способа построения налогового учета все объекты активов, обязательств, доходы и расходы должны оцениваться по правилам 25 главы НК РФ. Поэтому постановка налогового учета - это, прежде всего грамотное планирование ведения бухгалтерского учета, ведь неправильно спланированный бухгалтерский налоговый учет, может отрицательно отразиться на деятельности компании в целом.

    Формирование регистров налогового учета производится посредством процедур переноса соответствующих хозяйственных операций, отраженных на счетах бухгалтерского учета, в регистры налогового учета и их дальнейшей корректировки в ходе расчета налоговой базы.

    Налоговый учет для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль ведется на бумажных носителях и в электронном виде.

    С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОСТАНОВКУ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В БУХГАЛТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ?

    Сначала в программе заполняется документ «Учетная политика» (для налогового учета). Далее, например, в программе 1С.ERP, заполняется справочник «Доходы и расходы», который предназначен для хранения списка статей доходов и расходов. Реквизит «Принятие к учету НУ» влияет на получение постоянных разниц между данными бухгалтерскими и налоговыми. Если флаг «Принятие к налоговому учету» установлен, то данные доходы (расходы) учитываются для целей налогового учета, и наоборот. Если флаг «Принятие к налоговому учету» не установлен, то данные доходы (расходы) не учитываются для целей налогового учета. Это приводит к появлению постоянных разниц.

    Если при этом организация применяет ПБУ 18/02, то сумма расхода отражается в ресурсе «Сумма ПР Дт», т.е. фиксируется постоянная разница в оценке расхода.

    Если оценка операции для целей бухгалтерского учета не совпадает с оценкой операции для целей налогового учета, и при этом не возникает постоянной разницы, то на величину расхождения. фиксируется временная разница, которая отражается в ресурсе «Сумма ВР Дт» или «Сумма ВР Кт».

    Заполнять одновременно «Вид расходов по основной деятельности и Вид расходов по неосновной деятельности не требуется». При выборе соответствующего поля следует руководствоваться тем, на каких счетах будет отражаться статья расходов:

    • если предполагается, что расходы будут связаны со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 44), то следует заполнять поле Вид расходов по основной деятельности. Оно определяет, являются ли расходы нормируемыми или нет, а также определяет расположение сумм расходов по соответствующим статьям в разделах регламентированной бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • если предполагается, что расходы являются прочими и не связаны с ведением хозяйственной деятельности предприятия (отражение на счете 91).

    Например , при реализации внеоборотных активов и т.п. следует заполнять поле «Вид расходов по неосновной деятельности», оно определяет расположение сумм расходов по соответствующим статьям в разделах регламентированной бухгалтерской и налоговой отчетности.

    • если предполагается что в разных организациях и/или подразделениях статья расходов будет носить разный характер, то следует заполнять оба вида расходов.

    Важно! Формирование этих оценок определяется учетной политикой компании по налогу на прибыль, соответствующей настройкой статей доходов и расходов. А при отражении отдельных операций бухгалтер может указать суммы налогового учета в явном виде.

    Формирование налоговой базы раскрывается в регистрах налогового учета. По суммам налогового учета производится автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль. Каждый показатель декларации можно расшифровать по статьям учета, сверить по бухгалтерским отчетам, в том числе расшифровать до конкретных документов.

    СПЕЦИАЛИСТЫ КОМПАНИИ «РОСКО» ПОМОГУТ В ПОСТАНОВКЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА КОМПАНИИ!

    Доверив организацию налогового учета специалистам «РосКо» компания будете иметь всю необходимую достоверную информацию для своевременного принятия правильных управленческих решений, снизит налоговые риски.Правильная постановка налогового учета –это основа налогового планирования на вашем предприятии.

    Организация налогового учета состоит из выполнения этапов определенных работ.

    На первом этапе специалисты компании «РосКо» изучают специфику деятельности компании - клиента.

    Важно! Если у вас нет времени, необходимых знаний и желания разбираться в налоговых тонкостях, то специалисты «РосКо» помогуткомпании вести безупречную бухгалтерию по всем направлениям.

    Читайте также: