В состав министерства финансов входит федеральная служба по налогам и сборам верно или нет

Опубликовано: 15.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

  1. денежные и товарные отношения
  2. совокупность экономических отношений
  3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
  4. денежные доходы предприятий и государства
  5. общественные фонды потребления
  6. бюджет государства

Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

  1. стимулирующая
  2. распределительная
  3. воспроизводственная
  4. контрольная
  5. воспитательная
  6. кредитная

Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

  1. золото
  2. золото и серебро
  3. бумажные деньги
  4. акции, облигации
  5. всеобщий эквивалент
  6. кредитные деньги

Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

  1. концентрированное выражение экономики
  2. бюджетная политика
  3. налоговая политика
  4. социальная финансовая политика
  5. таможенная политика
  6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

  1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
  2. совокупность различных финансовых отношений
  3. совокупность учреждений и рынков
  4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
  5. форма организации банков и страховых контор
  6. центральный банк и министерство финансов

Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

  1. регулирование финансового рынка
  2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
  3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
  4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
  5. механизм регулирования доходов работающего населения
  6. контроль за перемещением денег в другие страны

Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

  1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
  2. денежные средства олигархов
  3. денежные средства государства
  4. денежные средства субъектов федерации
  5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
  6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

  1. Центральный банк РФ
  2. Министерство РФ по налогам и сборам
  3. Министерство государственного имущества
  4. Счетная палата РФ
  5. Государственная Дума и Совет Федерации
  6. Федеральное казначейство

Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

  1. основной финансовый план страны
  2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
  3. система сбора налогов с предприятий и населения
  4. роспись доходов и расходов прошлого года
  5. система распределения расходов будущего года
  6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

  1. единство бюджетной системы РФ
  2. сбалансированность бюджета
  3. самостоятельность бюджетов
  4. разграничение доходов и расходов по уровням
  5. теневой характер доходов бюджета
  6. непрозрачность расходов бюджета

Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

  1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
  2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
  3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
  4. бюджет субъекта РФ
  5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
  6. Федеральный бюджет РФ

Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

  1. налоги на предприятия и организации
  2. налоги на физические лица
  3. неналоговые доходы бюджета
  4. акцизные налоги
  5. внешнеторговые пошлины
  6. подоходный налог с пенсионеров

Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

  1. состав доходов бюджета
  2. состав расходов бюджета
  3. кредиты Центрального банка
  4. займы у иностранных правительств
  5. группировка доходов и расходов бюджета
  6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

  1. расходы на национальную оборону
  2. расходы на содержание государственного аппарата
  3. расходы на решение социальных задач
  4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
  5. расходы на содержание промышленных предприятий
  6. обслуживание внешнего государственного долга

Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

  1. превышение доходов над расходами
  2. разница между доходами и инвестициями
  3. превышение расходов над доходами
  4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
  5. разница между ВВП и национальным доходом
  6. разница между доходами и внешним долгом государства

Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

  1. расходы на образование и здравоохранение
  2. расходы на физическую культуру и спорт
  3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
  4. расходы на содержание областной администрации
  5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
  6. трансферты населению

Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

  1. Парламентом (Госдумой) страны
  2. Председателем правительства
  3. Счетной палатой
  4. Министерством финансов
  5. Советом безопасности
  6. Съездом партии «Единая Россия»

Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

  1. превышение расходов над доходами
  2. равенство доходов и расходов
  3. превышение доходов над расходами
  4. сумма ВВП и национального дохода
  5. сумма заработной платы и прибыли
  6. разница между ВВП и госбюджетом страны

Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

  1. безвозмездно и безвозвратно
  2. на условиях возвратности
  3. на условиях кредитования
  4. убыточным организациям и предприятиям
  5. людям с низкими доходами
  6. территориям с низкой налоговой базой

Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Федеральный дорожный фонд
  4. Фонд экологии
  5. Фонд помощи сельскому хозяйству
  6. Фонд Горбачева М.С.

Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

  1. лизинговые компании
  2. факторинговые компании
  3. ломбарды
  4. кредитные потребительские кооперативы граждан
  5. жилищные кооперативы
  6. все взятое вместе

Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

  1. защита имущественных интересов юридических лиц
  2. защита имущественных интересов физических лиц
  3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
  4. защита интересов пенсионеров
  5. защита интересов безработных
  6. защита интересов граждан с низкими доходами

Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

  1. акции
  2. облигации
  3. векселя
  4. чеки
  5. банкноты
  6. фьючерсы

Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

  1. НДС
  2. акцизы
  3. налог на прибыль организации
  4. эмиссия денег
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. налог на недвижимость

Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

  1. на 1 год
  2. на 3 года
  3. на 6 месяцев
  4. на 5 лет
  5. на 10 лет
  6. пожизненно

Всего за несколько дней в России началась и завершилась административная реформа. Через 13 лет налоговиков снова вернули в состав Минфина, а МНС перестало существовать. Правда, пока только на бумаге.

Формально Министерство по налогам и сборам еще функционирует. Пункт 15 указа президента*, который как раз и предусматривает преобразование налогового ведомства, вступит в силу только после того, как депутаты примут соответствующие поправки в Налоговый кодекс. А на это может уйти несколько месяцев.

Кстати, такая оговорка в указе совсем не случайна. Это сделано для того, чтобы юристы потом не смогли оспорить решения несуществующей налоговой службы. Ведь такого учреждения, как Федеральная налоговая служба, нет в Налоговом кодексе, а следовательно, любые акты этого госоргана (от приказов и писем «сверху» до банальных актов камеральной проверки) не имели бы юридической силы.

КАК ЭТО БУДЕТ

Когда депутаты примут поправки в Налоговый кодекс, пока сказать трудно. Однако заметим, что дело не ограничится заменой слов «МНС» на «ФНС». Поправки затронут куда больше вопросов, в том числе и налоговый учет.

После того как все изменения утвердят, налоговая реформа, которая длится уже почти десять лет, завершится. Иначе говоря, по словам чиновников, скоро на налоговом горизонте воцарятся полная стабильность и спокойствие.

Министерство по налогам и сборам пополнит ряды Минфина в лице Федеральной налоговой службы, в чем, собственно, нет ничего нового (см. вставку). Налоговики отправились в свободное плавание 13 лет назад как раз из Министерства финансов.

Правда, ФНС не станет полным аналогом старого налогового ведомства. Служба будет выполнять лишь контрольные и надзорные функции, а вот всю разъяснительную и нормотворческую работу будут делать минфиновцы. Не исключено, что это наконец приведет к объединению бухгалтерского и налогового учета, о котором говорят чуть ли не с появления последнего. Ведь, по сути, методологией будет заниматься один и тот же отдел Министерства финансов.

В жизни самих налогоплательщиков мало что изменится. Единственное, за разъяснением налогового законодательства придется обращаться непосредственно в Минфин.

То есть в итоге мы получим следующую картину. Налоговики принимают отчетность и всячески контролируют деятельность фирм и индивидуальных предпринимателей, а Минфин разрабатывает нормативную базу и приглядывает за подшефной ему службой. Кстати, Минфин будет наделен правом отмены любого решения налоговиков (см. схему).

Остается только один невыясненный вопрос: что будет с государственной регистрацией фирм и предпринимателей? По принципам административной реформы служба не может вести ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Поскольку это не относится ни к контролю, ни к надзору. По идее вести реестр должно федеральное агентство. Однако ни одно из созданных федеральных агентств эти функции не получило. Скорее всего этот небольшой казус вскоре устранят, а пока налоговики регистрируют всех так же, как и раньше.

ВСЕ РАБОТАЮТ В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ

Да и вообще, на сегодняшний день в жизни как бухгалтеров, так и налоговиков мало что изменилось. Как мы уже сказали, МНС еще есть и работает так же, как раньше. В прежнем порядке работают и территориальные инспекции.

Кстати, пока преобразование не окончено, все вновь изданные приказы и письма налогового министерства имеют юридическую силу, а фирмы и предприниматели обязаны их выполнять. Минфин России обнародовал официальное сообщение своей пресс-службы. В нем говорится, что руководство МНС России и всех налоговых инспекций на территории РФ продолжает исполнять свои обязанности в прежнем порядке и в полном объеме. Этот принцип будет действовать до тех пор, пока не вступят в силу изменения в законодательстве.

Однако уже сейчас налоговики работают под новым руководством. 15 марта министр финансов Алексей Кудрин на заседании МНС представил сотрудникам министерства нового руководителя. Им стал Анатолий Сердюков, который совсем недавно приехал в столицу для того, чтобы занять пост главы московского Управления МНС.

На посту министра по налогам и сборам Анатолий Сердюков сменил Геннадия Букаева, который возглавлял ведомство с 2000 года. Теперь господину Букаеву предстоит переквалифицироваться в помощники премьер-министра.

На заседании МНС Алексей Кудрин сообщил налоговикам, что 90 процентов кадров министерства спокойно перекочуют в новую службу. Остальные чиновники, которые занимались подготовкой нормативно-правовой базы, перейдут на работу в Минфин.

Также было сказано, что Анатолий Сердюков займет пост главы МНС на время его преобразования в ФНС. Однако есть все основания полагать, что и после реорганизации он останется главным налоговиком страны.

* Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Наша хроника

Вперед в прошлое: эволюция налоговой службы

21 ноября 1991 года: Указом Президента Российской Федерации № 218 из состава Министерства финансов РФ выделена самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации.

23 декабря 1998 года: Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

9 марта 2004 года: Указом Президента Российской Федерации № 314 Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу в составе Министерства финансов.

Анатолий Эдуардович Сердюков

Родился 8 января 1962 года в Краснодарском крае.

Имеет два высших образования: в 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли, в 2000 году – юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Кандидат экономических наук.

В октябре 2000 года стал заместителем руководителя ИМНС межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками.

С мая 2001 года – заместитель руководителя Управления МНС по Санкт-Петербургу. Затем был назначен его руководителем.

С 16 марта 2004 года – исполняющий обязанности министра РФ по налогам и сборам.

Стоит отметить, что Анатолий Сердюков в бытность руководителем УМНС по Санкт-Петербургу прославился довольно жесткими мерами в отношении налогоплательщиков. В частности, под его руководством налоговикам из северной столицы почти вдвое удалось сократить задолженность перед бюджетом.

Также в Санкт-Петербурге была создана довольно эффективная технология возмещения экспортного НДС. Анатолий Сердюков назвал ее «профилактикой лжеэкспорта на ранней стадии». Фактически это означало, что налоговики совместно с налоговой полицией проверяли фирму еще до заключения сделки. Все это позволило петербургским налоговикам занять одну из лидирующих позиций по сбору налогов в России.

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Функции финансовых органов

Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

  • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
  • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
  • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
  • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
  • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
  • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
  • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

Налоговые полномочия финансовых органов

Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

  • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
  • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
  • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
  • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
  • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
  • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
  • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
  • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

Письменные разъяснения финансовых органов

Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

  • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
  • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
  • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

Елизавета Кобрина

Если заполнить платёжку с ошибками, деньги не дойдут до получателя. С 1 мая 2021 года закончился переходный период и все перешли на новые реквизиты, будьте внимательны. Ещё больше новых правил начнёт действовать с июля 2021 года. Мы подготовили подробный разбор всех нововведений.

Новые реквизиты платёжных поручений

С начала 2021 года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платёжках мы теперь указываем два счёта, а также новые БИК (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

Изменения коснулись четырёх полей платёжного поручения:

  • поле 13 — уточнено название банка получателя;
  • поле 14 — изменился БИК банка получателя;
  • поле 15 — теперь указывается номер счёта банка получателя, входящий в состав единого казначейского счёта (ЕКС), раньше это поле заполнялось нулями;
  • поле 17 — добавлен номер казначейского счёта (ЕКС).

В Экстерне платёжки по налогам формируются автоматически.

ФНС говорила о переходном периоде с 1 января по 30 апреля 2021 года. На практике же он все равно почти ни у кого не работал. С 1 мая платёжки со старыми реквизитами принимать окончательно перестанут, они будут попадать в невыясненные.

Для каждого региона будут свои реквизиты — всего их 85. ФНС представила информацию о реквизитах в таблице, которая дана в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. Вот часть из них:

Субъект РФ Наименование банка получателя БИК банка получателя Номер счёта банка получателя Номер казначейского счёта
поле 13 поле 14 поле 15 поле 17
Москва ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва 004525988 40102810545370000003 03100643000000017300
Московская область ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва 004525987 40102810845370000004 03100643000000014800
Санкт-Петербург СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург 014030106 40102810945370000005 03100643000000017200
Ленинградская область ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург 014106101 40102810745370000006 03100643000000014500
Свердловская область УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург 016577551 40102810645370000054 03100643000000016200
Краснодарский край ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар 010349101 40102810945370000010 03100643000000011800
Новосибирская область СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск 015004950 40102810445370000043 03100643000000015100
Ростовская область ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ БАНКА РОССИИ//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону 016015102 40102810845370000050 03100643000000015800
Челябинская область ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Челябинской области г. Челябинск 017501500 40102810645370000062 03100643000000016900

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами с 1 мая 2021 года


Новые правила заполнения полей платёжного поручения

Поправки к правилам оформления платёжек о переводах в бюджет утверждены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 199Н. Изменения вступают в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже.

Поле 60 «ИНН»

Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

Поле 101 «Статус налогоплательщика»

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Поле 106 «Основание платежа»

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

Поле 108 «Номер документа — основания платежа»

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Поле 109 «Дата документа — основания платежа»

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Полномочия других государственных органов в сфере налогового контроля

Министерство финансов РФ. Правовой статус Министерства финансов России (Минфин) определен постановлениями Правительства РФ от 7.04.2004 № 185 и от 30.06.2004 № 329: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Функции Минфина России: разработка проектов федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам: налоговой политики, политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам.
Минфин России разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, требований об уплате таможенных платежей, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Минфин России осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.
В НК РФ определяются полномочия Минфина России и органов регионального и местного управления в области налогов и сборов: только Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам, утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, порядок их заполнения. Письменные разъяснения даются в течении двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Срок может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя), но не более чем на один месяц [2, ст. 34.2].
Регулирование форм и методов налогового контроля осуществляется приказами Минфина России (установление особенностей постановки на учет налогоплательщиков, определение порядка присвоения и применения ИНН, порядка хранения алкогольной продукции в режиме налогового склада, порядка функционирования налоговых постов). Все ранее принятые нормативные правовые акты МНС России действуют до признания их утратившими силу.
Отдельные нормативные документы в сфере налогового контроля будет выпускать ФНС.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, должны давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Федеральное казначейство (федеральная служба) представляет собой единую централизованную систему органов, подведомственных Минфину России. В него включаются Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), территориальные органы Федерального казначейства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам, районам и районам в городах.
До создания органов Федерального казначейства (ФК) функции кассового исполнения Федерального бюджета выполняли коммерческие банки, что приводило к ряду негативных последствий.
В бюджетной сфере был восстановлен принцип единства кассы, в соответствии с которым все операции с бюджетными средствами учитываются на едином счете, что потребовало перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета [22, стр. 301 - 303].
Закон о Федеральном бюджете закрепляет ожидаемые показатели налоговых поступлений. ГУФК проводит кассовое планирование средств Федерального бюджета, согласуя во времени доходные поступления и расходы.
Кассовое исполнение Федерального бюджета состоит в зачислении сумм налогов, подлежащих уплате в Федеральный бюджет, на единый казначейский счет Федерального бюджета. Территориальные органы ФК получают суммы налогов на свои счета и перечисляют их на единый казначейский счет. Одновременно происходит отчисление долей регулирующих налогов в бюджеты более низких уровней.
В процессе бюджетного регулирования в федеративных государствах осуществляется выравнивание бюджетных поступлений путем распределения части налоговых поступлений между нижестоящими бюджетами в той или иной пропорции. Исходя из приоритетности этой задачи, важнейшее значение имеет учет доходов бюджетов всех уровней.
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). С февраля 2005 г. – ДЭБ (Департамент экономической безопасности). Это правоохранительный орган (не является участником налоговых правоотношений). Создан в соответствии с Указом Президента РФ № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в РФ», действует с 1.07.2003. Возглавляется заместителем министра внутренних дел – начальником службы криминальной милиции.
В состав Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) входят ГУБЭП и ГУНП. Согласно ст. 3 Указа, МВД переданы лишь те функции, которые ФСНП выполняла по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Задачи и функции, возложенные на криминальную милицию по борьбе с преступлениями в сфере экономики, ФСЭНП реализует как непосредственно, так и через Главные управления МВД по федеральным округам, органы внутренних дел субъектов РФ.
В составе подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями имеются контролеры-ревизоры, в компетенцию которых входит осуществление автономных проверок соблюдения налогового законодательства. Право проводить такие проверки, закреплено в гл. 6 НК РФ, п. 25 и 35 ст. 11 «Закона РСФСР о милиции» от 18.04.1991 № 1026-1, ведомственных нормативных актах МВД. ОВД участвуют также в совместных с налоговыми органами выездных налоговых проверках (ВНП).
Функции ФСЭНП.
1. Изучение и анализ состояния преступности в сфере налогообложения, что реализуется через мониторинг налоговой преступности. На основе полученных данных должны разрабатываться предложения по защите сферы экономики от преступных посягательств, связанных с уклонением от уплаты налогов, а также проекты нормативных правовых актов, направленных на активизацию борьбы с налоговыми преступлениями, и проекты международных договоров в этой сфере.
2. Организация и непосредственное осуществление оперативно-разыскной деятельности (ОРД) (согласно Закону от 12.08.1995 «Об оперативно-разыскной деятельности»).
3. Деятельность по профилактике налоговых преступлений.
4. Участие в налоговых проверках по запросу налоговых органов (ст. 36 НК РФ). При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, сотрудники ОВД проводят самостоятельные проверки организаций и физических лиц.
Проверки, осуществляемые ФСЭНП, не являются налоговыми в соответствии с НК РФ. По результатам проверки ФСЭНП может быть принято одно из следующих решений:
– о возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в налоговые органы при наличии налогового право нарушения.
5. Возбуждение уголовных дел и их дальнейшее сопровождение.
6. Специфические функции – охрана налоговых инспекторов, членов их семей, участие в выемке документов, аресте имущества, внутренние расследования (борьба с коррупцией) [22, стр. 303 - 305].

Читайте также: